Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20725)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Италия
(802 поста)
 
Всего постов

20725

Обзорная экскурсия по Карелии

0
20 Ноября 2007
Solskjaer
0
0


Основной маршрут поездки: Москва – Вологда – Пудож – Нольозеро – Калевала (Войница) – Гимолы – Петрозаводск – Вологда – Москва.
Основная цель поездки: осмотреть наиболее полюбившиеся по отчетам места Карелии, а особенно озеро Кукас.
Задачи: посетить озеро Кукас, провести три дня в домике рядом с деревней Войница, совершить восхождение на Воттоваару и найти расположенный на ней геокешерский тайник.

Начать рассказ следует с того, что идея поездки в Карелию появилась у нас с Мастером два года назад после прочтения отчета авторства tigra4x4. И вот с тех пор потихоньку изучались отчеты, прокладывался маршрут, скачивались карты и покупалось необходимое снаряжение. И как только стало понятно, что мы сможем пройти задуманный маршрут, все завертелось – за пару месяцев до поездки были приобретены соответствующие ТС и три недели вечерами после работы мы их готовили к выезду, планомерно докупалось снаряжение, составлялись списки продуктов, набирался экипаж…
Что касается экипажа: это оказалось делом непростым – желание поехать в разное время выразило человек 10-12, из которых подавляющее большинство не смогло поехать по разным причинам. Таким образом, перед поездкой сформировался экипаж из четырех человек, что оказалось даже хорошо, так как пятого было бы просто некуда посадить.
Что касается снаряжения и прочего: сколько ни готовься, все равно в последний день – аврал.

Москва – Вологда – Пудож – п-ов Оровский


28.07.

Выезд планировался на 7 утра, состоялся около половины девятого – несмотря на двухлетнее ожидание этого события, собирались, как водится, в последний день. А наутро повылезли проблемы – что-то недокупили, что-то недовзяли, а батарейки в системе «Воки-токи» оказались вместо АА-формата ААА… В общем, пока то да се, выезд задержался до неприличного. Часов в 11 достигли славного града русского Сергиев-Посада, где освятили наши колесницы, затратив на эту процедуру не менее часа. Затем мы посетили Свято-Сергиеву Лавру. Там Белке приспичило набрать воды из источника, к коему тянулась немалых размеров очередь, причем народ набирал воды не иначе как на всю свою родню каждый… В общем, проторчали мы там не менее двух часов, попутно поставив свечи покровителю странствующих Николаю Угоднику и приобретя кулебяки и прочие пирожки. Затем заехали к родственнице Мастера, живущей там же в Сергиев-Посаде за тентом (как позже выяснилось, совершенно не нужным).
На трассу выбрались около 15-00. Перед Ярославлем пошел ливень, и все бы ничего, но дворники столь яростно скрипели по стеклу, что находиться в машине было практически невозможно. Ярославль проехали по объездной – проблем никаких. По пути останавливались перекусить, так что в окрестностях озера Кубенское были уже к вечеру. А вот дальше было интересно… Кто-то когда-то нашему глав. штурману товарищу Мастеру сказал, что, дескать, озеро там большое, стоянок должно быть много. К сведению, озеро Кубенское отстоит от трассы примерно на 1 км, причем отделено не столько лесом, сколько полем с кустами. После пары неудачных попыток проехать к водоему по дороге, решили ломиться напролом по колее, ведущей вдоль поля в правильном направлении. После часового рубилова по бездорожью мы добрались до места, преодолеть которое можно исключительно вплавь, посмотрели на это великолепие, развернулись и бодрым ходом поехали обратно к трассе.
Когда окончательно стемнело мы просто свернули в первый попавшийся отворот, поужинали чем-то и уснули в машинах – палатку ставить было негде, да и сил на это не осталось.
29.07.
Проснулись довольно рано, позавтракали (все ж газовая плитка – незаменимая вещь!) и поехали дальше. Что характерно – примерно километров через сто по сторонам дороги стали появляться довольно перспективные для стоянок отвороты. Так что, не лезь мы к Кубенскому, может и ночевали бы по-человечески в палатке и с костром.
Далее нас ждал наш первый грейдер, еще не карельский – перед Вытегрой. Начался он столь неожиданно, что Шнива еле успела перед ним затормозить. Проехали немного по грейдеру и остановились перекусить и передохнуть у странноватого озерца с вытекающим из него небольшим ручейком. Вообще, движение там довольно оживленное, но особо запомнился Круизер с московскими номерами, пролетевший по ухабам на немалой скорости. Посмотрев на него, мы дружно вынесли смертный приговор его подвеске и решили, что так может ездить по этим ямам только больной на голову «новый русский», которому не жалко ни машину в целом, ни денег на ее ремонт. Ну-ну…


