Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20724)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Сингапур
(80 постов)
 
Всего постов

20724

Самарканд

0
26 Августа 2008
immortal8888
3
0

Самарканд
Самарканд расположен в долине реки Заравшан. Это второй по величине город Узбекистана и ему столько же лет столько Вавилону и Риму.

Истории Самарканда около 2500 лет и был свидетелем многих переворотов, правления Александра Великого, Арабских и монгольских завоевателей, в конце концов Тимуридов. Таким образом культура самарканда представляет собой смесь Иранской , Индийской, Монгольской и немного Западной и Восточной культур. Волшебный и красивый город Самарканд имеет изумительную и привлекательную силу. Поэты и историки прошлого называли этот город "Римом Востока, красатой земных стран, жемчужиной Восточного Мусульманского Мира". Его выгодное географическое расположение в Зарафшанской долине ставит Самарканд на первое место среди городов Средней Азии.
Афрасиаб - имя мифического царя Турана и одного из легендарных героев «Шахнаме» поэмы великого таджикского поэта Фирдоуси. Под этим же именем известно место, где был расположен древний Самарканд - его первоначальное ядро - городище Афрасиаб. Это древний город, именовавшийся Мараканда, сложился уже к середине Iтысячелетия до н. э., когда был обведен крепостными стенами. Афрасиаб ныне - огромное скопление безжизненных холмов, примыкающих к современному городу с северной стороны. Но в далеком прошлом здесь кипела жизнь. На городище найдены прекрасные образцы поливной и неполивной глиняной орнаментированной посуды, множество терракотовых статуэток, фрагменты оссуариев, изделия из стекла, различные орудия труда, женские украшения, монеты и прочее. Археологические находки дают яркое представление о быте древнего Самарканда на протяжении многих веков его существования.
Самарканд
Регистан
Сердце старого Самарканда - площадь Регистан, что в переводе означает «Песчаное место». В XX в. этого названия, по-видимому, еще не было, и, очевидно, оно сохранилось с того времени, когда здесь протекал с юго-востока на северо-запад крупный арык, отложивший много наносного песка. При Тимуре на месте современного Регистана находился центральный базар. Археологические вскрытия на Регистане в 1920-21 гг. показали, что здесь были расположены постройки зажиточных горожан, которые в домашнем обиходе пользовались прекрасной глазированной и стеклянной утварью. Регистан - форум и торгово-ремесленный центр древнего города. Воздвигнутый здесь ансамбль монументальных зданий - уникальный образец градостроительной культуры минувших веков. Площадь Регистан с трех сторон замыкают величественные здания: медресе Улугбек (1417-1420), Шердор (1619-1639), Тилля-Кари (1647-1660).
Самарканд
Самарканд
медрессе Чир-Дор - Шердор
На месте, где ранее находилась ханака Улугбека, представлявшая в XVII в. громадную руину, правитель Самарканда Ялангтуш-бий начал строить большое медресе, позднее именовавшееся Шердор («здание со львами»), с изображением фантастических зверей кошачьей породы и серны на портале. Здание строилось почти 17 лет (1619-1635/36 гг.). Строителем этого медресе был зодчий Абдул Джаббар. Это здание - полное подражание находящемуся напротив медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. За два века, истекших со времени постройки медресе Улугбека, на Регистане скопился значительный, толщиной около 2 м, культурный слой и здание медресе Улугбека как бы вросло в землю и приобрело уже тогда искаженные пропорции. После установления советской власти начались ремонт и реставрация медресе Шердор. В этой сложной работе участвовали узбекские народные мастера, которые производили разборку и кладку свода по древним традициям, без кружал. Работа была закончена в 1925 г.
Самарканд
Самарканд
Самарканд
медрессе Тилля-Кари
В 1646-1647 гг. Ялангтуш-бий начал строительство нового здания, которое должно было своим передним фасадом замкнуть площадь Регистан с третьей северной стороны, где ранее находился улугбековский караван-сарай Мирзои. Было решено, что новое здание должно обеспечить функции медресе и мечети. Сооружение нового «малого медресе», позднее именовавшегося Тилля-Кари («Отделанное золотом»), не было закончено к смерти Ялангтуша. Медресе замечательно стенной живописью и богатой позолотой внутренних стен главного помещения мечети. Большое землетрясение в начале XIX разрушило в Тилля-Кари накренившийся главный портал, верхняя часть которого была отстроена заново, но уже без изразцовой облицовки. Это здание является в Самарканде последним величественным памятником архитектуры с богатой цветной облицовкой, начало его было положено Тимуром в конце XIV в.
Самарканд
медрессе Улугбека
Возведение архитектурных памятников на Регистане началось во время правления Улугбека. Высшее духовное учебное заведение, университет средневековья - медресе Улугбека было сооружено в 1417-1420 гг. В художественном отношении это здание не уступало постройкам Тимура и в то же время значительно превосходило их своей прочностью. В медресе находилось более 100 студентов. По преданию, в медресе преподавал сам Улугбек. Здание это имело два этажа, четыре высоких купола над угловыми аудиториями (дарс-хона) и четыре минарета по углам. Гигантский портал, занимающий две трети длины главного фасада, обращен к площади огромной, широкой и глубокой стрельчатой аркой Медресе Улугбека значительно пострадало во время междоусобий в 20-х годах XVIII в. Наружные купола и большинство комнат во втором этаже были разрушены. Вскоре после установления советской власти в Самарканде в медресе были произведены большие ремонтно-реставрационные работы и выпрямление северо-восточного минарета.
Самарканд
Обсерватория Улугбека
