Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20729)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Вьетнам
(117 постов)
 
Всего постов

20729

Саламанка

0
08 Марта 2008
ahelles
0
0

Автор: Наталья. ЖЖ: nat_kanat_ka
дом. страница: www.talusha1.narod.ru

Зачем ехать
Саламанка
Наверное, историю платереско можно начать так: «…жили в Саламанке братья по фамилии Чурригера, Хоакин и Альберто, и создали они множество зданий с причудливым каменным декором, при виде которых до сих пор замирает сердце».

И это будет правдой – братья, по сути, создали облик одного из красивейших городов Испании. В моей памяти Саламанка останется как будто из песни «под небом голубым есть город золотой»: под синим-синим небом (тут нам повезло с погодой) стоят роскошные здания из золотистого камня, и резьба по камню такая, что стоишь перед таким зданием, задравши голову, и думаешь – воистину велик человек, создавший такое! Саламанка - как будто одна огромная иллюстрация к учебнику по архитектуре, статья «платереско». Происходит это название от испанского «платеро» - «ювелирный», и работа эта по камню была точности и искусства – неимоверных! Видеть это – необходимо!
Из интересных статей про род Чурригера могу порекомендовать следующую
http://mediateka.km.ru/bes_2002/encyclop.asp?TopicNumber=72312
Вторая причина, по которой, на мой взгляд, стоит посетить Саламанку – наличие в ней университета. О нем подробно я расскажу в соответствующем рассказе, сейчас скажу лишь, что наличие в городке известного университета накладывает неизгладимый отпечаток на сам город, его архитектуру, застройку, его образ жизни. Как-то сразу понимаешь: здесь живут студенты. Много студентов. Таковы Левен в Бельгии, Оксфорд и Кембридж в Англии, Болонья и Перуджа в Италии, Гейдельберг в Германии, Фрибург и Невшатель в Швейцарии, Лунд в Швеции, Гарвард в США (несмотря на то, что он гораздо новее всех вышеуказанных), в той же Испании – Алькала-де-Энарес… Такова и Саламанка. Такие города особенно приятно осматривать. Для интересующихся - http://en.wikipedia.org/wiki/Category:University_towns
Саламанка
Саламанка сразу похожа и на Болонью, и на Левен, и на Алькалу – типичнейший университеский городок. Толпы студентов, к укромных местах или целуются, или нежатся на солнышке, греются (некоторые студенты, уверяют, что так они готовлятся к экзаменам, но я лично им не верю – ну какая, скажите мне, подготовка к экзаменам, когда ты сидишь/лежишь на травке, и теплынь? Спать, только спать!). В дополнение к развеселым студентам многие стены расписаны граффити, самые интересные здания оказываются или университетской библиотекой, или скучнейшим факультетом какой-нибудь прикладной химии, а из парадора в центре города вдруг выходят высокие плечистые девушки в спортивной форме с зорко следущим за нмии тренером.
Гуляя по улицам Саламанки, мне подумалось, что именно таким я представляла себе славный град Ордос из перумовских книг. А факультет малефицистики – то самое здание с черепами…
Саламанка

Как добраться
1. Поездом с мадридского вокзала Чамартин. Время в пути 2 ч 20 минут, билет на 1 человека в оба конца стоит 28,60 (если покупать в один конец, то билет стоит 15,85 – в оба конца дается скидка). Билет продается с номером вагона и местом. На посадке контроль почти как на самолет – просветка, проверка багажа (нельзя перевозить крупногабаритные вещи, оружие, острые предметы).
До Пласа Майор от современнейшей станции (это целый вокзал с магазинами) влево по Пасео де ла Эстасьон минут 15 пешком: мимо площади Пласа де Эспанья, где стоит отель-пятизвездник, затем движетесь по приглянувшейся торговой улочке (Toro или Azafranal), где виднеются шпили церквей – они неизбежно выведут вас к центральной городской площади.
2. Есть мнение, что автобусом ехать до Саламанки предпочтительнее по той причине, что автовокзал ближе к центру города (судя по карте – не намного). Расписание можно уточнить на http://www.auto-res.net, автобус идет 3 часа и стоит 12 или 15 евро – в зависимости от типа автобуса.
Турбюро расположено на Пласа Майор у выхода на улицу Calle Prior – нам выдали карту города и расписание работы музеев.

