Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20728)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Ямайка
(10 постов)
 
Всего постов

20728

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

0
30 Марта 2008
ahelles
1
0

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород) 

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь, расположенный на крутом правом берегу Волги, в полугоре, примерно в трех километрах от Нижегородского кремля, вниз по течению реки, — одна из древнейших обителей Нижегородской земли.

На рубеже 20-30-х годов XIV столетия сюда, на волжские берега, прибыл монах Киево-Печерского монастыря Дионисий — впоследствии Суздальско-Нижегородский архипастырь, крупнейший исторический деятель своего времени. Прибытие его в Нижний Новгород с целью основания монастыря, подвижническая жизнь и деяния способствовали, в конечном итоге, развитию и духовному становлению русских земель.

Древнейший период истории Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми в исторической литературе датами основания Печерской обители считают 1328 или 1330 год, однако документальные сведения по этому поводу отсутствуют. Источниками, из которых можно составить представление о хронологии событий столь далеких времен, монастырском уставе этой обители и быте ее насельников, являются агиографические памятники: три жития учеников и последователей святителя Дионисия — святых преподобных Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского и Унженского, а также святой Вассы Нижегородской. Из сведений, приведенных в этой житийной литературе, известно, что к 30-м годам XIV столетия Нижегородский Печерский монастырь уже существовал.

На крутом берегу Волги, в плотных известняковых породах склона будущий игумен Дионисий, по примеру древних насельников Киево-Печерской Лавры, ископал себе первую пещеру, где проводил время в молитве и посте. Вскоре к нему стала собираться братия — из желавших так же, как и он, полностью посвятить свою жизнь Богу. Однако растущему числу монахов вскоре стало тесно в пещерах. И новые пещеры не могли вместить всех желающих. К тому же, жизнь в сырой каменной или земляной келье не каждому под силу: пещерничество на Руси всегда считалось уделом немногих аскетов. Итак, выше по склону, на уступе горы началось строительство деревянного монастыря, в основании которого поставлена была деревянная церковь во имя Вознесения Господня.

Посвященный великому празднику — Вознесения Господня — первый возведенный храм и дал главное имя обители. Название же «Печерский» монастырь получил в память о первых пещерах («печерах»), ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонница. Число братии всё увеличивалось. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, а затем — архимандрита.

Дважды — в 1378 и 1379 году  Нижний Новгород, а вместе с ним и Печерский монастырь, были сожжены дотла. Известно разорение монастыря 1550 года. Лишь взятие Казани Иоанном Грозным ликвидировало опасность постоянных татаро-монгольских набегов. Вероятно, после этого в истории монастыря начался период активного каменного строительства. Благодаря пожертвованиям и вкладам великих князей, государей — Иоанна Васильевича (Грозного) и Феодора Иоанновича — к концу XVI века на крутом волжском склоне стояло уже несколько каменных храмов, среди которых выделялся красотой и величием пятиглавый Вознесенский собор. Исторические хроники перечисляют шесть каменных церквей в Печерском монастыре того времени (тогда как в самом Нижнем Новгороде их было только три). Возвышалась каменная колокольня, имелись также деревянные и каменные кельи, поварня, больница, погреба, сушила и другие постройки. Территория монастыря была обнесена высоким деревянным частоколом со святыми воротами. Внизу, под горой, располагались пристани и шатровая деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца.

Однако в 1597 году (18 июня ст. ст.) весь этот прекрасный архитектурный ансамбль был уничтожен гигантским оползнем. Признаки грядущей катастрофы обнаруживались еще за неделю до страшных событий, когда в монастыре начало «теснить» деревянную мостовую. В горе выше обители стала шириться огромная трещина, длиной почти на версту. Архимандрит Трифон, управлявший тогда монастырем, заблаговременно вывел в безопасное место всю братию, приказав унести с собою иконы, ризы, утварь — всё, что можно было спасти. Когда в обители нельзя уже было оставаться далее, архимандрит взял крест и чудотворный образ Божией Матери Печерской и вышел со священным собором, творя молебное пение.

