Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20726)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Мальта
(60 постов)
 
Всего постов

20726

Нижний Тагил

0
08 Мая 2010
gerodot
0
0

Нижний Тагил
Нижний Тагил - индустриальный гигант (370 тыс. жителей) в 120км севернее Екатеринбурга. Это уникальный город: с одной стороны, он является крупнейшим промышленным центром Среднего Урала в наши дни; с другой - обладает едва ли не самой богатой среди городов-заводов историей и наследием. Основанный в 1722 году как Выйский завод, в 18-19 веках Тагил был флагманом Демидовской промышленности, ненадолго утратил эту роль в конце 19 - начале 20 века, и вновь стал одним из флагманов теперь уже советской металлургии в 1930-е годы.
Пожалуй, именно Нижний Тагил - столица Горнозаводского Урала. Рассказ об этом городе будет состоять из трёх частей, и в первой полюбуемся видами города с Лисьей горки (она же Лысая гора), что нависает над старым Демидовским заводом. Горка весьма далеко от вокзала, и начать осмотр города с неё почти невозможно... однако именно эти панорамы дают лучшее представление о Нижнем Тагиле.

Лисья горка - стометровый холм в центре Тагила, всё еще остаётся высотной доминантой города. В центре она видна отовсюду, а из-за удачного расположения намного зрелищнее, чем соседняя Высокая гора, с руд которой и начались тагильские заводы. Забраться на неё нетрудно - подходы удобны, а безлесный склон довольно пологий. На вершине стоит дозорная башенка (1818):
Нижний Тагил
Она использовалась как пожарная каланча, но потенциально её функции были куда шире: башкиры и всякие разбойничьи шайки были на Урале 18 века реальной угрозой, распространённым явлением был завод-крепость. Башенка на Лисьей горке построена позже - но это явный отголосок той поры.
Нижний Тагил
Лисья горка стоит одиноко, у её подножья пруд, и город отсюда как на ладони:
Нижний Тагил
Советский центр и НТМК - Нижнетагильский металлургический комбинат, 4-5-й в России по объёму производства. В лучшее время его мощность составляла 13 миллионов тонн стали в год, сейчас несколько меньше. НТМК был построен в 1930-е годы, став преемником Демидовского завода.
Включим зум и полюбуемся комбинатом поближе - на рассвете его облик совершенно сюрреалистичен:
Нижний Тагил
Нижний Тагил
Чуть-чуть другая обработка, на самом деле цвета везде примерно одинаковые.
Нижний Тагил
Нижний Тагил
"Дым труб - дыхание советской России!" - как гласит известный плакат. Это сейчас от таких видов ужасаются, а когда-то ими гордились, несмотря на отравленный воздух! У моих пермских родственников есть советский фотоальбом о Нижнем Тагиле 1960-х - там можно найти почти такие же кадры:
Нижний Тагил
И между прочим, даже на действующем НТМК две постройки имеют статус памятников промышленной архитектуры, например, домна №1 (1940). Впрочем, опознать её я не смог.
Нижний Тагил
Вообще же, Нижний Тагил - не моногород, в нём десяток крупных заводов. Помимо НТМК наиболее известен Уралвагонзавод, производящий товарные вагоны. В том же альбоме написано: "Каждый день из ворот Уралвагонзавода выходит железнодорожный состав" - производительность составляла 50-60 вагонов в сутки... не вагонов продукции, а просто вагонов! Вроде бы вагоны он сейчас делает исправно. Кроме того, УВЗ - старинная кузница танков, еще в годы войны здесь производилась около 1/3 "тридцатьчетвёрок", а ныне в Тагиле проходят ежегодные международные выставки танковых вооружений.
Вот просто пейзажи Нижнего Тагила - какой завод где, сказать не могу:
Нижний Тагил
Нижний Тагил
Нижний Тагил
Нижний Тагил
Нижний Тагил
При крупных заводах имеются и свои соцгорода (наиболее интересный - у НТМК), куда я не добрался. Вообще же, Нижний Тагил (в отличие от других городов-заводов) всегда был полицентричен. Еще в 18-19 веках здесь были независимые друг от друга Тагильский Завод, Выйский Завод, Высокогорский рудник. Сами заводы были как железоделательные, так и медеплавильные, причём из тагильской меди сделана Статуя Свободы в Нью-Йорке (в 1870-е годы Франция импортировала медь из России). Да и сейчас административно Нижний Тагил является округом площадью втрое больше Москвы, где на город приходится лишь 7% территории.