История
Саламанка, вне всякого сомнения, является одним из самых древних городов Испании – еще задолго до римлян здесь обитали племена иберийских кельтов (возле римского моста на краю Саламанки установлен один из знаменитых иберийских быков, найденных у реки Тормес).
Саламанка
После покорения края римлянами Саламанка вошла в римскую область Лузитания (Lusitania), а в 217 г. город был удостоен внимания легендарного полководца Ганнибала (имеются противоречивые сведения – некоторые источники утверждают, что город был покорен им, другие утверждают, что Саламанка лишь осаждалась, но не была сдана).
От времен визиготов и мавров в Саламанке практически ничего не осталось – кроме упоминаний в толедских хрониках. В 1085 г., первой же волной Реконкисты мавры изгоняются из Саламанки и король Альфонсо VI поручает своему зятю, графу Раймундо де Боргонья (Raimundo de Borgoña), женатому на старшей дочери короля, донье Урраке (Doña Urraca), освоить и заселить земли Кастилии и Леона, в частности, Саламанку и Авилу, что вельможа с честью выполняет.
http://en.wikipedia.org/wiki/Alfonso_VI_of_Castile
История Реконкисты
http://www.covadonga.narod.ru/Castilla.html
В 1218 г. происходит событие, имеющее для Саламанки значение – необычайное: король Альфонсо IX открывает там университет. Это был не первый университет в Испании – первым стал университет Паленсии, открытый четырьмя годами ранее. В Паленсию пригласили французских и итальянских преподавателей, однако богословие им преподавать не разрешили – оно было включено в программу испанских университетов лишь в XV в. Первый университет просуществовал всего 31 год, может, поэтому вся слава досталась Саламанке и Алькале-де-Энарес? В педагоги в саламанкском университете также не допускались представители духовенства, поэтому лишь через 37 лет после открытия вуза местный вуз получил папскую буллу, благодаря которой выпускники Саламанки признавались во всей Европе как закончившие университет и могли заниматься преподаванием. Известно, что в 1254 г., Папа Римский назвал Саламанку «одним из четырез светочей мира» (осталось за кадром, какие города вошли в сей почетный перечень).
Саламанка
Неизменная часть описания любого университета – перечисление его выпускников, прославивших альма матер. У Саламанки это слава и гордость Испании – литературной и гуманитарной - Мигель Сервантес, Кальдерон, Лопе де Вега, Антонио де Небриха (создатель испанской грамматики), Франсиско де Виториа, Бартоломе Лас Касас (миссионер, историк открытия и завоевания Америки), Сан Хуан де ла Крус (сподвижник Тересы Авильской), Луис де Леон, Мигель де Унамуно (ректор университета при Франко, писатель, философ). Учился здесь и Христофор Колумб.
Особенно поразила история из жизни Луиса де Леона (1527-1591), поэта, ученого и монаха-августинца. По сути, он был первым профессиональным литератором Испании. «Луис де Леон обладал колоссальной эрудицией в области теологии, философии и литературы и незаурядным поэтическим дарованием - его произведения считаются классикой испанской поэзии. Специфическую пятистрочную строфу, так называемую кинтилью, которой написаны «Песнь Духа» и «Темная ночь души», ввел в поэтический обиход именно Луис де Леон. Он в совершенстве знал латынь, древнегреческий, иврит и арамейский, был великолепным переводчиком. К несчастью, его активная деятельность обратила на себя внимание инквизиции. В 1575 году он был арестован, причем непосредственным поводом для ареста послужил перевод «Песни песней» на испанский язык (в ту пору официальным языком Церкви была латынь). Луис де Леон сам защищал себя в качестве адвоката и сумел-таки оправдаться! Проведя в тюрьме Инквизиции пять лет, он вернулся в стены родного Университета, поднялся на ту же самую кафедру и начал лекцию бессмертными словами: «В прошлый раз мы остановились на том…»
(с) http://www.carmil.ru
Библиотека университета, основанная в XVII в., сейчас насчитывает около 170 тыс. томов – достойнейшее собрание! Есть здесь и уникальные книги, к примеру, труд «Основы медицины» врача Франсиско Лопеса де Виллалобоса, изданный в 1493 г. на кастильском языке. Его обнаружили при очередной инвентаризации библиотечных фондов только в 1966 г.
***
В истории средневековой Саламанки не обошлось без драм, достойных пера Шекспира: в 1465 г. город разделилися на сторонников двух враждующих семейств – Манзано и Энрике. Началось все банально – со ссоры после игры в мяч, когда два брата семьи Манзано убили двух братьев из семьи Энрике. Мать убитых, получившая прозвище Марии Храброй, отправилась вслед за убийцами в Португалию и, выбрав момент в гостинице местечка Визеу, убила обоих, привезя с собой их головы, бросив их на гробницы сыновей в церкви Сан-Томе. Город враждовал много лет, обильно поливая кровью врагов мостовые Саламанки. Конец вендетте положили Католические короли, прожив здесь с октября 1505 по март 1506 гг. Здесь умер наследник Фердинанда и Изабеллы, инфант дон Хуан (1497), результатом чего стало правление Хуаны Безумной – одной из загадочных страниц испанской истории, и восшествие на престол Карла V, будущего властителя Священной Римской империи.
Короли вообще жаловали Саламанку своим вниманием: в 1534 г. город посетил король Карл I, Фелипе II женился здесь на Марии Португальской (1543), Фелипе III в 1600 г. посетил город со своей женой Маргаритой Австрийской. В войне за испанское наследство город принял сторону Фелипе V и история гласит, что в благодарность за поддержку король приказал возвести в Саламанке Пласа Майор, подобную мадридской.
Война за испанское наследство:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Война_за_Испанское_наследство
Филипп V:
http://en.wikipedia.org/wiki/Philip_V_of_Spain
В начале XIX в. Саламанку изрядно потрепало наполеоновскими войнами: были порушено многие колледжи университета и дворцы, в том числе и здание Colegio Mayor de Cuenca, считавшееся чудом архитектуры.
В 2002 г. Саламанка была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и в том же, 2002, году, она вместе с Брюгге стала европейским городом культуры.
Саламанка
***
В тот день не обошлось без приключений: билеты на Саламанку мы приобрели мы за пару дней до этого, и из наших голов совершенно вылетел тот факт, что в выходные (а 13 января 2007 года был субботой) завтрак в отеле не с 6, а с 8 часов утра, а выезд из Мадрида с вокзала Чамартин, до которого нам было добираться еще минут 40 (25 на такси) планировался где-то в 8:40. То есть мы или опаздывали на поезд, или оставались без завтрака. Перед таким вот непростым выбором мы оказались в 6 утра дня выезда в Саламанку, спустившись на завтрак и оказавшись вместо улыбающегося метродотеля перед закрытой дверью ресторана. Не разобравшаяся в тонкостях моего желудка (поесть утром надо обязательно, и чем больше, тем лучше!) девушка на ресепшен посоветовала нам где-то через часик прогуляться по улочкам рядом с отелем – там-де имеется несколько кафешек, где можно позавтракать кофе с булочкой. Девушка не знала, что в эту минуту она была буквально на волоске от…. Ну чего-то ужасного, точно. Предлагать мне попитаться с утра кофе с булочкой – издевательство, которое отелю не прощается, каким бы ни был безупречным сервис и прекрасными комнаты. Муж, особенности моего мировосприятия на голодный желудок прекрасно знающий, эту мысль с негодованием отверг, в результате чего девушка напряглась и выдала на-гора следующий вариант развития событий: она позвонит на Аточа и спросит, можно ли сдать билет на ранний поезд и приобрести взамен на более поздний. Оказалось, можно, что и было выполнено, и мы отправились досыпать еще пару часов до завтрака.
В этот день нам еще повезло на сочувствующих испанцев: сначала девушка на ресепшен отнеслась с пониманием к нашей проблеме с билетами, затем дама на завтраке посочувствовала мне по поводу моего подхваченного еще в Авиле кашля, предложив обжигающе горячего чаю с медом. Наконец, по приезде в Саламанку, когда мы выгрузились с поезда и вышли со станции, мы наконец-то опробовали передовую методику ориентирования на местности, неизменно работающую в Италии, Испании и, как выяснилось теперь, и в Португалии. Суть ее проста: когда вы не знаете, в какую сторону двигаться, нужно смело подойти к любому местному жителю и с вопросительной интонацией вопросить его «Синьор(а), Пласа Майор?» (как показывает практика, турбюро, где выдадут карту и вообще сориентируют на местности и где обычно неплохо говорят по-английски, расположено или на главной городской площади, или где-то рядом). Абориген(ка) начнет что-то говорить, обычно на своем, но главное – покажет рукой или головой, в каком направлении двигаться. В Саламанке же пожилой синьор с двумя спутницами так переживал, дойдем ли мы правильно, что львиную часть пути следовал за нами и когда мы оглядывались, преследует ли он нас еще, он одобрительно нам кивал – дескать, не волнуйтесь, я тут, правильно идете. Богата на добрых людей земля испанская….
Продолжение следует...
Саламанка
Саламанка

