Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20724)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Сейшелы
(12 постов)
 
Всего постов

20724

Автопробег по Скандинавии

0
07 Октября 2007
Photootchet
0
0
НА ПЫЖИКЕ ПО СКАНДИНАВИИ (ИЮНЬ 2006)

Подготовка

Решение посетить Скандинавию было принято еще прошлой весной (2005 года). В тот момент мы планировали провести предстоящий отпуск в каком-либо автобусном туре. Мужу больше по душе была Скандинавия, я же всей душой рвалась в Альпы.

И, конечно, было найдено компромиссное решение – этим летом едем в Швейцарию и Австрию, ну а уж следующим – обязательно в Скандинавию.

Состав предполагаемых участников был предопределен без колебаний - вся семья: муж Володя, я – Марина и 13-ти летний сын – Боря. Последнего, правда, в воспитательных целях держали в страхе, что не возьмем с собой, если не возьмется за ум и не исправит свои двойки.


Когда же подошел срок думать о предстоящем путешествии, мы неожиданно для самих себя решили, что ехать надо непременно на автомобиле и не зависеть ни от каких экскурсионных групп. Нельзя сказать, что поездка в Альпы не удалась – все было организовано турфирмой просто идеально (и гостиницы, и экскурсии, и переезды, комфортабельный автобус, прекрасный гид и т.д.). Но, возвращаясь мыслями в тот тур, мы поняли, что самые яркие впечатления остались у нас именно от тех мест, в которых удалось побродить самостоятельно, когда тебя не ограничивает время возвращения к автобусу. Например, небольшие городки, не представляющие собой никакой экскурсионной ценности (с точки зрения организаторов), в которых всего-то по программе предусматривался ночлег. Зато такие города, как Вена, Цюрих и Женева остались в наших воспоминаниях как некий калейдоскоп – что там были за здания, что за площади и фонтаны – совершенно не отпечаталось в памяти. Да и разве можно такие города осматривать за 3 часа? Это же бред.

В то же время мы имели уже отличный опыт передвижения по Европе на собственном авто с той лишь только разницей, что ночевки в тех путешествиях были организованы у друзей. Мы замечательно поездили по Голландии, Бельгии, Франции, и Германии.

Однако, зная, насколько легко ориентироваться на европейских автострадах, одновременно не опасаясь поломать своего железного коня о нечаянную кочку или выбоину, было решено ехать своей семьей и на своем авто.

Так как решение было принято еще в январе – у нас было предостаточно времени как следует сориентироваться и по продолжительности путешествия, и по маршруту.

В интернете можно найти все. Там все и было найдено.

Начали с изучения отчетов об автопробегах по Скандинавии. Огромную помощь в этом оказали сайты.

http://www.travel.auto.ru/travel/1239/1241/1247/articles/2394.html

http://www.luca.ru/reports/sag01.html

Кроме этих было найдено еще множество других, все материалы досконально изучены. Наши соотечественники, в основном, предпочитают достаточно длинный маршрут – через самую северную точку Европы – мыс Норд Кап. Однако, подсчитав, что при этом необходимо покрыть расстояние в 7 с лишним тысяч миль, мы поняли, что за наши законные две недели отпуска ну никак не покроем такой путь. А если и покроем, то уж удовольствия от этого точно получим мало-мало.

Купили несколько путеводителей по Швеции и Норвегии (серии Polyglot, Le Pti Fute) и огромный «Атлас автодорог Европы, России, стран СНГ и Балтии» с масштабом Европы 1 см=8 км. Изучили достопримечательности этих стран и начали прокладывать путь на бумаге. Но сориентироваться по 15 нужным страницам атласа в целом было совершенно невозможно, поэтому отксерили их и, разложив на полу, склеили в единую большую карту. Просидев на полу над самодельной картой три вечера мы смогли окончательно определить маршрут, рассчитав при этом ежедневный километраж (хороший сайт для расчета расстояний - http://www.autotransinfo.ru/).

Получилось вот что:

Москва-Выборг-Хельсинки-паром-Стокгольм-Рёрос-Тронхейм-Молде-Олессун-Ондалснес-Гейрангер фьёрд-Берген-Осло-Стокгольм-паром-Турку-Хельсинки-Выборг-Москва.

Общий пробег должен составить около 5200 км. По совету бывалых из и-нета, в пробеге по Норвегии старались не брать на себя обязательства проехать более 300-400 км в день, по равнине – сколько получится.

Теперь подошла пора определяться с ночевками. Изучив цены, решили, что в основном это будут кемпинги, но в Бергене (http://www.parkhotel.no/Resepsjon/resepsjon.html) и Стокгольме (www.destination-stockholm.se) остановимся в отелях - хочется и комфорта получить для разнообразия.

Мужская часть семейства очень хотела ехать на кемпере (автодоме), но подсчитав, что даже если кемпер мы возьмем на прокат не в Москве, и даже не в Питере, а уже в Стокгольме, то стоимость поездки (учитывая резкое удешевление ночевки в кемпингах) увеличится примерно на 1,5 тысячи евро (http://camper-c.ru/renta.html, www.avtotravel.com, http://www.touringcars.fi, http://www.kronocamper.se/husbilen.asp). То же самое касалось аренды легковой машины с тем, что бы добраться до Хельсинки или Стокгольма другими видами транспорта (ж/д, авиа). Опять-таки возвращаемся к первоначальному варианту – своя машина от начала и до конца.

Кемпинги в Норвегии предоставляют три способа переночевать: в кемпере, в машине, в палатке, в бунгало (cabin). Так как палатка у нас есть, но к ней надо было покупать еще матрасы, спальники, стульчики и столик, да и туристы из нас еще те, то выбран был последний вариант – бунгало.

Масса сайтов в и-нете позволила изучить кемпинги на всех означенных нами пунктах ночевок, их условия и цены (http://www.caravaning.ru/main.php?menu=planeurope&recid=1#topcontent, http://www.camping.fi/template_ypage1.asp?lang=3&s=146&sua=2&a=, http://users.pandora.be/leo.huybrechts/camp1.htm).

Всюду были отправлены заявки по e-mail и практически каждый откликнулся. Никто, кроме кемпинга в Гейрангере, не потребовал предоплату – что нам и было нужно, и от всех были получены подтверждения броней. Цены колеблются от 40 до 60 евро за ночь – это самые простенькие бунгало. Есть и пороскошнее, но их стоимость уже начинается от 80 и до бесконечности. Конечно, мы сможем остановиться и в других кемпингах, но все же увереннее себя чувствуешь, когда у тебя уже есть бронь.

Кстати, высокий сезон в Норвегии начинается, как правило, с 15 июня, и с этого момента цены повышаются. Поэтому, мы решили начать свое путешествие в первые же выходные июня, т.е. 3-го числа. Прохладно, конечно, на зато и ночи короткие – в темноте порой поворот и на собственную дачу не узнаём. А любоваться фьордами хотелось подольше.

Итак, весь январь-февраль у нас прошли в планировании. Но пришел март, который принес мне давно ожидаемую смену работы. А ведь именно в марте мы хотели подавать документы на визу (выбрано для этих целей было Норвежское консульство). А для визы необходимо предоставить справку с места работы. как быть? Брать с той, с которой увольняюсь – опасно (вдруг норвежцы позвонят – а я уже уволена?), брать с новой – как-то неприлично – только вышла и уже хочу уехать. Поэтому, в марте документы и не собирали.

Была попытка найти в и-нете попутчиков. Но это не сработало. Откликнулись пара семей. Но, либо время отпуска не совпадало, либо маршрут. Ну что ж, одни - так одни. В конце-концов, сами себе хозяева. Зато ни разу потом не пожалели, что поехали без сопровождения.

Только в конце апреля очнулись и вспомнили, что хорошо бы еще забронировать паромы. Изучили сайты www.silja.ru, www.vikingline.fi. Обратились одно из в предложенных агенств в Москве – DSBW. Нам загнули цену аж в 600 евро на троих плюс машина и платить сразу – в течение трех дней. А ведь на самом сайте получалось несколько дешевле. Решили попробовать написать просьбу о брони непосредственно на сайты паромов. Из Викинга быстро пришел ответ – Викинг переслал его в одно из наших агенств – там тоже просили сразу оплатить.

