Ямайка

04 Мая 2008
vivaldi

Хибины
Не скрою, об этой экспедиции я мечтал давно. Ещё на 5 курсе подобный выезд прошёл настолько душевно, что каждый год при приближении к студенческим каникулам возникала затаённая мысль - "а может, в этом году снова в Хибины?..".

Но ездили сначала на смоленщину, потом в Сочи, потом я и вовсе отправился в дальние края, успел оттуда вернуться, и вот, наконец, осенью прошёл слух, что ОНО БУДЕТ! Поскольку с официальным статусом (и заодно финансированием) экспедиции почти до самого Нового года было непонятно (это же не поход какой-нибудь - научная программа, высокоточная организация, все полагающиеся формальности типа лекций по ТБ и тому подобное), некоторые энтузиасты из числа студентов успели уже записаться в экспедиции соседних кафедр, когда о предстоящем выезде было объявлено официально и начался набор участников. Народа собралось немало - 18 человек, и что удивительно, несмотря на свободу участия, "лишних", не интересующихся людей среди них не было, коллектив подобрался замечательный. Таким образом, вечером 26 января замечательный коллектив погрузился в поезд Москва-Мурманск и спустя полтора суток и один сломанный палец прибыл на станцию Апатиты.

Прибытие поезда. На самом деле отбытие, и не нашего. Апатиты встретили нас ощутимым морозцем (около -25) и густым инеем на деревьях - после промозглой Москвы это была настоящая зимняя сказка. Выгружались в 6 утра, а до этого в 4 часа в Кандалакше к нам присоединилась группа героев-полярников под предводительством главы нашей экспедиции, 4 дня проводивших исследования ледового покрова в районе Умбы. В Апатитах нас уже ждал родной 66й газик и не менее родная газель; надо сказать, поездка в кунге ГАЗ-66 при -25 за бортом - занятие весьма нежаркое.

Хибины

ХУНС встречает нас огромными (с непривычки) сосульками у входа - такая фотография есть, кажется, у всех. Балки, зимой пустующие, до половины занесены снегом, народа, по сравнению с летом, почти нет - мы первые.

После завтрака, состоявшего в основном из оставшихся от поезда "ништяков и бонусов" (это понятие широко применялось в ходе всей экспедиции, поскольку еды народ личный состав набрал с собой явно немалое количество) - тренировочный маршрут, имеющий целью проверку снаряжения и состояния организма. Собственно, маршрутом это сложно назвать - 2 км по заснеженной дороге вдоль Юкспорра и обратно, но с учётом того, что некоторые из нас стояли на лыжах втрой раз в жизни, а завтра предстояло пройти на них 25 км...

Вышли с рассветом. Мороз, тишина, ясное небо, отблески солнца на склонах плато способствовали самому замечательному расположению духа.

Хибины

Вудъяврчорр постепенно озаряется солнечным светом. День здесь в это время короткий - светает около 9 утра, в 5 уже густые сумерки.

...

Наш путь лежал в сторону устья ручья Гакмана, по старой противолавинной дамбе. День постепенно разгорался, хотя само солнце нам увидеть так и не удалось вплоть до последнего дня экспедиции - висит оно в это время низко. У меня "маршрут" проходил настолько гладко, что я успевал обфотать практически всё вокруг, почти не отставая от остальных (на следующий день это сыграло несколько негативную роль - стоит только подумать, что снаряжение у тебя в полном порядке...). С остальными же иногда происходили всяческие неурядицы - кто-то с трудом забирался вверх, у кого-то не получалось съезжать, кто-то стоял на лыжах впервые после школы, а кто-то вообще вынужден был обходиться одной лыжной палкой - в общем, нормальный тренировочный процесс.

Хибины

Солнце по кромке плато - когда заснеженные горы сливаются с небом, выглядит почти фантастически. Да и вообще, слишком давно я не был зимой в горах. :)

Нежно любимые остроконечные ёлки на склонах - вид ели здесь другой, не европейская, как в Подмосковье, а какая-то родом из Западной Сибири, название вида сейчас не вспомню.

