Филиппины

27 Мая 2008
vivaldi

Дана: Wadi Hamra, Wadi Safsaf, Wadi Hammam Dathneh
Заповедник Дана - хитросплетение ущелий и скалистых гор. Где каменистая унылость компенсируется цветущими оазисами, хранящими влагу круглый год. Верховье заповедника находится на высоте около 1300 метров.

Холмы покрыты травой, можевельником и редкими, ярко-зелеными лиственными деревьями, а белые, причудливые скалы, относят это место в разряд сказочных. Спускаясь по ущельям в сторону Аравы, можно наблюдать за постепенным изменением флоры. На смену зеленым склонам, приходят каменистые холмы. Пальмы, по началу робко, по одной, втискиваются в лиственные рощи. Ближе к уровню моря, с первыми признаками воды, на помощь пальмам под крики лягушек, приходят алиандры, камыши и другие ростения.

В заповедник мы приехали незадолго до сумерек. Приблизились за оставшееся до темноты время к северному склону вади Хамра и устроились на ночлег. Не успели мы открыть первую банку тушенки, как пожаловали гости в лице работников заповедника. После долгого разговора - мы пытались выяснить, что это действительно ренджеры, а не просто парни с деревни - не осталось ничего другого, кроме как заплатить по 10 динар с носа.
Следующий день, начался со спуска в ущелье. Часа через полтора, мы пробились в устье сквозь лабиринт из белых скальных изваяний.
Дана: Wadi Hamra, Wadi Safsaf, Wadi Hammam Dathneh
Вскоре ущелье сужается и приходится перебираться на южный склон. С юга - зеленый склон, под углом градусов 60, с севера - нереально красивый скальный масив, из красной породы. Вся эта красота простирается на несколько километров.
Многочасовая ходьба по козьим тропам под углом - занятие изматывающее, нагрузка приходится на левую, согнутую под неестественным углом ступню. Света стирает себе ноги, а Рони, неудачно оступившись - вывихивает ступню, едва не покатившись со склона. На привале пытаемся привести ноги в порядок с помощью дополнительных носков для Светы и эластичного бинта для Рони. Встает вопрос о возвращении. Решаем идти дальше.
Изначально план маршрута был таков: вади Хамра, вади Хаммам Датне, вади Гвэйр. При текущем положении дел, стало ясно, что от вади Гвэр придется отказаться, благо войдя в который можно повернуть на север, туда где в нескольких часах ходьбы находятся развалины Фейнана - место где обрабатывали медь, пару тысячилетий тому назад. А от туда до Аравы рукой подать, километров двадцать, но можно организовать у местных бедуинов подвозку.
Через пару километров вади Хамра резко уходит на юго-запад. Нам же надо прямо, через седло которое выводит в другой вади. С седла, открывается потрясающий вид на сплетение каньонов, по направлению к которым нужно спускаться.
Дана: Wadi Hamra, Wadi Safsaf, Wadi Hammam Dathneh
Шли мы все это время медленно, и дойти до воды засветло не получалось. Уже в сумерках мы вышли на ровную опушку в окружении бордовых стен. Там и заночевали.
Утром, мы повстречали бедуинов, искавших заблудившуюся израильскую группу, которая вышла на связь с заповедником будучи в вади Хамра, но не успела ничего обьяснить из за пропавшей с концами связи. Бедуины расстроились, узнав, что мы не те, кого они ищут. Самый молодой из них спросил есть ли у нас чай. Самый старший одернул его, сказав - оставь. Позже, в оазисе Хаммам Датнэ, где наши пути вновь пересеклись, бедуины поведали, что они ищут израильскую группу аж со вчерашнего вечера. Их настолько резко подорвали, что ничего кроме сигарет, взять с собой они не успели. Мы накормили их хлебом с хумусом - от другого они вежливо отказались, и напоили чаем. Вначале мы распивали черный, крепкий чай с огромным количеством сахара, как это и принято. Когда сахар закончился, мы заварили чай цветочный. Немного отхлебнув, один из бедуинов украдкой сыпанул себе в кружку пригорышню черного.
