Елец

До Ельца из Москвы ехать одну ночь, и прибываешь туда почти на любом поезде около 5 утра, причем надо иметь в виду, что украинские поезда дешевле наших примерно на 1/3.

Елец преображается с учетом пожеланий жителей - Российская газета

Вокзал в Ельце смело можно назвать одним из самых дурацких в России — от города его отделяет грузовая станция. Покидать вокзал нужно через сторону, противоположную городу, мимо грандиозного «лежбища» такси. Там Вы выйдете в какие-то неимоверно глухие задворки. Сверните налево — через 200 метров будет маленький автовокзал, а направо будет долгая дорога к центру — лучше ехать автобусом (только учтите, что 1 человек на остановке для них не повод останавливаться). Для меня вся эта схема была «культурным шоком»: подлые таксисты предлают довезти до автовокзала за 200р. (хотя там идти 5 минут!!!), а при вопросе, как пройти куда-либо, принципиально отправляют в противоположную сторону.
Но вот выход с вокзала преодолен, и вам нужно лишь повернуть на улицу Орджоникидзе — последняя ведет в Старый город:

Елец стоит на двух берегах реки Быстрая Сосна. Город это довольно древний — основан в 1146 году — и из-за своего положения на самой границе Дикого Поля долгое время он оставался маленькой и постоянно разоряемой кочевниками крепостью. Исторя Ельца — это история войн и набегов, а «в рост» он пошел лишь с конца 18 века, после покорения Крымского ханства.
Старый город расположен на правом берегу Быстрой Сосны. На левом в основном промзона и типовушки, и все же здесь недавно были построены очень красивые «ворота»:

Около ворот же стоит загадочная башенка, происхождение которой так никто и не выяснил:

Берега Сосны соединяют два моста — автомобильный и пешеходный, и с обеих их концов стоят мемориалы: последней войной Ельца была Великая Отчественная, и именно здесь были остановлены немцы.
На левом берегу:

На правом:

Здесь расположена братская могила — город потерял более 10 тысяч человек.
Старый город ни с берегов Сосны, ни с моста не виден — он закрыт зеленью. Вот такая панорама открывается с моста налево:

Виден Вознсенский собор — главная «официальная» достопримечательность Ельца.

Его строил архитектор Тон (автор ХХС) более 40 лет — с 1844 по 1888 год. Ныне ельчане с гордостью заявляют, что их собор — третий по величине в России (после того же ХХС и Исаакия). Я бы поправил — «четвертый», так как есть еще Крестовоздвиженский собор в уральском Верхотурье.
Но Вознесенский собор все равно грандиозен. Его высота — 73 метра, ширина — 35 метров, длина — 85 метров.

И по-моему, это шедевр своего времени в России. В середине 19 века, между закатом классицизма и рассветом модерна лучше строили только в Петербурге. Ныне же Вознесенский собор — классический Cathedral, как это называют в Европе: душа и сердце города, видимый почти из любой его точки и способный вместить, наверное, всех елецких православных одновременно.

Собор хорошо виден и от вокзала, а ночью он в густой зеленой подсветке. Внешне собор великолепен, но внутри — еще лучше. В его фресках, иконах, иконостасах, украшениях нету ни капли характерной для 19 века «казенщины». Все очень живо, торжественно и выдержано в едином стиле. А еще видно, насколько на Юге больше верующих, чем на Севере — служба в соборе впечатляет надолго.

Около собора — маленькая часовенка, построенная в 1801 году на том месте, где когда-то была могила защитников города от орд Тамерлана. Говорится, что там «Железный Хромец» был остановлен, но все же это не так — ведь Тимур разорил Коломну и дошел почти до Москвы.

Очень скромное убранство — под землей.

Напротив собора — памятник защитникам города. Во все времена и эпохи:

Но ельчане сумели защитить свой город не только от половецких и монгольских орд, воинства Тамерлана и вермахта. Они сумели сделать невозможное: защитить Елец от времени, и ныне здесь сохранился полноценный Старый город.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.