Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20724)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Грузия
(71 пост)
 
Всего постов

20724

Железнодорожный тоннель под Амуром в Хабаровске

0
03 Июня 2008
vivaldi
1
0

Железнодорожный тоннель под Амуром в Хабаровске

Железнодорожный тоннель под Амуром - единственный подводный железнодорожный тоннель в нашей стране. Это одно из крупнейших подобных сооружений, но в то же время о его существовании знают немногие.

Планы по созданию тоннеля под Амуром появились еще в начале прошлого века. В 1913 году на выставке Приамурского края был представлен проекционный чертеж тоннеля под Амуром. Но тогда победил проект мостового перехода через реку.

В 30-х годах власти обеспокоились стратегической уязвимостью надводного сооружения, обеспечивавшего сквозное движение по Транссибу от Москвы до Владивостока. Необходимость строительства Хабаровского тоннеля была обусловлена захватом в 1931 японцами Маньчжурии и утратой КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога). Ведь от этого единственного моста, расположенного в непосредственной близости от Государственной границы, в поле действия дальней артиллерии противника, зависила бесперебойная связь Дальнего Востока с остальной частью страны. Кроме того, все больше увеличивался грузопоток по Транссибу - мостовой переход через Амур с одной железнодорожной колеей стал "узким местом" Транссиба и не обеспечивал пропуск растущих грузопотоков по главной транспортной магистрали страны. С учетом особого стратегического значения Транссиба для страны решение о строительстве тоннеля было принято по инициативе Генерального штаба Красной армии в 1936 году.



Технический проект подводного тоннеля протяженностью 7198 метров был разработан в 1937 году институтом "Метропроект", находившемся тогда в составе Народного комиссариата путей сообщения СССР. Основная часть строительных работ была выполнена за 4 года. Прокладка велась рекордными для тех лет темпами: средний темп проходки составлял около 5 погонных метров в сутки. Тоннель длиной 7 км был пройден с помощью пяти щитов на длине 3627 м, а также горным способом (из трех забоев) на восточном участке, открытым способом на западном участке длиной 1350 м. Внутренний диаметр тоннеля - 7400 мм на подводной части

К началу войны работы были почти закончены. В 1941-м, после начала войны, был получен приказ Сталина в предельный срок завершить укладку пути. И уже 12 июля 1941 года по этому уникальному подводному тоннелю (7198 м) прошел первый пробный поезд. А в постоянную эксплуатацию объект был введен в 1942 году.

С 1942 по 1964 год одноколейный тоннель в качестве секретного объекта находился на консервации, с 1964-го года его стали использовать для движения грузовых составов в нечетном - западном направлении, чтобы увеличить пропускную способность Транссиба на этом участке. В 80-х годах после завершения электрификации дороги по тоннелю стали пропускать и пассажирские поезда. В настоящий момент по тоннелю пропускается около 40 пар поездов в сутки. После завершения в 2009 году второй очереди реконструкции Амурского моста и открытия по нему двухстороннего движения, тоннель будет закрыт на реконструкцию, по окончании которой пересечение Амура Транссибирской магистралью будет осуществляться уже по трём путям - два по мосту, и один - по тоннелю.

Западный портал тоннеля, левый берег Амура

Железнодорожный тоннель под Амуром в Хабаровске

Фрагмент западного портала с надписью "1937-1941"

Железнодорожный тоннель под Амуром в Хабаровске

Восточный портал в черте Хабаровска, правый берег Амура

Железнодорожный тоннель под Амуром в Хабаровске

Электровоз ВЛ-80 входит в тоннель:

Железнодорожный тоннель под Амуром в Хабаровске

Вентиляционные шахты тоннеля на острове посреди Амура

Железнодорожный тоннель под Амуром в Хабаровске

Использованы снимки Сергея Сигачёва и Михаила Крайнова с сайта www.transsib.ru и Владислава Лаврова
>
Автор: riverpilgrimriverpilgrim

Похожие темы

Как известно, у природы существуют собственные законы. Постепенно она искусно наводит порядок там, где раньше  были хозяевами люди. Наглядный...
05 Февраля 13
1
Автор: dkphoto По большому счету у Хабаровска нет нормального речного вокзала, в этом отношении столица Дальнего Востока уступает даже...
15 Июля 07
2
По большому счету у Хабаровска нет нормального речного вокзала, в этом отношении столица Дальнего Востока уступает даже Комсомольску. Эрзацем служат...
23 Сентября 07
0
Часть 3. Начало Транссиба Время постепенно движется вперед, и вот уже мой поезд появился в текущем расписании.Пора двигать на Ярославский вокзал,...
30 Января 07
0
Окрестности Казани, 1938 г.Недавно, разбирая архивы, я обнаружил обрывок старой желтой негативной пленки. Обработав ее, я понял, что об этом не могу...
21 Августа 07
0