Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20726)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Швейцария
(420 постов)
 
Всего постов

20726

Таиланд 3. У ног Большого Будды

0
10 Февраля 2009
osiris
0
0

Таиланд 3. У ног Большого Будды
Таиланд - это первая буддийская страна, в которой я побывал, но не первая моя встреча с цивилизацией буддизма. И я точно знаю, что есть и другие подходы к этой религии. Поэтому все, что я напишу дальше, не абсолютное знание, а просто мои впечатления от буддизма на таиландской земле. Я постараюсь ничего не напутать в этом изложении, но считать, что то, что я тут излагаю, есть стопроцентно верная информация, все-таки не следует.

Настоящее имя последнего и наиболее известного Будды Сиддхарта Гаутама. Это был индийский принц, достаточно богатый и избалованный. Он родился в 560 году до н.э. (некоторые считают, что в 623) на границе Индии и Непала. Когда ему исполнилось 29 лет, он якобы прозрел, скинул свои дорогие шмотки и вообще отряхнул с ног прах старого мира, покинул дворец и пошел учить людей, как им достигнуть нирваны и прочих божественных стадий на пути к очищению и перевоплощению. По легенде, к этому перерождению его сподвигнул увиденный старик. Папаша принца Сиддхарты старался оградить сыночка от неприятных впечатлений, и поэтому стариков к нему не допускал. Когда же Сиддхарта старика все-таки увидел, у него случился катарсис, ну, и дальше все само пошло. В отличие от христианства, в буддизме пророк не является олицетворением Бога. Там вообще нет понятия монотеистического бога. Будда был одним из его воплощений, были воплощения до него, были и будут и после него. Поэтому статуи Будды не совсем посвящены Сиддхарте Гаутаме, но как бы и ему тоже. Если хотите, легендарный Сиддхарта - это Будда в узком смысле этого слова, а в широком смысле частичка Будды есть в каждом человеке, при том, что в каждый конкретный момент в чьем-то обличье по земле ходит подлинный вечно живой Будда. Такой вот винегрет, в котором я, признаться, очень мало что понял. Опять же, в отличие от христианства, исторический Будда особенно не страдал. Он много путешествовал, проповедовал свое учение, упражнялся в способности достигать нирваны, и в конце концов заболел и умер на 80 году жизни, сказав ученикам, что уносится от них, постигнув наконец истину. Утверждается, что сразу после его смерти приключилось большое землетрясение.
Сейчас религии буддизма придерживаются 600 миллионов человек. Любопытно, что на родине Будды, в Индии, эта религия не стала доминирующей. Но в Индии буддистов тоже немало, я видел огромные храмы. Вообще, 600 миллионов - это впечатляющая цифра.
Буддийские святилища абсолютно непохожи на аналоги других мировых религий. То есть ничего общего. Структурных элементов поклонения три: статуи Будды (отдельно или в составе алтаря), пагоды (помещения для собственно молитв), и ступы - монументальные сооружения, по форме напоминающие термитники.
Разберемся вначале со статуями.
Во-первых, они выполнены примитивно до крайности. Ничего похожего на филигранные шедевры Возрождения и христианской культуры вообще. Будду изображают только в трех позах: он может стоять, лежать на правом боку, подперев голову правой рукой и вытянув левую руку вдоль туловища, и сидеть, скрестив ноги (почему-то в русском языке эта поза называется "сидеть по-турецки", видимо, все население южнее Крыма раньша ассоциировалось с турками). В последней позе одна, чаще левая рука должна покоиться на колене, а правая будет согнута, но тут уже возможны вольности в расположении ладони в интервале от груди до колена. Канонического лица у Будды нет, но есть некоторые общие черты на всех статуях. Глаза всегда открыты. Будда достигает нирваны с открытыми глазами, это важно. С закрытыми-то что, так каждый дурак сможет, а вот с открытыми - это по-настоящему круто. Чаще всего лицо у Будды очень женственное и приветливое, но оно может быть и грозным. Вообще, вторичные половые признаки у тайцев выражены намного слабже, чем у европейцев, и подчас отличить мужчину от женщины нелегко. Отсюда, скорее всего, взялась мода на трансвеститов, и именно поэтому тайские моральные нормы очень к ним терпимы. Поэтому, если бы не знать точно, что Будда мужчина, не всегда можно было бы определить пол статуи. Наконец, Будда отличается огромными оттянутыми вниз ушами. Почему так, я раньше не знал, но вот в комментарии к прошлому посту мне популярно объяснили, что это признак мудрости.
Во-вторых, статуи Будды должны быть огромны. Ну, то есть не так. Они могут быть и сравнительно невелики, но могут быть и гигантскими. И там такая популярна фаллометрия: самая большая сидящая статуя, самая большая лежащая, самая большая из бронзы, самая большая из гипса, больше всего золота, перламутра, ну, то есть что-нибудь такое самое большое должно присутствовать в любом приличном храме.
В-третьих, этих статуй должно очень много. Чертова туча, десятки тысяч. Буддизм - это поп-арт мировой религии. Когда Энди Уорхолл поместил на полотно пятьдесят портретов Мерилин Монро и назвал эту мерлихлюндию предметом искусства, он повторил задворки буддийской культуры. А недалекие белые люди назвали его за это классиком и новатором. Я, кстати, видел оригиналы работ Уорхолла, включая знаменитую Монро, я знаю, о чем пишу. То есть я плохо отношусь к поп-арту, но признаю гипнотическую силу повторений. Вот, я нашел случайно правильное слово. Весь буддизм - это гипнотическая сила. Там все крутится вокруг этого дела. Примеров влияния повторений на нашу жизнь много, начиная от орнаментов обоев. Еще вспоминается нехитрый приемчик Муссоллини, который исписывал заборы бесконечными повторениями слова "дуче". Это тоже гипноз.
Официальный цвет тайского буддизма - желтый или оранжевый. Поэтому золото и тряпки, много золота и тряпок. Посмотрите еще раз на снимок. На реставрацию этой статуи ушло 24 тысячи золотых лепестков, а длина оранжевой тряпки, перепоясывающей Будду, больше 20 метров. И помойное ведро оранжевое. Другим оно быть не может, это было бы неправильно. Пальцы ног Будды украшают желтые цветочки. Все свечки желтого цвета. Желтый цвет с переходом к красному через оранжевый - абсолютная и безусловная цветовая доминанта любого буддистского храма в Таиланде.
Таиланд 3. У ног Большого Будды 
Статуя Большого Будды, с которой я начал репортаж, одна из самых больших в мире. Ее высота 32 метра, ширина 11 метров. Посмотрите, сколь жалок человечек у ноги статуи.
Таиланд 3. У ног Большого Будды
Таиланд 3. У ног Большого Будды 
На этом кадре уже не Будда, но храм тот же. Дело в том, что храм возник в старом китайском поселении, и китайские божки органично вписались в структуру храма. Вообще, это частое явление. Подчас невозможно отличить китайскую пагоду от тайской, и элементы культур мирно соседствуют друг с другом. Тайцы-китайцы - братья навек. А вовсе не Сталин и Мао, как раньше считалось. 
Таиланд 3. У ног Большого Будды 
Вход в храм Большого Будды в Бангкоке, тоже иллюстрирующий мой комментарий выше.
 
