Иордания

11 Апреля 2008
ahelles

Город Зафар — некогда столица Химьяритского государства Южной Аравии. Первые упоминания о химьяритах относятся к 2-1 веку до нашей эры. В Зафаре находился родовой замок химьяритских царей Райдан.
Зафар (сейчас Дафар) находится в130 км к югу-востоку от столицы Йемена -г. Сана на высоте 2800 над уровнем моря.
Нам довелось погулять по деревне, посетить небольшой музей в Дафаре и увидеть едва сохранившиеся древние постройки.
Йемен. Зафар

Прежде чем въехать в деревню, нам показали место, где в скале выбиты пещеры. На пологом склоне скалы выдолблены в твердом камне 3 пещеры. Вход в них - так же выдолбленные ступеньки. Свод поддерживается *колонной* из камня, не вставленной под свод, а ОСТАВЛЕННОЙ при выдалбливании самой пещеры. Все три пещеры находятся на расстоянии метров в 5-10 друг от друга в склоне каменной скалы. Все пещеры были заполнены цветущей водой- сезон дождей, все же.
Когда мы подъехали в месту, увидели стоящую одинокую машину, которую мыла девочка. Её родители сидели неподалеку на склоне этой горы – дядька с катом и его жена. Дядька оказался бывшим жителем деревни Зафар, виднеющейся в далеке на горе. Он охотно поговорил с нами. Рассказал, что живет он сам далеко, а сюда приехал отдохнуть и … подумать. Жил он в Зафаре лет 15 назад. Дядька сказал, что мальчишкой много тут лазал и проводил много времени с пацанами. С его помощью мы разглядели ступеньки на склоне- он сказал, что это бывшие сидячие места амфитеатра, а поле, раскинувшееся перед скалой – арена… Говорил, там проходили бои гладиаторов. О как! Надо бы порыться в истории.. Выкопанные римско- греческие статуи есть в краеведческом музее, поэтому гладиаторы уже не вызывают такого удивления. Кто знает, кто знает. Показал дядька и бывший фундамент какого то здания на горе вдалеке.
Склон горы, в которой выбиты в камне древние пещеры возле амфитеатра (по словам жителя). Ещё можно разглядеть ступени- сиденья.

В Йемене- где не копни- везде история. Такое ощущение, что жизнь была ещё до динозавров… Одинаково давно для меня.

Поднялись на машине в деревню. На удивление отличная асфальтированная дорога. Деревенька небольшая, похожа на все горные деревушки - и Кавкабан и Шихару…. Сразу при въезде - музей. Припарковались и тут же увидели двух пожилых мужчин – один уже готовит ключи. Неужто так и сидит и ждет туристов- а маршрут то не особо туристический, надо сказать.
Вход в музей платный. Мы быстро обошли три комнатки с экспонатами, уже знакомыми по краеведческому музею и поездками в Мариб.

Йемен. Зафар
История Зафара начинается в преисламские времена.
В Зафаре найденные документы датированы 562 годом, 447 годом нашей эры. Фрагменты храма – бронзовые головы львов, леопардов, буйволов. Фрагменты орнамента бассейнов и фонтанов.
Экспонаты музея
Йемен. Зафар
И как водится в Йемене, местные жители растащили фрагменты древшейших строений, цены которым НЕТ. И использовали в кладке своих домов, причем не на самом видном месте, а так, где придется, куда приложится. Вот по этим камушкам через всю деревню и водил нас гид.
Белый маленький.

Сама деревенька, её более современный вариант, постороена на вершине горы. Что таит гора внутри себя- можно только догадывать. Рядом, на незаселенном склоне идут раскопки (немцы работают). А по краям горы нам доступны разные пещеры, туннели, в которые мы спускались, но фото не передают того, что мы видели - вспышка осветляет стену или дно, заполненное водой. Сюда все спускались кроме меня))
Большинство пещер , те, которые выходят на скон и открыты - используются местными для сушки буйволиных лепешек. Топят ими.
Раскопанный немцами вход в древний храм Райдан.
Деревня в фотографиях...
Ослики пасутся накладбище.

двери поближе. Посмотрите , как изогнута..
Несет высушенные лепешки буйволов для растопки.
Йемен. Зафар
Было очень заметно, что деревенские дети были АБСОЛЮТНО не похожи на тех липнущих попрошаек и зануд, которые проживают в доступных для туристов местах! Цивилизация портит людей - факт.
Фотографировала двор через забор- понабежали желающие сфотографироваться)) Чумазые сопливые мальчишки!)))
Уже знакомый сюжет- мальчик и двери.
Мимо прошмыгнула девочка...
Смотритель музея вызвался быть нашим гидом. Мы пошли за ним и с каждым метром людей становилось все больше и больше. Каждый, кого мы миновали, не оставался равнодушным и присоединялся к процессии.)) Кристинка вызвала очень большой интерес у некоторых пацанов – они шли с ней в ногу и заглядывали в лицо, что то спрашивали. Наша девочка сердилась и ходила насупленная.))) Рядом со мной тоже бежал в припрыжку мальчик- что то тихо говорил- то ли мне, то ли сам с собой говорил.
Саша узнал одного подростка, который в прошлый его визит в Зафар подошел и долго рассказывал, что у него болит голова и ему надо хоть чем то помочь. А когда мы проходили мимо старцев - они здоровались с нами за руку- и со мной тоже- протянув мне руку первыми.
Самое интересное, что меня действительно поразило в этой деревне, а мне есть с чем сравнить, это то, что почти при каждом доме во дворе была своя собственная собака!!! Они не шлялись по улицам, а каждая была при деле- в своем дворе, на своей крыше, у своих ворот. И все дружно и честно выполняли свою работу- грозно облаивали чужаков- нас. Я такого ещё не видела. Кто нибудь из нашей свиты - а ведь не обязательно хозяин – подходил к какому нибудь лающему псу и похлопывал по башечке ладошкой, увещевая задиру. Псина жмурился, улыбался (честное слово!!) и лаял потише. Но как только пацан отходил - опять рьяно принимался за свою собачью работу. На одном из псов я увидела ошейник. Вот так вот.
Крепко спит справа от входа.
Йемен. Зафар
Эта парочка выбежала со двора, где стоит ослик.
А этому очень удобно сверху на нас лаять с родной крыши - заливается))
Когда мы уезжали, все собрались нас проводить. Это только часть всех, кто стоял перед музеем.
Йемен. Зафар
И в обратную дорогу, которая всегда короче.
Автор: karina_yem karina_yem

Начало: Алтай. Путешествие в четыре пещеры. 2012. часть 1. Дорога. Продолжение: Алтай. Путешествие в четыре пещеры. 2012. часть 2. Денисова пещера...
Пещеры всегда манили своей загадочностью, таинственной темнотой и необычными акустическими эффектами. Сформировалось целое направление путешествий...
24 Июня 13
-В пещеры бату я поехал на второй день пребывания в Куала-Лумпуре, то есть 04 января 2011 года.Встал я рано около 8 часов дошел в старый центр...
Саблино – место с одной стороны маленькое и непримечательное, а с другой – очень красивый уголок природы в Ленобласти....
Malaysia | Kuala Lumpur | Пещеры Бату | 2007 для того чтоб попасть в главную храмовую пещеру надо пройти 272 ступеньки вообще в...