Резюмируя, могу сказать, что по количеству положительных эмоций на километр пути этот небольшой выход был у меня вне конкуренции. "Наконец-то я снова здесь!"

Хибины

Вечером поехали в Кировск, закупать недостающее для экспедиции. В основном, к этому времени всё уже было готово, так что после непродолжительных поисков "маленьких нужных вещей" (с) я остался на пару часов побродить по городу. Ввиду закатывающегося заката и всё ещё присутствовавшей свежести впечатлений, далеко я не ушёл, так и щёлкал клювом затвором в непосредственной близости от единственного в Кировске светофора.

Олимпийский на фоне Айкуайвенчорра - главной горнолыжной горы Хибин. Сами трассы почти не видно, они справа за домом.
Инфернальная фабрика по выпуску ядовитых газов на месте АНОФ-1. Потом это облако принесло в центр, оно летало по городу и мерзко воняло.

Хибины
Вид на центр с моста через промышленную ветку жд.
Вид на вечерний Олимпийский и Айкуайвенчорр оттуда же.
Вдали - озеро Большой Вудъявр и 25-й км, он же посёлок Кукисвумчорр - часть города Кировска, расположенная у первого в городе апатитового рудника имени Кирова.
Хибины
Небольшой парк в самом центре города.

Биг Бен (сразу же после реконструкции это имя прикрепилось к нему намертво). Как и положено - с часами, часы даже бьют. А я ещё помню времена, когда это было облезлой зелёной башней, в нижней части которой с торца здания красовалась выведенная через трафарет вертикальная надпись ПNВО.

Ну и на закуску - немного готичной железной дороги в непосредственной близости от нашей базы. Облака к вечеру начали сгущаться, а на плато Расвумчорр врубили прожектор, подсвечивающий их сверху. Завтра нам предстоял переход отсюда до базы КСС (контрольно-спасательная служба) в долине Кунийока.
Утро 29 февраля встретило нас не только прохладой, но и вполне ощутимой метелью. Завтрак проходил в насупленной обстановке - идти 25 км через пургу никому не хотелось, да и лавинная обстановка ухудшалась на глазах, так что решили ориентироваться по снегоходам (пара снегоходов с КСС была заранее нами заказана для перевозки рюкзаков, провианта и бурового оборудования) - если придут, то и мы пойдём. Вовремя вспомнили текст известной песни "На плато Расвумчорр..." - как же, нас ведь тоже 18! Так что пока хмурый личный состав собирал рюкзаки, мы укладывали "общественный груз" на прицепы, и вскоре известие о выходе в нашу сторону снегоходов было получено. Базовская "газель" в два приёма довезла нас до санатория "Тирвас", что за Ботаническим садом, погода тем временем улучшилась до состояния обычной хмари (кое-где даже проглядывало небо), так что, увязав окончательно грузы, около 11 утра мы отправились на север.

Хибины

Поачвумчорр и котловина Малого Вудъявра с "перевала" на моренном валу. Примерно у ответвления дороги к озеру нас наконец-то обогнали наши снегоходы, а после поворота на щебёночный карьер в цирке Снежном мы перестроились в "противолавинную шеренгу" - 10 м от человека до человека, по технике безопасности лавиноопасные (хоть даже условно) места большие группы должны проходить именно так. Погода неустойчивая: сверху то набухало, то рассасывалось, временами начинал идти снег, а после входа в узкую часть Сквозной долины видимость упала до нескольких сотен метров, не считая закрывшей все вершины низкой облачности. Снегоходно-туристская трасса вдоль всего безлесного участка пути помечена воткнутыми в снег сосенками, выглядящими так, как будто "так и было"; снег плотный и его довольно мало, так что идётся относительно легко. Легко - да не очень: идеальная вчера обувь начинает потихоньку наминать ноги, а пройдено пока что лишь четверть пути. Идём медленно, чтобы никто не выдыхался.

