Австралия

01 Сентября 2010
kvazar

Восхождение на Эльбрус
4 августа 2010 года (день первый)
Как всегда несусь ничего не меняется с огромным рюкзаком со вторым  маленьким рюкзаком и с двумя пакетами вещей, которые не поместились в рюкзаки, как бабка базарная, на Белорусский вокзал.   Жарень трындец. Выпиваю бутылку воды, собираю ее же со своего тела салфетками. Плюхаюсь в электричку- релакс. Красная стрела аэроэкспресса мчит меня до Шереметьево -2.

Сделали внутренний трансфер по взлетным полосам из Ш2 в Ш1. Казалось бы, без пробок- круто!  Но все не просто. Пусть будет это сюрпризом )))) для тех кто еще не был. Влетаю со своими баулами в здание аэропорта. Мои имровизированные руки-дворники вытирают пот,  стекающий со лба на стекла-глаза. Металлический голос объявляет, что регистрация моя закончилась и те кто не успел, могут идти домой.  Я подбегаю к стойке регистрации, бросаю огромный рюкзак на ленту транспортера, с безапелляционным взглядом протягиваю паспорт девушке за стойкой. Она посмотрела на меня, на рюкзак вздохнула и  взяла паспорт, тогда вздохнул я и наконец улыбнулся.
Самолет задержали на час. Появилось время перевести дух и написать пару твиттов.  Посадка-взлет.  Хм, сначала написал потом подумал- Странное словосочетание. Ох уж этот великий и могучий!!!
 И вот самолет с серебристым крылом уносит меня из задымленной и душной  Москвы на юг, в Ростов-на-Дону. Еще в более жаркий но ЧИСТЫЙ. С чистым воздухом, и с более ли менее чистой совестью.  оставим политику и патетику.
Ростов-на-Дону. Чудеснейший город!  И понеслось! Красивые девушки, любимые друзья, живое пиво, раки и ТИШИНАААА!  Полный релакс!

В Ростове меня поджидал второй участник нашей безумной концессии, мой друг и соратник Александр Головань begin_of_the_skype_highlighting     end_of_the_skype_highlighting.  С ним перебрали вещи, посмотрели что еще необходимо докупить. Подбили продукты и почапали в магазин. Набрали снеди всяческой гору целую,  которую не съедим, отдадим чехам, оставим в бараке и даже часть привезем домой. Но тогда все это чрезвычайно было нужно.
Приехали домой. Вечерние посиделки, задушевные разговоры, еще раз перебор и сбор вещей в итоге отбой в начале третьего. А подъем в четыре. И так закончился день первый.
5 августа 2010 года  (день второй)
Эх дорога!  Выехали в 4.30 с горем пополам.  Мазда, наша чаечка с правым рулем. И я, сидя на "месте водителя" , выглядывая,  давал команду на обгон. Ехали быстро, ехали хорошо. В пути встретили рассвет и восход солнца. И за солидными мужскими разговорами приехали в Пятигорск. Пожалуй,  стоит отметить возмутивший Александра один факт. Август- пора сбора сахарной свеклы. И едут караваны грузовых автомобилей по дорогам груженные этой самой сахарной свеклой и летит эта свекла с этих самых грузовых автомобилей, летит во все стороны.  И на мимо проезжающие автомобили. Александр мастерски лавировал между этим свекольным градом обгоняя грузовики.
В Пятигорске Саша меня выгнал из Машины поехал по своим делам.
Дальше было не интересно.  Единственное, что стоит отметить это сам город Пятигорск, место где непременно надо побывать.
Восхождение на Эльбрус
 Встретились со Стасом. Замечательный, добрый, отзывчивый человек и друг.
Он нас и приютил на эту ночь. Предварительно накормив, напоив и помыв.  Легли спать, ведь завтра снова вставать в 4 утра.
6 августа 2010 года  (день третий)

в 4 утра раздался телефонный звонок. Это звонил Стас, мы должны идти на Беш Тау.  С горем пополам встали, поехали к подножию горы и какими то тайными известными только местным жителям тропами, в темноте с фонариками, стали подниматься. Подъем занял около 2-х часов. И вот мы на вершине.
Сильнейший ветер, около 30 метров в секунду.  Мы цепляемся за траву чтобы удержаться на вершине.
Восходящее солнце медленно являло миру города Кавказских Минеральных Вод. Красотища!