В общем, передохнули, сели-поехали. Вытегра, затем памятные фото у границы Карелии,


Пудож, в котором я приобрел кусок свиного сала на грибной шашлык… Дороги там, кстати, весьма сомнительного качества. Неспеша добрались до полуострова Оровского, что на восточном побережье Онежского озера.


Немного поплутав, нашли и стоянку на внутренней, защищенной лесом от ветра стороне полуострова. Комаров, конечно, много, зато палатку ветром не сдувает – погода была итак более чем ветреная, а тут еще и озеро большое. Вечером пособирали немного грибов, Миха посеял одну блесну, после чего признал попытки ловли рыбы в этом месте бесперспективными. Поужинали плотно – шашлыком свиным и грибным с картошкой, оливками и прочими разносолами.

П-ов Оровский – Кукас


30.07

Позавтракали в основном тем, что не съели за ужином. Неспешно свернули лагерь и двинулись в путь. В Медвежьегорск решили не заезжать, а срезать, свернув в поселке Пиндуши направо, благо дорога, судя по карте, была вполне проезжая, и получалось срезать неплохой крюк. В общем, мало того, что мы саму эту дорожку искали примерно полчаса, так это еще оказался и грейдер… Причем вначале он был вполне приличным, даже встречные машины попадались, а потом превратился в полузаросшую каменистую тропу шириной в полторы машины.



Долго ли, коротко ли, а выбрались мы на трассу М 18, чему сильно обрадовались, и побежала под колеса нормальная асфальтовая дорога. По пути пополнили запасы питьевой воды в источнике у реки Черная. Он обозначен знаками на трассе, только поэтому мы его не проскочили.



Однако, чем дальше мы забирались на север, тем сложнее становились дорожные условия – пошел мелкий дождь и асфальт стал местами хуже обочины. Также не позволяла расслабиться сильная продольная раскачка на волнах дороги – иногда задний мост почти отрывался от земли. Из-за погоды все приобрело сероватые безрадостные оттенки и к повороту на Нольозеро мы подъезжали мирно пристроившись за Газелью – дело было к вечеру и гнать уже не хотелось.


Изначально было решено ночевать в окрестностях лесопункта Нольозеро. Однако, сценарий по ходу пьесы менялся…
Когда-то кто-то (найти б его) нам сказал, что до Кукаса можно проехать и на Фокусе, только очень-очень осторожно и «есть там пара засадных мест». Еще кто-то говорил, что на джипе можно доехать за 5 часов, а то и быстрее. Ну-ну… В общем, если не вдаваться в подробности, можно смело заявить, что дороги там нет. А есть лишь каменистая тропа, проходящая через горы и низины, а также «мосты». Продвижению способствовало почти не заходящее солнце. Однако ж, мы подумали и решили, что лучше переночевать где-нибудь в сторонке от дороги не доезжая до Нольозера, чтобы с устатку не разложить машины на камнях. Нашли мы один перспективный отворот, проехали по нему и нашли стоянку. Красота – озеро близко, кострище есть, да и просто красиво. Но… столько комаров, сколько было там, я больше нигде не видел. Да и палатку ставить особо негде – кругом скала из-под земли выпирает и камни разбросаны. Постояли, подумали – и решили ехать, пока едется, так как спать в машинах не хотелось, да и после отдыха и общения с комарами сил вроде прибавилось.
«Дорога» в тех местах интересная и разная – крутые каменистые подъемы и спуски сменяются низинными участками с довольно большими лужами, которые при плохом освещении могут скрывать в себе много неприятных сюрпризов. Довольно часто Михе приходилось в своих болотных сапогах проходить лужи вдоль и поперек на предмет больших камней. Да и сухие участки гладкостью не отличались. Также местные мосты и их бренные останки особой радости не доставляли. У моста через Пудос наткнулись на стоянку геологов, приехавших в эти места на Шишиге.