Храмов очень много. Как в храме много Будд, так в городе много храмов. Для таиландца нормально идти куда-то по своим делам, заскочить по дороге в храм, помолиться и идти дальше. Насколько я смог заметить, точного времени молитв нет. Поэтому в пагодах, в которых происходят молитвы, пусто. Но там всегда кто-то есть и кто-нибудь молится. О чем и как? Не знаю. Молитвы про себя, только губы шевелятся и четки трещат. Четками в буддизме называют длинные сухие палочки коричневого цвета в коричневом же стакане. Их надо встряхивать во время молитвы, отчего происходит странный сухой звук. Если молящихся много, отовсюду слышен это шелест и потрескивание четок. А воздух наполнен пряным запахом курящихся благовоний. (Смешное слово, правда? Благо и вонь - велик и могуч наш язык).
Таиланд 3. У ног Большого Будды 
Фотографировать можно сколько угодно. Это не возбраняется. Буддизм проповедует терпимость к чужому поведению, в том числе и к фотосъемке. но я очень стеснительный человек, и мне кажется, что фотографировать людей, да еще в церкви, неприлично.  Уму непостижимо, сколько кадров я из-за этого пропустил.
Таиланд 3. У ног Большого Будды 
Громкоговорители - они везде. Это важнейший элемент культуры. Проповеди читаются напряженным глуховатым и как бы сильно рассерженным голосом. Чтение проповедей - отдельная удивительная профессия. Гудение голоса в динамиках напоминает мощного жука. Фразы короткие с четко выверенными абсолютно одинаковыми паузами. Интонационно к концу фразы голос слегка поднимается, так, как будто строгий и немолодой учитель отчитывает и стыдит свой класс, не обращаясь ни к кому лично. Допустимо, если чтец закашляется или подавится слюной - все мы люди, а проповедь может длиться часами. Самого чтеца не видно, он не выходит к публике, и только его голос злобно бьется в динамиках, погружая слушателей в транс. Я попробовал представить себе, как я бы произнес буддийскую проповедь на русском. Как говорил Костик из "Покровских ворот", "перепереть вашу полечку на родной язык". Ну, это импровизация, конечно. Сейчас наваляю. 
 
