Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20725)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Непал
(79 постов)
 
Всего постов

20725

Москва-Казахстан-3650 км

0
03 Октября 2007
Photootchet
1
0
Поездка в Казахстан по маршруту: Москва-Волгоград-Знаменск-Сайхин-Джангала-Чапаево-Атырау-Астрахань-Волгоград-Москва

(сокращенная версия)


Вот и съездили мы с братом в Казахстан. Решив поехать, долго думали над маршрутом, хотелось не «рубилова», а чего-то типа «ралли-рейда выходного дня», интересного, но без фанатизма. По причине весьма малого запаса времени, которое можно было потратить на такую экскурсию, восточная область Казахстана была отброшена, и осталась западная. После изучения общедоступных «гражданских» карт и интернета, наиболее удовлетворяющим требованиям показался маршрут Москва – Волгоград – Ахтубинск - Верх.Баскунчак - Тургай (погранпереход) – Сайхин – Бисен – Искра – Джангала – Чапаево – Атырау - Котяевка (погранпереход) – Астрахань – Волгоград - Москва, общая расчетная протяженность которого составила 3635 км. Время поездки – первомайские праздники 2007 года. В это время года ожидалось, и в последствии подтвердилось, отсутствие жары, мошки и сухие степные дороги.

С начала апреля мы начали собираться. В комплект снаряжения попали:

1. Машина – серийная Шеви-Нива. Естественно в ней были заменены текущие сальники, текущие патрубки системы охлаждения посажены на герметик, поменяно масло и колодки, все проверено, смазано и отрегулировано. В ЗИП к ней было положено то, что в Казахстане по моему мнению могло быть недоступно для приобретения, по причине нераспространенности ШНивы в этом уголке СНГ. А именно комплект патрубков, шаровая опора и ремень генератора. Так же были взяты воздушный фильтр (типа пыль засорит) и комплект свечей (типа наверно бензин дрянь). Помпа может потечь, но система охлаждения работать будет, если доливать воду. Датчик положения коленвала брать не стали, т.к. на Шнивах 2006 года выпуска есть еще дополнительно датчик фазы (датчик положения распредвала) и ехать будет и без него. Бензонасос тоже сразу не умирает. Минимум 1000 км он гудит – потом смерть. Модуль зажигания на 2006 годе тоже улучшили, вынесли токовые ключи в контроллер и оставили в модуле только катушки, поэтому сдохнуть он не должен. Подумав - лишних запчастей брать не стали. Дополнительно был установлен бортовой компьютер БК-9 (Питерский), как самый простой в монтаже, не требующий вообще никакого вмешательства в штатную электропроводку и устанавливающийся в штатное место взамен блока контрольных ламп. Единственное что от него требовалось, это индикация ошибок, которые могут возникнуть. И если всякие датчики я надеялся в Казахстане в случае чего суметь достать, ведь Жигули-то там есть, то вот диагноста найти точно затруднительно. Из инструмента взяли обычный набор из полного комплекта рожковых ключей и «головок», размером от «на 7» до ступичной «на 24», отвертки, молоток, пассатижи, кусачки, утконосы и ножовку по металлу. Немного винтов и гаек разной длины и калибра, по 5 метров провода сечением 0,75 и 1,5 кв.мм. и саперную лопатку.

2. Палатка двухместная, надувной матрац и два одеяла. Раскладные стол и два кресла.

3. Примус «Шмель-4», так как предполагали, что с дровами в Казахстане туго. Кстати, купить «Шмель» в Москве ну очень трудно. Везде продают либо газовые горелки на баллонах а-ля «лак для волос» или «масляный фильтр» или забугорные поделки типа «Колеман» или «Примус Мульти Фуел». После двухнедельных неторопливых поисков «Шмель» был обнаружен и закуплен в ларьке на новом «Птичьем» рынке. «Шмель» был «с хранения» и его возраст составлял 20 лет. Но был он новый и в блестящем котелке, с полным ЗИПом и воронкой. Сумма отданная за него составила 25% от стоимости зарубежных аналогов. Да и, на мой взгляд, «Шмель» покондовей зарубежных собратьев. Тем более горит он на любом бензине и всякой дряни – проверено.

4. Бензогенератор. Я жутко неуютно чувствую себя в поездках без электричества и поэтому являюсь большим любителем генераторов. И даже обладаю коллекцией из трех экземпляров на 0,85 кВт, 2,5 кВт и трехфазного десятикиловаттного монстра. В данную поездку был взят 0,85 кВт агрегат японской фирмы «Савафуджи», более известный у нас как ЭА1000 старого образца (не инвертор). Четырехтактный, вес 24 кг, в шумозащитном кожухе типа «чемодан», на баке емкостью 4 литра исправно тарахтит 6 часов при нагрузке 75% от номинала.

5. Тепловентилятор типа «Ветерок» пр-ва Китай. Вентилятор был переделан мною, с целью привести его энергопотребление к возможностям электроагрегата. Купленный как 2 кВт «Ветерок» имеет две спирали, расчитанные на 1 кВт каждая и включаемые ступенчато, т.е. половинная и полная мощность. В результате переделки спирали были соединены последовательно и примерно половина одной из них отмотана. При выходе на режим «Ветерок» выдавал 600 ватт, что было сочтено мною достаточным для обогрева палатки.

6. Прожектор галогенный, переносной, на 150 Вт 220 вольт, чтоб в темноте с комфортом ставить лагерь.

