Чишмы, Агзиратово кладбище. По следу Тамерлана

Чишмы — крупный (24 тысячи жителей) ПГТ в 40 километрах от Уфы. Туда ходят электрички и маршрутки от улицы Ленина, в пути 40 минут. С виду ничем не приметный поселок, Чишмы известны уникальным памятником: мавзолеем Хусейнбека, что построил в конце 14 века Тамерлан на Агзиратовом кладбище.

Чишмы, Агзиратово кладбище. Там, где Тамерлан преклонял колени.

В самих Чишмах смотреть откровенно нечего. Довольно-таки типовая станция с двумя водонапорками — пожалуй, все.

Хотя нельзя не заметить характерную для Башкирии опрятность и ухоженность типовых зданий — которых в Чишмах немного: преобладает тут частный сектор.

Если вы едете из Уфы на маршрутке, попросите остановить на нефтебазе — это примерно 300 метров не доезжая железнодорожной станции. Переходите через пути (только осторожно — товарняки тут носятся как поезда в московском метро), обойдите нефтебазу, а дальше — прямиком через поле. Идти около километра, любуясь пейзажами Речной Башкирии.

Наконец, вы достигнете кладбищенской ограды, за которой множество необычайно плото стоящих могил уже нашей эпохи, за которыми просматривается заросший травой купол средневекового мавзолея.

Это кэшэнэ (так башкиры называют мавзолеи) Хусейнбека — одна из главных мусульманских святынь России. История его такова: в 11 веке из Хорезма на Южный Урал явились двое мусульман-просветителей, по-нашему миссионеров — Турахан и Хусейнбек. В долине Агидели они проповедовали башкирам Ислам, и в конце концов обратили народ в свою веру. Турахан и Хусейнбек стали главными башкирскими святыми, и в Башкирии к их могилам совершался даже «малый хадж». Там же просветители и умерли. Турахан был похоронен в селении Верхние Термы в 14 километрах от Чишмов (там сохранился подлинный мавзолей 11 века, но туда нет даже нормальной дороги), однако его могила была несколько подзабыта.
Через нынешние Чишмы же в 14 веке проходил Тамерлан, который, покорив Башкирию, пришел поклониться могиле святого, и обнаружил, что старый мавзолей сильно обветшал. «Железный хромец» повелел выстроить новый мавзолей — тот самый, что мы видим сейчас.

Кэшэнэ по-прежнему чтим. Осматривая его и его окрестности, я видел, как то и дело сюда приходили люди, вставали у окон, читали какие-то молитвы и уходили. Входы в кэшэнэ закрыты решетками, а внутри — надгробие самого Хусейнбека, еще более древнее, возможно, 11 века.

А рядом с мавзолеем из травы выглядывают еще несколько старых, источенных водой и ветром надгробий:

Некоторые из них, относительно «новые», покрывает арабская вязь:

Сравнив их со стелами 18 века в Татарской Каргале, приходишь к мысли, что это век 16-17-й.
А есть там и такие надгробия

Приглядитесь к азбуке — ведь это не арабская вязь. Это тюркские руны. Сколько этим камням веков? И кто под ними покоится?

Считается, что на Агзиратовом кладбище похоронены погибшие при завоевании Башкирии воины Тамерлана. Хотелось бы знать, какие надгробия их, и есть ли еще древнее.

На некоторых надгробиях не разобрать ни одной надписи:

Некоторые уже почти целиком ушли в землю:

На самом кладбище большинство захоронений — второй половины ХХ века, и все-таки и там можно найти каменную стелу 18-19 веков:

А на некоторых могилах растет вот это вот странное растение, называемое «петров крест»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.