• Отчеты (20787)

09 Апреля 2008
ahelles

Абхазия
Абхазия - далекая и загадочная страна седых вершин и лазурных берегов.

Перед поездкой меня все пугали тем, что там опасно: стреляют, грабят, людей среди бела дня крадут – в общем, сначала и вправду немного побаивалась, хотя это только усиливало мое желание туда съездить. Собрала компанию из троих друзей, всего нас четверо получилось, взяли билеты на поезд Киев-Адлер да и поехали. Дорога туда на поезде занимает около 30 часов. Есть вариант лететь на самолете, но он летит через Москву и по деньгам получается около 1000 у.е. туда и обратно.
Точкой нашего назначения был Новый Афон – пожалуй, самое красивое и насыщенное достопримечательностями место на побережье Абхазии.
Абхазия
Туда меня пригласили друзья нашей семьи, которые собственно и живут в Новом Афоне – Лена и Алхаз Авидзба. Без них, конечно, мы бы не увидели и не узнали столько про Абхазию.
Приехали мы в Адлер рано утром, взяли такси за 250 руб. до границы на р. Псоу. Добраться туда не проблема, в этом направлении идет куча маршруток и такси. Маршрутка стоит 50 руб. По времени ехать минут 15-20. Границу прошли просто и быстро. На КПП проверяют документы – паспорт. У нас, как граждан Украины, еще забрали половинку миграционной карты (первую половинку забрали на российской границе). На обратном пути обязательно нужно снова брать новую миграционную карту и половину отдавать на русско-абхазской границе, а вторую на русско-украинской. Прошли без проблем таможенный контроль, вещи даже не смотрели, кроме гитары. Ей почему то, все интересовались:) Фотографировать там категорически запрещено, при нас отобрали фотоаппарат у женщины. В самом конце оформляют страховку - по 10 руб. за день проживания + комиссия. Но это чистая формальность и способ заработка. Мы оформили на всякий случай, но эту процедуру в принципе можно обойти.
И вот она Абхазия – первое, что я увидела - яркое утреннее солнце. Сели на рейсовый автобус до Сухума, вышли в Новом Афоне. Автобус стоил 60 руб. Ехали часа полтора. Забавно, что в самом Афоне странная ситуация с адресами – они там не везде есть. Вот и адреса нашего дома мы не знали, пришлось спрашивать у местного населения. Оказалось, что там все друг друга знают, поэтому мы немного протопали с рюкзаками и нашли дом наших знакомых. Правда от бессонной ночи в поезде и неимоверной жары мы немного подустали, но великолепный кофе, которым нас угостили, быстро привел в чувство. Кофе там везде готовят шикарный. Поселись мы в соседнем доме у настоящей абхазки - тети Гали. В частном доме с двориком и летней верандой. Условия – не самые шикарные, но мы в этом плане не притязательны. За сутки 150 руб. (30 грн.) – это стандартная такса за проживание в частном секторе. Можно снять квартиру со всеми удобствами в городе за 1000 руб./сутки или номер в отеле за 1200 руб./ сутки с человека, там уже и кондиционеры и все по высшему классу. Стоит, однако, очень внимательно относится к тому, где вы оставляете ваши вещи. Мы за них были спокойны, потому что жили у соседки наших друзей, они все как одна семья. Но случаи воровства в Абхазии случаются очень часто. Крадут деньги, цифровую технику, да все что угодно и где угодно – и на рынках, и на пляже, и даже из комнат. С нами такого не случалось, однако, бдительность терять не стоит.
Первое что мы сделали по приезду – побежали на пляж, он в 5 минутах ходьбы от нашего дома. Я как обычно, натянула ласты и уплыла далеко в море – мечтала об этом целый год. Море там изумительно чистое и теплое, на пляжах народу очень-очень мало. Когда заплывешь далеко и видишь синее небо, морскую лазурь и горные вершины, кажется, что абсолютно слился с природой и от счастья аж слезы на глазах.
Очень поразила красивейшая архитектура, по большей степени, к сожалению, разрушенная. Здания без окон, с полинявшими стенами, частично заросшие плющом – зрелище драматическое и завораживающее. С первого взгляда кажется, что все это заброшено, однако уже сейчас активно ведутся строительные работы, почти все побережье выкуплено. Сотка земли стоит 10 000 у.е., квартира – 25 000 – 40 000 у.е.
Абхазия
Прогулялись по Приморскому парку. Это просто чудо какое-то – тропический рай. Расположенная в центре города система из семи прудов создавалась монахами в начале 1880 годов. Вода в прудах проточная, чистая и прозрачная. Стенки и дно облицованы камнем, максимальная глубина достигает 1,5 - 2 метра. Раньше для нужд монастырской братии здесь в большом количестве разводили форель, карпа, карася. Тогда же над прудами были сооружены несколько арочных мостиков. Небольшой парк вокруг, заложенный в 1908 году, богат субтропической растительностью. По тихим водам величаво скользят белые лебеди, жилища которых устроены прямо на небольших островках.
Днем солнце палило нещадно, и мы прятались в кафешки – пили красное вино, обедали. Вина мы там напробовались за 10 дней пребывания всякого. В основном, покупали в бутылках заводское. Домашнее нужно брать очень осторожно и лучше только у своих, потому что на рынке его разбавляют как угодно, размешивают с сахаром, или вообще делают сироп и разводят водой. Местные на рынке никогда не покупают ни вино, ни мед. Все это рассчитано на приезжих и цены тоже. Я была поражена ценами на фрукты – как в Киеве, ничуть не меньше, да и продукты в магазинах тоже. В кафе по разному, но в среднем, опять же недалеко от киевских цен. Мы могли готовить дома, но нас хватило на то, чтобы 3 раза сделать яичницу и 1 раз сварить картоху в мундире:) Жарко и хоботиться не хотелось. Так что на завтрак у нас, как правило, были фрукты, сыр сулугуни (объедение – это самый популярный национальный продукт), хлеб, мед, чай/кофе с булочкой. Мальчишки правда требовали мяса, но с мясными изделиями там в магазинах не очень, поэтому лучше есть в кафе нормальное приготовленное мясо. В магазинах только колбаса подозрительного вида. А мне было вообще проще всего, потому что я мяса не ем:)