Получили невероятное  удовольствие. Спасибо Стасу.  Заряд бодрости и тренировка перед великим восхождением.  )))
Еще раз внимательно и аккуратно перебрали вещи.  Разложили и систематизировали.  На нас двоих вот что из этого вышло:
Подробный список снаряжения:
1. Большой рюкзак для всего этого хлама. Литров 70-80.  (Объем рюкзака, да и не только, измеряется в литрах).
2. Пенополиуретановый коврик. Нужный дивайс. Подробненько и интересненько о нем здесь.
3. Спальный мешок.
4. Маленький рюкзак для радиальных выходов и непосредственно восхождения.
5. Очень теплая, обычно пуховая куртка. В простонародье- ПУХОВКА.
6. Специальные горные ботинки. Предназначенные, как для хождения по горам, так и по льду, при креплении к ним "кошек".
7. Специальные ветро-влаго-холодо-тепло непроницаемые  брюки с  мембраной GORE-TEX  для восхождения со смешным названием "самосбросы"- их можно снимать не снимая ботинок :)
8. Легкая куртка
9. Прочая одежда.  Термобелье, труселя, футболки+ маленькое полотенце.
10. Палатка.
11. Брюки для тренировочных выходов.
12. Веревка для скальных занятий и страховки.
13. Фонарики на ноги. Для защиты от попадания снега в ботинки и защиты брюк от "кошек".
14. Теплая шапка-ушанка.
15. Очень теплые, двойные перчатки-варежки.
16. Балаклава маска для защиты лица от солнца и холода.
17. Теплая кофта с капюшоном.
18. Кроссовки для хождения там где ненужны ботинки.
19. Умывальные принадлежности. Зубная щетка, паста, мыло, принадлежности для бритья, дезодорант.
20. Фотовспышка. (Ни разу не воспользовался).
21. Кружка, ложка, миска + котелки.
22. Фото штатив.
23. Лыжные палки для передвижения по пересеченной местности.
24. Газовые баллоны + газовая горелка.
25. Термос.
26. Крем от загара. Крайне нужная весчь.
27. Пенополиуретановая сиделка.  Необходима в любом походе. В народе: хопка или попа.
28. Налобный фонарь.
29. Видеокамера.
30. Очки солнцезащитные, для повседневного ношения.
31. Очки солнцезащитные специальные, горные. Здесь.
32. Зарядные устройства для видеокамеры и фотоаппарата.
33. Нож.
34. Фотоаппарат Canon 40D + Объектив 24-105
35. Отражатель. (не пригодился)
36. Страховочная система для скалолазания. Здесь.
37. Хлебцы. Альтернатива хлебу и сухарям.
38. Орехи, сухофрукты, печенье и батончики мюсли.
39. Сгущенное молоко и повидло.
40. Сало, сухая колбаса и суджук. Все провело в жаркой машине четверо суток и никак не изменилось.
41. Консервы. Тушенка говяжья, рыба, паштет.
42. Крупа. Рисовая, гречневая, кукурузная- очень вкусная со сгущенным молоком.
Собравшись, выехали в направлении Эльбруса.
 Ехали быстро, ехали спокойно.
Нельзя не отметить два момента. Поселок Куба-Таба, встретившийся нам на пути,  который по мнению Александра означает Яблоки и Веники. И действительно,  на первый взгляд складывается именно такое впечатление потому что вдоль дороги на протяжении всего поселка продают яблоки и веники. Достаточно забавно. Правда там еще продается и кукуруза. Которой мы и перекусили. Восхождение на Эльбрус

Восхождение на Эльбрус
И специально для Александра более, на мой взгляд,  правдивое происхождение название Куба Таба.
И второй момент- это поворот на Эльбрус. Так и хочется сказать: ну кто так строит? Кто так строит?
Мы неоднократно ездили по этой дороге. И всякий раз не могли понять куда же нам поворачивать. И в этот раз нам пришлось объезжать и возвращаться!  Это ужасно. Хотя,  возможно в этом и есть,  то очарование Кавказа! )))  Его загадочности и раздавливающей простоты.
Доехали до поселка Эльбрус. Именно в нем находится поворот в ущелье Адыл-Су,  в которое, в соответствии с планом, мы направлялись.  Прямо на повороте небольшое кафе в которое мы засели для того чтобы перевести дух и подумать что делать дальше. Там же мы и приглядели прокат снаряжения в котором впоследствии и взяли кошки и ледорубы за совершенно приемлемые деньги.
Для проезда в ущелье у нас не было пропусков.  Надо было их где то раздобыть. Нам порекомендовали обратиться к некому очень  уважаемому человеку Осману.  На наши вопросы нам сказали, что он отдыхает и выйдет к нам когда проснется.
Отведав вкусненькой Шорпы (суп из баранины) , простецкого салатика и хычинов с картошкой дождались Османа. Он сказал что на все у нас уйдет не меньше двух дней.  И надо срочно ехать в погранзаставу подавать документы.  Мы начали думать.
Совершив пару звонков мы выяснили что пропуски у нас все тики есть. Наш друг Женя Бойко об этом позаботился, спасибо ему.  Осталось только их найти и раздобыть.
Поехали в погранзаставу. Надо обратить внимание, что с тех пор как пограничные войска перешли под юрисдикцию ФСБ России, они сильно изменились в лучшую сторону. Новые здания, приятное обходительное общение.
Из соображений этики, патриотизма и просто безопасности не выкладываю фотографий и подробного описания нашего взаимодействия  с этим уважаемым ведомством!
В общем получили пропуски и поехали в ущелье Адыл-Су. Наша цель альплагерь Джан-Туган!!!
Приехали, осмотрелись, поставили палатку.
Восхождение на Эльбрус

Пошли в кафе перекусили. Накрапывающий дождик не давал возможности просто посидеть возле костра. И не найдя никакого мало-мальски интересного занятия залегли спать! Спокойной ночи!

