Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20726)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Тунис
(63 поста)
 
Всего постов

20726

Бретань. "Пиратский" порт Сен-Мало

0
26 Сентября 2007
joe90
0
0

Сен-Мало (Saint-Malo) является древнейшим портом на северном побережье Бретани - выдающегося в Атлантический океан полуострова между Бискайским заливом и проливом Ла-Манш. 



Герб Бретани украшает горностай, перешедший сюда с герба герцогов Бретонских. На герцогское знамя горностая поместил Пьер I де Дрё (Pierre Ier de Dreux), прозванный Моклерком (Mauclerc), живший в 1190-1250 годах. Впрочем, существует легенда, что один из герцогов Бретани, Алан Барбеторт (Alain Barbetorte), преследуемый норманнами, был остановлен разлившейся илистой и грязной рекой. Герцог заметил горностая, убегающего от скачущих лошадей и тоже остановленного водой. У самого берега горностай резко развернулся, предпочитая смерть грязи. Оценив мужество зверька, Алан Барбеторт крикнул своим соратникам: «Лучше смерть, чем позор!». Воодушевленные бретонцы развернулись, атаковали противника и смогли обратить его в бегство. Разумеется, это лишь предание, но и в действительности горностаи являются исключительно чистоплотными зверьками, они не выносят грязи.

В свое время предки бретонцев – кельты – обитали на территории современных Английских островов. В V-VI веках до нашей эры под давлением пришедших с континента завоевателей они переселились на полуостров. Свою новую родину они нарекли Малой Бретанью, или просто Бретанью, а историческую родину называли Большая или Великая Бретань. Именно отсюда и происходит современное название Великобритании.
Кстати, не все это знают, но именно в Бретань легенды «поселили» короля Артур, рыцарей Круглого стола, волшебника Мерлина, тут любили и страдали Тристан и Изольда.
Бретань стала частью Франции лишь в XVI веке. В ней до сих пор существуют отдельно от французских самобытные бретонские культура и язык.
На островке справа виден один из нескольких внешних фортов, некогда защищавших город с моря.

Море – это самое удивительное, что есть в Бретани. Здесь бывают очень сильные приливы и отливы, когда вода за несколько часов уходит к линии горизонта и вновь возвращается к подножью скал.
Каждые шесть часов вид береговой линии меняется до неузнаваемости.

Часто это сопровождается внезапно налетающими мягкими густыми туманами. Видимость за каких-нибудь пять минут падает буквально до нескольких десятков метров.

Город-крепость Сен-Мало был основан на скалистом полуострове, соединенным с материком лишь узкой песчаной косой. Место не очень уютное, зато безопасное. В XII веке жители побережья, опасаясь постоянных набегов норманнов, решились переселиться на этот негостеприимный клочок земли. Место оказалось не только исключительно надежным с точки зрения обороны, но и очень удачным для торговой и военной гавани.

История названия города на полтысячелетия старше первых его домов. В VII веке монах по имени Мало семь лет путешествовал по холодным морям в «страну льдов» в поисках рая, прежде чем высадиться в Бретани.

За годы фашистской оккупации Франции немцы превратили Сен-Мало в мощный узел обороны так называемого Атлантического вала. Древний порт был объявлен закрытым городом. В 1944 году Сен-Мало подвергся сильным бомбардировкам союзников, даже после знаменитой высадки в Нормандии город был освобожден далеко не сразу. В ходе ожесточенных боев он был практически разрушен: в руинах лежало около 80% старинных домов. Чудом уцелел лишь замок XV столетия. Все остальное было бережно воссоздано в послевоенные годы буквально по камешку. Старый город восстановили преимущественно таким, каким он выглядел в XVIII веке.

Центральную часть укреплений Сен-Мало составляет замок Шато-Гайяр (Chateau Gaillard), построенный в XV столетии и значительно усиленный фортами, возведенными в конце XVII века по плану государственного комиссара фортификации Вобана (Vauban).

Городские ворота Сен-Винсент (Saint-Vincent).

Массивная башня, построенная в конце XV века. Если не ошибаюсь, малуинцы возводили ее, укрепляя оборону города, по сути вопреки воли как правителей Бретани, так и ее епископа, искусно играя на их противоречиях. Жители Сен-Мало всегда отличались упрямством и независимостью. Еще в далекой древности они придумали себе весьма дерзкий девиз: «Я не француз, не бретонец, а только малуанец».
В отличие от всей Бретани вплоть до XIV века город оставался независимой республикой. Затем он перешел в подчинение французскому королю Карлу VI, но и в дальнейшем долгое время представлял собой отлично укрепленную крепость. А в конце XVI века жители Сен-Мало, верные присяге Герцогу Наваррскому (впоследствии королю Франции Генриху IV), провозгласили свой город суверенной республикой и хранили ее в течение четырех лет!