И пожалуй самый необычный из заводов Нижнего Тагила находится у подножья Лисьей горки:
Нижний Тагил
Это Тагильский завод (не Выйский - он находился примерно в 3км отсюда), действовавший в 1725-1987 годах, в том числе и после постройки НТМК как его вспомогательное предприятие. А после остановки этот завод был не разобран, как многие другие, а превращен в музей (и сейчас более известен как Демидовский). Большая часть его построек относится к концу 19 - началу 20 века, домна на переднем плане - 1920-х годов, отдельные цеха - 1840-60-х. В Германии есть его аналог - завод Фёлькслинген в земле Саар, входящий в ВКН ЮНЕСКО. Считается, что завод-музей в Тагиле не хуже - то есть это памятник мирового уровня.
Чуть-чуть правее видна и заводская плотина, а к ней примыкает старый центр города:
Нижний Тагил
У плотины - Главное заводоуправление (1833, в стиле классицизма), правее видны Провиантские склады. Между ними и музеем - обширный музей заводской техники под открытым небом. А вот как выглядело это место сто лет назад:
Нижний Тагил
Как видите, над плотиной был установлен "ларь" (вероятно, еще 18 века), один из корпусов Заводоуправления выглядел совсем иначе и к нему примыкало нечто, похожее на крепостной вал (по словам da_het, это была городская тюрьма). Позади стоял Входоиерусалимский собор (о котором ниже). А сам город был куда меньше. 
И всё это - на берегу заводского пруда:
Нижний Тагил
Пруды - неотъемлемая часть уральских городов, ведь старые заводы были вододействующие и начинались с плотин. Плотина была сердцем города. И даже там, где заводы не действуют, пруды остались. Река, на которой стоит город - Тагил, ведь почти все заводы получали названия по рекам.
Нижний Тагил
За прудом видны две церкви.
Скорбященская (1914, в одноименном монастыре) - кадр снят от подножья горы:
Нижний Тагил
И Александра Невского на Гальянке (1866-72), точно напротив центра. Довольно банальная архитектура на фоне гор смотрится просто потрясающе и очень органично:
Нижний Тагил
Вообще, в Нижнем Тагиле достаточно много для индустриального гиганта церквей - только с горы видны 4, а в последнее время появилось довольно много новых храмов по окраинам. Однако самые красивые тагильские храмы были утрачены в советское время.
Входоиерусалимский собор (1764-77) стоял на главной площади, недалеко от Заводоуправления, и был заводским храмом Тагильского завода:
Нижний Тагил
Выйско-Никольская церковь (1835-45) располагалась в стороне от нынешнего центра города, у Выйского завода и служила усыпальницей Демидовых. Первый памятник русско-византийского стиля на Урале (строил петербургский архитектор А. Крих, а после его смерти знаменитый К. Тон), церковь была интересна в первую очередь многочисленными надгробиями Демидовых работы видных европейских мастеров. Но при всех своих заслугах перед Россией, для уральских рабочих Демидовы были олицетворением алчности, жестокости и барства - поэтому немудрено, что памятник Демидовым был разрушен еще в 1918 году, а затем и сама церковь. Её макет и фрагменты мраморного убранства можно увидеть теперь в краеведческом музее.
Нижний Тагил
Хочется надеяться, что когда-нибудь эти храмы будут воссозданы. Вообще, масштабы церковных сносов на Урале заметно выше среднесоветских - что, впрочем, и немудрено...
Ну а мы смотрим дальше. Левее Демидовского завода начинается частный сектор, и хорошо видна Высокая гора:
Нижний Тагил
Сейчас она скорее Плоская. Здесь говорят: "Была гора Высокая - стала яма Глубокая" - многие горы Урала срыты до основания. Именно в Высокой горе велась основная добыча железа для Тагильский заводов, на ней сохранился старый Высокогорский карьер, который планируется тоже сделать музеем.