Прямо посреди долины Кукисйока на группу безоружных студентов напал дикий лемминг! Когда примерно половина народа уже прошла, он выкопался из-под снега и кинулся в нашу сторону. Зверьё просто-таки лезло в руки и кланялось в ноги; звучали предложения забрать его с собой на КСС, но от греха подальше решили таки не трогать. Еды под рукой тоже ни у кого не нашлось, и жестоко обломанный лемминг был вынужден удалиться - точнее, удалились мы.

Следующий сюрприз ждал нас к югу от озера Длинного: посреди Сквозной долины, в десятке километров от ближайшей горнолыжной трассы, стоял новенький красный ратрак, без всякого намёка на присутствие водителя. Забегая вперёд, история появления его здесь (как нам рассказали спасатели на КСС) такова: некий деятель, работающий на кировском горнолыжном склоне, решил поехать на ратраке на КСС, что-то отпраздновать (может быть, Новый год, хотя времени с тех пор прошло всё же многовато). Приехал, отпраздновал, и хорошо отпраздновал - несколько дней, не меньше. Тем временем незаметно наступила пора возвращаться на работу, и, кое-как закончив праздновать, водитель двинулся обратно - но то ли количество отдыха перешло в качество, то ли качество - в несколько иное качество, но посреди долины ратрак сломался, и водителю пришлось добираться до Кировска пешком - благо, тут недалеко и тропа набитая. Впрочем, ратрак там простоял недолго - когда через неделю мы шли ообратно, его уже там не было. Так что фактически нам довелось пройти Кукисвумчоррский перевал по подготовленной трассе - ещё раз забегая вперёд, скажу, что это был единственный раз (включая послеэкспедиционное горнолыжное катание), когда мы оказались на подготовленной трассе.

Хибины

Тучи всё гуще, ветер всё крепче, перевал всё ближе... Со скуки начинаю фотать всё-вокруг-в-тумане, заметно отстаю и задёргиваюсь, даром, что из снимков почти всё потом пошло в корзину. На перевал вползаю уже изрядно измочаленным, особенно в области ступней. Снега под ногами всё меньше, он становится заметно плотнее, в какой-то момент с удивлением замечаю, что нахожусь на льду озера Длинного. Наконец, перевал.

В верховьях Кунийока снега мало настолько, что пейзаж напоминает позднюю осень или декабрь. Тут и там из-под жестких снежных наносов торчит ягель, любое возвышение выставляет камни наружу. Судя по снежным "хвостам" за камнями, южный ветер здесь преобладает, сейчас он вполне ощутимо подталкивает нас в спину. Лыжи, заточенные под бездорожье и пухляк, вниз едут нехотя, так что спуститься с ветерком не вышло. Постепенно вечереет, вот мы уже входим в зону криволесья, а количество снега всё не увеличивается; народ уже заметно устаёт, да и мной незаметно овладевает жгучее желание привала (моментально вспоминаю известный анекдот* про группу альпинистов - здесь я, видимо, в роли разрядника). Наконец, в 3 часа, уже в нормальном берёзовом лесу - остановка и долгожданный обед. До КСС остаются считанные километры, шеренгой больше идти не надо, так что посвежевшая группа припускает вперёд в меру восстановленных способностей; я же плетусь в хвосте, с горя фотаю вечереющую горную тайгу (опять никаких шыдевров) и всерьёз опасаюсь за состояние пяток - на привале времени проверить так и не хватило. К вечеру проясняется, КСС мы достигаем на самом излёте светового дня; обустраиваюсь уже "на автопилоте". Проверяю, наконец, ноги - удивительно, но всё цело (по ощущениям - в кашу). Лишь на следующий день выяснилось, что я выдал просто феерический, достойный занесения на скрижали косяк: перед началом маршрута перепутал левый и правый ботинки - они в бахилах, сверху не видно.
_____
*Лезет на гору группа альпинистов - новичок, значкист, разрядник и инструктор. Час лезет, другой, третий... Мысли новичка: "Фсё, нимагу, щас фскроюсь... когда же будет привал?.. Но эти вроде идут, значит и я должен - команда, всё-таки... ". Значкист: "Когда же привал? Ну блин, когда же будет привал? Но новичок вот лезет, а я что, хуже?". Разрядник: "Когда уже новичок со значкистом сдохнут и привал попросят?!". Инструктор, утирая пот со лба: "Ну и лоси же мне достались!" Хибины
Наконец мы находимся на месте предстоящих работ, экспедиция входит в основную фазу. В этот день нашей задачей было первичное обследование окрестностей озёр Щучьего и Гольцового и начало промеров глубин по разработанной вчера вечером сетке, для чего группа вооружилась аж четырьмя ледобурами системы "пешня", эхолотом и двумя ручными лотами, представляющими собой головку от геологического молотка с привязанным к ней размеченным проводом. Прибытие из Апатит основного специалиста по бурению озёр ожидалось только вечером, так что пока нужно было лишь провести, так сказать, разведку боем.

