Камбоджа

09 Августа 2008
immortal8888

Дорога на Селигер
Ранним июньским утром с Ленинградского вокзала выехала электричка по маршруту Москва-Тверь. Она несла нас прочь от столичной суеты, каждодневных забот и будничной скуки.

Она несла нас навстречу новым впечатлениям. Мимо пролетали деревеньки с покосившимися домиками, утонувшие в изумрудной листве леса, поля, усеянные нежными цветами, зеркальные озера, быстрые извилистые реки. А в это время мы с L. увлеченно обсуждали насыщенный маршрут нашего 3-дневного путешествия. Он был таков: Тверь-Старица-Торжок-Осташков-Исток Волги-Селигер-Кличен-Нилова Пустынь. В разговорах незаметно пролетели 4 часа, и мы прибыли в пункт назначения. L. достал свой профессиональный фотоаппарат и приступил к созданию покадровой летописи нашего путешествия.

Очарование провинции

Тверь входила в наши планы как перевалочный пункт. Но, купив билеты на автобус до Старицы, мы поняли, что времени до отправления еще много, и мы успеем посмотреть столицу Тверской области. Мы сели на трамвай и отправились на набережную города. По словам L. именно ее нам и стоило увидеть. Несмотря на то, что Тверь – один из древнейших русских городов, старинных построек в нем почти не сохранилось, что-то разрушили в 30-е, что-то утрачено в 41-м.
Все города Верхней Волги похожи друг на друга своей архитектурой, набережными с рядами подстриженных деревьев, длинными мостами, речными трамвайчикам, множеством церквушек, провинциальными театрами, памятниками Ленину, фонтанчиками и умиротворяющей, непривычно тихой для столичного человека атмосферой.
Было пасмурно. Набережная была безлюдна. И только двое мужчин, увлеченно играли в шахматы прямо на балкончике 2-этажного особнячка. Да неподалеку на мосту электрик чинил фонарь. Мне почему-то вспомнился герой сказки Андерсена – старый уличный фонарь, который мечтал всего лишь о восковой свече. Старик читал вслух про Африку, про ее огромные леса и диких слонов, которые бродят на воле. Старушка слушала и поглядывала на глиняных слонов, служивших цветочными горшками. «Воображаю»! - приговаривала она. А фонарю так хотелось, чтобы в нем горела восковая свеча, - тогда старушка, как и он сам, наяву увидела бы все: и высокие деревья с переплетающимися густыми ветвями, и голых черных людей на лошадях, и целые стада слонов, утаптывающих толстыми ногами тростник и кустарник. Интересно, о чем мечтают современные фонари?..
Набережная Твери
На обратном пути мы заметили растяжку «Тверь – моя любовь, моя судьба». Такие патриотические надписи встречались нам потом почти в каждом городе. Мы сели в автобус, и он тот час тронулся в путь.

Городок, окутанный легендами

Старица встретила нас нежно-голубым небом и слепящими белоснежными облаками.
На центральной площади нашему взору предстал бронзовый памятник в честь хозяйки города с ключом на поясе, посохом в одной руке и свитком в другой. Надпись на свитке гласила: «Старице 700 лет», а на памятнике: «В лето 1297 срублен бысть городок ко Зубцову на Старице». Эти слова – первое упоминание города в летописи. Старица была основана в 1297 году недалеко от города Зубцова для защиты юго-западных границ Тверского княжества.
Памятник Старице
Существует две версии происхождения названия города. Первая – прозаичная: Старица ранее именовалась «Новый городок», а современное наименование получила по названию реки Верхней Старицы, что впадает здесь в Волгу. «Старица» означает «старое русло» или «старое место». Вторая версия – романтичная: до Старицы на месте её был город Любим, который был разорен татаро-монгольской ордой до основания. Единственной жительницей, которой удалось уцелеть, укрывшись в пещере, была старуха, или по-церковному «старица». Она положила начало возрождению города. В ее честь он и был назван. Теперь Старица красуется и на центральной площади, и на гербе города.