7. Еда на три дня пути и две 20л пластиковые канистры под воду, одну из которых мы наполнили в Москве из водопровода (в последствии очень радовались такой предусмотрительности).

8. Две канистры металлически под бензин. 20 и 10 литров. 20л для машины и 10л для заправки примуса и бензогенератора.

9. Чашки, кружки, тарелки, ложки и ножи.

10. Одежда: осенние высокие кроссовки, камуфляжные охотничьи костюмы, теплые куртки и «шапки типа «горшок» машинной вязки».

11. Радиостанции, автомобильная YAESU FT-817 и две антенны к ней. На СВ 27 мГц и 144/430 мГц, а также портативная YAESU VX-5.

12. Карта-атлас дорог РФ, в который очень удачно попал кусочек Казахстана по долготе , от Харабали до Атырау.

13. GPS GARMIN 12 XL. Данный навигатор хотя и относительно старый, но ОЧЕНЬ надежный. Относится к профи-серии. К сожалению, карты в него грузить нельзя, не умеет. Поэтому с помощью Гугля и ВиКи-Мапии я достаточно точно определил контрольные точки маршрута, залил их в навигатор и ни разу не заблудился. Точность привода составила плюс-минус 300 метров. Т.е. мимо населенного пункта не промахивался.

Фото: Верблюжий навоз и глина - построено на века

Москва – граница с Казахстаном.