Из Сильи тоже ответ долго не задержался. Вот тут-то нас и ожидал большой сюрприз. Оказывается, если бронировать паром Сильи больше, чем за 26 дней – они дают скидку аж 50% на проезд. Но при этом тоже надо было успеть в течение недели заплатить. Условие – билеты с такими скидками не сдаются и не обмениваются (в Аэрофлоте тоже есть подобные условия). Вообщем, два парома (Хельсинки-Стокгольм и Стокгольм-Турку): каюта (не хай-класса), легковой автомобиль, три завтрака и три ужина (шведский стол) обошлись нам в сумме в 380 евро. Муж самостоятельно оплатил их через банк УралСиб в г.Одинцово, где оказался в тот день по делам службы.

Выждали время и в начале мая, активно потратив предварительно целую неделю на сбор документов, отдали их в посольство. При этом, никаких посредников, турфирм, привлечено не было – все сами.

Перечень поданных нами документов для визы:

1 Справки с места работы (на фирменном бланке с указанием адреса и телефоны компании, подписью ген.дира, указанием должности и зарплаты)

2 Справка из школы (для ребенка – все то же самое, кроме зарплаты, разумеется)

3 2 цветные фотографии на каждого члена семьи

4 Полисы страхования выезжающих за рубеж (куплены в РЕСО-Гарантия)

5 Грин-карта на авто (тоже в РЕСО-Гарантия – стоимость 25 евро)

6 Разрешение от второго родителя на вывоз ребенка

7 Выписка со счета банка (можно даже не справку, а именно выписку – главное печать банка).

8 Анкеты (можно распечатать из и-нета и заполнить в двух экземплярах на каждого члена семьм, в т.ч. и на ребенка, или взять в посольстве самокопирующиеся бланки).

9 Ксерокопия внутренних паспортов (всех страниц, в т.ч. пустых)

10 Ксерокопия свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка)

11 Ксерокопия техпаспорта авто

12 Ксерокопия свидетельства о браке

13 Заявление о спонсорстве поездки несовершеннолетнего сына (от матери)

13 Распечатки с подтверждением броней (распечатано из эл.почты), ксерокопия выписки банка об оплате паромов).

14 Схема маршрута (нашли карту в эл.виде, нанесли на нее ориентировочный маршрут, приложили табличку с названием городов, кемпингов, их эл.почты, адресов).

Все можно найти на сайте норвежского посольства http://www.norvegia.ru/embassy.

Народу в посольстве было не много, так что к 11 утра мы уже разбежались по рабочим местам. Назначили получение виз через 10 дней (были майские праздники). В назначенный день, с утра дозвониться до визового отдела не смогли и муж, приняв на себя риск, поехал узнавать. Самое интересное, что ему прекрасно вернули оба паспорта – так что мне и ехать не пришлось. Норвежцы вклеивают на ребенка свою отдельную визу, поэтому в моем паспорте виз оказалось две. Срок действия визы – ровно как срок действия медицинской страховки, ни больше, ни меньше.

Самое смешное, что когда мы получили визу – у меня сложилось впечатление, что самое сложное – позади.

Но настала пора собирать в дорогу вещи, закупать продукты, готовить в дорогу нашего пыжика (Peugeot 406 1996 года выпуска, пробег 140 тыс км).

Пыжика подготовили: купили новую летнюю резину, сменили все фильтры, масло, устранили все мелкие недочеты, отрегулировали сход-развал), купили наклейку «RUS» на задний бампер. Даже химчистку салона сделали – лучше б этим заняться было после возвращения - ей богу.

Провели с мужем маркетинг консервов в супермаркетах. Выяснилось, что питаться консервами можно довольно разнообразно. Тут тебе и гречка с тушенкой, и рис с тушенкой, и плов, и голубцы, и тефтели, и фаршированный перец, и свиные языки, не говоря уже о супах (в пакетиках и пакетах), всяком «дошираке» и заварных кашках.

Итак, день отъезда медленно, но неминуемо приближается. Работать уже невмоготу – только и мыслей, что о предстоящем путешествии. Закупили все долгоиграющие продукты, собрали в дорогу перекус, загрузили пыжика. Завтра старт в 5 утра.

С супругом заранее договорились, что каждый ведет машину по два часа, потом «меняемся рулями». Скорость держим 100-110 км/ч – экономичный режим. А по Европе – вообще не нарушаем.

День первый – 03.06.2006 г. Москва-Торфяновка

Итак, будильник прозвонил в 3:30. Встали, позавтракали, догрузили последнее барахлишко – и в путь. Стартовали в 5 утра, как и планировали. По плану – доехать до самой Торфяновки, где уже в погранзоне забронирован мотель.

Дорога свободная, машин практически не встречается. Самое удивительное, что в этот день психов на дороге не было – все, кого встречали, ехали очень спокойно и достойно, по правилам. Конечно, но такой дороге, уже в Тверской губернии меня и подловили наши доблестные гаишники за превышение скорости в деревне – «Барьер» зафиксировал 85 км/ч. Вышли из машины, пересели к ним. Гаишник составил протокол на 100 руб. без всяких намеков на собственный интерес, права отбирать или как-то по-другому припугнуть тоже даже и не пытался. На все ушло минут 10-12. Сказал, что в течение месяца по домашнему адресу придет мне извещение. Ну что ж, начало положено.

Так как мои два часа уже истекли, то за руль сел муж. Сын как заснул еще на МКАДе, так и спал почти до самой Торфяновки – просыпался только поесть, да по нужде.

В 11:30 уже были на нашем любимом Валдае. Не заглянуть туда ну никак не могли, поэтому свернули у поста ГАИ и, проехав пару км до железной дороги, остановились на перекус.

Далее – до Питера без длительных остановок. Что-то случилось со мной – то ли не выспалась, то ли еще что, но машину вела плохо – уже не помню, когда в последний раз делала столько ошибок и была столь невнимательной (все-таки уже 12 лет за рулем). Володя даже отобрал у меня руль раньше положенного времени.

Питер решили объехать по кольцу – кто ж знал, что оно прервется где-то на полпути? Свернули в город и, остановившись около первого же поста ГИБДД, попробовали узнать дорогу у гаишника. Он же, как только увидел, что муж выходит из машины, развернулся к нам спиной и дал дёру. Муж – догонять. Зря он это… Меньше, чем через минуту уже гаишник догонял мужа, бегущего к машине, покрывая матюгами и моего суженного и всех предыдущих мучеников-автомобилистов, попытавшихся проехать по питерскому КАДу. Честно говоря, я думала, что только в столице и области гаишники – звери. Хотя, может быть этот как раз из Москвы туда залетел?

Ну что ж, достали карту Питера, поизучали, нашли наконец название улицы, на которой оказались и, без помощи милиции (пора перестать надеяться на эти органы в любых уже вопросах), нашли объезд, опять выскочили на КАД, постояв, конечно, в пробках – суббота все же, дача.

Попутно заправились и обомлели – бензин по 19.50 р. (в Москве 18.50 р.). Только потом поняли, что это только на заправках Neste. Не знаю, может он там и качественней, чем на других, но на рубль дороже?!

К пяти вечера приехали в Выборг. Пообедали в кафешке при заправе, двинулись дальше.

К 6:30 добрались до Торфяновки, нашли наш мотель «Медведь», поселились.



Узнав, что там есть бассейн, который освободится к 9 вечера единогласно решили – не спать (а так хотелось – после почти тысячи верст!). Еле дождались – и чай пили, и в бильярд играли. Но как только занырнули, вот тут то и поняли – это то, что нам было просто доктором прописано в конце такого сложного дня!



День второй – 04.06.2006 г. Торфяновка – Хельсинки - Паром

Проснулись в 6:30, позавтракали в мотеле и в путь. К границе подъехали первыми. Только после нас встали еще пара машин. Больше желающих на выезд не было. Зато на въезд…

Заполнили декларацию, прошли паспортный контроль и таможню. Багажник попросили открыть, но внутрь сумок не заглядывали, верили на слово. Думаю, что наличие несовершеннолетнего в машине – для них тоже показатель, что ловить тут нечего.

В 9 утра уже ехали по Финляндии. Поразительно, до чего меняется пейзаж – расстояние-то всего в два километра, а все уже другое. Сначала нравилось, потом домики кончились, ландшафт стал совсем однообразным и быстро надоел. Ребенок опять заснул. Ограничение скорости – от 80 до 100 км/ч.

Дорога практически везде огорожена с двух сторон высокой сеткой – это от лосей, которых в Скандинавии очень много. А как только сетка заканчивается – сразу появляется дорожный знак – «осторожно, лоси» или «осторожно, олени».

До Хельсинки добрались к 10:00. Нашли наш терминал «Олимпия» (ехали по указателям, на которых нарисован маленький кораблик). Припарковались у центрального входа в терминал. Прошли туда, уточнили, что с нашей бронью полный порядок, но билеты получим уже при регистрации не раньше 15 часов.