От площади мы спустились к Волге. Здесь, внизу, в окружении изумрудных волн холмов и белоснежных зубчатых стен раскинулся удивительный архитектурный ансамбль с множеством построек, украшенных бронзовыми куполами и ангелочком-флюгером – Свято-Успенский мужской монастырь. Монастырь хранит много загадок и тайн. Он славен своими карстовыми пещерами и разветвленной системой подземелий. По преданию, именно здесь Иван Грозный спрятал свою знаменитую библиотеку, поиски которой не увенчались успехом до сих пор.
Свято-Успенский монастырь
На его территории мы обнаружили палаточный лагерь, скорее всего, разбитый паломниками. Мы не стали это выяснять, а решили лучше посетить Краеведческий музей, который находился в одной из построек монастыря – Введенской церкви. В его экспозиции представлены диорама несохранившегося до наших дней Кремля, история старицких князей Андрея и Владимира, промыслы жителей города (золотое шитье, фрагменты изразцов Собора Бориса и Глеба). Побродив еще немного по территории монастыря, мы пошли по длинному арочному мосту через Волгу. В этих местах она непривычно узкая, мелкая, поросшая тиной, с мягкими берегами.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
На другой стороне мы поднялись на городище, где раньше располагался местный Кремль. Сверху открылся прекрасный вид на Старицу, купающуюся в зелени, на деревянные домики с квадратами огородов, на местные храмы – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Собор Бориса и Глеба. Тронутые временем, они не потеряли своего величия. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы словно венком окружена кольцом разновременных построек, которые на удивление органично сочетаются друг к с другом. Собор Бориса и Глеба – это пример редкого и древнейшего типа церкви «иже под колоколы», т. е. со звонницей непосредственно над храмом, а не в отдельной колокольне.
Собор Бориса и Глеба
Солнце скрылось. Подул холодный ветер. Вода в реке стала матового, свинцового цвета. Заморосил колкий дождик. Пора было двигаться дальше. По пути на автобусную станцию мы увидели питьевую колонку – «привет» из далекой старины. Из такой колонки пьет героиня фильма «Карнавал», когда возвращается в родной город. Мы с L. пить воду не решились, мало ли что. Тем более что мы еще не знали, где нам придется ночевать.
У нас была забронирована гостиница в Торжке, но как выяснилось, прямого автобусного рейса Старица-Торжок не существует. И нам бы пришлось ночевать в поле, если бы не доброжелательный местный житель, который рассказал нам, как добраться до Торжка. Мы сели на автобус, чувствуя приятную усталость от долгой прогулки. Через несколько километров он нас высадил. Дальше мы отправились пешком вдоль зеленых полей к железнодорожной станции под названием «Старица». Остывающее солнце дарило нам остатки своего тепла.
На станцию мы успели вовремя. У нас просто не было другого выхода. Состав всего из двух вагончиков и рыжего тепловоза останавливался здесь только один раз в день. И вот этот «малыш» уже уносил нас по бесконечным рельсам к месту нашего ночлега в Торжке.

На берегах Тверцы

Гостиница «Тверца» в Торжке многократно превзошла наши скромные ожидания. Она представляла собой старинный особняк с большими номерами, высокими потолками, настоящей деревянной мебелью, железными коваными кроватями, картинами на стенах, старинной печкой, шелковыми портьерами и видом на живописное озеро, подернутое тиной. Мы оставили рюкзаки в номере и отправились осматривать Торжок, один из древнейших городов Верхневолжья. Он упоминается в русских летописях под наименованием Новый Торг, а затем – Торжок.
Гостиница Тверца
Городок просто утопал в густой зелени, за которой прятались маленькие ветхие домики. Воздух был свеж и прозрачен. Мы вышли к набережной реки Тверцы и погрузились в ее сказочную атмосферу. Идеально чистая и ровная набережная была украшена рядами круглых фонарей и частных особнячков, выполненных в одном стиле и в одной бело-кремовой цветовой гамме. В воде плавали островки желтых кувшинок с салатовыми листьями. Противоположный берег был покрыт пушистой изумрудной травой.
Вечерело. Мы вспомнили, что с утра у нас во рту маковой росинки не было, и решили отправиться в местный ресторан при гостинице. Он удивил нас не меньше, чем отель. Приятный интерьер, вкусные блюда, низкие цены. Особенно впечатлил нас салат с красной и черной икрой за 100 рублей.
L. решил запечатлеть ночной Торжок на свой фотоаппарат. Мне тоже хотелось полюбоваться на живописный город в объятиях Морфея. Мы вышли на берег Тверцы, спустились к воде. L. снимал, а я слушала журчание воды, шелест осоки, стрекотание ночных цикад и редкие щелчки затвора фотоаппарата…
Бесконечно долгий первый день нашего путешествия закончился. В номере я уснула, едва только моя голова коснулась подушки. Так сладко и крепко я не спала давно.