В довершение ко всему, еще и стемнело настолько, что пришлось включить ближний свет фар. И через некоторое время на этот самый свет выбежали несколько зайчат и побежали прямо перед машиной. В какой-то момент мы уперлись в развилку и пришлось в срочном порядке под атакой вечнободрствующих комаров сначала «разбивать» нормальные генштабовские карты, а затем грузить их в наладонник (товарищи штурманы, делайте это заранее!!!). Заглянув в свежеобретенную карту, мы сильно удивились, обнаружив, что нам «ехать» еще примерно столько же. А времени было уже около трех утра. Но «Ред Булл» бурлил в венах и дурные головы не давали покоя колесам наших авто. На вершине одной из гор были замечены странные строения, со всех сторон заваленные старыми покрышками – судя по всему, это был лесозаготовительный пункт. Но как могла соответствующая техника передвигаться этими узкими и извилистыми тропами – для меня загадка. Светало… Мы потеряли чувство времени и пространства – GPS показывал, что мы движемся со средней скоростью около 5 км/ч. Более того, местами по дороге было просто страшно ехать – слева склон поднимается вверх, справа, соответственно, уходит вниз; впереди «дорога» все хуже и хуже, деревья и кусты по сторонам дороги практически не дают свободы маневра, а острые камни так и норовят разбить рычаги подвески или защиту картера. При этом, пути назад просто нет – развернуться негде, а двигаться задним ходом – сумасшествие чистой воды. Вот и идешь, практически на ощупь выбирая путь. А «дорога» меж тем делается вовсе непроходимой. Единственное, что еще поддерживает уверенность в благополучном исходе дела – свежие следы внедорожной резины, наглядно показывающие, что проехать можно. После очередного поворота, рассеявшего наши надежды на то, что кошмар закончится, принято решение поспать в машинах хоть несколько часов – из-за усталости уже не придаешь особого значения ударам камней по подвеске, а это чревато – эвакуатор сюда просто не доедет.

>Кукас – Кемь – Войница

31.07
Проснувшись через несколько часов и увидев, что все остальные участники экспедиции еще спят, я тихо выбрался из машины и решил прогуляться дальше по маршруту. Утренняя прогулка взбодрила не хуже «Ред Булла», да и дорога метров через триста улучшалась, что также способствовало хорошему настроению. Вернувшись к машинам, я обнаружил, что все уже проснулись, и через несколько минут мы уже продолжали путь. Преодолев засадный участок, мы вырвались на оперативный простор и минут через двадцать доехали до «разрушенного» (если верить карте) моста через Куксу.

Остановились, подумали, побродили по окрестностям, и – о чудо! – неподалеку нашли замечательную стоянку в непосредственной близости от озера и водопада. Через пару минут наши железные кони уже мирно стояли бок-о-бок на полянке, а мы обустраивались на новом месте. На стоянке наши предшественники оставили под пленкой запас сухих дров и над столиком со скамейками натянули тент из полиэтилена, за что им огромное человеческое спасибо.
Более-менее расположившись, Миха решил проблеснить водное пространство, непосредственно примыкавшее к нашей стоянке. После нескольких забросов у него случился зацеп, что стало хорошим поводом надуть лодку и немного на ней поплавать. Отцепив блесну от камня, мы двинулись вглубь озера и через некоторое время с удивлением осознали, что это совсем не Кукас, хотя и сообщается с ним посредством двух водопадов. Преодолев перешеек, мы добрались-таки до Кукаса. Еще с берега увидели соседей – они расположились довольно большим лагерем на берегу озера недалеко от перешейка. Поплавали, попробовали ловить рыбу – создалось такое ощущение, что ее здесь просто нет и вернулись на стоянку. Через некоторое время откуда ни возьмись появились двое с байдаркой и рюкзаками. Затем один из байдарочников пошел обратно к остальным, оставив второго, как самого старшего в группе, готовить обед. И только он ушел, надвинулись тучи и пошел мелкий дождь. Все стало совсем серо и уныло. Однако, наш гость оказался интересным собеседником – от него мы узнали, что: здесь не ловят не только сотовые телефоны, но и спутниковые системы Глобалстар; они пришли со стороны Княжегубского водохранилища, а конкретно, с Челозера; в месте впадения Куксы в Челозеро есть щука и, видимо, в немалых количествах; в Куксе есть форель, но ее ой как мало и с каждым годом все меньше; а в самом Кукасе рыба хоть и есть, но поймать ее нереально, так как вода слишком чистая и рыба все видит – кто что ей кидает и зачем; а вообще на Кукас приезжают за палией (глубоководным лососем) и достают его со дна (250-300 м); и дорога, по которой мы сюда приехали, по местным понятиям, является чуть ли не хайвэем. Спустя пару часов, появились остальные байдарочники в количестве трех человек. Один из них, владелец спутникового системы Глобалстар, подтвердил, что действительно, он здесь не ловит, а ловит исключительно с вершины Ивановой горы, куда он специально забирался, чтобы поймать спутник. Пообедав и отдохнув, байдарочники продолжили свой путь.
После обеда мы с Мастером пошли за форелью на Куксу и принесли каждый по рыбке.