С плачем, прося милости Божией со слезами и молитвами, монашеская братия видела гибель родной обители. Подточенный родниками кусок горы с треском и грохотом начал оседать вниз, вместе с растущим лесом: «и нача гора осыпатися… и бысть шум и треск велик по лесу, и нападе на людей страх и ужасть велика…» «Заступлением Пресвятыя Богородицы прошла оная гора под монастырь землею и вышла в Волгу реку», — повествует «Нижегородский летописец».

От сотрясения колебались и рушились постройки: «в монастыре же означенною от горы оползиною храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания… каменная колокольня с колоколами свалилась на землю и разсыпалась, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю близ окошек олтарных». В одном месте язык оползня вышел в Волгу, образовав огромные волны — «буграми». Суда, стоявшие у берега, оказались отброшенными далеко на сушу. Были разрушены храмы обители, службы, кельи, но никто из людей не пострадал.

Однако величайшее это несчастье имело, Промыслом Божиим, не только разрушительные последствия. При обвале горы, на третий день после катастрофы, обретены были нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в Печерской обители и почившего приблизительно за 30 лет до обрушения горы: «сказывали старые иноки, что жил… великий подвижник по имени Иоасаф, который был по смерти погребен на том месте, где найдены были мощи». «Совершенно сохранились и гроб, и ризы, и тело старца-схимника», — сообщал летописец — очевидно, свидетель этих событий, так как пишет он от первого лица: «По обретении мощей приехал в Печерский монастырь игумен Дудина монастыря Евфимий с братией и мы вместе с ним вынули гроб, осмотрели мощи, осязали их собственными руками и поставили гроб на другое место… и устроили над ним гробницу».

Спустя год для почитания святых мощей и «поминовения ради усопших братий» была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня, остававшаяся на прежнем монастырском месте, в то время как саму обитель Печерскую принялись восстанавливать не на старом участке, а ближе к городу. Позднее вместо деревянного храма, пережившего пожары, воздвигли каменный. Это произошло в 1790-1794 годы. Спасо-Преображенская церковь и сегодня украшает Старо-Печерскую слободу Нижнего Новгорода. И по сей день от св. мощей преподобного схимонаха Иоасафа происходят чудесные исцеления духовных и телесных немощей людей, с верою притекающих к гробнице угодника Божия. В 1993 году прп. Иоасаф Печерский был прославлен в лике местночтимых святых Нижегородской епархии.

Печерский монастырь, который на первоначальном месте простоял около 270 лет, после катастрофы был возобновлен — на том же правом возвышенном берегу Волги, но выше по течению реки. Новое место, холмистое и неровное, пришлось выравнивать для последующего устроения обители. Архимандрит Трифон добился приема у царя Феодора Иоанновича, испрашивая помощи, и работы производилось поначалу за счет государевой казны, помимо прочих вкладов и пожертвований. Однако длительное время в монастыре возводились только деревянные рубленые здания. На свои прошения о строительстве каменных сооружений монастырские власти обычно получали отказ в московских Приказах. И все же летом 1631 года мастер Федор Опарин с артелью костромских каменщиков начал класть в Печерской обители белокаменный подклет Вознесенского собора. Произошло это, вероятно, без ведома Приказа каменных дел, так как в апреле 1632 года из Москвы было получено строгое предписание: «…по нашему указу велено вам Нижегородцких недосыльных каменщиков и кирпичников… сыскав за поруками выслать к нам к Москве для нашего Вяземскаго городоваго каменнаго дела». В той же грамоте особо отмечалось, что по данным, имевшимся в Приказе, в Печерском монастыре работают 40 человек каменщиков из Костромского Ипатьевского монастыря.