Саламанка
Пласа Майор (Plaza Mayor)
Испанцы, наверное, как ни одна нация в мире, были подвержены зависимости от разного рода зрелищ (подозреваю, что это свойство характера сохранилось и по сей день): шествия, фестивали, корриды…даже из аутодафе они умудрились сделать шоу.
«… Испания наша без памяти любила жечь на кострах еретиков и ведьм, иудействующих и чернокнижников. Аутодафе собирали тысячные толпы зрителей, среди которых были и аристократы, и плебеи … могли почтить его своим присутствием и коронованные особы, сидевшие на почетных местах. … пиршество … начали готовить дня за два до назначенного срока: на Пласа Майор поднялась большая строительная суета, и плотники под началом десятников стали возводить здоровенный, футов на пятьдесят, помост, окруженный ступенчатым амфитеатром, затянутым материей, завешанным коврами и драпировками. Даже ко дню бракосочетания их величеств не украшали площадь с таким размахом и рвением: все прилегающие к ней улицы перекрыли, чтобы кареты и всадники не создавали сутолоки; для королевской фамилии предусмотрели места под балдахином. Поскольку длительная церемония грозила затянуться на весь день, устроители озаботились возведением навесов, под которыми горожане могли перекусить, освежиться и выпить прохладительного. Столь велики были ожидания, что на свете в тот день ничто не могло сравниться с вожделенным билетом, дававшим право смотреть на казнь из окна, и многие уплатили очень приличные деньги алькальду Дома и Двора за то, чтобы устроиться поудобней и там, откуда все как на ладони. Входили в число этих многих знатнейшие вельможи, придворные кавалеры, высшие сановники, послы, включая и папского легата: нунция его святейшества даже fumata bianca (белый дымок, сигнал избрания конклавом нового Папы) не заставила бы отказаться от такого зрелища, как коррида, канъяс и, само собой разумеется, поджаривание грешников».
Артуро Перес-Реверте «Чистая кровь»


Именно по этой причине большинство испанских главных площадей, сохранившихся со средневековья, выглядит именно как огромная сцена, на которой разыгрывались вышеуказанные «спектакли». Пласа Майор Саламанки была построена по приказу Филиппа V в благодарность за поддержку его как претендента на престол в войне за Испанское наследство, и выглядит она почти как мадридская тезка – особая милость короля. До 1729 г., когда началось строительство, здесь было грязное и бестолковое пространство – ситуация, привычная для рыночной площади у местной церкви Святого Мартина, на которой с утра до ночи толкутся торговцы со всей округи, где процветает подпольный игорный бизнес, а по ночам происходят драки и поножовщина. Разговоры в городском совете о том, что кто-то надо с этим делать, велись долго и упорно, но как водится, нужен был повод, чтобы резко изменить действительность. Каковым стало щедрое предложение короля построить за счет казны площадь, подобную мадридской.
Городской совет выигрывал от этого многое: во-первых, рассадник преступности и всяческой заразы сменялся величественной площадью, гораздо более приличествующей облику города, и все это – за счет казны! Во-вторых, благодаря тому, что на первых этажах зданий, замкнутых в каре, были сделаны аркадные галереи, там появилась возможность выгодно сдавать места под лавки и мастерские, что обеспечивало городу постоянный доход. В-третьих, город получал прекрасно оборудованное место для спектаклей и аутодафе, и при этом перемещаться можно было как раз по галерее – как людям, так и животным. Положительно, решение поддержать будущего короля было прозорливым…
Саламанка
В 1729 г. за проект берется Альберто де Чурригера (Alberto de Churriguera), один из архитекторов, стоявших у истоков платереско, и благодаря кому Саламанка стала столицей этого уникального стиля. Между 1735 и 1750 годами строительные работы прерываются по причине тяжбы муниципалитета города с бывшими жителями площади Сан-Мартин, которых оттуда выселили. История умалчивает, что в итоге в качестве отступного получили горожане, но в 1750 г. за работу принимается Andrés García de Quiñones и заканчивает строительство через 5 лет. Примерно до 1869 г. площадь была примерно такой же, как и в наши дни, в упомянутом же году посреди площади возводят восьмиугольный фонтан, вокруг которого разбили садик. Так площадь выглядела до 1954 года, пока мэр Саламанки Карлос Гутиеррес де Себальос (Carlos Gutiérrez de Ceballos) не решил вернуть городу прежний облик, что и было выполнено.
Здания на квадратной площади выполнены в едином стиле, имеют одинаковую высоту, кроме выдающегося в плане отделки и высоты здания муниципалитета (это единственное, к слову сказать, здание на барочной площади, где имеются элементы французского рококо с его характерной «волнистостью»). Еще одна некоторая несоразмерность – арки, выходящие на улицы, идущие от Пласа Майор, расположены в зданиях несимметрично – рисунок городских улиц менять не стали, и «прорубили» арки там, где улочки вливаются в площадь. Здание мэрии венчают фигуры четырех добродетелей: благоразумия, правосудия, крепости и умеренности. По бокам, на краю крыши, ряд статуй продолжают символы сельского хозяйства, торговли, промышленности и астрономии. Каждый год, 15 августа на фасаде мэрии ставят высочкую мачту с испанским флагом и фигурой быка (она называется «Mariseca») – начинается сезон корриды….
Саламанка
Кроме муниципалитета, выделяется так называемый Королевский павильон, украшенный в верхней части бюстом Святого Фернандо, покровителя испанской монархии, в медальонах ниже размещены изображения короля Филиппа V и его супруги, доньи Исабель де Фарнесио (Isabel de Farnesio). Если присмотреться, то на всей площади над арками в медальонах размещены испанские монархи, а кроме того - первооткрытватели, святые (Тереса Авильская, к примеру), писатели (Сервантес), ученые (Луис де Леон)…
По соседству с Пласа Майор расположена романская церковь San Martin, некогда давшая имя площади-предтече. Возвели ее в XII веке реконкистадоры, отвовевавшие Саламанку от мавров. Над т.н. епископской дверью – резное изображение легенды о Святом Мартине, поделившемся с нищим куском плаща. Сейчас церковь зажата между подступающими к Пласа Майор домиками, но стеной и окошком/дверью одной из капелл с каменной резьбой можно полюбоваться – сбоку.
Саламанка
Турбюро расположено на Пласа Майор у выхода на улицу Calle Prior – там охотно дают карту города и расписание работы музеев.

