Циппори: мозаичный город и галилейская Мона Лиза

В Циппори я ехала в первую очередь ради того, чтобы посмотреть на галилейскую Мону Лизу. Хотя нет, вру: посмотреть хотелось, конечно, на все сохранившиеся в древнем город мозаики, просто про Мону Лизу я слышала больше всего. Сам Циппори – довольно интересный археологический парк, по которому приятно погулять пару часов. Поездку в Циппори можно совместить, например, с поездкой в Назарет, от которого до парка где-то 5-7 километров пути.

Ещё пару тысяч лет назад Циппори был одним из самых больших и самых развитых городов Израиля. За историю города здесь успели побывать ассирийцы, евреи, римляне, византийцы, крестоносцы, арабы, турки… В результате, то, что осталось от города, — это какая-то безумная смесь архитектуры разных эпох и культур.
Археологический парк относительно небольшой по размерам (существенно меньше, чем, скажем, Помпеи). Однако если учесть, как давно и как настойчиво здесь ведутся раскопки, надо полагать, что очень многое все ещё скрыто под землёй.

От древних зданий в городе сохранился только фундамент, всё остальное разрушено временем. Зато на удивление хорошо сохранились мозаичные полы разных галерей и прилегающих к ним зданий. Именно мозаики сейчас и представляют наибольший интерес для туристов.

В целом же, археологический парк выглядит как-то так:

Циппори, который мы видим сейчас, — это сохранившиеся памятники поздней античности, т.е. римского и византийского периодов. Местами, например, легко угадывается типично римская планировка улиц: главные улицы кардо и декуманус, расположенные перпендикулярно друг другу, и небольшие улочки, ответвляющиеся от них.
Улица декуманус:

Вдоль главных улиц располагались самые важные общественные заведения города, магазины, бани и жилые дома:

Принято считать, что Циппори был преимущественно еврейским городом, где параллельно проживали христиане и язычники. Остатки домов в еврейском квартале:

Ступеньки, ведущие к древней микве – резервуару для ритуального омовения:

Одна из нескольких сохранившихся построек на территории Циппори – это так называемая башня крестоносцев. Крестоносцы считали, что в Циппори жили родители девы Марии – святая Анна и святой Иохим. Поэтому в своё время они построили здесь церковь святой Анны, крепость и прилегающую к ней сторожевую башню:

В своём первоначальном варианте башня, правда, до наших дней не дошла. В 18-ом веке её перестроили турки, использовавшие для строительства самый разный материал, найденный тут же; например, древний римский саркофаг:

До 1948 года эта башня служила школой для детей близлежайших арабских деревень:

Вид на здания еврейского квартала с башни крестоносцев:

Вид на соседние посёлки:

Одно из самых знаменитых зданий археологического парка – это так называемый дом Дионисия (на фото справа):

На самом деле, по размерам это самая настоящая вилла. Домом Дионисия её прозвали из-за хорошо сохранившейся внутри здания мозаики, посвящённой греческому богу виноделия Дионисию. По всей видимости, это была вилла какого-то очень богатого человека:

На рисунках, висящих на стенах здания, изображено, как в этом помещении протекала жизнь:

Главный зал виллы – трапезная, где и находится мозаика, посвящённая Дионисию:

Самая известная часть мозаики – это изображение красивой женщины, которую принято называть галилейской Моной Лизой:

В нижней части города, где преобладают постройки римского периода, находится ещё одно известное здание, которое сейчас называют домом праздника разлива Нила. Некогда это было какое-то общественное заведение. Своё нынешнее название это место получило в честь хорошо сохранившегося мозаичного пола с изображениями празднования разлива Нила.

Высокий уровень воды в Ниле – признак урожайного года. Изображение нилометра:

Всадники несут в город радостную новость:

Внизу изображены сцены на тему «хищник-жертва»:

На другой мозаике в этом же доме изображены амазонки:

Какой-то воин:

Кентавр с надписью на греческом «Бог помогает»:

В разных частях археологического парка можно найти ещё пару интересных мозаик. Почему-то Циппори именно так и запомнился, как яркий мозаичный город с интересным смешением стилей: мозаики, выложенные в византийский период, с явными языческими мотивами, и дом, построенный в еврейском квартале, с мозаикой, посвящённой языческому богу. И ещё много-много других красивых мозаик:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.