Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20725)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Сейшелы
(12 постов)
 
Всего постов

20725

Гавр, или уютный XX век

0
26 Сентября 2007
joe90
0
0


В переводе с французского «Havre» означает «гавань». Действительно, сейчас Гавр является одним из крупнейших портов Франции. Расположенный в устье Сены, он служит морскими воротами Парижа.

Гавр возник в 1517 году на месте рыбачьего поселка. Первоначально в честь французского короля Франциска I он носил название Францискополь (Franciscopolis), лишь впоследствии его переименовали в Гавр-де-Грас. Уже в 1572 году город стал значительным торговым центром, откуда суда отправлялись к Ньюфаундленду и Шпицбергену для ловли трески и китов. К XVIII веку этот порт стал вторым по величине во Франции после Нанта.

Сейчас население города составляет чуть меньше 200 тысяч человек. Гавр – это не только порт, но и крупный промышленный центр (насколько они вообще могут быть крупными во Франции, где в целях защиты экологии стараются не концентрировать индустриальные предприятия в одном районе).

Но мне, Гавр, конечно, интересен вовсе не своей промышленностью. К сожалению, я провел тут слишком мало времени, чтобы познакомиться с достопримечательностями, которых, увы, здесь все равно немного. В годы Второй мировой войны город был практически разрушен. Немцы, разумеется, оценили все достоинства порта и превратили Гавр в мощный узел так называемого Атлантического вала. Сильно подозреваю, что основные разрушения город получил от действий союзников – ударов бомбардировочной авиации в 1941-44 годах. Завершающим аккордом стали сражения, последовавшие за открытием второго фронта, когда порт и центральную часть города буквально сровняли с землей. Немцы тут оборонялись весьма ожесточенно, чтобы не дать союзникам захватить гавань, через которую можно было бы наладить безостановочное снабжение высадившихся войск. В итоге город был освобожден только 12 сентября, то есть спустя более трех месяцев после высадки в Нормандии.
Возрождение лежащего в руинах Гавра началось в конце 40-х годов. На мой взгляд, город получился очень своеобразный. Пусть он практически полностью лишен старинных зданий в центре, ему сумели придать удивительное очарование. Признаюсь, я даже не ожидал, что город, по сути построенный в середине XX века, может обладать такой удивительной атмосферой.

Конечно, я провел в Гавре только один вечер, покинув город уже на следующее утро. Свое суждение я составил лишь по одной вечерней прогулке.
На этом и предыдущем снимках изображен своего рода канал в самом центре города. Создан он был, видимо, преимущественно в эстетических целях. Впрочем, тут швартуются легкие яхты и, кажется, какие-то прогулочные и развлекательные суда вроде плавучих ресторанов.

Памятник погибшим в годы Второй мировой войны. Если не ошибаюсь, на постаменте высечены имена павших горожан.

Современный Гавр обязан своим обликом авторскому коллективу во главе со знаменитым французским архитектором Огюстом Перре (Auguste Perret) (1874-1954). Как можно заключить уже из фотографий, Перре сумел сочетать в своем творчестве принципы неоклассики и функционализма.

Поскольку я мало что могу поведать собственно о Гавре, стоит рассказать подробнее о том, кто его создал. Огюст Перре родился в Брюсселе в семье выходца из Франции, строителя, основавшего свою собственную фирму. До 1901 года Огюст учился в парижской Школе изящных искусств. Затем, прервав образование, он продолжил вместе с братьями дело отца, сохранив специализацию его фирмы – постройки из железобетона. Однако Огюст Перре едва ли не впервые в истории придал данному материалу, до этого понимавшемуся исключительно утилитарно, эстетический облик.

Если ничего не путаю, этот оригинального внешнего вида театр (в кадре он, конечно, не целиком) носит имя «Вулкан». В то время, когда я был в Гавре, среди прочего ставили чеховского «Дядю Ваню».

