Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20724)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Беларусь
(332 поста)
 
Всего постов

20724

Москва - Валаам - Москва

0
18 Сентября 2008
immortal8888
2
0

Москва - Валаам - Москва

В воскресенье вечером мы наскоро запихали в машину походный набор, закупились едой и водой, заправили чаем большой термос и выехали из Москвы по бывшей 95-й на Питер.

Времени у нас было порядка недели, на машине практически не было тормозов и довольно сильно убита подвеска, поэтому ничего особенно не планировалось, маршрут не просчитывался и состоял лишь из пожеланий «неплохо было бы». Главным образом, с этой целью были взяты с собой, помимо палатки, пенок, спальников, котелка, топора и прочего, на случай форсмажора, тёплые вещи (горнолыжные костюмы) да пара шерстяных одеял.

Поскольку уже вечерело, в день выезда решили особо не гнать, в случае удачной дороги добраться до Валдая и встать лагерем на озере, а попутно понаблюдать машину да сориентироваться на трассе с полезным презентом, сделанным мне на днях другом-перегонщиком. Презентом являлялся портативный трансивер Midland, с полутораметровой антенной на мощном магните, укреплённой нами на крыше и добавляющей нашей неприметной легковушке пару лишних очков фарса. Рация нехитро настраивалась на 15D канал и позволяла в радиусе примерно 15км уверенно принимать сигналы от дальнобойщиков по поводу обстановки на дороге. Великолепная, надо сказать, вещь: на каждом участке пути ты оказываешься своевременно предупреждён об авариях, радарах ГИБДД, становишься слушателем всевозможных дальнобойных матюгов и комментариев происходящего за бортом. Приветствуется также и собственный вклад в этот пресловутый голосовой чат – если увидел, как гаишники пристраиваются в кустах для сбора денег, можешь тут же передать координаты мздоимцев в эфир и тебя тепло поблагодарят в ответ. Не говоря уже о том, что легковушка с такой антенной всегда лояльно воспринимается самими фурщиками.
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
По достоинству оценив подарок, мы, минуя все посты ГИБДД на положенной скорости и ускоряясь до 140 там, где позволяла трасса, прибыли на Валдай к 11 вечера и свернули в сторону Иверского монастыря. Примерно 5км дороги, петляющей перелеском по самой кромке озера, закончились возле деревянной будки со шлагбаумом, за которым виднелась дорога к скудно освещенной редкими фонарями обители.
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Из будки вышел охранник, весьма приветливый молодой человек. На вопрос о том, можно ли нам расположиться возле озера с палаткой, ответил с сожалением отрицательно, но, обратив внимание на номера, вдруг задумался, поприветствовал нас еще раз как земляков и пояснил – территория под охраной, ожидаются какие-то гости, но он нас проводит в место, где можно разбить лагерь, не разжигая костёр. Пока мы при свете единственного фонаря извлекали из багажника все тёплые вещи, прикидывая температуру за бортом и безрадостную перспективу ночи без костра, к будке из темноты вышел мужчина интеллигентной и открытой наружности, представился отцом Фёдором и поинтересовался у нас, кто мы и куда путь держим. Не получив сколько-нибудь конкретных ответов (мы и правда не знали, куда, в итоге, доберёмся), он взглянул на наши вещи, с сомнением покачал головой и предложил переночевать в монастыре, в келье для паломников. Мы, однако же, отказались, так как появление наше выглядело чересчур навязчивым, и с уверенностью заключили, что палатки нам вполне хватит. Надо добавить, что в эту ночь на Валдае температура упала почти до нуля и, вдобавок к этому, был сильный ветер с воды. Распаковывая вещи, мы уже вовсю сомневались, удастся ли нам провести предстоящую неделю путешествия в палатке. Отец Фёдор был несколько озадачен нашим отказом и поинтересовался, чем обосновано такое решение, и как наше бесцельное движение связано с философскими взглядами. Вопросы эти вызвали дискуссию, которая продолжалась до глубокой ночи, в нее были вовлечены мы - трое путешественников, и трое человек из монастырской братии, включая охранников. Мы говорили о Боге, о добре и зле, о религии, вере, любви, отечестве, патриотизме и государственности. Беседа была очень интересной, наверное, поэтому она даже достойна отдельного повествования, здесь скажу лишь, что завершилась она, несмотря на наше сожаление, в третьем часу ночи и исключительно из соображений целесообразности.
