Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20726)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Греция
(364 поста)
 
Всего постов

20726

Пермь

0
30 Апреля 2010
gerodot
4
0

Пермь
Земля Пермь известна с глубокой древности, её название происходит от финно-угорского Перемаа (или Парма) - "Дальняя земля". Пермь - общее название всего угрофинского Предуралья в бассейнах Камы и Вычегды, от Коми до Удмуртии. С 15 века началось промышленное освоение этого края - до 18 века здесь находились основные соляные месторождения России, с 18 века Пермь стала частью Горнозаводского Урала. В 1721-23 годах Татищевым и сменившим его де Геннином был основан Егошихинский завод на Каме; чуть позже - в 1736 году, рядом был основан Мотовилихинский завод.

А в 1781 году Екатериной Второй была учреждена Пермская губерния, включавшая весь заводской Средний Урал. Сейчас сложно понять, почему её центром стал не процветающий и влиятельный Екатеринбург, а посёлок Егошихинского завода, преобразованный в губернский город и получивший название Пермь.
В своём регионе Пермь - далеко не самый красивый город. Но всё же Пермь непохожа ни на что - где-то на стыке Поволжья, Урала и Севера.
Рассказ о Перми будет состоять из трёх частей: первая, большая - о центре города; вторая - о станции Пермь-1 и музее современного искусства; третья - о Мотовилихе, районе в стороне от центра, бывшем ранее отдельным городом.
Пермь стоит на Транссибирской магистрали, и многие наверное видели из окон поезда бетонную коробку вокзала Пермь-2. Именно Пермь-Вторая сейчас здесь главный вокзал, в то время как старинная Пермь-Первая - лишь небольшая станция электричек. Вот такой вид открывается от вокзала:
Пермь
И на самом деле практически вся Пермь выглядит так. Типичный пейзаж в центре города:
Пермь
Пожалуй, Пермь - один из самых плохо сохранившихся губернских городов России. В детстве я вообще не замечал, что тут есть историческая застройка. Облик Перми определяют в первую очередь здания второй половины ХХ века. Мне Пермь кажется даже какой-то аморфной, хотя в целом её облик весьма характерен и узнаваем.
Губернский центр - это по сути всего несколько улиц, а шедевров столичного масштаба тут нет вовсе.
Пермь
Еще одна характерная черта Перми видна и на кадре выше - высотки. В последние годы их здесь было построено очень много - кажется, по их числу Пермь уступает только Москве и Екатеринбургу. Но интереснее то, что в Перми каждой высотке пытаются сделать характерное, запоминающееся завершение, благодаря чему они неплохо организуют городскую панораму:
Пермь
Пермь
Пойдём теперь в город. Общее направление движения, во всех трёх частях - от вокзала к Мотовилихе, с запада на восток.
Вот так выглядит начало улицы Ленина, ведущей от вокзала через весь центр города:
Пермь
Удивительно, но даже нормальных сталинок в Перми очень мало - в основном они здесь урезанные. Зато брежневская архитектура масштабная и запоминающаяся. Центр Перми - район Драмтеатра, или Эспланада, к которой выводит улица Ленина в паре километров от вокзала. Гигантское пустое пространство, по которому пешком идти из конца в конец минут 10-15:
Вид в сторону вокзала:
Пермь
В середине площади - памятник "Тыл-Фронту": ведь в конце 19 - начале 20 века Пермь была патриархальным губернским городом, прототипам Юрятина из "Доктора Живаго", однако именно война превратила Пермь в индустриальный гигант, центр оборонного машиностроения и химической промышленности. Со стороны вокзала перспективу площади организует собственно Драмтеатр (1982) - один из пяти театров Перми:
Пермь
Вид в сторону центра - слева здание администрации, а что находится в доме с короной, к своему стыду не знаю:
Пермь
За администрацией еще пара интересных зданий - например, отель "Урал" с коми-пермяцким орнаментом:
Пермь
И в целом пермская Эспланада кажется мне одним из лучших брежневских ансамблей в русской провинции:
Пермь
В окрестностях Эспланады сохранилось несколько церквей (но при этом почти нет дореволюционных зданий).
Ближайшая к вокзалу Успенская церковь (1902) расположена во дворе правее улицы Ленина, еще не доходя эспланады:
Пермь
Вознесенско-Феодосиевская церковь (1903-1904) - непосредственно около Эспланады, на одной линии с Драмтеатром, на улице Большевистской (также справа от площади при движении от вокзала):
Пермь
Слудская церковь (1842) - на улице Орджоникилзе, проходящей по высокому берегу Камы, левее при движении от вокзала:
Пермь
Там же, на Орджоникидзе, существенно ближе к центру - Соборная мечеть (1902-1903), одна из красивейших в России - ведь около 5% населения города составляют татары, а Прикамье ниже Перми - историческая часть их расселения:
Пермь
Особенно здорово мечеть и Слудская церковь смотрятся в паре, в перспективе улицы Орджоникидзе:
Пермь
Наиболее сохранные районы губернского центра расположены восточнее Эспланады, а пересекающая её улица Попова ведёт прямиком к автомобильному мосту через Каму. Построенный в 1970-е годы, до недавнего времени это был единственный автородорожный мост в Перми. И я как экс-житель Закамска знаю - попасть из районов за рекой в центр было весьма непростой задачей.
С моста открывается роскошная панорама:
Пермь
