Алтай-X-Trail-тур. Часть1.

Начну понемногу выкладывать фотоотчёт о путешествии на Алтай.
Часть 1. Переезд на стартовую площадку.
Выехали вечером, после рабочего дня. Nissan X-Trail, три человека, палатка, лодка, канистра, запаска, фото и видеокамеры, карты и пр. Часа два выбирались из города. Первые 70 км, как обычно, плелись в потоке. Дальше – легче. Перед Барнаулом заправились, в Троицке выпили кофе. Уже ночью проехали Бийск и остановились на ночлег. Не то, чтобы устали. Просто, в Горный Алтай надо въезжать утром. Ночью ехать бессмысленно. Второй раз уже остановились в поле около песчаного карьера. Мимо ездили камазы за песком, что не мешало Олегу и Наталье спать мёртвым сном. Я же подремал совсем немного, остальное время бродил по полям вокруг карьера. За это и был вознаграждён вот таким рассветом:

Немного дставали комары. Но, к счастью, это были последние комары. На Алтае за две недели мы общими усилиями насчитали 9 вялых и мелких особей, явно неуверенных в себе.
Рано утром мы позавтракали в Сростках традиционными драниками с мясом (блин, и как они их делают?), купили медовуху и въехали в республику. Кстати, горы горами, но предгорья – потрясающе красивы. Не пропускайте границу равнины и гор. Виды замечательные.

Оживлённую туристическую зону от границы республики до Усть-Семы мы пролетели не останавливаясь. Нас мало интересовали ухоженные кафешки и магазинчики, а также дорогущие отели, вроде «Киви Лодж». Впрочем, тем, кто въезжает в Горный Алтай впервые, здесь тоже есть что посмотреть. Манжерокское озеро, где растёт реликтовый водяной орех чилим, археологические раскопки около трассы, порог «Манжерокские ворота», да и острова на Катуни очень живописны. В известковых скалах есть пещеры, к местному небольшому водопаду можно подъехать чуть ли не по автобану. Туристы здесь похожи на курортных отдыхающих, которыми они по сути и являются. Мы же убегали от благ цивилизации с комфортной для осмотра окрестностей скоростью. В Усть-Семе Чуйский тракт повернул направо, на мост через Катунь. И мы вместе с ним.
Село Усть-Сема, кстати, примечательна старой деревянной столовой, в которой Шукшин снимал фильм «Живёт такой парень». Я ещё помню её действующей. Сейчас она закрыта, но сама постройка сохранена как местная достопримечательность.

За мостом оживление заканчивается, как и турбазы. Дальше они встречаются не чаще, чем одна на 100-150 километров. Благоустроенные вообще отсутствуют. Мы не спеша ехали на юг, останавливаясь только в любимых местах, мимо которых проехать просто невозможно. Нашей задачей было перебраться в район Акташа, где и планировалось начало главных приключений. Прикатунский сосновый бор с уникальными растительными сообществами, являющийся памятником природы, сменяют мягкие горные пейзажи с берёзами. Здесь ещё низко и тепло. В каждой деревне есть пасеки. В селе Камлак в прошлом году мы купили хороший мёд. Затем, перед Семинским перевалом берёзы сменяются на ели, лиственницы и кедры. Начинается тайга. Мы не раз пробовали по ней полазить — буреломы впечатляющие. Зона Семинского перевала, кстати, тоже объявлена памятником природы. Здесь в одном районе можно встретить чуть ли не всю алтайскую флору и фауну.

На перевале теперь действует небольшое кафе с лагманом и пловом. Воздух пахнет снегом. Мы обедать не стали. У нас есть излюбленное придорожное кафе «Фара» в Онгудае. Таких блинчиков с бараньей печенью больше не найти нигде. Туда мы и поехали.
Я стрелял из фотокамеры по мостам. Местным жителям новый мост не указ. Они к старому привыкли.

Было жарко. В том числе и коровам.

За Онгудаем есть любимое туристами и фотографами место слияния Малого Ильгуменя и Урсула. Я уже выкладывал снимки этих мест. На этот раз мы там не задерживались. Перевал Чике-Таман тоже проехали без остановок. В июне там много снимали. Далее – долина Большого Ильгуменя, «каменная деревня» Купчегень, где многометровые валуны лежат прямо на улицах, во дворах и огородах и где в июне мы едва увернулись от падающего на трассу большого камня. Затем слияние Большого Ильгуменя и Катуни, где есть кордон с турбазой, знаменитые Катунские террасы, суровые скалы у Ини, слияние Чуи и Катуни (одно из красивейших мест, снимки которого я тоже уже выкладывал), урочище Калбак-Таш с тысячами наскальных рисунков. Пороги Чуи, стелы и курганы.
Для первого алтайского ночлега выбрали уютный заливной луг на берегу Чуи. Чуя – молочно белая. Утверждают, что она становится такой после впадения ледниковых рек Северо-Чуйского хребта. Я подозреваю белую глину Чуйской и Курайской степей. Впрочем, купаться всё равно приятно. Тем более что было очень жарко.

После моего намёка коровы поняли, что приближаться к лагерю опасно.

Вечером прошёл короткий ливень, во время которого к нашему берегу на полчаса пристала компания весёлых сплавщиков.
Утром продолжили путь. «Перегонная» часть маршрута закончилась. Самое интересное было впереди.
У Белого Бома не выдержали и заехали на богатую эдельвейсами гору – место нашей прошлогодней стоянки и царство сусликов, чтобы снять долину Чуи, новый Чуйский тракт и его старую дорогу.

А вот и старая ветка Чуйского торгового пути. Караванная тропа здесь была известна тысячи лет назад.

Прямо под ней мы остановились, чтобы снять камни. Теперь внимательно посмотрите в правый нижний угол снимка.

Похоже на хомяка?

Этот зверёк не имеет никакого отношения к грызунам. Это пищуха – ближайший родственник зайца. Мы их не раз видели. Пищуха заготавливает на зиму сено. Сушит, переворачивает, прячет от дождя и собирает в стожки. Нас вообще не боялась, как и многие животные в тех краях. Ей к зиме надо заготовить около 12 кг сена.
Потом я снял очередной мост и мы временно простились с Чуйским трактом, повернув в Акташе на Улаган – в самый дикий таёжный район.