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Повторное приглашение обустроиться этой ночью в стенах монастыря мы, конечно же, приняли с радостью, ни времени, ни желания разворачивать лагерь, а затем собираться рано утром у нас уже не было. Фёдор проводил нас внутрь монастыря, в большое здание, стоящее наотшибе. Внутри оказалось очень тепло и уютно, мы бросив на монастырские раскладушки свои спальники, упали поверх, наскоро обсудили впечатления первого дня и уснули:)
Москва - Валаам - Москва
Подъем был запланирован на 8 утра, так как мы были приглашены на завтрак в монастырскую трапезную.
Утром мы умылись, собрались и в назначенное время оказались возле трапезной, где нас встретил Фёдор и поздоровался с нами. Завтракали мы с немногочисленной монастырской братией, после чего, сердечно поблагодарив Фёдора за гостеприимство, пофотографировали архитектурные доминанты монастыря и отправились в путь дальше.
Москва - Валаам - Москва
трапезная:
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Надо заметить, что Фёдор и некоторые другие насельники монастыря, с которыми нам удалось пообщаться, оказались весьма интересными собеседниками, и, вдобавок, с отличным чувством юмора. Когда мы прощались, то решили в качестве подарка вручить Фёдору моток туристической верёвки – в хозяйстве, де, пригодится. Со словами «примите от нас в знак благодарности, как символ взаимосвязи разных людей и взглядов» мы вручили наш скромный презент. «А мыло?» - с искрой во взгляде ответил Фёдор, намекая на наш ночной диспут. Но подарок принял и попрощался весьма тепло, приглашая будущий раз в гости вновь…
Москва - Валаам - Москва
Через полчаса мы стали на трассу Е95 в сторону Великого Новгорода, куда въезжали после обеда. Исследовав центральную часть города, кремль и берега Волхова, мы выбрались из города к вечеру и направились в сторону Питера.
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Здесь наступил дискуссионный момент, куда держать путь дальше. Решив зацепить Питер «в другой раз», мы свернули на Петрозаводск, в сторону Ладоги и через Кириши и Волхов оказались вскоре практически на берегу бескрайнего Ладожского озера. Около 8 вечера погода начала портиться, то и дело шел дождь, пролетающая за окном местность выглядела недружелюбной и не располагающей к палаточной жизни, поэтому было принято решение ехать, сколько хватит сил.
От Лодейного Поля, свернув на Олонец, мы пересекли границу с Карелией и спутниковые карты на этом кончились. Впрочем, несмотря на то, что бумажной карты у нас не было, это нас не смутило: рация работала превосходно, мы изредка запрашивали эфир и фурщики подробно объясняли, как лучше всего двигаться дальше.
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
За окном уже было совершенно темно, от Олонца наша дорога побежала через Ильинский, Видлицу, Питкяранту, Импилахти, и множество других населённых пунктов со странными названиями, вдоль кромки озера, на Сортавалу. Дорога паршивая, сильно петляет, но движения практически нет, лишь редкие легковушки с местными номерами, да фуры. Ксю спит на заднем сиденье, а мы не спеша едем сквозь ночь, периодически останавливаясь, чтобы размяться, выпить чаю да послушать удивительную тишину здешних диких мест. Кристально чистый, вкусный воздух за бортом, фары то и дело выхватывают из темноты причудливые очертания одно-двухэтажных деревянных домиков да редких участков. Кое-где встречаются даже фонари, освещающие ночное одиночество этого загадочного края своим холодно-желтым светом.
