Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20724)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Дания
(94 поста)
 
Всего постов

20724

Морские стены Константинополя

0
21 Августа 2012
Morning_star
0
0

Одно из самых загадочных мест в сегодняшнем Стамбуле - это старые морские стены Константинополя. Из-за активной строительной и прочей хозяйственной деятельности Морские стены были утрачены на многих участках, а там где остались, подверглись значительным перестройкам, поэтому сейчас, внешне они не выглядят слишком внушительно. Но вдоль этих стен сохранились обширные подземные сооружения вполне доступные для осмотра, при условии, что вы являетесь не очень брезгливым человеком, так как сии подземные полости давно пребывают в полном небрежении со стороны турецких властей и активно заселяются бомжами и прочими асоциальными элементами.









Первые крепостные стены вдоль береговой линии Константинополя были возведены в 439 году императором Феодосием II, но в 9-10 веке они были полностью перестроены. Так как стены выходили к многочисленным пристаням на морском берегу, в них постоянно пробивались новые ворота и  проходы, для того чтоб облегчать подачу грузов с пребывающих плавсредств, что еще больше меняло их первоначальный облик на протяжении столетий.

Протяженность крепостных стен, от Дворцового мыса (Сарайбурну) до Золотых ворот, примерно 8 км. На этом участке раньше стояло 188 башен, сейчас много меньше. Осматривать все руины стен не имеет смысла, тем более большая их часть не сохранилась. Наиболее интересный участок, по моему мнению, находится на самой оконечности мыса Сарайбурну, плюс пара километров на запад.

Башня в районе  Дворцового мыса, босфорская линия крепостных стен.







Заложенные крепостные ворота.





До второй половины 20 века вода плескалась у самых оснований крепостных стен, но в 1959 году вдоль береговой линии Стамбула была сделана земляная насыпь, по которой проложили шоссе. Тем самым крепостные стены отдалились от побережья на существенное расстояние.

Раньше грузы с кораблей подымали непосредственно в город, через пробитые в стенах окна со специальными балками, на которых крепились подъемные устройства.







Реконструированный участок стены с очередной заложенной дверью.





Здесь мы наблюдаем жителя местных катакомб, наслаждающегося последним осенним солнышком:)





Когда-то фасады византийский дворцов выходили непосредственно к морю и были встроены в крепостные стены. Сейчас от старого Большого дворца почти ничего не осталось, его теперь заменяют дома жителей современного Стамбула.







Но небольшая часть дворцовых построек все же уцелела - это три окна дворца Вуколеон и большой сводчатый зал за ними.









Странный человек в окне..





Фасад Вуколеона на гравюре 19 века. Видно, что окна украшались двумя статуями львов.





Еще одна гравюра отображает фасад Вуколеона, встроенного в крепостную стену, справа византийский маяк - Фарос.





Сегодняшнее состояние крепостной стены и маяка. Колоны в стене - еще какая-то уцелевшая часть дворца Вуколеон.





Фото конца 19 века - хорошо виден зал Вуколеона и основание маяка.









Башня маяка Фарос









Ниже, большой зал дворца Вуколеон. Сейчас, буквально в метре справа от арок,  проходит железная дорога, ее "пробили" сквозь толщу старых кварталов города еще в 1871 году.  При  строительстве были уничтожены остатки Вуколеона и огромное количество других памятников. Этот единственный зал уцелел просто чудом.















Слева, если смотреть со стороны моря, остались еще руины Большого императорского дворца, но сейчас их загородили металлическими сетками и попасть туда проблематично.







Вид с крепостной стены на шоссе, проложенное по насыпи. Если бы турки додумались сделать эту насыпь в 19 веке и проложить по ней железную дорогу, то удалось бы спасти множество архитектурных памятников, причем не только византийских, но и османских.







Ниже, мы видим один из многих огромных подземных залов, идущих параллельно крепостным стенам. Возможно этот зал имеет отношение к знаменитому Манганскому дворцу Константинополя. 







От Манганского дворца, построенного ранее 9 века, остались лишь обширные катакомбы. Сейчас они недоступны для осмотра, так как находятся на территории какого-то военного объекта рядом с дворцом Топкапы.  В сторону руин дворца из этого сводчатого зала идут подземные ходы, правда в большинстве случаев заложенные предусмотрительными турками. Также здесь есть коридор, выходящий к морю.

Интрига данного сооружения состоит в том, что рядом с его сводчатым потолком (буквально в двух метрах слева) проходит таже самая злосчастная железная дорога. Забравшись на свод подземного туннеля, поросший травой и кустами, я хорошо прочувствовал на себе, ту вибрацию, которую испытывает данное сооружение почти каждые 15 минут. Когда поезд проходил рядом, мне показалось, что свод ходит под ногами на 5 см вверх - вниз. Особенно жутко осознавать, что под тобой метров 12 пустоты... Как этот свод не рухнул за столетие хождения здесь поездов для меня до сих пор загадка.







