Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20725)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Япония
(419 постов)
 
Всего постов

20725

ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ НА "АЛЕКСАНДРЕ ПУШКИНЕ"

0
22 Января 2008
Cher80
42
0

Антарктида
Наверное, было бы уместно начать повествование об этом путешествии словами "я давно мечтал когда-нибудь попасть в Антарктиду, и вот одажды эта мечта сбылась...". Но это было бы неправдой: я никогда об Антарктиде особенно не мечтал. Просто однажды подумал: а почему бы не поехать в Антарктиду? И поехал.

Ежегодно Антарктиду посещают около 20 тысяч туристов со всего мира. Это совсем немного, если сравнивать с другими местами планеты. Практически все туристы попадают в Антарктиду на круизных судах - в основном на небольших судах для экспедиционных круизов. Круизные суда посещают несколько точек на Антарктическом полуострове - это, если смотреть на карту Антарктиды, длиный отросток от материка, который тянется в сторону Аргентины. Некоторые круизы выполняются на настоящих ледоколах, и в этом случае туристам предоставляется возможность попасть и в другие точки Антарктиды, или даже обойти вокруг нее. Но это занимает много времени и стоит очень больших денег.

Выбор судов, на которых можно отправиться в Антарктиду, довольно широк. Я остановился на Maco Polo. Во-первых, потому что это - бывший "Александр Пушкин", советский трансатлантический лайнер, один из немногих сохранившихся до наших дней трансатлантиков. Во-вторых, меня устроила цена. Считается, что круизы в Антарктиду чрезвычайно дороги. Это не совсем так. 9-дневный круиз на Marco Polo стоил от 2399 евро во внутренней каюте, что безусловно дороже, чем обычный морский круиз подобной продолжительности, но значительно дешевле, чем это принято считать.

Некоторых путешественников пугает необходимость совершать длительные перелеты. Вот здесь я ничем и никого успокоить не могу: дорога к месту начала круиза очень длинная. Лететь надо в самый южный город мира, аргентинскую Ушуайю, расположенную на Огненной Земле. Это южная оконечность Южной Америки. От момента, когда я вышел из дома в Санкт-Петербурге до момента, когда я переступил порог гостиницы в Ушуайе, прошло больше сорока часов. Все это время я провел в самолетах и аэропортах, пересаживаясь в Домодедово, Мадриде и Буэнос-Айресе. Это четыре полета, один из которых продолжительностью более двенадцати часов, и многочасовые ожидания следующего рейса в промежуточных аэропортах. Никакой возможности нормально поесть, нормально поспать. Для многих подобный опыт стал бы мучением. Но, как напишут историки через сто лет, "другого способа добраться до другого конца Земли в то время еще не было".

В Буэнос-Айресе лето. Но я здесь, в лете, ненадолго. Этот самолет унесет меня в прохладную Ушуайю:

Антарктида

Три с половиной часа полета между Буэнос-Айресом и Ушуайей. Прекрасная погода, местами живописные виды. Справа - береговая линия, слева - Атлантический океан. Мне в этот раз не досталось места у окна. Но заход на посадку в Ушуайе все же снял как мог - очень уж там красиво:

Антарктида

Ушуайя - маленький городок на краю света. Подробнее нам предстоит познакомится с этим городом на обратном пути, тогда же я о нем расскажу. В Ушуайе я второй раз. Первый раз я был здесь ровно шесть лет назад во время круиза вокруг Южной Америки. Впечатление от города тогда испортило то, что я позвонил на работу и мне рассказали, как там дела. Никогда так не делайте! Отдыхаете, так отдыхайте. Но я был молод и неопытен, и поэтому узнал о срыве контракта со шведскими партнерами. И расстроился. Какой уж тут отдых. Так что Ушуайя тогда не произвела на меня особого впечатления. Но сейчас я с большим удовольствием, бросив вещи в гостинице, прогулялся по городу и поужинал в прекрасном местном ресторанчике. Суп из местного морского краба, сочный стейк, много пива! Все это с видом на море. Ну разве не стоило из-за этого сюда столько лететь?

Антарктида

Антарктида

Антарктида

Все, теперь, пожалуй, можно пойти в гостиницу спать. Не об этом ли я мечтал все последние сутки?

 

ОСТРОВА ПРОЛИВА БИГЛЬ. НАЧАЛО КРУИЗА
(5 января 2008 года)

Утро выдалось дождливым.

До посадки на Marco Polo - несколько часов. Чем их занять? Для меня нет лучшего варианта, чем круиз, пусть мини-круиз, пусть в преддверии большого круиза. В утренние часы из Ушуайи на экскурсию по проливу Бигль отправляются несколько прогулочных катамаранов. Я занимаю место в одном из них.

Антарктида

При отправлении любуюсь Ушуайей и портом. Слева - теплоход Marco Polo, на котором мне предстоит посетить Антарктиду.

Антарктида

В салоне оживленно:

Антарктида

Здесь же работает небольшое кафе:

Антарктида

Пролив Бигль соединяет Тихий и Атлантический океаны, и находится южнее Магелланового пролива. По проливу Бигль проходит граница между Аргентиной и Чили. Его длина составляет 180 километров, а ширина меняется от четырех в самом узком месте до четырнадцати километров. В проливе расположено множество небольших островков. Некоторые из них плотно заселены птицами и морскими котиками. К одному из таких островков мы приближаемся:

Антарктида

Антарктида

Здесь живут птицы, похожие на пингвинов, но ими не являющиеся. Это прекрасные ныряльщики, они легко достигают глубины 80 метров.

Антарктида

На этом, а также на соседнем островах, живут морские котики:

Антарктида

Мы их немного потревожили своим приближением.

Антарктида

Неподалеку виднеется одинокий маяк - как его называют, "маяк на краю света". Сооруженный в 1919 году, маяк полностью автономен и работает на солнечной энергии:

Антарктида

Антарктида

К полудню возвращаемся в Ушуайю. Сегодня здесь собрались очень достойные и яркие представители мирового экспедиционного круизного флота. Вот стоит Explorer II, построенный в 1992 году в Николаеве, Украина. Ранее он был известен под названием Minerva, и побывал во многих удаленных уголках мира.

Антарктида

А это - самое новое экспедиционное судно, норвежский Fram. Он предназначен для экспедиций в арктических и антарктических широтах, но при этом строился с возможностью работы и на норвежской береговой транспортной линии Hurtigruten. Летом "Фраму" предстоят интересные круизы вдоль побережья Гренландии до границы льдов, а сейчас у него антарктический сезон.

Антарктида

Ocean Nova раньше работал под именем Sarpik Ittuk на гренландской транспортной линии и соединял между собой поселки Гренландии. После реконструкции теплоход получил новое имя и стал чисто экспедиционным круизным судном. Ocean Nova - совсем маленький теплоход, и это позволяет ему заходить в небольшие бухты и проливы, куда не могут зайти более крупные суда.