Дорога периодически то взбирается резко вверх, где на обочинах появляются огромные валуны, постепенно переходящие в настоящие скалы, то падает вниз, где кругом лес и чувствуется незримое присутствие огромной воды. Иногда, видимо, дорога пролегает по кромке скалистого мыса и тогда мы предполагаем, что слева, за отбойником, должен быть обрыв и вода внизу. Едем аккуратно, не спешим, но и спать уже не хочется. Ночная тишина этих мест, свежий воздух и одиночество действуют магнетически, напитывая чувством свободы и ощущением первооткрывателя.
Около четырёх утра мы, наконец, въезжаем в Сортавалу. Пересекаем город, на пристани безуспешно пытаемся найти расписание морского транспорта. Оставляем маячок с текущими координатами gps на навигаторе, затем выходим на трассу на Питер, сворачиваем за городом на Хюмпеля и начинаем искать место для лагеря. Ночью, в свете фар, не зная этих, довольно диких мест, сделать это сложно. После пары неудачных попыток, въехав один раз в лесную чащу, а другой – в скалы, мы сворачиваем на дорогу в сторону какого-то дачного поселка, находим первый попавшийся участок без забора и, как настоящие вандалы, без спроса располагаемся прямо на чьих-то землях) Ксю некоторое время фотографирует начинающийся рассвет, а мы с Коляном в свете фар устанавливаем палатку, одеваемся во все самое тёплое и падаем спать.
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Просыпаемся около часу дня. Погода великолепна! Ярко светит солнце, вокруг сопки, лес, аккуратные домики. Вдали ярко блестит зеркало озера и мы понимаем, что надо срочно собираться. С соседнего участка к нам приходит женщина, интересуется, не новые ли мы соседи. Говорим, что туристы, извиняемся, что так неразборчиво расположились, мотивируем усталостью и темнотой. Смеется, говорит, что невдалеке есть ручей, можно умыться. Приводим себя в порядок, моемся в ручье, вода холоднющая.
Через полтора часа мы уже въезжаем обратно в Сортавалу и без промедления направляемся к пристани. На погрузке стоит баркас «Мария», нам рекомендуют обратиться к капитану.
Капитан, чрезвычайно дружелюбный лысый дядька в красной куртке, соглашается подвезти нас за 300р с человека. Мы просим его подождать буквально 20 минут, пока мы пообедаем в кафе на пристани, он соглашается. Мы обедаем, упаковываем рюкзаки, берём с собой все, что необходимо для двух-трех дней автонома, ставим машину на стоянку рядом и уже через полчаса выплываем на «Марии» на остров Валаам.
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Водный путь чрезвычайно красив. Берег озера сильно изрезан, то скалист, то покрыт лесом. Многочисленные островки. Виды уже почти совсем по-северному суровые, но удивительно живописные. Волна смело бьёт в борт, оттуда, с открытой воды нарастает суровый, могучий бриз и пронизывает насквозь. Мы торопливо одеваемся в горнолыжку, достаём перчатки, шапки и располагаемся на носу баркаса. Здесь определённо есть что посмотреть! Вот берега остаются позади, судно даёт полный ход и мы понимаем, что горнолыжка это не панацея. Сквозь стекло рубки видно, что капитан смеется над нами, через минуту приходит его помощник и вручает нам три огромных меховых шубы лохматого года, но, однако, не растерявшие своих качеств. Мы садимся на свернутый на палубе швартовочный трос, накрываемся шубами и только тогда наступает спасение от этого всепроникающего ветра. Теперь мы можем спокойно наслаждаться видами!
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Постепенно берега тают вдали, а впереди, словно парящие над водой, становятся видны острова Валаамского архипелага. Мы приближаемся, но, покуда они далеко, не покидает ощущение моря. Волны огромные, свинцово-тёмные, разбиваются в звонкие брызги, и только если взглянуть отвесно вниз, становится видно, насколько вода прозрачная, чистая…