Про национальную кухню стоить упомянуть отдельно. Одно из самых известных блюд - мамалыга – это кукурузная каша с кусочками копченого сыра сулугуни. По консистенции что-то среднее между хлебом и кашей, едят ее руками. К ней подают заправку из фасоли. Хачапур – лепешка с расплавелнным сыром внутри, вкуснейшая штука, там его готовят по особенному, аналогов нигде больше не находила. Солянка – (совсем не то, что у нас) это мясо с соусом, похоже на первое блюдо, но погуще. Шашлык – без комментариев:) Мариновынные овощи – особенность в том, что они маринуются с бузиной, которая придает им розовый оттенок, ну и вкус не такой, как мы привыкли. Вино! То что пробовали – сухое красное: Чегем, Радеда; полусухое красное - Амра; белое сухое – Диоскурия; красное полусладкое - Апсны. И еще чача – я ее один раз попробовала для интереса, но сравнить мне не с чем. Нашим мальчишкам она не особо пошла, они предпочитали водку из крепких напитков, причем украинскую, потому что местная никуда не годится.
Абхазия

Абхазцы вообще очень гостеприимный народ, как и все кавказцы. Если ты зашел в дом, тебя если не посадят за стол, то как минимум угостят чем-нибудь, причем абсолютно незнакомые люди. Мы так зашли попросить воды в домик в горах, так нам и умыться предложили, и водой напоили, и финиками угостили:) Абхазское застолье – это просто отдельная история. У них 36 традиционных тостов, и нужно знать в каком порядке и кому их говорить. 1 тост – за встречу, 2 – за Всевышнего или за здоровье, 3 – за ушедших, 4 – за мир, за Родину, 5 – за старших, потом старший должен отблагодарить, потом пьется по тосту за родственников от самых старших до самых младших – детей, потом за друзей. Обязательно нужно следить за последовательностью и за тем, кто говорит, очередность соблюдается очень строго. Когда старшие пьют за младших, младшие должны встать, когда соседний стол пьет за ваш – все за вашим столом должны встать (у нас такое было:)). За столом сын, брат, отец не должны сидеть рядом, женщинам полагается сидеть за отдельным столом. Очень интересна свадебная традиция – невеста на свадьбе целый день сидит в комнате и не имеет права оттуда выходить, гости приходят к ней поздравить и уходят за праздничный стол. А жених не имеет права в этот день пить спиртных напитков, но при этом все пытаются его напоить. Еще мы застали поминальный день – это старая традиция пошла еще с языческих времен. Называется день – свечка. В этот день хозяйки сами готовят свечки и накрывают стол. Только в этот день раз в год готовят домашнюю халву (ингредиенты: масло, мука и сахар), помимо нее обычно еще готовят хачапур, ну и дальше кто во что гаразд – торты, курица и т.д. В этот день вспоминают всех ушедших.
На второй день пребывания посетили знаменитые пещеры. Я, честно сказать, не любитель пещер, но даже меня впечатлило. Новоафо́нская пеще́ра — одна из крупнейших пещер в мире и самая большая в Европе. Пещеру открыл в 1961 году Гиви Шалвович Смыр, который с 2001 года является директором комплекса Новоафонских пещер. С 1975 года открыта для посещения туристами. Новоафонская пещера состоит из 9 залов, в первые 6 из которых проводятся ежедневные экскурсии, в следующие 2 — еженедельные, один зал зарезервирован для научной работы. Самый большой зал пещеры — «Зал спелеологов». Его длина — 260 метров, высота — до 50 метров, ширина — до 75 метров. Раз в неделю в одном из залов поет Абхазская капелла, там очень хорошая акустика. Мы, к сожалению, попали в другой день. С 1975 года в пещере действует подземная узкоколейная железная дорога, очень похоже на метро, только меньше по габаритам. Вход в пещеру стоит 250 руб.
После пещер поднялись на Иверскую гору - 344 м. На вершине горы находятся развалины города Анакопия, древней столицы княжества Абазгия и (до 806) Абхазского царства. Одно из чудес нагорной крепости - неиссякаемый колодец, оттуда всегда можно напиться свежей прохладной воды. В жару 38 градусов – это было очень актуально.
Абхазия
Уже начало вечереть и мы порядком подустали, но все же решили взглянуть на келью и храм Симона Канонита. К келье ведет живописнейшая тропка, вдоль реки Псырдзха. Такое ощущение, что попал в джунгли – вокруг огромные стволы деревьев, покрытые мохом, лианы и каменные глыбы, просто затерянный мир какой-то. Чуть дальше по тропе русло реки становится сухим – по легенде именно здесь римляне убили апостола. Место обозначили каменным крестом и тут же находятся загадочные красные камни. Многочисленные экспертизы не доказали, что это кровь, однако не нашли аналогов этого вещества – оно встречается только здесь и больше нигде. Туристы и паломники выковыривают себе по камешку, так что их там уже и не найти.