2 день

Ранним утром, вкусив наш скромный завтрак, который нам выдали в гостинице (йогурт, шоколадка, бутерброды, сок и кофе), мы вышли из отеля. Светило яркое солнце. L. сфотографировал меня так, что оно осталось за моей спиной. Вокруг моих светлых волос получился светящийся ореол. Люблю такие фотографии…
Набережная Торжка
Настроение было отличное, и мы продолжили изучать старинный город Торжок. На берегу Тверцы раскинулись Спасо-Преображенский (или Спаса Преображения) и Входоиерусалимский (или Входа Господня в Иерусалим) соборы с серыми матовыми куполами и бледно-желтыми стенами. Они представляли собой единый архитектурный ансамбль. Спасо-Преображенский собор был построен в XIX веке. Но ранее на его месте располагались более древние храмы. Прошлым летом археологи раскопали Спасо-Преображенский собор XIV века. Но если учесть, что впервые храм с таким названием упоминается в летописи от 1135 года, то велика вероятность, что под ним может обнаружиться еще один Спасо-Преображенский собор – XII века, скорее всего деревянный. Входоиерусалимский собор был частично разрушен во время ВОВ и восстановлен в конце 70-х годов ХХ века.
Спасо-Преображенский и Входоиерусалимский соборы
Здесь же, на берегу реки расположилась небольшая церквушка Воскресения Христова. Краска на стенах местами облезла, купол и крест поржавели и потемнели. Но следы времени придали ей особое обаяние. Кстати, крест – очень многозначный символ, это символ и жизни, и движения Солнца по небесной сфере, и четырех сторон света, и пересечения двух противоположностей, и четырех элементов (воды, огня, воздуха и земли), и деления мира на божественное (вертикальная линия) и земное (горизонтальная линия).
Мы вышли к чудесной белоснежной Церкви Михаила Архангела. Ее еще называют Благовещенской. Величественно возвышаясь на холме, она сверкала глянцевыми ультрамариновыми куполами, усеянными золотыми звездами. Раньше ее со всех сторон омывали ручьи. Сейчас их убрали в трубы. Церковь несколько раз была разрушена и выстроена заново, что нередко встречалось на Руси. В советское время в ней не было ни икон, ни алтаря, здесь пекли пряники и баранки. Во время ВОВ в ней располагался военно-продовольственный склад. Только после войны храм открыли. Сейчас его иконостас считается лучшим в Тверской области.
Церковь Михаила Архангела
«Сейчас я покажу тебе церковь без единого гвоздя», - пошутил L. «Давай», - улыбнулась я. И мы направились к деревянной Старо-Вознесенской церкви (по-другому Тихвинской или Иконы Божьей Матери). Обшитая сосновым тесом, украшенная единственной маковкой, церковь выглядела легко и величественно. А стены были утыканы множеством гвоздей. Мы вошли внутрь. Там царил полумрак, свет едва пробивался через маленькие оконца. Под сводом церкви красовались старинные росписи с изображениями святых. Старо-Вознесенский храм – самый старый в России городской деревянный храм. В послевоенное время его отреставрировали, но тем самым исказили изначальный, старинный внешний вид. Уже несколько лет церковь планируется отреставрировать снова. Но пока только на словах.
Тихвинская церковь
Напоследок мы оставили осмотр Борисоглебского-Новоторжского монастыря. На его территории раскинулось множество построек: церкви, башня, настоятельский корпус, братские кельи и колокольня. Выполненные в разном стиле, они гармонично слились в единый архитектурный ансамбль. Но и для него время не прошло бесследно. Побелка со стен облезла, обнажив кирпичную кладку. Строительные леса и те покосились и потемнели, так давно, видимо, не возобновлялась реставрация. У входа нас встретил батюшка. Мы попросили у него разрешения подняться на колокольню. Но он сказал, что это не безопасно. Мы побродили немного по территории монастыря и отправились в путь. Борисоглебский-Новоторжский монастырь основал в 1038 году бывший конюший киевского князя Владимира боярин Ефрем. Если бы он знал, что сделают с храмом 900 лет спустя! В ХХ веке здесь были валяльные мастерские, склады, общежитие льносовхоза, сельскохозяйственное училище, воинская часть, воинские авиационные склады, лагерь для военнопленных, тюрьма, лечебно-трудовой профилакторий, Всероссийский историко-этнографический музей. И только в 1994 году монастырь возродился. Сейчас он действующий. В нем подвизаются 6 человек братии и настоятель Вассиан.
Борисоглебский монастырь
Мы прогулялись по уже родному городку, по набережной, мостам и улочкам. Время пролетело незаметно. Взглянув на часы, мы поняли, что опаздываем на поезд. Заморосил дождь, и мы по лужам, с рюкзаками за плечами, побежали на станцию. В последнюю минуту перед отправлением мы заскочили в поезд, и он помчался к нашей следующей цели – городу Осташкову.

