Польша

Photootchet
Эмоционально насыщенные заметки о поездке Лицзян и Ущелье Прыгающего Тигра

Лицзянская зарисовка

Тихий теплый вечер в Старом Городе. Узкие мощеные улочки освещаются не достаточно, чтобы рассмотреть лицо проходящего пешехода, но вполне приемлемо, чтобы проникнуться загадочным духом этого места. Ничто не тревожит ухо, кроме негромкой народной музыки и шуршания воды в каналах, пронизывающих городок вдоль и поперек. Две миловидные девушки в национальной одежде народности Наси (Naxi) продают загадочные свечи в бумажных лепестках, которые можно запустить по течению, как отпускают свое сердце на встречу неизведанной, но желанной любви. Одна из девушек спускается по ступенькам, нисходящим к воде и задумчиво вглядывается в стайку красных рыбок, хаотично двигающихся под лучами прожектора. Картина завораживает. Вы стали свидетелем древневосточной сказки.

Вдруг, девушка громко прочищает горло, так, что можно явственно представить, как сгустки слизи стремительно несутся по каналам носоглотки и скапливаются в полости рта. Мгновение, и вся эта водянистая масса в одном стремительном плевке, в харкающем порыве низвергается в водный поток и исчезает в темной воде, едва потревожив цветастых сонных жительниц канала. Сказочный туман мгновенно развеивается, и Вы снова осознаете, что находитесь в современном Китае, где народ не подвержен псевдо культурным условностям и не стесняется сочно плевать и харкать.

Лизцян – что за птица такая?

Даже если Вы бывали в Китае, вряд ли Вам приходилось слышать об этом небольшом городке провинции Юннань (云南-Yunnan). О нем, конечно, знают сами китайцы и те путешественники, которые были немного дальше Пекина или Шанхая, или те, кто проводит время на тематических форумах, подобных этому. Думаю, что очарование этого места немного преувеличено, но, тем не менее, Старый Лицзян (丽江-Lijiang) – это приятный городок, где, в безмятежности релаксируя, можно провести недельку-другую.

Идея поездки родилась спонтанно. Изначально планировались Кунминь с Каменным Лесом и Дали, но по причине лени и хвалебных песен в сети в адрес Лицзяна, было выбрано это место под солнцем и, как выяснилось позже, совершенно не напрасно, поскольку оно, даже в январе, там светило каждый день.

Итак, на дворе первый день 2006 года. В Ханчжоу холодно и сыро, около нуля. Два с лишним часа какими-то китайскими авиалиниями в полупустом самолете, и вот я в Куньмине, который встречает меня комфортной солнечной погодой. Перекур в ожидании стыковочного рейса, толпа китайцев на регистрации, которые до основания забивают А320, 45 минут комфортного полета, и я в аэропорту Лицзяна. Аэропорт маленький, но вполне приличный и уютный. Все настоящие путешественники добираются до Лицзяна на автобусе от Дали (4 часа) или на слиппере из Куньмина (12 часов). Ну а такие ленивые как я - летают. Такси в старый город за 100 квай (разговорный вариант денежной единицы Китая юаня-元-RMB). И вот я уже в вечернем Старом Городе (да, есть еще и новый город, который представляет из себя достаточно посредственное зрелище в стиле провинциального Китая), который встретил мощенными улочками, старинными постройками, торговыми лавками, небольшими ресторанчиками и… толпами китайских туристов.

Чтобы попасть в Старый Город не нужно платить. Это было для меня откровением. При всей страсти китайцев к собирательству поборов с несчастных туристов за право приобщиться к культурному наследию, отсутствие ограждений и платы за вход стали приятной неожиданностью. Странно ощущать себя бесплатно в месте, которое ООН включила в список Мирового Наследия. Думаю, что это обусловлено скорее некоторой трудностью реализации данной задачи, и введение дополнительных поборов – это всего лишь вопрос времени.