Побывали и в Сухуме. Это столица Абхазии. Что сказать – зрелище жутковатое, особенно с непривычки. Война закончилась в 1993, а здания и по сей день являются немыми свидетелями этой трагедии. Война – тема для абхазцев очень больная. Почти в каждой семье есть пострадавшие от нее, да и в сознании людей, которые ее пережили, остался огромный отпечаток. Наша хозяйка нам рассказала, что в их дом попал снаряд. Они жили в предгорье. Все, что нажили за всю жизнь пропало в один момент. Остались без копейки денег, без крыши над головой. Люди чем смогли – помогли. И так многие. Сейчас ей платят пенсию 100 руб./ месяц Абхазия и 1000 руб./месяц Россия. Россия же помогла сделать дорогу после войны – Сухумское шоссе. Грузия по этому поводу сильно и долго возмущалась.
Вспоминают отдельных героев: паренек прям с пляжа (на котором мы купались в этом году) из гранатомета сбил грузинский самолет в 200 метрах от берега; Александр Бардадым – погибший в войне, журналист-поэт. По национальности русский, но сердце его принадлежало еще и Абхазии. Он освещал правду в этой войне и за нее погиб. В Новом Афоне построили мемориал в память о погибших в грузино-абхазской войне 1992-1993 гг., На стенах - портреты десятков погибших людей; в витринах - книги о войне, фронтовые фотографии.
У абхазцев не было ни танков, ни бронетехники, ни авиации. Воевали, чуть ли не врукопашную. Очень там не любят Ельцина за то, что заставил подписать перемирие. Тогда абхазцы выполнили его условия, а грузины нет – заняли Сухум, а вот дальше пройти не удалось.
Абхазия
14 августа 1992 г., на территорию Абхазии вторглись вооруженные формирования Госсовета Грузии.
Костяк этих формирований состоял из бывших уголовников. В результате принятых в период правления Гамсахурдия и Шеварднадзе решений об амнистиях в течение года, из мест лишения свободы было освобождено 18 тысяч - из 20, находящихся там заключенных. Большая часть из них оказалась в направленных в Абхазию подразделениях Министерства обороны Грузии. Началась война.
14 августа 1992 года, около 11 часов утра в мирный город Очамчыра вошли около пятисот грузинских гвардейцев, сопровождаемых колонной из более чем 50 танков. В воздухе появились боевые вертолеты и самолеты. В первые же минуты были разоружены и взяты в заложники 30 абхазов - военнослужащих Внутренних Войск Абхазии. Прежде всего грузинские гвардейцы уничтожили Государственный флаг Абхазии. При этом они танцевали, стреляли в воздух и всячески выражали свою радость.
В наиболее неприкрытой форме с присущим грузинским лидерам неоправданным бахвальством и пренебрежением сказал 24.08.1992 г. командующий войсками Госсовета Г.Каркарашвили: ”Предупреждаю, с сегодняшнего дня грузинской стороне будет запрещено взятие военнопленных… кто встретит правительственные войска с оружием, попадут под действие приказа о том, чтобы пленных не брать… В том случае, если переговоры не достигнут успеха, я могу заверить этих сепаратистов, что, если из общей численности погибнет сто тысяч грузин, то из ваших погибнут все 97 тысяч.” Страшно, когда люди друг друга так ненавидят. В Абхазии до войны много грузин жило, Гагры – вообще одни грузины заселяли, а во время войны все выехали. Те кто остался – воевали на стороне абхазцев.

