Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20726)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Кения
(31 пост)
 
Всего постов

20726

Великий Устюг

0
02 Августа 2007
gamburger
0
0

Великий Устюг. Фото А.Тилипмана.

Великий Устюг -


районный центр в Вологодской области,
один из самых интересных городов Русского Севера. За последние несколько лет практически
полностью утратил обаяние маленького уездного городка в результате широкой рекламы в СМИ.
Тем не менее, обилие и разнообразие культурных ценностей более чем оправдывает визит
в этот город.

Как добраться


Из Москвы и Санкт-Петербурга
поездами до станции Ядриха (направление на Воркуту, Сыктывкар, Котлас) и далее автобусом до города.
Подробности можно узнать здесь.

Общая информация


Великий Устюг, определенно, самый большой
из "малых" городов Севера - в настоящее время
в нем проживает около 36 тысяч жителей. Город
расположен примерно в 450 километрах от Вологды
на северо-восток, в одном из самых удаленных углов Вологодской области
вблизи ее границы с Архангельской и Кировской областями. Райцентр. Имеет
статус города-заповедника. Великий Устюг вытянут вдоль левого берега реки
Сухоны чуть выше места ее слияния с рекой Юг.
Факт слияния двух рек нашел отражение как в названии города - Усть-Юг,
так и в его гербе. Союз двух рек имеет уже новое название - Северная Двина.


Великий Устюг чрезвычайно богат достопримечательностями,
в нем сохранилось впечатляющее количество замечательных храмов и купеческих
домов 17-19 веков, но он, к величайшему сожалению, утратил очарование
тихого уездного города, в отличие от находящейся неподалеку Тотьмы
или Каргополя. Конечно же, до Москвы ему далеко,
но все-таки в Великом Устюге слишком много автомобилей, новостроек, местных
жителей
, а в последнее время еще и туристов. Чтобы не испортить впечатление
от действительно красивого города, можно порекомендовать начать знакомство
с северными русскими городами именно с него.

Страницы истории


При слиянии рек Сухоны и Юга, вероятно, еще в 9-ом - 10-ом веках возникло
финно-угорское поселение Гледен. В 11-м же
веке на Двинскую землю началось наступление новгородцев, и к началу 12-го
века почти весь Северный край превратился в обширную новгородскую колонию.
Но уже в первой половине 12-го века, с возвышением Владимиро-Суздальского
княжества, началась также и колонизация, идущая из Волго-Окского бассейна.
В результате напряженной борьбы между могущественными соседями, новгородцы
захватили верхнее и среднее течение реки Сухоны, где основали Вологду и
Тотьму, а все нижнее течение оказалось в руках
владимиро-суздальцев. Чтобы закрепить свои позиции на стыке крупнейших
рек этого края - Сухоны, Юга и Северной Двины, они основали новый город
Устюг в нескольких километрах от уже существовавшего города Гледен, но
на другом берегу реки.


Впервые Устюг упоминается в 1207 году среди городов, отданных Всеволодом
Большое Гнездо в удел одному из своих сыновей. Но, по всей вероятности,
город был основан много раньше - летописец, сообщая об основании в 1212
году Михайло-Архангельского монастыря, указывает,
что место было выбрано "за острожной осыпью" (вне городских стен).


Жизнь далекого форпоста русской колонизации была непростой. В 1218 году
Устюг был разорен камскими болгарами, через год устюжане участвовали в
ответной карательной акции. Одновременно с колонизацией края шла его христианизация.
Про Михайло-Архангельский монастырь уже было сказано выше, Троицкий монастырь
вблизи Гледена был основан, по некоторым данным, еще в 12-м
веке, а в 1262 году появился еще один - Иоанно-Предтеченский монастырь.


Устюг не был разорен татарами (спасибо болотам), но проблем в его жизни
хватало и без того. Промосковская ориентация Устюга крепко досаждала новгородцам,
поскольку мешала им контролировать важнейший речной узел. Что особенно
действовало новгородцам на нервы, так это то, что верховья Сухоны и берега
Северной Двины ими уже контролировались и не хватало лишь Устюга чтобы
прибрать к рукам весь Сухоно-Двинский водный путь. Новгородские караваны
грабились устюжанами, окрестности Устюга опустошались новгородцами. Короче,
жизнь кипела. В 1386 году устюжская рать в составе войск Дмитрия Донского
оказывается под стенами Новгорода. Через 12 лет роли меняются.