7 августа 2010 года  (день четвертый)
Я ортодоксальный жаворонок и поэтому рано встаю. Пока Санек досматривал последние сны о доме и пирожках любимой жены я прошелся по окрестностям,  сделал пару фотографий.

Мы позавтракали кукурузной кашей со сгущенным молоком. Вкусно и питательно. Выпили чаю с печеньем. Стали собираться. Наш путь лежал вверх по долине Адыл-Су к "Зеленой Гостинице". Вышли и пошли по, разведанной мной утром, тропе вверх.
Но как то так получилось что с тропы мы быстро сбились и пошли по камням вдоль реки.

Здесь
большой вариант  фотографии.
Огромная по силе река. Бурлящий поток. Оглушающий грохот воды.
Восхождение на Эльбрус
Камни размером с автомобиль.Тежеловастенько было идти да и ноги можно было погнуть. Решили искать правильную дорогу. Александр проявил героизм и растворился в зарослях рододендрона.
Минут через пятнадцать радостный возглас!
Вот так вот мы и шли вверх по течению реки к леднику Башкара и "Зеленой гостинице".  Чем выше поднимались, тем как бы, становилось прохладней. И чем выше, тем агрессивней становилось солнце. Без очков вообще нельзя было смотреть на мир.  Чувствовались,  как кожа изменяется под воздействием активных ультрафиолетовых лучей.  Приходилось одевать майки с длинным рукавом, мазать лицо, уши, шею, руки солнцезащитным кремом.
Восхождение на Эльбрус
Вот он,  красавец Джан-Туган!
Большой вариант.
Мы шли вдоль реки наверх. Река уходит на покрытую травой  возвышенность через озеро Башкара к "Зеленой Гостинице".

Мы что то как то вымотались пробираясь то по камням, то по каким то зарослям. По ручьям и тропам. Мысль которая нас как то согревала это мысль о гостинице. Не то чтобы нам хотелось мягких постелей, горячего душа и вкусной питательной еды.  Просто как то хотелось кусочек цивилизации в этих невероятно диких местах.
И каково было наше удивление, когда "Зеленая Гостиница" а для встречающихся на нашем пути иностранцев "Green hotel"  оказалась просто полянкой с зеленой травой среди камней и льда!
Восхождение на Эльбрус
Наша голубенькая палатка которая ближе к скале.  Да!  Вот такие вот масштабы!  А вдалеке его величество Эльбрус. Его восточные склоны.
Добравшись до "Зеленой гостинице" мы поставили палатку. Высота около 3000. Уже чувствовалось давление. Рассеянное внимание. Обостренная чувствительность к жаре и холоду.
Мы поели.  Кстати металлический дивайс который стоит возле палатки, это не просто так. Был такой сильный ветер, что задувал нашу газовую горелку. Пришлось использовать его чтобы защитить от ветра со всех сторон.
Восхождение на Эльбрус
И рубанулись спать. Как это обычно бывает: давай полежим полчасика с закрытыми глазками и пойдем на ледник тренироваться. И так проспали три часа. Проснулись под вечер.  Поднялся ветер. Стал накрапывать дождь.  Обычный ветер и обычный дождь на высоте 3000 приобретает другие значения и отношения к ним меняется.  Измененное давлением сознание, окружающие горы, воздух и его частичное отсутствие создавали впечатление нереальности происходящего.
8 августа 2010 года  (день пятый)
"Вскрой душное  небо скальпелем утренних птиц!"
Оставили палатку. Собрались и пошли к леднику Башкара.

Внизу панорамная фотография (7 вертикальных кадров)  ледника Башкара.  Слева Джан Туган не вошел в кадр. Справа вдалеке Эльбрус и одноименное с ледником озеро Башкара.
Восхождение на Эльбрус
Большой вариант фото  живет  здесь.
Мы спустились к палатке. Проверили все ли в порядке и пошли к другому леднику с неизвестным названием. Вернее название наверняка у него есть. Но мы как то не выяснили этого! И перед этим зашли на станцию Гляциологов МГУ. Ребята,  которые проводят дни в изучении движения ледников заслуживают самого глубокого уважения.  К сожалению на момент нашего визита они все еще отдыхали.
В перерывах между изучением ледников они пытаются самовыражаться и выглядит это так:
Восхождение на Эльбрус
Горно-гляциологический Сад камней.  Завораживающее зрелище!
База Географического факультета  МГУ им. Ломоносова.