Хибины

Утро после перехода оказалось на удивление ясным. Как только рассвело и закончился завтрак, мы почти полным составом вывалили наружу посмотреть, куда же нас всё-таки вчера занесло. Я на КСС раньше не бывал, и с удивлением обнаружил, что это практически настоящий посёлок из нескольких домов, со всеми полагающимися в приличной деревне удобствами и даже свежеотреставрированной гостиницей, на которой большими буквами красовалось название её сайта. Мужская часть экспедиции обосновалась в доме справа от входа на базу, заняв там две комнаты из трёх, девушки же обитали в домике поодаль - на пол-пути к реке, за домом, где живут спасатели. Народа на базе было немало, впрочем, на выходные стало ещё больше, вплоть до того, что спустившимся с гор туристам приходилось с трудом вписываться к спасателям.

Вид на Кунийок у проруби. Мостик на другой берег засыпан снегом и не пользуется популярностью.
Заря над Индивичвумчорром
Хибины

Наконец, собрались, привели себя и снаряжение в порядок и двинулись по отутюженной многочисленными снегоходами и лыжниками дороге в сторону Гольцового. Ехалось легко, погода бодрила, то и дело за зубчатым контуром леса показывались заснеженные горы, выглядящие под утренним солнцем просто великолепно. Через пару км заметили на дереве у дороги белку, и тут же устроили ликбез о распознавании следов (каковых попадалось множество, и порой разворачивались нешуточные дискусии о том, кто здесь куда шёл).

До озера шли так называемой "верхней дорогой" - она взбирается на моренный вал, с которого открываются неплохие виды. Потоптавшись в районе бывших "бараков Партомчорр", следов которых не обнаружилось, постепенно спустились к озеру Щучьему.

Пейзажи на озере захватывали дух. Продвижение группы надолго застопорилось всеобщей фотосессией.
...

Перешли через небольшую перемычку (протока между озёрами при впадении в Гольцовое, как оказалось, не замерзает), и оказались на берегу, хорошо знакомому мне и некоторым студентам по 2005 году - тогда здесь у нас была многодневка, только было это летом и, разумеется, совсем по-другому. :) Впрочем, зимой озеро явно не менее красиво, и никакого ощущения "Умбозера лайтс", в отличие от летней обстановки, не возникает. Заснеженные лавинные желоба придают Путеличорру какой-то торжественный вид.

С западной стороны озера стеной высится Якимпахкчорр.
Хибины

А почти всё, что спускается к озеру с нашей, восточной стороны, являтся теми или иными отрогами того или иного Лявочорра (их много - Северный, Центральный, при известной доле фантазии можно выделить и южный - пожалуй, это самый большой горный массив в Хибинах и третий по высоте).