Однако, дальнейшие попытки поймать форель не увенчались успехом. Ближе к вечеру вышло из-за облаков солнце, подарив нам радугу и красивейшие виды этих мест.






Приходили соседи посмотреть на водопад. Часа в два ночи взошла луна.

1.08. - 2.08.
Этот день не был обременен заботами и у нас, пожалуй впервые за все путешествие, появилось время просто погулять и пофотографировать.




С утра опять были байдарочники. Поочередно плавали на Кукас.





Осмотр машин показал, что у Террашки стучаит рулевая тяга из-за разболтавшейся контргайки, а у Шнивы защита картера выглядит так, как будто ее пожевали и выплюнули. В общем, ничего серьезного. На обед был в числе прочего грибной суп – подосиновиков набрали минут за десять, прогулявшись вдоль дороги. Вечером снова были байдарочники, причем на этот раз человек пятнадцать. Судя по всему, тут у них довольно популярная тропа и тем, кто ищет уединения, следует искать другое место для стоянки.
3.08.
Утро выдалось солнечным, отчего еще больше не хотелось уезжать. Ехать обратно той же дорогой ни у кого не было желания, однако другой дороги здесь нет. Позавтракав, собрались в путь и часов в 11 утра уже занимались джип-триалом.






Ехать днем оказалось легче и веселей. В одном из самых узких мест встретились с геологической Шишигой – еле разошлись. К слову, эта самая Шишига разворотила один из мелких мостиков, поэтому пришлось перекладывать в нем бревна.

Также по пути встретили Круизер с белорусскими номерами. В процессе общения выяснилось, что они уже не первый год приезжают сюда, правда на Челозеро, а вот в этом году как раз решили дойти до Кукаса. В целом, обратный путь прошел без приключений и занял восемь часов (длина маршрута чуть больше 50 км). В процессе дозаправились московским бензином по 10 литров.
И снова под колеса побежал дивный асфальт федеральной трассы «Кола», только уже в другую сторону. В 10 вечера постояли в Кеми на переезде, пропуская поезд, в котором приехал Лёня и благополучно его встретили. На М18 нас поджидал закат...

По пути до Калевалы мы познакомились с «Карелькими ежиками» – милейшие создания, если поодиночке, и выяснили интересную особенность местных дорожных указателей (помимо того, что они деревянные) – расстояние от М18 до Калевалы, обозначенное на указателе, отличается от реального примерно на 50 км!
4.08.
В Велт приехали, как и обещали им по телефону, примерно в час ночи. Заполнили анкеты, получили целый мешок с постельным бельем и прочими полезными вещами (чему были приятно удивлены), а также заранее заказанный кусок медвежатины. Нам дали схему дальнейшего маршрута и мы устремились к Войнице.
Примерно в полпятого утра мы подъехали к «добротному красному дому» и сразу же познакомились с Рексом – хозяйским псом. Через некоторое время вышел сам хозяин дома и дальнейший путь мы проделали в кильватере его «Надежды» (ВАЗ 2120). К избушке на полуострове ведет гать, с которой мой Террано имел неосторожность соскочить под моим чутким руководством – гать могли бы сделать и пошире. Через полчаса Террано снова был на правильном пути и мы, преодолев нехилую горку, добрались, наконец, до избушки.
Избушка представляет собой строение, сложенное из оцилиндрованных бревен, с одной большой комнатой, включающей в себя логические подразделы: кухня, столовая, спальня, печь (со спальным местом наверху). Также имеются в составе избушки летняя веранда и баня.