Попытались узнать где бесплатная парковка – оказалось, такой нет, но можно проехать чуть вниз – там еще один паркинг. Так мы и сделали. Нашли парковочный автомат. Вот тут-то и произошел с нами первый анекдот.

Прочитав, сколько стоит час, решили, что трех часов нам будет достаточно и давай кидать туда монетки. Все монетки он честно проглотил и не подавился, но время нам отсчитал только на два часа. Расстроились, плюнули, пошли гулять. Только на обратном пути, спеша и опаздывая к написанному на талончике времени мы поняли, что натворили. Во-первых, максимальное время парковки (мы не обратили внимания на эту вывеску) – не более двух часов, а во-вторых – сегодня воскресенье и паркинг вообще бесплатно, а талончик у нас действителен до 11 часов понедельника! Больше всего расстроился Володя, недавно вернувшийся из двухгодичной ссылки из Голландии – не мог себе простить, что так лажанулся, ведь все же знал. Вот так и подарили мы Хельсинкскому бюджету лишние 3 евро.



Смотреть в Хельсинки практически нечего. Но город чистый, аккуратный. Забрели на рынок на набережной. Борьку сразу покорили треугольные подушки в виде предупреждающего знака «Осторожно, лоси». Все оставшееся путешествие он проел нам целую плешь с просьбой купить ее.

Вдруг к 14 часам мы увидели наш прибывающий паром Silja Symphony. Зрелище просто грандиозное! Огромный тринадцати палубный корабль на большой скорости вплывает в маленькую бухту и на той же скорости умудряется развернуться в этой бухте, ничего не зацепив по дороге. Как катер, ей Богу.



Так как на столицу Суоми мы уже нагляделись, то к трем часам сели в пыжик и поехали на регистрацию. Сотрудник, выдававший билеты очень удивился, что мы хотим простоять на причале несколько часов, но билеты выдал. Кстати, там у всех сотрудников на нагрудном кармашке наклеены маленькие флаги – это языки, на которых каждый из них говорит. У этого мальчика был даже российский флаг и говорил он по-русски очень достойно. К билетам сразу прилагались магнитные ключи от каюты и талоны на обед и завтрак.

Простояв на причале положенные два часа, понаблюдав погрузку на маленький паромчик, отплывающий в Таллин, мы дождались и своей погрузки. Все было прекрасно организовано. Однако, я даже успела заволноваться – уж больно много фур грузилось в недра нашего парома. Казалось, что легковушкам просто не хватит места. Но среди легковых машин нас пропустили первыми, соответственно, первыми мы и съезжали на берег в Стокгольме.

Вместе с нами в очереди стояли еще парочка авто с российскими номерами (98 регион – Питер).

Как только окажешься на пароме – главное – это запомнить номер палубы, на которой стоит твоя машина. Кроме порядкового номера есть еще индекс (например, 3А, ЗВ). Вот на эту палубу и надо будет потом попасть, выбрав соответствующий лифт.

Побросав вещи в каюту, отправились осматривать корабль. Особое впечатление производит внутренняя палуба «Променад», полная магазинчиков и ресторанчиков. На эту палубу выходят окна многих кают. Эти окна подсвечиваются разными цветами и выглядит это, естественно, очень красиво.

Стоя на верхней прогулочной палубе возникает ощущение, что находишься на балконе, как минимум, тринадцатого этажа.

Ужин (по их понятиям – обед) осуществляется в два захода: с 18 до 20 и с 21 до 23 часов. Оказывается, чтобы попасть в первую смену, надо было оставить соответствующую заявку еще то ли при бронировании, то ли при регистрации. Короче, нам не повезло – назначили вторую смену. Поэтому до 21 часа скитались по кораблю в поисках новых впечатлений. Зато, когда подошло наше время – это был полный восторг – такой выбор блюд мы встречали только в Турции в пятизвездочных отелях.

Каюта была категории «Турист-1», т.е. без окон. Вместо окна – большое зеркало, обрамленное занавесочками – так что особого дискомфорта не чувствуешь. Кондиционирование регулируется по собственному усмотрению, санузел (душ, раковина, унитаз) свой.

День третий – 05.06.2006 г. Стокгольм – Рёрус

Подъем достаточно ранний – за два часа до прибытия – надо успеть позавтракать (здесь уже одна смена), собраться и за полчаса до прибытия спуститься в машину. Магнитные ключи при этом можно оставить в каюте на столике и захлопнуть дверь. Прибытие парома запланировано на 9:30 по шведскому времени.

Как уже было сказано – выехали с парома первыми. Это был последний день, когда мы видели автомобили с российскими номерами (те самые, которые ехали с нами на пароме).

Выбрались из Стокгольма нигде не задерживаясь т.к. впереди была длинная дорога через Швецию в Норвегию до г. Рёрус.

Шведы дают на трассе ограничения от 90 до 110 км/час. Все едут очень вежливо, но строго превышая скорость ровно на 10 км/час. В каждой деревне (городке) обязательно стоит «одноногий полицейский» (такой скворечник на одной ноге, а вместо дупла у него глазок), который меряет вашу скорость, фотографирует нарушителей, после чего нарушители получают извещения на оплату огромных штрафов. Кроме «одноногих полицейских» часто встречаются электронные определители скорости – каждой машине высвечивают большими цифрами скорость, с которой она движется. Тут то мне и стало понятно, почему шведы превышают скорость на 10 км – видимо все спидометры ее как раз на эту цифру занижают. Т.е. если на моем спидометре будет 80 км/ч, то электронный определитель покажет 70.

Еще одна особенность шведских дорог – однополосное движение и большие обочины. Если чувствуешь, что за тобой скопился народ, надо сдвинуться на обочину (на полкорпуса или весь корпус), чтобы пропустить торопящихся вперед.

К трем часам дня пришло время подкрепиться. Остановившись в каком-то малюсеньком городке, нашли пиццерию. Зашли. Берут только наличные, всё меню на шведском языке, по-английски хозяин практически не бум-бум, все дорого. Хорошо, над ним картинки были. По ним и заказали Володе картошку-фри с нагетсами, а нам с Борей – по пицце. Надо было видеть наши глаза, когда эти самые глаза увидели размеры принесенных порций! Сказать, что огромные – это ничего не сказать. Нормальному человеку это не под силу. Одна пицца на двоих – это уже была бы обжираловка. Конечно, наелись так, что до вечера о еде даже и не вспоминали. Это удовольствие обошлось нам в 250 SEK.

Пришла пора подзаправиться бензинчиком. За литр брали 12,36 SEK, залили 51 литр на 633,57 SEK.

Прямо перед границей с Норвегией мы приметили даже горнолыжный курорт. Деревья сначала стали карликами, потом вообще пропали. Тут то мы и поняли – мы уже в горах.

По дороге встретили одного лося, стадо пасущихся оленей и лису с пушистым хвостом. Борьку так поразило это разнообразие фауны, что он просто влюбился в лосей и стал требовать себе сувениры, изображавшие этих гордых животных.

Доехав до Рёруса, нашли свой первый кемпинг Røste Hyttetun & Camping (www.rostecamping.no). Он был самым дешевым из всех последующих – всего 270 NOK. Одна комната с двумя двухэтажными кроватями, стол со стульями, холодильник, однокомфорочная электроплитка, тазик, ведро, веник с совком (надо убирать за собой при выезде), зеркало – да вот, в общем, и все. Еще в этом, да и во всех кемпингах были электрические батареи, что оказалось очень кстати, т.к. в ту ночь температура была около нуля.

Недалеко санитарный домик с туалетами, душами и кухней. Везде все очень простенько, но настолько чисто, что кажется, что все совсем новое. В душе горячая вода платная – 10 крон за 6 минут. Кстати, 10 крон – фиксированная такса, а вот количество минут в разных кемпингах варьируется от 4-х до 8-ми. В умывальниках и раковинах на кухне горячая вода, естественно, бесплатная, да и с туалетной бумагой проблем нет нигде.

К ночи стало совсем холодно – хорошо, что батарея была и одеяла теплые. Утром на траве вообще иней лежал.


День четвертый – 06.06.2006 г. Рёрус – Тронхейм - Молде

Позавтракав утром кашками «Быстров», снарядили нашего коня и в 9 утра направились в сторону третьего по величине города Норвегии – Тронхейма.

Подъезжая к Тронхейму мы так и не поняли – проскочили мы пункт оплаты за дороги или он просто не работал. Потом пришли к выводу, что не работал, т.к. даже никакой вывески, что скоро пункт оплаты мы заранее не приметили. Но все равно ощущение было не из приятных – я так до сих пор сомневаюсь.