Здесь мы устроили небольшой привал, а потом разбились на группы и пошли методично бурить озёрный лёд, заодно запуская в дырки эхолот или кидая туда молоток (это называется поверка оборудования). За ближайшие 5 дней нам предстояло оприходовать таким образом более 120 дырок, в рамках родного кондово-посконного квадратно-гнездового метода.

Лишний раз словесно расписывать красивый закат - занятие сомнительное, а закат 30 января в Хибинах был просто великолепен. Поэтому дальше только фоты, в большом размере.
...
31 января заметно потеплело, погода с самого утра была несколько сумрачной, но не пасмурной. Вчера вечером буровой отряд обрёл своего куратора - пришедшего на лыжах из Кировска специалиста по четвертичным отложениям В.В., посовещавшись с которым, решено было бурить главную скважину не Гольцовом, где уже с первых измерений пошли глубины за 10м, а на Щучьем. К тому же, там ожидалась более интересная история развития озера, что было нам только на руку (сейчас уже можно сказать, что ожидания не обманулись). Так что сразу после завтрака мы отправили снегоход, загруженный буровым железом и парой добровольцев, на озеро, а сами выдвинулись чуть позже. Вернее сказать, почти все выдвинулись - у меня прямо в момент старта рвётся дужка полужесткого крепления на лыже. Вот все уже отчалили, а я мечусь по домику в поисках, чем бы заменить брезентовую стропу. В итоге выкрутился за полчаса с помощью кувалды и какой-то матери мотка синтетической верёвки, обильно сдобренной скотчем, и на таком приспособлении кинулся догонять остальных.

Гонщик из меня оказался посредственный, к моменту прибытия на Щучье народ уже вовсю знакомился с бурами. Поскольку процесс это достаточно неспешный, я моментально продрог насквозь, и еле дождался конца демонстрации технических премудростей (В.В. выдал нам уникальный бур собственной конструкции). Основная масса учаснегов разделилась между буровым и промерным отрядами, мне же достался рекогносцировочный, моментально прозванный этюдным, в связи понятно с чем. :) Четвёртым отрядом у нас был пресловутый Биогляц, но его состав был постоянным - один дипломированный биолог и две девушки-лыжницы в ярких полосатых купальниках комбезах. Занималась эта команда рейнджеров-первопроходимцев учётом следов разнообразной фауны там, где эта фауна ходила, и исследованиями снежной толщи там, где данной толщи на это хватало.
Хибины
Итак, первой нашей задачей было обследование русла Северного Лявойока. Пробежавшись по ледяному полю Гольцового (местами там и вправду на поверхности был только лёд), забрались в дебри лявойокской дельты, но не тут-то было - пошарахавшись с полчаса по извилистым каналам русла и изрядно заросшему лесу и не продвинувшись вглубь хоть на километр, не солоно хлебавши повернули назад.
Снова пересекли озеро и двинулись дальше на север, любуясь видом на Лявочорр с редко посещаемой западной стороны озера. Этот берег заметно выше, часто попадаются моренные холмы и гряды, чуть южнее почти к самому озеру подступают обвалы Якимпахкчорра (к сожалению, туда забраться нам так и не хватило времени), и вообще местность тут более пересечённая. В лесу куча следов, кажется, куропаток.
Пересекли северный залив-"аппендикс" Гольцового, зажатый между двумя моренными валами. Он настолько мелководен, что местами камни из дна просто торчат наружу. Пару дней спустя это стоило нам аж двух ледовых буров - как оказалось, промёрзло здесь всё очень часто прямо до дна. Мы же двинулись в прежнем направлении - на север, намереваясь достичь обозначенной на карте просеки, изгибающейся под тупым углом в паре сотен метров от северо-западной оконечности озера. В редкостойном, приятном на вид сосновом лесу немерено заячьих следов, причём ходят звери явно не просто так - очень часто направление следа совпадало с тем, куда намеревались идти мы сами. Впрочем, поплутав и здесь с полчаса, никакой просеки обнаружить не удалось, и тогда мы ушли обратно к озеру, где и устроили себе небольшой перекус с видом на Якимпахкчорр.
Хибины
Под конец, уже попивая последний чаёк, начинаем обсуждать планы дальнейшего движения - хочется зайти и на исток Куны, и на Северный Лявойок (тем более, отсюда нам виден кусок идущей туда дороги), я в процессе беседы замечаю "...а времени у нас...(пресекаясь на слове "на всё хватит")...гхм... ой ё!" - в отличие от остальной группы, именно в этот момент мне надлежало быть уже на противоположной стороне Гольцового и выдвигаться на базу для дежурства. Тут я и втопил через всё озеро. На базу в итоге почти не опоздали, кое-как, не без помощи дежурных спасателей, раскочегарил хитромудрую печку системы Dual Core (имеющую то ли две, то ли полторы трубы и отапливаемую из двух соседних комнат), и до самого вечера погряз в хозработах.