Большой вариант.
Долина реки Адыл-Су. Вдалеке Эльбрус.
Восхождение на Эльбрус
Мир льда и камня. И я никто здесь. просто точка. Пошел добыть водицы. Было немного страшно. В любой момент, камнепад, ледопад и все. )))
Козьими тропами возвращаемся в наш импровизированный лагерь!  Справа и слева 50 метровые обрывы.
У нас по плану были скальные занятия. И найдя, специально подготовленную для этого стену, мы приступили к приготовлениям. Но разочарования постигло нас.  На стене почему то не оказалось необходимого оборудования для организации страховки.  И я вообразив себя спайдер-меном полез навесить хоть какие нибудь "держатели".
Восхождение на Эльбрус
В общем пролазив как муравей по стенам  около часа,  пытаясь организовать страховку без крючьев и дополнительного оборудования,  пришел к бесперспективности этой идеи. И Саша еще всю дорогу сигналил мне  о неоправданности риска. О чем это он?
Мы спустились к нашей палатки. Надо было думать что делать. Продукты заканчивались.  Ведь мы рассчитывали на "Зеленую Гостиницу". Мы уже сходили везде куда можно было. На перевал не пускали погранцы которые, надо сказать,  приходили каждый день и проверяли документы. Выходить на ледник, у нас не было кошек.  В общем, было принято решение идти в Альп-лагерь Джан-Туган.  Мы собрали вещи, и потихонечку выдвинулись в обратный путь. Спасибо тебе "Зеленая гостиница", ты приютила нас на два дня. )))
Когда мы уходили, пришли новые постояльцы.  И так каждый день. Кто то уходит, кто то приходит и идут дальше. И лишь камни остаются.
Восхождение на Эльбрус
Долина Адыл-Су, вдалеке Джан Туган. Мы уходили отсюда. Но за каких то два дня, все эти камни, горы, ручьи стали нам до боли родными.  Неописуемой красоты, невероятных размеров,  непередаваемой энергии, умиротворения, чистоты  и покоя.
Спустившись в альплагерь, мы решили, что было бы здорово немного освежиться и помыться. Нашли лицо принимающее решение и договороились за 50 рублей, так сказать, с тела.  Сходили за умывальными принадлежностями и полотенцами и на наш вопрос типа куда идти?  Лицо принимающее решение не отрываясь от "Битвы экстрасенсов" говорит: до конца по коридору и там справа.  Ну мы топаем по длинному коридору, доходим до конца, одну дверь, вторую дверь, закрыто! Тю блин!  Идем обратно к лицу принимающему решение, она краем глаза видит нас и по прежнему не отрываясь от "Битвы экстрасенсов" заявляет: "на втором этаже"! Мы с Саньком чуть не рухнули!  Вот уж по истине  железная кавказская женская логика! Потопали на второй, мы не удивились, там тоже закрыто и только на четвертом этаже была открыта женская душевая. Ну мы парни простецкие, деревенские капризничать не стали.
Помывшись, решили что надо ехать в Азау, к подножью Эльбруса, ночевать там и уже завтра с утра начинать подъем.  Переоделись, сели в машину, поехали.  В Азау немного покатались в поисках доступного жилья, жуть как не хотелось ночевать в палатке. Все бока уже отдавили.  )))
Где то часик покатали и прямо возле старого подъемника нашли очень хорошую, европейского класса, и недорогую гостиницу .
И вот мы растянулись на кроватях. Поставили технику на подзарядку, включили телек.  Глупо наверное  это.  В таких горах, тратить время на телевизор.  Тогда я сурово задумался над этим.  Я много общаюсь и столько слышал мнений по поводу всего этого. Кто то принципиально  не смотрит телек, начитавшись Пелевина, но категорически отрицает саму возможность ночевки в палатке. Высказывая резкое отрицательное отношения к "диким" путешествиям. Многие, называющие себя,  альпинистами и горными туристами, презирают "матрасников", пренебрежительно называя их мажорами , живут исключительно в палатках, не всегда соблюдая элементарную гигиену.  Каждый выбирает свой путь. Свои жизненные принципы и правила.  И в деле с телевизором, на мой взгляд, важна элементарная гармония. Мы можем себе позволить и в палатке жить под дождем и питаться корешками. Но при всем при этом,  не забываем про блага цивилизации, и  пользуемся ими осторожно. Только при необходимости. )))