Электричества там нет, зато в мешке, выданном нам в Велте, было обнаружено множество свечек. Плита там газовая, правда, с регулировкой интенсивности пламени проблемы; воду надобно носить с озера – емкости для нее есть. На некотором отдалении в кустах стоит «изба-читальня». Еще в нашем распоряжении были: лодка весельная с выскакивающим из уключины веслом, внушительный дровяной склад, две(!) коптильни и мангал с шампурами. В общем, жилье со всеми удобствами. Соседний дом находится на расстоянии примерно в двести метров, но все расположено так, что соседей не видно и не слышно. Кстати о соседях. Так как мы проезжали Калевалу во втором часу ночи, ни хлеба, ни сметаны, ни молока мы купить, естественно, не имели возможности – не Москва, чай. О том, чтобы купить все это, скажем, в Кеми, ни у кого мысли не возникло. Когда мы спросили Александра (хозяина избушки), как бы нам половчее все это приобресть, он рассказал, что «вооон там» на холме стоит воинская часть, а на ее территории есть магазин, но лучше попросите соседей – они все равно каждый день в Калевалу катаются.
Медвежатину я положил отмачиваться в воду. Часов в 11 утра зашли к соседям, которые оказались очень душевными людьми, пообещали привезти нам продуктов, заодно сказали, что Александр держит корову и у него можно покупать парное молоко. За день наловили рыбы, окуня и плотвы, и вечером ее закоптили.



Еще в этот вечер был красивейший закат.

Войница-Воттоваара

5.08. – 6.08.

За очередность событий в эти дни я не поручусь – ели, спали, рыбу ловили, в бане парились, медвежатину вымачивали (запах стоял по всей избе). Ездили в Калевалу за свининой и прочими продуктами. Заезжали в Велт, говорили с Леонидом (менеджером или как там). Леонид сказал, что следующая группа приедет в нашу избу только седьмого в ночь, так что мы можем задержаться чуть подольше положенного срока, да посоветовал замочить медвежатину в рассоле огуречном (где ж я его возьму?). В общем, славно покатались. Также была обнаружена грыжа заднего колеса на Террашке, что до самого конца путешествия не давало мне покоя. Два раза в день – на завтрак и ужин, – к нам забегал Рекс. Вечером шестого числа был зажарен шашлык из свинины, медвежатина также подверглась термической обработке в сковороде (и три куска, эксперимента ради, на шампуре). Стол ломился от яств, дымил самовар (настоящий, с трубой).
7.08. – 8.08
С утра ничего особо примечательного не было. А чуть позже полудня приехал Александр с новыми постояльцами, которые неожиданно приехали раньше. Делать нечего, надо собираться… И тут мы вспомнили про широко разрекламированный водопад, находящийся недалеко от Войницы. Почему-то тогда никому в голову не пришло использовать неожиданно образовавшееся время на дорогу до Воттоваары, а все решили, что поедем до нее, как и предполагалось ранее, в ночь. Хотя в первоначальном варианте маршрута с ночным перегоном подразумевался дневной сон перед выездом. Собравшись и доехав до дома Александра, обнаружили пропажу у Террашки колпачка, закрывающего ступицу и потратили на его безуспешные поиски еще около получаса. По пути до водопада (Кумио-порог) умудрились заплутать и взобраться на гору, с которой был удален весь лесной массив – неприятная картина…


На самом водопаде пробыли достаточно долго – ходили, смотрели, фотографировали.


А на пути от Кумио до Калевалы нас ждало приключение: не доезжая пару километров до Войницы, мы были остановлены пограничным патрулем для проверки документов (а пропуск в припограничную зону мы банально забыли оформить, потому как в маршруте Кумио-порог не был предусмотрен). И не одни мы: также были задержаны двое прибалтов на допотопном Сафарике, которые, прикинувшись шлангами, утверждали, что просто заблудились и толпа украинцев (80 человек, по словам погранцов) на одной(!) буханке – как они туда уместились, для меня до сих пор остается загадкой, а может, была еще машина, но мы ее не увидели. Чуть позже присоединилась к нам и группа туристов из Велта, которые были не только без пропуска, но некоторые даже и вовсе без документов. Доблестная боевая овчарка сфотографирована с разрешения погранцов, а вот сами они от фотосессии решительно отказались.

В общем, выписали нам по предупреждению и отпустили с миром. На это приключение было потрачено около трех часов.
В Калевалу прибыли уже вечером, закупились в Велте сувенирами, заправились бензином и двинулись в сторону М18. Дорога за время нашего отдыха в Войнице, как это ни удивительно, короче не стала, и на М18 мы были уже глубокой ночью. Путь по трассе описывать бессмысленно – длинный он был и довольно однообразный, лишь под утро густой туман внес разнообразие, заставив сбросить скорость.