Нижний Тагил
Ныне на горе располагается Высокогорский ГОК (горно-обогатительный комбинат). А у подножья видна старообрядческая Рудянская часовня над могилой старца Иова. Раньше это было место паломничества, где, как считалось, излечиваются от "кликушества" (учитывая степень заражения Урала тяжелыми металлами, это было весьма актуально):
Нижний Тагил
У Высокой горы начиналась Висимо-Уткинская узкоколейка, основанная в 1895 и закрытая в 2007 - одна из самых интересных узкоколеек России. Сейчас (на уровне идей, а не планов) обсуждается вариант восстановления её как части Горнозаводского музея-заповедника.
Районы по другую сторону Лисьей горы - виды на город из начала поста теперь за спиной. Здесь в основном частный сектор:
Нижний Тагил
И очень эффектно расположенная Троицкая церковь (1877-85, изначально единоверческая):
Нижний Тагил
Нижний Тагил
Вдали - гора Долгая. Сооружения на её склоне - не рудничная инфраструктура, а трамплины - тут на лыжах катаются:
Нижний Тагил
Теперь встанем спиной к Демидовскому заводу - и увидим обычные спальные районы, как в многих российских городах... Но только в необычном окружении:
Нижний Тагил
Нижний Тагил
Нижний Тагил
К домам вплотную примыкают отвалы:
Нижний Тагил
Город с разных сторон окружают горы - типичные для Среднего Урала: покатые, невысокие (200-400м) - но язык не повернётся назвать их "холмами". Чёрная полоса над горами - дым одного из заводов:
Нижний Тагил
Нижний Тагил
Вокзал в Нижнем Тагиле вплотную прилегает в металлургическому комбинату. А может быть, к коксохимическому заводу или заводу огнеупоров - они образуют с НТМК единое целое. Само здание вокзала я не сфотографировал - но в общем это типовой сталинский проект. Вокзал крупный, довольно чистый, в комнатах отдыха я провёл вечер - гулять в это время по городу я опасался (может зря), а поезд на Североуральск уходил в полночь.
Вот такой из комнат отдыха открывался вид:
Нижний Тагил
В темноте стали видны еще и два факела. Во всех постройках комбината чувствуется архаичность - даже трубы, судя по форме, строились до войны, когда еще никто не знал слова "экология". По этой причине НТМК намного зрелищнее, чем, к примеру, Магнитка (в чём можно убедиться по видам с Лисьей горки). Он больше похож на металлургические заводы Восточной Украины, только существенно больше любого из них.
Нижний Тагил
Говорят, мне просто не повезло и ветер дул в сторону города, что бывает нечасто. Впрочем, в феврале-2004 мне не повезло здесь точно так же. Воздух в Тагиле очень тяжёлый, по всему городу явственно чувствуется запах окалины.
Нижний Тагил
От вокзала на рассвете я отправился в город. Хотя железная дорога пришла сюда еще в 1870-е годы (так называемая Горнозаводская линия, соединившая Пермь и Екатеринбург, и до 1890-х изолированная от других железных дорог), к вокзалу примыкает сталинский центр города:
Нижний Тагил
Это такой общетагильский соцгород - свои соцгорода есть еще и при каждому из главных тагильских заводов (в первую очередь Соцгород НТМК и Соцгород Вагонзавода), причём по архитектуре, если судить по чужим фото, они не уступают центральному. Я туда не доехал - отчасти не успел, отчасти устал.
Нижний Тагил
Главные улицы в центре Тагила - ведущие от вокзала проспект Строителей и проспект Ленина, почти параллельные друг другу. На проспекте Ленина - трамваи (причём ходят они по расписанию, и на некоторые ветки заезжают всего по 2 раза в день) и весьма достойная архитектура:
Нижний Тагил
Однако самое эффектное в нём - это перспектива в обратную сторону, на рассвете выглядящая как натуральные Врата Ада:
Нижний Тагил
Боковые улочки. Сталинская архитектура в Нижнем Тагиле, за исключением нескольких зданий, существенно проще и тривиальнее, чем в Магнитогорске.
Нижний Тагил
Проспект Ленина выводит на главную площадь:
Нижний Тагил
Справа Драмтеатр, на заднем плане конструктивистское здание городской администрации. За моей спиной, в скверике - металлургический техникум в здании конца 19 века:
Нижний Тагил
Основанный де Генинном в 1732 году как цифирная школа (одна из многих на Урале, по сути это и был такой прототехникум), он старше, чем МГУ! Дата на фасаде - основание цифирной школы в Невьянске, откуда её позднее и перевели в Тагил. 