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Вот показался шпиль колокольни Спасо-Преображенского собора, постепенно все отчетливее виден и сам собор, а вот угадываются очертания Никольского скита. Мы приближаемся и становится очевидно, что это не просто остров, это удивительный край, природный уголок суровой красоты.
Наш баркас входит в Монастырскую бухту, отвесные, скалистые, два десятка метров высотой, покрытые хвойными лесами берега проплывают мимо, видно, как волна набегает на камни, и возникает ощущение, что мы уже гораздо дальше, чем пара сотен км от Питера по прямой. Ощущение неведомого острова в океане.
После того, как «Мария» швартуется, мы выгружаемся на берег, спрашиваем координаты стоянки для туристов и направляемся туда.
Стоянка расположена на берегу, на северо-востоке, мы бодро шагаем в ту сторону минут 20, но затем ошибочно сворачиваем к воде раньше, и поселяемся, как потом оказывается, в одной из самых живописных частей острова. Здесь уже есть готовое кострище и место для палатки, подготовленное еловым лапником. Мы размещаемся в десятке метров от воды и разбиваем лагерь…
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Надо заметить, что, конечно же, присутствие цивилизации на острове очевидно, во всех смыслах. Помимо монастыря и сопровождающих его построек тут есть свой порт с парком в десяток судов, отделение милиции и ГИБДД, действуют пекарня, автохозяйство, керамическая, столярная и слесарная мастерские, камнерезное производство. Есть котельная, метеорологическая станция, станции сотовой связи и военной связи. Сельское хозяйство образовано земледелием и животноводством, в разных частях острова есть возделанные поля и пастбища, форелевая ферма.
Для туристов и паломников организованы трапезные и кафе, проживание и паломническая служба, сувенирная торговля... На отдельном пирсе пришвартована бывшая президентская яхта «Паллада», подаренная Путиным монастырю… Зачем и почему - оставим без комментариев.
Расценки в трапезной и сувенирных лотках вполне туристические, отношение преобладает такое же. Очевидно, что довольно большая часть местного населения относится к монастырю «поскольку постольку», лишь проживая и работая на острове. Впрочем, в скором времени монастырь, совместно с руководством республики, предполагает изрядно очистить остров от мирян. В рамках плана развития острова для обеспечения жизнедеятельности на острове останется около 300 человек, остальные будут переселены. По этой программе в г. Сортавала уже сдан 60-квартирный дом, с правительством Карелии ведутся переговоры о строительстве на материке 80-квартирного дома. Вопрос о закрытии островов архипелага для туризма, однако, не стоит: доход от посещения островов, по материалам http://valaam.ru, при средней численности туристов 50-60 тыс. в сезон составляет порядка 12 млн. рублей в год.
Конечно, за то малое время, что мы пробыли на острове, ощутить все основные тенденции, сопровождающие «возрождение Валаама», сложно. Однако же, создалось достаточно противоречивое ощущение о целесообразности выселения местных жителей и по вопросам организации туризма.
Так или иначе, нам довелось пообщаться с местным населением, и, как правило, это оказывались весьма добрые и отзывчивые люди, многие из которых прожили здесь всю жизнь и видно, что душой и сердцем они с этой землёй. Между тем, на основных «магистралях» острова, функции которых выполняют неширокие, присыпанные гравием дороги, то и дело встречаются фантики, пивные бутылки, банки и другие проявления туристической активности. В то же время, в диких местах острова, на берегах озера, где изредка встречаешь кострища и следы стоянок рыбаков, все выглядит совершенно иначе, мусора и грязи нет.