Антарктида

Что ни судно, то свой характер, своя судьба. Огромный контраст с массово строящимися в наши дни одинаковыми мегалайнерами. В этой компании очень достойно смотрится Marco Polo, бывший советский трансатлантический лайнер "Александр Пушкин", который уже больше пятнадцати лет работает на необычных круизных маршрутах по всему миру. Три месяца в году с декабря по февраль "Марко Поло" традиционо проводит в антарктических круизах.

Антарктида

Посадка и все сопутствующие ей формальности заняли не более пяти минут, и вот я уже в своей каюте:

Антарктида

В 20.00 "Марко Поло" попрощался с Ушуайей и взял курс на запад, в сторону Атлантического океана, к выходу из пролива Бигль.

Антарктида

Погода в проливе стояла пасмурная, шел редкий дождь, но это не омрачало радостного настроения на борту. Ведь совсем скоро нам предстоит встреча с одним из самых загадочных мест на Земле - Антарктидой. Ночи в это время года здесь светлые, температура - около десяти-пятнадцати градусов тепла. Не так и плохо для "края света".

Антарктида

Антарктида

В 23.30 высадили лоцмана, который помог нашему теплоходу пройти через пролив до океана. Около полуночи вышли в океан и легли на новый курс - к югу, в сторону Антарктиды

 

НА БОРТУ "МАРКО ПОЛО" ЧЕРЕЗ ПРОЛИВ ДРЕЙКА
(6 января 2008 года)

Сегодня солнечный день. "Марко Поло" пересекает пролив Дрейка. Остановок в этот день не предусмотрено, да их здесь делать и негде. Вокруг - только вода и горизонт. Слегка качает.

Антарктида

Давайте поближе познакомимся с теплоходом, носившим раньше имя "Александр Пушкин".

Теплоход "Александр Пушкин" был построен в Висмаре, ГДР, в 1965 году в рамках серии из пяти теплоходов, заказанных СССР. Кроме "Пушкина", в серию вошли "Иван Франко" (головной), "Тарас Шевченко", "Шота Руставели" и "Михаил Лермонтов". Это были современные и комфортабельные для своего времени суда, гордость советского пассажирского флота.

"Александр Пушкин" был распределен в Балтийское морское пароходство и приписан к Ленинграду, а через год открыл новую трансатлантическую линию Ленинград - Хельсинки - Копенгаген - Лондон - Квебек - Монреаль, успешно конкурируя на трансатлантической линии с таким известными компаниями, как например "Кунард Лайн". На "Пушкине" впервые в СССР были применены стандарты обслуживания пассажиров, принятые на Западе.

В зимнее время "Александр Пушкин" работал во фрахте у иностранных круизных компаний, а после закрытия трансатлантической линии Ленинград - Монреаль в 1979 году полностью переключился на круизную работу. Кстати, "Пушкин" был одним из последних лайнеров, работавших на линейных перевозках пассажиров через океан - в 1970-е годы трансатлантические суда были почти полностью вытеснены авиацией.

В 1985 году "Пушкин" был передан из Ленинграда во Владивосток, в Дальневосточное морское пароходство, где продолжал работать на иностранном круизном рынке. Из-за финансовых проблем пароходства в 1990 году теплоход был арестован в Сингапуре. Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба "Александра Пушкина", но спустя год на него нашелся покупатель, британский бизнесмен, которому требовалось судно для новой круизной компании Orient Lines. Дальневосточное пароходство с большим удовольствием избавилось от балласта, которым к этому времени был для него старый теплоход.

В том же году началась реконструкция "Александра Пушкина", которая длилась два года и обошлась судовладельцу по разным данным в сумму от 20 до 60 миллионов долларов. Реконструкцией последовательно занимались два греческих судоремонтных предприятия - на первом были сделаны механические работы и заменены машины и механизмы, на втором были оборудованы и отделаны новые пассажирские и служебные помещения в соответствии с новой планировкой судна. Новые пассажирские помещения создавались под руководством известного морского архитектора Кнуда Хансена. Теплоходу была также удлиннена надстройка и приподнята труба. Теплоход получил имя Marco Polo, и вышел в первый круиз в 1993 году.

От прежних интерьеров "Пушкина" не сохранилось никаких следов: при реконструкции теплоход был раздет до металла. Но все же я внимательно осмотрел все доступные помещения судна в надежде найти хоть что-то от старого "Пушкина". Тщетно. На "Марко Поло" ничего не напоминает о его прошлом. За исключением двух моментов. Первый - это рында с надписью "Александр Пушкин" в одном из салонов. И второй - это электромеханик теплохода, россиянин, который работает на судне еще с того времени, когда оно называлось "Пушкиным".

За пятнадцать лет у теплохода появилось множество поклонников, ставших его постоянными пассажирами. Действительно, "Марко Поло" хорошо подходит для тех, кто любит интересные маршруты и теплую обстановку на борту. "Марко Поло" - единственное судно Orient Lines, и многие члены экипажа работают здесь уже давно, некоторые - с самого начала работы "Марко Поло". Видно, как они любят свое судно и заботятся о нем и его пассажирах.

Есть и еще одна причина привлекательности теплохода - невысокие цены на круизы. Судите сами. 9-дневный круиз "Лучшее в Южной Америке", место во внутренней двухместной каюте - от 699 евро. 22-дневный трансатлантический круиз из Рио-де-Жанейро в Лиссабон - от 1399 евро. Круизы в Антарктиду, как я упоминал, стоят дороже, но и они менее дороги, чем судах других компаний - от 2399 евро за 9-дневный круиз. Иными словами, и по цене это очень привлекательный теплоход.

Справедливости ради, "Марко Поло" сложно сравнивать с современными суперлайнерами. На нем многого нет - кают с балконами, двухъярусного театра, впечатляющего атриума, альтернативных ресторанов, внутреннего бассейна. Ну а для того, чтобы увидеть, что на этом теплоходе есть, давайте пройдемся по нему с фотоаппаратом.

Основной ресторан называется "Семь морей":

Антарктида

Второй ресторан (самообслуживания) расположен в кормовой части, и из него можно выйти на просторную кормовую площадку с бассейном, где в хорошую погоду можно пообедать на открытом воздухе:

Антарктида

Антарктида

Антарктида

Зимний сад - уютное место для наблюдения за пейзажами в любую погоду:

Антарктида

Салон "Поло", где работает бар, и в определенные часы играет живая музыка:

Антарктида

Театр "Амбассадор", где проводятся встречи, лекции, а вечерами - концерты:

Антарктида

Клуб "Чарльстон" - еще одно популярное место встреч, где в определенные часы подаются напитки и закуски:

Антарктида

Компьютерный класс с 24-часовым доступом в интернет:

Антарктида

Тренажерный зал состоит из двух частей. В одной стоят тренажеры, в другой - стол для игры в теннис:

Антарктида

Антарктида

Уютная судовая библиотека:

Антарктида

В небольшом игральном салоне представлены памятные таблички из портов, куда в разное время заходил "Марко Поло", а в углу стоит рында с надписью "Александр Пушкин" - напоминание о прошлой жизни теплохода.