Напротив театра - ворота проспекта Строителей, гораздо более тривиального по архитектуре:
Нижний Тагил
Собственно Драмтеатр - в общем-то типовой (могу припомнить театр в Петрозаводске и ДК Профосюзов в Минске), но всё же театры этого семейства - одни из самых эффектных сталинок вообще:
Нижний Тагил
Особенно понравилось оформление фасада:
Нижний Тагил
Отсюда недалеко до пруда, но подробно останавливаться на нём не буду - всё то же самое видно с Лисьей горки, и намного эффектнее.
Нижний Тагил
Хотя всё же отсюда стоит полюбоваться церковью Александра Невского на Гальянке (1866-72), стоящей точно напротив центра:
Нижний Тагил
За площадью - еще несколько советских кварталов, довольно скучных и тривиальных (хотя раньше именно там стоял Входоирусалимский собор 18 века), а затем начинается старый центр Тагила:
Нижний Тагил
Маленькие купеческие домики, как в уездном городке - здесь легко забыть, что ты в индустриальном гиганте:
Нижний Тагил
Нижний Тагил
Ниже параллельно улице Ленина проходит улица Уральская, сохранившая облик демидовского Тагила почти в чистом виде:
Нижний Тагил
В перспективе - корпус Провиантских складов, а справа виднеется стеклянная кровля. Это Художественная галерея, в которой находится уникальный экспонат - Тагильская Мадонна:
Нижний Тагил
Эта картина была обнаружена в 1924 году на чердаке одного из домов, в ужасном состоянии, реставрировалась в мастерских И.Э. Грабаря. На картине сохранился автограф "Рафаэль Урбинас, 1509", и установлено, что это действительно подлинная картина начала 16 века. Был ли её автором Рафаэль - сказать сложнее, но вероятность этого также очень высока. Как картина попала в Тагил? Анатолий Демидов (1812-1870), бывший известным меценатом и большую часть жизни проживший в Европе, в 1841 году женился на племяннице Наполеона Матильде и купил княжество Сан-Донато близ Флоренции. После этого в России он был графом Демидовым, в Европе - князем Сан-Донато, а железнодорожная станция с таким названием по сей день есть неподалеку от Тагила по пути в Верхотурье. Скорее всего, Тагильская Мадонна попала в Россию через него.
...Мне её увидеть не удалось - в дни моего приезда она была на выставке в Саранске.
Вернёмся на улице Ленина. Чёрная башня в её перспективе - труба Демидовского завода. За ней просматривается колокольня Троицкой церкви (1870-е), а слева - заводоуправление:
Нижний Тагил
Но о заводе и заводоуправлении - в следующей части. К ним же вплотную примыкает и Лисья горка. А мы поворачиваем от пруда:
Нижний Тагил
На площади перед заводоуправлением стоит интересный памятник. Я бы его назвал Глобальный Ленин, поставлен он в 1925 году, а та эпоха дала много нетривиальных памятников Вождю Пролетариата:
Нижний Тагил
Несколько дальше - чугунный мостик через речку Тагил, проходящий прямо над дальними цехами Демидовского завода (виды с мостика - позже):
Нижний Тагил
Официальное его название - мост Металлургов, в народе - Горбатый мостик. В нынешнем виде построен в 1944 году, несмотря на архаичность облика:
Нижний Тагил
Дома за мостиком:
Нижний Тагил
Районы за Тагилом мало изменились с демидовской эпохи. Типичный пейзаж горнозаводского города:
Нижний Тагил
Характерные уральские городские избы:
Нижний Тагил
Нижний Тагил
В 5 минутах ходьбы от Горбатого мостика направо (по улице Тагильской) - так называемый Господский дом начала 19 века, построеный Авророй Дерябиной, купчихой и вдовой заводовладельца. На самом деле таких особняков, совершенно неожиданных для дальней России, в Тагиле несколько. Этот выделяется идеальным состоянии и тем, что его занимает этнографический музей:
Нижний Тагил
Советую не пожалеть времени и осмотреть этот музей подробно - по в общем-то обычным крестьянским вещам видна специфика горнозаводского края. Мне особенно понравился зал тагильских сундуков, промысел изготовления которых был тут долгое время распространён. По соседству - деревянный дом Василия Худоярова (воссоздан в облике начала 19 века), художника из числа демидовских крепостных:
Нижний Тагил
Здесь размещается экспозиция тагильских подносов. Думаю, что такое тагильский поднос, представляют почти все - характерные  металлические подносы с орнаментами и даже картинами на металле. Здесь воссоздана подносная мастерская и выставлены наиболее интересные подносы 18-21 веков, многие из которых - настоящие картины.
