• Отчеты (20787)

24 Февраля 2011
polar_shine

Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
А началось все с того, что я посмотрела репортаж в новостях РЕН ТВ летом, о том, что в Грузии ждут наших туристов на черноморских пляжах и о том, что обычные люди, как и в прежние времена, хорошо относятся к россиянам. И я загорелась…

Так случилось, что летом не получилось, но мысль периодически свербила меня. Я находила в интернете записки о Грузии, о поездках других россиян, о том КАК им там понравилось. Потом я прочитала запись о Тбилиси в журнале славного и хорошего радиоведущего vvkorolev, оказалось, что родом он оттуда, и я написала: "Этим летом появилось дикое желание съездить в Грузию, увидеть своими глазами страну, которую так хают по нашему ТВ и о которой столько хороших, добрых и теплых слов написано в интернете от тех, кто ее посетил. Единственно, наверно вопрос прозвучит для кого-то смешным, но - а каково отношение к НЕ местным девушкам и женщинам, путешествующим самостоятельно и без сопровождения мужчин? :)" Ответ был таков:"Не могу ручаться за каждого грузина, но уважение к гостям, а особенно к женщинам, в Грузии передаётся из поколения в поколение. И взрослые всегда одёргивают юных дураков, если что. Не бойтесь, езжайте! Посмотрите, как на моей Родине действительно красиво. Если что, позвоню друзьям, всегда помогут что-либо узнать и устроиться." И вот когда я узнала, что впереди безумные 10 дней новогодних праздников, я поняла "действуй, сестра!", что надо ехать и обратилась за помощью с информацией к уроженцу сих мест, тем более, что заметьте, не я это первый предложил предложение о помощи прозвучало. :)
Как добраться?
Вариантов добраться зимой на 2 меньше чем летом. Летом можно еще через Сочи морем до Батуми, затем поездом до Тбилиси или маршруткой, а также на машине через Северный Кавказ. Зимой только авиа различными авиакомпаниями: с пересадкой и дешевле, но дольше через Киев, Минск, Ереван, Баку, Стамбул и прямым рейсом Москва-Тбилиси дороже (374 евро туда-обратно), но за 2ч30мин авиакомпанией AirZena Georgian Airlways  В результате долгого мониторинга выбор пал на последний вариант, ну не люблю я долгую дорогу в дюнах дорогу вообще, мне дороже мое самочувствие, состояние и настроение. (кто-нибудь изобретет наконец телепОртер?!)
Самым трудным оказалось найти попутчика. Сын в силу возраста сказал, я уже взрослый и с мамой ездить не годится. Подруги отказывались по причине - ты чокнулась - там кавказцы, там война, взрывают, знакомые вообще крутили пальцем у виска. Хотя одна приятельница сказала, мол я бы поехала если бы не такой дорогой билет, а вторая увы не смогла решить семейно-финансовый вопрос, несмотря на то, что готова была даже поехать всей семьей с детьми включительно.  Но….
И вот, когда я уже была в отчаянии и сидя в кафешке рассказывала одному своему хорошему другу, какие у нас люди "бояки", он вдруг сказал: "Хорошо, я поеду, но с одним условием - вся организация поездки на тебе, все эти билеты, отели, визы…" "Да!Да!"- закричала я,- "согласна!"
Итак были куплены электронные билеты через интернет на сайте АйрЗена, там надо заполнить подробную анкету с домашним адресом включительно, оплачены билеты были пластиковой картой, через каких-то 15-20 минут я получила подтверждение.
Отель
Далее начались поиски отеля. Честно скажу, с трудом нашла через поисковики грузинские сайты. Один из них сайт мэрии Тбилиси , но отели, представленные там показались дороговаты. И тогда В.Королев, как было сказано выше, сам рожденный в СССР, а именно в Тбилиси позвонил друзьям Темури и Диме, и они в течение пары недель нашли мне именно то, что надо"Old Metekhi": гостиницу недалеко от метро, в старом городе близ исторических мест, с душем (вернее, как оказалось с ванной даже), большим номером на двоих, с завтраком. Мало того номер оказался двухкомнатным, с бесплатным Wi-fi-ем для желающих и телевизором. И… они договорились о значительной скидке!!! Все в отеле было отлично - обслуживание, завтрак, горячая вода, было очень тепло в номере, даже жарко. Завтракали мы на террасе над Курой, на свежем воздухе! Надо сказать, что вся эта улица - сплошные отели, расположенных в зданиях бывших купеческих домах.

Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Эта улица ведет к нашему отелю, и именно ее я видела во сне, дожидаясь своего путешествия. Вещий сон или выход паралельный мир?
Проблемы
Проблемы возникли самые банальные. За неделю до полета простыла, начало болеть горло и появился насморк, срочно надо было вылечиться. За пару дней ДО поехала в "Росгорстрах" и купила 2 страховки "на всё" как я это называю за 370 руб. каждую с покрытием на 50000 евро. Если бы уж совсем что-то плохое случилось там, то мы были бы "готовы". К моему счастью к 31-му декабря я себя чувствовала уже совсем отлично, тем более что температура так и не поднималась у меня.
Вторая проблема  - авиаколлапс из-за так называемого "ледяного дождя" и кошмара в аэропортах. Очень-очень надеялись, что к нашему вылету все будет уже летать и работать. Так и случилось. 31-го самолеты уже вылетали из Домодедова практически по расписанию.
Третья проблема. Т.к. билет был куплен ч/з интернет и в начале ноября, то у меня были сомнения, что мы окажемся в списках вылетающих. Когда подошла наша очередь регистрации нас действительно не могли найти. У меня начался нервный смех :) Но тут подозвали, видимо, сисадмина, и он сказал девушке-регистратору:"поищи не по фамилии, а по имени." И о чудо! Мы тут же были найдены.
Новый год в Тбилиси.
На таможне-границе строгая сотрудница спросила цель моей поездки, "Туризм", ответила я, пожав плечами. "Визу на границе при прилете делать будете?" "Да", сказала я и пошла к "тазикам". Как же я их не люблю, все это мытарство прохождения всяких высвечивающих аппаратов. Кстати моего попутчика пограничница спросила "сколько стоит виза?" На что он в свойственной ему манере беспечности ответил: "Понятия не имею". :)))
Вылет задержался только на 15 минут. В полете нас покормили завтраком. Прилетели, заполнили анкеты на визу и встали в очередь за визой, народ немного запутался, некоторые думали что в обменнике надо поменять деньги на местные лари, а затем идти в другую очередь. Поэтому несколько процесс затянулся. Как потом оказалось, все делалось у одного сотрудника, мало того визу можно было купить за любую валюту, включая рубли. Виза стоит 50 лари или 1100 руб. 1 доллар США = 1,76 GEL(лари), поэтому 1 GEL = 17,14 руб (если считать, что 1 бакс=30 руб). Кстати фотография 3х4, которая идет по требованиям к получению визы не понадобилась. У них там сразу же и фотографируют (такой "всевидящий" глаз) пока заносят ваши данные в компьютер и ставят визу в паспорт (кстати очень красивая на весь листок паспорта).
Нас встречал Теймураз (Темури), его друг, который был на машине очень торопился и нас не дождался (мы долго получали визу), поэтому Темури взял такси, за сколько он договорился с таксистом я не знаю, он сказал:"Вы сегодня гости", а вообще на обратном пути при выезде из отеля мы заплатили 25 лари= 430 руб, а не 1,5 тысячи как из Домодедово!
Вечером Темури нас навестил, принес гостинцев и домашнее вино от Димы. А потом повел по городу. Первое, что  бросилось в глаза - подсветка церквей, учитывая, что они находятся на горе, создавалось впечатление, что они парят в воздухе.
Крепость Нарикала
Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Собор Самеба (Святой Троицы). Строительство Собора началось в 1995 году и завершилось в 2004-м. Если войти внутрь, можно спуститься на 3 этажа вниз, там тоже есть зал. Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
На фотографии несколько полицейских машин, на самом деле они 31-го декабря они перекрыли пешеходную зону к центру города к площади Свободы, где должны проходить народные гуляния и концерт. В другие дни полиции практически не видно на улицах, аналога нашего ГИБДД, стоящего в кустах или вообще где-то на дорогах, дабы "стричь купоны" с водителей нет,  у них есть патруль, который постоянно ездит по улицам города. Полицейским в Грузии быть почетно, их уважают, к ним обращаются за помощью, они действительно помогают. В основном это молодые парни, которых набрали и воспитали настоящими полицейскими. Зарплата у грузинского полицейского одна из денежных, кстати пару раз на улицах города наткнулись именно на полицейские школы, вот одна из них, рядом с часовенкой.
Надо сказать, что народ верующий, я обратила внимание, что молодежь тоже, входя и выходя из церкви, или просто проходя мимо, крестится. С Темури мы поужинали в лучшей в городе хинкальной, где поели вкуснейших хинкали (он научил их правильно есть :)) а также (О, прелесть!) мы пили забытые по вкусу вкуснейшие вина.За этот чудеснейший новогодний ужин мы заплатили за троих в переводе на рубли 880 руб. Причем порции были не то, что в Москве, и винА в результате оказалось употреблено 2,7 литра. Московские рестораторы настолько жадные, скажу я вам! Порции, как наперстки, а цены несоизмеримы!
Как и во всех городах мира, в Тбилиси был новогодний фейерверк, который я наблюдала с балкона нашего отеля. Отличнейшая была панорама
После Нового года по-грузински (время на 1 час вперед), я поехала на метро на ст.Руставели, чтобы прогуляться по улице до площади Свободы. Метро в эту ночь было для всех бесплатно, работало до 3-х утра. Я поехала одна и чувствовала себя в полнейшей безопасности. Народу на улице было много, гуляли семьями, парочками, компаниями. Много любителей петард, особенно детей и подростков, но петарды были маленькие и взрывали их не в толпе. Проспект Руставели очень красиво был освещен и наряжен.

Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011) Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
1-го января мы пошли осматривать окрестности. Пасмурную погоду мы умудрились привезти с собой. В конце нашей улицы Метехи находится вот такое природное чудо: из скалы по траве и корням стекает вода, причем наверху стоят дома, отели и ничто не разрушается. Кажется она называется "плачущая гора", увы но в путеводителе Bradt под авторством Тима Берфорда (очень рекомендую) про нее я ничего не нашла. Но по преданию эта вода лечебная, и у кого проблемы со зрением, промыв ею глаза, должны вылечиться. На фотографиях при увеличении можно разглядеть капельки воды. Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011) Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Потом мы пошли по улице вверх к церкви Святой Троицы-Самеба, о которой я уже писала. Понятно, что это "новодел", но это крупнейшее религиозное сооружение на Южном Кавказе и почитаемо верующими. Я сама видела, как заметив его издали (а видно его почти везде) люди крестились.Кстати, это единственное, по-моему, церковное сооружение, купол которого покрыт золотом, все остальные естественны и скромны. Территория церкви очень большая, стоит на возвышении, и к ней ведут ступени. Здесь до сих пор (зимой) цветут розы, плавают лебеди в специальном прудике. Если дважды увеличить вторую фотографию, то лебеди будут справа. Красиво…
Увы, 1-го января многие заведения были закрыты, и прежде чем найти где поужинать, нам пришлось поплутать. Но затем мы увидели бар на улице Веселиться Леселидзе, бармен кажется англичанин, но официантки грузинки. Бар расчитан на иностранцев, поэтому и цены там соответствующие. Но еда хорошая, вино отменное.Такого вкусного и легкого вина я давно не пила, а если бы вы знали какие там отменные лимонады, они натуральные, без химии! Винотеки там, кстати на каждом шагу. А это привет Онищенко!
Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)

2-го января была чудеснейшая погода, голубое небо, яркое солнце. Вид из отеля. "А из нашего окна ель зеленая видна!"