А когда вышло солнце, меня посетило смутное ощущение, что мы проскочили поворот на Юстозеро. Так как оба штурмана спали беспробудным сном, пришлось останавливаться и приводить их в чувство. И действительно, поворот от Медвежьегорска мы проскочили, но до Гирваса еще не доехали. Так как разворачиваться не хотелось, поехали до Гирваса. На повороте заехали на бензоколонку, подкормили железных коней, и двинулись дальше. А вот что было дальше я помню весьма смутно – все-таки неполных два часа сна за более чем сутки (по пути мы несколько раз оставливались вздремнуть).
В процессе пути до Воттоваары у нас чуть ли не в привычку вошло проскакивать повороты. Грейдер не самого лучшего качества сменялся бренными останками асфальта, на котором "ежики" сменялись внушительными ямами, причем в самых засадных местах.

Отдельная картина маслом: остановились у очередного съезда в лес перекусить. Стоим, стало быть, перекусываем… и тут из того самого съезда неспешно выползает Паджерик четвертого поколения, который и продавать-то еще толком не начали, причем этот был с дипломатическими номерами… Подъезжает к нам, из окна высовывается солидный дядька и с характерным прибалтийским акцентом спрашивает нас где б тут порыбачить. Мы что-то сказали про Янгозеро, показав его на карте, и "дипломат", поблагодарив, помчался в сторону Воттоваары.
Потом были на вид довольно хлипкие мосты, впрочем с достоинством вынесшие груженого Терраху. В какой-то момент прорезался "Мегафон", что позволило нам отзвониться домой с сообщениями о полном нашем благополучии. А потом… у Шнивы пропала мощность. Надо сказать, неприятные ощущения, хотя ничего особо страшного – все-таки вторая машина есть, если что не пропадем. Пока остывал движок, наскоро пообедали. Затем была тотальная диагностика, которая, впрочем, ничего не показала. Греша на бензонасос, я предложил чуть ослабить пробку бензобака, и – о чудо! – Шнива поехала. Мы решили обогнуть Воттоваару слева и остановиться на берегу озера Валлас. К сожалению, никаких съездов в сторону озера с дороги не было, зато был довольно наезженный поворот в сторону горы. Вот туда-то мы и полезли. Когда дорожка стала напоминать подступы к Кукасу, мы, предусмотрительно оставив сторожить машины Белку и Лёню, пошли на разведку. Прогулка оказалась довольно длительной и вполне безрезультатной. В общем, пришлось отступить. Это было нелегко не только в моральном плане, но и потому, что отступать пришлось кормой вперед по узкой каменистой тропе. Терраха стоял ниже и, соответственно, спустился первым, что дало мне возможность обследовать еле обозначенный заросшей колеей съезд в сторону оз. Валлас. Оказалось, что через несколько сотен метров колея проходит через натуральное болото, так что лезть туда представлялось делом вполне бессмысленным. Вернувшись к машинам я с удивлением узнал, что ночевать на Воттовааре мы ни в коем случае не будем, так как пока мы ходили в разведку, местные жители, проезжавшие мимо, сильно напугали Лёню и Белку медведями. Лично я не верю, что медведю летом больше заняться нечем, кроме как пугать туристов. Ну да ладно.


Посовещавшись, мы приняли решение остановиться на Янгозере. Дорога туда довольно накатанная, но… первый же увиденный нами мост находятся в таком состоянии, что дальше ехать расхотелось, тем более, что туристы, подъехавшие к этому же мосту с противоположной стороны сказали, что дальше есть мостик еще более хлипкий. И поехали мы обратно к тому месту, где из кустов неожиданно вылезают дипломаты на Паджерах. Вернувшись на трассу Воттоваара-Гимолы, Шнива, почувствовав, что самое страшное позади, решила встать окончательно. Теперь ни у кого не вызывало сомнения, что причина в бензонасосе, но где ж его в Гимолах найти? В общем, пока Шнива доползла до места, мы с Михой успели заехать в единственный в Гимолах магазин за продуктами.
Вечером после ужина на стоянку заехали туристы из Питера. Сначала вроде бы решили остановиться рядом с нами, но потом передумали и поехали сразу на Воттоваару.

