Сингапур

24 Июля 2008
immortal8888

Абориген Псху может дойти до столицы за 1 день.
Абориген Псху говорит: "Пройдете за 2 часа",- мы проходим за 3,5.
Абориген Псху иногда теряется на тропах Гудаутского перевала.
Абхазия: путь к святилищам

Выход был назначен на 8 утра...
Надо сказать что люди в Псху живут достаточно обособленно. Есть женский монастырь и несколько церквей. Зимой жизнь заканчивается своим двором, а иногда церковным двором. Центр села прошли быстро. Нам нужно было выйти к хутору Решевие. В моем сознании этот топоним приобретал всё большее значение. Во первых, потому что место это служило нам ориентиром, а во-вторых, потому что на память мне приходил кардинал Ришелье со всеми своими жестокими и решительными чертами. В тот момент они мне импонировали.
А местные его склоняли: "Как к Решевью спуститесь... ; До Решевья за час дойдёте." Это вызывало у меня глупую улыбку. А чувство собственной важности шептало: "Ты такой же умный как французские просветители. Топонимы не склоняются. Бла-бла-бла..."
Мы шли по красивейшему Бзыбскому ущелью. Шумная река держала нас в нужном направлении. Огромные слои известняка сообщали что когда -то и здесь было море. Местами мы пересекали древние самшитовые рощи. Его раскидистые лапы ревниво зарывают солнечный свет.
Абхазия: путь к святилищам
Растёт самшит чертовски медленно: 1-2 см./год. А ещё самшитовое дерево тонет в воде. Поэтому этот крепкий материал частенько использовали в облицовке зданий и до сих пор изготовляют из него всяческие деревянные штуки.
До Решевья мы не дошли, свернули как и надо, чуть раньше. Сразу после моста через Бзыбь.
Потом был лес лес лес...(кликабельный:)
Абхазия: путь к святилищам
Встретилось множество разнообразных грибов.
Значит здесь не ходил ни кабан, ни медведь.
А потом крутой крутой подъём. Перевал и впрямь оказался затяжным. Тропинка постоянно терялась, а подъём был бесконечен. В некоторых местах приходилось карабкаться. Конь бы здесь точно не прошёл. Вчерашний дождь напоминал о себе разжиженной глиной и влажной листвой.
Прошло очень много времени до того как мы взобрались на вершину (так нам показалось сначала).
Там были деревянные граффити поднимавшихся сюда в 1983 году.
1963.
И даже 1929! По-моему самое оригинальное и понятное. Умели тогда писать.
После утомляющего подъёма заросли рододендрона были благоухающим райским садом.
Абхазия: путь к святилищам
Местные называют его "радада". Мёд, который делают с него пчёлы,- "дурной."
Вышли к реке Аапсте, берущей здесь своё начало.
К вечеру мы совсем обессилели. Не было нормальной карты и мы потеряли направление. Потом нашли. Видели много следов медведя. И наконец заночевали у реки, вдоль которой и предстояло двигаться завтра. Костёр не потухал всю ночь.
Утром прошли много и быстро.
Временами дорога пропадала так безнадёжно, что казалось последний раз люди ходили здесь в 1983 году. Мы случайно заметили грунтовку, которая начиналась из ниоткуда, на другом берегу реки. Видимо кусок горы, державшей её просто отвалился. К полудню мы пришли в Хабю. Маленький хутор с раскидистыми фруктовыми деревьями, сладкой алычой и шумными собаками. Оттуда 8 км. до села Ачандара, где живёт представитель рода Чичба, хранитель святой горы Дыдрыпш. Подняться на неё мы могли только с ним, но явно не сегодня и даже не завтра.
Он поведал много интересного. Я узнал что у каждого места есть жрец, и что у всех жрецов есть верховный жрец, и что с ним я имел честь говорить в тот самый момент. Мама предавалась здоровому сну в тени большого дерева. Потом был обед с вкуснейшим домашним вином. Мы устроили дегустацию местного и псхинского хлеба/сыра. Общим голосом была признана победа домашнего хлеба из Псху, который уже прожил 2 дня. А сыры были все вкусными!
Вечером поехали в Лыхны, к святилищу Лыхны-ныха.
Ехали в кузове Газели. Везли лопаты, тележки, топоры, доски с гвоздями и пр. Маме не понравилось, а мне привыкать не пришлось. Хотя на колдобинах, что-то иногда впивалось в правый бок, о чём и сообщает мой рёв.

На месте этого древнего храма стояло святилище.
Абхазия: путь к святилищам
Когда пришло христианство его разрушили и построили церковь. Но статус места в сознании людей остался. По словам хранителя, традиционная религия и пришлые сосуществуют мирно, с уважением друг к другу. Во дворе храма зарыт кувшин с вином, открываемый на Пасху и осушаемый пришедшими на жертвоприношение. Оригинальная кладка храма имитирует кладку святилища. Об этом нам рассказал кусочек стены, стоящий рядом с храмом.
Яркий пример сосуществования разных религий миром. Никаких усобиц и грязи. Просто люди живут, люди верят во всевышнего в одной маленькой стране.
На поляне рядом принимаются важные для народа решения. Каждую осень здесь праздник, а сейчас,- спокойно.
Абхазия: путь к святилищам
На трассе нас подобрал человек, которого я разбудил в Пицунде в 2 часа ночи 5 дней назад и больше не видел. Я думал он узнал меня по матроске. Нет, он узнал меня по лицу. :) Мама была в лёгком культурном шоке.
Я был в шоке, ибо впервые в меня впился клещ.
Мы приехали в Нижнюю Эшеру.
Теперь я знаю точно, способ "вывести клеща растительным маслом",- полная херня. Он просто начинает барахтаться задними лапками. Хозяйка дома чтобы помочь мне, взяла пинцет и вытащила тельце, а сами клещи мёртвой хваткой остались в животе. Безрезультатные попытки их вытащить не оставляли желания достать из себя эту гадость. Позже я обнаружил ещё одного на ноге.
Я не мог заснут около часа. Ощущение того, что кто-то живёт на твоём теле, и ты ответственен за его жизнь делало меня безумным. Я конечно мог бы просто убить его, но ужасные клещи бы остались во мне. Я старался лежать на том боку, на котором нога не могла бы придавить моего паразита. Я стал его ощущать как часть себя, в то же время питая к нему ненависть и отвращение. А он казалось знал это и ещё больше наслаждался моей кровью. Он так же был уверен что я не убью его и кровь становилась для него ещё слаще. Ночью мне приснился клещ. А утром мама обнаружила на себе двух.
Поехать в больницу и снять клещей (как безопасно вытащить Ipod из USB) было отличной идеей. Мы поехали в Сухум!

Автор: mazzoniguidemazzoniguide

Курилы всегда были важной стратегической точкой, ключом к Северной Пацифике. Недаром именно от острова Итуруп, из нынешнего залива Китовый, японские...
Псху- это одно из самых труднодоступных сёл горной Абхазии. Рядом высится одна из 7 священных гор,- Псху ныха, она же Инал куб, она же Святая гора....
Вообще, планируя в этом году свою поездку в Великобританию, мы думали о возможном визите в Оксфорд, но это был далеко не обязательный пункт нашей...
Первый вопрос который я задал когда увидел этот шпиль в центре Дублина:   - бывают ли здесь молнии? Но на моем пути повстречался...
Вообще, планируя в этом году свою поездку, мы думали о возможном визите в Оксфорд, но это был далеко не обязательный пункт нашей программы и, может...