И мы полезли к крепости Нарикала. По дороге нам встретились серные бани, мечеть, армянская церковь св.Георгия (и все это находится рядом), дома с красивыми балкончиками. Это бани, они подземные. Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Дорога к крепости идет очень круто вверх. Вообще рекомендую одевать кроссовки. У меня были ботинки на небольшом плоском каблуке 3 см высотой, но по мостовым они скользили, постоянно боялась упасть, и кстати один раз в городе таки упала, но гарные хлопцы- один грузин, другой русский с двух сторон подхватили и поставили меня на ноги. Услышав русскую речь и неуверенность, что мы правильно идем, местный мужчина обернулся и спросил куда нам надо, объяснил, что вот армянская церковь, а там грузинская и вы правильно идете. Участие всегда приятно :)
Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
На территории крепости находится действующая церковь, здесь же в очень скромном домике живут служители, у которого стояла старая "копейка", а не какая-нибудь иномарка, как это принято в приходах России, во всяком случае близ Москвы. На стены крепости ведут ступеньки, на какие-то я взбиралась, а вот на некоторые не рискнула, хотя народ поднимался повсюду в тот день. Там кстати нам встретилась группа русскоговорящих студентов с гидом. Откуда они были не знаю. Также встречались немцы и много местного населения, я имею ввиду из самой Грузии, возможно приезжают из др. городов, а возможно просто прогулки выходного дня тбилисцев.
Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011) Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011) Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011) Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Вид с крепости на мечеть и серные бани. Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Это вид сзади крепости. На пригорке справа от башенки с красной крышей растут кактусы - моя слабость, только кактусы и алоэ выдерживают мою энергетику, остальные домашние цветы мрут, увы. (при увеличении кактусы видны лучше).
Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011) После, пообедали в ресторанчике на улице Ираклия II. Чуть к вечеру мы встретились с Темури и его другом Андреем, они заехали за нами на машине, чтобы свозить на фуникулер, там смотровая площадка, телебашня и детский город развлечений, что-то вроде маленького Дисней-лэнда. Ехать надо было по серпантину вверх, и знаете, что случилось? Мы не только привезли на 2 дня плохую погоду, но и московские пробки. Ребята были в шоке, они сказали, что здесь на этой дороге в жизни такого не было. На полпути мы поняли, что нам не доехать и решили развернуться и поехать в Мцхету - эта первая столица Грузии. Как гласит путеводитель Мцхета- подлинное сердце духовной жизни Грузии. Эта местность у слияния рек Куры и Арагви населена более 3000 лет. Ребята привезли нас в собор Свети-Цховели, т.е. "Животворящий столп". Первая деревянная церковь была построена на этом месте еще IV веке, а вот сегодняшний каменный собор в 1010-1029-м году. Мне понравились грузинские церкви своим строгим, непомпезным убранством. Хотя я и атеист, но уважаю людей, искренне верующих, у меня есть друзья и христиане, и мусульмане. Поэтому входя в собор, я накинула на голову свой палантин. Из уважения к месту и людям. Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011) Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Затем Темури с Андреем хотели отвезти нас в церковь Джвари, она находится на высоте 150м над Мцхетой, но то ли ребята давно там не были, а трассы немного перестроили, то ли все же черт нас водил по кругу, но дорогу мы нашли только когда уже окончательно стемнело и решили все же, что туда надо ехать днем, а пока попробуем добраться до фуникулера, возможно пробка уже спала и скорей всего народ к этому времени поедет обратно. Так и случилось. Как мы потом выяснили, пробка была из-за того, что аттракционы в этот день были бесплатные и поэтому жители Тбилиси повезли детей на развлечения. Правда мило? Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
На горе было довольно прохладно, мы дошли между аттракционами и кафешками до чертового колеса. Издали его освещение напоминает огромный леденец. Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Поднялись на смотровую площадку, "Лос-Анжелес", - скромно сказал Андрей. :)) И действительно, как в американских фильмах панорама напомнила L.A.

Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Телебашня- это металлическая конструкция красно-белого цвета, видно ее из любой точки города, вечером она вся в иллюминации. В Грузии есть два русскоязычных канала, иностранные фильмы на других каналах идут с озвучкой на грузинском языке или просто грузинскими субтитрами. Вообще я считаю, что правильно, когда просто субтитры идут, ты можешь слышать речь и воспринимать другой язык на слух и заодно и учиться языку ,слышать эмоции, который выдает актер, играющий, а не актер дублирующий. Кстати, молодежь, как это ни обидно, лучше знает английский язык, нежели русский.

