
Монастырь (кляштор) ордена бенедиктинок был основан в Минске по фундушу каноника виленского Войцеха Селявы, датируемому 4 мая 1633 года. Селява купил у Самуэля Друцкого-Горского и Александра Соколинского два дома с хозяйственными постройками, «огородами и полем» на левой стороне (если идти от Верхнего Рынка) Сборовой улицы (так по существовавшему здесь в XVI-XVII вв. кальвинскому сбору называлась нынешняя улица Интернациональная на участке от Энгельса до Городского вала) рядом с существовавшим с XVI века в этом месте католическим кладбищем — Кальварией. Участок был передан монашкам, первые из которых прибыли в Минск из несвижского монастыря ордена (к слову, частично сохранившегося).
Первоначально комплекс был деревянным, но уже через 14 лет появился тот самый документ, цитату из которого я привел в самом начале. Хадкевич вместе с супругой наняли немецкого архитектора Андреаса Кромера для строительства уже каменного костела и выделили на это 20 000 злотых. Трех запланированных лет (по условиям контракта Хадкевичи платили Кромеру указанные 20 тысяч семью частями на протяжении 1647-49 гг, причем последнюю часть после завершения работ) для возведения здания не хватило, потом началась известная война 1654-1667 годов, в ходе которой недостронный костел был значительно поврежден и разграблен московскими войсками, а деревянные постройки были уничтожены полностью. Монастырь восстановили в 1670-е годы, в 1671 году Мацибела из рода Рогозов, жена Самуэля Зенкевича отписала минским бенедектинкам фольварок Колки в Мозырском повете. Тогда же новый минский костел был освящен епископом Николаем Слупским.
Архитектор Андреас Кромер, «Magistеr RzemiosЕ‚a Mularskiego», уже строил на территории Беларуси. Незадолго до начала работ в Минске он закончил (в 1643 году) костел монастыря бернардинцев в Будславе, тот самый, который сейчас имеет статус «малой базилики» и является, пожалуй, главным центром паломничества католиков в нашей стране. Хроника будславского монастыря утверждает:
Hanс parvam Ecclesiam Andreas Kromer Faber murarius natione Germanus, Fide Ruthenus de Polocia,
т.е. мало того, что этот германский мурариус был из Полоцка (Polocia), так к тому же он еще был и православным (Fide Ruthenus). Такая религиозная толерантность.
В 1682 году весь комплекс реконструировали, рядом с храмом возвели новый каменный монастырский корпус. Через сто лет, в 1780-е гг. монастырь был вновь реконструирован по проекту архитектора Тамаша Романовского и приобрел барочный вид, который мы сейчас и знаем. Башни-звонницы однако закончили только к 1803 году. Помимо костела и жилого корпуса в монастырь также входили два флигеля, каплица, капеллания, ряд хозяйственных построек.
После этой реконструкции костел представлял собой прямоугольное в плане однонефное здание с пятигранной апсидой размерами около 46х13 метров. Храм имел двухскатную черепичную крышу, более низкую над пресбитерием. Главный фасад, обращенный к улице, завершался криволинейным фронтоном. Его фланкировали две высокие 3-ярусные башни с купольными завершениями. Интерьер под цилиндрическими сводами украшали пять 2-ярусных деревянных алтарей. Пол в пресбитерии костела был покрыт черными мраморными плитами, в санктуарии он был кирпичным. Сакристия была одна, на хорах стоял орган на 10 голосов. Рядом с хорами, около боковой стены, размещалась специальная галерея, где по праздникам выступали музыканты.
С юга к костелу был пристроен двухэтажный, прямоугольный в плане, монастырский корпус, накрытый высокой крышей. На первом этаже находились трапезная, кухня, пекарня, камора, несколько келий. Остальные кельи были на втором этаже. Интересной была система отопления здания — от печей в толще стен и под полом были проложены своеобразные кирпичные калориферы, дававшие дополнительное тепло. Под корпусом размещался большой склеп. К нему также примыкала деревянная официна, остальные хозпостройки (еще две официны, бровар, амбар, конюшня, 3 хлева и т.д.) находились на юго-восток от главных зданий монастыря. Перед главным фасадом рос сад (150 деревьев в 1804 году), рядом размещался огород, который доходил до городского вала. Вся территория монастыря была обнесена высокой каменной стеной с несколькими брамами.
Монастырь бенедиктинок действовал в Минске до 1871 года и был закрыт последним из некогда многочисленных католических монастырей города. В начале 1870-х его территорию вместе со всеми зданиями передали под Преображенский женский православный монастырь, католических монашек отправили обратно в Несвиж, откуда они и приехали в Минск за 240 лет до того, барочный же костел перестроили к 1873 году по проекту епархиального архитектора Сергея Иванова в скучнейшем псевдо-русском стиле. Верхние ярусы башен и фронтон разобрали, вместо них появились 5 глухих куполов-луковиц над основным объемом и высокая 3-ярусная шатровая звонница, деревянная, но обшитая железом. Была переименована и улица, на которую выходили постройки костела — она стала называться Преображенской.
В 1920-е годы православный монастырь также был ликвидирован. Церковь какое-то время продолжала действовать, но в 1930-е гг. и ее приспособили под клуб. Остальные монастырские постройки были разрушены. В 1941-44 гг. немецкие оккупационные власти разрешили возобновить богослужения в храме, но вскоре после окончания войны его опять закрыли, теперь уже навсегда. В середине 1960-х костел св. Войцеха окончательно стерли с лица города.
Сейчас о существовании в нашем городе монастыря бенедиктинок напоминает лишь чугунный крест на могиле одной из его настоятельниц Клотильды Войнилович на Кальварийском кладбище.