В 12:30 нашли паркинг, оплатили его норвежскими монетками (30 NOK за 2 часа) и отправились гулять.

Первая достопримечательность, конечно же, знаменитый собор. Этот собор до сих пор является местом коронации норвежских королей. Зрелище впечатляющее – но больше снаружи. Внутри он какой-то совсем смурной. А вот фасад весь украшен резными каменными скульптурами в огромном количестве, что производит сильное впечатление. Жаль только, что совершенно не понимаешь, что означают эти скульптуры.

Добрались до набережной. Это и есть старый Тронхейм – с деревянными домиками, раскрашенными в веселые цвета. Очень удивились, что прямо на набережной, а точнее, уже на мосту после набережной находится железнодорожный вокзал.

Тут подошло время обеда. Поскитавшись по разными барам мы поняли, что вряд ли что-нибудь сможем себе заказать – то супер дорого, то все на норвежском и без картинок. Рядом зудел ребенок, приметивший Макдональдс. Поэтому, сделав красивый жест и сказав ему, что не корысти ради, но токмо внимая его мольбам мы первый и последний раз в нашем турне воспользуемся этим заведением как закусочной, а не только как туалетом. Условие – что бы мы больше ни разу не слышали от него о слюноотделении при виде других подобных заведений.

Ну и цены однако – взяв стандартный набор из трех двойных чизбургеров, двух картошек, одного кофе и двух кок мы выложили аж 273 NOK (почти 35 евро). В Голландии за этот же набор больше 15 евро ни разу не оставляли. Более того, почему то мою карту их машинка не приняла – пришлось опять платить наликом.

В 14:30 уже выдвинулись в сторону Молде. Там у нас был забронирован кемпинг.

На выезде из Тронхейма платного пункта не было, но зато чуть позже мы попали просто в анекдотичную ситуацию.

Метро за 200 до въезда в туннель, нам встретилась небольшая развязка, под которой был пункт оплаты. Дорога из однополосной в момент стала двухполосной. Причем, левая полоса была как бы продолжением однополосной дороги, а правая ответвилась в сторону. Над левой полосой надпись «AUTOPASS» (тута и едет не останавливаясь основной поток машин – у них все заранее оплачено оптом), а над правой «MANUAL». Вовремя сориетировавшись, что нам надо на «MANUAL», мы честно остановились около автомата. Надпись гласила, что стоимость проезда – 15 крон. Заглянув в кошелек, я обнаружила, что у нас всего лишь 13 крон (бумажные деньги не принимаются, только монеты). Автомат принимал карты. Но тут опять случилась накладка – несколько раз прокатив карту, мы каждый раз получали радостную издевательскую надпись на мониторе автомата «INVALID CARD». Что же делать? За нами уже собралась очередь из трех машин.

Тогда Володя (он был за рулем), подал чуть вперед метров на 20 и остановился на обочике. Подождав, пока все желающие проедут, мы вышли с ним из машины и пошли опять пробовать оплатить картой. Но на этот раз автомат нас просто не замечал, то есть вообще никак не реагировал на нашу карту, как будто нас здесь и не было. Опять подъехала машина – ребята увидев двух придурков без машины (типа – пешеходы), которые пытаются оплатить проход по трассе через туннель, удивленно спрашивают, мол, какие проблемы? Мы говорим, все o’k, да только денег не хватает на оплату, а карту автомат не принимает. Они спрашивают - сколько надо? Говорю, всего две кроны. Нет, говорят, таких денег. Толи им это очень много показалось, то ли еще чего нехорошего подумали, но извинившись, ребята поехали дальше.

Тут Володя сообразил, что автомат-то работает только, если приметит машину (может через камеру, может вес машины имеет значение), а двух челове просто не видит. Хорошо, что прямо перед тоннелем автосервис был. Побежали в их сторону. Смотрим – кафе. Тыркнулись в одну дверь, другую – облом - закрыто кафе. Пошли к работягам на сервис. Говорим, HELP!, не можем за тоннель заплатить, разменяйте бумажку! Спасибо кассиру, разменял. Пожелав им удачного дня побежали к машине. Сели. Володя, дождавшись, пока сзади не будет желающих на оплату, как втопил заднюю скорость, проехал этот пункт назад метров на 100 еще – что бы нас камера приметила и деньги приняла.

Тут уж мы, конечно, заплатили и чек получили.

Проехав каскад тоннелей из 4-х штук, опять попали на оплату. Может быть платить и не надо было, но мы с перепугу (думали ведь, что еще и в Тронхейме не заплатили) опустили еще раз 15 крон и с чистой совестью поехали дальше.

Первый паром встретился на нашем пути Halsa – Kanestraum. Очень интересно было - идет-идет дорога, потом раз и упирается во фьорд, а там тебя ждет паром с поднятым, как забрало, носом. Площадка для ожидания вся размечена на полосы с порядковой нумерацией. Сначала машины заполняют рад с номером 1, когда он заканчивается, что начинают заполнять ряд номер два и т.д. По рядам ходят парни со специальными ящичками на пузе, принимают оплату. Народ платит наличными, но мы решили поэкспериментировать. Показываем ему карту, он кивает и говорит, что вы, мол, проезжайте на паром, а когда он отплывет, спуститесь в кафетерий. Так мы и сделали. Когда спустились в кафе, там он нам и прокатил карту через машинку. Паром стоил нам 102 NOK.

Люди, в основном, из машин даже не выходят. Какой смысл-то? Если только в туалет сбегать. Плыть минут 15-20. Как только паром причаливает, сразу начинают выпускать машины.

Далее был платный мост. Это вообще был у нас самый урожайный на оплату дорог и анекдотичные ситуации день. За мост (новый, большой и красивый) заплатили 98 крон. Потом нам встречались не менее, а даже и более красивые мосты и длинные тоннели, но денег за них не брали. Наверно, сначала они окупают их строительство таким образом, а потом снимают оплату. А может и не так…

В Молде приехали уже к 19 часам. Поселились в наш кемпинг Kviltorp Camping (www.kviltorpcamping.no). Ночевка в однокомнатном домике без удобств обошлась нам в 375 крон.

Кемпинг располагается вдоль дороги на въезде в Молде и прямо на берегу фьорда. Очень уютный и аккуратненький. Решив, что надо посмотреть город, мы опять плюхнулись в машину и поехали в центр.

Во всех путеводителях про Молде написано, что это город роз и джаза. Ни того, ни другого мы не видели (начало июня – для роз, видимо, рановато). Но городок очень симпатичный. Бурная горная речка течет сквозь него и впадает во фьорд, цветов и правда много.

Вернувшись в кемпинг, я попала опять в анекдотичную ситуацию. Борька от помывки отказался (что взять с неразумного подростка!), а мы с Володей решили все же принять душ. У нас было две монетки – 10 и 20 крон. Володя по доброте душевной предложил мне монетку в 20 крон – мол, постой под горячей водицей подольше, понежься, а мне и 6 минут на всё про всё хватит. Ну вот и сговорились. Пошли. Мальчики – направо, девочки – налево.

Я вошла в душ, попробовала, не опуская монетку, включить воду – идет холодная. Отлично! Что я буду время оплаченное тратить почем зря - буду умнее всех. Я, как водится, разделась, включила холодную воду, намочила и намылила мочалку, намылила себя и попыталась опустить монетку в специальный автоматик… Но не тут-то было. Автоматик не берет монетки другого достоинства – только по 10 крон. И тут я поняла всю безвыходность ситуации – я вся голая и в мыле, а вода просто ледяная. Короче, от дикого крика меня удерживало только то, что за дверью моей кабинки бегал маленький ребенок и я побоялась его оставить заикой. В душе (от слова душа) я веселилась над собой, но когда я вся красная (от ледяной воды кожа покраснела так, как не краснеет в бане) и дрожащая вывалилась на улицу и верный муж, дождавшись меня у входа, поздравил «с легким паром» я его чуть не прибила.


День пятый – 07.06.2006 г. Молде – Гейрагнер

Сначала мы планировали из Молде доехать до Олессуна, и только потом повернуть в сторону Гейрангера. Но, просчитав, что вряд ли управимся с таким расстоянием, плюнули на Олессун и поехали прямо в Гейрангер через Ондалснес (может быть и зря – картинки в путеводителе были красивые).

Для начала, наученные горьким опытом, проверили количество монеток в кошельке. Сочли их недостаточным и разменяли очередную купюру, купив Борьке какую-то конфетку в магазинчике при кемпинге за 4,50 крон.