Во второй четверти 15-го века Устюг затрагивает феодальная усобица между
московским князем Василием II и Юрием Звенигородским
с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В 1436 году Василий Косой
осадил Гледен и после 2 месяцев осады вошел в город, поклявшись не причинять
вреда его защитникам. Как водится, Василий "преступил клятву"
и казнил множество жителей во главе с воеводой. А еще через 2 года город
был сожжен и опустошен вятичами, на чем его история и завершилась. Другой
же сын Юрия, Дмитрий Шемяка, в 1450 году занял Устюг, заставил жителей
присягнуть на верность и княжил в течение двух лет. Княжение окончилось
с появлением под стенами города дружины великого князя Ивана Васильевича.
Шемяка бежал в Новгород, где вскоре и умер.


Важную роль сыграл Устюг во второй половине 15-го века, собирая под власть
Москвы северные земли. Устюжские полки совершили более полутора десятков
военных походов против самого разнообразного врага. В 1465 году "охочие
люди" из Устюга ходили воевать Югорскую землю и пленив тамошних князей,
наложили дань. В 1471 году имел место поход на двинские колонии Новгорода,
завершившийся победным сражением на реке Шиленге. В 1472 году, не без участия
устюжан, к московскому государству была присоединена Пермская земля, в
1489 году - земля вятичей. Куда только не хаживали удалые устюжские ребятушки
- ходили в Сибирь до Оби, по Двине выходили в океан и сражались со шведами,
добирались и до западных рубежей - в 1503 году "стерегли Иван-город
от немец".


Вскоре, однако, основным занятием местных жителей стала не война, а торговля
- в 1553 году в устье Северной Двины было занесено штормом английское судно.
Так был открыт новый торговый путь на Запад - от Вологды через Сухону и
Северную Двину в Белое Море. Устюг же на этом пути занимал ключевое положение.
И уже в 1565 году Иван Грозный включает Устюг в число опричных городов
(всего 19 штук). В официальных же документах второй половины 16-го века
к названию города начинают присоединять эпитет "Великий".


В 17-м веке Великий Устюг становится одним из богатейших городов на Руси,
чему способствовало также и то, что он избежал разорения в войне с поляками
в Смутное время. Важно и то, что в Устюге торговый путь на Запад (по Северной
Двине) сходился с древним Печорским путем (по Вычегде в северо-западную
Сибирь). Поэтому Великий Устюг стал главным пушным рынком страны.


Бурное развитие промышленности и торговли сопровождалось, как водится,
процессом классового расслоения. В 1632 и 1648 годах в округе прокатилась
волна стихийных народных восстаний. И вот, в конце 17-го века массовый
характер приобретает такая пассивная форма протеста трудящихся масс против
угнетателей, как уход в Сибирь. Кроме того, царское правительство, будучи
заинтересованным в скорейшем освоении богатых сибирских земель, предоставляло
переселенцам определенные льготы. Так формировалось русское население Сибири,
существенную часть которого составили бывшие жители Устюга.


Но еще раньше в Сибирь из Устюга направились промышленники. Предприимчивые
устюжане раньше прочих прошли вдоль и поперек всю Сибирь от Урала до Тихого
океана, что и послужило толчком к началу великих географических открытий
русских землепроходцев в Восточной Сибири и далее. Открытия эти начались
в 1648 году походом Семена Ивановича Дежнева, жителя Устюга. Отправившись
в путешествие на небольших судах - "кочах", Дежнев первым в мире
доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку,
основал Анадырский острог и вернулся в Москву, где и получил по заслугам.
Пролив впоследствии стал называться Беринговым, но открыл его именно Дежнев
на 80 лет раньше. Историческая справедливость отчасти восстановлена - именем
Дежнева теперь называется самая восточная точка Азии. А вот как встретила
Дежнева и товарищей его Чукотка: "И шли мы все в гору, сами пути себе
не знаем, холодны и голодны, наги и босы... И попали на Анадырь-реку близко
к морю и рыбы добыть не могли, лесу нет и с голоду мы, бедные, врозь разбрелись..."


В 1649 году еще один устюжанин Ерофей Павлович Хабаров установил кратчайший
путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил
описание увиденных земель и "чертеж реке Амуру". Теперь в его
честь назван город Хабаровск.