Восточная часть Саламанки: от рыночной площади до церкви и монастыря Сан-Эстебан
Взятие города было решено совершать по часовой стрелке, а посему с Пласа Майор мы вышли на Пласа дель Меркадо и мимо здания рынка и епископского дворца по улице Королевы (la Reina) вышли к церквушке Санта-Юлалия (Santa Eulalia), с чертами романского стиля, то есть представляющей определнную ценность, но отчего-то не помеченной на карте. Воистину, только в таком богатом архитектурой городе, как Саламанка, возможно пренебречь некоторыми, не столь существенными, объектами, как какая-то церковь XII-XIII века… Здесь же стоит готическая башня Torre del Aire (XV век), напоминающая итальянские башни того же времени. Окошки по примыкающему к ней дому средневекового вельможи рассыпаны по всему фасаду довольно хаотично и украшены каменной резьбой над оконными проемами тоже вразнобой, но особенно умилили беленькие занавесочки на самом большом окошке.
Саламанка
Напротив, через оживленную Гран Виа, на площади Конституции, стоит административное здание в форме буквы «П». Примечательно оно галереей верхнего этажа, украшенной резными проемами, и некоторыми резными же элементами фасада. Здание построено из характерного золотистого местного камня, поэтому хорошо вписывается в облик Саламанки, и, на мой взгляд, это перестроенный дворец одного из местных вельмож…
Саламанка
В нескольких минутах пешком от площади Конституции расположена церковь Святого Духа (Sancti Spiritus), причудливо сочетающая в себе лучшие черты готики и платереско: характерыне готические шпили покрыты такой искусной резьбой, что кажутся мохнатыми А резной портал может похвастаться причудливо переплетенными фигурками – то ли святых, то ли греческих философов. Внутри – ребристый сводчатый потолок и красивый барочный алтарь.
Саламанка
Саламанка
На соседней площади Сан-Кристобал нас встретила суровая громада одноименной романской церкви, увы – закрытой и судя по всему, не функционирующей. На площади стоит памятник, изображающий великана, держащего на плече ребенка. Великан отчего-то с белым лицом – то ли так было задумано, то ли шалость местного студенчества. Памятник смутно что-то напоминал… ну конечно! Это Святой Кристофер, легендарный покровитель Риги! Если вы бывали в Риге, то должны были видеть в большой стеклянной витрине на набережной Даугавы близ Рижского замка цветную фигурку с веслом. Про основание Риги даже имеется красивая городская легенда о том, как когда-то на месте, где сейчас стоит Рига, жил перевозчик через реку по имени Кристофер. Однажды ночью он спас и приютил заблудившегося ребенка, а утром обнаружил у себя в хижине золото, на которое и было заложено первое здание в Риге. Интересно, каким ветром святого занесло в Саламанку…. На площади же стоит бывшая часовня Милосердия – приземистая, вросшая в землю, но с красивым резным порталом.
Далее на нашем пути еще одна интересная площадь: театр Бретон под открытым небом, с левой стороны к которому примыкает двухъярусная аркадная галерея.
Саламанка
Первый ярус изрядно попорчен граффити, равно как и окружающие площадь дома и стоящее неподалеку единственное увиденное нами в этой поездке по Испании здание, покрытое сграффито (не путать с граффити!)
Саламанка
Еще площадь, на этот раз – Святой Клары с одноименным монастырем, фасад которого явно с примесью барокко. Через пару улиц – святилище Святого Томаса, та самая почитаемая церковь, в которую Мария Храбрая принесла отрубленные головы убийц своих сыновей (см. история города). Первая романская церковь города посвящена Святому Томасу Бекету, архиепископу Кентерберийскому, погибшему от рук рыцарей короля Генриха, ставшему сразу после смерти святым мучеником.
http://en.wikipedia.org/wiki/Thomas_Becket
«…Весть о страшном злодеянии, подобно огненному смерчу, прошла по всему христианскому миру, от Дублина до Иерусалима и от Толедо до Осло. Папа объявил всеобщий траур. Вся континентальная половина империи короля Генриха была отлучена от Церкви, что означало закрытие всех церквей и запрещение проводить службу. В Англии люди теперь совершали паломничество в Кентербери, который стал такой же святыней, как Сантьяго де Компостелла. Здесь постоянно происходили чудеса. Вода, смешанная с кровью мученика, обрывки его мантии, которая была на нем в день убийства, исцеляли не только тех, кто приходил поклониться праху Томаса в Кентербери, но и оказывали свое чудотворное действие по всей стране.
…Со дня убийства архиепископа Томаса прошло уже три с половиной года. За это короткое время мистический культ Бекета распространился по всему миру. Филип не мог даже предположить, начало какому движению он положил тогда, возглавив небольшую процессию с горящими свечами по улицам Кентербери. Папа немедленно объявил Томаса святым. На земле обетованной образовался новый орден монахов рыцарей, получивший название Рыцари святого Томаса. Король Генрих не смог противостоять такому мощному народному движению.
…Коренастый человек с большой головой шел к городу сквозь пелену дождя. Он был босой и без головного убора. Позади него на небольшом расстоянии двигалась группа всадников.
Человеком этим был король Генрих….»
Кен Фолетт «Столпы земли»

Саламанка
Через дорогу от церкви Сан-Томе стоит колледж рыцарей Ордена Калатравы, основанный в XVI веке, когда Университет Саламанки был на пике славы, и отстроенный в стиле барокко в 1717 г. Хоакином де Чурригерой (Joaquín de Churriguera).
Саламанка
Справка. Калатрава – религиозно-политический орден, основанный в 1158 г., упразднен в 1838 г. Во главе ордена стоял сам король. На принадлежность к ордену указывал вышитый на одежде крест определенной формы – со стилизованным изображением распустившихся лилий или готической буквы "М" (в честь девы Марии).
http://en.wikipedia.org/wiki/Order_of_Calatrava