Целые кварталы зданий, построенных в едином стиле, удивительно гармоничны и при этом разнолики.

В отличие от старинных городков, Гавр раскинулся широко: на этих улицах совсем не тесно, много воздуха и зелени.

Правда, такая вот улочка вызвала у меня ассоциацию с калифорнийским Сан-Хосе. Башня вдалеке, кстати, фигурирующая и на третьей фотографии этого альбома, заслуживает отдельного упоминания, но я расскажу о ней чуть позже.

Когда Огюст Перре был назначен в конце 40-х годов прошлого века главным градостроителем Гавра, он впервые в истории Франции поставил на поток строительство типовых домов из железобетона. Однако, как я уже говорил выше, конвейер не помешал архитектору и его последователям сохранять индивидуальность в однообразии.

В унылом, казалось бы, железобетоне мастеру удалось добиться воплощения эффектов зрительного освобождения света и пространства. Четкая функциональность сочетается в проектах Перре с неоклассичностью образа в целом. Про него справедливо пишут, что, избегая как историко-стилизаторских орнаментальных излишеств, так и радикализма архитектурного авангарда, архитектор придерживался своеобразной золотой середины, родственной зодчеству «ар деко».

По центру Гавра разбросано немало металлических скульптур, здесь много фонтанов.

Тротуары порой переходят в увитые плющом галереи.

Ну как можно поверить, что это самый центр промышленного и портового города, причем не парк, а улица?

Слева виднеется весьма оригинальная скульптура.

Как уверяет путеводитель, среди многих восстановленных городов Гавр выделяется своим единством и целостностью.
Кстати, у одного прохожего я поинтересовался на французском, знает ли он английский язык. Ответное почему-то восторженное «Конечно!» меня сначала не насторожило. Но стоило мне спросить, как пройти в исторический центр города (я тогда еще не подозревал, что нахожусь в самом его сердце), как прохожий радостно стал вываливать на меня горы информации, причем настолько бегло и с таким чистым британским произношением, что я почти ничего не понимал. Видимо, мне повезло наткнуться на жителя туманного Альбиона, соскучившегося по общению на родном языке. Та встреча лишний раз меня убедила в том, что рядовые англичане говорят вовсе не так, как дикторы BBC, а американский английский на слух воспринимается гораздо легче…

Почему-то мне этот уголок города запомнился ярче всего, именно он у меня и ассоциируется с Гавром.
Башню за зданиями я во время той прогулки принял за строительство чего-то современного и решил не тратить время на крюк в ту сторону, ибо уже наступали сумерки, а я хотел дойти до моря. Теперь каюсь. Лишь позже я понял, что видел, хоть, увы, и издалека, очень интересную церковь Сен-Жозеф (св. Иосифа). Она сооружена в виде 110-метровой башни и буквально доминирует над городом с его невысокими домами. Внутренний зал освещается через 13 тысяч витражных стекол. Думаю, это должно быть красиво или как минимум необычно своей игрой света. Впрочем, весной 2004 года Сен-Жозеф, как видно, стояла на реконструкции вся в строительных лесах, так что в полной мере насладиться ее красотой мне бы все равно не удалось. Кстати, автором проекта церкви был все тот же Огюст Перре. Причем строительство велось в 1953-57 годах, и архитектор не успел увидеть завершение этой работы.
Очень интересный приятный глазу цвет имеет асфальт тротуара. Мне даже показалось, что он слегка пружинит под подошвами. Впрочем, это, наверное, было субъективное следствие легкой эйфории, вызванной приятной прогулкой свободным от тяжких дум вечером в красивом городе замечательной страны. :)

Первая линия домов перед широким пляжем. Как я вычитал, существует четкая граница между старыми домами и новыми. Крыши сохранившихся довоенных зданий – двускатные, а у послевоенных – уже плоские.

И вот уже в лучах заката впереди открывается море, точнее воды Ла-Манша.

