Мексика. Орисаба. Часть первая.

В далеке, в дымке наша цель — Орисаба;

Орисаба Действующий вулкан, высотой 5700 метров над уровнем моря, расположенный к югу, примерно в трехстах-четырехстах километрах от Мехико. Если говорить строго зайти на него я решил по ошибке. Мы в течении полугода планировали поездку, и периодически разговаривали на эту тему. Однажды Настя (sunbeam_) сказала мне, что ее подруга – Оля, которая живет в Мехико, и со встречи с которой должно было начаться наше путешествие, ходила на Орисабу, с Настиных слов я понял что зайти туда можно чуть ли не в кедах, так как снега на вершине практически нет, маршрут пешеходный, поэтому восхождение я рассматривал как дневную прогулку, исключительно для галочки: был на пятитысячнике в Северной Америке. Как выяснилось в последствии, Оля была не на Орисабе, а на Иксте, а это как говорят в Одессе, две большие разницы.

Когда идея посещения Мексики стала менее иллюзорной, я начал искать источники про Орисабу, статьи меня немного ошарашили. Ледник, с трещинами, уклон местами до 45 градусов, открытый лед… и там погибали люди…. На всем маршруте отсутствует вода, часто упоминалось о необходимости найма местных для охраны палаток и снаряжения, а в одном из форумов описывалась душещипательная история о том, как на 4900 какой-то мексиканец без предупреждения расстрелял мужа с женой, и забрал у них все что было (наверно палатку и пластиковые ботинки, они же так необходимы любому мексиканцу в тридцатиградусную жару).

Обилие надрывных статей о восхождении, о лишениях и трудностях, которые испытывали «герои» (у которых, кстати как правило по два гида на человека) добавляли общее негативное впечатление, тем более что Настя шла в горы первый раз. По крупицам сквозь пафосные речи удавалось вытаскивать необходимую информацию. Наверх обычно шли из приюта Piedra Grande (4200). Из деревни Tlachichuca (2600) до приюта поднимались на джипе примерно за сто долларов с машины. Некоторые доезжали на джипе только до деревни Idalgo (3600) и шли оттуда, мы собирались идти от Tlachichuc-и, что бы лучше акклиматизироваться и сэкономить деньги, и только один вопрос меня беспокоил, это расстояние от Tlachichuc-и до Idalgo, тем же вопросом озаботился еще один восходитель на одном из международных форумов, и он оказался, как нетрудно догадаться, русским, хоть и проживающим в США. Сообщение его вызвало почему-то волну негатива, тут и обвинения в снобизме, в некомпетентности, «мерение высотами» запугивание пыльной и грязной дорогой и прочее, но главное было сказано, до Idalgo всего около 20 километров и 10 километров от Idalgo до приюта.

Немного адаптировавшись к подобной подаче информации, я принял для себя следующее: охрана снаряги со стороны наемников не нужна, ибо не полезет никакой вор за альпинистким добром черт знает на какую высоту, по этой же причине признал сказкой сообщение о нападении на туристов, информация об отсутствии воды меня изначально беспокоила меньше всего, так как наличие ледника означало наличие воды в том или ином виде.

Вообще Поход на Орисабу знаменателен для нас еще и тем что это был первый самостоятельный выход в удивительную страну, под названием Мексика. Второй день приезда и утром, выйдя из метро города Мехико, мы пытаемся найти автобусный терминал ТАПО, Первые слова на испанском, кажется нас даже понимают, но к сожалению не понимаем мы, поток речи, жестикуляция, и мы с нашим твердо выученным Muchos Gracies бодро уходим в неизвестном направлении…. Терминал ТАПО нам помог в итоге найти какой-то швед, который не только умел говорить отдельные фразы, но и был способен кое-что понимать. Покупаю билеты, это несложно, вот только с багажем непонятно что делать, куда сдавать, надо ли покупать на него отдельный билет, и девушка окончательно раздавленная моим испанским вдруг заговорила по английски… и тут выкрутились.

Дорога, плантации кактусов, сахарного тростника, агавы…. Четыре часа и мы в городке Ciudad Cerdan Настя что-то спрашивает у мексиканцев и мы бежим в небольшой автобус, который следует до Tlachichuc-и…. В автобусе фермеры и деревенские жители, задняя дверь забита какими-то мешками, двое белых с рюкзаками вызывают у всех неподдельный интерес, пытаемся спросить сколько времени ехать, нам отвечают, что-то рассказывают, киваем головой, глупо улыбаясь, народ приветливый и разговорчивый, жаль только ничерта не понятно 🙂 Через полчаса приехали. Задача предстоит сложная, в деревне с двенадцатью тысячами жителей нужно найти человека который сдает в аренду альпинистское снаряжение…. Составив себе фразу Hay donde arendar objetos para alpinizmo (кто знает испанский тот возможно заплачет) мы стали терзать местное население, терзали долго… и безрезультатно, нас не понимали а часто отправляли  в направлениях противоположных друг другу…. Решили купить бензин для горелки, пока возились, к нам подбежал дядечка, спросил alpinizmo? И показал пальцем направление… Несмело вошли в продуктовый магазин, повторили свою коронную фразу, и уже скоро улыбчивый мексиканец, а может и не мексиканец 🙂 подбирает нам кошки обвязку и ледоруб…. Мы хотели выйти в этот же день, но хозяин наш оказался хитрым, снарягу подбирал долго, и к моменту когда начало темнеть он ненавязиво предложил ночлег, сложно было не согласиться 🙂 Гостинница – бывший мыльный завод, который функционировал сотню лет назад, чугунные котлы, змеевики, трубы: зрелище готичное… Строго говоря гостиницей это назвать нельзя, приют скорее, спальные места на втором этаже, кровати, кровати, кровати, а еще котлы 🙂 В тот момент мы были единственными посетителями поэтому жаловаться было не на что, разве что на петухов, которые почему то пели от заката до рассвета не переставая.