Монастырь и церковь Сан Эстебан (Convento de San Esteban)
Саламанка
Громада монастыря с потрясающим фасадом – гимном платереско - поражает воображение! Глаза разбегаются от обилия резьбы, ее причудливости, и от осознания того, что все это – камень. Построили монастырь монахи-доминиканцы, прибывшие в Саламанку, привлеченные расцветом университета – большинство из них стали его преподавателями. Первый доминиканский монастырь San Juan el Blanco был основан в 1225 г., увы – слишком близко к коварной реке Тормес. Паводки и наводнения постоянно подтопляли церковь, и, наконец, в 1256 г. повредили ее так, что епископ Саламанки, дон Педро Перес, принял решение – предоставить доминиканцам церковь Сан-Эстебан, чтобы они основали монастырь там.
До 1524 г. монастырь был скромным, готическим, в упомянутом году все снесли, чтобы построить нечто, олицетворяющее славу ордена. Инициатором строительства выступил епископ Кордовы: Хуан Альварес Толедо (Juan Álvarez de Toledo), главным архитектором был назначен Хуан де Алава (Juan de Álava), эстафету мастера-строителя подхватили сам Родриго Хиль де Онтаньон (Rodrigo Gil de Hontañón) и Диего де Сальседо (Diego de Salcedo). Стройка длилась 86 лет и была завершена в 1610 г.
Саламанка
С монастырем тесно связана история будущих Великих географических открытий: с монахами-доминиканцами дружил тутошний студиозус Христофор Колумб, который в одной из палат монастыря (Sala Profundis) впервые высказал крамольную мысль о том, что можно достигнуть Индий, если плыть на запад, через Атлантику. Монахи эту светлую мысль поддержали, ходатайствовали перед католическими королями за будущего великого мореплавателя, и устроили ему встречу с королевской четой в Алькале де Энарес. И именно здесь провел последний день Колумб перед тем, как отплыть в Америку. Из помещений, которые стоит посетить, отмечу еще Пантеон Богословов.
Внутри однонефной (характерной для доминиканских храмов) церкви – простор, не такой, конечно, как в ватиканском Сан-Пьетро, но впечатляющий, украшенный барочным алтарем работы Хосе де Чурригера (José de Churrigera) и изображениями святых Эстебана (Стефана), Франсиско, Доминика (у изображения святого Доминика стоит собака с факелом в пасти, символизирующая верность ордена доминиканцев святому покровителю. В центре алтаря помещена одна из последних картин Клаудио Коэльо на тему мученичества святого Стефана (его забили камнями).
Саламанка
Саламанка
Ну а теперь можно выйти и насладиться фасадом церкви во всей красе. Рассматривать его запросто можно час, задравши голову, не меньше – проверено. Все богатство резьбы сосредоточено в большой полукруглой арке, которая поделена композиционно на 3 горизонтальных части. На двух нижних помещены изображения святых, особо почитаемых доминиканцами: святой Гиацинт, Бедедикт, Педро Тельмо, Катарина Сиенская, Доминик и Франсиск. Во втором ярусе тоже в полукруглой арке изображена сцена избиения камнями святого Стефана работы Хуана Антонио де Серони (Juan Antonio de Ceroni, 1610),
Саламанка
на верхнем ярусе – изображение Голгофы этого же мастера. У ног Христа – Мария и Иоанн, в медальонах над головой Христа – изображения святых Петра и Павла.
Саламанка
Двуъярусная галерея Клаустро-де-лос-Рейес (Двор королей), расположенная справа от главного фасада церкви, и оттого на его фоне не очень привлекающая внимание, выполнена также в стиле платереско - с колоннами, капители которых украшены головами библейских пророков (1591). Она напоминает флорентийские лоджии дворцов…
Теперь это здание занимает факультет теологии доминиканского ордена.

Саламанка

Монастырь Лас Дуэньяс (las Duenas)
Саламанка
Монастырь находится «через дорогу» от Сан-Эстебана, дорогой в данном случае служит приземистый мостик. В 1491 г. благородная госпожа донья Хуана Родригес де Мальдонадо (Juana Rodríguez de Maldonado) преподнесла дворец, выстроенный в стиле мудехар (из чего мы делаем вывод, что предки благородной доньи были в числе реконкистадоров), в дар обществу доминиканок. Часть монахинь составляли благородные особы (вероятно, с этим связано и название сего богоугодного места), чьим вкладом в бюджет монастыря были немалые средства или земли, эти дамы проводили свои дни в молитве. Часть же монахинь происходила из семей попроще, и большой прибыли от них монастырь не имел, а посему занимались они общественно полезным физическим трудом.
Строили нынешнее здание монастыря Лас Дуэньяс строители рядом стоящего Сан-Эстебана: Хуан де Алава (Juan de Álava и Родриго Хиль де Онтаньон (Rodrigo Gil de Hontañón), и знатоки утверждают, что получился в своем роде шедевр архитектуры: пятиугольная крытая галерея двора, где арки поддержаны системой колонн. От стиля мудехар кое-что осталось внутри монастыря, в который мы, к сожалению, не попали - остроконечная арка галереи. Будет возможность – сходите за нас, ибо оно того стоит: говорят, что верхний уровень внутреннего дворика украшен скульптурными изображениями совершенно фантастических созданий: здесь есть полуослы, полудраконы, ухмыляющиеся козлы, крылатые чудовища, корчащиеся от боли. Нижний же уровень, напротив, довольно аскетичен. Имеется там и мавританская арка, выложенная изразцами.
Без платереско, как водится, не обошлось, хотя по сравнению с пышным соседом тут портал входа гораздо скромнее: поверхность поделена на две горизонтальные части. В нижней имеется полукруглая арка, украшенная мифологическими существами (половина человека, половина растения, как мне показалось). В центральной части верхнего уровня – фигурка Девы Марии с изображениями Святых Петра и Павла по бокам (в медальонах), и гербы ордена.
В 1963 г. здание монастыря было в плачевном состоянии, и было принято решение о восстановлении, буквально несколько лет назад масштабная реставрация была закончена, так что приедь мы сюда лет 5 назад – могли бы монастырь и не увидеть…