Около Молде наш замечательный атлас впервые нас подвел, но не критично. Вместо переправы на пароме мы оказались в тоннеле, а сразу на выезде из тоннеля увидели совершенно роскошный мост, который просто взмывал в небо и, в перспективе, там и заканчивался. Эта картина застала нас совершенно врасплох, так, что мы даже не успели сообразить вовремя остановиться и сфотографировать эту картину. Опомнились только на том берегу – мост оказался совсем не длинным, но, действительно, достаточно высокой дугой. Справедливости ради, надо отметить, что и тоннель, и мост были бесплатными.

Спустя некоторое время нас ждало одно из главных испытаний – знаменитая ДОРОГА ТРОЛЛЕЙ (Трольстиген). Начиналось все с бурной горной речушки, вдоль которой повела нас дорога. Мы даже остановились сфотографироваться около нее. Чуть дальше – небольшая стоянка для машин, за которой уже видна сама Дорога Троллей, крутыми зигзагами уходящая вверх по довольно узкому ущелью, а справа от дороги низвергается мощный водопад, который в дальнейшем и становится той самой речкой.

Остановившись на этой стоянке дабы опять запечатлеть себя же, но уже на фоне зигзагов и дорожного знака «Осторожно, тролли», мы разговорились с англичанином.

Этот британец впервые увидел российские номера на автомобиле, чему был крайне этому удивлен. Более того, по его утверждению, он с русскими вообще впервые получил возможность пообщаться. Интересно, где именно он живет в этой своей Британии, что наши соотечественники туда еще не забредали? Однако, он поинтересовался, вверх или вниз мы держим путь. Узнав, что вверх, выразил сожаление, что наверху слишком облачно, но сказал, что спускаться в облаках тяжелее, чем подниматься.

Действительно, нам видно было всего три-четыре зигзага, а на самом деле их должно быть двенадцать. То есть остальные девять терялись в облаках. Но, была - не была, а мы тронулись в путь.



К первому же зигзагу дорога стала совсем узкой, даже висел указатель, что ширина дороги 3,3 м. Если учесть, что ширина нашей машины 1,7 м, то становится понятно, что с кемпером или автобусом мы уже не разъедемся. Хорошо, что норвежцы достаточно часто делают т.н. карманы для разъезда встречных. Уклон составлял 10%, повороты серпантина все 180о С. Чем выше мы забирались, тем хуже становилась видимость. В конце концов, мы оказались в самом настоящем «молоке», где уже ни ближний свет, ни мощные пыжовские противотуманки роли не играли. Фары встречной машины заставали нас не дальше, чем за 5-7 метров от нашего бампера, а очередной зигзаг появлялся еще более неожиданно. Счастье, что скорость на этой дороге машины держат не более 20 км/час, да и машин там не много.

Добравшись до смотровой площадки, мы радостно вздохнули, думая, что подъем уже позади. Т.к. никаких красот в таком тумане не видать, то первое, что мы увидели – это небольшой щит, весь обклеенный наклейками разных стран. Только наклеек «RUS» мы насчитали там три штуки. Прошлись по сувенирным магазинчикам, основным товаром которых являются, как можно догадаться, тролли. Вдоль дорожки, везде, куда смог залезть человек, высятся пирамидки, заботливо сложенные из камушков. Что это обозначает, не знаю, но, говорят, что в горах есть традиция оставлять такие пирамидки. В сильном тумане это выглядело мистически.

Отдохнув, сели в машину. Настроились на спуск, но не тут-то было. Дорога повела нас еще выше и опять крутым серпантином. Казалось, что ему просто нет конца. Уже вдоль дороги справа и слева высились снеговые стены метра три высотой. Стало еще страшнее. Я уж думала, что еще чуть-чуть и мы окажемся выше облаков… Но нет, дорога пошла на спуск. Хорошо, что спуск совсем не такой, как подъем – и зигзаги кончились, и наклон стал более пологим. Вот тут-то мы и вспомнили англичанина – ведь действительно, в таком тумане ему спускаться по той стороне, где мы поднимались, было еще опаснее.

А какое было счастье – вынырнуть из облаков! Сразу чувствуешь себя в безопасности. Однако, стало несколько обидно, когда, спустя буквально полчаса, все облака рассеялись и засияло солнышко. Конечно, хотя мы и жалели, что не увидели дорогу Троллей сверху, со смотровой площадки, но повторить восхождение нам уже не хватало ни смелости, ни времени.

Поразительно было и то, что даже Боря не спал всё это время на заднем сиденье, а, забившись в угол, и, боясь пикнуть, наблюдал за происходящим.

По дороге переправились на пароме Solnes – Afarnes за 89 крон (по той же схеме – расплачивались в кафетерии).

Доехав до Ондалснеса, остановились погулять. Ну совсем малюсенький, ничего не представляющий из себя городок на берегу фьорда. Только очень интересная гора стоит у города – как конус круглая и зеленая.

Перекусили хот-догами и мороженным за 174 кроны.

Вчера не купили хлеба и Володя всё утро на меня за это злился. Поэтому, в Ондалснесе некоторое время ушло на то, чтобы найти продуктовый магазин. Нашли сразу два больших продуктовых магазина практически рядом друг с другом. Вообще, сам город показался нам совсем пустым, но около магазинов царило некоторое оживление. Как и у нас к нему подтягивались тетушки и бабульки с сумочками.

Самая распространенная в Норвегии сеть продуктовых магазинов – «COOP» - есть в каждом городке, работаю по разному расписанию (кто до 19, кто до 21 или 22). Общее лишь одно – по воскресеньям закрыты, а по субботам – укороченный график.

Вот что мы набрали: 1 огурец, 2 помидора, одна луковица, 1,5 литра апельсинового сока, 4 шт.картошки, 1 хлеб, 1 лаваш, 6 шт. яиц, сервелат 100 гр (нарезка), йогурт 4 шт., сыр нарезка. За этот набор отвалили 127 крон (16 евро) – совсем не мало.

Причем, ни лаваш, ни сыр есть было невозможно – гадость жуткая. Сыр взяли самый дешевый, темно-желтого цвета. Вкус какой-то вяжущий, горьковатый и вонючий, короче – специфический. Пришлось выбросить. Больше подозрительного цвета сыр не покупали.

Все остальное накупили, зная, что нам два дня жить в Гейрангере и можно самим сварить вкусный супчик. Благо, что Володя припас для этого баночку тушенки.

Дальше нас ждал еще один паром Linge – Eidsdal за 72 кроны и заправка по 12,05 кроны за литр (итого 42,09 л * 12,05 = 507,18 NOK).

Увидев Гейрангер-фьорд с высоты – аж дух захватило, до чего красиво. Только еще в Москве нам не повезло с заказом кемпинга там. Один требовал предоплату, другой просто не отзывался. Я на всякий случай набронировала целых три кемпинга – да все далековато от тех красот. Поэтому перли мы напролом, надеясь, что и без брони нас поселят.

Спуск к Гейрангер-фьорду проходил по крутому серпантину. Эта дорога называется «орлиной тропой». Борьку даже первый и последний раз укачало на резких поворотах.

В первом кемпинге, который находится в самой деревушке Гейрангер, нам отказали – все занято. Это как раз и был тот кемпинг, который требовал предоплату. Но прямо под орлиной тропой, на самом берегу фьорды мы приметили еще целых два кемпинга, вплотную друг к другу и гостиницу.

Подъехав туда, мы получили совершенно волшебный домик с большой верандой, тремя комнатами (две спальни и гостинная), собственным душем и туалетом, кухонькой со всем необходимым (плита, хододильник, эл.чайник, мыло, мочалки, всякая миленькая посуда, кастрюльки и сковородки) всего за 450 крон! Это был просто восторг.



Омрачало только то, что на следующую ночь нам этот домик не давали, т.к. должны были приехать туристы на автобусе и заполнить весь кемпинг. Но мы пошли на ресепшн соседнего кемпинга и забронировали на завтра домик там.

Самым счастливым был ребенок, ведь в кемпинге были два больших батута. Он напрыгался там так, что потом еще несколько дней удивлялся – отчего он не летает как птица. Даже укус осы, забравшейся ему в ботинок, пока он прыгал, не отбил у него охоту продолжать развлекаться на батуте.

К слову сказать, мы с Володей тоже составили ему компанию и попрыгали, вспомнили детство. Это был класс. Особенно потом веселился Боря. Говорит, что когда я влезла на батут - лицо мое стало совсем детским. Но это еще ничего, а вот когда и с Володиным лицом произошла та же метаморфоза – это было ему очень «прикольно».