9 августа 2010 года  (день шестой)
Выспавшись и рано проснувшись, мы пошли, в очередной раз собирать вещи. Теперь самое необходимое. То что точно понадобиться при восхождении. Нужно было еще добыть кошки и ледорубы. Пройдясь по Азау и не найдя ничего подходящего, только хлам за большие деньги. Мы поехали сначала в Терскол, но и там не найдя ничего интересного поехали в пос. Эльбрус.  И там, на повороте в ущелье Адыл-Су есть кафе, мы там ели уже. И на его территории прекрасный пункт проката. Там все новое оборудование, известных марок, за совершенно приемлемые деньги.
При сборах, мы познакомились с двумя ребятами из Краснодарского Края. Виктор и Александр. Ну и решили держаться вместе с ними.
Восхождение на Эльбрус
Купили билеты на подъемник и вперед. Назад дороги нет!!!
Всего три очереди т.е. три пересадки: два проезда в вагончиках и один проезд на канатно-кресельной дороге.  Кстати на второй очереди при проходе на третью -  СТОПЕЦ!  Экологический контроль.  Территория признана Национальным парком Приэльбрусье. И вход в него стоит одну тысячу рублей с одного человека. Ну мы вроде как группа из четверых человек и поэтому с нас взяли три тысячи. Вот так вот.
Готовые в восхождению на любые высоты. Причем, следуют обратить внимание, что правильно говорить: восхождение на вершину, а не покорение вершины.   Покорить гору нельзя никогда. Уж тем более Эльбрус.  Гора или вершина может позволить человеку взойти на нее или не позволить. Примеров тому сотни.
Мы были полны решимости взойти на Эльбрус.
Итак на подъемнике с нашими новыми друзьями мы поднялись на самый верх до так называемых "Бочек". Высота 3750 метров.  Название обусловлено тем, что на этом месте организован приют из больших цистерн в которых обустроено жилье.
Восхождение на Эльбрус
Много, очень много иностранцев. Немцы, австрийцы, поляки, чехи, итальянцы.
Мы разместились в бараке, что за этими бочками.  Поели и залегли подремать. Провалялись часика три. Высота в 3750м. давала знать о себе головокружением и дезориентированнием.
Разбудили нас два мужика которые уже жили в бараке в который мы заселились. Они откуда то  вернулись и начали очень громко переживать, что заняли их места.  Замечу, что барак рассчитан на 12 человек.  Ох уж эти ортодоксальные альпинисты, без страха и упрека.  Я немного потренировался в толерантности и мы начали собираться прогуляться. Мы хотели отработать технику передвижения в кошках прогулявшись до приюта 11.  Так и сделали.
Восхождение на Эльбрус
Поднявшись до приюта, там немного потусили. Начала портиться погода и мы пошли назад. Сходили замечательно. По пути,  много разговаривали, про родителей, про родственников и их место в нашей жизни.  Надо заметить,  кошки чрезвычайно удобный дивайс.  Кошки вгрызаются в лед и крепко держат. Чувствуешь себя человеком-пауком.  Понравилось так ходить. Прекрасная была прогулка.
Вечером чего то перекусили. Кстати есть совершенно не хотелось.  На завтра было намечен переезд на приют 11.   И пораньше легли спать.
В нашем бараке, в общей сложности,  ночевали  8 человек. Мы с Саньком, наши новые друзья из Курганинска, двое ортодоксальных альпинистов, и двое мужиков из Ростова на Дону. Санька земляки.  Это я к тому, насколько разношерстный народ пытается подниматься.  Так вот эти двое из Ростова, нормальные мужики,  их было трое, и они на приюте уже третий день, в день приезда выпили полтора литра спирта. Один не выдержал, уехал домой.  А эти двое, не сказать, что спортсмены. Далеко не спортсмены.  Поднимались. Вот не знаю поднялись или нет.
10 августа 2010 года  (день седьмой)
Встали пораньше, надо было успеть дойти до приюта пока лед не превратился в кашу и не потекли ручьи.
Умылись, позавтракали.  Овсянка и чай с печеньем.
Восхождение на Эльбрус
Психоделика!  Обычная высокогорная кухня. Похожая на московскую квартиру, но какой вид из двери!  Там выходишь и реально обрыв.
Мы собрали вещи, водрузили на себя много килограммовые рюкзаки, надели кошки и почапали на приют.
Пришли на приют, нашли жилье, разместились.  И начали акклиматизироваться.
Восхождение на Эльбрус
Высота 4130 м. Ходили, гуляли, общались с другими туристами.  Погода на таких высотах, как настроение у молодухи!
Вот то же место через час.
Итак, мы на Эльбрусе. Пока не на вершине. На приюте. Давление, погода, дают о себе знать.  У меня воспалился поврежденный еще на НГ глаз. Сашу колбасит голова. В общем,  выглядим мы не фонтан!
Восхождение на Эльбрус
Походили, поели, пофоткали. Погода жуть просто. Но специалисты в один голос говорили, что это временно и погода наладится.  И мы решили подниматься сегодня. Договорились с инструктором группы из Южной Африки, что они возьмут нас на ратрак, который довезет нас до скал Пастухова. Так мы сэкономим силы и около 3 часов времени.  Ну решили и решили. Начали собираться. Фотоаппарат, видеокамера, одежда,  приготовили по литру воды на человека, взяли чай и перекус.  Выход был назначен на три ночи.  Мы готовились.
Несколько слов про Эльбрус. Его величество Эльбрус.
Большой вариант
Эльбрус - это молодой вулкан, с диаметром основания около 18 км.
Его относительная высота достигает 2500 м.
Вулканический массив имеет две вершины: западную ( 5642 м.) и восточную ( 5621 м.) с седловиной на высоте 5322 м.
На восточной вершине имеется кратерная воронка диаметром около 200 м. и глубиной до 80 м.
Диаметром кратера западной вершины примерно 500 - 600 м. а его глубина около 200 - 300 м.
Эльбрус - крупнейший центр современного оледенения.
Обе его вершины покрыты сплошным фирновым покровом, от которого расходятся в разные стороны 23 ледника.
Общая площадь вечных снегов и льдов на Эльбрусе достигает 144, 5 квадратных километров.
Наиболее известные ледники -
Большой и Малый Азау и Терскол.
До высоты 4000 м. склоны Эльбруса сравнительно пологи, но выше крутизна их достигает 50 - 60 градусов. И еще про Эльбрус.
Можно много много писать про Эльбрус. Его величие, белая голова с сединой облаков на рассвете и рассерженный,  суровый старец к концу дня. Он завораживает, он манит, зовет   и в то же время  говорит: кто ты такой?  зачем ты пришел?  что есть у тебя такого,  что ты осмелился прийти  ко мне?
День подходил к концу. Мы сняли на видео пару сюжетов. Поговорили со многими людьми о них самих  и горах.
Погода радовала дождем со снегом и ураганным ветром. Мы легли спать. Но спать- это только название нашего желания.  Мысли путались в голове. Мы лежали с Саньком в спальниках на высоте 4700, через несколько часов нам надо было вставать и идти.  И сейчас каждый думал о своем. Я думал о своей жизни. О поступках десятилетней давности. Прокручивая и прокручивая свои переживания событий застрявших в голове.  Дремота. Сон...
Мне приснилось, что нет никакого постмодернизма, а есть только первородность чувств, античная чистота эмоций. Только то  с чем мы родились. Радость, грусть, страх... Все остальное испарилось и исчезло навсегда.
Восхождение на Эльбрус