Архимандрит Рафаил, в ту пору настоятель обители, снова и снова настойчиво слал в столицу прошения «о благословенной грамоте воздвигнути каменная церковь во имя Вознесения Господня» и прочие храмы обители. Вновь бил челом государю, чтобы «он дал для строения церкви Вознесения государского подмастерья Онтипу пасынка Возоулина да нижегороцких и балахонских каменщиков и кирпичников». Всё это были мастера, возводившие в Нижегородском кремле соборную каменную церковь во имя Архангела Михаила (1631 г.). Настоятель Печерского монастыря просил также «остатошную известь и камень и лес и всяких железных снастей» от постройки кремлевского собора дать в пользу своих монастырских работ. Настойчивость архимандрита увенчалась успехом. В Печерской обители развернулось каменное строительство. Известны имена создателей архитектурного ансамбля монастыря, почти полностью сохранившегося до наших дней. Это «царский подмастерье каменных дел» Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима и костромские и балахнинские каменщики. Кроме собора в 1640-е годы тем же Возоулиным в Печерской обители сооружены две каменные шатровые церкви — надвратная в честь Евфимия Суздальского (1645 г.) и Успенская церковь (1648 г.) с большой общемонастырской трапезной.

Выдающийся монастырский ансамбль был отстроен к середине XVII столетия. Он рассчитан на восприятие как со стороны Волги, так и с горы. С любой из точек обзора Печерская обитель предстает как живописная архитектурная композиция, центром которой является прекрасный пятиглавый Вознесенский собор.

Выстроенный в благочестивое царствование государя Михаила Федоровича, по прошению архимандрита монастыря Рафаила и с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета Никитича, собор стал главным монастырским храмом. Его архитектура восходит к образу Успенского собора Московского кремля. Однако еще в ходе строительства были внесены изменения в первоначальный замысел: у Вознесенского собора появилась трапезная палата и обширное северное крыльцо, к которому примыкала колокольня. Высокий подклет (подвал) в основании храма выполнен из белого известкового камня, а колокольня, трапезная часть и галерея — из большемерного кирпича. В центральном барабане до сих пор сохранились следы фресок XVII века. Вознесенский собор имеет трехапсидный просторный алтарь. Своеобразие пятиглавию строения придает юго-западная глава, возвышающаяся над придельной церковью в трапезной, которая имеет большую высоту и диаметр.

До 1927 года в Вознесенском соборе сохранялась главная святыня Печерской обители — икона Божией Матери Печерская. Пресвятой Богородице, сидящей на престоле с Младенцем на руках, на этом высокочтимом образе предстоят святые Угодники Божии — Антоний и Феодосий, подвижники Киево-Печерские. На свитке, который держит в руках преподобный Антоний, надпись гласит: «Господи, да будет на месте сем благословение Св. Афонской горы». На свитке в руках преподобного Феодосия: «Бог вас, братия, совокупи. Буди благословение на вас от Него».

В ХIХ веке святой образ был украшен чеканною серебряной позолоченной ризою, с накладками из финифти и с различными на них надписями.

Точная дата возведения колокольни при Вознесенском соборе в документах не указана. Считается, что она строилась одновременно с собором. Нижняя ее часть архаична по своей архитектуре и, вероятно, повторяет старую колокольню разрушенного оползнем монастыря. Вместе с тем, наличие двойных арочных окон делает ее похожей на итальянские городские башни. Поначалу колокольня имела деревянный шатер, который в XVIII веке был заменен на каменный. На колокольне находились часы с боем. Среди висевших на ней колоколов выделялся вседневный колокол «старинный, немецкой работы, с голландской надписью». Из надписи было известно, что отлит он в 1463 году немецким мастером Иостом из Гагенау. По всей вероятности, необычный колокол попал в Нижний Новгород из Лифляндии во время Ливонской войны.