Антарктида

Антарктида

В судовом магазине продают сувениры, одежду, книги и разные полезные и бесполезные мелочи:

Антарктида

Несколько слов об Антарктиде, куда направляется "Марко Поло".

Предположения о существовании Антарктиды появились задолго до того, как первые исследователи высадились на этом материке. Но достичь Антарктиды оказалось очень непросто. Знаковым событием стала экспедиция Джеймса Кука, который в 1773 году успешно обошел вокруг Антарктиды, но, как ни странно, не смог ее обнаружить. Как стало известно позднее, в тех местах, где Кук максимально удалялся на юг, береговая линия Антарктиды по совпадению тоже отклонялась у югу. Первооткрывателями Антарктиды считаются русские мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен, которые достигли Антарктического полуострова в 1820 году. По совпадению, всего через три дня Антарктический полуостров обнаружил англичанин Брэнсфилд.

В течение прошедших почти двух столетий многие страны регулярно заявляли свои права на те или иные части Антарктиды. Но обеспечить эти права они не могли, да и не особенно об этом заботились. В результате в 1959 году ряд крупных стран, включая СССР, подписали соглашение, согласно которому Антарктида была объявлена нейтральной территорией. В настоящее время в Антарктиде функционируют научные станции нескольких стран, в том числе России и Украины. Постоянного населения в Антарктиде нет: обычно срок пребывания сотрудников научных станций на материке ограничивается несколькими месяцами.

Фактически единственный возможный вид туризма в Антарктиде - плавание к ее берегам на круизно-экспедиционных судах. Туристический сезон продолжается с декабря по февраль, то есть в летние месяцы южного полушария. В остальное время Антарктида совершенно непригодна для туризма: там темно и очень холодно. Даже некоторые научные станции сворачивают свою деятельность на зимний период.

Несмотря на то, что Антарктида не является территорией какой-либо страны, она закрыта для свободного посещения, и попасть туда без разрешения соответствующих правительственных организацией нельзя. Для получения такого разрешения необходимо детально обосновать цели визита и согласовать маршрут. Круизные компании берут эти вопросы на себя, но при этом они берут на себя и ответственность за соблюдение туристами строгих правил поведения в Антарктиде.

Пребывание туристов в Антарктиде строго регламентировано. Все направлено на то, чтобы их визиты не нарушали биосферу материка. Поэтому для посещения отводятся лишь некоторые места, устанавливаются лимиты на одновременное пребывание людей на берегу (обычно от двадцати до ста человек), пути пешеходных прогулок тщательно выбираются, чтобы не помешать пингвинам и другим представителям антарктической фауны. Обувь туристов после возвращения на судно дважды обрабатывается специальными растворами, чтобы исключить возможность переноса биологического материала с одной части материка в другую. Благодаря этим мерам мы можем видеть природу Антарктиды в том виде, в каком ее застал человек двести лет назад.

Несмотря на все эти меры, все чаще раздаются голоса о необходимости запрета туристических визитов в Антарктиду. Но пока такого запрета нет, мы туда направляемся.

Пассажиры в этом экспедиционном круизе - люди самых разных возрастов. А объединяет их всех, пожалуй, одно - позитивная жизненная позиция и желание узнать что-то новое. Находиться на борту с такими людьми приятно и полезно для душевного здоровья. Многие интересуются арктической фауной. Некоторые подолгу стоят на палубе, выслеживая и фотографируя разных птиц:

Антарктида

Пару раз я тоже к ним присоединялся и что-то такое фотографировал:

Антарктида

Встречающиеся вдали от берегов птицы большую часть жизни проводят в море, и, можно сказать, здесь живут. Увиденных птиц записывают на доске, стоящей здесь же на палубе:

Антарктида

В этот день в главном салоне прошло несколько лекций ученых об Антарктиде, ее истории и фауне. Такие лекции - отличительная особенность экспедиционных круизов, они интересны и расширяют кругозор.

Вечером состоялся капитанский коктейль. Капитан Йоран Блумквист, родом из Швеции, оказался чрезвычайно приятным и остроумным (с долей самоиронии) человеком. Он много лет проработал на экспедиционых круизных судах, и имеет большой опыт работы в антарктических водах. Во льдах Антарктики ему помогает ледовый капитан Кеннет Харстрем.

Двигаемся дальше на юг. Завтра - Антарктида.

ОСТРОВА ДЕСЕПШН И КУВЕРВИЛЛЬ
(7 января 2008 года)

Ранним утром "Марко Поло" подошел к Южным Шетлендским островам.

Антарктида

Место нашего первого визита - остров Десепшн. Это остров вулканического происхождения, представляющий из себя действующий вулкан, кратер которого заполнен водой. Именно в этот кратер мы сейчас и зайдем на "Марко Поло" через узкий вход, который моряки иногда называют "воротами ада".

Антарктида

Внутри - одна из лучших в мире бухт, с большими глубинами и защищенная со всех сторон. Это, вкупе со стратегическим расположением острова Десепшн, сделало его предметом многолетних территориальных споров между Великобританией, Аргентиной и Чили. В настоящее время Десепшн, как и другие субантарктические острова, является нейтральной территорией.

Антарктида

Вулкан иногда дает о себе знать, и неоднократно бывало так, что в бухте вскипала вода, смывая краску с бортов находящихся в ней судов. Сейчас говорят об угрозе очередного извержения, которое может затронуть и берег. В рекомендациях судам, заходящим на остров Десепшн, говорится, что в случае извержения вулкана следует немедленно покинуть бухту, желательно забрав с собой всех находящихся на острове людей. Как именно это сделать, не уточняется, а жаль, ведь из этих двух рекомендаций можно выполнить только что-то одно.

Антарктида

Антарктида

Здесь, внутри острова, на берегу бухты, расположены две летние антарктические станции - испанская и аргентинская. Аргентинскую станцию обслуживает небольшой, в прошлом военный корабль, который виден на фотографии:

Антарктида

Антарктида

Сделав круг по бухте, покидаем остров Десепшн и направляемся к острову Кувервилль.

Антарктида

На открытой палубе можно принять джакузи. Антарктида Антарктидой, а путешествие на большом круизном судне имеет свои преимущества:

Антарктида

То с одного, то с другого борта иногда удается наблюдать китов. О появлении очередного кита сообщают по громкой связи из рубки. Но успеть сфотографировать кита мне не удалось. Они довольно быстро появляются над водой, махают хвостом, поднимая фонтан брызг, и - нет кита, сколько не жди.