Ориентироваться на местности в первый день было не простым занятием. Темнота и толпы дезориентировали меня. LP-шная карта не сильно помогла, и я просто бродил около часа с усиливающимся желанием пристроить свою задницу где-нибудь на ночь. Как потом оказалось, находясь на Старой Рыночной площади (Sifang Jie), я выбрал совершенно правильное направление по дорожке в гору, и на полпути к парку на горе (Wanggu Lou) я наткнулся на гестхауз, где и ночевал все дни. При свете дня и опыта мне так и не удалось найти сбалансированной альтернативы этому месту.

Мой гестхауз

Ресторанчик напротив, который тоже принадлежит тайваньцам

Его хозяин, тайванец (на самом деле там их было два партнера), был очень гостеприимным. Каждый вечер он устраивал шикарный ужин для всех постояльцев за 10 квай с носа, включая спиртное. У него жили в основном только китайцы и корейцы, которые общались между собой на английском (достаточно странное зрелище, хочу заметить). А вечером мы иногда ходили в какой-то закрытый клуб, где снова пили, курили какую-то траву, пели и танцевали под музыку, гитары и всякие непонятные древние инструменты. Там царила неповторимая атмосфера китайского андеграунда. Кстати, хозяином клуба был китаец, который был репрессирован за участие в демонстрации на Площади Тьянанмень в 1989 (более подробно на эту тему можно почитать здесь http://www.marxist.com/tienanmen-russian.htm). Когда он пел, у меня мурашки по телу пробегали, - такой сильный заряд исходил от этого человека.

А если ко всему вышесказанному добавить, что я платил 60 квай ($8.5) за двухместный номер с душем/ туалетом, кроватью с электрическим подогревом, TV/ DVD и бесплатным широкополосным Интернетом, а также наслаждался шикарным видом во время завтрака в их ресторане, то Вы меня поймете.

Что там делать?

Лицзян – сугубо туристическое место. В высокий сезон оно превращается в едва проходимые потоки китайской человеческой массы, текущие мимо бесконечных торговых лавочек, ресторанчиков, отельчиков и платных туалетиков. Вечерами эта масса наполняет себя алкоголем и начинает орать, петь, хулиганить и предположительно грязно материться. Зрелище не для трезвого западного ума. Выбор данная ситуация дает минимальный и, чтобы сохранить нервные клетки, приходится принимать очередной удар по печени. Ввязавшись в эту вакханалию, нужно непременно победить в номинации «величественный ор» и безоговорочно перепеть группу китайской молодежи в кафешке напротив.

В несезон, совершенно другая картина. Особенно утром, очень приятно бродить по улочкам и наблюдать, как городок просыпается. Дети в заношенных пионерских галстуках спешат в школу, старушки готовятся к ежедневному раннему танцу на площади под завывания переносного магнитофона, члены группы китайских туристов в одинаковых кепках с флажком яростно фотографируют друг друга на фоне каждого столба, девушка на ломаном английском предлагает услуги гида, парочка бэкпекеров спешит на покорение близлежащих гор.

Нужно обязательно хоть однажды встретить рассвет в парке, на самой высокой точки города. Очень красивый вид на Снежную Гору. Едва слышно радио, вероятно транслирующее утреннюю зарядку, кукарекание одинокого петуха и удаленный бодрый собачий лай. После завтрака можно отправиться куда-нибудь на экскурсию, например, в селение Байша, где живет великий целитель или великий шарлатан доктор Хо, в Ущелье Прыгающего Тигра ((虎跳峡-Tiger Leaping Gorge) или Снежную Гору Нефритового Дракона. А можно просто побродить по улочкам городка и закупить сувениров. Кстати, стоит заметить, что в городке коммерциализирован каждый клочок занимаемой площади. Но в тоже время торговцы здесь какие-то умиротворенные. Очень редко кто зазывает или пристает, когда проходишь мимо. Скорбно признаю, что возвращался я из Лицзяна, так и не обогатив местных торговцев. Кроме зеленого чая, меня у них ничего не интересовало, а запасы моего любимого чая Longjing лучше всего, конечно, пополнять в местах его произрастания, т.е. в уже родном для меня Ханчжоу.