Ближе к 11 вечера, запихав Борьку в постель, мы сидели на веранде, пили чай, любовались на зеленые воды Гейрангер-фьорда. И тут произошло нечто совершенно сногсшибательное. Мимо нас поплыла подводная лодка!



Что это была за лодка – сказать сложно, что она делала в туристическом, довольно узком фьорде – тем более. Но это было настоящее шоу. Народ повыскакивал из своих домиков, кемперов и палаток, кто в чём (трусы, пижама и т.д.), но все вооруженные фотоаппаратурой. Я даже и не подозревала, что вокруг нас столько людей!

День шестой – 08.06.2006 г. Гейрагнер.



Утром, никуда не торопясь, проснулись и отправились гулять в деревню Гейрангер. Кроме самого фьорда смотреть там почти нечего. Решили, что хотим поехать на паромчике по фьорду – посмотреть знаменитые водопады, которых нам за изгибом фьорда не видно.

Выяснили, что – почем. Решили, что поедем на пятичасовом пароме. Протягиваем карту - заплатить, а карта опять не прокатывается. Кассир говорит – проблема с платежной системой, нет связи.

Я совсем расстроилась – почему у нас постоянно проблемы с этой картой? Наличных-то совсем мало осталось. Ведь в Швейцарии и Австрии вообще никаких проблем не возникало!

Решили еще немного погулять, потом опять попробовать расплатиться картой. Погуляли, купили мороженное. Дали мороженщику карту – тот же эффект. Я уже чуть не плачу… Нам ведь еще оплачивать новый кемпинг, а если карта так и не заработает?

Короче, спустя еще полчаса, связь с визой восстановилась и мы благополучно оплатили билеты на паром.

Поселились в новом домике (тоже со своими удобствами, кухонной утварью и двумя комнатами – только чуть попроще прежнего (440 NOK)), пообедали в кемпинге сваренным накануне супчиком и консервами и отправились к парому.

Конечно, водопады Гейрангера – это что-то. Особенно «Семь сестер» - семь мощных струй воды, падающих рядом, параллельно друг другу с высоты 300 метров. Это класс!

Весь вечер Борик опять прыгал на батуте, а мы ждали подлодку на веранде. Но это был, видимо, не ее день.

Еще в этот день что-то приключилось с моим здоровьем – то ли переутомление, то ли еще что-то. Вообщем, чувствовала я себя паршиво и, приняв аспирину, рано отправилась спать.

День седьмой – 09.06.2006 г. Гейрагнер - Берген

Утром пришло время вытряхиваться из кемпинга и опять пускаться в долгий путь – на Берген.

Как всегда, обсудив маршрут, спланировав его так, что бы проехать мимо хотя бы одного ледника, отправились в путь.

Сразу от Гейрангера дорога круто поднимается вверх на горы. Забравшись туда, мы обнаружили еще более захватывающие виды на фьорд, чем видели до сих пор. Там целая смотровая площадка, можно даже пробраться на скалу – такой нависающий над фьордом камень и сфотографироваться там. Кстати, именно это место запечатлено почти на всех любительских и профессиональных снимках. Отсюда отлично видна и петляющая серпантином орлиная тропа, и деревушка Гейрангер, и во всей своей красоте открывается оконечность самого красивого Гейрангер-фьорда с его зелеными водами и круто взмывающими вверх горами.

Едем дальше – указатель, что мы на высоте 1000 метров. А дорога продолжает подниматься вверх. Вот уже кончилась растительность, потом начались снега. Боря как-то сказал, что хотелось бы увидеть, как начинаются горные водопады. Вот там-то мы это и увидели.


Из-под сугробов довольно обильными потоками вытекает чистейшая вода. Сказка – горы, белый-белый снег, проталины и начинающиеся водопады. В довершение всего эту картину озаряло слепящее солнце и среди снегов было даже жарко. Такое бывает только в горах.

Дорога выдалась непростая. Все время то вверх, то вниз. Банальные 50 км проезжали не быстрее, чем за час, а то и больше. В итоге, решили срезать путь, проехав новым туннелем и понадеявшись, что ледник будет не в той части, которую мы решили срезать (а это около 25 км). Но не тут то было. Ледника мы так и не увидели.

Спустя еще какое-то время увидели указатель на Бриксдаллен (или что-то вроде того). В одном из отчетов о путешествий мы читали, что это очень красивый ледник. Остановились у поворота, подумали, и решили, что никак не можем себе позволить увеличивать себе путь еще на 50 км, иначе приедем в Берген ближе к ночи.

Вообще, чего мы так и не увидели в нашем путешествии, так это ледника – очень, ну просто ОЧЕНЬ жаль.

Спустившись по довольно отвесной дороге вниз, мы остановились в каком-то городишке перекусить припасенными в дорогу бутербродами и чаем. Тут же зашли в COOP затариться практически тем же набором продуктов, что и прошлый раз, добавив к ним еще и мороженного, т.к. становилось жарковато. На все потратили 160 крон.

Паром Lavik-Oppedal удивил нас тем, что к оплате не приняли карту, попросили только наличные. Думаю, что ему скорее всего было просто лень связываться с картой. Если бы настаивали – наверняка бы принял. Но благо, наличные у нас еще водились, последнее время никаких проблем с картой не было и мы раскошелились на 124 кроны. Это была самая длинная переправа через Согне-фьорд – целых полчаса плыли. Сначала весь народ высыпал на верхнюю палубу – всем хотелось свежего морского ветерка на фоне жары, но по мере отдаления от берега этот приятный ветерок стал слишком сильным и заметно похолодал, так что все пассажиры устремились спасаться от него в своих железных конях, и мы в том числе.

Переправившись еще по нескольким мостам и проехав довольно большое количество тоннелей, мы прибыли в Берген и были ошеломлены.

Когда я искала по интернету отель в Бергене, то все отели на собственных сайтах показывали свое месторасположение в городе так, будто сам город состоит из четырех улиц. И одна такая распечатанная карты была у нас с собой. Короче, будучи в полной уверенности, что Берген – малюсенький городочек из 4-х улочек, просто очень красивый, тем более, что подобных городков мы уже насмотрелись предостаточно, мы вдруг попадаем в достаточно большой город. Найти в этом городе без подробной карты эти самые четыре улицы – та еще задачка. Припарковываемся, выходим из машины и озадаченно смотрим на город немного сверху, с холма. Уже почувствовали всю безвыходность ситуации, когда вдруг прямо за нами остановился маленький Citroen C2. Из него выскочил маленького роста человечек, вида свободного художника (большая лысина, а по бокам кудрявые седые патлы торчат) и, спросив, действительно ли мы из России, начал нас просить разрешить ему сфотографировать. Мы переглянулись, собственно, почему нет, раз ему так хочется. Уже приготовились позировать, когда человечек побежал к своей машине, выудил оттуда фотоаппарат и зонтик и расположился прямо напротив номера нашего Пежо. Оказывается, он коллекционирует фотографии автомобильных номеров разных стран, и российского у него еще не было.

Пользуясь таким шансом, мы показали ему нашу убогую карту и спросили, как проехать к этому отелю. Он был настолько счастлив своим новым приобретением, что предложил ехать за ним. На совершенно несусветной скорости, по узеньким и извилистым улочкам, холмам и пригоркам, буквально за 5 минут он домчал нас до отеля. До сих пор удивляюсь, как Володе удалось от него не оторваться – профессионализм, однако.

Остановившись у отеля, мы подарили ему в благодарность еще один сувенир – наклейку RUS, из-за которой мы с Володей неоднократно спорили. Её ведь надо было приклеить на машину, а он отказывался. Видимо, слишком дорожил наполовину оторвавшейся наклейкой NL. Человечек был уже просто на седьмом небе, а у нас с Володей исчез, наконец, повод для пререканий.

HOTEL PARK PENSION (http://www.parkhotel.no/Resepsjon/resepsjon.html) оказался одним из старейших отелей Норвегии, занесенным во всякие проспекты самых древних отелей. Очень уютный внутри, с предметами настоящей старинной мебели как в холлах, так и в номерах. В нашем номере при вполне современной обстановке был, например, древний-древний угловой шкафчик. Современное и старинное в этом отеле очень гармонично сочетаются.