Температура воздуха в этот день - около 10 градусов тепла, ясное небо, но ветрено.

Антарктида

Следующий пункт назначения - остров Кувервилль, открытый в 1897 году и названный в честь французского вице-адмирала Кавалье Кувервилля. Это уже Антарктический полуостров, то есть самая настоящая Антарктида. Здесь находится крупная колония пингвинов. Практически все доступные места острова заняты пингвинами, и выйти на берег так, чтобы не нарушить безопасное для самочуствия пингвинов расстояние пять метров, практически невозможно. Поэтому здесь у нас предусмотрена не высадка на берег, а прогулка вокруг острова на резиновых лодках "Зодиак".

Остров Кувервилль (скала, не покрытая льдом и снегом), виден на фотографии справа. На этой же фотографии видно, как спускаются на воду "Зодиаки":

Антарктида

Посадка в "Зодиаки" организована по группам, продолжительность каждой прогулки - примерно 45 минут. В каждой лодке - ее капитан (один из членов экипажа), гид, дающий пояснения по ходу, и двенадцать пассажиров. Обязательная экипировка - красная экспедиционая куртка (выдается в начале круиза в подарок от компании), спасательный жилет (выдается и надевается при посадке в "Зодиак") и резиновые сапоги. Желательно также надеть непромокаемые брюки, перчатки, теплую шапку и солнечные очки.

Антарктида

Антарктида

Приближаемся к острову.

Антарктида

Как пахнет Антарктида? Наверное, мало кто задавался этим вопросом. Ну, льдом, ну, снегом, ну, свежим воздухом, скажете вы. Ничего подобного. Антарктида пахнет пингвиньим пометом. Запах похож на тот, что присутствует в любом свинарнике. К нему быстро привыкаешь и вскоре перестаешь его чувствовать.

Антарктида

Антарктида

Вода в антарктических водах очень чистая, и местами, несмотря на большую глубину, видно дно. Везде, где только возможно, плавают айсберги самых разных форм и размеров.

Антарктида

Антарктида

Антарктида

Возвращаемся на "Марко Поло".

Антарктида

Если присмотреться, то ниже названия Marco Polo видны закрашенные буквы старого названия "Александр Пушкин":

Антарктида

Вечером "Марко Поло" снялся с якоря и направился в Порт Локрой. Там у нас завтра предусмотрена высадка на берег.

ПОРТ ЛОКРОЙ
(8 января 2008 года)

День начался с посадки в "Зодиаки".

Антарктида

Сегодня нам предстоит высадка на берег на острове Вински в районе Порта Локрой. Порт Локрой - это небольшая бухта с расположенной там бывшей британской научной станцией:

Антарктида

Мы же направляемся к находящейся неподалеку большой колонии пингвинов.

Антарктида

Все перемещения по суше осуществляются только по ограниченной территории. Если какой-нибудь пингвин задумает выйти на путь туристов, то по команде члена экипажа люди останавливаются и стоят до тех пор, пока пингвин не освободит дорогу. Все делается для того, чтобы не мешать пингвинам жить привычной жизнью. Кстати, проведенные недавно исследования показали, что появление людей в местах обитания пингвинов, если оно обставлено соответствующими мерами предосторожности, практически не беспокоит пингвинов и не приносит вреда их здоровью. А для туристов такое знакомство с настоящей живой природой не идет ни в какое сравнение с тем, что можно увидеть в заповедниках и зоопарках. Здесь все по-настоящему, как будто человека в этих местах не было и нет.

Антарктида

Здесь же лежат внушительных размеров кости кита.

Антарктида

В Антарктиде обитают несколько видов пингвинов. Они живут парами, и несут яйца (всего по два яйца) один раз за сезон. Как правило, один из двух родившихся пингвинят вскоре погибает.

Антарктида

На следующей фотографии виден недавно родившийся пингвиненок с родителями. Серый комочек - это и есть пингвиненок:

Антарктида

К сожалению, иногда бывает и так:

Антарктида

Тем временем художница с нашего теплохода рисует ландшафт и пингвинов:

Антарктида

Перед посадкой в "Зодиаки" обувь туристов тщательно отмывается от грязи:

Антарктида

Сразу после прибытия на борт обувь проходит специальную обработку:

Антарктида

Затем обувь забирают стюарды, которые обрабатывают ее специальным составом и только после этого возвращают туристам. Это делается для того, чтобы биологический матеиал не переносился с одного места Антарктиды в другое. Наверное, похожую обработку обуви будут делать и в будущих межпланетных экспедиционных круизах после посещения очередной планеты. Антарктида действительно чем-то напоминает другую планету.

А наш путь лежит дальше, вдоль побережья Антарктического полуострова, к проливу Лемаре. Этот пролив отделяет материковую часть полуострова от одного из островов.

Температура воздуха упала почти до нуля, пошел снег. В 16.00, на широте 65 градусов 13 минут, недалеко от входа в пролив, наш путь преградило скопление айсбергов. Дальше идти нельзя. Говорят, что пролив Лемаре будто бы создан для фотографирования, настолько он фотогеничный. Но что поделаешь - в этот день нам не повезло. Мы немного постояли у входа в пролив:

Антарктида

И повернули на обратный курс. Это была самая южная точка нашего путешествия.

Антарктида

В 18.40 "Марко Поло" бросил якорь в бухте Парадиз. Здесь неподалеку находится чилийская научная станция. Завтра мы планируем ее посетить.

Антарктида

Вечером на борту прошел фортепианный вечер российской пианистки Елены Иванцовой. Был сильно впечатлен ее исполнением некоторых произведений Грига, Шопена, Чайковского. "Баркарола" шла с видеорядом - фотографии Санкт-Петербурга в сумерках. Это до глубины души тронуло.

Вечер в бухте Парадиз выдался идеальный для прогулок по палубам - тихий, теплый и безветренный.

Антарктида

Антарктида

Антарктида

Здесь мы проведем всю ночь.

БУХТА ПАРАДИЗ И ЧИЛИЙСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
(9 января 2008 года)

Сегодня в Антарктиде прекрасный солнечный день. Температура воздуха - десять градусов тепла.

Антарктида

Мы садимся в "Зодиаки" и отправляемся на берег.

Антарктида

Кстати, "Зодиаки" используются не только для перевозки людей на берег и обратно. Они также отводят в сторону от стоящего на рейде "Марко Поло" небольшие айсберги. А при приближении большого айсберга теплоход сам переходит на другое место.