Но и на этом замечательные экспедиции устюжан не закончились. В 1697 году
Владимир Атласов открыл и описал Камчатку и Курильские острова, открыв
тем самым период интенсивного исследования берегов и островов Тихого океана.
Именно донесения В.Атласова о Камчатке заинтересовали Петра I, и он распорядился
организовать экспедицию к "неведомым землям". Начальником был
назначен Витус Беринг. Экспедиция не дала желаемых результатов, зато вторая
попытка удалась и вошла в историю как Великая Северная. Участники экспедиции
не только описали северные и восточные берега России, но и проложили путь
в Америку вдоль Алеутских островов. Интересно, что последняя экспедиция
Беринга имела своей отправной точкой Вологду, а ее участники на две трети
состояли из ее жителей.


С открытием нового торгового пути в Западную Европу через Балтику, который
был и удобнее и короче Северного морского пути, Сухоно-Двинская водная
магистраль утратила свое былое значение. Так города русского севера оказались
в стороне от новых торговых путей, что подорвало их экономику. Но судьба
Великого Устюга отличалась от прочих. Причиной дальнейшему процветанию
города послужили хорошо развитые многочисленные художественные ремесла
(как, например, серебряная чернь), а также сохранившиеся связи с богатыми
землями Сибири. И вот, прекратив торговать с Западом, устюжские купцы переключились
на Восток.


В 1745 году Михаил Неводчиков исследовал Алеутские острова, в 1748 году
Афанасий Бахов совместно с якутским купцом Новиковым увидел неизведанные
ранее северные берега Америки, в 1764 году купец Василий Шилов
составил карту Алеутских островов и принял активное участие в
их освоении. За это он получил от Екатерины II медаль "за усердие
о взыскании за Камчаткою новых островов".


В результате всех этих "взысканий" в 1789 году была организована
Северо-Восточная компания, которая впоследствии стала называться Российско-Американской.
Этой компании принадлежали все промыслы, расположенные по северным берегам
Америки, на Алеутских, Курильских и других островах, "по Северо-Восточному
океану лежащих". Одним из первых директоров компании становится устюжский
купец Михаил Булдаков, зять Григория Шелихова (одного из основателей компании).


Говоря о Шелихове, нельзя не упомянуть об одном занятном топонимическом
казусе. Дело в том, что в Иркутской области существует город,
названный в честь Шелихова. Честь эта, однако, является весьма
сомнительной - в указе 1956 года о присвоении названия фамилия
предпринимателя была принята в неправильном написании - Шелехов.


Другие подробности истории освоения Северного Морского Пути, Дальнего
Востока, Камчатки, Алеутских островов, Аляски и всей Русской Америки в
целом можно прочитать в рассказах о Тотьме и Каргополе.


Но вернемся к истории Устюжского купечества. Означенные купцы, в приграничном с Китаем городе Кяхте,
основывают свое торговое общество. Проходит немного времени и Кяхта становится центром
русско-китайской торговли.


Но вскоре Россия в результате русско-турецких войн получает выход к южным
морям. Что обернулось выгодой для государства в целом, для Великого Устюга
послужило началом упадка - сибирские товары стали следовать с Камы на Волгу
и далее на юг. А когда в 1869 году открылся Суэцкий канал утратила свое
значение и Кяхта, что привело к полному разорению тамошнего устюжского
торгового общества. Неудивительно, что строящиеся во второй половине 19-го
века железные дороги обходят город стороной и Великий Устюг полностью утрачивает
свое прежнее экономическое значение и величие.

День сегодняшний


Дороги, транспорт


Основной способ добраться до Великого Устюга - поездом до станции
Ядриха (прямое сообщение с Москвой, Петербургом,
Архангельском; годятся поезда на Воркуту, Лабытнанги, Котлас, Сыктывкар)
и далее автобусом до города. Время пути сокращается часа на три, если ехать
поездом лишь до Вологды и там пересесть на прямой автобус до самого Устюга.
Минусы - автобус ходит 6 раз в неделю и идет целых 9,5 часов. Можно также
добраться из Вологды до Устюга на самолете - это всего вдвое дороже чем
на автобусе, но ровно в 10 раз быстрее. К сожалению, самолет летает лишь
2 раза в неделю. Самый невыгодный по времени способ, хотя и самый простой
- воспользоваться прямым вагоном Москва - Великий Устюг.