К вечеру 31 января я порядком вымотался. Окончательно переделать все дежурные дела удалось только к полуночи, я уже собирался идти спать и зашёл ненадолго поболтать со студентами, как вдруг кто-то вбегает в комнату, служившую нам столовой и кают-компанией, с горящими глазами - "Там сияние!". Когда я вышел на улицу, добрая половина личного состава уже стояла, задрав головы.
Надо сказать, настоящее, полноценное полярное сияние я видел впервые. До этого, в Зимних Хибинах-2002, было что-то настолько бледное, что едва просматривалось, и очень быстро угасло, здесь же я час ходил по территории КСС, щёлкая затвором, уже вырубили на базе генератор, а оно всё продолжалось (как потом сказали - до утра). Впрочем, начиналось всё очень постепенно. Сначала бледно светящиеся полосы и ленты, затем на лентах заиграли сполохи, а через полчаса уже выросла светящаяся река через всё небо, которая лениво меняла очертания, а над горизонтом тут и там разгорались и потухали отдельные очаги. Под конец, когда уже, изрядно продрогнув, пошёл спать, на меня из космоса смотрел зелёный глаз размером в пол-неба, с вертикальным зрачком периодически вспыхивающего светящегося столба - трудно описуемое впечатление...
Одна из главных трудностей при съёмке полярного сияния, как оказалось - это практическая невозможность отразить все эти безумные переливы и сполохи на картинке. Даже на ISO800 выдержки у меня были по пол-минуты, и вряд ли возможно при нынешнем уровне развития техники снизить их хотя бы до 10с, а играет оно гораздо быстрее, пара секунд - и горит уже рядом, или вообще в другом месте. Вот и получается гладкая, "смазанная" картинка - хотя должен сказать, что порой оно как раз так и выглядит. От одной фоты к другой цвета здесь порой меняются - это я экспериментировал с ББ, само сияние было изумрудно-зелёным (за исключением пары розовых сполохов - очень ярких и быстрых). Да, на картинках сияние выглядит обычно ярче, чем в жизни, но это не значит, что в жизни оно не впечатляло. :-) Итак, 15 больших картинок на 2 мега, надеюсь, я смог передать то космическое настроение, с которым это наблюдал.

так начиналось

немного пообработал

Вертикально в небо

Автор: evendymevendym

Курилы всегда были важной стратегической точкой, ключом к Северной Пацифике. Недаром именно от острова Итуруп, из нынешнего залива Китовый, японские...
В журналистике "за кадром" остается очень много интересного. Причем это касается не только телевидения, но и толстых журналов. Истории...
Первый вопрос который я задал когда увидел этот шпиль в центре Дублина:   - бывают ли здесь молнии? Но на моем пути повстречался...
Было воскресенье, было пасмурно и серо, зима и короткий световой день... В какой-нибудь другой день, солнечный и ясный, наша милая деревенька...