Вот такими агрегатами было напичкано все помещение гостинницы

Стол с книгой для записей впечатлений восходителей, мы использовали в качестве обеденного, потом только обнаружили что в соседнем помещении есть столовая

Перед сном пошли погулять. Зашли в какую-то забегаловку на улице, по типу шавермы, только есть там приятнее и вкуснее. Шипящее мясо, завернутое в тортилью, политое соком лимона (точнее лайма, обычных для нас желтых лимонов в Мексике я не видел) сверху щедро сдобренное соусом чили, очень вкусно! только потом пар из ушей, пища в Мексике острая. Мексиканцы пытаются общаться, мы тоже, очень интересно, диалог явно имеет место быть, только никто никого не понимает 🙂 слышим знакомое грингос (отчеканиваем заученное no somos gringos, somos rusos! 🙂 — Rusos?!! Вообще к русским они не привыкли, к американцам да, а Россия это так далеко… Надо отметить что за русских нас никогда не принимали, чаще всего за немцев, еще за французов и итальянцев, в Амстердаме правда, уже после Мексики один из негров, торгующих тяжелыми наркотиками, обратился ко мне Амиго! но я думаю это  все же из-за моей толстовки с надписью «mexico» 🙂 Поели, пошли дальше, купили туалетной бумаги и прочих необходимых в походе вещей, по дороге поробовали местной кукурузы. Початок обмазывается чем-то вроде плавленного сыра, или может сливок, сверху посыпается тертым сыром, а потом чили, фантастически вкусно! Купили несколько штук на завтрак.

День первый
Утром отправились в путь…вышли на дорогу и вдоль маисовых полей начали мерить шагами километры

небо безоблачное, но слишком жарко не было, почти каждый проезжающий водитель здоровался, каждый второй предлагал подвезти, один раз даже предложили подкинуть на лошади. Большая часть пути в этот день проходила по шоссе, но виды открывались красивые и необычные, поэтому идти было интересно. На полях работали фермеры, кто-то на тракторе развозил удобрения, кто-то плугом на лошади пахал землю.

На одной из развилок, по совету проезжающих мимо мексиканцев, сошли с шоссе и продолжили путь по лесной дорожке, лес сосновый, сосны невысокие, с длинными иголками и огромными шишками. По пути встречаются пастухи, показывают как срезать путь, идем за ними, они выводят нас на дорогу ловят проезжающую мимо машину и пытаются туда посадить, Muchos Gracies говорим мы, не в силах донести до них причину нашего гордого шествия в гору с рюкзаками… акклиматизация блин

Идальго 3600. Маленькая деревушка, несколько десятков домов, останавливаемся на окраине, иду налаживать контакт с местным населением, Настя в это время общается с детьми, спрашиваю попить, наливают, спрашиваю где можно купить носки, пожимают плечами… тут надо отвлечься, когда мы собирались я предупредил Настю что понадобится теплая одежда: штаны, куртка, термуха. Теплые носки и шапку я в этот список не включил, полагая что это само собой разумеется, и как оказалось зря… По этой причине, в простой мексиканской деревне мы расспрашивали у жителей где у них можно приобрести теплую одежду 🙂

После того как нам дали попить, решили обнаглеть окончательно и спросили нет ли чего поесть (а то переночевать негде :)) приглашают в дом, яйца, тортильи, и местная каша из фасоли, еду греют на очаге — открытая каменная печь, фактически костер на каменной плите внутри дома, живут очень бедно, прощаемся, для приличия спрашиваю сколько должны, заранее ожидая ответа – несколько… но не тут то было, беднота, а так же контакт с иностранцами (они же не знают что мы всего лишь pobres rusos 🙂 точнее знают, но разницы между нами и gringos похоже не ощущают… Выкладываю деньги (около шести долларов) прощаемся и тут у тетеньки что то екнуло видно, и она откуда то достает теплые носки, спрашиваем cuanto costa? Отвечает – подарок, благодарим и уже довольные уходим…

Прошли меньше километра решили остановиться попить чаю, и заодно испытать новую горелку (мексиканцы не пьют чай, впрочем мы к этому быстро привыкли) В тени уже довольно прохладно, высота… Отдохнули пошли дальше

шли до темноты, к восьми остановились на ночлег, выбрали место на возвышении около невысоких раскидистых сосен, с видом на вулкан…. Спали не очень хорошо, холодно, да и высота (4000) ночью шел град, который по началу приняли за дождь, земля с утра замерзшая.