Антарктида

Наш путь лежит на чилийскую военную антарктическую станцию, открытую в 1951 году и названную в честь президента Чили Габриэля Гонзалеса Виделы, который в 1948 году стал первым в мире главой государства, посетившим Антарктиду.

Антарктида

Антарктида

Станция расположена в весьма живописном месте, среди колоний пингвинов, и открыта для посетителей. Местный сотрудник, сержант, при высадке туристов на берег выдает всем карту станции. Пожалуй, это второй по значимости туристический объект Антарктиды после Южного полюса.

Антарктида

Антарктида

Антарктида

В отдельном здании расположен музей, посвященный строительству и работе станции:

Антарктида

В музее есть небольшой сувенирный магазин. Музей и магазин обслуживают военные, работающие на базе.

Антарктида

Место, изображенное на следующей фотографии, имеет большую историческую ценность. Здесь в 1921-22 годах целый год жили британские ученые Багшейв и Лестер, которые провели колоссальный объем научной работы. Их жильем служила большая морская лодка, вытащенная на берег и приспособленная для зимовки в Антарктиде. Это была самая малочисленная (всего четыре человека) антарктическая экспедиция за все время. Однако она оставила большой след в истории освоения Антарктиды. В музее чилийской базы этой экспедиции посвящен отдельный раздел, где представлены фотографии, сделанные Багшейвом и Лестером. К сожалению, лодка, в которой жили ученые, не сохранилась: зимой 1956 года ее унесло сильным ветром. Место, где она стояла, видно в правой части фотографии:

Антарктида

Неподалеку отсюда раньше существовала арегентинская антарктическая станция "Алмиранте Браун", но в апреле 1984 года ее сжег начальник этой станции, не желавший оставаться здесь еще на одну зиму. Персонал станции был эвакуирован американцами, а среди того, что от нее осталось, поселились пингвины. Невооруженным глазом, к сожалению, это место не видно.

Антарктида

Антарктида

Антарктида

Вокруг, куда ни посмотришь, гнезда пингвинов:

Антарктида

Недавно родившиеся пингвинята:

Антарктида

Но что это? Неожиданно прилетел крылатый хищник, который был бы не прочь полакомиться пингвинятами. А может быть, отнести пингвиненка на растерзание своим птенцам.

Антарктида

Пингвины забеспокоились. Выгибая шеи, они стали издавать шипящие звуки, стараясь не подпустить хищника к птенцам.

Антарктида

Пингвинята не постарадали. Хищная птица улетела ни с чем.

Антарктида

Пингвины, будучи вполне съедобными птицами, не раз выручали участников экспедиций. Мясо пингвина на вкус похоже и на говядину, и на птицу, и на рыбу. Оно довольно жесткое, но весьма вкусное, пока свежее. По крайней мере таковы отзывы полярников. Один из антарктических рецептов приготовления пингвиньего мяса таков: нарезать мясо тонкими ломтями и обжарить его в пингвиньем (или не пингвиньем) яйце с хлебом. Пингвиньи яйца несколько отличаются от куриных: их белок не затвердевает даже после тщательной прожарки, а желток имеет красный цвет.

Возвращаемся на теплоход. Погода совсем нас разбаловала: стало, пожалуй, даже жарко. И в Антарктиде случаются такие прекрасные дни. Но обольщаться не стоит: погода здесь может измениться в считанные минуты.

Антарктида

Антарктида

Антарктида

При всей красоте окружающих пейзажей не стоит забывать: здесь буквально везде опасно для человека. Эти места не предназначены для человеческой жизни. Если ты упадешь в воду, то скорее всего умрешь: температура воды близка к нулю. Земля здесь пустынна: только камни, снег и лед. Зимой в этих местах жутко: постоянная темнота, сильный холод, сильный ветер.

Но, что ни говори, красиво. В горах один за другим раздаются взрывы: это сходят лавины. Смотришь на антарктические горы, и так и хочется проложить там пару горнолыжных трасс. И, кстати, такие проекты существуют, как ни фантастически это звучит.

После прибытия последнего "Зодиака" мы отправились дальше. Остановок на побережье Антарктического полуострова у нас больше не будет, следующий пункт назначения - остров Халф Мун. Он расположен неподалеку от северной оконечности Антарктического полуострова, но относится уже к субантарктическим Южным Шетлендским островам. В предыдущих круизах этого сезона (а их было два) из-за сильного ветра и волнения высадка на остров Халф Мун на "Зодиаках" не состоялась. Посмотрим, повезет ли нам.

Антарктида

Антарктида

Антарктида

Антарктида

По курсу судна - сплошные скопления больших и маленьких айсбергов. Иногда становится непонятно, куда идти, чтобы не наткнуться на айсберг. Но "Марко Поло" уверенно следует между айсбергами, некоторые из которых проходят совсем рядом с бортом.

Антарктида

Антарктида

Антарктида

Антарктида

Наконец удалось сфотографировать кусочек кита. О появлении очередного кита объявляют по громкой связи из рубки, но успеть их сфотографировать очень непросто: киты категорически не хотят позировать. Вот что получилось:

Антарктида

Сегодня вообще получился насыщенный для любителей фауны день. Некоторые энтузиасты полдня провели на палубе с фотоаппаратами и фотографировали всех появляющихся китов и прочую живность. Вот что удалось коллективными усилиями увидеть в этот день (перевод отдельных названий на русский представляет для меня некоторую сложность, так что вы уж, пожалуйста, сами):

Антарктида

Китов, как видно из этой записи, нам сегодня встретилось целых сорок четыре штуки, причем трех разных видов. Наверное, интересно быть энтузиастом китов. Они обсуждают встретившихся и сфотографированных китов, и умеют их различать. К сожалению, количество китов, особенно отдельных пород, в антарктических водах невелико - за сто пятьдесят лет их почти всех перебили китобои. В наши дни популяция китов медленно, но восстанавливается. Китобои существуют и в наши дни - в основном это японские суда, которые официально производят добычу китов в научных целях. Говорят, правда, что эти киты потом появляются в японских ресторанах.

Вечером Антарктический полуостров остался позади. До свидания, Антарктида! Впереди - океан, и где-то в нем - Южные Шетлендские острова и остров Халф Мун, куда мы прибудем ранним утром.

Антарктида

 

 

ОСТРОВ ХАЛФ МУН
(10 января 2008 года)

"Зодиаки" начали отправляться на берег в 6.30 утра. Сегодня я в первой группе. Наскоро позавтракав в 6 утра, садимся в "Зодиаки" и отправляемся на берег.

Халф Мун - маленький островок, находящийся в архипелаге Южных Шетлендских островов между большими островами Гринвич и Ливингстон. Первым человеком, посетившим остров в 1820 году, был американский моряк Натаниель Палмер. В дальнейшем остров получил известность как место, где в больших количествах водятся тюлени. Поэтому, как это принято у людей, практически все тюлени здесь (и в других местах Антарктиды) были истреблены. Сейчас их популяция постепенно восстанавливается.