На западной границе территории монастыря с середины XVII века располагается надвратная каменная церковь в честь прп. Евфимия Суздальского. Будучи поначалу деревянной, эта церковь «над святыми воротами» сгорела в 1640 году, после чего на ее место была перенесена Никольская деревянная церковь, уцелевшая на старом монастырском месте после обвала 1597 года. И только в 1645 году над вратами был выстроен существующий доныне каменный храм. Это единственная в России дошедшая до наших дней шатровая церковь, поставленная над главными монастырскими воротами. Она построена «по образцу» Архангельского собора в Нижегородском кремле. Церковь представляет собой восьмерик, завершенный шатром. С юга к ней примыкает небольшой корпус келаря, а далее — вдоль монастырской границы XVII века — идет стена ограды, восстановленная при реставрации монастыря. Этот храм отличается изысканностью пропорций, как отдельных частей, так и всего здания в целом.

Вслед за надвратным храмом в честь прп. Евфимия Суздальского началось возведение обширной трапезной палаты с теплой (отапливаемой) Успенской церковью. Строительство продлилось с 1647 по 1649 год. Архитектура Успенской церкви свидетельствует о некоторых изменениях в стиле, несмотря на то, что автор постройки — все тот же Антип Возоулин, возводивший Евфимьевскую церковь (он же — один из авторов шатрового Архангельского собора). В Евфимьевской церкви и Архангельском соборе шатры созданы открытыми внутрь, в результате чего внутреннее пространство храмов динамично устремляется вверх. Помещение Успенской церкви перекрыто сомкнутым сводом, и шатер здесь играет чисто декоративную роль. В этом и заключается архитектурная уникальность данного сооружения, так как оно представляет собой переходный тип шатровых храмов. Четверик церкви искусно обрамлен тремя закомарами на каждом фасаде, разделенном лопатками на три прясла. Шатер на низком восьмерике завершает строение. Фасады основного яруса, как церкви, так и трапезной, украшены крупными наличниками из тесаного кирпича.

В XIX веке архитектурный облик и назначение архиерейского корпуса неоднократно изменялись. В 1866 году, когда в Нижегородской епархии была учреждена кафедра викарного епископа Балахнинского с правом настоятельства его в Печерском монастыре, этот корпус был переустроен под епископские покои. В 1887 году в обители прибавилось еще одно молитвенное сооружение — домовая церковь при архиерейском доме, где проживал владыка, с освященным престолом в честь свтт. Митрофана и Тихона Воронежских и вмч. Димитрия Солунского. Домовый храм находился в приемном зале, в нижних настоятельских покоях.

Печерский монастырский архитектурный ансамбль включал и сохранившиеся до нашего времени братские и больничные кельи, Палладиевский корпус, церковь во имя Петра и Павла и еще одну, надвратную, над восточными воротами — Покровскую церковь.

Петро-Павловская церковь замыкает линию братских и больничных келий на северной стороне монастыря. Построенная в 1687 году, первоначально она называлась Макарьевской (во имя прп. Макария Желтоводского) и была деревянной. Ныне существующее здание возведено одновременно с каменными больничными кельями в 1738 году. В 1858 году храм переосвятили в честь святых апостолов Петра и Павла.

Далее, перпендикулярно по отношению к Петро-Павловской церкви, углом примыкая к ее алтарю, расположен восточный, или Палладиевский корпус (1758-1765 гг.). Свое название он получил по имени жившего в нем в XVIII веке бывшего рязанского епископа Палладия (Юрьева). Корпус имеет два этажа и глубокий подвал в средней части. Кельи верхнего этажа были раньше сгруппированы вдоль узкого коридора, который служил проходом на монастырские стены. Ныне на втором этаже этого здания размещаются покои наместника Вознесенского Печерского монастыря.

Устроенная в 1765 году одновременно с восточным корпусом келий еще одна монастырская церковь — Покровская — находилась над восточными воротами Печерской обители. В 1800 году она сгорела и была возобновлена лишь спустя 48 лет. Скромность ее внешнего облика подчеркивала второстепенность этого въезда в монастырь по сравнению с главным — западным. В настоящее время здание церкви сохранилось частично. В память о Покровской церкви еще в ходе реставрационных работ 1975 года на двускатной кровле, объединяющей этот надвратный храм и Палладиевский корпус, была восстановлена небольшая главка с крестом.