9.08.
Утром из Шнивы был извлечен полумертвый бензонасос и мы с Мастером ускакали на Террахе в Медвежьегорск за новым.
Фото сделаны на одной и той же развязке, только с разных сторон:


К слову, ехать там не близко, так что в город приехали уже после полудня. При въезде в город я был (впервые за всю поездку!) оштрафован сотрудником ГИБДД за превышение скорости на 16 км/ч (ехал 56 вместо положенных 40). У него же я выведал информацию о магазинах, в которых можно найти бензонасос, хотя, по его словам, вряд ли мы его найдем. В общем, потратив около полутора часов на блуждания по Медвежьегорску, мы так и не нашли ни одного бензонасоса для инжекторного движка! Немного поразмыслив над нашим незавидным положением, мы двинулись в Петрозаводск. На этом участке М18 недавно положили новый асфальт, так что ехать было одно удовольствие. Мешали лишь знаки, сообщающие о том, что ремонт дороги все еще не окончен и ехать надо со скоростью не более 50 км/ч. В Петрозаводске был приобретен бензонасос, также заехали к местному дилеру Ниссан в поисках новой покрышки на Терраху – безуспешно, и поехали обратно. В Гирвасе заехали в местный магазин за продуктами… И вот тут-то началось самое интересное. При повороте руля у меня возникало ощущение, что вал трет о какую-то резинку и из-под капота раздавались странные звуки. В общем, благополучно (в очередной раз!) проскочив нужный нам поворот на Юстозеро, мы неожиданно наткунулись на площадку с эстакадой, которой и воспользовались по назначению. Осмотр показал, что треснула одна из трубок ГУРа; пришлось скидывать ремень (благо, у Террахи на каждый навесной агрегат свой ремень), чтобы уберечь насос от верной смерти. Через полчаса, когда мы были уже на пути к Гимолам, позвонила Белка с вопросом «какого хрена мы так долго?». Но ничто не могло испортить нашего настроения от славной поездки, даже потяжелевший руль Террахи (я думал, что будет намного хуже), и поздно вечером мы приехали-таки обратно. Втречу в лагере приятной никак не назовешь – нам было высказано много всего на тему длительных поездок при отсутствии связи (мы просто не подумали оставить один из Мегафоновских телефонов в лагере, а Белка звонила с телефона «соседей», которые остановились чуть дальше).
10.08.
Утром к нам на стоянку заехали те же питерцы, что приезжали вечером 8-го и рассказали как правильно лезть на Воттоваару. Оказалось, что там нормальная дорога почти до самой вершины (ночевали они, кстати, на горе и никаких медведей не видели).
Установив бензонасос в Шниву, мы собрали лагерь и поехали на Воттоваару. Доехали довольно быстро, но, несмотря на наличие подробной карты, ошиблись на одной из развилок и пришлось идти пешком лишних пару километров. По пути продвижение нашего отряда периодически приостанавливалось в связи с невозможностью некоторых товарищей оторваться от открывающихся видов.




Побродив некоторое время вокруг триангуляционного знака и найдя заветный кешерский тайник, мы отправились на запад и вскоре вошли в «амфитеатр», представляющий собой овальную воронку размером не менее чем в сотню метров.


Посередине воронки имеется типичное болото, а рядом с ним лежит огромнейший камень, рассеченный несколькими абсолютно ровными трещинами на куски.

После посещения амфитеатра мы еще часа два-три побродили вокруг вершины Воттоваары, после чего спустились к машинам и двинулись в обратный путь.




Во время обеда у «вигвамов» было решено ехать пока не надоест. Так что к ночи мы добрались до окрестностей Пальеозера и уснули прямо в машинах.

Проснулись, перекусили и поехали дальше. У Петрозаводска наши пути временно разошлись – мы с Мастером решили ехать дальше, тем более что маневрирование на Террахе без ГУРа по асфальтированным улицам Петрозаводска никак не входило в мои планы, а остальная часть нашей группы поехала осматривать достопримечательности славного города.
Мы же неспеша отправились в сторону Вознесенья, попутно осматривая придорожные достопримечательности и просто наслаждаясь дорогой…



Дорога позволила наслаждаться ровно до границы с Ленинградской областью – дальше она стала больше похожа на танковый полигон. Несмотря на то, что в Карелии мы привыкли к плохим дорогам, этот грейдер поверг нас в состояние шока.
На фото представительница местного дорожного управления:

В Вознесенье пообедали, поджидая когда паром доставит нас на другой берег Свири.