Главные дороги из Великого Устюга ведут на Вологду через Тотьму,
на Урень через Никольск и Шарью, а также на железнодорожную станцию Ядриха (последняя дорога
недавно продлена до поселка Березник, лежащего на трасса Москва - Архангельск). До 1998 года, когда провели
новую дорогу на Вологду, связь Великого Устюга с внешним миром осуществлялась,
в основном, именно через эту самую Ядриху. Это маленькая станция примерно
в 60 км от Устюга на магистральной железной дороге Коноша - Воркута. Останавливается
большинство поездов. Пункты назначения - Москва, Петербург, Архангельск, Вологда,
Котлас, Сыктывкар, Воркута, Лабытнанги. От Ядрихи отходит ветка
до самого Устюга, но по ней ходит всего один пассажирский поезд в день.


В окрестностях Великого Устюга наиболее оживлена дорога на Ядриху и далее
до Щипицыно в связи с близостью крупного промышленного центра Архангельской
области - Котласа. Внимание! Все существующие автомобильные мосты через
Северную Двину (а их целых два) расположены в Архангельске (свыше 600 км
от Устюга). Для того чтобы попасть из Великого Устюга в Котлас на автомобиле,
надо либо воспользоваться понтоном в Щипицыно, либо железнодорожной переправой
(по железнодорожному же мосту) со станции Ядриха до станции Сольвычегодск.
Автомобили заезжают на открытые платформы со специальной эстакады.
Переправа осуществляется 6 раз в сутки в каждую сторону.
Внимание! Ситуация изменилась - читайте новости!


Вокзал в Великом Устюге расположен на северо-западной
окраине у городской объездной. Здание вокзала огромно, с завидной регулярностью
подъезжают городские автобусы (здесь конечная одного из маршрутов), что
совершенно никак не вяжется с наличием всего одного поезда в день. Что
касается маршрутов городских автобусов, то их как минимум 4(!), ходят на
удивление часто. Есть даже возможность купить месячный проездной. Автостанция
расположена на северной окраине города. Междугородные рейсы редки и, как
следствие, процветает таксизм. Особенно много частников "работает"
на участке до Ядрихи, в меньшей степени - по дороге на Никольск. Основная
дорога огибает город с запада и севера - именно к западу находится новый
мост через Сухону. В связи с этим, транзитный транспорт в городе отсутствует,
но и внутригородского остается больше чем хотелось бы.


С марта по октябрь в городском аэропорту дважды в неделю садятся самолеты,
следующие по маршруту Вологда - Ухта (это в Коми) и обратно. Цены на Вологду, на удивление,
низкие (около 8 долларов в 99 году, около 14 - в 2000).


Что касается водного сообщения, то можно упомянуть
лишь рейсы пассажирского теплохода из Вологды, совершаемые в мае-июне по
достаточно большой воде с регулярностью примерно раз в неделю. Маршрут
красивый, но билеты уж очень дороги.

Местные жители


Население приветливо, за исключением таксистов и работников ГИБДД. Если Вы
приехали в Великий Устюг не на личном автомобиле, приготовьтесь иметь дело
с первыми. В противном случае - со вторыми. Процедура пересечения моста
через Сухону, по части отлаженности процесса, схожа с въездом на платную
дорогу где-нибудь на Диком Западе. Но остальная, и большая, часть местных
жителей очень приятна, как внешним своим видом, так и обхождением. Сильное
окание также радует слух.

Жизнь города


В результате последних событий приток туристов
в Великий Устюг заметно увеличился, что немедленно начало сказываться на
жизни города в целом и далеко не в лучшую сторону. Цены в гостинице и ресторанах
раза в полтора выше, чем в среднем по области. Пока еще сохранились дешевые
столовые (например, диетическая, напротив гостиницы "Сухона",
где можно пообедать меньше чем за доллар), но кормят там невкусно. Продукты
в городе очень дешевы, даже в круглосуточных магазинах. Особо можно порекомендовать
молочные продукты (сметану, кефир) и хлебо-булочные изделия (кексы, пироги).
Великий Устюг славится качеством воды из своих артезианских источников.
В связи с этим именно здесь, как уверяют местные жители, изготавливается
водка по спецзаказу в Кремль.


В городе ощутимо большое население - свыше 36 тысяч. Обилие современной
застройки. К счастью, центр ее практически лишен. На улицах много автомобилей.
Это, однако, не мешает детям ходить зимой в школу на лыжах. В центре движение
автотранспорта ограничено. Одна из главных улиц города
- идущий параллельно набережной Советский проспект - и вовсе пешеходный.
В городе местами продолжают нести свою службу деревянные тротуары.