И так 28.04.2007г. мы полностью экипированные тронулись в путь. От Москвы до Волгограда ничего интересного не случилось. 12 часов, сменяя друг друга, и мы въезжаем в Волгоград. Сходу по GPS пролетаем его и въезжаем на плотину Волжской ГЭС, за которой лежит город Волжский. Плотина, которую большинство ездивших по ней описывает восторженно, впечатления абсолютно не произвела. ГЭС так себе. В Сибири видел и побольше. Дальше едем по автодороге на Ахтубинск. Проезжаем Ленинск. Перед Знаменском, больше известном как столица полигона Капустин Яр, он же 4-й Государственный центральный межвидовый полигон РФ, останавливаемся (добровольно) на посту ГИБДД и просим сотрудника этой службы посоветовать нам как проехать в Казахстан. Поинтересовавшись, как мы собирались это сделать и услышав в ответ что границу мы хотим переехать в пунктах Верхний Баскунчак – Тургай сотрудник ГИБДД оживился и сказал, что это большой крюк, таможня где можно оформить все документы на пребывание в Казахстане находиться в Сайхине и вообще, почему бы нам не поехать прямо в Сайхин. Ответив ему, что мол полигон, секретность, ракетность и прочее мы услышали, что секретность – секретностью, а все местные и его сослуживцы в том числе, ездят именно так. Ну что ж, если сотрудники ГИБДД ездят именно так и никто их не арестовывает и даже не пытается это сделать, то и нам можно попробовать. Внимательно вкуриваем инструкции, выдаваемые нам инспектором-эктремалом. Вкратце это звучало так: впереди в нескольких километрах находиться пост весового контроля. Прямо перед ним поворот налево, на железнодорожный переезд. Через него в степь. Там в степи будет грунтовая дорога, которая приведет на 71 площадку полигона. А от этой площадки будет другая дорога, которая выходит прямо в Сайхин. А если вы заблудитесь, то на 71 площадке вам помогут. Имея некоторое отношение к ракетным секретам Родины, я знал, что на 71 испытывались тактические ракетные комплексы «Точка», «Луна», «Скад», система залпового огня «Смерч», сейчас мучают «Искандер» и в довесок на ней находиться учебный центр ракетчиков. Но инспектор утверждал, что несмотря на некоторую милитаристическую сущность этого объекта, нас там встретят как родных и всячески помогут. Решаем попробовать. Говорим «спасибо», доезжаем до весового контроля и поворачиваем налево. Видим огромное стадо коров и пастуха на лошади с кнутом в руке. Притормаживаем и спрашиваем, как проехать в Сайхин. Пастух, так же не темня и не секретничая, указывает нам путь кнутом в степь, произносит слова «71 площадка» и потом советует доехать до нее по «столбовой дороге» которая начинается за Знаменском, а не через степь. Столбовая дорога – это конечно хорошо, но здравый смысл подсказывает нам, что именно на столбовых дорогах секретных полигонов особенно активно фланирует ВАИ и всякие товарищи из комендатуры, а вот встретить их в степи, вероятность минимальна. Решаем ехать по грунтовке. Сказано – сделано. Поехали. Километров пять были чудесны. Скорость 80, пыль столбом, навигатор уверенно показывает сокращение расстояния до Сайхина. Догоняем мотоциклиста на Урале с коляской и некоторое время едем за ним, думая что он тоже едет туда же. Но нет. Мотоциклист уходит на малоприметную дорогу справа, а вот навигатор ехать на нее не советует, утверждая, что Сайхин совсем в другой стороне. Решаем довериться «шайтан-коробке» и едем по стрелочке. И вот, километров через 10 начинается средней тяжести экстрим, называемый Глубокая Колея. Ладно, не пальцем сделаны. Никто не обещал, что будет легко. Едем по обочине и гребню. Трясет, но 60 держать получается. И вдруг в степи показываются две приземистые движущиеся точки. Я шучу, что наверно танки. Едем. И понимаем, что это не танки, а их родственники – БМП. Равняемся с ними. Солдаты сидящие на них провожают нас удивленными взглядами. Но вроде не гонятся, не бибикают (если на БМП есть чем бибикать) и не стреляют в воздух, требуя остановиться. Просто едут куда ехали. «Пронесло» - подумали мы. Стало понятно, отчего такая колея. Гусеницы – штука суровая. Едем дальше. Вертим головами по сторонам, высматриваем сюрпризы. Километров еще через 10 они обнаруживаются. Уже не в количестве двух единиц, а в виде колонны. Думаем, все, счас арестуют. Подъезжаем. И видим две «Тунгуски», две БМП, КШМ и заправщик. Экипажи курят около машин. Стоят. Опять удивленные взгляды и …. ничего! Гоним дальше. Еще километров 10 видим просто скопление техники. Единиц 200, а может и 300. Палатки, лес антенн. Вооруженные силы стоят лагерем. И дорога идет прям в него. Опять думаем, что арестуют. Наверняка уже нас засекли, доложили какому-нибудь генералу, что едет неопознанный буржуйского вида автомобиль – потенциальный шпион, и он отдал приказ остановить любой ценой и обезвредить. А что на такое скопление техники положен хотя бы один генерал, мы не сомневались. Стоящая впереди отдельной группой кучка КШМ по соседству с несколькими станциями космической связи, кучей радиорелеек, антенн КВ и УКВ связи и дизельгенераторов говорили о