Марокко

день номер тринадцать
Мутновский вулкан

28 сентября 2006
Восхождение на вулкан Мутновский.

Завтрак в 8 утра, ещё темнотища... Каша очч вкусная, но в такое время суток - не лезет... Хорошо хоть не надо думать о термосах и бутербродах, всё это уже разрулил Сергей :))Быстро собираемся и выходим, только-только начинает потихоньку светать... Идти далеко, рядом со станцией - пронизывающий ледяной ветер. Потом его стало значительно меньше :))

добраутра!
Утренняя нерешительная облачность разошлась, вылезло солнце :) Это оно не в тумане, а в проплывающих облаках...
штопаное межвулканье
взгляд назад
Взгляд назад, вдали справа - Вилючинский.
панорамка
Совсем справа и ещё правее - то, откуда мы пришли и куда был "взгляд назад". Правее от центра - Горелый. А нам дальше, идти ещё и идти до Мутновского, в левую часть панорамки :)
Кадров там красивых, конечно, можно было бы сделать много, но останавливаться толком нельзя, Сергей-то точно понимал, сколько времени нам потребуется. Да и группа собралась неравная: Сергей, Толик и Макс - передвигались как сайгаки по горам, и будь они только втроём, шли бы ну раза в два быстрее точно. Анька за ними кое-как успевала. Я успевала весьма условно. А вот Андрей плёлся совсем в конце, его постоянно ждали. Чему я, ясен пень, была рада, иначе бы шишки все валились на меня :))
переходим снежник
Это последний или предпоследний снежник перед входом в кратер. Собственно, уже видно, как он (кратер) дымится :)) Утром, пока солнце не вылезло, было совсем хреново - снег покрыт коркой льда, ноги скользят, ботинком его почти и не пробить. Ближе к кратеру стало лучше - снег уже можно было пробить ботинком :) На каком-то снежнике Анька чуток прокатилась на спине на этой горке :)))) А почему если перевернуться на живот, то скользить перестаёшь? Да, фотку эту сделал, естественно, Сергей - вот кому-кому, а ему ничего не стоило забраться хрен знает куда, чтобы просто сфотить как мы идём через снежник, и тут же догнать нас :)) На фотке: А.В., я, Макс, Толик.
Вход в кратер как по коридору, потом резко вверх надо залезть и - золотой ключик ваш ;-))) Вот тут уже мне было очч жарко, пока мы шли по этому коридору. Солнце светит и греет со всей дури, а ветер всё равно холодный. По краям потихоньку падают камни, мелкие и до тропинки центральной не достают. Я же с огромным удовольствием лопала очч (разумеется!) вкусный снег (чего обычно не делаю) и плавила его же в руках - жарко мне :)) Не фотила ничего, ибо мокрыми руками....
Из коридора этого вертикально вверх и кратер потихоньку открывается:
вход в кратер_налево
вход в кратер_направо
вход в кратер_прямо
Глядя на такую живописно дымящуюся картинку, мы уселись перекусить. Из еды было много чего, но мы с А.В. были на одной волне - есть не хотелось абсолютно! Но дико хотелось сладкого горячего чая. Такое со мной случается не часто, к питью у меня отношение среднестатистически спокойное, но... Я радостно выдула три(!) чашки чая, съела налопапам с А.В. Пикник с грецкими орехами и - была более, чем щаслива :) А много ли надо?? Всего-то пропахать несколько км да залезать на вулкан ;-)))))))) Ветра нет, солнце шпарит и слепит.... Будто я египтянин, и со мною и солнце, и зной, и царапает небо когтями лёгкий сфинкс, что стоит за спиной © - ощущение аккурат на цитату!! Я даже грешным делом подумала, что собсна - это и всё, видимо у меня уже было впечатлений вагон и маленькая тележка, но - ха! - всё только начиналось...
Немного позаимствую умных слов из БСЭ:
Фумаролы (итал. fumarola - дымящая трещинка вулкана), небольшие отверстия и трещинки, по которым поднимаются струи горячих газов (H2O, HCI, HF, SO2, CO2, CO, H2S, H2 и др.), выделяющихся из магмы (первичные фумаролы) и из ещё не остывших лавовых потоков и пирокластических отложений (вторичные, безкорневые фумаролы). Фумаролы расположены в кратере, на склонах и у подножия вулкана. Выделение газов из фумарол часто происходит под давлением и сопровождается звуками. С понижением температуры пары воды переходят в жидкое состояние; в зависимости от термодинамических условий в ней растворяются некоторые совместно выделяющиеся газы, а также газы и вещества, возникшие в результате реакций с боковыми породами и захваченные по пути движения к поверхности Земли; так происходит образование в районе действующих вулканов гидротермальных растворов - фумарольных терм. С фумаролами связано отложение возгонов галогенидов, сульфатов, самородной серы и др.