Вообще человек иногда вытворяет с братьями меньшими черт знает что. На одном из островов люди перебили всех тюленей, зато зачем-то завезли туда кошек. Те, естественно, со временем расплодились и пожрали всех пингвинов. Чтобы пингвины вернулись на остров, всех кошек несколько лет назад методично расстреляли (в рамках специальной правительственной программы по восстановлению популяции пингвинов). Полагаю, что если добыча пингвиньего жира станет экономически оправданной, то перебьют и этих пингвинов "в научных целях", либо "для регулирования популяции".

На следующей фотографии виден Халф Мун - небольшой темный остров на фоне заснеженных гор острова Ливингстон. Погода сегодня несколько пасмурная.

Антарктида

Ранним утром прохладно, и все сонные. Кроме бодрого капитана "Зодиака":

Антарктида

Неожиданная приятная встреча: теплоход "Любовь Орлова", стоящий неподалеку на рейде. Это бывший российский теплоход, который сейчас работает как экспедиционное круизное судно в аренде у известной компании Quark Expeditions. После недавнего капитального ремонта у "Орловой" слегка изменился внешний вид надстройки.

Антарктида

Немного позднее, когда "Любовь Орлова" снялась с якоря и пошла, удалось сфотографировать их вместе с "Александром Пушкиным". Вот такая встреча двух замечательных судов. Когда-то оба теплохода работали вместе в Дальневосточном морском пароходстве. Только если "Александр Пушкин" находился во фрахте у иностранных компаний и выполнял разные круизы по миру, то "Любовь Орлова" трудилась на дальневосточных транспортных линиях. Ее "сестрички" из Дальневосточного пароходства "Алла Тарасова" и "Мария Савина", сменив владельцев, страны приписки и названия, стали круизными судами. "Аллу Тарасову" под именем Clipper Adventurer можно встретить здесь же, в антарктических водах. Остальные три дальневосточные подруги - "Ольга Андровская", "Ольга Садовская "и "Антонина Нежданова", к сожалению, уже разделаны на металлолом. Зато их северная сестра "Клавдия Еланская" в полном порядке, и работает на транспортных и экскурсионных линиях Мурманского пароходства. "Мария Ермолова", которая в советское время прославилась благодаря своим "Арктическим круизам", сейчас готовится к круизам по Каспийскому морю. Вот такая судьба серии.

Антарктида

При высадке пришлось пару метров преодолеть по воде. Резиновые сапоги не помогли - в один из них все-таки налилась вода.

Антарктида

На берегу острова лежит деревянная лодка. Историки пока не сошлись во мнении, что это за лодка и как она здесь появилась. В любом другом уголке мира на старую лодку никто и не обратил бы внимания, но в этих необитаемых краях это один из известных и примечательных объектов.

Антарктида

На противополжной стороне острова находится аргентинская научная станция, работающая только в летние месяцы с середины января. На фотографии видны ее постройки:

Антарктида

Большую часть острова оккупировали пингвины.

Антарктида

Антарктида

Земля, как и во многих местах Антарктиды и прилегающих островов, плотно заполнена пингвиньм пометом. К его запаху быстро привыкаешь.

Антарктида

А вот и сохранившийся тюлень. Пришлось снимать с максимальным увеличением. Издали его можно принять за корягу. Хотя откуда здесь коряги?

Антарктида

Погуляв по острову, возвращаемся обратно на теплоход. Время 7.45 утра. Можно продолжить прерванный сон. А потом проснуться в 11 часов и подумать: что только не приснится в этом круизе: и тюлени какие-то, и пингвины, и даже лодка на берегу.

Для того, чтобы на палубе было не очень холодно, на теплоходе есть укромный уголок, где наливают глинтвейн:

Антарктида

Долго движемся на северо-восток вдоль Южных Шетлендских островов:

Антарктида

Наконец, острова остаются позади, и мы выходим в открытое море:

Антарктида

В море нам встречается скопление больших айсбергов:

Антарктида

Теплоход уверенно идет между айсбергами полным ходом, не снижая скорости.

Антарктида

Когда айсберги остались позади, поднялось волнение. Пролив Дрейка славится своими штормами. Сегодняшнее волнение штормом не назовешь, но все же "Марко Поло" ощутимо качает. На море периодически качает любое судно. Независимо от размеров, региона работы и мощности стабилизаторов качки. Круизные брошюры утверждают обратное, но их составители лукавят. Не существует судов, не подверженных качке. Этот вопрос уже много лет решают кораблестроители, и пока что они не достигли успеха.

Другое дело, что человек может быстро привыкнуть к качке, а кто-то может ее очень хорошо переносить изначально. Кому-то помогает свежий воздух. Для остальных есть таблетки от морской болезни, которые на большинстве судов выдают всем желающим, чаще всего бесплатно. Да и стоит ли отказываться от такого удовольствия, как морской круиз, из-за качки, которой может и не быть?

Вечером состоялось филиппинское фольклорное шоу. Выступали члены экипажа.

Антарктида

На "Марко Поло" командный состав представлен шведами и норвежцами, но основная часть команды - филиппинцы. Жители Филиппин составляют основу экипажей большинства круизных, и не только круизных морских судов. Эти добрые и трудолюбивые люди заслуживают огромного уважения за свой ежедневный труд. Иногда говорят, что преимущество филиппинцев в море лишь в том, что их труд оплачивается ниже, чем труд, скажем, европейца. Это действительно так, но дело не только в этом. Филиппинцы - прекрасные моряки и отличные специалисты. Думаю, что и на российских судах многих членов экипажа, особенно занятых в сфере обслуживания пассажиров, стоило бы заменить филиппинцами, и положительного результата долго бы ждать не пришлось.

Шоу экипажей - традиция многих круизных судов. Сегодняшнее шоу было почти профессиональным: чувствуется, что экипаж работает вместе уже долгое время.

Антарктида

К ночи волнение чуть успокоилось, на море опустилась дымка. Завтра мыс Горн.

 

ПРОЛИВ ДРЕЙКА, МЫС ГОРН И ПРОЛИВ БИГЛЬ
(11 января 2008 года)

Теплоход в проливе Дрейка. Это пролив между Антарктидой и Южной Америкой. С утра на палубе полно энтузиастов с фотоаппаратами.

Антарктида

Уже к половине десятого утра у них неплохие успехи. Удалось увидеть разных птиц, и пять дельфинов неопределенного вида:

Антарктида

Находясь на борту "Марко Поло", задумываешься о судьбе других судов этой серии. Их было построено пять. Только "Марко Поло" ("Александр Пушкин") дожил до наших дней. Конец каждого из остальных был неожиданным и как будто даже нелепым.