Среди исторических памятников Самарканда особое место занимает обсерватория, сооруженная Улугбеком в 1428-1429 годах на одном из холмов на возвышенностях Кухак, у подножия Чупан-ата. По словам Бабура, лично видевшего обсерваторию, это было трехэтажное покрытое прекрасными изразцами здание круглой формы диаметром более 46 м и высотою не менее 30 метров. В главном зале помещался громадный инструмент для наблюдения за Солнцем, Луной и другими светилами небесного свода. Обсерватория была для своего времени уникальным сооружением. Основой обсерватории являлся гигантский угломер (вертикальный круг), радиус окружности которого равнялся 40,212 метра, а длина самой дуги составляла 63 метра. Главный инструмент - секстант - был ориентирован с поразительной точностью по линии меридиана с юга на север. Научный труд Улугбека «Новые астрономические таблицы» содержит обширное введение (теорию) и собственно таблицы, составленные по наблюдениям, произведенным Улугбеком в обсерватории. Во введении изложены принятые у различных восточных народов способы летоисчисления, вопросы практической астрономии, теория планет и астрология. Среди многочисленных астрономических таблиц в труде Улугбека большой интерес представляет таблица географических координат 683 различных населенных пунктов стран мира. Звездный каталог Улугбека состоит из 1018 звезд, расположенных по созвездиям. Каждая звезда имеет номер, кратко описано ее положение в созвездии. Некоторые астрономические величины были определены Улугбеком с большой точностью. Продолжительность звездного года Улугбека определена в 365 дней 6 часов 10 минут 8 секунд. Действительная величина года, по Ньюкомбу (1900 г.) равна 365 дням 6 часам 9 минутам 6 секунд. После убийства Улугбека (1449 г.) обсерватория была обречена на разрушение. Уже в XVI в. она превратилась в груду развалин. Долгое время точное местонахождение обсерватории оставалось неизвестным. Лишь в 1908 г. В. Л. Вяткину удалось обнаружить ее остатки благодаря документу XVII в., дававшему определенные указания о месте расположения обсерватории.
Самарканд
Самарканд
мавзолей Биби-Ханым - Биби-Ханум
Строительство мечети было начато в 1399 году, после победоносного похода Тимура в Индию. Мечеть строилась в течении пяти лет. Сооружение было завершено в 1404 году. По замыслу Тимура мечеть Биби-Ханым должна была затмить все виденное им в других землях. К участию в строительстве были привлечены: зодчие, художники, мастера и ремесленники из многих стран Востока. Двести камнетесов из Азербайджана, Фарса, Индостана и других стран работали в самой мечети, а пятьсот рабочих в горах близ Пенджикента трудились над добычей и обтесыванием камня и отправкой его в Самарканд. Мастера и ремесленники, согнанные и собранные со всех концов мира, вносили в строительство свой творческий опыт и традиции. Стройка не была еще закончена, когда Тимур вновь отправился в один из своих походов. Вернувшись в свою столицу, он тут же поехал посмотреть на новую мечеть. Грандиозные здания занимали прямоугольный двор размером 130х102 метра. На западной стороне его возвышалась главная мечеть, на северной и южной стояли малые мечети. Обширный внутренний двор был выстлан мраморными плитами и обнесен крытой галереей для богомольцев. Вход во двор был оформлен в виде высокого портала с двумя круглыми минаретами. достигавшими пятидесяти метров высоты. Фасад соборной мечети был также украшен величественным порталом с двумя минаретами. Стены всех помещений снаружи были богато декорированы разноцветными глазурованными кирпичами, образовывавшими прихотливый геометрический орнамент и религиозные изречения. Мавзолей Биби-Ханым служил, по-видимому, усыпальницей для женщин из династии тимуридов. По свидетельству Клавихо, первой была похоронена мать Биби-Ханым. Сведения о погребенной самой Биби--Ханым (Сарай-Мульк-Ханым) нет, хотя народное предание называет это здание мавзолеем Биби-Ханым. Время сурово обошлось с соборной мечетью Биби-Ханым. Здания ее начали разрушаться еще при жизни Тимура, а ныне от нее остались, по существу, лишь величественные развалины. Но и они производят неизгладимое впечатление. С 1968 года начаты большие работы по консервации и сохранению всего комплекса построек Биби-Ханым.
Самарканд
Самарканд
Гур-Эмир
Самарканд
Мавзолей Гур-и Эмир Тимур строил как усыпальницу для внука и наследника престола Мухаммед-Султана, умершего в 1403 г. во время похода в Малую Азию. Некоторое время спустя в нем был погребен и сам Тимур, умерший в начале 1405 г. Постепенно мавзолей превратился в усыпальницу тимуридов. Кроме указанных лиц, там похоронены два сына Тимура - Шахрух и Мираншах и внук Тимура - Улугбек. Их могилы были вскрыты и исследованы в 1941 г. Там же захоронены Мир Сейид Береке - духовный наставник Тимура, сын Султана Абу Саида и какой-то Шах Ходжа. Два последних погребения ошибочно относили к детям Улугбека. Все надгробия обнесены мраморной решеткой, поставленной Улугбеком. Погребение в западной части Гур-и Эмира, считавшееся могилой Сейда Омара, следует называть «могилой неизвестного лица», как это подчеркивает и сама надпись на надгробной плите на этой могиле. Величина и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики - все это делает мавзолей уникальным памятником средневекового зодчества.
Самарканд
Самарканд
Шах-и-Зинда
На северной окраине Самарканда, на краю возвышенности Афрасиаба, среди обширного древнего кладбища, находится группа мавзолеев, среди которых наибольшей известностью пользуется могила Куссама, сына Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. По арабским источникам, Куссам пришел в Самарканд в 676 г.; по одним известиям он был убит, по другим - умер естественной смертью.
Самарканд
Мнимая или действительная могила Куссама при его родственниках аббасидах (VIII в.), возможно не без их участия, сделалась предметом культа мусульман. В народе Куссам стал известен под названием Шах-и-Зинда («Живой царь»). По легенде, Куссам ушел из земного мира живым и продолжает жить на «том свете». Отсюда идет его прозвище «Живой царь». Возможно и другое объяснение данного ему прозвища.
Самарканд
На надгробии Куссама написаны следующие стихи из Корана: «Тех, которые убиты на пути аллаха, не считайте мертвыми; нет, они живы…». Можно предполагать, что в этой цитате и заключается разгадка данного похороненному здесь лицу прозвища «Шах-и-Зинда», так как по некоторым известиям Куссам погиб в борьбе за веру. Весьма вероятно, что здесь еще до ислама находилась чья-нибудь могила, почитавшаяся местным населением, и что культ этой могилы перенесен на мусульманского святого. Уже в XII в. около могилы Куссама хоронили лиц, пользовавшихся особым уважением. Впервые подробное описание мавзолея Куссама дает арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Самарканд в 30-х годах XIV в.
Самарканд
Из его описания мавзолея Куссама, постройку которого он относит к домонгольскому периоду, видно, что здание в то время по своему убранству значительно превосходило современный мавзолей. Гробница Куссам ибн Аббаса, отгороженная от дворика резной деревянной решеткой, облицована изразцами с арабскими надписями. В целом архитектурный ансамбль Самарканда - некрополь Шах-и-Зинда, состоящий из одиннадцати мавзолеев, представляет собой уникальный музей глазурованного декора XIV-XV веков. Здесь можно найти и поливную резную терракоту, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупную мозаику из поливных кирпичей. По тонкости, изяществу и разнообразию форм ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шах-и-Зинда.
Самарканд