Сейчас в замке находятся мэрия и музей. Надпись «Hotel de Ville» переводится вовсе не как «городская гостиница», а означает мэрию. Во французском языке под словом «hotel» понимается не отель в нашем представлении, а особняк. Весьма распространенная лингвистическая ловушка для туристов: некоторые потом удивляются, что это за сеть гостиниц такая, во всех городах Франции занимающих самые престижные здания.

Интересно, как в здешнем мягком, но холодном климате выживают пальмы?

С конца XVI века в городском строительстве все больше использовали камень, что и определило лицо Сен-Мало. Стиль домов здесь всегда отличался строгостью линий и мощью форм. Однако город сильно пострадал от пожара 1661 года, уничтожившего многие средневековые здания. Нынешним своим обликом Сен-Мало обязан архитектору Вобану.

Прямо от городских ворот можно подняться на крепостную стену и обойти Старый город по периметру, причем большая часть пути будет проходить над морскими волнами.

Ежегодно город посещают более двух с половиной миллионов туристов со всего мира. Местные ресторанчики специализируются преимущественно на блюдах из даров моря: в меню указаны названия множества рыб, фигурируют устрицы, омары… Впрочем, некоторые ресторанчики слишком уж ориентированы на туристов, редко проводящих в Сен-Мало больше одного-двух дней, а потому владельцы этих заведений не особенно заинтересованы в привлечении постоянных клиентов и доброй славе. Отравиться, думаю, тут невозможно, а вот отведать не особенно удачное блюдо – вполне реалистично.
Путеводители хвалят также местный сидр, но, положа руку на сердце, скажу, что самый вкусный сидр делают все-таки в Ирландии и Скандинавии, а французский же еще хуже английской кислятины. Да и вообще, во Франции надо пить вина…

Узкие улочки надежно защищены от пронзительных морских ветров кольцом высоких городских стен.

Не зря Сен-Мало называют старым пиратским портом. С давних пор отсюда отправлялись в свои странствия авантюристы всех мастей: пираты, морские бродяги, первооткрыватели, отважные купцы. С XVI века этот город стал одной из основных баз французской колонизации Американского континента.

Каково, однако, смешение эпох и стилей: седые камни древних оборонительных стен, позеленевшие от времени памятники мореплавателям (пока за кадром :)), легкие изящные парусные яхты и тяжелые грузовые суда!

Итальянский военный корабль (тральщик?), пришедший в Сен-Мало с дружественным визитом.

Несмотря на небольшое население – около 12 тысяч жителей – современный Сен-Мало – город с развитой промышленностью и торговлей.

Каждая улочка, каждый отрезок набережной напоминают о великом прошлом порта.

Длинный мол защищает торговую гавань от непредсказуемой Атлантики.

Подобные зарешеченные помещения нередко встречаются в толще городских стен с внутренней их стороны. Дело в том, что до начала XIX века в Сен-Мало по сути не было ночной стражи. Точнее, ее роль выполняли несколько натасканных на людей псов, которых выпускали на улицы города с наступлением ночи. Они кидались на всех прохожих, слушаясь только специальных служителей, утром загоняющих их обратно в клетки. Таким образом, ночных воров и грабителей в Сен-Мало практически не было: слишком уж рискованное это было занятие. А небольшие ниши с закрывающимися изнутри зарешеченными дверцами были устроены то тут, то там в качестве убежищ для припозднившихся прохожих, уже не успевающих укрыться в своих домах. Крест на этой традиции охраны ночного покоя был поставлен уже в наполеоновские времена. После того как псы разорвали двух офицеров, император немедленно пресек варварский обычай.
На этой фотографии запечатлена обычная сторожевая башенка, однако упомянутые убежища устроены аналогичным образом.

Старый город изрезан узкими мощеными улочками с высокими зданиями XVIII века, в нижних этажах которых часто располагаются сувенирные магазины, рыбные рестораны и блинные.

Подлинное каменное ущелье.

Наибольший расцвет Сен-Мало пришелся на XVII-XVIII века. Благодаря мореплавателям и купцам, которые отсюда отправлялись в Индию, Китай, Африку и Америку, город непрерывно преумножал свои богатства и влияние. Его славу составили многочисленные замечательные личности: первооткрыватель Канады Жак Картье, Гуен де Бошен, обошедший мыс Горн в 1701 г., Мопертюи, отправившийся в Лапландию в 1736 г., чтобы определить форму Земли, знаменитый поэт Шатобриан, а также корсары Сюркуф и Дюге-Труэн.

Вообще под влиянием военной архитектуры стиль построек города заметно унифицировался, что бросается в глаза в благородных и суровых кварталах застройки начала ХVIII века.

И тем не менее под суровой внешностью города-крепости прячется веселая душа авантюриста, унаследованная от великих корсаров.

Как жаль, что фотография не в силах передать потрясающий запах свежего северного морского ветра!

Снимок сделан с внешнего кольца стен. Как видно, на особенно ответственных участках городские укрепления дублировались.