К югу от Пласа Майор: вокруг площади Колумба
Кусочек города, который мы намерены были осмотреть следующим, лежит к югу от Пласа Майор, к северо-западу от монастырей Лас-Дуэньяс и Сан-Эстебан. Туда нас привела улица Сан-Пабло, идущая сразу «за углом» Лас-Дуэньяс, и, как ни манили нас купола и шпили Старого и Нового соборов, мы твердо были нацелены эту часть города освоить.
Саламанка
В центре площади Колумба разбит небольшой скверик, скрывающий статую Христофора Колумба, указывающего на запад. Справа видна небольшая, аккуратненькая церковка (капелла конгрегации Христа, как гласит неприметная табличка), украшенная гербами вельмож и фигурами Святых Петра и Павла. Я затруднилась в классификации пары сидящих фигур в центре фасада, но подозреваю, что это могли быть католические короли.
Саламанка
С правой же стороны площади, чуть поодаль стоит средневековая (XV) башня Клаверо (Clavero). Изначально ее возвели квадратной формы, позднее перестроили, придав восьмиугольную форму. Каждая из сторон украшена круглой сторожевой башенкой. Городская легенда гласит, что некогда здесь стоял дворец завхоз влиятельного ордена, и это все, что от дворца осталось (клаверо – в переводе с испанского означает «ключарь»).
Саламанка
С левой стороны нашему взору предстают сразу 2 примечательных строения: аскетичного вида башня дворца Abrantes со всего лишь парой окошек на суровом фасаде, которую укоротили по приказу католических королей, дабы местное дворянство не слишком заносилось; и дворец Салина (de la Salinа) XVI века, приписываемый архитектору Алонсо де Фонсеке (Alonso de Fonseca), который считается одним из самых красивых ренессансных зданий города. Лоджия первого этажа высоченная, сформирована четырьмя арками и украшена пятью медальонами. Верхний этаж и оконные проемы покрывает изящная резьба.
Саламанка

Дом с ракушками (Casa de las Conchas)
Саламанка
От площади Колумба по улочке Jesus мы вышли на центральную улицу Rúa Mayor, где все взгляды приковывает, пожалуй, самое узнаваемое здание Саламанки – Дом с ракушками. Построен этот дворец был в 1493-1503 гг. в честь бракосочетания благородного дона Родриго Ариаса Мальдонадо (Rodrigo Arias Maldonado) и не менее благородной доньи Марии де Пиментэль (María de Pimentel). Щедро разбросанные по фасаду ракушки и лилии – символы обеих семей (раковины были символом Ордена Сантьяго, к которому принадлежал новобрачный). В 1701 г. дворец расширили, появился фасад, смотрящий на улицу Майор, и туда тоже добавили раковины. Кроме ракушек, по всей поверхности двух фасадов (один смотрит на центральную улицу, другой - в переулок) имеются гербы обоих вельможных родов.
Саламанка
Здание в своем роде уникально: с одной стороны, в нем чувствуется влияние итальянского ренессанса. Для гражданских строений того времени вообще характерен декор стен: обработка камня стен как граней бриллианта (такие дома обычно называли Дом пик), но тут – раковины, около 300 штук, да еще расположенные не по-христиански, а в стиле мудехар – ромбообразно. Воистину новатором был автор сего проекта!
Обратите внимание на фасад, выходящий в переулок и на окна и дверь дома: над дверью – герб рода Мальдонадо, как бы вставленный в рамку из лепных украшений, в нижней части резного портала от дверной притолоки тянется узор из дельфинов (ренессансный символ любви) и цветов.
Саламанка
Герб, если присмотреться, коронован скипетром – семейная легенда гласит, что один из представителей семьи победил на турнире герцога Нормандского, и король Франции, дабы спасти сына, присвоил титул победителю, дав ему родовое имя – Мальдонадо (оно скомпоновано из нескольких испанских слов и включает в себя «лилии» и название местечка, где был турнир. Подозреваю, что и лилии в семейной символике появились после этого ж турнира, ибо они – символ прежде всего королевского дома Франции). Четыре окна на этом фасаде тоже уникальны, не похожи одно на другое, и богато украшены резьбой, налицо влияние готики. Стиль раннего платереско, конца XV века, на которое еще оказывают влияние готика и мудехар, в Испании называют исабелино – по имени королевы Изабеллы. Кстати, железные решетки, которые защищают окна пониже, считаются одними из лучших образцов готической испанской ковки.
Если встать на углу дома, и сделать несколько шагов назад, то видна еще некоторая асимметрия: на углу дворца явно была высокая башня, гораздо выше, чем сейчас. А там, где заканчивается фасад, как будто тоже была башня-близнец. Скорее всего, гордые шеи башен местного дворянства укоротили по приказанию католических королей, дабы те сразу поняли, кто в городе хозяин и прекратили междоусобные свары (прятаться-то негде).
Внутренний двор также испытал на себе влияние стиля мудехар: его украшения – это смесь средневековой архитектуры, мудехара и ренессанса. Верхний уровень арок выполнен из каррарского мрамора (ренессанс); парапеты балконов украшены мотивами сот и сложным плетением (оно похоже на корзинное плетение) – это уже мудехар. Черепичная крыша имеет парапет, как будто сотканный из лилий с фигурными водосточными желобами. Оба яруса украшены гербами двух породнившихся семей. В центре двора – колодец, который в случае осады мог обеспечивать жителей дворца питьевой водой. Лестница, ведущая в верхние помещения, расположена не напротив входа, как у добрых христиан, а сбоку – это тоже мусульманская традиция строительства. Сначала вы увидите фигуру собаки со щитом рода матери дона Родриго, затем – лев со щитом рода Мальдонадо, и, наконец, третий пролет украшен гербами и символикой Пиментель и Мальдонадо.
В настоящее время в здании расположена библиотека, а со стороны улицы Майор – еще одно городское турбюро.