Существует легенда, согласно которой Амир Темур, он же Тамерлан, уходя в очередной поход, приказывал своим воинам выливать в огромную каменную чашу кубок вина. Возвращаясь из похода каждый воин должен был зачерпнуть из этой чаши в свой кубок вина... По оставшемуся количеству вина в чаше великий полководец узнавал, насколько тяжелым был его поход...
Самарканд
а это памятник еще одному моему земляку. поэт Алишер Навои
Самарканд
думаю, подобные памятники есть в каждом городе по всей территории бывшего Союза. комментарии здесь излишни...
Самарканд
а это я называю Самаркандский Стоунхэдж . непонятно таки что это было на самом деле...
Самарканд
ну, и конечно же, куда же без голубых куполов...
Самарканд
Самарканд

...и восточного изящества
Самарканд
Самарканд
Самарканд
Самарканд
Самарканд

Автор: inoqinoq

Похожие темы

Бухара – город, который в средние века был крупнейшим центром науки, культуры и торговли. В нем жили и работали Авиценна и Омар Хайам,...
02 Марта 11
1
Площадь Регистан. Регистан — «сердце» древнего Самарканда в Узбекистане. Название переводится как «песчаное место». Говорят, это название произошло...
13 Марта 09
0
  Останки древнего Самарканда называются Афрасиаб – он представляет собой естественный археологический заповедник под открытым...
03 Декабря 09
0
На прошлых выходных я съездил в Самарканд. Несмотря на то,что в Узбекистане я уже был больше 10 раз, в Самарканд получилось попасть впервые...
11 Марта 11
0
Самарканд можно с полным правом назвать жемчужиной Средней Азии. Нам довелось провести прошедшим летом 3 дня в этом замечательном городе. Сразу скажу...
19 Марта 09
3