По выходным дням молодежь собирается на дискотеке "У Володи".
Стоит это удовольствие всего несколько рублей.


Великий Устюг - это крупный промышленный центр. Город славится изделиями
всемирно известного завода "Северная чернь", изделиями фабрики
"Великоустюгские узоры", сохранившей древний народный промысел
- резьбу по бересте и дереву. Также нельзя не отметить местную щетинно-щеточную
фабрику и фабрику валеной обуви.


Важным моментом в жизни города является ежегодный
ледоход. Реки Сухона и Юг имеют огромную площадь водосбора, глубина снежного
покрова зимой может достигать полутора-двух метров, соответственно, паводки
удаются на славу. Крупные неприятности происходят в случае возникновения
ледяных заторов на Северной Двине, ниже Великого Устюга по течению. Так,
весной 1997 года произошло сильнейшее наводнение, затопившее большую часть
окраин. Старый город, впрочем, оказался практически незатронутым. Расположенный
ближе к реке, он немного возвышается над окрестностями. В 1998 году также
образовался затор, но с ним жестоко расправились 16 авиационными бомбами
по полтонны каждая.


По меньшей мере странно выглядит прошлогодняя (1998-го
года) история, связанная с так называемым ОАО "Дед Мороз". Вот
как ее освещают официальные источники (ИМА-Пресс):


"Вологодские власти одобрили предложение московского мэра Юрия Лужкова
установить местожительство российского Деда Мороза. Это будет город Великий
Устюг, где уже создано МП "Дед Мороз". Теперь любой ребенок может
писать письма не Санта-Клаусу в Лапландию, а по адресу: 162350, Вологодская
область, город Великий Устюг, улица Виноградова, дом 4, российскому Деду
Морозу. На все детские письма, как утверждает корреспондент ИМА-пресс,
будут обязательно отвечать."



Желание иметь своего собственного Деда Мороза, а не какого-то "плюгавенького
Санта-Клауса" (как выразилось другое информационное агентство) еще
понять можно. Но зачем селить его в Великом Устюге - решительно непонятно.
Северных оленей и прочей свойственной Деду Морозу атрибутики в Устюге не
больше, чем бурых медведей на Красной Площади в Москве. Но что не менее
важно, географическая область под названием Лапландия расположена не только
"за бугром", но также и в нашей "исконно-посконной"
Мурманской области. Что мешало последовать общемировой традиции в отношении
места жительства Деда Мороза и поселить его в самой что ни на есть Лапландии
- загадка для мудрецов. Кстати, уже не один год в Лапландском заповеднике
под Мончегорском один из работников исполняет обязанности неофициального
российского Деда Мороза, отвечая на письма детей. Но у мэра Москвы Юрия
Лужкова (кстати, а при чем здесь Москва?), оказалось свое особое мнение.


Оно, конечно, понятно, что проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза"
задумывался как коммерческий, а особой коммерции в Лапландском заповеднике
не разведешь. Но читая указания по "продвижению туристического проекта
на международных биржах в России и за рубежом", тяжело удержаться
от улыбки. Разрабатывается "ритуал прибытия" Д.М. под Новый Год
в Москву, генплан парка развлечений "12 месяцев во владении Деда Мороза"
(бр-р! а не многовато ли будет?) в Великом Устюге. Будет выстроен Дом Деда
Мороза. Короче, планов громадье!


Но кто же такой этот Дед Мороз? Дочернее предприятие ОАО "Новаторский
Леспромхоз". Весной 1997 года, когда город был затоплен небывалым
наводнением, туда выехали мэр столицы Лужков
и президент акционерного общества "Моспромстройматериалы", чтобы
на месте оценить причиненный городу ущерб и предложить помощь. Делегация
была тепло встречена и поселена на леспромхозовской базе отдыха. Там, где
позже поселился и Дед Мороз. А в Москву покатились машины груженые пиломатериалами.

Достопримечательности


Интересной особенностью Великого Устюга является полное отсутствие
каких бы то ни было древних деревянных сооружений. До середины 17-го века
город не знал другого строительного материала, кроме дерева, но уже вторая
половина 17-го века становится периодом расцвета его каменного культового
зодчества. Переход на кирпичное строительство был связан с исключительным
богатством городского. купечества и духовенства. Деревянные храмы заменялись
каменными, а после крупного пожара 1772 года в городе широко разворачивается
строительство каменных жилых домов. Городские же стены каменными не были
никогда и после Смутного времени ни разу не обновлялись и не использовались.


