Всего в Москве более 20 действующих монастырей. И из них минимум пять могли бы сделать достойным отдельного посещения любой город России независимо от того, как он далеко. И даже утрата Симонова монастыря не обесценила монастырское наследие. Новодевичий монастырь признанно считается одной из «визитных карточек» столицы, но сегодня речь пойдет о монастыре, по-моему, ничуть не менее привлекатльном — Высокопетровском, расположенном на улице Петровка в 3 минутах ходьбы от Пушкинской площади.
В отличие от Новодевичьего, Новоспасского или Донского монастыря, Высокопетровский монастырь никогда не был крепостью, и большую часть своего времени располагался в глубине городской застройки. Поэтому его комплекс встроен в «единую фасаду» Петровки, и можно каждый день ходить мимо, даже и не совсем понимая, что это за монастырь.
Хотя какая-то странная «европейскость» бросается здесь в глаза сразу же, а часть «единой фасады» внезапно оказывается постройками допетровских времен. Да какими!
Внутри же еще интереснее! На самом деле монастырь был основан в 14 веке митрополитом Петром как Петропавловский, а в 1680-е выстроен в камне на средства Нарышкиных, став одним из самых цельных ансамблей в стиле «нарышкинского барокко». С 1993 года — Патриаршье подворье. Вход туда — через ворота под колокольней:
Первое, что встречает путешественника в стенах монастыря — рекламы паломнического центра «Фавор» и православного института. Это может отпугнуть, но лучше это проигнорировать. Так как, только зайдя в монастырь, видишь одно из ценнейших архитектурных сокровищ Москвы:
Вот это-то сооружение и придают монастырю «европейский» облик. Это церковь Петра Митрополита, 3-я по возрасту в Москве (после собора Андроникова монастыря и кремлевских соборов), возведенная Алевизом Фрязиным (Новым) в 1519 году. Причем, видимо, здесь перед архитектором не стояла задача создать архитектуру чужой страны и веры, и он возвел ротонду, какая бы смотрелось органично в его родной Италии.
Здесь же, под серым русским небом и на фоне конструктивистских зданий, она смотрится поразительно.
Кто-то, наверное, уже обрадовался и готов сказать, что «тривиальная для Италии церковь в России становится шедевром национального значения» — но я не соглашусь. Уверен, если поставить посреди Рима или Флоренции любой из русских соборов 16 века, итальянцам они буду казаться таким же чудом, как нам — эта ротонда.
Перед ней стоит церковь Толгской Иконы Божьей Матери — памятник позднего барокко (1744г.). Так она выглядит снаружи, с тротуара Петровки:
А так — изнутри, маленькая на фоне классических и конструтивистских зданий Москвы:
По бокам от Петровской церкви стоят еще две, построенных уже Нарышкиными, и являющимися, как не трудно догадаться, памятниками «нарышкинского барокко».
Справа — церковь Сергия Радонежского:
Слева — Боголюбская церковь с пристроенной в 18 веке часовней-усыпальницей Нарышкиных.
Около нее сложены надгробья — видимо, принадлежавшие когда-то Нарышкиным:
И опять — до боли европейское…
Мимо Сергиевской церкви, под крытым переходом, надо пройти во второй двор монастыря:
Если первый двор больше для туристов, то второй — сугубо «внутреннего пользования», хотя вход туда открыт для всех. Двор опоясывают живописные галереи (и снова Европа!):
У его дальней стены стоит Петропавловская церковь (18в.) на безразмерно высоком подклете:
И нависают грандиозные братские кельи, возведенные Нарышкиными в 1690-х годах. Это одно из крупнейших для своего времени каменных зданий.
Изнутри:
Снаружи:
Оцените масштаб! К кельям примыкают построенные тогда же палаты Нарышкиных. Вот их отражение в окне соседнего здания:
Словом, меня монастыря потряс своей оригинальностью и цельностью, однако у монастыря весьма необычные окрестности. На фасадах домов Петровки и окрестных переулков подробно останавливаться не будем — пойдем сразу в узкий переулок за Братскими кельями. Пройти немного мимо идущей сейчас стройки — и взгляду откроется поразительное здание, скрывающееся за церковью:
Это Константинопольское патриаршье подворье, возведенное в 1887-93 годах. Ныне оно используется как жилой дом, действующего подворья в Москве нет (из-за напряженных отношений Московского и Константинопольского патриархатов), отреставрирован лишь один корпус здания. Остальные своей запущенностью живо напоминают старинную фабрику.
Рядом, между двумя историческими православными организациями, устроилось посольство мусульманского Алжира:
Есть у Высокопетровского монастыря и другой сосед, стоящий точно напротив. Это музей современного искусства им. Зураба Церетели. Или просто музей Церетели. На стенах музея висят репродукции отнюдь не современных картин:
И для вольного доступа открыт двор, куда можно спокойно зайти. Правда, если вы это сделаете — будете в этом желании не одиноки.
Во дворе — скульптуры. Зураб Церетели как он есть:
И напоследок — несколько кадров в районе Пушкинской площади:
Меня привлек необычный дом в Путинковском переулке — кажется, одна из самых ранних советских построек:
И церковь Рождества Богородицы в Путинках, построенная в 1649-52 годах, последний в Москве шатровый храм.
Вид с Пушкинской площади:
И из Путинковского переулка:
Одна из 7 трехшатровых церквей России. Другие: в Угличе, в Вязьме, в Кеми, в музее Витославлицы под Новгородом и в Перми.
Напоследок — перспектива Тверской. Спускаюсь в метро…