Видимо, все же, первична цель, с которой человек ступает по этой земле. Для одних это может быть желанием уединения, покоя, стремлением на лоно природы, прочь от цивилизации. Для других это далёкий, сложный путь по святым местам, преодоление, откровение. Жажда прикоснуться к этой земле, проникнуться ее исторической духовностью, мудростью. Для третьих это просто родина, отчий дом и уют. Вряд ли кто-то из этих людей способен на хамство и свинское отношение, чего, впрочем, не скажешь о множестве туристов, бодро шагающих от пристани в составе экскурсионных групп, без энтузиазма фотографирующихся «на фоне» и пьющих пиво. В общем, от кого и каким образом спасать остров, и что именно стоит почитать истинным возрождением, оставим на суд истории. В рамках этого рассказа замечу лишь, что сами мы за время пребывания на острове не срубили ни одного дерева, жгли костёр исключительно из валежника и унесли весь мусор с собой. Я знаю, что так поступают многие туристы, и рекомендую всем следовать этому примеру, уважать себя, уважать природу…
Впрочем, я отвлекся. После нашего поселения на северо-восточной части следуют три ночи и два дня, которые мы пребываем на острове. Сначала мы предполагаем уплыть на второй день, чтобы отправиться на Выборг, а, затем, на Питер и оттуда вернуться в Москву, но вынуждены скорректировать планы из-за внезапного шторма. На день водное сообщение прекращено. Вообще говоря, это замечательная новость. За подаренное нам время мы проходим весь остров, с востока на запад, а, также, всю центральную часть. В день мы преодолеваем, по ощущениям, по 20 км, вечером валимся с ног, полные впечатлений, хватает сил только принять леденящий душ в водах озера, да подновить костёр, да выпить горячего чаю.
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
Москва - Валаам - Москва
На третий день утром мы отплываем обратно и выдвигаемся по западной стороне Ладоги, через примерно 50-км участок трассы, представляющей собой грунтовую дорогу, на Приозерск и, затем, на Питер. Дорогу сопровождают великолепные виды этого дивного края…
Москва - Валаам - Москва
Валаам глубоко запал в сердце. «Вы еще сюда вернётесь!» - предсказывали нам островитяне. Наверное, это так. За время нашего пребывания здесь, не испытывая острой необходимости, мы не стремились в сам монастырь. Гораздо интереснее нам показалось путешествовать в стороны многочисленных скитов, расположенных в живописнейших уголках острова, проникаться ощущением истории, свободы и мудрости этих мест. Этот необыкновенный природный и духовный мир, как никакой другой прежде, помогает аккумулировать мысли, ощущения, надежды в нечто единое, формирующее цельность, яркость, ясность восприятия. Позволяет свободно смотреть на себя со стороны, ну или просто – под другим углом. Конечно же, это просто остров. Просто природа, просто люди. Кроме одного «но», которое во все времена остаётся за кадром, но незримо присутствует, греет своей теплотой: сюда тянет вновь!

Параметры маршрута: Москва – Валдай - Великий Новгород – Олонец – Сортавала (Валаам по воде) – Приозерск – Великий Новгород – Москва. ~2500 км дорог, 18000 р., включая еду и бензин.
Автор: tibetmonktibetmonk

Похожие темы

В воскресенье вечером мы наскоро запихали в машину походный набор, закупились едой и водой, заправили чаем большой термос и выехали из Москвы по...
13 Декабря 08
2
Ить Бог, он есть. Воистину есть. За все мои мучения, за все циклоны, ветры и дожди, за больное горло и выломанные в зонтах спицы – вот она, награда....
07 Июля 09
0
Санкт-Петербург – невероятно красивый город, возведённый Петром I практически на воде. Несмотря на сырой  и ветреный климат, Питер насыщен...
04 Июля 13
0
Курилы всегда были важной стратегической точкой, ключом к Северной Пацифике. Недаром именно от острова Итуруп, из нынешнего залива Китовый, японские...
13 Ноября 09
0
сотни фотографий проще посмотреть по ссылке 12 мая поздно вечером успешно завершилась поездка в Судан, начавшаяся 2 мая 2008г....
16 Августа 08
2