Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20726)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Мальта
(60 постов)
 
Всего постов

20726

Колоцкий монастырь

0
12 Июля 2007
viktorianec
1
0


В двадцати двух километрах на запад от Можайска на воз­вышенности, пересекаемой Старой Смоленской дорогой, на левом берегу реки Колочь раскинулось село Колоцкое. По сообщению археологов «Колоцкое селище» находилось в юго-западной и южной части современного села и воз­никло в XI веке.

Изначально Колоцкие земли входили в состав Смоленского княже­ства. В 1303 году они отходят к княжеству Московскому, а в 1389 году в духовной грамоте великого князя Димитрия Донского встречается первое упоминание Колочи как Можайской волости. По этому докумен­ту, сын князя, семилетний Андрей Димитриевич, получил в удел «Мо­жайск со всеми волостьми», в том числе и Колочу.

По-настоящему известным это село стало стало шесть столетий назад, когда здесь была явлена чудотворная икона и основан монастырь. Об основании монастыря сообщает шестая глава первой части «Степенной книги» XVI века, относя его к 1413 году. Явление Колочской иконы Божией Матери и связанная с ней история возниновения монастыря рассказаны в летописях и в «Повести о Лу­ке Колочском».

В 1413 году, когда князю Андрею было 24 года, в Колоче произош­ло важное событие, отмеченное в некоторых летописях XV—XVII веков. Один бедный поселянин Лука «на некоемъ древе в некоемъ месте обрете икону Пречистыя Богородицы, державшу на руку Младенецъ Господа нашего Иисуса Христа. Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы чюдотворца, а з дру­гую Илии пророка». Лука с благоговением взял икону и принес к себе домой. В тот же день от иконы получил исцеление больной, лежавший в доме Луки. Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе отовсюду стали стекаться недужные и, помолившись, они исцелялись. Вскоре Лука по­шел с иконой в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел князь Андрей Димитриевич с духовенством и боярами, а с ними - и весь город. Затем Лука с иконой направился к Москве, где его встретил Митрополит всея Руси Фотий с епископами и всем Священным собором, князь с боярами и целая толпа московитов.

Собрав большое богатство, Лука возвратился в Колочу и возвел там храм в честь Пречистой Богородицы, где и был поставлен чудотворный образ, а для себя построил каменные хоромы каменные не хуже княжеских, нанял слуг, завел охоту и зажил, как князь. Лука возгордился Лука, стал досаждать князю, избивая и грабя княжеских ловчих, охотившихся в лесах близ Колочи. Князь Андрей все терпел, изредка обращаясь к Лу­ке с увещеваниями. Однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя и вез его ми­мо двора Луки в деревянном ларе. Лука велел выпустить медведя на сво­ем дворе. Ловчий князя выпустил медведя, который тут же ринулся на Луку. Насилу отняли его от разъяренного животного. Вскоре приехал князь. Лука рыдал и умолял князя, чтобы тот с пользой распорядился его имением. Простив Луку, князь Андрей Мо­жайский велел поставить на тот месте монастырь и по­местил в нем чудотворную икону Божией Матери, которая творила чу­деса всем приходящим к ней с верою. Первым постриженником и насель­ником нового монастыря и стал раскаявшийся Лука. Обители были пожалованы князем Андреем земельные угодья. Ве­роятно, еще при жизни Луки был построен соборный каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Вот так монастырь выглядит сегодня:

К Колоцкому монастырю я ехал на Гагаринской электричке с Белорусского вокзала. Высадившись на станции "Колочь", я попал в такое небольшое селение:

Примерно через час подошла маршрутка (она там ходит раз шесть за день), которая минут через 15 привезла меня сюда:

Несмотря на не вполне удобное (для нынешних паломников) местоположение монастыря, люди приезжают и приходят к чудотворной иконе, список которой находится в монастыре (древний оригинал пропал в советское время и пока не найден). Кстати, в Петропавловском приделе Успенского собора в Московском кремле есть её список 1618 года.

Чудотворная Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, переживавшей в то время начало своего возвышения. В одной из грамот 1547 года говорит­ся, что на Соборе, который был созван при Митрополите Макарии бы­ло утверждено празднование в честь Колочской иконы Божией Мате­ри. Согласно «Степенной книге Царского родословия» в монастыре издревле был установлен обычай празднования Колочской иконе Божи­ей Матери 9/22 июля. Устное предание говорит, что на месте явления чудотворного образа забил целебный источник, к нему каждый раз в день праздника совершался Крестный ход. Сейчас на этом месте стоит деревянная часовня (прежняя была разрушена после революции, нынешнее строение - современное).

О первоначальном периоде жизни монастыря сохранилось мало све­дений, но можно предполагать, что в XV веке обитель постепенно рас­ширялась, пользовалась значительной известностью и привлекала к себе монашествующих и мирян. В это время Колоцкий монастырь был достаточно значимым и богатым. Настоятели его в сане игуменов присутствовали на Соборах в Москве. Собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, царь Иоанн Грозный в числе прочих чудотворных образов и крестов «изволи взяти Пречистую Бого­родицу чудотворную Колощкую». Под Соборной грамотой 1566 года о продолжении военных действий против польского короля стоит подпись игумена Германа. Подписи Колоцких настоятелей можно найти и под церковным разрешением Иоанну Грозному вступить в четвертый брак в 1572 году (игумен Евфимий), и под грамотой об избрании на престол Бо­риса Годунова в 1598 году (игумен Никандр).