том, что это штаб. Что же делать? Штаб это не потенциально гостеприимная 71 площадка, да и в новостях я неделю назад смотрел репортаж, что в Астраханской области только что прошли учения с боевыми стрельбами, и ехать мимо штаба с глупыми гражданскими целями явно не стоит. Поворачиваем в степь, левее лагеря. Как раз попалась грунтовая дорожка нетронутая гусеницами. Едем. Через минут 15 навстречу нам пылит ВАЗ-2108. Прям подпрыгивает. Жарит во всю. Видно наездник в нем сидит лихой. Думаем – хороший знак. Гражданская машина на секретном полигоне – к добру. Всякая гусеничная хренота надоела уже. Двигаемся дальше. Впереди бугорок. Взбираемся на него и…… впереди еще круче, чем было. Не 200, а 500 машин. Радары, тактические ракеты… «Уралы» ползают как муравьи. Разбито все, дорога – просто жесть. Начинаем чиркать защитой картера о неровности дороги. Решаем, что если 3 раза пронесло – должно проносить и дальше. Видно ШНивы военных не пугают и вопросов не вызывают. Если едут – значит так и надо. Но напрямую на ракеты мы переть не решились. Опять нашли дорожку и поехали в бок. По навигатору Сайхин уже не прямо, а почти на траверзе, угол на него градусов 60. Ладно думаем, прорвемся. Вдруг один из стоящих «Уралов» трогается и начинает двигаться в нашу сторону. Приготовились к позе «руки назад». Но делаем вид, что «Урал» не видим. Едем куда ехали. Он проехал за нами с километр, да и повернул в лагерь. Видно водитель просто решил размяться. Ура. Степь и мы одни в ней. Но вот незадача, нужный нам Сайхин – явно не по этой дороге. И до него 60 км. Бензина вроде хватает, решаем ехать по грунтовке и искать другую дорогу, которая ведет в верном направлении. Едем. Сайхин не приближается. И вдруг опять видим военную часть. Стационарную, но почти пустую. Радары зачехлены, передвижных пусковых установок и станций топопривязки нет, видно уехали в тот большой лагерь. Решаем нагло подъехать и спросить дорогу. Подъехали. Море колючей проволоки, перед входом в КПП сварена из толстенных металлических прутов внушительная клетка. Висит красная табличка: «Министерство обороны РФ. Пусковая ракетная площадка №ХХ». У калитки из прутьев кнопка звонка. Звоню. Выходит солдатик. Начинает таращить глаза. На вопрос про Сайхин не отвечает, а быстро убегает куда-то. Стоим курим. Выходит солдат с лычками и красной повязкой на рукаве. Наверно дневальный какой-то. Спрашиваем его про Сайхин. Молчит. И вдруг задает вопрос: «А вы вообще кто?». Отвечаю: «Мы – частные лица». Сержант пытается переварить информацию и секунд на 15 угасает. Просветляется и выдает новый вопрос «А почему вы в форме?». А одеты мы в камуфляж. Просто нам в камуфляж одеться еще в Москве хорошей идеей показалось. Отвечаем «Купили форму, вот в ней и ходим. Мы вообще-то хотим узнать, как в Сайхин проехать. И мы не шпионы. И не дезертиры». Молчание. Потом лицо служивого подобрело, и он произнес «Видите за частью дорогу бетонную? Вот по ней и езжайте. Там в ее конце будет наезженная грунтовка, вам по ней». Говорим «спасибо», пятимся к машине и отчаливаем. Едем. Дорога кончается. Начинается грунтовка. По GPS она опять идет куда-то в бок. Но, думаем, служивый знает. Куда же ему в самоволку бегать, как не в Сайхин? Тут до Знаменска – километров 70 по прямой будет. А Казахстан всяко ближе. Проезжаем километров 15. По навигатору до Сайхина 35 километров. И вдруг опять забор. Опять КПП. Уверенные, что уже нас не арестуют, опять подъезжаем, опять звоним, опять выходит обалдевший дневальный, с ним тетка-прапорщик, теперь уже с автоматами и дружелюбно интересуются, чего нам надо. Известно чего, Сайхина. На этой ракетной базе народ тоже не сволочной. Опять машут рукой в степь, показывают дорогу и долго смотрят нам вслед. Отъехав за горизонт решаем, что дороги нам не нужны. Настоящий джипер должен ехать по бездорожью. Выруливаем с колеи и прямо по стрелочке навигатора навостряем колеса в степь. Едется нормально. 40 держать можно. Но явно не автобан. Расстояние упорно сокращается. Мы тихо радуемся, что секретный полигон остается позади, а впереди встает Казахстан. За 12 километров до Сайхина по навигатору встречаем вбитую в степи табличку с надписями «Государственная граница. Иностранцам необходима виза, иначе вы совершаете преступление и будете строго наказаны». Уповаем на то, что россиянам виза не нужна, значит и наказать не должны. Едем мимо таблички. Километра за 4 до города на горизонте замечаем смотровую вышку. Опять начинаем мысленно готовиться к аресту. Через километр замечаем на вышке фигуру человека, вот только почему-то он стоит неподвижно. Скоро выясняется, что это чучело. Видно казахские пограничники, съездив в Астраханскую область и увидев железных скульптурных ГИБДДешников, решили перенять опыт, и сотворили этот монумент «Пограничник на вышке бережет рубежи» чтоб пугать слабонервных контрабандистов. Проезжаем монумент. И вот впереди видим Сайхин. Но видим с тыла. Ничего страшного. Немного изменяем курс и прям из степи выезжаем на его главную улицу. Прибыли. Слава Аллаху.