Первым ушел "Михаил Лермонтов", который затонул в 1986 году в Новой Зеландии из-за ошибки лоцмана.

"Иван Франко" неожиданно для многих был в 1994 году снят с ближневосточной линии и поставлен в отстой, где постепенно приходил в негодность. Украинские власти принимали некоторые меры, чтобы найти судну работу, в том числе обращались к владельцам "Марко Поло", но все безрезультатно. Через три года теплоход признали не подлежащим восстановлению и отправили на разделку в Индию.

"Шота Руставели" остался без работы в 1998 году, и два года провел на приколе в Ильичевске. После смены собственника и названия (он стал называться "Асседо") теплоход начал работать с российскими туристами в аренде у компании "Метрополис-тур". Работа была сезонной, зимой "Асседо" стоял. Были попытки организовать зимние круизы вокруг Южной Америки, но россияне, привыкшие отдыхать летом, не стали покупать путевки. Я думаю, что сезонность работы и погубила теплоход. В 2002 году владельцы, посчитавшие, что им выгоднее продать теплоход, чем содержать его, выставили его на продажу. Они не хотели гибели этого неплохого еще судна, но самую лучшую цену им предложили покупатели судов на металл. И в ноябре 2003 года, после успешного окончания очередного сезона, "Асседо" отправился в Индию на разделку.

"Тарас Шевченко" встал в отстой в Ильичевске в 1998 году. Были попытки реанимировать теплоход, механизмы и пассажирские помещения которого даже во время отстоя содержались в образцовом порядке. В 2003 году "Шевченко" приобрела компания "Антарктика", объявившая о своем желании возродить Крымско-Кавказскую линию. Правда, эту сделку пытались оспорить. В реконструкцию пассажирских помещений теплохода было вложено пять миллионов долларов. Но ни один рейс так и не состоялся. Вскоре "Шевченко" отправился на разделку в Бангладеш.

Остался в строю только "Александр Пушкин", самый счастливый теплоход из серии. Его биография полна интересных эпизодов, он побывал в самых разных уголках мира, и, несмотря на почтенный возраст - сорок два года, не собирается уходить. Правда, в марте ему предстоит смена владельца, об этом я упомяну позже.

Антарктида

(снято с восьмой палубы)

При приближении к мысу Горн качка стала очень ощутимой: волнение достигло пяти баллов, пошел дождь. Вспоминаю одну из статей из советских времен про однтипный теплоход "Шота Руставели". Старший механик говорил, что стабилизаторы качки потребляют слишком много топлива, и для экономии социалистических средств предлагал их не включать. Коммерческая служба возражала, что в этом случае пассажиры перестанут посещать магазины и снизится валютная выручка, поэтому экономия топлива будет сведена на нет. Про самочуствие пассажиров на борту при этом никто не вспоминал. Надеюсь, что в наши дни все по-другому.

Вот и мыс Горн, остров, считающийся южной оконечностью Южной Америки. В этих местах почти всегда ветер и волны. Здесь погибло очень много кораблей. Большинство судов выбирают более безопасный, хотя и крайне сложный для судовождения узкий Магелланов пролив, находящийся значительно севернее мыса Горн.

Несмотря на непогоду, туристы вышли на палубу. Когда я был здесь шесть лет назад, погода была, пожалуй, еще хуже. А ведь находятся смельчаки, которые огибают мыс Горн под парусом. Я-то сейчас посмотрю Горн и пойду в теплую каюту. А они? Хотя вспоминаю шестидневный переход на яхте по Балтике в студенческие годы. Мы шли из Санкт-Петербурга в Калининград под парусами, без мотора, в непрекращающийся шторм. Ничего, было здорово. Надо бы когда-нибудь обогнуть мыс Горн под парусом. Говорят, что тот, кто это сделал, имеет право класть две ноги на стол.

Антарктида

Вот он, мыс Горн, остров на стыке двух океанов. В левой его части находится самая южная точка острова, и соответственно Южной Америки. Там же расположен маяк. Дом смотрителя маяка находится в правой, более низкой части острова. Больше на мысе Горн никаких построек нет.

Антарктида

В семь часов вечера вошли в пролив Бигль, потеплело, и качка прекратилась. Плавание по проливу напоминает плавание по реке, где оба берега совсем недалеко. Даже непривычно после сурового пролива Дрейка. После неприступных камней Антарктиды глаз отдыхает на покрытых зеленью горах и холмах. После недельного молчания заработал телефон. Огненная Земля, южная оконечность Южной Америки, далекий край света для большинства людей, после Антарктиды кажется мне почти домом.

Антарктида

Антарктида

Антарктида

Здесь можно встретить другое круизно-экспедиционное судно. Corinthian II направляется в Антарктиду. Ох, и покачает их сегодня ночью...

Антарктида

А вот этот теплоход, видимо, отплавался:

Антарктида

Вечером в ресторане состоялся "Парад Аляска" - традиционное для предпоследнего вечера круиза шествие официантов с тортами из мороженого:

Антарктида

Наш официант, Оливер из Филиппин, работает на "Марко Поло" с самого первого рейса.

Антарктида

Затем под аплодисменты состоялось представление поваров:

Антарктида

В половине двенадцатого показались огни Ушуайи.

Антарктида

В начале первого ночи мы подошли к пассажирскому причалу в Ушуайе.

Антарктида

У этого круиза несколько необычное окончание: завтра у нас целый день для знакомства с Ушуайей и экскурсий, и только послезавтра утром высадка. Так что несмотря на прибытие в конечный пункт, круиз еще не закончился.

УШУАЙЯ И ОГНЕННАЯ ЗЕМЛЯ
(12 января 2008 года)

Утром в порту Ушуайи всего два крупных судна: "Марко Поло" и российский научно-исследовательский теплоход "Академик Иоффе", который переквалифицировался в круизное судно и готовится к очередному рейсу в Антарктиду.

Антарктида

Позднее подошел Norwegian Dream, совершающий круиз по городам Южной Америки. На его борту в южноамериканских круизах всегда много россиян. С мая по сентябрь этот теплоход регулярно заходит в Санкт-Петербург, где на него прозводится подсадка российских групп на двухнедельные круизы по северным морям. Несмотря на внушительный вид, Norwegian Dream - ветеран компании NCL. Некоторое время назад он прошел операцию по удлиннению: судно было разрезано надвое, и в середину вставлена готовая новая часть.

Антарктида

На "Марко Поло" производится погрузка продуктов для следующего рейса:

Антарктида

Наша сегодняшняя экскурсия посвящена знакомству с Огненной Землей и музеем в здании бывшей тюрьмы в Ушуайе.