В этой части Нижнего Тагила почти отовсюду видна Троицкая церковь (1877-85), построенная изначально единоверцами, принадлежавшая позднее старообрядцам, а сейчас - Екатеринбургской епархии. Пропорции церкви не слишком удачны, но в целом она весьма эффектна:
Нижний Тагил
Недалеко от неё раньше проходила Висимо-Уткинская УЖД, располагалась её начальная станция Кедун-Быково. Над местностью доминирует бывшая Высокая гора, где издавна добывалась руда для тагильских заводов. За почти 300 лет из Высокой гора стала Плоской, на ней находится старый Высокогорский рудник, из которого хотят сделать карьер-музей в дополнение к заводу-музею... Обратите внимание на цвет песка - красный оттенок придают ему соли железа:
Нижний Тагил
Здесь же - Рудянская часовенка, упомянутая мной еще в посте о Лисьей горке. Под ней похоронен старец-старовер Иов, и в прошлом часовня была местом паломничества - считалось, что мощи Иова излечивают "кликушество", то есть припадки. Одна из причин врожденных болезней нервной системы - тяжелые металлы, так что паломников тут в прошлом было много:
Нижний Тагил
А с другой стороны - Лисья горка:
Нижний Тагил
У её подножья - Демидовский завод, рядом с ним и Заводоуправление - интереснейший архитектурно-музейный комплекс.
Нижний Тагил
...В уральских городах завод - это кремль, а жилые районы - это посад. Так пройдёмся же по Нижнетагильскому кремлю!
Завод сохранил традиционную планировку "от плотины" на речке Тагил. На одном берегу - производственная часть, на другом - административная. Со второй и начнём.
Нижний Тагил
В самом начале проспекта Ленина находится Главное заводоуправление (1833) - впечатляющее классицистическое здание, в губернском городе смотревшееся бы как присутственные места. Вид с фасада я каким-то образом забыл снять, но в общем-то представить себе фасад, видя двор такого здания, нетрудно - правильный классицизм с парадным крыльцом и 8-колонными портиком.
Нижний Тагил
Заводоуправление - это не контора завода. На Урале существовала особая административная единица - горнозаводские округа, объединявшие по 5-10 заводов. Как правило, весь округ (а не отдельные заводы) имел одного владельца, то есть был своеобразным территориально-производственным комплексом. В 1860-е годы на Урале было 6 казённых и 39 частных горнозаводских округов (плюс отдельные Олонецкий в Карелии, Колыванский на Алтае и Нерчинский в Забайкалье). Атрибуты окружного центра - Заводоуправление и дом горного начальника.
Нижний Тагил
Здание заводоуправления - П-образное в плане, во дворе (на кадре ниже виден слева) Лабораторный флигель: функции заводоуправления были весьма разнообразны. Ныне постройки заняты музеем - в основном здании выставочный зал, в корпусе на переднем плане - собственно музей (очень интересный, зайдите обязательно!):
Нижний Тагил
У входа - макет паровоза Черепановых. Хотя Нижний Тагил называют иногда "родина российских железных дорог", железные дороги на конной тяге были на российских заводах еще в 18 веке, старейшая - в нынешнем Петрозаводске. Однако в Тагиле в 1833 году Ефим и Мирон Черепановы (отец и сын) создали первый отечественный паровоз. Откуда взялось утверждение, будто они изобрели паровоз вообще - я не знаю: в 1832 году Демидов командировал нескольких своих крепостных инженеров в Англию специально с целью изучения английского паровозостроения. В 1834 году была построена экспериментальная линия длиной 854м и с колеёй 1645мм. Пароход (то есть паровоз) развивал скорость 14-16км/ч.