Настоятельство в монастыре было издревле игуменское, однако не­которые из настоятелей-игуменов за свои заслуги по управлению мо­настырем получили сан архимандрита. В 1566 году Колоцкий игумен Корнилий был переведен в Москву казначеем митрополичьего двора и затем в 1567 году Митрополит Московский Филипп рукоположил его во архиепископа Ростовского и Ярославского (l574 г.)

К 1609 году в монастыре было уже две каменные церкви - Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца и Богоявленская церковь с трапезной палатой, а также колокольня с третьей церковью - Святителя Алексия, Митро­полита Московского. Ограда вокруг монастыря бы­ла деревянная. В 1609 году, во время польско-литовской интервенции монастырь был разорен неприятелем.

Согласно описанию монастыря за 1626-1627 годы обе монастырские церкви стояли разрушенными, а богослужения совершались в церкви Святителя Алексия. Разорённый монастырь начал восстанавливаться именно в эти годы, но уже с меньшим размахом.

Успенский храм 1626-1627 годов сохранился лишь частично, поскольку был основательно перестроен век спустя. Собственно строению XVII века принадлежит лишь основной куб нынешнего храма - к примеру, хорошо видны характерные для древнерусской архитектуры закомары:

Во второй половине XVIII века была затеяна кардинальная перестройка всего монастыря. До неузнаваемости был переделан и Успенский собор. Он был увенчан новым барабаном и главой:

С разных сторон были пристроены приделы (в честь Пророка Божия Илии и Святителя и Чудотворца Николая):

О перестройке собора свидетельствуют ассиметричные окна, лишившиеся первоначальных наличников:

Территорию обнесли кирпичной оградой с шестью башнями. Сейчас из башен сохранилась лишь одна, а ограды практически не осталось:

Деревянное жильё также было в XVIII веке заменено на каменное. Монастырские корпуса уцелели и сейчас реставрируются:

Сформировался стилистически целостный архитектурный ансамбль с чертами барокко. Над прочими строениями обители вознеслась четырёхъярусная колокольня, квадратная в плане, с восьмигранником звона, которая была возведена между 1739 -1763 гг.

<>

С неё в 1812 г. Кутузов осматривал поле будущего Бородинского сражения. Здесь к полудню 21 августа сосредоточились главные силы русской армии, здесь находился и штаб, здесь изначально предполагалось провести и решающую битву. 22 августа Кутузов принял решение отступить к Бородину, находя эту позицию более удачной. 24 августа у монастырских стен уже шел бой русского арьергарда с наступающими французами, здесь был смертельно ранен генерал-майор Войска Донского П.К. Краснов. В тот же день около стен монастыря вступил в командование партизанским отрядом Денис Давыдов:

Французы заняли обитель и оставались в ней до своего изгнания. Здесь располагался их госпиталь, здесь останавливался Наполеон и с монастырской колокольни - как прежде и Кутузов - обозревал поле предстоящего сражения. Уходя, они разграбили все церковное имущество и иконостас, а все древние постройки сожгли.

На восстановление обители после войны 1812 г. было отпущено из сумм Святейшего Синода 10 000 рублей. При настоятеле игумене Иоасафе на эти средства возобновлен собор, расписан и вызолочен иконостас, расписаны стены.

Таким монастырь был в 1911 году, когда его запечатлел великий фотограф С. М. Прокудин-Горский:

После революции монастырь был закрыт. Крепостные стены и большая часть башен разрушены. Последние насельники были расстреляны по подозрению в контрреволюционной деятельности. До 1934 года Успенский храм работал как приходской, потом он был передан школе-интернату для глухонемых детей, как прежде и все остальные здания.

Ныне монастырь возрожден как женский (до революции был мужским).

С архитектурной точки зрения Колоцкий монастырь довольно прост, хотя нельзя не признать ансамблевое единство всех строений. И всё же здесь удивительно красиво. Красиво - и тихо. Выходим из монастыря - и видим это:

Маршрутку ждать не хотелось, поэтому обратно к станции я шёл пешком. Немного срезав путь, километра три я протопал по шпалам - дорога не слишком удобная, но удивительно стильная. На станции (низкой, как и все платформы после Можайска) я проспал часа полтора в ожидании электрички на деревянной лавочке, недалеко так же мирно посапывал бомж, а с проходящих мимо товарняков неугомонных ветер сдувал песок с мелкими камешками, которые потом ещё долго высыпались из моих волос и одежды.

Не помню, что мне снилось. Помню, что когда электричка подошла, просыпаться не очень хотелось.

Похожие темы

 Смоленская Корнилиевская церковь бывшего Борисоглебского Песковского монастыря. Если посчитать все монастыри, некогда существовавшие в пределах и в...
13 Июля 07
0
Автор: Наталья. ЖЖ: nat_kaдом. страница: www.talusha1.narod.ru/Путешествие по Казани, а именно в Раифский монастырь, Храм всех религий, Зилантов...
11 Июля 07
0
Брусенский монастырь в Коломне основан в XVI столетии. Обитель формировалась вокруг древней Успенской церкви на протяжении XVI-XIX вв. Экономический...
02 Мая 08
0
8 августа 2007 года. Введено-Оятский женский монастырь расположен на востоке Ленинградской области, на левом берегу в излучине реки Оять, близ...
06 Мая 08
0
В Муроме четыре монастыря, рядом с гостиницей находился Спасо-Преображенский монастырь. Монастырь – один из древнейших на Руси. По преданию основан...
15 Января 10
0