Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20725)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Иран
(57 постов)
 
Всего постов

20725

На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

0
27 Марта 2008
ahelles
0
0

На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Разбирая свой печатный фотоархив нашел серию снимков с моей поездки на теплоход "Г.В. Плеханов" в августе 2001 года из Москвы на Соловецкие острова, на основе которого хотел бы рассказать об этом необычном, по тем временам, рейсе.

В 2001 году российский рынок речных круизов постепенно возвращался к жизни после дефолта 1998 года. Из затонов выходили стоявшие у приколов суда, а на водных просторах случилось небольшое пополнения "парка": с Днепра в Москву были выкуплены два пассажирских четырехпалубника. Кроме уже существовавших маршрутов стали появляться новые. Одним из таких маршрутов стал Москва - Соловецкие острова (Белое море). Сейчас, по прошествии времени, уже можно сказать точно, что маршрут устоялся. Поначалу на этом направлении работал только один теплоход, а сейчас уже по нескольку теплоходов два раза в месяц совершают эти рейсы. Но в то время каждый рейс был по сути экспериментальным. Ведь ни разу еще туристические пассажирские теплоходы не работали на таком направлении.


Путешествие проходило на борту пассажирского трехпалубного теплохода "Г.В. Плеханов" (проект 588). Теплоход принадлежащий ОАО "Волжское пароходство" и базирующийся под Нижним Новгородом, в навигацию 2001 года был зафрахтован некой московской компанией для совершения рейсов по новому маршруту. Название компании я не стал бы приводить, ибо ничего кроме разработки и согласования маршрута, они для туристов хорошего не сделали. По отзывам туристов, путешествовавших на этом теплоходе в прошлом, 2007 году, как с самых первых рейсов были установлены традиции "ненавязчивого" сервиса и пренебрежения к элементарным правилам обслуживания пассажиров. так они успешно и сохранились. Поэтому, самой главной бедой в развитии Соловецкого маршрута остается отсутствие достойного обслуживания и хороших судов, с комфортабельными каютами, а также полное несоответствие цены качеству. Впрочем, это отдельный разговор.
Возвращаясь к теплоходу. "Плеханов" долгое время стоял у стенки затона, поэтому его состоянии на тот момент, когда он вышел на линию было далеко от идеального, если говорить условно. Но одну "косметическую операцию" с ним провели: для того, чтобы судно по габаритам проходило в шлюзовые камеры Беломоро-Балтийского канала, теплоход немного "подрезали с боков", уменьшив его ширину.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Итак, одним августовским днем, когда на календаре была цифра 13, теплоход с задержкой в час отправился от причала Северного речного вокзала по Каналу им. Москвы на север. В ходе дальнейшего рейса задержки при прибытии и отправлении стали такими же неизменными вещами как завтрак или ужин.

По пути следовая к Соловкам у нас были стоянки в Угличе, Горицах, Петрозаводске. В последний город теплоход без видимых причин опоздал на целых пять часов. И тем не менее все это были города известные и маршруты хоженные, а главная изюминка было впереди.
Камера 1-го шлюза Волго-Балтийского канала в Вытегре.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Башня управления 1-го шлюза в Вытегре.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Общий вид на первый шлюз Волго-Балта.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

После стоянки в Петрозаводске теплоход взял курс на Повенец. Поздней ночью (или очень ранним утром, по разному можно понять) "Плеханов" подошел к Повенчанской лестнице шлюзов (шлюза №1 - №5 следующие друг за другом).
Время прохода шлюзов заранее не афишировалось, поэтому мы утро мы встретили когда теплоход проходил  шлюзовку в камерах 6-7 шлюза.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Шлюз №9. Обратите внимания - стены камеры - железобетонные плиты. А изначально были деревянные и реконструировались относительно не давно (когда точно не знаю). Впрочем мы еще увидим дальше и настоящие деревянные камеры.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

А это - шлюз №8, снято на обратном пути.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Почти весь день ушел на прохождение Выгозера, которое своими размерами не уступает бескрайним волжским водохранилищам. Из достопримечательностей видны на западном берегу лишь трубы Сегежского ЦБК. Движения судов по каналу почти совсем не было - за день мы видели всего лишь одно судно (типа "Балтийский") на Выгозере и "Амур-2525" под погрузкой в районе Надвоиц.
Около 17 часов теплоход подошел к шлюзам № 10 - 11 в районе города Надвоицы. Здесь запланирована небольшая стоянка. Пока теплоход шлюзуется и опускается в камерах, туристов ведут через небольшой лесок на небольшой водопад. Карельские пейзажи завораживают. А местный водопад  очень похож на другой карельский в Киваче. Особо интересно, что недалеко, в километре от этой речушки находится крупный металлургический завод.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Пока туристы наслаждаются видами и фотографируются теплоход опускается вниз и переходит из одной камеры в другую. Шлюз необычный - он сохранился нетронутым с момента постройки Беломоро-Балтийского канала в 30-х годах прошлого века. Стены камеры - деревянные!
Вид из камеры 10 на 11 шлюз.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Справа - причал Надвоицы. Мост - разводной.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

