Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20724)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Андорра
(9 постов)
 
Всего постов

20724

Путешествие по Енисею. Часть вторая

0
21 Августа 2008
immortal8888
3
0

Путешествие по Енисею. Часть вторая
Продолжение фоторассказа о путешествии по великой сибирской реке Енисею. Ранее мы познакомились с городом Красноярском, а сейчас посмотрим как же выглядит и чем живет Енисей.

Итак, Красноярск остался за кормой и нам предстоит путешествие до северного порта - Дудинки.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Этот маршрут теплоход проходит за 3 дня с небольшим (86 часов). В пути будут остановки в городах Лесосибирск, Ярцево, Ворогово, Туруханск, Игарка и многих других. Там где причалов нет - высадка будет производится с борта на борт: к теплоходу подходят моторки и грузы с пассажирами перемещаются с одного судна на другое.

Кстати, в обратную сторону, с севера на юг, теплоход будет уже идти чуть более 5 дней - течение.

Туристических рейсов по Енисею уже нет. Раньше, до 2003 года на реке работал комфортабельный четырехпалубный теплоход "Антон Чехов". Но последние четыре года он возит туристов из Москвы в Санкт-Петербург. Пассажирские перевозки осуществляются двумя трехпалубными судами проекта 588. Это "Александр Матросов" и "Валерий Чкалов". Есть также рейсы и на дизель-электроходах проекта 785 ("Михаил Лермонтов") и на теплоходе проекта 646 "Профессор Близняк". Также пассажирские перевозки между населенными пунктами выполняют скоростные пассажирские суда типа "Зари" и "Восхода".

Енисей ниже Красноярска. Чем то напоминает берега Волги и Камы, в месте их слияния.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Но постепенно ландшафты меняются и верх берут горные очертания, характерные для рек восточной Сибири.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Ниже Атамано-Шиверский переката Енисей с обеих сторон сжат скалами – необычайно живописное место, именуемое Атамановской трубой.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

"....Далеко разносятся звуки сырой ночью. Где-то проревела сирена «скорой помощи», тоненький луч, перегнав нас, ускользал в сторону Красноярска. Звуки сирены удалялись, но слышались еще долго-долго...
— Что тут? — спросил я.
Капитан пробурчал неохотно:
— Могу только сказать, что к этому берегу нельзя приставать...
Я вышел из рубки, чтобы вглядеться пристальнее. Внизу мерз кто-то, у поручней. Смотрел на прожектора, попыхивая цигаркой.
— Что тут? — заинтересованно спросил я.
— А... девятка, малый, девятка... Кака «девятка»? Поработаешь полгода, жена на развод подаст... — Помолчал, почмокал цигаркой. — Железногорск-город, слыхал? На карте нет, а весь Енисей знает. Говорят, поболе самого Красноярска. И в магазинах все есть. Ей-бо, не вру!.. Раньше, слыхал, тут зэки доживали. Кого по приговору в расход. А кого, может, без приговора... Смертники. Охрана, значит, менялась каждые пять минут, ну, а они... потом, не думай, лечили. По науке... Из нашей деревни тут парень служил на действительной, ныне тоже лечится... Бандит-от, который по приговору, он согласие давал в шахте работать, протянуть еще сколько-то... А солдата нешто спрашивают... Нет, теперь тут вольные. Бо-ольшие деньги платят. Вольному воля...
Прожектора еще долго маячили за кормой желтым пятном..."

На берегу расположен сверхсекретный прежде город Железногорск (он же Атомград, он же Красноярск-26 или просто «Девятка»). Железногорск был основан в августе 1950 года в связи со строительством подземного горно-химического комбината по производству оружейного плутония-239. Комбинат вступил в строй в 1958 году, а в 1959 г. – НПО «Прикладная механика», со временем ставшее одним из ведущих предприятий по производству космической техники. Широкую известность город получил в 1989 году в связи со строительством предприятия по переработке и захоронению ядерных отходов.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Вдоль самого берега Енисея тянется железная дорога, периодически ныряющая в тоннели, ведущие далеко вглубь гор, на склонах которых местами видны закрытые входы в штольни менее крупного размера. Прибрежная полоса отделена от воды забором с колючей проволокой, местами на берегу Енисея расположены сторожевые вышки.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Теплоход минует устье реки Кан, Павлово, где располагается база флота, и село Юксеево...

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Одно из богатств края - лес.

Сначала такой:

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

А затем такой:

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Енисей ниже посёлока Предивинск.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Дождь на реке.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Примерно на таком дизель-электроходе, как на снимке, и происходило действие рассказа "Казачинский порог".

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Теплоход подошел к Казачинскому порогу – самому труднопроходимому участку на Енисее. Порог образован скальными выступами и каменистыми грядами Енисейского кряжа, пересекающими русло по всей его ширине. Проводка судов против течения осуществляется единственным в Росси теплоходом-туером «Енисей», продвигающимся путём протягивания троса, проложенного по дну реки. Лишь совсем немногие суда (среди которых теплоходы 588 проекта) могут преодолевать порог против течения самостоятельно. Падение реки здесь превышает 1 метр на километр длины, а общая длина порога вместе с несколькими перекатами составляет 4 километра. Опасность для судоходства представляют подводные камни и большая скорость течения реки (20 км/ч), а гребни волн поднимаются на 2 метра. Русло Енисея в пороге сужается до 350 метров, а судовой ход – до 70 метров. При этом напомню, что Енисей в этом месте несёт больше воды, чем Волга у Нижнего Новгорода!