Памятник знаменитому французскому корсару Роберу Сюркуфу (1774-1827 гг.). Рука статуи указывает в сторону Англии – давнего соперника Франции в борьбе за господство на морях. Чайка почтительно внимает этому призыву. :)

Благодаря прозрачно-изумрудным водам Атлантики побережье северной Бретани в районе Сен-Мало называют Изумрудным берегом (Cote d'Emeraude).

В тумане тонут дома и высокие крыши.

К этой стене в XVIII веке англичанами был послан начиненный порохом корабль, по сути огромный брандер, способный причинить городу немалые разрушения. Этот замысел не остановил даже официальный мир между Францией и Англией: так велика была ненависть к Сен-Мало, откуда весьма успешно действовали многочисленные французские корсары, исподтишка наносящие чувствительные удары то здесь, то там. К счастью для Сен-Мало, способный стать роковым для многих малуинцев корабль отнесло порывами неожиданно налетевшего ветра, и он взорвался в изрядном удалении от города. Тем не менее, по свидетельствам очевидцев, взрыв был такой силы, что им выбило оконные стекла во многих домах даже вдалеке от моря.

Одна из площадей Старого города.

Вдалеке виден собор Сен-Винсент (La Cathedrale Saint-Vincent), заложенный еще в ХII веке.

Неф его выполнен в анжуйском стиле, а недавняя реставрация дополнила убранство собора высоким гранитным шпилем по старинному образцу взамен прежнего шпиля XIX века.

Часто встречаются улочки, где не протиснется ни один автомобиль.

Дом герцогини Анны Бретонской (1477-1514 гг.) – одной из важнейших фигур в истории Бретани. Не по своей воле она стала орудием Истории, способствовав присоединению полуострова к Франции.
В момент смерти отца, герцога Бретани Франциска II, Анне было всего двенадцать лет. Но уже тогда на ее руку было много претендентов. Среди прочих – эрцгерцог Максимилиан Габсбург, будущий император Священной Римской империи, с которым Анна и была помолвлена. Недовольный этим потенциально опасным для Франции союзом французский король Карл VIII, (уже обрученный с Маргаритой Австрийской, дочерью Максимилиана), посылает свои войска против Бретани. Он покоряет большую часть полуострова и осаждает Ренн, где укрылась Анна. Знать просит герцогиню порвать с Максимилианом и согласиться на союз с Карлом VIII, Анна соглашается. Папа Римский специальным эдиктом освобождает жениха и невесту от предыдущих обязательств, и в 1491 году состоялась свадьба.
Однако Карл VIII умирает в 1498 году, так и не оставив наследника. Воспользовавшись этим, Анна тут же восстанавливает фактическую независимость Бретани. Год спустя она выходит замуж за французского короля Людовика XII Орлеанского. Тот не препятствует заботам Анны о своем герцогстве. В последние годы вплоть до смерти Анны в 1514 году Бретань переживает редкий для Средних веков период мира и благополучия.
После смерти Людовика XII старшая дочь Анны, Клод, выходит замуж за короля Франциска I. Бретань стала ее приданым, и 21 сентября 1532 полуостров окончательно стал одной из французских провинций.
Некоторые историки утверждают, будто Анна Бретонская поддалась обаянию захватчиков в лице Карла VIII. Однако более состоятельной кажется версия, что герцогиня пожертвовала собой для спасения своей страны от катастрофы. Тем не менее спустя восемнадцать лет после смерти Анны все-таки произошло то, чему она противилась всю свою жизнь – Бретань навсегда стала частью Франции.

Очень колоритно на этих древних улочках выглядит ремонт подземных коммуникаций.

Вечер в квартале, примыкающем к Старому городу.

Воздух очень влажный, по-прежнему висит туман, хотя и не такой густой, как днем.

Вечером улочки города заполнены преимущественно туристами.

А многие и вовсе пустынны…

Очень оригинально подсвечено орудие XVIII века: как говорится, простенько и со вкусом.

Стены замка за несколько секунд до выключения подсветки: любят все-таки французы экономить! :)


Автор: dkphotodkphoto

Похожие темы

Сен-Мало, город отважных мореплавателей и корсаров,  ведущий свою историю с 12-го века, расположен на небольшом полуострове в...
27 Апреля 09
0
Путешествуя по Франции, и любуясь обилием исторических и архитектурных памятников, мало кто задумывается, что почти вся северная часть этой страны...
28 Февраля 10
0
Аббатство или попросту гора Сен-Мишель, очень удивительное и красивое место. Оно находится на границе Нормандии и Бретани, и фактически...
21 Ноября 10
0
Сен-Мало (фр. Saint-Malo, брет. Sant-Maloù, лат. Maclovium) — город и порт в Бретани на северо-западе Франции, находящийся на берегу...
27 Октября 10
0
  Продолжаю свой отчет о поездке в Мон Сен-Мишель и Сен-Мало за olдин день.   Поднявшись на самую верхнюю часть Мон Сен-Мишеля я...
16 Августа 10
0