Иезуитский колледж Ла-Клересия /Iglesia de la Clerecía
Саламанка
Иезуитский колледж в Саламанке был основан в 1611 г. Маргаритой Австрийской, женой короля Филиппа III, дабы распространять католическую веру и искоренять ересь. Злые же языки утверждали, что настоящей целью королевы был камень в огород доминиканцев, которые держали в заключении в Саламанке будущего основателя ордена иезуитов Лойолу и даже судили его за ересь, правда, оправдали, после чего будущий святой покинул Испанию и уехал в Париж. Строительство началось в 12 ноября 1617 года (иезуиты были тогда в большой силе и чуть не снесли стоявший рядом Дом с ракушками), и продолжалось до 1755 г. Сюда вложен труд нескольких архитекторов: стены принадлежат Хуану Гомесу де Мора (Juan Gómez de Mora); купола и свод - работа Педро Мато (Pedro Mato) а башни - - работа Andrés García de Quiñones. После изгнания иезуитов в 1767 г. здание стало собственностью короля и получило название Clerecia. С 1940 г. это часть университета.
Архитектура здания отражает традиционные идеи того времени, как должен выглядеть иезуитский монастырь: публичная часть, церковь, школа, где иезуиты давали уроки, и приватные помещения, где происходили религиозные таинства. Церковь на первый взгляд не очень похожа на образец стиля – Иль Джезу в Риме, но, приглядевшись, понимаешь, что сходство все же присутствует. Фасад церкви делится на три горизонтальные плоскости, отделенные друг от друга коринфскими колоннами. На нижней части расположены гербы и три простые двери, в центре - образ Святого Игнасия Лойолы, на средней – два больших щита и дверь-окошко, верхняя часть венчается двумя башнями-рожками и фронтоном, на котором высечены изображения Девы Марии, короля Филиппа III и его жены, Маргариты Австрийской. Купол храма поддерживается створками огромной раковины с королевскими щитами и барабаном. После разрушительного землетрясения 1755 г., стершего с лица земли средневековый Лиссабон и докатившегося до Саламанки, чуть не свалившийся вниз купол был укреплен металлическими конструкциями. Интерьер довольно типичен для иезуитских церквей: богато украшенные алтари, часть росписи посвящена Лойоле, алтарные части обрамлены т.н. соломоновыми колоннами.
Саламанка
Спускаемся вниз по улице Майор, и перед нами – странно тихая и немноголюдная площадь Анайя (Anaya), на которую выходит великолепный фасад соборов, к ним мы сейчас направимся, но сперва остановимся и повернем голову вправо – там стоит небольшая церквушка Святого Себастьяна (1731, Альберто де Чурригера) и примыкающий к ней дворец Anaya, принадлежавший семье Мальдонадо. Старый дворец стоял на этом месте с 1401 г., неоклассическое нынешнее (крайне для Саламанки нетипичное) было возведено в 1760 г. Хуаном де Сагарвинагой (Juan de Sagarvinaga). Через улицу – студенческое общежитие работы Хоакина де Чурригера (Joaquín de Churriguera). А теперь можно и к соборам!
Саламанка

Старый и Новый соборы (Catedral Nueva и Catedral Vieja)
Саламанка все-таки уникальный город! Не только по атмосфере или архитектуре, но и даже по тому, что соборов, коих каждому уважающему себя христианскому городу положено иметь один, у Саламанки – два. Один построен в романском стиле, второй – готика и ренессанс, там же платереско, но они удивительным образом – сочетаются и дополняют друг друга.
Саламанка
Catedral Vieja
Прибыв в город, отвоеванный от мавров, в 1085 г., граф Раймундо де Боргонья и его супруга, высокородная донья инфанта Уррака (дочь короля Альфонсо VI) сперва были заняты насущными проблемами: обнести город стеной (она не сохранилась, но если смотреть на карту города, заметно, где она проходила), дабы уберечь город от мавров, построить себе дворец, занять население работой и привлечь в город…. Через 17 лет пора было подумать и о душе – и в 1102 г. благородная чета основывает Старый собор, подчинив его юрисдикции все церковные приходы в Саламанке и окрестностях. Строительство собора начинается в 1140 г. и за работу принимаются сразу несколько архитекторов, к примеру, испанец Juan Franco и француз Pierre d´Aix. Громаду собора возводили по частям: фундамент, неф, боковые стены (1150-1175), крытая галерея и своды (1175-1200), башня Петуха (torre del Gallo, из-за флюгера с изображением петуха) и купол (1175-1200). В конце строительства уже чувствовалось влияние готики – появляются ребристые своды, держащие огромный вес стен, остроконечные арки. В башне, кстати, угадывается влияние Византии – видимо, по пути к Сантьяго де Компостелла византийские паломники останавливались в Саламанке в большом количестве и среди них были искусные мастера.
Саламанка
Алтарь Старого собора украшен росписью работы флорентийца Дельо да Никколо Дельи (Dello da Niccoló Delli) в 1445 г. – это целых 53 картины, на которых изображены самые важные эпизоды из жизни Христа и Девы Марии. Выше – фреска «Страшный суд», также его работы. Венчает алтарное украшение статуя Девы Марии де ла Вега, покровительницы Саламанки, считаемая одним из лучших образцов средневекового ювелирного искусства (XII в.). Выполнена она из дерева, и покрыта пластинами из меди, бронзы и золота.
Справа от входа расположена часовня Сан-Мартин (San Martin), помещенная под Башней Колоколов (Torre de las Campanas). Основал ее в 1262 г. епископ Педро Перес (Pedro Pérez), который там же и был погребен (напротив входа). Готическая роспись капеллы изображает сцены погребения епископа и сцены из Нового завета. Эта же капелла известна как часовня Масла (Capilla del Aceite), потому что здесь хранили глиняные кувшины с маслом, которое использовалось для ламп собора. Толщина стен здесь внушительная, поэтому часовню во время Гражданской войны использовали еще и как бомбоубежище, в котором скрывался сам генерал Франко.
Саламанка
Вокруг крытой внутренней галереи вдоль стен расположены гробницы, среди которых выделяется усыпальница архидиакона Гутиеррес де Кастро (Gutiérrez de Castro), с великолепным рельефом. Поблизости расположены четыре часовни, к примеру, часовня Сан-Бартоломе, фамильная усыпальница семьи de Anaya y Maldonado, в центре ее расположена могила основателя часовни – архиепископа Саламанки дона Диего де Анайа и Maldonado (Diego de Anaya y Maldonado). Часовня окружена красивой кованой решеткой (1514). Капелла Сальвадор (Salvador) имеет мавританские своды, а капелла Санта-Барбара (Santa Barbara) известна тем, что по древнему обычаю (известному, между прочим, еще в Китае V-VI вв. н.э.) перед экзаменами на соискание научного звания всех кандидатов запирали там на 24 часа, в потом проводили перекрестный опрос (жестоко по сравнению с испытанием в Китае, где соискателей просто запирали со списком экзаменационных вопросов на сутки). Те, кто экзамен прошел, выходили в специальный зал для празднования, те, кто не сдал – тихо покидали собор через дверь Carros.
Саламанка

