Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20725)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Нидерланды
(231 пост)
 
Всего постов

20725

Столица Македонии - Скопье

0
09 Августа 2012
Morning_star
1
0

Я начинал писать репортаж о столице Македонии, по меньшей мере, 4 раза. Всё это время слова не ложились на бумагу и не выстраивались в предложения. Для написания репортажа мне не хватало мысли, которую я намеревался бы высказать. Что я вообще могу рассказать о городе, в котором я пробыл половину дня? Моё мнение о Скопье сложилось под впечатлением шума: от хаотичного транспортного движения, от пыльных базаров, разбитых тротуаров, строительных площадок и единственного макдональдса в городе. Мечта японского архитектора, создававшего Скопье практически с нуля в 1970-х годах, заглохла где-то в начале пути, а современное поколение македонцев решило добить японский минимализм новым видением собственной истории, создав отвратную смесь китча и пропаганды древнегреческой истории в градостроительных масштабах столицы.



Площадь Македония - главная площадь Скопье. В центре площади расположен огромный памятник Александру Македонскому.



Столица Македонии мне не понравилась. Город запомнился мне пыльным, грязным, бедным и неприветливым. На главной площади Скопье мужчины играли в напёрстки, а со всех сторон на меня взирали сверхразмерные статуи македонских царей. Так совпало, что эти же цари были царями Болгарии, так что, как результат, отношения с северным соседом напряженные, особенно на бытовом уровне. С южным соседом дела обстоят ещё мрачнее: Греция запретила Македонии называться именно так, поскольку так же называется северная её часть со столицей в Салониках. Македонии пришлось называться F.Y.R.O.M., «Бывшая Югославская Республика Македония». Унизительно, правда?



Купола хаммам Дают-паша очень напоминают очертания женской груди. Наверное, так было изначально задуманно. Слева от хаммама находится одна из старейших церквей скопье, церковь Святого Димитрия.

Македония – нетипичная славянская страна. Находясь ближе других экс-югославских республик к Стамбулу, Македония больше остальных прониклась турецким колоритом, будучи в составе Османской империи. Главные достопримечательности столицы Македонии тоже свидетельствуют о мусульманском прошлом города: мечеть Мустафа-пашахаммам Дают-паша (на фото вверху) и турецкий квартал Чаршие (в других источниках название Чаршие иногда переводят дословно как Старый Базар). На улицах старого города я встретил немало женщин в головных платках, ведущих детей за руку, а над городом, в особенности над старой его частью, возвышаются многочисленные минареты. Мне показалось, что Скопье – по-настоящему восточная столица. Здесь везде шумно и очень пыльно. Пыль настолько затмила все мои воспоминания, что сейчас мне кажется, что я больше ничего не видел в Скопье, кроме пыли.



На улицах Скопье очень шумно. Между прочим, до 1918 года Скопье назывался Ускюп (Üsküp), на турецкий манер.

Прогулку по Скопье мы начнём с главной площади. Площадь Македония вызвала во мне первые смешанные чувства. Во-первых, площадь Македония поражает своими размерами. Харьковчане могут спать спокойно: их площадь всё ещё самая большая в Европе. Но на втором месте после харьковской площади Свободы я разместил бы площадь Македония. Статуя Александра Македонского, восседающего верхом на лошади, кажется на фоне этой площади мизерной, хотя, поверьте, статуя далеко не маленькая. Создать большую площадь позволило землетрясение, разрушившее в 1963 году несколько старинных зданий, стоявших на месте нынешней площади.



Гигантский Александр.

Для Македонии Александр Великий – национальный герой. Можно ли Александра использовать в качестве туристического символа современной Македонии – спорный вопрос. Во-первых, Александр Великий не был славянином, и он не говорил на современном македонском языке. Приставка «Македонский» досталась полководцу, поскольку он был родом из северной части Древней Греции, Македонии. Северный регион Греции со столицей в Салониках до сих пор называется Македонией. Кстати, греки тоже используют Александра Македонского в качестве туристического магнита и на набережной Салоник в одноимённом парке стоит статуя полководца.



Постамент колонны выполнен в не менее массивном стиле.

Площадь Македония пестрит статуями древних царей, полководцев и святых, которые должны стать символом государства, впервые появившемся на картах в 1991 году. До 1944 года топоним Македония к территории нынешней страны даже не применялся: регион будущей Македонии назывался Южная Сербия или провинция Вардар по названию реки, протекающей через Скопье. Множество героев из прошлого, как, к примеру, царь Самуил, мраморная статуя которого в три человеческих размера украшает площадь Македония, являются героями и для болгарской истории, отсюда возникает трение между двумя странами-соседями.



Царь Самуил - по совместительству, болгарский царь.