Фото: Железный пограничник

Фото: Въезжаем в Сайхин

Сайхин-Искра

По прибытии мы остановились на окраине и спросили у первого попавшегося казаха лет под сорок где находиться таможня. Махнув рукой в бок от города, он сообщил нам, что это только половина города, а за линией домов находиться железнодорожный переезд, за переездом центр, бензоколонка и таможня. Поблагодарив, двинулись вперед. Переехали ж/д пути и увидели бензоколонку. Т.к. за 4 часа плутания по КапЯру бензина у нас осталось мало, решили заправиться. Подъехали к колонке. Колонка – ужас. В России таких нет. Операторская представляет собой разваливающийся глинобитный домик, нефтехранилище – ржавые бочки на поверхности, а топливораздаточные колонки сделаны непонятно из чего. Когда-то они видно были нормальными, но после ряда ремонтов, при проведении которых казахи использовали детали от утюгов и водопровода, внешний вид их сильно изменился. Спросили оператора, берет ли он рубли. Уважаемый назвал цену в 21 рубль за литр. А в тенге А-93 стоил 76 тенге/литр. Решили за рубли не заправляться, а поехать на таможню, оформить документы и узнать, где можно поменять деньги. Нашли таможню. 3 бытовки и щитовой домик стоят прям у края дороги. Постучали в домик. Нам открыли. Послали в бытовку. В бытовке сидел таможенник, который очень обрадовался нашему посещению, ибо видно было, что он сильно скучал. Мы сообщили ему, что являемся туристами и хотим прокатиться по Казахстану с целью познания этих мест. Он спросил нас, а где мы пересекали границу. Соврали что в Тургае. На его вопрос почему мы не встретили там пограничников, мы пожали плечами и сказали, что наверно у них был обед. Больше коварных вопросов о том, как мы въехали в Казахстан, нам не задавал никто. Таможенник позвонил куда-то по телефону и вскоре подошли его коллеги. Нам выдали по бланку миграционной карты, декларацию и бланк обязательства не продавать машину. С помощью подсказок таможенников мы заполнили все бумаги, нам поставили в них печати, взяли 200 руб. за «внесение а/м в базу данных», слегка досмотрели машину и пожелали счастливого пути. Во время досмотра машины около нас затормозил УАЗик, из которого вышли два камуфлированных казаха. Оказалось – пограничники. Коллеги того самого чучела, которое мы видели на вышке, верные стражи рубежей своей страны. Поздоровались с нами за руку, стрельнули по сигаретке и уехали. Вообще таможня нас порадовала. Никакой волокиты, полное радушие и гостеприимство, правда трафик через этот пост составляет 1-2 иностранца в день, поэтому времени, чтоб культурно обслужить путешественника у казахских таможенников навалом. Вплоть до того, что когда мы зашли и присели на диванчик нам сразу подали пепельницу и предложили закурить. На вопрос про казахскую автостраховку мне ответили, что она не нужна (потом при выезде в Котяевке, оказалось что нужна, не знаю, кто обманывал). На вопрос где поменять деньги, мне ответили «у валютчиков», что меня просто удивило. Адресов валютчиков официальные таможенники не назвали, но уверенно твердили, что они есть, а адреса знают на почте. Спросили где почта. Нам показали акимат, а здание почты было около него. Около почты стояли два казахских типа, которые напористо стали допытывать нас, чего нам нужно. «Валютчики» - решили мы, и сказали им, что нужно совершить обменную операцию. Но это оказались не валютчики. Уважаемые указали нам дом валютчика, сообщили что он дома и будет нам рад. Пошли к валютчику. Постучали. Валютчик вышел. Поздоровались за руку (в Казахстане все, и милиция и таможня и валютчики обязательно здороваются за руку) и начали беседу. Из беседы выяснили курс в 4,8 тенге за рубль и тут же предложили ему поменять 4000 рублей на тенге. Валютчик расплылся в улыбке. Наверно это была сделка месяца. Нам выдали кучу красивых цветных бумажек и мы с радостью побежали на колонку. Налили полный бак, канистры и отправились в дукет-магазин, чтоб купить сахар. Сахар мы забыли в Москве. 175 тенге пачка рафинада. Купили. Теперь надо было налить воды во вторую пластиковую канистру, первая у нас была полная водой с Москвы. На окраине Сайхина, куда мы попали в первый раз, выехав из степи, мы еще тогда заметили штук шесть или восемь колодцев. Подъехали, налили и направились в Искру через Бисен. Дорога – прям и не знаю, как охарактеризовать. Правильнее всего «грунтовая, сооруженная поверх асфальтовой». Назвать ее грейдером язык не поворачивается. Но ехать можно. Местные ездят по ней даже на Жигулях. Но таких экстремалов мало. Один в несколько часов. Оказалось, что есть даже маршрутное такси Сайхин-Чапаев на базе УАЗа-буханки. Ну, раз движение хоть какое-то есть, значит и мы проедем. Выезжаем на это «шоссе» и углубляемся в степь. Начинается экзотика. Полно орлов. Они либо сидят на километровых столбах (больше сидеть не на чем), либо важно парят над степью. Хорьки и суслики перебегают дорогу. Стада коров и овец пасутся по сторонам дороги. Скорость от 40 до 80 км в час, сообразуясь с дорожными условиями. Едем, глазеем по сторонам. Невооруженным взглядом видна бедность этих мест. Даже если у тебя в кармане будет лежать миллион тенге – тратить их некуда. В Сайхине или другом городке еще можно умудриться потратить пару тысяч тенге, например купить пять мисок плова по 110 тенге, пять бутылок водки по 130 тенге и еще по мелочи, но плова больше чем влезет в желудок не съешь и водки больше чем может принять организм не выпьешь. А других товаров повседневного спроса просто нет. И не за какие деньги нигде невозможно купить каких-нибудь омаров или норковую шубу. Разве что стадо баранов приобрести и заделаться баем. Через 10 км от Сайхина решаем сделать первый привал на казахской земле. Во первых мы почти сутки не спали (правда и не хотелось), подремать не вредно, а во вторых начинает давать знать о себе чувство голода. Съезжаем в степь, отъезжаем метров на 800 от дороги и начинаем располагаться. Выходим из машины, достаем стол и стулья, наливаем бензином примус, а чайник сайхинской водой. Пытаемся вскипятить чайку. Но ветер мешает нам. Не ураган конечно, но пришлось перегнать машину и поставить ее так, чтоб она хоть в какой-то мере загораживала нас от ветра. Чайник не кипит. Достаем из багажника канистры в количестве 4 штук и строим из них вокруг примуса и чайника круговую стенку. Ура. Всего на всего час и мы становимся обладателями 3 литров кипятка. Насыпаем в кружки заварку, наливаем кипяток, бросаем сахар и начинаем готовить бутерброды. А в чашках тем временем начинает идти какая-то химическая реакция. Чай прям на глазах мутнеет и в нем появляются миллионы беловатых точек. Если помешать ложечкой – точки исчезают, получается просто молочно-мутная жижа. Постоит – опять чай с вкраплениями. Сделали бутерброды и решили похлебать чаю. Вкус этого чая просто невозможно передать. Солено-земляной, плюс сладость от сахара. Мой брат вылил этот чай сразу, я же мужественно отпил полкружки. И тоже вылил. Как же такую воду пьют жители, останется загадкой. Полтора часа мучений с примусом увенчались возможностью попробовать величайшую чаеобразную гадость в моей жизни. Обидно. Ну ладно, посчитали что это проявления местного колорита, погрузились и заснули на три часа. Просыпаемся. Степь, ветер, солнце еще высоко. Решили двигать дальше по намеченному маршруту. Через час езды дорога становиться совсем гадостная. Проезжаем Бисен и к вечеру на закате достигаем Искры. У дороги находим шайхану, нам про нее еще в Сайхине говорили таможенники, как про единственную точку общепита на дороге до Чапаево. Заходим. Лежит меню. Горячих блюд всего три: тушеная баранина – 170 тенге, плов из баранины – 110 тенге и баранина с гречкой – 130 тенге. Чай и кофе по 15 тенге. Есть еще пиво «Карагандинское», сигареты «Казахстан» и местная разновидность «Примы». Еще в тарелочке лежат беляши. Заказываем по плову, беляшу, чай и кофе. С нас 270 тенге. Порции большие. 56 рублей обед на двоих, однако. Ну очень не дорого. Вполне съедобно. Решаем еще закупить 2 пачки «Казахстана», 1,5 литра местной газировки с непроизносимым названием и шоколадный батончик «Лион». 280 тенге за все. Дороже ужина. Да, не всякий казах может позволить себе такие излишества. Почти стемнело. Отъезжаем от Искры километра на три, сворачиваем в степь и начинаем ставить лагерь. Темно, хоть глаз выколи. Луна еще не взошла высоко, сидит в тучках у горизонта, а солнышко уже село. Достаем бензоагрегат, ставим на крышу машины прожектор, рывок шнура и да будет свет. Через полчаса на дороге начинается какая-то нездоровая движуха. Три машины останавливаются немного не доезжая до нас и стоят не гася фары. Наверно водители устроились на краю дороги и смотрят спектакль «Два чувака и Шнива» при полном электрическом освещении. На всякий случай гасим прожектор и работаем в свете примуса и карманного фонарика. Саперной лопаткой вырубаем растительность в виде пучков какой-то жесткой травы на месте установки палатки. Ставим палатку, кладем в нее толстый надувной матрас. Кипятим чай из московской воды. Ветра почти нет, закипает моментом. Завариваем, бросаем сахар и ждем. Точек и мутности не отмечается. Радуемся. Чай поданный нам в шайхане хотя и был лучше нашего «мэйд ин Сайхин», но все равно не амброзия. Устали. Заморачиваться с кухней не охота. Едим бутерброды и заползаем в палатку. Перед этим наливаем в генератор полный бак, втыкаем «Ветерок» и ложимся спать. Время около 22-30. В 00-00 просыпаемся от холода. Дубняк ужасный. Поднялся ветер. Прав был один мой знакомый, который советовал взять с собой ватные штаны и шубы. Решаем перебираться в машину. На градуснике 5 градусов, вой ветра заглушает рокот бензоагрегата. Затаскиваем в машину «Ветерок» и засыпаем, поставив будильник на 4 утра, чтоб дозаправить генератор. Машина не палатка, ветром не продувается. Спиться более-менее нормально. В 4 часа ночи доливаем бензин в генератор и дрыхнем до 8-00 утра. Подъем. Здравствуй, казахское утро. Ветра почти нет. Ставим примус в палатку и за рекордные 10 минут кипятим целый чайник. Завариваем чай, варим копченые колбаски, которые и поглощаем с зеленым горошком. Снимаем лагерь. Наш путь лежит в Джангалу.