Истоки души народной

Вечером мы были в Осташкове. Заселились в привокзальную гостиницу, которая снаружи выглядела очень непритязательно, но внутри оказалась довольно чистой. Отдыхать нам было некогда, мы поймали такси и отправились на Исток Волги. Водитель оказался симпатичным и очень разговорчивым молодым человеком. Он рассказал нам о городе и о своей жизни. Час пути пролетел незаметно.
Я посмотрела в окно и увидела сверкающие серебряные купола красно-кирпичной церкви Спаса Преображения. Вместе с деревянной церковью Николая Чудотворца она входит в состав комплекса женского монастыря св. Ольги. Интересно, что средства на постройку Спасо-Преображенского собора в своё время собирали по подписке во всех поволжских губерниях, опубликовав проект храма на открытках и путеводителях.
Мы вышли из машины, взяв с водителя слово, что он нас дождется. Волговерховье встретило нас надписью на стенде: «Вера, народ и державное отечество неразделимы». Мы стояли посреди дороги, которая вела к Истоку, а с обеих сторон от нас раскинулось огромное лютиковое поле, как будто усеянное миллионами маленьких цыплят, такое желтое оно было. Его обрамлял ряд темно-зеленых елей. Небо слепило своей голубизной. Облака светились изнутри от пронзающих их солнечных лучей. Вот оно, настоящее, долгожданное, сочное, русское лето!
Монастырь св. Ольги
В поле паслись трое – теленок, корова и лошадь. L. подошел к ним совсем близко, чтобы запечатлеть на свой фотоаппарат. Мне поначалу было страшновато, но любопытство преодолело, и я тоже приблизилась к животным. Как оказалось, теленок боялся меня не меньше, чем я его. Белый с черными пятнами, он размахивал грязным хвостом, косил на меня огромные глаза и готовился отпрыгнуть в любой момент. Корова не обращала на нас никакого внимания, она демонстративно отвернулась и жевала траву. Я вдруг подумала, что она совершенно не приспособлена к жизни в дикой природе. Ее прямоугольное тело на тонких ногах – легкая добыча для любого хищника. Не зря считается, что если бы человек не выращивал коров в домашних условиях, они бы давно исчезли как вид. Другое дело лошадь – поджарая, мускулистая, быстрая.
Двое из троих
Пока я размышляла, мы с L. подошли к резным деревянным воротам с иконой посередине и православным крестом сверху. Рядом с ними стоял камень с надписью: «Здесь из родника у села Волговерховье берет начало великая русская река Волга. Первый приток Волги – ручей Персянка. Ниже его на протяжении 91 км Волга проходит озера: Малый и Большой Верхит, Стерж, Вселуг, Пено, Волго. Длина Волги 3690 км. Исток охраняется государством».
Деревянные ворота
Мы прошли по мосткам и вошли в маленькую деревянную часовенку на сваях. По стенам ее висели иконы, а в полу находилось отверстие с ограждением по кругу и лесенкой ведущей вниз. Вода в нем казалась совсем черной и пахла сыростью. Но те, кто решил принять крещение здесь, без страха спускаются вниз. Я вспомнила, какой я обычно видела Волгу – такой широкой, что противоположный берег был едва различим. У меня в голове никак не укладывалось, что великая русская река может брать начало из маленького болотца-мочажницы. В том его месте, где имеется чистое и глубокое «окно» и откуда начинается визуальное вытекание воды, в 1995 году и была установлена эта часовенка.
Часовенка
Мы вышли наружу, спустились по ступенькам к реке, и сделали то, что совершенно невозможно ни в каком другом месте – перешагнули через Волгу. От домика она течет тоненьким ручейком с полметра шириной. На обратном пути нам встретился сказочный камень, надпись на котором гласила: «Обрати взор свой на Волги исток. Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной». Машина уносила нас прочь. Мы покидали одно из самых прекрасных мест на Земле.
Волга