11 августа 2010 года  (день восьмой)
Анечка, с Днем Рождения!
Мы проснулись от звука подъехавшего ратрака. Время?  Два! Нам надо было выходить в 2.45. Можем еще полежать. Саша отправляется  смотреть погоду. Возвращается,  Звезды!  Это означает что мы идем. Остатки сна испарились и адреналин внезапно  ударил  в голову. Мы начали одеваться и собираться: термобелье, кофты, брюки, пуховка, шапка, перчатки, фонари на ноги- Кошки одели сразу.
Хочу поговорить о смысле жизни. Сейчас,  как раз,  самый подходящий момент.
Целями нашего похода,  или как я заявлял, экспедиции были:
-популяризация  Российского туризма,  здорового образа жизни и активных видов спорта через распространение фото и видеоматериалов в СМИ и сети Интернет.
-поиск смысла жизни через прохождение сложных для человека условий существования;
-восхождение на высшую точку Европы.
Еще в процессе подготовки мои друзья и знакомы задавали мне вопросы связанные с тем, зачем я еду на Эльбрус, зачем такое насилие над организмом, трата времени и денег.  Я неоднократно задавал себе этот вопрос. Задавал его Александру, задавал этот вопрос практически всем кого встречал в Приэльбрусье и на приюте.  Спрашивал ортодоксальных альпинистов и откровенно случайных людей.  Спрашивал девушек и спрашивал иностранцев.  Получал самые-самые-самые разные ответы. Порой нелепые и неожиданные.  Уж кто бы мог подумать, что поднимаются для того чтобы насладиться измененным сознанием,  под влиянием давления, но траву как Кастанеда употреблять не хотят.
В основном конечно говорили о преодолении себя, об испытании прочности, об обычном тщеславии, и поднятии собственной самооценки.  А кто то просто для поддержания физической формы. Это те, кто уже не первый и не второй раз поднимаются.
Я спрашивал у Александра,  у него пока не было ответа.  Он что то говорил, что уже четвертый раз предпринимает попытку и нужно обязательно подняться и т.д. Но к нему еще вернемся.
Настала моя пора ответить на этот вопрос.
Я искренне верю в то, что смысл жизни человека заключается в развитии. В физическом, профессиональном, и  самое важное в духовном.  Духовное развитие,  духовный рост. А иначе зачем еще жить?
Понимание вещей, характеров, настроений, устройства мира и человеческих отношений  через проживание событий которые наполняют нашу жизнь. Работа, карьера, знакомства, отношения, женитьба, рождение и воспитание ребенка, смерть близких -  это все как бы средства, инструменты,  проживая  которые мы становимся мудрее что ли!  И в данном случае, для меня,  восхождение на Эльбрус является очень сильным, по своей эмоциональной и физической нагрузке,  средством для  познания. Познания себя,  как человека и познания мира,  как места существования этого человека. Говоря другими словами, познание себя через познание мира и познание мира, через познание себя. Ибо пути познания неисповедимы.