При осмотре местных подземелий я столкнулся с проблемой в лице вооруженного охранника, стерегущего местный военный объект, находящийся с другой стороны дороги. Заметив меня, он начал, что-то орать и как-то не очень "хорошо" водить дулом автомата. Я не стал искушать судьбу, ведь неизвестно, что у этого парня на уме и поспешно растворился в здешних зарослях.











Надо сказать, что турки большие оригиналы, они проложили железную дорогу на таком хлипком основании, как подземные галереи Манганского дворца и монастыря Григория Манганского, которые раньше составляли собой единое целое. Немцы, строившие дорогу для турок в 1871 году, безусловно обследовали здешнюю местность и видимо посчитали, что своды византийских подвалов и цистерн для воды - это лучший фундамент для проходящих поверху поездов:)



Еще какой-то не очень понятный сводчатый коридор, идущий вдоль крепостной стены.





Арки, входящие в комплекс руин монастыря Христа-Человеколюбца.





Монастырь был встроен в крепостную стену. Внутри сооружения можно увидеть множество темных коридоров, идущих вглубь, попасть туда несколько проблематично, так как лаз расположен слишком высоко, но главное, там жутко грязно. Все стены покрыты столетней копотью от костров и пожаров.







Ниже, основание церкви в монастыре Христа-Человеколюбца. Оно также является продолжением крепостной стены. Внешне помещение не выглядит очень уж внушительно, но поверхностный осмотр дает неправильное представление о данном сооружении. Это тот случай, когда внутри все больше, чем снаружи.







Центральная галерея имеет высоту минимум 10 метров.





А боковые наверно больше 15 метров высотой, потолка практически невидно.









Боковые галереи церкви дают хорошее представление о том, из каких циклопических блоков было сложено основание сооружения.





Под самым потолком виден лаз с какими-то кронштейнами, видимо здесь подымали грузы на верхние этажи церкви.













Фасад церкви монастыря Христа-Человеколюбца.





Основание церкви Христа-Человеколюбца. Фото 1921 года.





На фото ниже  османское сооружение - Инджили Киоск ( вернее, то что от него осталось), встроенный в линию морских стен Константинополя. По внешнему виду - почти "древний Рим", хотя и построен в 16 веке.









Жемчужный киоск ( Инджили кешк) построил Великий визирь Синан-паша для султана Мурада III. Султан любил смотреть с его террасы за проплывающими кораблями и морскими парадами. Корабли проплывая мимо всегда салютовали султану из своих пушек.

Инджили киоск в 18 веке.





Султан Мурад к концу своей жизни прославился распутством и обжорством. Многие его увеселения проходили в любимом Жемчужном павильоне. Порой султан мог менять по 3-4 наложницы за ночь, что в итоге привело к его кончине на 49 году жизни. За пару дней до своей смерти, султан как обычно наблюдал из Инджили киоска за проплывающими кораблями, они по привычке салютовали султану из пушек. Но залп получился настолько сильным , что в павильоне вылетели все стекла. Мурад заметил, что "киоск его жизни треснул, как и эти стекла", и вскоре умер.







К 19 веку Жемчужный павильон пришел в запустение и сильно разрушился. При строительстве железной дороги в 1871 году его остатки были уничтожены, осталось только основание.







Кстати, и сейчас арки Жемчужного киоска, также как и прочие темные помещения в округе, используются, примерно также, как и при любвеобильном Мураде III. Я не смог осмотреть основание сооружения более внимательно, так как там находилась пара молодых людей - парень с девушкой, которых я застал за "интересным" занятием:) Место здесь как раз соответствующее - безлюдно, только машины проезжают  по шоссе на огромной скорости, и прекрасные романтические виды Босфора, как говориться - полюбовались и за дело:)

Ведь не зря султан так любил это место...













С набережной открывается красивый вид на дворец Топкапы.













Морские стены на картине Айвазовского "Лунная ночь в Константинополе" (1862 год)

Автор отчёта: 

Похожие темы

Стены непосредственно Каира (до него здесь существовали еще 4 города как минимум) были построены бывшим рабом  -   фатимидским...
13 Июня 10
0
Тут много пафоса. Других слов не нашла чтобы рассказать о них:)Я прошла совсем мало. Но эта прогулка была очень приятной:) Стены - не церкви, их не...
02 Ноября 09
0
На сегодняшний день стены Пекина сохранились лишь частично, но даже эти фрагменты дают хорошее представление о том, как они выглядели раньше....
15 Декабря 10
0
Неподалеку от скалы Лореляй на Рейне есть дивный город Обервезель. Несколько лет я проезжала его на поезде и все хотела выйти, да как-то не...
27 Августа 09
0
Старые арабские стены сохранились во многих городах Туниса – в столице городе Тунис, в Кайруане, Монастире, в Сфаксе. Но самые доступные...
22 Сентября 10
0