В 1765 году деревянную ограду обители заменили на каменную, украшенную декоративными башенками, внутренние помещения которых использовались под различные хозяйственные нужды. В 1895 году были построены западные «святые ворота», увенчанные пятью главами, что подчеркивало значение этих ворот как главного входа в обитель. Стены Печерского монастыря практически никогда, с момента возобновления монастыря на новом месте, не несли оборонительной функции.

Обитель Печерская накануне 1917 года по богатству своему превосходила многие монастыри России, и не случайно нижегородцы именовали ее Лаврой.

Традиционно, как и при любой другой православной обители, при монастыре находился некрополь, где обрели вечный покой его архимандриты, игумены и насельники. Здесь в 1632 году по указу Патриарха Филарета был похоронен митрополит Солунский Паисий. Знатные князья, бояре и дворяне почитали за честь быть погребенными внутри монастырских стен. Здесь, при обители Печерской, покоились почившие представители боярского рода Приклонских, жившие в Нижнем Новгороде в XVII и XVIII веках, а также князья П. С. Трубецкой, Н. Г. Шаховской, Ф. Н. Черкасский, Н. А. Дадианов, Кулунчаков, нижегородский губернатор А. М. Руновский, члены семей знаменитых княжеских родов, известные почтенные горожане. В годы советской власти кладбище при монастыре было осквернено, а большинство могил варварски уничтожено. 
После 1917 года Нижегородский Печерский монастырь разделил участь большинства православных святынь — осквернение и запустение. Настоятель обители епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) накануне годовщины Октябрьской революции — 6 ноября (24 октября ст. ст.) 1918 года — был расстрелян по обвинению «в контрреволюционной деятельности». В 1925 году Печерский монастырь привлек внимание центральных музейных органов и со всеми постройками и землею был передан в ведение Губмузея. Организация эта по своим функциям была призвана охранять исторические и культурные ценности, однако в отношении монастыря произошло обратное: ризница была разграблена, здания стали использоваться под жилье и различные хозяйственные нужды. В 1931 году сотрудники Губмузея сдали на переплавку девять уникальных монастырских колоколов и все кованые ограды и кресты с монастырского погоста.  Только в 1960 году советские власти, осознав ценность и уникальность архитектурного ансамбля Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, присвоили ему статус памятника архитектуры республиканского значения. Работы по реставрации начались после перевода сюда в 1971 году Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской, трудами коллектива которой были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

Вид на монастырь с Волги
Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Стены монастыря
Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вид монастыря с Печерского съезда
Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Святые врата (конец XVIII века)
Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Архиерейские палаты (1632)
Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Надвратная церковь во имя св. прп. Евфимия Суздальского (1645)
Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский собор (1630-1632)
Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

"Наклонная" колокольня собора
Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)


Успенская церковь (1648)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород)

Подробнее о монастыре: http://pecherskiy.nne.ru/

Автор: riverpilgrimriverpilgrim

Похожие темы

Брусенский монастырь в Коломне основан в XVI столетии. Обитель формировалась вокруг древней Успенской церкви на протяжении XVI-XIX вв. Экономический...
02 Мая 08
0
 Смоленская Корнилиевская церковь бывшего Борисоглебского Песковского монастыря. Если посчитать все монастыри, некогда существовавшие в пределах и в...
13 Июля 07
0
Уже во второй половине 4 тысячелетия до н.э. до человечества дошло, что мозаика - это неимоверно круто и красиво. В авангарде геометрически...
08 Декабря 10
0
Монастырь Таньчжэсы древнейший буддийский храмовый комплекс в Пекине. Он был построен в 3 веке н.э. при династии Цзинь. Впоследствии монастырь...
05 Марта 11
0
Тростянец Сумской области городок небольшой - всего 23 тысячи жителей, но в нем множество самых примечательных архитектурных сооружений. Когда...
16 Августа 10
0