Соборное дворище - главный храмовый ансамбль
Великого Устюга. Включает в себя: Успенский собор 1652-1663 года с колокольней,
собор Прокопия Праведного 1668 года, собор Иоанна Устюжского 17-19 веков,
Архиерейский дом 18-го века, а также еще несколько церквей и ряд хозяйственных
построек. Рекомендуется к обязательному осмотру.


Церковь Вознесения на торгу - 1648 год,
самый ранний из сохранившихся памятников устюжского каменного зодчества.
Один из самых впечатляющих храмов Великого Устюга. Необходимо осмотреть
как снаружи, так и изнутри.


Михайло-Архангельский монастырь - второй
по значению архитектурный ансамбль города, основные каменные здания которого
выстроены во второй половине 17-го века.


Улицы старого города - в первую очередь можно
порекомендовать прогуляться по Советскому проспекту (основная улица старого
города) и по набережной Сухоны, идущей параллельно. Длина обеих улиц около
полутора километров.


Дом Шилова - один из интереснейших устюжских
купеческих домов, построен в 60-е годы 18-го века в стиле барокко. Рекомендуется
к обязательному осмотру.


Дымковская Слобода - церковный ансамбль, расположенный
по другую сторону Сухоны от Соборного дворища. Две
церкви начала 18-го века. Потрясающий вид на Великий Устюг.


Троице-Гледенский монастырь - расположен
в 4 км от города на противоположном правом берегу Сухоны в том месте, где
она, сливаясь с Югом, дает начало Малой Северной Двине. Где-то поблизости
отсюда находился древний чудский город Гледен. Точное место его нахождения
неизвестно. Монастырь открыт для осмотра только в летнее время. Непременно
стоит посмотреть на резные царские врата в Троицком соборе и на сам иконостас.

Примечания


Великий Устюг - в слове "Устюг" постановка ударения
на первый слог.


Сухона - великая русская река. Правильная постановка ударения, как водится, на первый слог.


Северная Двина - еще более великая русская река, образовывается
слиянием Сухоны (слева) и Юга (справа). Первые 60 км до впадения справа
Вычегды иногда называются Малой Северной Двиной.
О мостах через Северную Двину можно прочитать здесь и здесь.


Ядриха - ударение, по-прежнему, ставится на первый слог.


Новости


2.10.2001


Мост через Северную Двину

Новый автомобильный мост через Малую Северную Двину у города Котлас,
строительство которого велось с 1996 г. на средства федерального бюджета РФ и
территориального дорожного фонда Архангельской области, введен в эксплуатацию.

Котласский мост -
важнейшее звено Северного транспортного коридора Санкт-Петербург - Сыктывкар - Кудымкар -
Пермь. По сведениям из официальных источников, длина мостового перехода составляет около 7 км, самого моста - 1,251 км,
длина самого большого из 12-ти пролетов - 105 метров.


Проезд по новому мосту будет бесплатным
(ранее предполагалось коммерческое использование мостового перехода).


В конце сентября, во время проведения экспертизы прочности нового объекта в пролетах были установлены 14 груженых "КамАЗов"
общим весом 280 тонн. По результатам испытаний, мост был признан безопасным для эксплуатации.
По словам ведущего инженера московского научно-исследовательского центра "Мосты" М.Итенберга,
в последние годы в стране довольно редко возводятся мосты, подобные Котласскому.


Источник: Малые Города России

Похожие темы

Как-то, в давнем уже 20 веке, мэр Москвы Юрий Лужков, проснувшись 1 января бросился к ёлочке, чтобы посмотреть новогодние подарки. Но его...
01 Января 11
0
Вся правда о Дед Морозе!Сказ о том, как делается бизнес.Углубляясь в историю, очень трудно выделить единственно верную историю появления Деда Мороза...
26 Февраля 08
1
Волшебное летне-снежное место.Наш Устюг начался с реки Северной Двины, которая получается из рек Сухоны и Юга (УСТЮГ - Устье реки Юг). Там мы...
29 Августа 09
0
Дед Мороз - персонаж русских сказок и один из самых любимых детских волшебников. А значит каждый малыш обязательно должен с ним познакомиться. Тем...
02 Ноября 12
0
Великий Устюг - город вечного 1-го января. Здесь на каждом углу, наплевав на 30-градусную жару, красуются рекламные щиты с изображением одетого в...
02 Августа 10
0