В камеру шлюза теплоход буквально "вползал", сдирая обшивку бортов камеры.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Утром следующего дня теплоход встал у причала, не доходя до последнего шлюза №19. Отсюда вот на таком катере туристов везли через Белое море до Соловецких остров. Возили в два этапа. Первый день - около 70 человек и столько же во второй. Пока одна группа была на островах оставшимся предлагалась экскурсия в Беломорск и на Петроглифы.
Перед стоянкой теплохода находился один из самых интересных мостов - Шижнинский железнодорожный. Кроме интересной специфики разводки моста за счет противовеса (на фото справа), мост получил во многом печальную славу у тех туристов, кто пытался его фотографировать.
То что мосты - это сооружения стратегическое общеизвестно. Что за попытку частной фотосъемки мостов, шлюзов и прочих гидротехнических сооружений в советские времена могли дать срок, вообщем то тоже известно. Но момента развала Союза эти  детали стали забываться. Фотографировать стали все и все и это перестало расцениваться как преступление. Но не в случае с нашим мостом. Общеизвестно что только за первый (2001) год, за съемку этого моста (с палубы теплохода, с берега, с насыпи) было задержано более десятка туристов. Правда конечно для них это закончилось конечно же только административными штрафами, но ситуация была интересной. Известно, что запретное - оно больше всего привлекают. Циркулировавшие среди туристов и пассажиров слухи о беломорском "чудо-мосте", который нельзя снимать, привело лишь к тому, что снимать его стали все подряд, массово.
Местные органы по охране моста (по одним сведениям транспортная милиция, хотя некоторые называли и местных фээсбешников) ответили более радикальными методами: угрожали срывом запланированных рейсов, задерживали отправления теплохода, требуя что бы туристы "сами засвечивали свои снимки", а у тех кого ловили за руку, пытались сделать это самостоятельно.
Не знаю, как обстоит ситуация с этим сейчас, вроде бы уже подобное не повторяется, но по рассказам очевидцев подобные ситуации повторялись из года в год. Последний рассказ слышал о годе 2004.
Собственно сам мост. Внизу слева, за опорой моста, виден теплоход "Плеханов" у причала. Фото: Ф. Матвеев, 2002 год.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Прогулочный катер "Беломорье" проекта 1430. В дальнейшем вместо катера для перевозки туристов стали использовать судно на подводных крыльях "Комету-12" Беломоро-Онежского пароходства.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Путь на острова занимал почти 3 часа в одну сторону. Нашей группе повезло - мы прошли по относительно спокойному морю, а тех кто был в первой группе накануне, укачало в полную.

Первое что встретилось при выходе с причала "АртАнгар - центр современного искусства". Само сооружение - бывший ангар для гидросамолета, памятник деревянной архитектуры 1925 года.
На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Соловецкий монастырь
Вслед за новгородскими "ушкуйниками" Карельский берег Белого моря в XII-XIII веках стал осваиваться монахами, создававшими монастыри, скиты и пустыни. Бывавшие на Соловецких островах охотники и рыбаки рассказали о них в 1429 г. старцу Савватию, искавшему уединения после смерти своего учителя Кирилла Белозерского.
До середины XVI века Соловецкий монастырь был довольно скромной обителью с деревянными церковными, жилыми и хозяйственными постройками. В 1548 г. игуменом стал незаурядный и деятельный Филипп. При нем в монастыре начинают строиться величественные каменные храмы, крупные хозяйственные сооружения, развивается торговля и собственный флот.
.

На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

На теплоходе из Москвы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова

Автор: riverpilgrimriverpilgrim

Похожие темы

Вечером, 18 августа 2007 года, я пришел на Речной вокзал чтобы уплыть на остров Валаам. У причала уже ждет теплоход с соответствующим...
20 Сентября 09
0
Удивительно видеть, как между жилыми домами, в совершенно незаметном со стороны месте, поднимается уровень воды и проходит вдруг тяжелое, техническое...
14 Декабря 07
0
Шел второй день нашего путешествия из Нижнего Новгорода до Казани. Утром наш теплоход сделал остановку в Козьмодемьянске, где мы ознакомились с...
07 Октября 09
1
В воскресенье 18 мая спонтанно выбрался на канал имени Москвы, чтобы посидеть на бережку, позагорать, посмотреть на катера и теплоходы))  В...
23 Мая 08
0
Тур в Sheraton Miramar Resort 5*брали от Лотго, всё они сделали со своей стороны туркомпании без сучков и задоринок, но вот сам Египет нас подвёл...
06 Июля 10
0