Таиланд 7. Храм Изумрудного Будды

Тайские слова звучат для русского человека чудовищно. Вслушайтесь в названия дворцов комплекса: «Хор Фра Ражфотгсанусорн», «Хор Фра Ражкораманусорн», «Сомут Девараж Уббат». И что я, спрашивается, должен делать? Травить читателей такими названиями невозможно, я и сам-то в них путаюсь, а перевода не существует. Еще запутаннее тайская мифология, пропитавшая храм. Дворцы хоть можно увидеть на плане, а как рассказать про то, что король демонов Тотсакан-Равана похитил прекрасную принцессу Ситу, из-за чего возникла большая война с битвами, в которых принимали участие волшебник Майораб, а также какие-то Кумпакан и Индрасит? Это что-то очень сложное. Между прочим, фреска, рассказывающая эту историю, имеет в длину около 300 метров. Я не очень представляю, как это все передавать в виде черненьких букв на белом поле. Ну ладно, сейчас попробую что-нибудь соорудить.

Изумрудный Будда — Википедия

Храм расположен на территории главного королевского комплекса Бангкока. За стеной три ступы, большая пагода и множество более мелких сооружений, которых не видно из-за забора. В пагоде находится собственно Изумрудный Будда. Никакой он на самом деле не изумрудный, но это отдельная длинная и любопытная история. Золотая ступа — обычная буддийская молельня, каких много. Хитрая четырехугольная конструкция по центру — это библиотека буддийских текстов, записанных на пальмовых листьях. Большая пагода за ней с фаллической круглой башней — это Пантеон, в котором стоят скульптуры-памятники умершим королям и урны с их кремированным прахом.

Вход от правого угла за зелеными кустами, и там сразу поворот налево вдоль стены, что на снимке. Мы попадаем во двор, ограниченный стеной слева и задней стенкой храма Изумрудного Будды. Заходим и оглядываемся.

Большая ступа на тайском языке называется «чеди», а маленькие пирамидки и ступы вокруг нее — «пранги».

Проходим мимо прангов и попадаем в следующий двор.

Двор охраняют шестиметровые демоны-яки.

Таких демонов на территории храма двенадцать штук. Они стоят по бокам от каждого входа. Ниже на фотографиях запечатлены еще две пары демонов.

Эта пара мне больше всего напоминает клоунов Бима и Бома. Только очень больших.

Кое-где над входами надстроены фарфоровые башни. Сейчас рассмотрим одну подобную башню вблизи. Но для начала посмотрите на общий вид. Пагода — это еще одна библиотека, в которой хранятся священные древние манускрипты. А на переднем плане очаровательная часовенка. По-тайски такая часовня называется «вихарн».

Все элементы шпиля вихарна — хрупкий фарфор. Гид мне рассказала, что фарфоровые кусочки привозились в Таиланд из Китая как осколки, возникающие в процессе производства посуды. Вообще, Таиланд очень вторичен. Это нация никуда не рвется, не стремится быть первой, не прославилась никакими технологическими достижениями, не вошла яркой нитью в историю человечества. Самые шикарные тайские дворцы и храмы выглядят очень скромно на фоне аналогичных сооружений в других странах. В Таиланде свое только золото. Золота действительно много. Всю остальную роскошь тайцы импортируют и умело встраивают в свою культуру. Наиболее тесные связи у Таиланда с Китаем, поэтому большинство любопытных элементов культуры китайского происхождения. С незапамятных времен корабли плыли в Китай с пряностями, рисом, я даже сам толком не знаю с чем. А назад возвращались пустые. Кто-то умный догадался засыпать в трюмы осколки фарфора. Их в Таиланде превращали в украшения.
Но бывают и альтернативы китайским традициям.

Микро-храм перед часовней-вихарном не имеет молельной ценности и стоит скорее как как музейный экспонат. Этот миниатюрный храм скопирован с главного храма камбоджийского священного города Ангкора. Дело в том, что Камбоджа и Бирма играют особую роль в культуре буддизма, а попасть в эти страны непросто, и большинство тайцев раньше, во всяком случае, не могли об этом даже мечтать. Поэтому вся площадка Изумрудного храма застроена так разнородно: короли стремились привезти элементы соседних культур в Бангкок и познакомить с ними своих подданных. Похвальное стремление, между прочим.

Главный вход в игрушечный камбоджийский храм. Внутри, по идее, могут молиться только крысы. Может быть, они это там и делают.

Вход в тайский Пантеон.

Это башня на одной из пагод, снятая крупным планом с высокой террасы.

Золотые отсветы на крыше пагоды с Изумрудным Буддой. Согласитесь, очень интересное физическое явление. Цвет крыши меняется от изобилия золотых элементов.

Сам Изумрудный Будда был сделан неизвестным мастером очень давно, не меньше тысячи лет назад. В отличие от гигантских Будд-монстров, Изумрудный Будда имеет высоту всего 60 сантиметров. Он высечен из большого куска нефрита. Нефрит такого размера встречается крайне редко, это абсолютно уникальная статуя. В 1434 году, то есть почти 700 лет назад, этого Будду обнаружили при раскопках (!) в древнем городе, которого уже нет на современной карте. Изумрудный Будда был весь обмазан гипсом, чтобы враги не поняли его ценность. Как одна из десятков тысяч мелких Будд, эта статуя перекочевала в какой-то храм. Однажды кусочек гипса откололся, и какой-то монах заметил зеленый цвет основной скульптуры. Он принял камень за изумруд, отсюда и название. Ценность находки определили сразу. Ее долго возили с места на место поближе к королям. Эти переезды окутывают разнообразные легенды. Якобы статуя сама определяла где ей хотелось бы находиться и не давала себя увезти куда попало. Как-то на короткий период времени тайцы остались вовсе без королей и не нашли ничего лучшего как пригласить поцарствовать короля Лаоса. Приглашенный монарх пришел, поцарствовал и свалил обратно в свой Лаос. Изумрудного Будду он забрал с собой на память. Следующие 226 лет Будда провел в столице Лаоса Вьентьяне. Тайский король Рама Первый, заложивший поныне властвующую династию, захватил Лаос во время бирманского похода и вернул Будду в Бангкок. Там для него специально построили храм на территории королевского дворца. Еще через 230 лет русскоязычный канадский турист Andy зашел на территорию королевского храма и увидел Изумрудного Будду своими глазами. Потом он начал писать всякую ерунду про то, что видел и чего не видел, а вы это все теперь читаете. Вот и вся история.

Внутри храма фотографировать нельзя, но через открытые двери можно. Изумрудный Будда сидит на высоком троне, и разглядеть его сложновато. К тому же, в отличие от прочих практически голых Будд, закутанных в тряпки, этот одет в наряд, сотканный из золотых нитей. У Будды три золотых рубашки на три времени года. В Таиланде три времени года. Вивальди мог бы сэкономить один концерт, если бы он об этом знал. Есть зима, лето и сезон дождей. Три раза в год король лично переодевает Изумрудного Будду. Существует и музей одежд Изумрудного Будды, собранных за годы его переодевания, но я в него не пошел.

Этот храм — личный храм короля. Поэтому в нем нет монахов. Король сам себе главный монах. Поэтому большие Будды в храме посвящены реинкарнации предков короля. Статуи слева и справа от Изумрудного Будды посвящены Рамам Первому и Второму, а где-то еще в храме есть статуя в честь Рамы Четвертого. Он славный был король, любил вино до черта, но трезв бывал порой — простите, это меня куда-то не туда занесло.

Автопортрет в золоте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.