Темнота сгущалась прямо на глазах, ранний вечер без какого-либо плавного перехода превращался в ночь.

Взгляд от кромки прибоя назад, в сторону города.

Взглянув на часы и прислушавшись к внутренним ощущениям, я решил, что было бы неплохо поужинать, и отправился на поиски храма желудка.

Заведение с неоновой вывеской – это китайский ресторан. Туда я, конечно, не пошел: не хватало еще лететь во Францию, чтобы отведать кухню своих ближайших южных соседей (которую я, должен признать, и дома-то не люблю)!
Потом встретилось еще несколько кафе, но они как-то не внушали доверия ни пластиковыми столиками с пластиковыми же стульями, ни шумной молодежью в качестве посетителей…

И вновь я вернулся к своему любимому уголку города, если краткость знакомства позволяет мне его так называть.

Среди довольно убогих дизайном (на мой взгляд, конечно) современных «Ситроенов», «Рено» и «Пежо» встретился такой вот интересный экземпляр, капот которого украшали японский флаг и надпись «Ipone». Подозреваю, что, надпись относится не к модели спорткара, а скорее указывает на название команды гонщиков.

Ратуша Гавра – еще одно творение Огюста Перре. На семнадцатом этаже 60-метровой башни находится смотровая площадка куда я, конечно, тоже не попал.

Мне кажется, что жизнь в мегаполисах решительно проигрывает жизни в таких вот небольших городах, где думают об экологии, где в центре нет скученной застройки и пробок, где много деревьев и фонтанов, где улицы похожи на парки и выводят прямо на морской пляж, где все рядом и дорога от дома до работы пешком занимает не более получаса, где время течет неторопливо и где прохожие улыбаются, встретившись взглядами. Кто-то, быть может, тут упрекнет меня в стариковском мировоззрении, хотя до почтенного возраста мне еще далековато. :) Но когда у меня приключается очередной цейтнот и кажется, что вот-вот сдадут нервы, я вспоминаю почему-то не великий Париж или древний Дижон, а именно Гавр. Да-да, тот самый перекресток, от которого недалеко до моря и откуда так хорошо видно башню церкви Сен-Жозеф.

Специальный пешеходный переход для собак? Интересно, а сами-то четвероногие друзья знакомы с правилами дорожного движения? :)

Вот я и вернулся к каналу недалеко от своего отеля, так и не встретив ресторан, в котором хотелось бы поужинать. Предвосхищая события, скажу, что решение поесть в ресторане отеля потерпело полное фиаско: к тому моменту, когда я вернулся, работал только бар, и я предпочел бутербродам сон на пустой желудок.

Через канал перекинут мостик, явно стилизованный под знаменитый Нормандский мост в устье Сены.
На этом и закончилась моя прогулка по Гавру. Повторно хочу отметить, что, конечно, я видел очень мало. В городе все же сохранились отдельные памятники старины, но то, что я их не увидел, в конечном счете меня не особенно расстроило. XVI-XVIII столетия можно встретить почти в любом городе Франции, а вот посетить такой уютный XX век мне посчастливилось только в Гавре.


Автор: dkphotodkphoto

Похожие темы

Автор: dkphoto Путешестфие по французкому городу Гавру, портовому городу Гавру. В переводе с французского «Havre» означает «гавань»....
13 Июля 07
3
Путешествуя по Франции, и любуясь обилием исторических и архитектурных памятников, мало кто задумывается, что почти вся северная часть этой страны...
28 Февраля 10
0
  Орлеан - отличный город, всем рекомендую съездить туда на день из Парижа. Rue de...
01 Августа 12
0
Поездка состоялась как видно из названия в октябре месяце 2009 года. Подготовка гипер минимальная, что в очередной раз сказалось на первых днях и...
21 Октября 09
2
Это не день победы над, это не день японской революции – это просто лето, а лето – сезон праздников, народных гуляний и фейерверков. Легенда гласит,...
22 Апреля 07
0