Край зеркальных озер и реликтовых деревьев

Вернувшись в Осташков, мы отправились купаться на Селигер. Озеро было прозрачным и чистым. Янтарный песок еще хранил тепло солнца. У берега покачивалась лодка, привязанная к столбику и почти целиком заполненная водой. Уходящие лучи окрасили забор на берегу в приятный золотисто-бронзовый оттенок. Плакучая ива купала свои бледно-зеленые ветви в озере. Селигер находится на Валдайской возвышенности и имеет площадь 260 км². Его глубина достигает 24 метров. Озеро имеет 160 островов, состоит из соединённых короткими протоками плёсов и сверху напоминает крест. Летом вода прогревается до 25°С, в ней обитают снеток, лещ, плотва, судак и щука.
Озеро Селигер
Мы решили купаться по очереди, чтобы не оставлять вещи на берегу без присмотра. Я вошла в воду, ощущая, как ее прохлада смывает с меня всю усталость прошедшего дня. Когда я вышла на берег, чья-то собака подбежала и лизнула мне руку.
Дальше наш путь лежал по «Тропе здоровья» на одном из самых маленьких островков Селигера – острове Кличене. Вода здесь была зеркальной и отражала все вокруг – поржавевший пирс, изумрудную зелень, розовато-палевый песок, бледно-желтое солнце, легкие перистые облака и нас с L.
Остров Кличен
Мы шли вглубь острова, ступая по мягкому мху, вдыхая чистейший воздух, от которого кружилась голова. Наш путь обрамляли стройные березы, реликтовые рябины и высокие сосны с золотистыми от пробивающихся сквозь крону солнечных лучей стволами. Остров Кличен находится в километре к северу от города Осташкова. Здесь, на площади около 90 гектар в миниатюре представлена вся природа Селигерского края, в том числе красивое внутреннее озеро. Именно здесь в северо-западной части острова находился древний городок Кличен - прообраз Осташкова.
Вечерело. Горящее солнце с неровными краями соскользнуло вниз по небу и стало прятаться за горизонтом. На потемневшей глади озера появилась огненная дорожка. Деревья на противоположном берегу превратились в сплошной серый контур. Что-то таинственное и мистическое было в этой картине.
Мистическая картина
Мы решили наконец-то перекусить и отправились в местный ресторан при гостинице «Эпос», который нам посоветовал наш водитель. Мы вкусно поели и отправились в гостиницу набираться сил на следующий день.

3 день

Мы встали пораньше, выпили сока и отправились в путь. Утро было теплым и солнечным. Рельефный, пепельно-желтый песок, похожий на дюны в миниатюре, уже нагрелся. Я легла на него и стала смотреть на голубоватую водную гладь, сверкавшую на солнце. L. в это время фотографировал. Ко мне подбежала рыжая кошечка и начала ласкаться. Уходить совсем не хотелось, но наш речной трамвайчик причалил к берегу, и мы поплыли на остров Столобный.