В оазис Хаммам Датнэ, мы зашли с севера, через вади Сафсаф. В Сафсафе наблюдается особое множество колючего кустарника с красивыми, яркими пушистыми соцветиями. Это радующее глаз растение, служит также хирургическим инструментом. Колючки по форме напоминают рыболовный крючок. Веточка очищается от всех колючек, кроме одной на конце. С помощью такого инструмента, бедуины извлекают застрявшие в глотке задыхающегося животного предметы.
Дана: Wadi Hamra, Wadi Safsaf, Wadi Hammam Dathneh
На самом деле, для того, что бы попасть в Датнэ, в Сафсав заходить не обязательно. Просто в какой то момент мы перестали читать описание маршрута, так как все казалось очевидным. В этом и была наша ошибка. Когда мы это поняли, встретили четвертого бедуина. Он нам поведал, что попасть в Хаммам Датне по этому ущелью невозможно. В доказательство мы прошли с ним дальше по ущелью, вплоть до сухого 15-20 метрового водопада, с огрызком веревки, закрепленной в щели. "Израильтяне..." - Сказал бедуин указывая на огрызок. Он предложил вывести нас в вади Хаммам коротким путем, чтоб мы не возвращались. Путь действительно оказался коротким. Вади Сафсаф пролегает паралельно с Хамам Датне и взобравшись по сыпухе на гребень между ущельями, мы наконец увидели вади Хамам.
Спешить было некуда и мы позволили себе расслабиться, зависнув в оазисе на несколько часов. В оазисе есть священный родник, бьющий из расщелины в скале. По легенде, омывшийся и испивший из родника, обретает железное здоровье.
Остававшиеся до вади Гвэр пол километра, нужно продираться сквозь буйные заросли, по прохладному ручью, дающему зелени повод разойтись не на шутку.
Дана: Wadi Hamra, Wadi Safsaf, Wadi Hammam Dathneh
Зайдя в Гвэр, мы повернули на северо-запад, в сторону аравы. И пройдя пару-тройку часов по широкому и ровному руслу изобилующему алеандрами, вышли из ущелья.
В книге написано, что в районе Фейнана, есть некий отель. Что он делает в этом краю - не совсем понятно. Мы решили дойти до этого места в надежде набрести по пути на дешевый кемпинг. Ничего подобного мы не нашли. В 10 вечера, в абсолютно пустой гостинице с нас захотели 87 динар за троих включая завтрак. Ради интереса безрезультатно поторгававшись - видимо они думали, что мы заплатим любую цену, так как другого крова в округе нет, а кампится, по их уверениям, в радиусе трех километров запрещено, потому что заповедник - мы покинули заведение, решив пройти ровно три километра и один метр и завалится посреди чистого поля. Не прошли мы и километра, как увидели бедуинскую палатку, с загоном для коз, возле нее. Хозяева оказались добрыми и гостеприимными людьми. Нас приютили и накормили лепешками с яйцами, зажаренными вперемешку с вкуснейшим сыром. Почти пол ночи мы развлекали семью рассказами о том кто мы, откуда мы и как мы здесь очутились. Рони немного говорит по арабски, я тоже помню несколько фраз, и особых проблем с общением не было. Как только мы заканчивали рассказ, откуда то приходил другой член семьи и все приходилось пересказывать снова. И так несколько раз.
Спать нас уложили в палатке вместе со всеми. Спалось неважно. Не знал, что козы способны издавать человеческие звуки. В стаде постоянно кто то чихал, кашлял и томно вздыхал, из за чего я постоянно просыпался и озирался по сторонам.

Дана: Wadi Hamra, Wadi Safsaf, Wadi Hammam Dathneh
Утром, бедуины, за 15 динар, подбросили нас до главной дороги и уже через несколько часов, перейдя две границы, мы оказались на Синае.

Автор: danikhdanikh

В еврейско-палестинских разборках выдался перерыв: душа попросила чего-то возвышенного и одухотворенного, но не музей и не оперу, поэтому выбор...
Пещера Абу-Шинже в Вади Далия. Когда я узнал о готовящемся походе в Вади Далия, мне было трудно в это поверить. Туда же никто не ходит!Первой мыслью...
Вырваться с работы, сесть на самолет, улететь, за 3 тыс. км. на юг,забраться на гору и посмотреть вдаль. Всё то, чем наполнена наша повседневная...
Первый день. Перешли границу, что заняло пару часов и, заправившись, отправились в Вади Рам в сопровождении местного гида Элиаса и полицейского...
Вади-Рам - удивительное место, неподвластное времени и практически не тронутое цивилизацией. Здесь "работали" только погода и ветры,...