Находясь в этих местах, Магеллан наблюдал множество костров, которые жгли индейцы, здесь жившие. Поэтому землю, находящуюся южнее открытого им пролива (который нам извествен как Магелланов), он назвал Огненная Земля. В 19 веке эта территория была закреплена за собой Аргентиной, хотя на нее претендовали также Чили и европейские государства. Чтобы осадить пыл конкурентов, аргентинские власти основали здесь колонию для опасных преступников. Огненная Земля осталась за Аргентиной.

Ушуайя, столица Огненной Земли - небольшой город, весьма полулярный среди туристов всего мира. Сюда едут смотреть красоты Патагонии, а также чтобы отправиться из Ушуайи на теплоходе в Антарктиду.

Антарктида

Антарктида

Наш путь проходит по шоссе "Пан Американ" вглубь Огненной земли. По этому шоссе можно доехать аж до Аляски, преодолев Магелланов пролив на пароме. Проехать придется 17 тысяч километров. Известны энтузиасты, которые совершали такие путешествия. Одна американская пара путешествовала по этому шоссе от Аляски до Патагонии на автомобиле целых три года. После возвращения в Нью-Йорк у них родился сын.

Антарктида

Антарктида

Один из красивейших природных объектов Огненной Земли - озеро Эскондидо. В некоторых местах его глубина до сих пор не определена, и в любом случае превышает четыре километра. Температура воды в озере летом - около десяти градусов.

Антарктида

Антарктида

Антарктида

В зимнее время в этих местах популярны горные лыжи. Работают горнолыжные базы с современными подъемниками.

На Огненной земле есть несколько собачьих питомников.

Антарктида

Здесь же этих собак очень вкусно готовят.

Антарктида

Шутка. На фотографии изображены ягнята. Тоже жалко, не спорю. А собаки используются в популярном здесь зимнем аттракционе - поездки на собачьих упряжках.

Следующая остановка - в бывшей тюрьме.

Антарктида

Я уже упоминал, что в Ушуайю направляли особо опасных преступников. Они содержались как раз здесь. Часть тюрьмы превращена в краеведческий и морской музей, часть - в художественную галерею, но еще одна часть повествует о жизни преступников в этой тюрьме и рассказывает о некоторых из них. Макеты преступников воссозданы по фотографиям в натуральную величину и весьма достоверны.

Этот человек убил из-за денег телефонистку, приняв ее за проститутку:

Антарктида

А это - русский анархист Семен Радовицкий, взорвавший бомбой начальника полиции:

Антарктида

В тюрьме-музее представлены и другие преступники, но не буду расстраивать уважаемых читателей описаниями их преступлений. Скажу лишь, что условия содержания в этой тюрьме для опасных преступников были относительно мягкими. Многим заключенным разрешалось заниматься спортом, все получали за свою работу деньги, а самым худшим наказанием было временное ограничение рациона хлебом и водой. Из тюрьмы при желании было возможно сбежать - охранялась она слабо, однако бежать было некуда. Правда, упомянутый выше анархист Семен Радовицкий все-таки смог сбежать из Ушуайи, но его побег был подготовлен извне: на воле его ждало судно, на котором он уплыл. В большинстве же случаев беглецов в первые же дни ловила полиция, либо они возвращались сами.

На теплоходе в этот вечер состоялось аргентинское танцевальное шоу местного коллектива.

Антарктида

Все, круиз закончился. Осталась последняя ночь на "Марко Поло", и завтра утром - в аэропорт, откуда предстоит очень долгая дорога домой, состоящая из четырех перелетов и долгих ожиданий в аэропортах.

В жизни теплохода "Марко Поло" скоро грядут перемены. NCL, владелец компании Orient Line, продает судно новому греческому судовладельцу, у которого его зафрахтовала немецкая круизная компания Transocean Tours. Вероятно, это повлечет за собой смену названия судна. Теплоход будет работать на немецком рынке, но на борту будет обеспечиваться также полноценная англоязычная программа - так новый оператор сможет сохранить часть старой англоязычной клиентуры теплохода, и привлечь новую. Маршруты пока не объявлены, но среди них, как говорят, будут круизы по Северной Европе и в Антарктиду, то есть те же самые направления, на которых работал "Марко Поло".

После прибытия теплохода в Лиссабон 23 марта 2008 года компания Orient Lines прекратит свое существование. Это была славная и любимая многими круизная компания, создавшая уникальный продукт - недорогие круизы по интересным маршрутам на классическом лайнере с хорошим обслуживанием. Но всему на свете приходит конец. Теперь этой компании больше не будет.

Экипаж будет тоже работать на теплоходе только до конца марта. Новый судовладелец набирает новую немецкоязычную команду. Компания NCL уже предложила всем членам экипажа места на своих круизных судах - их у нее двенадцать. Так что никто не останется без работы, напротив, все перейдут на более современные и крупные теплоходы. Но замечательного коллектива, которым является экипаж "Марко Поло", уже не будет. Этот экипаж складывался много лет, этот экипаж очень любил свое судно и заботился о нем. И это была действительно Команда. Ее очень жаль.

Подводя итог круизу, могу сказать, что это было очень необычное путешествие, отличающееся от всех, которые я раньше совершал. Тем, кто захочет отправиться на теплоходе в Антарктиду, я бы в первую очередь порекомендовал не настраиваться на обязательные фееричные впечатления. В Антарктиде все очень сильно зависит от погоды. Бывают круизы, когда все дни пасмурно, льет дождь, а из-за волнения высадки на берег отменяются одна за другой. Таким был предыдущий круиз "Марко Поло". И тогда Антарктида останется в памяти мрачным хмурым местом. Мне повезло. В моей памяти Антарктида осталась такой:

Антарктида

До свидания, "Александр Пушкин"! Я обязательно зайду тебя проведать, когда ты придешь в Санкт-Петербург.

Антарктида

А всем, кто прочитал мои записки об этом круизе, хочу сказать спасибо и пожелать интересных путешествий и доброй о них памяти.

Авторство: Александр Соснин

Похожие темы

Первый вопрос который я задал когда увидел этот шпиль в центре Дублина:   - бывают ли здесь молнии? Но на моем пути повстречался...
23 Мая 09
1
Вечером, 18 августа 2007 года, я пришел на Речной вокзал чтобы уплыть на остров Валаам. У причала уже ждет теплоход с соответствующим...
20 Сентября 09
0
- Рано утром в один из дней, находясь в Венеции я сел на вапоретто № 2 на остановке "Рома"  и поехал по каналу Джудекка, который...
06 Сентября 12
0
-   Венеция, пожалуй самый уникальный город мира и, возможно самый сюрреалистичный. Ничто не можети подготовить вас к тому чувство, что...
07 Сентября 12
0
Курилы всегда были важной стратегической точкой, ключом к Северной Пацифике. Недаром именно от острова Итуруп, из нынешнего залива Китовый, японские...
13 Ноября 09
0