Город монахов

Дул сильный ветер. Но мы предпочли сесть на открытой верхней палубе, чтобы не упустить ни одной детали чудесного вида озера. Низкие облака стройными грядами проплывали прямо над нами. Золотистые маковки церквей едва выглядывали из-за густой листы деревьев. Прямо в озеро врезались две длинные острые косы. Одна была песчаная, а вторая – полностью покрыта камышом. И вот уже показался вдалеке остров Столобный и Нило-Столобенская пустынь, один из крупнейших в России мужских монастырей 1 категории, которую обычно присуждают обителям, имеющим своего святого. В Ниловой пустыни им является преподобный Нил, который провел на острове всю свою сознательную жизнь, питаясь желудями и травой и дав обед никогда не садиться и не ложиться. Как ни странно, основал монастырь совсем не он, а иеромонах Герман в 1594 году уже после смерти Нила. Кстати, высшая категория присуждается только лаврам, их в России две – Троице-Сергиева и Александро-Невская.
Нилова пустынь
Мы спустились на берег и вошли на территорию пустыни через Светлицкую башню. Первое, что мы увидели – деревянные лавки с грудами длинных юбок. Они были предназначены для того, чтобы женщины могли закрыть свои голые ноги. Все-таки монастырь мужской, и находиться в нем в короткой юбке или шортах не положено. Я одела одну из юбок, и мы прошли мимо памятника преподобному Нилу к монастырю.
Пустынь резко контрастировала с обветшавшими Свято-Успенским и Борисоглебский монастырями в Старице и Торжке.
Светлицкая башня
Ее пятиглавый Богоявленский собор с белыми колоннами на фоне персиковых стен, серебристыми и золотистыми крупными маковками, колокольней с коричневатым циферблатом часов и шпилем скорее был похож на петербургскую усадьбу эпохи позднего классицизма, чем на монастырскую постройку.
Неподалеку от собора находилось самое старое сооружение монастыря – церковь Всех Святых, выполненная в стиле барокко. Рядом – надвратные церкви Петра и Павла и преподобного Нила Столобенского Чудотворца.
Купол Богоявленского собора
По сути, монастырь – это целый город: тут и жилые строения, и хозяйственные, огромные покои для настоятеля монастыря и братии, монастырская гостиница, больничные палаты, многочисленные амбары, погреба, кучницы, судоремонтные мастерские, конюшенный двор и фруктовый сад. В общей сложности – 5 церквей и 25 зданий. В монастыре проживает более 20 монахов и послушников, от глубоких старцев до молодых людей под водительством игумена Вассиана. Правда, живут монахи в обители только с весны по осень. Зимой условия не позволяют здесь жить.

Вид с колокольни
Мы поднялись на колокольню. Оттуда было видно все вокруг – изумрудные заплатки островков на искрящемся синем платье озера, главный купол собора, покрытый ромбиками сусального золота, высокую каменную ограду монастыря с башнями и тенистый парк вдоль берега. Ветер трепал мои волосы, и я впитывала в себя гармонию окружающего мира, чтобы вспоминать о ней, когда окажусь в душном и суетливом мегаполисе. Кстати, колокольня отличается от звонницы тем, что является сооружением башенного типа. Звонница же может иметь в плане вытянутый прямоугольник, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма.
Крестовоздвиженская церковь
Пройдя мимо монашеских келий, мы вышли к озеру за оградой монастыря, где одиноко стояла церквушка с маковкой цвета сажи, называемая Крестовоздвиженской. Вода была покрыта камышом, а на берегу лежали огромные валуны. Я разулась и присела на один из них. Камень был теплым и гладким на ощупь. Босая, в длинной монашеской юбке, с распушенными волосами, я была похожа на Аленушку из сказки. L. сфотографировал меня. Время пребывания на Столобном острове закончилось. Мы сели на речной трамвайчик, и отправились в обратный путь.
Аленушка