Путешествие по Енисею. Часть вторая


Путешествие по Енисею. Часть вторая


Кстати, кто-то может спросить, почему в наше время нельзя полностью расчистить порог, взорвав скалы на нём? Ответ прост: Казачинский порог – это естественная плотина, создающая подпор и поддерживающая значительные глубины выше по реке. Если её уничтожить, судоходство выше по Енисею до Красноярска окажется крайне затруднительным.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Берега Енисея перед устьем другой мощной реки - Ангары.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Слияние Ангары и Енисея.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

От устья Ангары начинается Нижний Енисей. Ангара приносит так много воды, что ниже её устья ширина потока даже в самых узких местах не менее километра, а где русло пошире – два-четыре километра. Но очень долго ангарская вода не смешивается с енисейской, выделяясь своей голубизной и прозрачностью. Рельеф долины Енисея начинает меняться – правый берег становится гористым, а левый – низменным и во время разлива заливается водой.


Путешествие по Енисею. Часть вторая

Ниже устья Ангары на левом берегу Енисея расположен крупный промышленный город Лесосибирск, протянувшийся аж на 20 километров вдоль реки. Лесосибирск – один из крупнейших портов на Енисее, крупный промышленный центр края, перевалочная база грузов с железной дороги на речные суда и обратно.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Река в этих местах - больше чем просто река. Это основной вид связи (кроме авиации) между городами, поселками и деревнями расположенными на берегах Енисея. Кроме как по воде (и по воздуху) грузы не провезешь.

Из флота выделяются следующие суда. Небольшие и средние сухогрузные теплоходы, используются для перевозки контейнеров с товарами и разных навалочных грузов.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Буксиры-толкачи, разных проектов, наиболее распространен тип "РТ-600-700" и буксиры проекта Р-14. Используются для буксировки и проводки составов как с нерудными материалами (песок, гравий), так и для работы с нефтеналивными составами.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Нефтепродукты танкерами (тип "ТН" и "Ленанефть") везут с верховьев вниз, в морские порты Дудинки и Игарки.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Вверх по реке из Красноярска ходит «Восход» до Енисейска, а ниже по реке действуют линии Красноярск – Бор, Енисейск – Бор и Енисейск – Ярцево. Красноярск – Бор – самая дальняя линия, протяженностью 889 километров. «Восход» ходит по данной линии в среднем раз в три дня и преодолевает это расстояние за 15-16 часов.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

На дальних пассажирских перевозках - суда проекта 588, 785 и 646.

Путешествие по Енисею. Часть вторая


По правому берегу между тем снова тянутся отроги Енисейского кряжа, опять приблизившиеся непосредственно к воде.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Типичная пристань на Енисее. В данном случае - Ярцево.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Кстати, в Ярцево есть не только пристань но и целый аэропорт.

Путешествие по Енисею. Часть вторая


Село Ворогово. Одним из главных событий в жизни села является прибытие теплохода с Большой Земли…

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Енисей входит в Осиновские щёки – пожалуй, самый живописный район в нижнем течении реки. Река здесь с обеих сторон стискивается скалами, образующими узкий каньон, шириной всего 700 метров, при этом глубина реки составляет до 60-ти метров.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Скалистый остров на реке – «Кораблик».
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Закат. Поселок Бор.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Как я уже отмечал выше, высадка и посадка пассажиров происходит не только на пристанях.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Еще одна из остановок.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Танкер на Енисее.

Путешествие по Енисею. Часть вторая

Старая хохма про то, что "хорошо в Сибири летом - целый месяц снега нету" на севере Красноярского края не подтверждается. Не смотря на июль по берегам Енисея лежит снег.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Местные жители перегружают товары, которые привез теплоход.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Путешествие по Енисею. Часть вторая

На берегу - Игарка.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Енисей возле конечной точки нашего путешествия имеет суровый и неприветливый вид. Дудинка.
Путешествие по Енисею. Часть вторая

Здесь и заканчивается наш речной путь.
Путешествие по Енисею. Часть вторая


В следующих частях рассказы о городах на Енисее: Дуденке, Игарке. А затем и о Норильске.

Автор: riverpilgrimriverpilgrim

Похожие темы

Точно по расписанию, в половине одиннадцатого вечера, впереди показалась пристань города Енисейска.Теплоход разворачивается против течения и...
15 Марта 10
0
Часть первая: Вид на Красноярск. Вид на Красноярск с "Красноярских столбов". На речном вокзале Речной вокзал Красноярска....
21 Августа 08
3
В прошедшую субботу, 26 апреля, мы открыли навигацию сезона 2008! Для этих целей был арендован прогулочный теплоход "Москва-170" и составлен...
30 Апреля 08
0
Вечером, 18 августа 2007 года, я пришел на Речной вокзал чтобы уплыть на остров Валаам. У причала уже ждет теплоход с соответствующим...
20 Сентября 09
0
Летом 2005 года у меня неожиданно выпала возможность прокатиться на грузовом теплоходе от Химкинского водохранилища на севере Москвы, в Западный порт...
26 Марта 08
0