Catedral Nueva
В течение XV века город испытал сильный прирост населения, и романский собор уже не мог вместить всех желающих. В 1491 г. капитул принял решение о строительстве нового собора, но работы начались только в 1513 г. – комиссия изучала кандидатуры архитекторов. Самым достойным оказался Хуан Хиль де Онтаньон (Juan Gil de Hontañón), предложивший проект, согласно которому Новый собор пристраивался к Старому, причем сносилась только одна стена Старого собора. С первого дня работ мастеру-строителю отравляли жизнь бесконечными тяжбами архитекторы, конкурса не прошедшие. Стройка постоянно приостанавливалась, на площадку приезжали комиссии и ревизоры, в проект вмешивались… в общем, стоит ли удивляться, что закончили работу только в1733 г.? Эстафету перехватил сперва Хуан де Риберо (Juan de Ribero), затем и прочие лучшие архитекторы того времени (отметился там и клан Чурригера).
Саламанка
Новый собор Саламанки - одна из самых последних работ испанской готики. Фасады украшают сцены Рождества Христова и Богоявления, Голгофа и вход в Иерусалим, все это обрамлено фигурками святых, цветами, мистическими символами - это платереско яркое, впечатляющее, беспримесное.
Саламанка
Главный фасад, выходящий на Calle Cardenal Plá y Deniel – пламенеющая готика в очень ярком проявлении, а вот колокольня и купол – уже барокко. Интерьер собора похож на лес и поражает высотой и простором. Сиденья, кафедра и резьба хора, выполненные из орехового дерева, оформление главной капеллы – работы Альберто Чурригера – считаются одним из лучших образцов барокко.
Достойны внимания две часовни: Золотая часовня (Dorada), или часовня всех святых, и часовня Святого Христа де лас Батальяс (Capilla del Santo Cristo de las Batallas), а в капелле Доре имеются готические скульптуры и азулежуш – португальские изразцы, которыми украшают церкви по всей испанской соседке.
Саламанка
Золотая часовня - настоящая маленькая церковь внутри собора: она раcполагает собственными хором и ризницей и, по мнению специалистов, даже органом. В ней имеются изображения всех христианских святых с начала времен до XVI века, когда она была закончена. Основал капеллу архидиакон дон Франсиско Санчес де Паленсуела (Don Francisco Sánchez de Palenzuela), погребенный в ней же, под аркой, рядом – коленопреклоненные фигуры его родителей и племянника, и фигура, символизирующая смерть.
Во второй часовне – Святого Христа, погребен епископ дон Херонимо Виске (Don Jerónimo Visque), а свое название часовня получила по алтарному изображению Христа, ведущему в бой Эль Сида, героя Реконкисты.
Родриго (Руи) Диас де Вивар (Вивар (Бургос), около 1044 г. — Валенсия, 10 июля 1099 г.), также известный как Эль Сид Кампеадор — кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании. Служил при дворе короля Санчо II, а после его смерти — Альфонсо VI, при котором стал главнокомандующим (alférez) кастильской армией. С 1080 г. — в изгнании. В 1094 г. захватил Валенсию и стал ее правителем.
Сид (от арабского «сиди» — вождь) приобрёл легендарные черты и считался отважным рыцарем, сочетавшим храбрость и гуманность, поскольку он воевал как с христианскими тиранами, так и с мавританскими. После своей смерти в 1099 г. Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях. Его подвиги послужили сюжетом для «Песни о моем Сиде» («Cantar del mio Sid») — эпической поэмы, написанной на кастильском языке. В поэме прослеживается явное влияние французской «Песни о Роланде», близко к реальности отражены исторические события, и читатель ясно представляет, какой была жизнь странствующего рыцаря в припограничной полосе Испании.

http://en.wikipedia.org/wiki/El_Cid
Хочу сказать пару слов о злосчастной Башне колоколов собора. Старый собор имел две башни, и одну из них было решено достроить, чтобы она была колокольней для обоих соборов, что и было сделано. Но в 1705 г. в башню попала молния, и самый больший колокол упал на улицу, а после землетрясения 1755 г., разрушившего до основания Лиссабон, отголоски которого докатились и до Саламанки, башня была сильно повреждена, ее чуть не снесли, и лишь смелое решение укрепить металлическими скобами башни ее спасло. Пострадала башня-горемыка и во время Гражданской войны…
Саламанка
«… вокруг обоих соборов можно ходить до бесконечности, каменная резьба его порталов и колонн завораживает. На капителях – всякие зверушки, чудища, мордочки и фигурки - и ни одна не повторяется. Все ищут там и собрата лягушки – Астронавта. Когда реставрировали портал, что выходит на плаза Анайя, реставраторы сочли возможным слегка его осовременить и вырезали на колонне скульптурку космонавта в скафандре. Местные забулдыги караулят у дверей астронавтоозабоченных иностранцев, надоедливо и небескорыстно предлагая свою помощь – пошлите их подальше, астронавт на крайней левой колонне дверного портала на высоте чуть выше вашего роста, глаза сразу же в него и упираются».
(с) Arial

Саламанка
За соборами, кстати, расположен очень милый садик (вход свободный), Huerto de Calisto y Melibea, откуда открываются красивые виды на Саламанку и на сами соборы. Фотографии готических шпилей в обрамлении зелени, кажется, получились очень удачными.
Саламанка
Иберийский бык
Саламанка
Саламанка

Автор: nat-kanat-ka

Похожие темы

Мадрид - крупный экономический,культурный и политический центр страны.Население 3,273 млн.жителей. Город вырос вокруг крепости Маджирет,первое...
08 Февраля 12
0
Прежние названия площади: Пригородная площадь, Площадь конституции, Королевская площадь, Площадь Республики, а сегодня это Пласа Майор или (исп....
27 Июня 11
0
Автор: Наталья. ЖЖ: nat_kaдом. страница: www.talusha1.narod.ru Платереско - (исп. plateresco, от platero — ювелир), архитектурный стиль испанского...
08 Марта 08
1
- 14 июля 2011 года я должен был в 23.59 выезжать из Барселоны в Мадрид,поэтому в этот день с утра я позагарал на пляже в Калельи и в обед выехал в...
25 Апреля 12
1
-  Флоренция по праву считается одним их красивейших городов Италии и мира. Этот компактный город кажется целиком высечен из камня - дома,...
21 Сентября 12
0