Нижний Тагил
Далее планировалось соединить железными дорогами Нижнетагильские заводы и рудники, но дело не заладилось, и причиной тому была вовсе не "традиционная русская косность и продажность начальство", как принято думать: ведь в те годы еще не была налажена угледобыча, единственным топливом могли быть дрова, а на Урале к тому времени назревал жесточайший топливный кризис, так как почти все леса были вырублены - даже по моим фотографиям видно, что лес тут в основном очень жиденький. Конная тяга и плотины оказалась рентабельнее, чем паровозы и паровые машины.
Тем не менее, Горнозаводский Урал был в одном шаге от строительства первых в России железных дорог в современном смысле.
Нижний Тагил
Также около музея - глыбы руды и экспозиция заводской продукции: прокат, рельсы, колёса... Удивительно, что всё это не разграбили охотники за металлоломом в 1990-е годы. На заднем плане Лабораторный флигель:
Нижний Тагил
Вид от музея на горловину Уральской улицы. В середине - Художественная галерея, о которой я писал в прошлой части (там хранится Тагильская Мадонна начала 16 века - вероятно, работы Рафаэля). А по бокам - корпуса Провинатских складов:
Нижний Тагил
Одни из самых интересных в архитектурном плане зданий Нижнего Тагила, склады были построены в конце 18 века, в стилистике петровской эпохи. Ныне Верхние склады занят музеем природы, нижние - сувенирным магазином:
Нижний Тагил
Вид у них прямо-таки средневековый:
Нижний Тагил
Нижний Тагил
К складами примыкает музей горнозаводской техники под открытым небом - различное промышленное оборудование 18-19 веков:
Нижний Тагил
Большинство экспонатов - начала 19в.. То есть это техника той эпохи, когда машины работали от плотин, домны топились дровами, рабочая сила была подневольной, а продукцию вывозили по рекам на деревянных барках, порой разбивавшихся о "бойцы" - скалы у речных порогов.
Нижний Тагил
И для той эпохи Урал был мощнейшим металлургическим районом мира, оставляя позади и Англию, и Голландию, и Швецию. Но как это часто бывает, сменились эпохи, и Горнозаводской Урал оказался не готов к наёмным рабочим, паровым машинам, железным дорогам.
Нижний Тагил
Вододействующий молот 18 века:
Нижний Тагил
А по другую сторону от заводоуправления - собственно Демидовский завод:
Нижний Тагил
Левее границы кадра - пруд и Лисья гора. На переднем плане - плотина, сердце города и завода. Ведь как уже говорилось, уральские заводы были вододействующие, плотина приводила в действие все остальные механизмы. В нынешнем виде Тагильская плотина построена в 1880-е годы, однако сама по себе она ровесница города.
Общий вид завода с Лисьей горы я уже показывал, хотя бы на заглавном кадре. А вот так завод выглядит с земли:
Нижний Тагил
Здесь же - схема завода с датами:
Нижний Тагил
А около схемы - несколько раритетов, в том числе затвор старой плотины 18 века:
Нижний Тагил
Основной ансамбль завода - конец 19 - начало 20 века. В общем-то, сами по себе его постройки не уникальны, встречаются на Урале и более старые цеха, причём действующие. Да и у завода в целом аналоги есть. Тем не менее, сходный по характеристика завод-музей Фёльклинген в Германии входит в ВКН ЮНЕСКО - то есть Тагильский завод достоин такого статуса.
Но вот с посещением завода всё достаточно сложно. Во-первых, он совершенно не обустроен для посетителей, без присмотра ходить там просто опасно; во-вторых, часть завода (вероятно, котельная) действует; в-третьих, к чужакам без присмотра на Урале вообще не привыкли. Словом, осмотреть его можно только с экскурсией, по предварительной заявке, и стоит это 600р.. На Невьянской башне схема та же - но там намного выше вероятность примкнуть к группе.
Впрочем, Демидовский завод можно неплохо рассмотреть и снаружи, не заходя на территорию. Что и предлагаю сделать. Вот только о функциях большинства построек я не знаю - очень надеюсь, что мне кто-нибудь подскажет. Например, da_het.
Нижний Тагил
Основной двор завода - наиболее аутентичная его часть, сохранившая облик конца 19 века. Характерные островерхие цеха выглядят почти средневеково. Подозреваю, что из-за отсталости Урала тех времён облик цехов запаздывает лет на 20-30.