В Сухуме стоит посмотреть ботанический сад, в обезьяньем питомнике мы не были. Не люблю обезьян, да и он ни чем от зоопарка не отличается. На карте нашли несколько интересных мест – дом Фазиля Искандера, Старая Крепость на набережной. Дом оказался жилым, а вовсе не музеем, хотя в нем и правда жил Фазиль Искандер. Из единственной уцелевшей стены крепости сделали кафе. Побывали в известном кафе Нартаа – будете в Сухуме, зайдите обязательно. Кафе сохранилось еще с советских времен. Там безумно вкусно, особенно лодочки с сыром…ммм. И цены как ни странно ниже, чем везде, где мы были.
Вообще поездив по Абхазии я задалась вполне резонным вопросом – откуда они вообще в стране деньги берут? Производства там нет, туризм после войны только начинает оживать и больше пока напоминает Крым лет 15 назад. Цены на рынке и в магазинах формируются по принципу: чем больше, тем лучше. Но оно и понятно – это почти единственный доход у местного населения. Каждый крутиться, как может. Кто сувениры продает, кто пахлаву, кто вино. И бадяжат они его именно по этой причине. Раньше, до войны, такого не было.
Как сказала Лена, Абхазия слишком красивая страна и все беды из-за этого.
Абхазия
В воскресенье утром мы пошли на службу в Новоафонский мужской монастырь. Служба велась частично на абхазском языке. Песнопения просто очаровали меня, и не только меня. Это не просто красиво, это действительно божественно! Абхазцы - православные христиане. Встречаются среди них, правда, и язычники, как наша тетя Галя, котрая гадала на кофейной гуще, но мусульман нет. Вернее их среди абхазцев не больше, чем среди славян. У тети Гали мы были не единственными постояльцами, нашими соседями была семья священника из Иваново. Очень интересные люди оказались. Отец Олег даже помогал на воскресной службе. Мы там его встретили:) А после службы наша Лена договорилась, чтоб нам провел экскурсию на колокольню ее друг, священник – Леон. Очень умный дядька и с потрясающим чувством юмора. На колокольне нашел наушники и очень обрадовался, хорошо, говорит, придумали:) Мы с ним обсудили не только Абхазию, а еще и Украину. Он так много про нее знает, даже удивительно как-то.
Ну и как же не съездить на знаменитое озеро Рица. В общем то его сделали слишком попсовым местом, как по мне. Куча народу, кафе на каждом шагу, катамараны, единения с природой не получилось, но виды да, красивые. Мы поднялись чуть выше, там людей не было, посмотрели на водопады, их там четыре: Молочный, Мужские и Женские слезы и Гегский. На последнем мы не были. Не сомневаюсь, что там красиво, но туда нужно ехать на Уазике, наша шестерка проехать не смогла бы. Больше, чем само озеро, мне понравилась дорога туда – через ущелья, мимо мелькали скалистые вершины. Вот бы там с палаточкой постоять. Алхаз нам обещал устроить. Только самостоятельно там лазить по горам, не рекомендуется. На обратном пути заехали в кафе «Секвойя» - это кафе двоюродной сестры Алхаза. Она же там и готовит. Попробовала местную форель – это просто чудо как вкусно – ее там достаточно много, есть даже форелевое хозяйство.
Конечно, не везде мы успели побывать, но нам впечатлений и так с головой хватило. Мы непременно вернемся еще. Хочется сказать отдельное спасибо Алхазу и Лене Авидзба, и их маме – Тамаре Ивановне за гостеприимство. Благодаря им, я полюбила Абхазию всем сердцем. Если есть там такие люди, значит эта страна сражалась не напрасно. Мира и голубого неба вам!

Автор: ksenka_77 ksenka_77

Весьма важно уметь грамотно выстроить маршрут поездки. Благодаря этому Вы можете абсолютно реально сэкономить деньги, сберечь силы и оказаться в...
Поездка в Чехию, о которой хочу поделиться была в августе 2008 года.  Перед тем как приехать в Прагу, совершенно не знала, что она из себя...
Музей-кафе марципана, Любек, Германия. Мы продолжаем путешествовать по европейской провинции… Не поддается сомнению утверждение, что...
Кроме того что оно официально закрыто для посещения вот уже какой десяток лет, и пойманному там туристу грозит штраф, конфискация снаряги (а по...
    До поездки в Thulagiri, я предполагала, основываясь на немногие отзывы по этому отелю...