Фото: Сайхин - перерыв на обед

Фото: Пункт общепита в Искре

Фото: Искра - ставим лагерь

Фото: 3 машины в день - уже пробка!

Джангала - Чапаево

Дорога на три с минусом. Но едется уверенно. Через час приближаемся к селению Жанаказан (Новая Казанка). Поворачиваем у озера налево. Ничего интересного. По сторонам все те же орлы, стада и бедность. Изредка попадаются указатели «Кош такой-то» или почтовые ящики привязанные к палкам воткнутым в обочину дороги и подписью типа «Нияз» или «Сарсенбай». Адресов то в степи нет. Проезжаем Жанаказан. Движемся на Джангалу. Еще через час достигаем этого райцентра. Джангала (Жанакала) это уже солидное поселение. В нем целых две бензоколонки и в нем начинается асфальтовая дорога на Чапаево. Заруливаем на колонку. Колонка на три без минуса. Одна беда, носик у пистолета такой толстый, что не влезает в бак, т.е. влезает, но чуть-чуть, надо держать рукой чтоб не вывалился. Видно рассчитан на грузовики или УАЗы. Подъезжают три казаха на мотоцикле «Урал». Водитель с надписью на тужурке «Оралгаз» самый трезвый. Остальные еле стоят на ногах. Вытряхивают из карманов мелочь и одну бумажку и умудряются набрать на 5 литров 76ого. Сидевший в люльке маленький казах с выбитыми зубами бодро подлетает к нам, здоровается за руку и начинает доставать вопросами. Кто мы? Куда едем? Начинает тараторить про обилие в их местах сайгаков и осетров. Дальше – больше. Предлагает купить гашиша. Гашиш нам не нужен. Тогда может просто травы покурить? Курить траву мы тоже отказываемся. Следующий вопрос, есть ли у нас оружие. Начинаем тихо игнорировать пьяного наркодельца-любителя. Это его обижает. Начинает приставать уже с претензиями на наше наглое поведение и пытается учинить драку. Собираемся уже выбить ему остатки зубов (теперь нам становиться понятно, почему у него такая милая улыбка), но тут его товарищи умудряются закончить заправку, грузят его в люльку и увозят от нас это чудо. Пронесло. Избивать представителей коренной народности, да еще в чужой стране, мы считаем дурным тоном. Выезжаем на центральную улицу Джангалы, она же начало шоссе на Чапаев. Фотографируем на память Джангалу, соскучившись по асфальту набираем 100 км/час и вылетаем из нее. Радость кончается через километр. Опять то яма, то канава. Едем привычные 40-60 км/час. Через пару часов выезжаем в Чапаево и выскакиваем на лучшую дорогу страны, автобан Уральск-Атырау. Два года ее строили итальянцы, и построили отменно. На развилке – шайхана, но она на другой стороне дороги. На нашей стороне висит знак «еда через 2 км». Решаем не петлять и едем направо, в Атырау (бывший Гурьев). Скорость 130-140. Молодцы итальянцы. Через два километра кафе не обнаруживается. И через двадцать километров тоже. Наверно знак воткнули итальянцы, а кафе должны были построить казахи, но по видимому забыли.

Фото: Верной дорогой едете, товарищи!