Потом был еще участок грейдера сомнительного качества, потом получше, потом опять похуже…


Еще запомнилась встреча с европейскими цыганами, просившими тысячу рублей за какое-то паршивое кольцо, естественно, они были посланы лесом. Добравшись до первого встреченного за поездку грейдера перед Вытегрой (если смотреть со стороны Вологды), мы решили, что пора искать место для стоянки и невдалеке от Белоусова нашли довольно приличную полянку метрах в ста от дороги. В ожидании второго экипажа мы насобирали грибов (а было уже довольно темно) и приготовили грибной суп. Второй экипаж приехал уже глубокой ночью и, поужинав, мы легли спать.
12.08.
Проснулись рано, резво собрались и помчались в сторону Москвы, так как на следующий день начиналась рабочая неделя. До Ярославля доехали с небольшими приключениями, а Московская область встретила нас воскресными пробками, от которых мы уже успели отвыкнуть. Не раз и не два возникало желание плюнув на все, развернуться и поехать обратно в Карелию. Но желание так и осталось неосуществленным и через несколько часов мы въехали в столицу нашей Родины.
Послесловие.
За шестнадцать дней путешествия было пройдено около 5000 километров и конечно огромные перегоны между стоянками выматывали морально и физически, однако в целом поездку я считаю вполне удачной: мы полностью выполнили план поездки и уложились в срок (нас спасло то, что маршрут был расписан на 15 дней из 16 имеющихся, так как ровно один день мы провели в поисках бензонасоса). Машины вернулись живыми, самой дорогой поломкой была замена колеса на Террахе, остальное – мелочь.
Если выделять самые яркие впечатления от поездки, то не задумываясь могу сказать, что это три дня, проведенные на Кукасе, а особенно дорога до него. Вообще, самое интересное для меня почти в любой поездке это дорога, а Карельские дороги просто не дают возможности скучать.
Для первой дальней поездки (не только по Карелии, но и вообще) мы выбрали очень сложный маршрут, и я не советовал бы новичкам в автопутешествиях вроде нас повторять наши подвиги, особенно при отсутствии спутниковой связи. Также хочу отметить, что нам сказочно повезло с погодой – после первых четырех дней путешествия воцарилась жара под тридцать. С одной стороны, иногда было слишком жарко и мы почти мечтали о холоде и дожде; с другой стороны, не думаю, что было бы лучше мокнуть под дождем все две недели. Сейчас, по прошествии уже трех месяцев после поездки, Карелия уже кажется далеким раем на Земле и с каждым днем меня тянет вернуться туда все больше и больше.
Хочу выразить благодарность всему составу экспедиции, а особенно Мастеру, ибо без его участия она бы не состоялась ни в каком виде. Также отдельное спасибо Tigra4x4 и Yuricon'у. И спасибо авторам сайтов www.k2000.ru и www.karelia-life.net а также всем авторам отчетов, опубликованных на этих сайтах. Также хочу выразить благодарность авторам сайтов www.rus-roads.ru и www.geocaching.ru
Возвращаясь к вопросу о медвежатине, могу сказать, что жарить ее на шампуре над углями – дело бесполезное, ибо есть ее после такого становится невозможно; приготовленная же на сковородке оказалась мягкой, но сильно пахнущей уксусом, в коем была замаринована.
Ссылки на предыдущие части:

Автор: leratolerato
Источник: www.k2000.ru

Похожие темы

сотни фотографий проще посмотреть по ссылке 12 мая поздно вечером успешно завершилась поездка в Судан, начавшаяся 2 мая 2008г....
16 Августа 08
2
В это трудно поверить, но известные всему миру Сфинкс, Эйфелева и Пизанская башни, Кремль, Тадж-Махал, Статуя Свободы  не всегда были объектами...
16 Ноября 14
0
Название темы - это утверждение, а не вопрос. Вопросом я был мучим еще две недели назад, когда вылетал в Сербию, и думал, что же мне делать во время...
13 Августа 08
0
Было воскресенье, было пасмурно и серо, зима и короткий световой день... В какой-нибудь другой день, солнечный и ясный, наша милая деревенька...
28 Января 07
0
Курилы всегда были важной стратегической точкой, ключом к Северной Пацифике. Недаром именно от острова Итуруп, из нынешнего залива Китовый, японские...
13 Ноября 09
0