Т.к. на смотровой площадке было довольно прохладно, и я замерзла, то ночью один мой зуб неадекватно среагировал на это и начал ныть. Этот зуб я уже знаю, он мне стал в свое время "золотым" из-за своего лечения, и начинать новую эпопею мне совсем не хотелось, поэтому дабы не начал расти флюс, я зашла на следующий день в аптеку и попросила известный мне уже антибиотик. К сожалению, его не оказалось, но милые провизоры предложили мне обычный ампициллин и еще узнав, что у меня может быть аллергия, супростин. Итоговая цена этих двух лекарств обошлась в 5.40 лари, что в переводе на рубли около 95-ти рублей. По-моему даже дешевле, чем у нас. Увы, но медицина как мне сказали в Грузии платная, в т.ч. и пенсионерам. Пенсии тоже небольшие. Сорок два года назад, мамина двоюродная сестра вышла замуж за грузина и он увез ее в Тбилиси. Когда мама узнала, что собираюсь в Грузию, она попросила их навестить, я их никогда в жизни не видела, было интересно познакомиться. Живут они в двухэтажном жилом доме с несколькими квартирами с таким тбилисским двориком, где все друг друга знают, что в адресе даже нет номера квартиры. Я вошла во двор, на втором этаже пожилая женщина-грузинка развешивала белье, я спросила где живут такие-то и она просто указала на их дверь. Забавно. Родственники мои пенсионеры, живут на маленькую пенсию, но мой дядя "помнит еще" математику и у него есть ученики, такая вот подработка репетиторством в 74 года. Но он отлично выглядит, я не могла поверить, что ему уже столько лет. Конечно дети помогают, один из них уехал в Россию, а дочь живет с ними, работает. С работой в Тбилиси не очень хорошо, как и у нас, отдают предпочтение людям до 35 лет. Обратила внимание, что к сожалению много нищих (как и у нас), люди одеваются в темные цвета, в т.ч. и женщины и девушки. Дом, в котором живут мои дядя с тетей не деревянный, каменный давно не ремонтировался, деньги на это город не выделяет, в квартире холодно, они отапливают ее газовым обогревателем, но на ночь выключают, боятся, т.к. были случаи отравления. Моя тетя, по природе своей блондинка, прожила там много лет, и сказала, что никогда в жизни на нее косо не взглянули и грубо не сказали. В Тбилиси до сих пор проживает очень много национальностей. И я тоже не почувствовала никакой агрессии, грубости по отношению к себе. Пока искала их дом четыре раза обратилась за помощью и все мне отвечали на русском языке и направляли. Вот дворик где они живут и балкончики, как в грузинских фильмах из детства.:) Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Город очень большой, и там есть и современные районы и здания. Глупо было бы думать, что в городе только двухэтажные дома. Я не увидела подъемных кранов, но гуляя по улицам встречались здания почти законченные, на реконструкции. Дороги хорошие, в самом городе есть двухэтажная автострада, ее построили для разгрузки, т.к. в этом месте возникали пробки, правда не такие как в Москве, как мне сказали. Пригород по дороге из аэропорта - это сплошные бетонные коробки. В самом городе, кажется в районе Вере встретился вот такой жилой комплекс. Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Что удивило и порадовало, в скверах и парках огромное количество скамеек, и они не сломаны, и сидят на них не на спинках, а на сиденьях как и положено. Город очень зеленый, думаю летом там будет еще краше, а сейчас там до сих пор лежит зеленая трава. Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011) Много различных памятников, в музеи мы к сожалению не попали, сначала были праздничные дни (с 1-3 января, а не 10 дней как у нас), 4-го не получилось, т.к. я знакомилась с родней, а 5 января с утра мы уже улетели. Я памятники фотографировать не очень люблю, мой взгляд больше привлекает что-то необычное. Вот например такой милый железный дедушка, ожидающий конку. Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011) Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
В Тбилиси зимой функционируют фонтаны, очень интересно в Новый год - и фонтаны. Также по всему городу маленькие фонтанчики из которых можно пить воду. Вообще вода в кранах чистейшая, ее можно пить, и ребята над нами посмеялись, когда узнали, что мы не пьем воду из крана.

Фотографий намного больше, все увы не разместишь, очень много красивых мест и зданий. Вот это на улице Бараташвили не показать не могу :)
Гостеприимная Грузия (Тбилиси 2011)
Сейчас большие вложения страна делает в развитие своих курортов в Батуми и др. приморских городах, а также в горнолыжный курорт, он у них кстати круглогодичный, как мне сказали. За 3 дня до нашего приезда Темури был в Батуми, там было +27 градусов, а наши люди зимой к морю в Египет едут, забавные. Конечно за 4 дня многого не увидишь, далеко не съездишь, и я надеюсь, что у меня получится посетить Грузию еще раз, теперь уже летом, хочется к морю и полезному черному песку, говорят он лечит от ревматизма, а моей маме не помешало бы там полечиться.
Не смотрите гадости про эту страну по нашему ТВ, врут они и лицемерят. Я была уверена в этом, и поехала специально, чтобы убедиться. И убедилась, что там живут прекрасные отзывчивые люди, которые нам рады.

le_dichkale_dichka

Весьма важно уметь грамотно выстроить маршрут поездки. Благодаря этому Вы можете абсолютно реально сэкономить деньги, сберечь силы и оказаться в...
Музей-кафе марципана, Любек, Германия. Мы продолжаем путешествовать по европейской провинции… Не поддается сомнению утверждение, что...
Кроме того что оно официально закрыто для посещения вот уже какой десяток лет, и пойманному там туристу грозит штраф, конфискация снаряги (а по...
Все материалы являются собственностью автора, но выложены для всеобщего пользования Просьба, только не использовать их в коммерческих целях без...