Фото: До бензоколонки - 300 км, до автосервиса - 450 км

Атырау – Астрахань - Москва

Атырау приближается со скоростью ветра. 4 часа с остановками на разминку и мы въезжаем в столицу нефтепромысла Каспийского шельфа. Не доезжая Атырау везде видны нефтяные мегастройки. Едут трубовозы везущие трубы для газо и нефтепроводов. Вдоль трассы видны поселки строителей. Море техники, трубоукладчиков, экскаваторов. Стоят сварочные посты для дуговой полуавтоматической сварки труб на центраторах. А вот пригород Атырау не сильно отличается от Джангалы и прочих городков. Грязный, одноэтажный, бедный. А за бедными домишками огромные резервуары-двадцатитысячники с гордым клеймом «КазТрансОйла». За пару километров до города начинается сплошная промзона. Проезжаем ее, въезжаем под ажурную металлическую арку с надписью «Атырау» и пейзаж тут же превращается в европейский-городской. Атырау явно мегаполис. Чисто, куча высотных зданий в которых размещаются офисы контор в корне названий который обязательно присутствуют слова «нефть», «ойл» и «газ». Многоэтажные жилые дома. Здоровенная мечеть, новизной напоминающая Храм Христа Спасителя. Памятник Махамбету и еще какому-то Уважаемому. Оба на конях. Прям Минин и Пожарский. Стоит сцена. На ней завтра будут праздновать «1 мамыр». Останавливаемся у памятника и сцены. Вылезаем из своей грязной ШНивы одетые в пропыленный камуфляж. Чувствуем себя неуютно. Кругом ездят чистые блестящие «Лексусы» и «Мерседесы» нефтяных магнатов и иномарки попроще. Люди одеты в пиджаки и брюки с лаковыми ботинками и тут мы, два запыленных чучела. Народ явно выказывает интерес к нашим персонам. Спешно фотографируемся у памятника и отчаливаем, а то уже местный милиционер, тоже в чистой и хорошо сидящей форме, с рацией, которой он умеет пользоваться и вообще просвещенный, совершенно непохожий на тех детей пустынь, которых мы видели до этого начал ходить вокруг нас кругами с явным намерением проверить наши документы. Едем по улицам Атырау. Да-а-а…. Казахстан это не только лачуги и пустыни. Начинаешь верить в лозунг про хорошую жизнь для всех казахстанцев к 2030 году, висящий вдоль дорог. Все то же что и в России, «Евросеть», «Пятерочка», «Эльдорадо». Антиглобалистов на них не хватает. Переезжаем мост через Урал. Теперь можем авторитетно заявлять, что мы побывали в Азии. Разворачиваемся и едем на выезд из города. В грязном камуфляже нам не место в этой сияющей столице нефтяников. Вечереет. На улицах появляются женщины легкого поведения. Стоят стайками, стреляют глазками. На окраине города видим надпись «Гостиница» на мотельного вида домике. Подъезжаем, заходим. Почем? 3000 тенге одноместный номер без душа, но с возможностью девушки. Туалет на первом этаже рядом с бильярдом. Представив, как ночью мы будем в него спускаться со 2ого этажа почти голышом под удивленные взгляды бильярдистов и спать на одной кровати, решаем обойтись без гостиничных услуг. И покидаем это место, держа курс на Астрахань. Ехать решили не по новому автобану, а по старому шоссе. Выезжаем. Поздний вечер. Дорога хоть и старая, но 100 ехать позволяет. Отъезжаем от Атырау и видим с левой стороны базу ПВО. Стоит рухлядь 50-60х годов выпуска, радиолокационная станция П-12, радиовысотомер ПРВ-10 и виден громадный лопух антенны РЛС дальнего обнаружения П-14. Антенны вращаются. Красота. Музей ПВО под открытым небом. Видимо берегут мирное небо Казахстана. Правда, в Югославии такой рухлядью запросто сбили «Стелс», т.к. его ЭПР весьма велика в метрово-дециметровом диапазоне волн, поэтому «Стелсам» соваться в Атырау не следует. Их видят. Едем дальше. Чапаевское. Останавливаемся. Закупаем на последние тенге в ларьке-дукете три пузыря крутейшего по местным меркам коньяка с неоригинальным названием «Казахстан» по 600 тенге за бутылку (водка стоит 120 тенге). Продавщица смотрит уважительно. Русские гадость не пьют и не мелочатся, по одной не покупают. Километров за 20 до Ганюшкино нас тормозят полицейские, размахивая светящимися красными палками, такие в ходу на аэродромах. Но у них улучшенные, с торца палки приделана лампочка, которая по задумке конструктора должна заменить постовому фонарик. Полицейский пытается при свете палки прочитать наши документы, но ему это не удается. Светосила их орудия труда бессильна перед ночным степным мраком. Подходит к фарам. Читает. Говорит, что желает досмотреть машину. Думая что при таком освещении досмотр затянется на часы и половина вещей будет измордована, достаем наш фонарик на двух больших круглых батарейках, включаем и предлагаем стражу порядка им воспользоваться. Что тут началось! Полицейский схватил наш сорокарублевый фонарик купленный в Ашане и стал им размахивать, светя то в степь, то на машину, то на своих коллег и причитать: «Ка-а-акой фонарик! Очень, очень хороший фонарик! Чертовски хороший фонарик!». Так как его коллега в это время обнаружил у нас отсутствие казахского ОСАГО (похоже, надули нас на таможне) и начал пугать штрафом, мы быстро сориентировавшись предложили им фонарик в качестве благодарности за свободу. Это вызвало бурю восторга. Два казахских полицейских стали вырывать друг у друга фонарик из рук. Один кричал «Это я их остановил!», второй «Это я обнаружил отсутствие страховки!». Причем радовались они фонарику оба, как дети. Прервав их полицейские игрища, мы скромно спросили, можно ли нам ехать дальше. Старший из них сурово спросил нас, кому мы дарим фонарик. Естественно, тому у кого больше звездочек. Довольный главный забрал фонарик себе, а нам милостиво разрешил продолжить путь. Самые сладкие куски