Подкрепившись, мы и двинули в сторону дымящихся фумарол. Как в другой мир попадаешь!!
сера
Говорят, есть в газовую струю поместить какой-нить предмет, то он покроется серой. Мы не пробовали, но это и так видно, например, вот по таким камням.
фирн
А это я отвлеклась малость, посмотрела наверх. Надо полагать, это фирн и есть. Потому как это уже не снег и ещё не лёд. Кто знает точно?
фумаролы
самородная сера!
Вот такая вот хреновина из серы!! На обратном пути нам ещё попался сотрудник ГеоТЭС, берущий пробы, так что будет фотка и там будет и размерность понятна. Сергей тут же обрадовал, что штука эта не является постоянной - смоет речкой, которая тут же и протекает, когда воды в ней станет много. Ну потом, новая такая образуется обязательно :)
Кстати сказать, может со мной от щастя и случился топографический дибилизм - я так и не поняла, куда утекает эта речка :)) Да и откуда берёт начало - тоже. Я видела и понимала только лишь её среднюю часть ;-)))))))
хлюп!
вокруг же этой серной конструкции всё хлюпает и плюётся, как живое :)
речка
кратерный пейзаж
серный котёл
Серный котёл. Пока ещё шли до вулкана, Сергей рассказывал, как когда-то давно ходили сюда, и один сильно восторженный студент провалился в этот котёл. Процесс однонаправленный естественно... Ему конечно же говорили не подходить близко, тем более не прыгать на краях, но... В общем, мне после этих рассказов совать свой нос туда не хотелось. Да и вообще в кратере очч неплохо смотреть под ноги, а то и навернуться недолго.
самая большая фумарола
А это самая большая фумарола, недалеко от серного котла. Красиво!! Но пар-то не только водяной, и каждую секунду ветер меняет направление и всё это газовое облако летит, куда вздумается. Сказать, что носоглотка оказывается крайне удивлённой, вдохнув газку - ничего не сказать :))) Оно не только воняет сероводородом и т.п., но ещё и ой как бьёт по носу, а деваться из этого облака особо и некуда, проще дождаться порыва ветра, а до тех пор не вдыхать сильно :)) Фотить в таких условиях - ещё веселее :)))))
она же, крупно
Эта же фумарола, но крупно. Пар вырывается со всей дури, звучит тоже очч неплохо!
в кратере
Я, гуляю по кратеру и грызу яблоко :))) Фотка для размерности тскть. Это же, кста, и взгляд назад - оттуда мы пришли, а сфотографировано это чуть не доходя до серного котла и большой фумаролы.
Спустились к речке, там была обнаружена вот такая красотища, не знаю, как оно правильно называется. Заметила только тогда, когда почти наступила :)))
мелкое
игольчатое
Снова по верхам:
фирн
Вообще, я бы кратер поделила на три условно круглые части. Может и не круглые вовсе, может мне просто так казалось. Но три. Про первую я всё рассказала только что, вот очередной "взгляд назад", теперь уже вместе с котлами и прочч.
А.В., я, Андрей
и вот какой нам открывался вид, туда-то мы и шли дальше:
дальше по кратеру
снежные пейзажи
Вторая часть кратера представляет собой котловину с озером. Озеро, увы, было замёрзшее и покрыто снегом. По-моему, образовалось оно в результате последнего извержения, которое было относительно недавно, но не помню когда :(((( Дымящихся фумарол я тут не видела, зато всего за скалистой "перегородкой" располагась часть третья - котловина и куча фумарол, но никакого озера.
перегородка
Часть скалистой "перегородки". Наверху стоят Толик и Макс - для размерности тскть. Анька так и вовсе носилась там бегом, кажется, даже не задумываясь, что не дай Бог споткнуться - и ты летишь вниз с крутой скалы...
часть вторая
Я и А.В. на перегородке + котловина с озером.
Толик спускается
часть третья
А это тскть часть третья - дымящаяся котловина, вид с перегородки.
фумаролы
я спускаюсь