2.45 ночи. Мы вышли на улицу. Сильный ветер и миллиарды звезд - небо смотрело на нас.
Возле ратрака толпилась группа туристов из Южной Африки, с которыми нам предстояло доехать до Скал Пастухова.   Мы погрузились в эту адцкую машину-танк, поехали.
Ехали около 20-30 минут по крутому подъему вверх.  Выйдя,  ступили на рыхлый, недавно выпавший снег.  Кругом темень непроглядная,  температура около 15 ниже нуля, сильный ветер, вверху звезды- немые свидетели процесса мироздания. Сколько, таких как мы, прошли под их неустанным взором?
Выстроились в колону, мы с Сашей в конце, я последний. Начали движение. Темп выбрали достаточно медленный, около 20 шагов в минуту.  Шли траверсом. Сначала было идти не очень сложно.  Удобный темп, удобное оборудование. Спустя минут тридцать, начала   кружиться голова. От монотонности движения, холода и  ограниченного количества кислорода, клонит в сон. Началась  зевота. Впечатление, что если остановиться, сразу усну.  Прислушиваюсь к своему телу. Холодно ногам. Замерз большой палец на правой руке.  Не снимая перчатки, совершаешь рокировку большого пальца к остальным и сжимаешь всю ладонь в кулак. Лыжная палка болтается на запястье. Палец медленно согревается.  Замерзли большие пальцы ног. Стараешься при каждом шаге еще, и двигать пальцами ног.  Мысль в голове одна, надо идти,  надо дойти.
Появляющаяся на востоке заря,  предвещает скорый рассвет и восход солнца. Это  почему то бодрит, и идти становится чуть легче.
 Так прошли  около трех часов.  Шаг за шагом,  ступая на освещенный на лобным фонарем круг, мы шли вперед, вверх, к достижению своей цели. Под влиянием объективных факторов создавалось впечатление иллюзорности происходящего, нереальности реального мира.
Привал!  Гид сигнализирует о 5000 метров. Важный психологический рубеж. Мы валимся на снег. Одышка, восстанавливаем дыхание. Болит голова и ломит зубы. Саша достает чай, я достаю камеры. Чет снимаем.
Медленно восходит солнце. Мы меняем на лобные фонари на солнцезащитные очки.
Надо идти дальше.  Снова выстраиваемся в колонну.  Два человека из «нашей южноафриканской группы» отказываются идти дальше и поворачивают назад.  Начинаем движение. Каждый шаг отдается тупой болью в голове.  Любое резкое движение приводит сильному головокружению и приступу тошноты.  Спустя час, я начинаю отставать от Александра и основной группы.  Приходится останавливаться через каждые 10-15 шагов для того чтобы отдышаться. Раскалывается голова, колит в груди. Уже не обращаю внимания на замерзающие пальцы рук и ног. Главное удержаться на склоне и не потерять сознание.  В голове проносятся эпизоды моей жизни: юность, армия, семья, девушки, работа. Малозначительные события, которые сейчас, почему то, приобретали другой смысл и становились чрезвычайно важными. Надо идти. Дышать становится все труднее. Надо дойти- эта мысль постоянно висит  красным сигнальным фонарем, как бы,  поверх всех остальных.
Подняв глаза, увидел, что Саша сидит на снегу.   Подхожу, он засунул руки себе подмышки, греет. Говорит, что у меня черные губы, я пропускаю это мимо ушей. Есть вещи куда более важные.  Плюхаюсь рядом с ним. Отдышка. Пытаюсь собрать все мысли в кучу и сфокусировать внимание.
 Портиться погода. Сильный ветер несет с собой куски снега и льда.
Еще до начала нашего восхождения,  мы с Александром, приняли категорическое решение. Что мы идем вместе и либо поднимаемся вмести, либо не поднимаемся, но тоже вместе.
Саша говорит:  Высота 5200! Леха, надо возвращаться. (???) Минут пятнадцать обсуждаем наши реальные шансы, наше настроение и наше состояние. Приводим друг другу аргументы за и против. В общем, неважно, о чем и как мы там разговаривали. Было принято решение идти назад.  Сидим, еще тупим минут десять. Саша достал чай, почему то странного противного, горького вкуса. Надо поесть. Но если поем, меня стошнит.  Достаю камеру, начинаю снимать.
Медленно приходит  осознание проигрыша и не достижения цели. Разочарование.  Комок подступает   к горлу, и наворачиваются  слезы. Ну как же так?  Как же так получается?  Почему?  Сразу представились вопросы близких, друзей и знакомых: «Вы не поднялись?»  и такие  «разочарованно понимающие» кивки в ответ, на какие то - глупые объяснения.  Все таки,  тяжело далось тогда это решение.  Но оно было принято нами обоими.  И горы вокруг молча, снисходительно улыбались нам.
Спуск оказался едва ли не сложнее подъема. (Спустя почти две недели после приезда, у меня до сих пор,  онемевшие большие пальцы ног).   Светило солнце, дул сильный ветер, наши кошки на ногах вгрызались в снег и лед. Мы медленно спускались к теплу, нормальному давлению и нормальному количеству кислорода.  На спуск ушло около 4-х часов.
Восхождение на Эльбрус
Пришли на приют. Еле стоим на ногах. Решили сегодня же спускаться вниз  и ехать в Ростов.  Дальше, ратрак до бочек, канатка, вагончик вниз.  В Азау помылись в горячем душе.  В поселке Эльбрус сдали кошки и ледорубы в прокат. Там же в кафе поели.  И поехали домой. Ехали,  большей частью молча. Каждый думал о своем. Саша думал о семье, жене и чудесном ребенке.  Я думал о том, как же так получилось.