всегда достаются самому сильному. Так и придется его подчиненным уродовать зрение, изучая документы водителей в тусклом свете палки. Уезжаем от осчастливленных дорожных полицейских и через полчаса езды достигаем поста казахских МВДэшников, стоящего перед постом таможенным. МВДэшники есть МВДешники, похоже построили на дороге в РФ свою будку только для того, чтоб выезжающие при пересечении границы не сильно отягощали свои карманы деньгами, а по максимуму оставляли их в Казахстане, тем самым максимально стимулируя местную экономику. Претензия к нам прежняя – ОСАГО, а к остановленному следом уважаемому – лишний вывозимый бензин в канистрах. Можно вывозить (как и ввозить) полный бак + 30 литров, а у него было 60 литров, три канистры по 20. Тут не степь, сидит целый майор, несмотря на время в три часа ночи за фонарик не пропускает. Хочет 5000 тенге, кровопийца. Немыслимая по местным понятиям сумма. Это все равно что в РФ гаишник попросит 50 тысяч рублей за проезд на красный. Начинаю торговаться. Через 10 минут сумма становиться 500 российских рублей и дальше не уменьшается никак. Ладно. «Стимулируем» стража дороги и проезжаем это гадостное место. Через пару километров пограничный КПП. Очередь из автобусов и дальнобоев машин в 10. Встаем в хвост, хлебосольные дальнобойщики сообщают нам, что граница закрыта до утра и приглашают выпить в похоже специально сооруженную для этого перед въездом на КПП будку. Стоим, трепемся с ними. И вдруг ворота КПП открываются, навстречу нам выходит улыбающийся таможенник и вежливо спрашивает, а что Вы стоите, не проезжаете? Мы отвечаем что нам сказали типа закрыто до утра… А он нам говорит, что закрыто до утра для грузовиков и автобусов, а для легковых – будьте любезны. Вот это да, не ожидали. Заезжаем на КПП. Все вежливые, трезвые. Узнав, что мы туристы даже не смотрят машину, оформляют бумаги и выпускают нас за ворота. Нейтральная территория. Впереди еще одна преграда, отделяющая нас от Родины – паром. Таможенники сказали, что официально он круглосуточный, но паромщики до утра «отдыхают» и надо «договариваться». Идем договариваться. Еще две машины, но с казахскими номерами, тоже ждут парома. Заходим. На пароме сидит хамоватый уважаемый, который буркает «чего вам надо». Говорим, что надо уплыть в Россию. Сколько дадите. Сообщаем ему, что понятия не имеем, сколько такое дело может стоить. Ответ опять хамский – не знаете, идите гуляйте. Подходим к нему вплотную и предлагаем назвать сумму. Уважаемый презрительно сплевывает сквозь зубы за борт и произносит – 7000 тенге. Едрить твою за кочан. Еще один чокнутый с манией величия. Теперь уже «Солнцеподобный и лучезарный правитель паромной переправы и повелитель вод». Сволочь. Ну ладно. Деловое предложение прозвучало. Прикинув, что на русские деньги это примерно 1500 рублей решаем договориться со стоящими двумя казахами сброситься по 500 рублей и втроем уплыть поскорее из этого гнезда коррупции. Один согласился плыть не дожидаясь утра за 500 рублей, а вот второй просто покрутил глядя на нас пальцем у виска, сообщил нам что даже 1000 тенге по местным меркам огромные деньги и он из принципа не будет платить такую сумму, а лучше дождется утра и уплывет за установленные законом 100 тенге. Мы сперва сгоряча со вторым казахом хотим сброситься по 750 руб и уплыть немедленно, тем более просто прикольно сплавать на такой махине вдвоем за смешные 750 руб, но нас вдруг посещает мысль, что если Российская таможня тоже закрыта до утра, мы рискуем стать посмешищем водителя отказавшегося плыть с нами за 500 руб. Мы просто будем спать до утра в машинах уже на той стороне заплатив гаду-паромщику три его месячных оклада за один рейс, а он догонит нас заплатив всего 100 тенге. Засыпаем. Просыпаемся в 7-00. Паром и не думает начинать работу. Через КПП уже прошли два автобуса и газель. Водители сигналят и матерятся на задержку. Через полчаса угроз пойти на паром и коллективно набить паромщику морду, паром открывается. Нас всех запускают. Платим по 100 тенге и плывем. Здравствуй, Родина! Проходим российский КПП. Все. Казахстан позади. До дома 1100 километров, но дорога уже накатана. По дороге домой за Волгоградом покупаем три литровые банки меда по 80 рублей, около Тулы – тульские пряники и двух жерехов. И вот, по прошествии 4 дней после выезда из столицы мы опять в Москве. Итог: за поездку истрачено 11000-00 руб., пройдено 3600 км дорог и бездорожья. Поломок нет (уже потом, меняя масло в Москве, увидел, что защита картера и металлический пыльник переднего моста значительно, но не смертельно, пострадали). Разъезжаемся по домам и заваливаемся спать. Казахская эпопея закончена. Будем готовить что-нибудь новое.

Максим, ex RK3AUU, RL3AU


Источник: kety

Похожие темы

В один из дней, когда я расслабленно изучал Google.Earth, лениво двигая мышкой от Анголы к Островам Кука, и от Находки к Мадейре, заметил нечто, о...
24 Декабря 09
0
Поезд из Астрахани в Казахстан возвращает ненароком расслабившихся в суровые годы Совка вкупе с местным среднеазиатским колоритом. Обладатель...
05 Мая 11
3
Атырау - небольшой по населению (250 тыс. чел.) центр самой богатой области Казахстана. Он расположен в начале дельты Яика, в 30 километрах от ...
29 Августа 09
56
Хочется куда-нибудь за границу но не в Америку, а в Ниццу! Легко! Франция совершенно незаслуженно избежала моего пристального внимания, надо было...
23 Ноября 09
0
Андорра зимой примечательна своими 2-мя горнолыжными долинами, а летом - трэкингом и прочими горными походами/поездками. Сюда можно включить еще...
15 Марта 10
0