Номер был двухместный с дополнительным местом. Это доп.место оказалось раскладывающимся двуспальным диваном, а у нас была большая двуспальная кровать с балдахином. Конечно, большая ванная комната с окном. Завтрак, как всегда, входил в стоимость. Но что меня поразило (может это только я первый раз столкнулась с подобным сервисом), что в ресторане всегда был чайник с кипятком, масса чайных пакетиков на выбор, кофе, сливки, сахар и печенье – в любое время постояльцы могли спуститься в ресторан и почаёвничать бесплатно. А до центра – всего 20 минут пешком. Единственным недостатком отеля можно назвать отсутствие собственной бесплатной парковки.

Все это удовольствие стоило нам на троих за двое суток 2730 NOK (342 евро или 171 евро за ночь).

Был уже вечер пятницы, парковки уже были бесплатными, но около отеля паркинг был платным в субботу с 8 до 15 часов. Оплатив 2 часа субботы (можно платить только по два часа), мы отправились гулять.

Надо сказать, что Берген показался нам самым оживленным и густонаселенным городом Норвегии. То ли потому, что была пятница, то ли там так всегда, но весь центр был просто забит молодежью и не только. Все площади и улицы были заставлены столиками, и свободных мест просто не было. А, учитывая то, что за время путешествия мы уже напрочь отвыкли от большого количества людей (как быстро привыкаешь к хорошему!) – нам Берген показался самым настоящим муравейником, где надо просто протискиваться в толпе. Но какой красивый город! Совсем не похож на всю остальную Норвегию. Яркий, красочный, с узенькими домиками и островерхими крышами – недаром, что немцы с голландцами его основали. Очень чувствуется смешение стилей.



День восьмой – 10.06.2006 г. Берген



Утром позавтракали, в 10 утра сели в машину с целью перегнать ее на стоянку ближе к центру – очень уж не хотелось бегать каждые два часа к отелю и платить за парковку.

Этот день тоже был днем смешных приключений – не хуже, чем четвертый день нашего путешествия с платными дорогами и ледяным душем.

По дороге, практически уже в самом центре, мы попали на какую-то маленькую площадь, от которой отходили две улочки. Улочки эти были настолько узкими и с таким сильным уклоном вниз, что в перспективе казалось, что наша машина просто не проедет между последними крайними домами, которые нам было видно. Тем не менее, мой смелый муж уверенно поперся к одной из них. На мои мольбы остановиться и одуматься он не обратил ни малейшего внимания. В результате – застрять мы, конечно, не застряли, но, с большим трудом протиснувшись по улочке мы попали … на не менее узкую пешеходную улицу, испугав напрочь субботних посетителей уличной кафешки, неторопливо потягивающих свой утренний кофе и никак не ожидающих появления бравого российского авто прямо у своего столика.

Поняв свою ошибку, но не желая признавать при этом мою правоту, Володя проявил просто чудеса вождения, сумев развернуться на глазах у изумленной публики так, что даже не расплескал кофе ни на одном из столиков. Как он прокомментировал это потом: «ну и что, я развернулся и ушел в туман». Вечером мы смеялись над этим просто до истерики.

Вскоре паркинг был найден, причем уже бесплатный (плату брали на нем в субботу только с 8 до 10 утра, а было уже 11 часов).

Пришли на Брюгге, походили по рыбному рынку. Впечатляет преобладание красного цвета. Просто иногда весь прилавок усыпан только красной продукцией – раки целиком и только их гигантские клешни, красная рыба (свежая, фасованная, соленая), красная икра. В специальных аквариумах плавают морские крабы, в других – здоровенные раки с перевязанными клешнями. Одна такая клешня палец перережет просто пополам и очень быстро.

Борька мечтал о футболке с разными физиономиями лосей. Но, увидев, на вещевом рынке рядом с рыбным, футболку с надписью «Play Boy» и соответствующей символикой в виде белого кролика на черном фоне, напрочь забыл про лосей. Так и быть – осчастливили ребенка подарком за 90 крон. Что ни говори, а футболка действительно эффектная.

Потом настало время следующего анекдота. Решив еще разок осчастливить ребенка на магнитик за 38 крон в сувенирном магазине, я решила расплатиться картой, и просто не поверила своим глазам, не увидев ее в кошельке.

Верный муж приказал дожидаться его здесь же, около магазина. А сам побежал в отель, проверить наличие карты в кенгурятнике (такая маленькая поясная сумочка), который я периодически надевала на себя в дороге.

Будучи в полной уверенности, что он ее сейчас принесет, я поддерживала свои оптимизм. И, о ужас, он пришел ни с чем, сразу лишившись моего доверия в тщательности осмотра кенгурятника.

Теперь в отель побежали все втроем. Перетряхнули просто все вещи, сумки и карманы (даже Борькины, на что он даже разобиделся). Я никак не могла вспомнить, когда же я в последний раз держала ее в руках, мне всё казалось, что вчера, на ресепшн, при поселении в отель. Но так как денег с нас еще не взяли (оплата при выезде), я не была в этом уверена.

Володя с Борей побежали в центр к машине – посмотреть там, а я осталась в номере еще раз все проверить. На глазах уже были слезы – надежды на машину не было никакой. Благо, что у меня была еще одна карта VISA Electron, на которую как раз только что упала зарплата. Так что я уже просчитала все варианты – как и на что нам хватит этой зарплаты, не учитывая особо при этом, что по возвращении в Москву тоже надо будет на что-то жить. По расчетам, денег хватило бы – но это как-то не очень радовало.

И вдруг звонит Володя – ура! нашел! Где? между передними сиденьями в маленьком ящичке для дисков. Оказывается, когда в последний раз на пароме у нас не взяли карту к оплате, я впопыхах не вложила ее в кошелек, вытаскивая наличные. Какое счастье, что она упала между сиденьями, а не скатилась в сторону двери!

Договорились встретиться на Брюггене. Я бежала туда в состоянии полной эйфории, чувствуя себя ну очень состоятельным человеком. Увидев мое состояние, Боря очень быстро смекнул, что этим можно попользоваться и начал заказывать себе еще пару-тройку футболок, магниты, сувениры и что-то еще. И ведь я уже готова была все это пообещать (это я-то, которая в силу ряда причин очень прижимиста в деньгах!), но, благо, мой разумный муж вовремя остановил неразумного сына, сказав, что пользоваться маминой мгновенной слабостью - грех.

В честь находки на рынке купили мне и моей мамочке по подарочку (у мамочки как раз сегодня день рождения) – кулончики из ракушек с камушком внутри. В Норвегии очень много продается подобных изделий и огромное количество самоцветов – любых цветов и форм. Оторваться от них особам женского пола очень сложно. Мой сын, видя, что я зависаю над ними, сразу начинал себе требовать какой-нибудь «недорогой» сувенир и предлагал мне тоже купить себе камушек. Только сложение в уме двух этих сумм и понимание, что ребенок не отвяжется со своими хотелками, если мы немедленно не выйдем из магазина, приводило меня в чувство и я пулей вылетала оттуда.

Ну и конечно, не обошлось без очередной сувенирной тарелочки – такое уж у меня хобби – из всех путешествий привозить тарелочки и вешать их на кухне на стене. «На это ей денег не жалко!»…

Прокатились на фуникулере на гору (140 крон). Посмотрели на Берген сверху – очень красиво.

А главное, после этих двух, проведенных в Бергене дней, мне не верится, что это самый дождливый город в Европе (или в мире?). Оба дня небо было абсолютно ясным и голубым, ни одного облачка в поле зрения не попадало. А погода была если не жаркой, то очень теплой – около 25 градусов было точно.

Спустившись обратно, стали искать где бы пообедать. Нашли болгарский ресторан, где официанты говорили по-русски. Только решили расположиться и попросили меню, когда выяснилось, что они не берут к оплате карту. А наличных нам могло уже просто не хватить.

Пообедали прямо на рыбном рынке тремя порциями Fish & Chips за 300 крон. Порции были гигантскими – огромный кусок очень вкусной белой рыбы в тесте и много-много картофеля-фри. Мужская часть семьи осилить это не смогла, и была крайне поражена, увидев, что я умяла всё.

В довершение всего вечером наелись мороженного.

День девятый – 11.06.2006 г. Берген - Осло

Расплатившись за отель, мы выехали в Осло. Путь нам предстоял длиной в 500 км.