Мать Тереза - один из символов "новой" Македонии. Музей католички албанского происхождения находится на главной улице Скопье.

С 15 по 20 век территория нынешней Македонии входила в состав Османской империи. Турки оставили в Скопье глубокий след: старейший сохранившийся район города называется Чаршие, что в переводе с турецкого означает базар. Сеть закрученных улочек (почему турки так презирали прямые углы?) обвила холм на левом берегу реки Вардар.



Район Чаршие (Старый Базар).

С площади Македония на противоположный берег реки ведёт Камени мост. Султан Мехмед Второй «Завоеватель» построил этот мост в середине 15 века. Сооружённый из крупных каменных блоков, мост выстоял пятьсот лет истории и, в отличие от остальной части Скопье, даже не был разрушен землетрясением 1963 года. Во времена правления турков-османов, на мосту, помимо прочего, проводились публичные казни.



Камени мост - одно из древнейших сооружений Скопье.



На Камени мост я встретил игроков в напёрстки, которые угрожали мне применением силы, если я не прекращу съёмку. Пришлось снимать с живота.

Одна из самых известных достопримечательностей Скопье – крепость с незамысловатым названием «Кале» («кале» по-турецки означает крепость). «Кале» оказалось закрыто. Пройдя несколько сот метров вверх в гору по жаре, я буквально поцеловал закрытый замок. Табличка на воротах гласила ясно: «Крепость закрыта». Я так и не узнал, правду ли говорят македонские исследователи, когда оценивают возраст крепости в 1500 лет. Крепость частично пострадала от землетрясения 1963 года и была вскоре восстановлена в первоначальном облике. С начала 2000-х годов на территории крепости проводятся археологические раскопки. Недавно здесь обнаружили самое большое захоронение византийских монет на территории Македонии.



Несколько крупных многополосных шоссе пересекают Скопье во всех направлениях. Над дорогой проходит пешеходный торговый мост. Мост ведёт к крепости Скопье.



В саду перед мечетью Мустафа-паша.



Украшение входного портала мечети.

Рядом с крепостью находится знаменательная для всех европейских мусульман мечеть Мустафа-паша. Она была построена в 1492 году – в том же году Колумб «открыл» Америку!



Интерьер мечети Мустафа-паша.



Купол мечети.

Между рядами торговых лавок, в которых продают от золота до шуб и, в особенности, джинсы, кое-где можно свернуть в уютный дворик городской усадьбы. Над головой повсюду возвышаются минареты древних мечетей, и только язык на табличках напоминает, что ты находишься в славянской стране.



Мусульмане (турки и албанцы, исповедующие ислам) составляют 22% населения Скопье. Албанцы пользуются привилегированными правами в Македонии, в особенности после восстания в 2004 году. Вверху изображена одно из многочисленных торговых улиц района Чаршие.

 

На улицах старого Скопье продают абсолютно всё!

Немного в стороне от туристических маршрутов расположен музей современного искусства Скопье. Прямоугольное здание с панорамными стёклами в функциональном стиле венчает гору, с которой открывается вид на весь город и долину реки Вардар. К площадке перед зданием ведёт широкая двухпролётная лестница. Здание музея было построено согласно стилю европейской архитектуры 1960-х годов. Изначально планировалось пригласить для строительства музея знаменитейшего европейского архитектора-функционалиста Ле Корбюзье, но сотрудничество с ним не срослось. Конкурс, на который было прислано 89 работ, выиграла группа из трёх польских архитекторов. Музей был построен за полтора года и открыл свои двери 13 ноября 1970 года.



Арена Филиппа Второго. Вид с площадки перед музеем современного искусства Скопье.

С площадки перед музеем современного искусства виден весь Скопье. Отсюда можно рассмотреть городской футбольный стадион, ныне носящий имя Филиппа Второго. Для справки: Филипп Второй был отцом Александра Македонского. На фоне македонской страсти к крайне древним наименованиям не должна удивлять крайность некоторых украинских учёных, которые утверждают, что все европейцы произошли от трипольцев. Бывший Градский Стадион был переименовал в честь отца великого полководца в 2009 году, после окончания последней реконструкции стадиона.

 

Турецкий квартал - главная достопримечательность столицы Македонии.

На горе вдалеке за городом возвышается Крест Тысячелетия – самый большой крест на нашей планете. Возведение креста было приурочено к 2000-летию христианства, хотя его строительство началось лишь в 2002 году и продлилось 6 лет. К сожалению, мне не хватило времени, чтобы подняться на гору Крстовар, на которой возвышается Крест Тысячелетия и покушать в недавно открытом рядом с крестом ресторане.