 Заехали на 5 минут в Ессентуки, повидались со Стасом.
Дальше дорога, Курсавка, безвкусные хычины, завод  Арнест, заход солнца, Армавир, приятные воспоминания о прошлой жизни, поля,  со свернутыми стогами сена и соломы, сгоревший от жаркого солнца подсолнечник, бахчи, фуры, свет фар в глаза, мошки на лобовом стекле. Около двух часов ночи, усталость  победила Ред Булл и желание поскорее попасть домой.  Поняв, что в машине сна не будет, разложили спальники в подсолнуховом поле и под падающие звезды провалились в сон. Спали тихо, спали быстро.  И снова дорога, восход солнца, фуры с зерном, мост через Дон.  Мы дома.
Резюме.
Достигли ли мы поставленных целей? Частично! Фото с подробным описанием приключений перед вами. Ведутся переговоры с залами о фотовыставке. Много видеоматериала требующего озвучки и монтажа. На это уйдет, какое-то время.  Смысл жизни?  Думаю,  каждый поймет свое,  прочитав все это. Для нас смысл жизни остался прежним! Всестороннее развитие человека через познание мира и познание себя.
Мы не достигли главного!
Мы не поднялись на высшую точку Европы. Мы не взошли на Эльбрус! И можно до бесконечности приводить факты, причины которые, якобы нам помешали. Погода, недостаточная акклиматизация, отсутствие стимуляторов (почти все поднимаются с таблетками), настроение, неправильное питание (мы практически не ели последние два дня), мы,  бедные переоценили свои силы. Но все это глупые отговорки. Мы слабаки. И грустно было смотреть в разочарованные  глаза Регины- Сашиной жены,  которая искренне верила и надеялась, которая не говорила Саше  об одном  важном факте, чтобы не отвлекать его от восхождения. Грустно было смотреть в глаза моему  брату,  который тоже очень верил и хотел гордиться.  Друзья, знакомые, всем приходится, что-то объяснять, понимая,  как все глупо это звучит.  Другие меня поддержат и скажут:  ну ничего себе, 5200 это же  героизм. И вообще сам факт пребывания на Эльбрусе это же УАУ как круто!  Но нет. Я сам задаю себе высокие жизненные  стандарты, которым хочу соответствовать. И случается,  вот здесь,  в районе груди, тоска, когда этого не происходит. Понятно, что опыт,  который будет тщательно проанализирован и использован для восхождения в следующем году пойдет на пользу, но, а пока мы не поднялись.
Уже вернувшись в Москву, спустя дни, проведенные в размышлениях о поездке, ко мне пришло невероятно сильное по значимости понимание. Мозаика событий последнего месяца  сложилась в нужный узор. Случилась удивительная вещь!
Катарсис!
Сборы и подготовка к поездке, новые люди которые пришли в мою жизнь и не остались, новые эмоции от странных отношений, переживания,  приезд брата, страх, Саша и его семья, высокие горы, вечные льды, водопады, низкое давление и холод. Трудные для жизни человека условия. И самое главное, не восхождение.  Все это привело к очищению, к катарсису.  Прочь придуманные факты, иллюзии и фантазии. Все стало на свои места.  Я стал другим. Я стал свободным от неправильных мыслей и ненужных ожиданий.  И это небольшое озарение. Маленькое, но очень важное.
Нам всем иногда необходима перезагрузка,  и неважно у кого какая кнопка RESET. Для меня этой кнопкой стал Эльбрус.
У каждого своя жизнь и свой путь познания этого мира. У кого-то этот путь насыщен яркими и запоминающимися  событиями полными приключений, у кого-то более спокойный и размеренный, продуманный и подготовленный.  Вот только вот вопрос, когда мы станем совсем старенькими и что уж обманывать самих себя, никому не нужными. Ни  знакомым, ни родственникам. И в редкие минуты счастья,  когда к нам наши дети привезут наших внуков, что мы им расскажем?  Про отчеты и графики выполнения целевых бизнес показателей? Хм….
Очень хочу поблагодарить своих близких друзей!
Женя Бойко, который оказал большое содействие в организации всей поездки. Спасибо тебе!  В следующий раз обязательно вместе. Кстати, можно тебя обвинить что мы не поднялись! Если бы ты был! :)
Станислав - который контролировал наше путешествие, мы должны были связываться с ним каждый день в 7 вечера  и сигналить, что у нас все в порядке. А если мы опаздывали хотя бы на5 минут, очень ругался и искренне расстраивался. Спасибо.
Санек, брат! После всего что было, сколько было пройдено, сколько было проговорено! «Стопец» и «Гляциологи»-  навечно войдут в мой лексикон. Спасибо  что терпел мой вспыльчивый нрав, еще раз извини за коленку, спасибо за заботу, за еду которую ты готовил, спасибо, что поддерживал в трудную минуту. Спасибо что ты есть.

aleksey_popovaleksey_popov

Первый вопрос который я задал когда увидел этот шпиль в центре Дублина:   - бывают ли здесь молнии? Но на моем пути повстречался...
Радость встречи. Букет безупречен.Не расставайтесь.                ...
Что ли пошли. Немножко не по порядку. Немножко. Новослободская.              ...
Свернув с Поварской налево за посольство Норвегии, мы случайно наткнулись на необычное собрание скульптуры за оградкой. Кое-что было упаковано...