Поскольку одной из целей моего здесь пребывания была проверка возможной дистанционной работы, то я ежедневно садился на террасе с видом на крыши домов, и воспользовавшись бесплатным широкополосным доступом, работал, особо не напрягаясь. В общем и целом, можно с полной уверенностью заявить, что такая работа реально возможна в моем случае. Нужен широкий доступ несколько часов в день, ноутбук, камера и наушники с микрофоном. Можно спокойно работать в том месте, где хочется жить. А на выходных – осмотр ближайших окрестностей. В разряд must-see входило посещение Ущелья, куда я и совершил 3-дневный вояж-трек, который неожиданно потряс мое духовное и физическое состояние.

Трек в Ущелье

Итак, это были мои последние выходные в Старом Городе. После немногочисленных и неудачных попыток найти себе попутчиков на трек по Ущелью, я решил вырядиться в дорогу сам, надеясь встретить попутчиков уже ближе к цели. Мои надежды оказались не напрасными. Первым я встретил Макса, американца доминиканского происхождения, который преподавал английский язык в какой-то центральной китайской провинции in the middle of nowhere. Троих остальных моих спутников мы встретили после, уже в автобусе, ну и окончательно утвердились в намерении пройти по краю пропасти все вместе у начала трека.

Воспоминания о первом дне в основном сводятся к двум впечатлениям: это величественно и ужасно тяжело для моего обрюзшего тела. Особенно сложно было где-то в середине пути, где несколько десятков поворотов круто вверх. Мой организм отказывался выносить такие нагрузки и мечтал о койке и стакане горячительного. Я шел последним вместе с американкой по имени Мэгген, которая соблаговолила меня сопровождать, в то время как остальная троица рванула вперед. Мы шли неспешно, часто останавливаясь, и говорили в основном о Китае и опыте преподавания Мэг английского языка в Шенчжене. Большинство иностранцев именно этим и занимаются в Китае, поскольку найти другую работу, особенно с посредственным знанием китайского языка, здесь очень сложно.

Остальные двое были британец Боб, который имел высшее образование в построении кругосветных парусников, любил регби и пребывал где-то в середине своего годового путешествия по Азии, и американка Ретчел, о которой я до сих пор не знаю почти ничего, хотя именно она сыграла ключевую роль в моем приключении, а может и спасла мне жизнь.

Сгущались сумерки, и мы с Мег как раз во время дошли до одного из десятка гестхаузов, которые готовы встретить усталых путников в Ущелье. Мы остановились в Пяти Пальцах, что кажется мне не самым лучшим выбором. Я бы рекомендовал гестхауз Половинного Пути. Мы заходили туда, но по причине предварительной договоренности с нашими приятелями, не смогли там остаться. В тот вечер мы так и не смогли помыться, но зато подкрепились основательно.

На следующее утро, мы бодрые выдвинулись в путь. Нам показалось мало пройти нормальной дорогой и мы решили идти обходной, чтобы выйти к водопаду, где теоретически находилась площадка с красивым видом. Как выяснилось позже, мы обходной путь не нашли и пошли по ложному следу, какими-то козьими тропами. По сравнению с предыдущим днем я чувствовал себя полным сил и продвигался в авангарде. Когда стало ясно, что мы не туда идем, а тропы стали более крутыми и менее проходимыми, я все равно с ослиным упрямством настаивал на продолжении пути. В общем, собрали совет и большинством голосов решили искать дорогу вниз. Как Вы понимаете, я был в меньшинстве, но это не помешало мне заявить о продолжении путешествия наверх в одиночку.