Спустя некоторое время въехали в городок VOSS. В этом ничем не примечательном городке нам навстречу стали попадаться старинные автомобили, причем, чем дальше мы от города отъезжали, тем больше становилось раритета на дорогах. Справедливости ради надо сказать, что в Бергене мы тоже встретили несколько таких машин, управляемых молодыми ребятами – может быть у них мода на старину, а может быть это любовно сохраненные семьями образцы. Поэтому сначала мы даже не удивились и на первые две-три машины мы подумали, что это просто совпадение, встретить сразу несколько подряд. Но машине на шестой мы уже начали подозревать, что это скорее некая закономерность. Даже достали камеру и начали снимать их из окна. В какой-то момент Володя вдруг круто развернул машину и въехал на паркинг со стороны левой обочины – там стояли и отдыхали еще три старинных авто. Мы вышли из машины, начали фотографироваться около них. Рядом стояли хозяева, о чем-то совещаясь. Спросив у них разрешения я даже сфотографировалась за рулем одной из машин.



Хозяева объяснили нам, что они едут на выставку в Voss и сегодня там будет порядка 60-ти таких машин.

Дальше была переправа на пароме Bruravik-Brimnes за 95 крон.

Вдруг дорога привела нас на какое-то огромное высокогорное плато. Удивительно, но ровнейшая, без перепадов высоты дорога вела нас по высокогорью километров 100. Вокруг – снега, на треть оттаявшие горные озера с чистейшей небесно-голубой водой и уже не кажущиеся высокими вершины гор. Движущихся машин за все эти сто км мы видели только штук 8. Но, что самое удивительное, довольно часто встречались припаркованные машины без пассажиров. Что делали люди на этом высокогорье, побросав свои машины, когда вокруг нет никакого жилья – для нас осталось загадкой. Лишь однажды мы увидели пару байдарок в наполовину оттаявшем озере, причем люди в них не рыбу ловили, а просто гребли. По краям дороги с обеих сторон каждые 50 м стоят высоченные палки (метра 2-2,5 высотой). Мы сначала только удивлялись – что это за ноу-хау такое. Только потом поняли – это ограничители для снегоуборочной техники, что бы они видели, где именно идет дорога. А то ведь при снегопадах ее просто сравнивает с остальной равниной.

Вскоре настала пора подзаправиться и самим и пыжику нашему налить бензинчика. Остановившись на бензоколонке с маленькой кафешкой убили сразу двух зайцев (заправка бензином по 12,06 крон (51,7 л х 12,06 = 623,50 NOK), обед 3 хот-дога+2 кока-колы = 118 NOK).

Еще в этот день дорога преподнесла нам один сюрприз – водопад Стигфосс(?). Зрелище очень впечатляющее – бурный водопад, спадающий со скалы в довольно узкое ущелье – в этом есть что-то первобытное. Но словами это не опишешь – надо видеть своими глазами.

Прибыв в Осло, остановились около первого же информационного щита, дабы понять, как нам надо добраться до нашего кемпинга. Кстати сказать, такие информэйшны встречаются на трассах довольно часто и представляют собой карту района (районы с Норвегии и Швеции называются «коммун») , в котором ты находишься. На карту наносятся не только дороги, но и все интересные достопримечательности, отели, кемпинги.

Прибыв в кемпинг Bogstad Camp & Turistsenter (www.bogstadcamping.no) мы поняли, что это самый дурацкий кемпинг на нашем пути. Заключалось это в том, что в домике кроме двух двуспальных кроватей и обеденного стола со стульями не было больше ничего: ни зеркала, ни плиты, ни холодильника!, ни шкафчика. Хотя места, где все это разместить было предостаточно. А стоил этот кемпинг аж 470 крон – дороже, чем наш трехкомнатный в Гейрангере со всеми удобствами. Оказывается, что в районе 15 км от Осло больше нет ни одного кемпинга, а этот находится вообще в черте города – вот и безумствует с ценами. Ну и где их хваленая антимонопольная политика?



Соседями по домиками с нами были поляки – тоже раньше мы не встречали польских машин в Норвегии. А пожилая пара голландцев, проходя мимо нас и заметив Rus на номере пыжика вступила с нами в длительный разговор о путешествиях, дорогах, машинах и о Голландии. Это был первый раз в моей жизни, когда голландцы говорили по-английски откровенно плохо, так что я даже почувствовала себя корифеем, подсказывая им слова. Обычно голландцы знают несколько языков сразу и даже сами предлагают тебе на выбор язык на котором ты бы предпочел с ними поговорить: английский? немецкий? французский?

Пока мы разместились, пока пообщались с голландцами - время было уже около семи часов вечера. И в этот поздний час, после длинной дороги, я стала уговаривать свое семейство ехать в центр Осло. Уж как они сопротивлялись! Но таки мне удалось их убедить, что быть в столице государства и не посмотреть ее – просто грех, хоть и говорят, что ничего особо интересного в ней нет. Для Бори, конечно, нашлись другие аргументы: у нас дома есть «евромонополька», где покупают и продают столицы евросоюзовских государств. Так вот он же должен себе представлять, что именно будет покупать! А то Париж – Лондон – Амстердам - Вена и т.д. он представляет, а Осло - нет. Сработало, и мы поехали в центр на машине, раздобыв предварительно отрывную карту города на ресепшне в кемпинге (кстати, тоже очень распространенное в Норвегии решение – подходи и отрывай от стопки карту совершенно бесплатно, правда, карта только центра).

Въезд в центр оказался платным – 20 крон.

Выйдя на набережную Осло-фьорда, мы, впервые за все путешествие, почувствовали настоящий запах моря. Странно, ведь во всех фьордах вода морская и (я проверяла) соленая, а вот морем там не пахло.

На набережной напротив ратуши увидели небольшой парк аттракционов, прокатились на чертовом колесе (вернее колёсике – уж слишком оно маленькое), Борька катался на картинге. Похоже, что до встречи с ним, наивные норвежцы даже не предполагали, что можно на этих машинках врезаться друг в друга и получать от этого удовольствие – так аккуратно они начали езду, так старательно объезжали друг друга. Но Боря их быстро научил уму-разуму, образовав большую кучу-малу. Потом он от них еле удирал сам.

Посмотрели ратушу, королевский дворец и отправились домой.

Боря обнаружил на территории кемпинга мини-гольф, разузнал стоимость (60 крон за игру в 18 горок) и уговорил нас играть. Игрища наши продолжались до 12 часов ночи.



День десятый – 12.06.2006 г. Осло – Стокгольм

Все наши вчерашние развлечения закончились тем, что мы дружно проспали. Планировали выехать в 9 утра, а проснулись только в 9:30. Зато в это утро был поставлен рекорд по скорости сборов – дорога то предстояла длинная. На умывание, завтрак и сбор сумок ушло всего 40 минут, в то время, как обычно уходило больше часа.

До границы было совсем не много, но тем не менее еще дважы пришлось оплачивать дороги по 20 крон каждый раз.

Заправлялись уже в Швеции по 12,40 SEK.

С чем нам повезло, так это с обедом. В дорожной кафешке мы слопали на троих 3 порции вкусного мяса с картошкой, бутылку колы, чай, кофе, сэндвич, кекс и плюшку, отвалив за все 288 SEK – реально дешевле, чем в Норвегии.

До Стокгольма доехали без приключений, а вот в самом Стокгольме поплутали.

Местом дислокации было назначено Торгпредство, располагавшееся на острове Лидинго. Дорога, ведущая на остров, в самом его начале разтраивалась и мы никак не могли попасть на нужную.

После некоторых мытарств нашли наше жилище. Это были лучшие аппартаменты (если не считать Гейрангера – природа все-таки) за путешествие. По цене кемпинга (980 SEK за двое суток) мы получили в собственное распоряжение большую двухкомнатную квартиру с ванной, телевизором с четырьмя русскими каналами, большой кухней со всей утварью, постельным бельем, утюгом и даже бесплатную парковку.

Оставив Борьку дома у вожделенного, родного и почти забытого голубого экрана, мы с Володей помчались в близлежащий продуктовый маг

Источник: Malen1970

Похожие темы

сотни фотографий проще посмотреть по ссылке 12 мая поздно вечером успешно завершилась поездка в Судан, начавшаяся 2 мая 2008г....
16 Августа 08
2
В это трудно поверить, но известные всему миру Сфинкс, Эйфелева и Пизанская башни, Кремль, Тадж-Махал, Статуя Свободы  не всегда были объектами...
16 Ноября 14
0
Было воскресенье, было пасмурно и серо, зима и короткий световой день... В какой-нибудь другой день, солнечный и ясный, наша милая деревенька...
28 Января 07
0
Поездка в Чехию, о которой хочу поделиться была в августе 2008 года.  Перед тем как приехать в Прагу, совершенно не знала, что она из себя...
04 Февраля 10
0
В журналистике "за кадром" остается очень много интересного. Причем это касается не только телевидения, но и толстых журналов. Истории...
15 Марта 10
0