Особенно зрелищен вот этот цех - судя по карте, часть доменного комплекса (отдельные постройки которого сохранились с 18 века - не это ли здание конкретно?):
Нижний Тагил
Прокатный цех (1902):
Нижний Тагил
И механизмы прокатного стана (приводные колёса и валки) двух разных эпох, лежащие перед ним:
Нижний Тагил
Со стороны речки двор замыкает цех металлоконструкций (1929):
Нижний Тагил
На Тагил выходит и стоящая за цехом контора (1930, конструктивизм):
Нижний Тагил
Просто виды заводского двора:
Нижний Тагил
Нижний Тагил
Нижний Тагил
Вообще, при написании этого поста я реально пожалел, что не записался на экскурсию. При поиске сведений в интернете ощутил полное бессилие понять, что тут есть что!
Самая зрелищная часть завода, и одновременно самая поздняя (1930-е годы) - домна:
Нижний Тагил
К ней примыкает сзади и цех с двумя трубами. О возрасте домиков с двускатными кровлями сказать сложно. Ведь цеха 18в. были по сути просто большими мастерскими и выглядели примерно так.
Нижний Тагил
На заднем плане - водонапорная башня и электроподстанция 1920-х годов.
На домне же сохранён участок рельсов с танк-паровозом (то есть паровозом без тендера - угольного прицепа, более компактный и менее мощный, поэтому обычно танк-паровозы были маневровыми):
Нижний Тагил
Другие части завода хорошо видны сверху, и Лисьей горы. Например, здесь виден Энергетический цех (1913, жёлтый в центре), Механическая фабрика (1840-е, двускатное здание на заднем плане), и конечно же каупер (воздухонагреватель доменной печи) - чёрная башня на переднем плане:
Нижний Тагил
А здесь хорошо видна фермовая кровля мартеновского цеха (???):
Нижний Тагил
Дальняя от плотины часть завода:
Нижний Тагил
Нижний Тагил
Здесь воссоздан облик грузовой станции и подъездных путей, куда я пролез через дыру в заборе:
Нижний Тагил
Теперь посмотрим на завод с Горбатого мостика (о котором я писал в прошлой части). На переднем плане - повреждённый пожаром комплекс конюшен, то есть такое протодепо:

Нижний Тагил
Цеха с двускатными кровлями - одни из самых старых на заводе, 1840-х годов, использовались как механическая фабрика:
Нижний Тагил
С другой стороны - экспозиция заводской техники начала ХХ века:
Нижний Тагил
Например, разливочная машина 1930-х годов - разливала она расплавленный металл по формам:
Нижний Тагил
Словом, советую всё-таки обращаться к услугами музейных экскурсоводов. Да, это дорого и неудобно. Но Урал вообще такой край - неудобный. Это замкнутый мир, живущий по своим законам, и открыться внешнему миру пока смогли лишь крупнейшие города. Нижний Тагил - самый яркий представитель настоящего Горнозаводского Урала как он есть. Город страшный и мрачный - но при этом очень интересный и зрелищный; его красоты и древности надо еще суметь увидеть за гарью, смогом, вонью окалины и множеством гопников (да и нормальные тагильчане в большинстве своём вежливостью и обходительностью не отличаются).
И если уж Вы приехали на Урал - принимайте его законы.

varandejvarandej

Похожие темы

Нижний Тагил конечно не природный артефакт, но городок достаточно своеобразный и интересный, в первую очередь сохранившимися с XVIII века фабричными...
27 Июня 08
0
Музей открыт в 1965 году. Расположен на двух этажах Учебного центра ОАО "Газ" (Нижний Новгород, просп. Ленина, 95). На втором - экспозиция...
11 Сентября 09
2
Славен и знаменит Петровский Завод был своим металлургическим заводом, основанным в год французской революции (1789) по указу Екатерины II –...
09 Апреля 08
1
Петровский Завод. Характер и колорит города Вот я и подступил к следующему городу Забайкалья. На этот раз мой рассказ будет о Петровске-...
23 Сентября 07
2
Алапаевск - город-завод (42 тыс. жителей) в 160км северо-восточнее Екатеринбурга. Больше всего среди путешественников он известен из-за...
13 Августа 10
1