Я отправился один наверх, но метров через 300 понял, что дальше я идти не могу. Даже, если я смогу вскарабкаться на гору, то я точно не смогу спуститься. Без опыта скалолазания и соответствующего оборудования дальнейший подъем был бы суицидом. Я понял, что взял слишком круто вверх и решил спускаться, но все же продвигаться в направлении водопада. Вдруг я услышал крик внизу. Это оказывается Рэтчел решила составить мне компанию, а может просто не хотела проблем с опознанием моего бездыханного тела. Какими бы ни были ее мотивы, через полчаса мы воссоединились и продолжили путь вместе.

Мы шли около 2 часов, продираясь сквозь кустарники, иногда на четырех, иногда по краю пропасти, иногда подтягиваясь на бамбуковых ростках. Мы почти не разговаривали, только шли. Мы были одержимы единым желанием добраться до цели. Но когда мы все-таки дошли до водопада, оказалось, что мы находимся около 500 метров выше от того места, где мы должны были быть. Рэтч заползла на одинокий камень над пропастью и сидела, задумавшись. Она, высокая молодая американская девушка, в расцвете сил, бывшая звезда университетского волейбола, думала о смерти, как оказалось позднее. А о чем думал я, упав на спину и ухватившись за ствол бамбука, так как у меня не было сил заползти на камень? Стыдно признать, но меня вдруг охватила внутренняя паника. Я понимал, что я практически выбился из сил. На мне рюкзак с ноутбуком и еще 6-8 кг веса. Сейчас около 3 часов дня, и нам нужно спуститься вниз до наступления темноты. Подобное чувство острого страха я испытывал только пару раз: когда стоял на краю моста, расположенного на высоте 54 метров, чтобы прыгнуть с него на резинке маятником и когда взлетал на самолете для моего первого прыжка с парашютом. Тогда было страшно, но я мог отказаться. В данном случае, у меня выбора не было. Мне нужно было спускаться.

Конечно, я не мог сказать Рэтч, что я не в силах идти, и мне хотелось спуститься в низ посредством телепорта, дельтоплана или вертолета. Но она видимо почувствовала мой надломленный дух и предложила пойти вперед сама, прокладывая таким образом путь и затрачивая намного больше усилий на разведку маршрута. Поскольку, по причине отсутствия козьего хайвея, нам приходилось выбирать среди бесконечного множества мелких тропинок. Однажды, Рэтч споткнулась, проходя по карнизу, и я представил ее распластанное тело на камнях. Себя мертвым я почему-то не представлял.

Мы продирались, ползли, съезжали задом и передом, стиснув зубы и практически не общаясь. Не знаю, о чем она думала, а я думал только о каждом конкретном движении и старался быть наиболее сосредоточенным, только чтобы не оступиться. Через три часа мы были в безопасности, взяли попутку на дороге, внизу Ущелья и, воссоединившись по дороге с остальными участниками экспедиции, направились в гестхауз Шона, который находится, почти в конце трека. По прибытию, мы поселились в дорме, где я впервые в жизни спал еще с 7 другими бэкпекерами. Но эти неудобства меня совершенно не смущали. Я взахлеб рассказывал о том, как Рэтч меня спасла. Мы пили сливовую настойку, много говорили, много ели вкусной (как ни странно) западной еды. Она вела себя практически безучастно, только иногда улыбалась, когда я описывал особенно экстремальные моменты совместного приключения.

Тогда я просто чувствовал жизнь. Я ощущал жизнь как лезвие бритвы.

Источник: Ruslan33

Первый вопрос который я задал когда увидел этот шпиль в центре Дублина:   - бывают ли здесь молнии? Но на моем пути повстречался...
Большинству жителей "большой России" Калининград кажется чем-то далеким и странным. Примерно как Владивосток, только с другой стороны. Там...
Много говорится о том, что есть "хорошее" гражданство, а есть не очень хорошее. Имеется в виду в плане путешествий по миру. Три дня назад...
Итак, после некоторой паузы, как-то так, невзначай, наступившей в наших путешествиях, однажды вечером я решила... а не съездить ли нам куда, нууу...