В очередной раз поймала себя на мысли: я не боюсь высоты как таковой, но мне нужно "место для шага вперёд", для некого, возможно чисто психологического -страховочного шага, за который может быть можно восстановить потерянное равновесие и не сорваться вниз. Осознание отсутствия возможноти такого шага (как и было на перегородке) сводит мои движения на минимум вообще. Пока А.В. радостно там просто порхала, я тихонечно сидела на корточках и, сделав пару фоток фумарол (и то не сразу!), была рада слиться оттуда побыстрее. Какое там бегать! Каждой клеточке моего организма в этот момент хочется переместиться на, если не ровную, то более обширную поверхность, где я буду себя чувствовать совершенно спокойно... Инстинкт самосохранения?!
гранит науки
Обещанный сотрудник ГеоТЭС, отбирающий пробы воды и газа. Для размерности он очч подходил, да и вообще симпатяга ;-))))))))))
Собственно, после возвращения к "началу" кратера, фотик снова пришлось убрать...
Толик и Макс, обсудив с Сергеем подробности расположения, рванули намного быстрее нас, чтобы сделав крюк, зайти на водопад, про который Сергей рассказывал утром. Я бы тоже туда с удовольствием бы сходила, ну да это не с моими скоростями и физ.подготовкой :((( По дороге же нам встретились два замечательных следа на снежнике - как ребята на пятой точке съехали по снежнику :)) И вот чуток их фоток:
водопад
ГеоТЭС
Вид части Геотермальной станции. В зелёном "домике Чубайса" нас заботливо поджидал ужин...
Время Сергей рассчитал идеально и подгонял нас ой как не зря!! Когда дошли до домиков, начало смеркаться. Пока переоделись, пока поужинали - кромешная тьма... У меня, кстати сказать, вообще там никакого ощущения времени не было! Что, как говорят, зачастую и губит самопальных туристов - в темноте или тумане они не находят дороги, и попросту замерзают...
Да, насчёт погоды Сергей тоже был прав, обещав, что она не простоит слишком долго и вообще успеть бы! С восхождением на вулкан нам дико повезло - основную часть дня погода простояла отличная!!!!!!! О такой мечтать да и только, а нам - включили :))) Уже по дороге назад, ближе к ГеоТЭС навалились облака и начал накрапывать какой-то очч мелкий и редкий дождик. Всё готовилось к очередному циклону, погода, как и обещалось, снова резко менялась с ног на голову...
По дороге обратно заезжали в несколько гостиниц на Паратунке, в поисках свободных номеров - Толик и Макс захотели остаться в гостинице с термальным бассейном. Андрея довезли в городе, как он и просил, до хорошей и дорогой гостиницы, Сергей помог дотащить его рюкзак до ресепшена. Ну и нас вместо того, чтобы выкинуть на КП посреди ночи, он отвёз прям до дома до хаты, хотя это совсем ему не по дороге, не говоря уж даже о том, что в программу экскурсии это всё не входит напрочь :)))
Общее состояние после восхождения на вулкан - ОФИГЕВШЕЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Шли когда обратно, то мы с А.В. просто ржали - ни от чего конкретного, а просто оттого, что всё в кайф :))) Со мной такое не часто бывает :)
Ещё я конечно прихватила себе серы и каких-то камушков на память :) Хомяк :)))) Вулканического песка с побережья Тихого мне оказалось мало :)))
Фотик мой видимо тоже очч впечатлился, со мной вместе - два сапога пара :))) Я додумалась в этом офигевшем состоянии кинуть в рюкзак фотик с китовым объективом и длиннофокусный поверх них!! N-ное кол-во прыжков и вечная память - на мониторчике фотика небольшой скол, сделанный удаврившемся о него длиннофокусным объективом, железкой, которая есть на его корпусе. Боевое крещение тскть :)))))
Ещё из удивившего - и я, и А.В. искренне верили, что после восхождения от нас ничего не оставнется, что это будет такой дикий напряг, что приволочь бы кости обратно :)) А оказалось всё абсолютно легко по сравнению с тем, на что мы рассчитывали, УРА!!!! Только секунду внимания - Мутновский вулкан НЕ такой же как Вилючинский или Корякский!!!! Не путайте!!! Он на-а-а-аааамного более плоский, и не такой высокий :))

Автор: m-jum-ju

Собираясь в путешествие важно быть уверенным в том, что оно будет проходить в комфортабельных условиях. Для того чтобы эта уверенность перешла в...
    До поездки в Thulagiri, я предполагала, основываясь на немногие отзывы по этому отелю...
Почему-то все манекены для одежды в Японии с гайджинскими лицами. Факт, который бросается в глаза всем иностранцам, зашедшим хоть в один японский...
Много говорится о том, что есть "хорошее" гражданство, а есть не очень хорошее. Имеется в виду в плане путешествий по миру. Три дня назад...