А те, которые спустились с гор, да будут всегда. Но, если выйти наружу, вы увидите свет. А которые не увидят свет, да будет им темно. Или наоборот, что тоже неважно. Но, если вы слышите Его, да пребудет Он с вами. А которые не слышат, пусть дарует им прощение. Мы все уйдем туда, и только некоторые вернутся. А если не получится, то так и нужно. И не говорите, что это галиматья. А если кто не чувствует, то и нет ему знания. 
И  так далее, дальше самостоятельно.
 
Музыке в буддизме нет места. Но звукам место есть. Помимо громкоговорителей, есть разные прочие предметы для постижения божественного промысла.
Таиланд 3. У ног Большого Будды 
Колокола. Каждый проходящий имеет право и даже должен извлечь звук.
 
Таиланд 3. У ног Большого Будды 
Это ужасно интересная литавра в самом древнем храме Таиланда в Аюттче. Я покажу его позже в деталях, а пока о литавре. Естественно, чистейший абстракционизм. Можно заставить ее звенеть, а можно стукнуть так, чтобы она нежно гудела. Большинство стучит молотком три раза, но я не знаю, сколько нужно. Я сам стукнул один раз совсем чуть-чуть, и литавра отозвалась еле слышным звоном, а пару раз я двинул по ней неслабо, и она буквально взорвалась от эмоций. Транс и гипноз, что и говорить. Грибочками бы еще галюциногенными кормили бесплатно, и можно было бы жить рядом с литаврой.
А многие и живут, что ж такого.
Таиланд 3. У ног Большого Будды 
Монахи за трапезой. Я не знаю, носят ли они нижнее белье. Знают ли эти молодцы о существовании трусов? Вопрос, однако. Одежда монаха - тряпки желтого или оранжевого цвета. Любопытно, как разные народы решают вопрос о том, как питаться монахам, если они вроде бы обязаны служить только Богу, а он не платит жалования наличкой и не подписывает чеки. В суровом российском климате монахи занимаются натуральным хозяйством. Это по крайней мере достойно, хотя и неэффективно. В безнравственной Европе монастыри ведут разнообразную экономическую деятельность. Это прибыльно, но им там приходится оправдывать себя перед основным божественным работодателем с помощью словесных трюков. Евреи просто считают, что божественных слуг должны кормить люди, и точка. Это удобно, но нелогично. В буддизме монах может добывать деньги любым способом, самым популярным из которых является попрошайничество. Однако в последнее время государство склонилось к еврейскому способу поддержки своих задвинутых на божественности сынов, поэтому монахи-попрошайки с улиц Бангкока исчезли. Говорят, раньше их было там много. Но и сейчас идущих по своим делам монахов можно встретить очень часто.
 
Снимок монахов сделан внутри огромного действующего храма, одного из самых больших буддийских храмов в мире. Он называется Нахон Патом, не знаю, как это перевести. Я вообще стараюсь не давать названий, потому что для нашего слуха они звучат неблагообразно, запомнить их невозможно, а что они означают - непонятно. Пусть Нахон Патом будет исключением из этого правила, потому что мне придется ссылаться на это название дальше.
 
Помимо своих размеров, храм славится одной из самых больших золотых статуй лежащего Будды.
Таиланд 3. У ног Большого Будды 
Впечатляет. Остановлюсь на фигурках на первом плане. Это тоже Будды, понятное дело, но выглядят они странновато, как будто их облепили нарочно фантиками-золотинками от конфет. Так и есть! Только это не фантики. Это чистейшее листовое золото! Невесомые квадратики толщиной 20 микрон (в два раза тоньше волоса) и размером примерно 3х4 сантиметра валяются повсюду, просто на полу. Эти статуи не позолочены исходно. Задача верующего - купить листик золота и приляпать его на статую так, чтобы этот листик не отвалился. Тогда сбудется желание. Приляпать листик без клея затруднительно, он падает вниз и рвется. Можно подобрать упавший листик с пола и попытаться закрепить его снова. Я тоже занимался оклеиванием Будды, только не здесь, а позже, в другом месте. Очень потешное занятие.
Таиланд 3. У ног Большого Будды 


Автор: andantonandanton

Похожие темы

Сегодняшний пост посвящен одним из самых известных мест Бангкока, занимающим центральное место в религиозной и политической жизни страны. Это...
02 Мая 11
0
Ват По - самый старый храмовый комплекс в Бангкоке, старше самого города ангелов. Если Ват Пра Кео по-ощущениям напоминает филиал...
03 Февраля 11
0
Тайские слова звучат для русского человека чудовищно. Вслушайтесь в названия дворцов комплекса: "Хор Фра Ражфотгсанусорн", "Хор Фра...
18 Февраля 09
0
Весьма важно уметь грамотно выстроить маршрут поездки. Благодаря этому Вы можете абсолютно реально сэкономить деньги, сберечь силы и оказаться в...
06 Октября 13
0
  Последний день пребывания в Шанхае мы выделили исключительно для храма Нефритового Будды. Он расположен в северо-восточной части города и...
20 Мая 13
0