Вся правобережная часть Скопье была построена после землетрясения 1963 года, когда за 20 секунд были разрушены 80% домов города. На горизонте виднеется гора Крстовар и самый большой в мире крест.

Я думаю, вы уже заметили, что в Македонии проявляется необыкновенная страсть к пафосным названиям и гигантским размерам. Как быть иначе в стране, которая сражается за свою национальную идентичность, где каждый национальный герой уже является героем другого народа?

 

Туристическая карта Скопье (слева) и табличка со старым названием улицы времён Югославии.

К вопросу, о размерах: в Македонии всё самое большое, начиная с национальных флагов. Я никогда ещё не встречал флагов таких размеров, как македонский. На автобусных остановках в горах в глубине страны, на главных площадях или на руинах византийских крепостей – меня повсюду приветствовали флаги невиданных доселе размеров. Наверное, это хорошо, что македонцы так любят свой флаг, он у них действительно красивый.



Скопье - одна из наименее густонаселённых столиц мира. Большую часть территории города составляют парки.



Возле церкви Святого Спаса в районе Старый Базар.

В одном из спрятанных двориков в районе Чаршие находится удивительная церковь. Построенная в 17 веке церковь Святого Спаса на половину своего объёма закопана в землю. Над землёй проходит лишь узкий ряд окон, а небольшой купол венчает всё здание. Такое довольно необычное решение для строительства православного храма было вызвано законом, который ограничивал высоту церквей. Это было сделано для того, чтобы убрать с городской панорамы церкви. Наверное, именно поэтому до сих пор в старом районе Скопье не видно церквей – они все были в своё время закопаны в землю!



Церковь Святого Спаса. Фотографировать внутри было запрещено.

Старый район Скопье расположен на левом берегу реки Вардар. На противоположном берегу реки практически не сохранилось ни единого дома старше 50 лет. 26 июля 1963 года, в пятом часу утра, Скопье было разрушено землетрясением. Сила толчков составляла 6,9 баллов по шкале Рихтера. 80% Скопье было разрушено, 200 000 людей лишились крова над головой. Город нужно было срочно восстанавливать с нуля.





Важная транспортная артерия Скопье. Рядом находится базар.



Полуразрушенное здание в районе Чаршие.

К восстановлению города был привлечён видный японский архитектор-градостроитель Кензо Танге. ООН поручило ему составить план восстановления 60% пострадавшего города, отстройка оставшихся 40% руин выпала на долю югославских архитекторов.



Так как в Скопье нет метро, роль подземных переходов, где продавали бы «сало с асфальта» и карточки пополнения счёта, играют автомобильные развязки. На фото вверху изображён небольшой «толчок». Пыль на кадре объясняется проходящим рядом шестирядным автомобильным шоссе.

Как часто случается в государствах с централизованной системой управления, из планов Кензо Танге воплощено было очень немного. В частности, Скопье получило новый железнодорожный вокзал, построенный на столбах на один уровень выше земли. Под железнодорожным вокзалом несколько лет тому назад была построена центральная автобусная станция Скопье.



Современная строительная деятельность в столице Македонии не вдерживает всякой критики. Беспородная помесь историзма и пропаганды порождает новые шрамы на лице города, и без того искорёженного социализмом и поваышенной сейсмической активностью.



Я много раз убеждался в том, что делать вывод о стране, судя по её столице, нельзя. Роскошь (или, как довольно часто бывает, грязь) столицы часто производит ложное впечатление обо всей стране. Так обстоят дела в Албании, где с грязью столицы Тираны может соперничать разве что портовый город Дуррес. Вся остальная страна выглядит намного более ухоженной и спокойной. То же можно сказать и про Македонию, столица которой произвела на меня, мягко говоря, неприятное впечатление. Македония страдает от гигантомании, вызванной комплексом малой нации.

Автор отчёта: 

Похожие темы

Зажатый между гор Скопье, сожженный дотла в 17ом веке, разрушенный землетрясением в 20ом, восстановленный всем миром как получится, не имеет никаких...
15 Января 10
0
Комплекс малого народа: есть ли место национализму в гендерных отношениях? Андеграундные клубы, самодостаточные девушки и штрафы в несколько тысяч...
22 Февраля 15
0
Забытая Швейцария Балкан. Очерк о Македонии Вступление. Знакомство с Македонией и ее народом у меня началось в посольстве этой загадочной страны в...
21 Января 07
0
Какое красивое выдумал название для отчета! Рука аж театрально взвилась в желании продолжить мысль "...В завершение трилогии о посещении...
07 Сентября 09
0
Сегодня я расскажу вам про страну, где вероятно самые дешевые цены во всей Европе, про город, в котором нет общественного транспорта, где почти...
07 Марта 12
1