«Столица» Селигера

Спустя час трамвайчик причалил к пристани, украшенной клумбами с алыми маками. Мы вышли на берег и отправились изучать Осташков, основанный рыбаком. В 1371 году маленький городок Кличен на одноименном острове был захвачен и сожжён новгородцами. После этого уцелел единственный житель – рыбак Евстафий. Он перебрался на соседний полуостров и построил там первую избу, которая и положила начало Осташкову. По легенде, имя рыбака и дало название городу (Евстафий – Евсташка – Осташко).
Город Осташков на Селигере
Мы прогулялись вдоль просторных зеленых улочек. Портрет Осташкова вырисовывался из небольших штрихов – домик у воды в голландском стиле, выкрашенный белой краской с характерными перекладинами по диагонали, фонтанчик с двумя ангелочками, красный камень с надписью «Осташков – столица Селигера», небольшой памятник партизанам ВОВ, профиль девушки на стене из металлических прутьев, темно-бордовые стены кинотеатра «Октябрь», поросший тиной прудик. Но главный штрих любого города, наполняющий его духовностью, неповторимым обаянием и притягательностью – это его храмы.
Фонтанчик в Осташкове
Мы вышли к каменной ограде Воскресенского собора и залюбовались его белоснежными колоннами и портиками на фоне бежевых стен и серебристыми куполами. Дальше наш путь лежал к кирпичному Троицкому храму, украшенному белыми кокошниками, лепниной и темно-изумрудными куполами. С первого взгляда эти церкви показались нам совершенно разными, но при более подробном рассмотрении мы обнаружили их необычайное сходство. Выполненные в лучших традициях ярославской школы зодчества, они оба имели в основании четверик. Над ним на высоких барабанах сидели пять плотно прижавшихся друг к другу маковок с черными крестами фигурной ковки.
Воскресенский собор
Нам удалось посетить Троицкий собор. Сейчас в нем располагается Осташковский краеведческий музей. Мы посмотрели представленные в его экспозиции древние орудия труда, оружие, предметы быта и культа, произведения искусства, изделия ремесел и промыслов и поднялись на колокольню. Находить самую высокую обзорную площадку города и изучать оттуда город уже стало нашей традицией. Сверху был виден Осташков в зеленых кудрях деревьев, искрящийся Селигер и ажурные, как тончайшее кружево, кресты фигурной ковки.
Троицкий собор
В одной из закрытых комнат колокольни мы обнаружили под потолком два колокола – военный и пожарный. К моему изумлению, смотритель музея разрешил в них позвонить. Во всех соборах, где я была раньше, веревки от языка колокола тянулись к какой-нибудь высокой перекладине, до которой нельзя было достать рукой, а рядом висела запрещающая табличка. Первый раз в жизни я сама звонила в колокола.
До отправления поезда оставалось совсем немного времени. Мы прогулялись по городу, вышли к озеру, посидели на мостках, кинули монетки, чтобы вернуться сюда. Потом зашли в местное кафе «Наутилус» и перекусили.
Вид с колокольни на Озеро Селигер
И вот уже поезд уносил нас прочь от северных красот. В полутемном купе мы болтали обо всем на свете. Я уютно сидела нижней полке, подобрав под себя ноги, и пила чай из своего любимого граненого стаканчика в железном подстаканнике. Потом мы с L. вышли в коридор и встали у открытого окна. Мимо пролетали быстрые извилистые реки, зеркальные озера, поля, усеянные нежными цветами, утонувшие в изумрудной листве леса, деревеньки с покосившимися домиками. Я думала о том, как прекрасна земля русская, окутанная сверкающей россыпью церквей. Неискоренимые ни властью, ни временем, стоят они, храня в себе русскую культуру, русскую духовность, русскую историю. В моей душе царили покой и гармония. Я вдохнула свежий и чистый лесной воздух…
Фото: Алексей Молчановский
Автор: ma1enama1ena

Курилы всегда были важной стратегической точкой, ключом к Северной Пацифике. Недаром именно от острова Итуруп, из нынешнего залива Китовый, японские...
Борисоглебский монастырь расположен в городе Торжке Тверской области. Один из древнейших монастырей России.Основан в 1038 году боярином Ефремом,...
В Муроме четыре монастыря, рядом с гостиницей находился Спасо-Преображенский монастырь. Монастырь – один из древнейших на Руси. По преданию основан...
Мы держали путь из Твери на озеро Селигер, чтобы посмотреть монастырь Нилова Пустынь, а на обратной дороге свернули и проехали 2 км до города...
День знаний решил посвятить краеведению. Благо, погода для прогулок выдалась - лучше не придумаешь: чистое небо, солнечно, тепло, но не жарко (+21...