Кама - это гордость Перми и одна из самых ярких достопримечательностей города. Крупнейший приток Волги, в месте слияния двух рек Кама существенно превосходит Волгу по расходу воды. Река, которую арабы и татары называли Итиль и Ра - это не Волга в нынешнем понимании: она начиналась истоками Камы и заканчивалась дельтой Волги, в то время как собственно Волга была лишь её притоком. Пермяки на фразу "Волга впадает в Каспийское море" обижаются.
Панорама собственно центра Перми - слева хорошо виден Кафедральный собор, справа можно разглядеть минарет мечети:
Пермь
Районы выше по течению. Справа видна Петропавловская церковь (1750-е годы, старейшее здание города), внизу слева виден бывший Речной вокзал - ныне музей Современного искусства, а многоэтажки и вышка на заднем плане уже относятся к Мотовилихе:
Пермь
Еще выше по течению видна и сама Мотовилиха с её заводом - но виды на неё я покажу в соответствующем посте. Пока же продолжим осмотр собственно центра Перми, бросив последний взгляд на районы за Камой:
Пермь
Старая Пермь, будучи не очень целостной и не очень красивой, сохранила доминанту, которая прекрасно организует городскую панораму - Спасо-Преображенский кафедральный собор:
Пермь
Построенный в 1782-1832 годах, собор огромен и виден в центре почти отовсюду, как и положено настоящему Кафедральному собору. К собору примыкает Архиерейский дом (на кадре выше виден слева) 18 века, до недавнего времени занятый Краеведческим музеем. За собором - зоопарк, который планируется вывести за город, так как большевики устроили его на месте кладбища. В самом же соборе - Художественная галерея, одна из лучших в России. Главное её достояние - это коллекция пермской деревянной скульптуры, выставленная в зале под куполом (там же сохранён иконостас).
Пермь
Пермская скульптура - совершенно уникальное для Православия явление: считается, что "предком" этой скульптуры были пермяцкие идолы, ведь православие запрещает скульптурное изображение святых. Сами скульптуры очень красивые и сложные, с тончайшей обработкой и очень выразительными лицами. Самый распространённый сюжет - "Христос в темнице". Моё мнение - в Пермь стоит съездить ради одних только этих скульптур. Но фотосъёмка в зале скульптуры запрещена даже за плату.
Сейчас и собор тоже предполагается передать церкви, но для галереи сначала должно быть построено новое здание.
От собора начинается Компрос (то есть Комсомольский проспект) - главная улица Перми:
Пермь
Проспект довольно длинный (идти по нему не меньше получаса), в архитектурном плане не очень красив. Попадаются отдельные интересные здания - скажем, часовня Стефана Пермского (1880-е):
Пермь
Или модерновое Кирилло-Мефодиевской училище (1913):
Пермь
Или сталинская башня "Пермэнерго":
Пермь
Но всё это рассредоточено на протяжении нескольких километров, среди довольно унылой застройки "урезанных" сталинок:
Пермь
Но Компрос стоит пройти из конца в конец. Дело не в красотах, а в том, что на этой улице можно особенно хорошо ощутить "пульс" города, атмосферу Перми:
Пермь
Завершает проспект так называемая Башня Смерти - здание УВД. Народное название связано с легендой, будто бы в нём были расстрелы НКВД, но на самом деле эта сталинка была построена уже при Хрущёве. Тем не менее, сама идея проспекта, ведущего от башни к башне очень красива:
Пермь
А вот так выглядит в центре Перми улица Ленина, неплохо сохранившая губернскую застройку... Впрочем, сама застройка весьма простая и тянет скорее на крупный уездный город:
Пермь
Бывшее Духовное училище (1880-е), ныне институт культуры:
Пермь
Дом купца Грибушина (1880-е) - считается прототипом "дома с фигурами" в городе Юрятине из "Доктора Живаго":
Пермь
Неплохой новодел:
Пермь
Это уже самый конец губернского центра - далее начинаются деревянные кварталы, застроенные очень характерными тяжеловесными избами. Но о дереве подробнее в посте про Мотовилиху, до которой отсюда уже рукой подать.
Также на улице Ленина ранее находилась церковь Марии Магдалины (1889), по-моему, бывшая самой красивой в городе:
Пермь
(фототография С.М. Прокудина-Горского).
Впрочем, само здание церкви сохранилось, хотя и перестроено до неузнаваемости, так что есть надежда на её восстановление.
Улица Сибирская пересекает улицу Ленина немного не доходя дома с фигурами, и считается самой целостной улицей губернской Перми:
Пермь
Пермь
У пересечения двух улиц, ближе к Каме - парк, в котором расположен Оперный театр - гордость Перми. Ведь Пермь - одна из театральных столиц России, и местная Опера, известная своими экспериментами, считается едва ли не лучшей за пределами Москвы и Петербрга:
Пермь
Впрочем, театральные традиции в Перми старые: здесь жил и начинал карьеру Сергей Дягилев, великий театральный деятель, благодаря которому "русский балет" стал одним из символов России на Западе.
Улица Сибирская за Оперным театром спускается к Каме (точнее, к набережной на высоком берегу). Еще один довольно интересный новодел:
Пермь
И здание бывшей гостиницы "Королёвские номера", где в 1918 году был арестован цесаревич Михаил - брат Николая Второго. После ареста цесаревич (в пользу которого последний император отрекался от престола) был расстрелян, а его тело бесследно исчезло - по одной из версий, было сожжено в плавильной печи Мотовилихнского завода:
Пермь
Сибирская выводит опять к улице Орджоникидзе. Вид назад, в сторону собора. Сама улица проходит по высокому берегу, ниже вдоль всего центра тянется Горнозаводская железная дорога:

Пермь
Бывший Пермглавснаб, более известный как Дом со Львами:
Пермь
Чуть дальше - дом купца Мешкова (1820-е), пожалуй самый красивый из купеческих особняков Перми. Ранее здесь помещалось Камское Речное пароходство. Но судоходство на Каме в 1990-2000-е умирало на моих глазах - сначала рейсовое, потом скоростное, потом и грузовое... В общем, такой большой и удачно расположенный дом пароходству уже не нужен.
Недавно именно сюда переехал из Архиерейского дома Краеведческий музей (тоже, кстати, один из лучших в России):
Пермь
Отсюда рукой подать до Перми-1:
Пермь

Пермь
Ранее мы дошли до дома Мешкова, где ныне обитает краеведческий музей. Отсюда буквально сотня метров до весьма интересного места - района бывшей станции Пермь-Первая. Здесь по разные стороны улицы стоят бывший ЖД-вокзал (ныне тут только остановка электричек) и бывший Речной вокзал. Один заброшен, другой занят музеем современного искусства - мягко говоря нетипичным явлением для провинции.
Об этих двух местах и пойдёт речь. Первая половина поста - станция, история Горнозаводской магистрали, пара фотографий из Екатеринбурга и Тюмени. Вторая половина - музей. В конце - о Петропавловской церкви.
Вот так район Перми-1 выглядит с моста через Каму. Внизу - Речной вокзал, наверху, за долиной Егошихи - многоэтажки и новая телебашня Мотовилихи (2002г., старая тоже есть неподалёку):
Пермь
Чуть-чуть правее - Петропавловская церковь (1750, старейшее здание Перми), а за ней на холме дом и купол планетария в уголке - это "парадный въезд" в Мотовилиху. А внизу, у подножья церкви - здание бывшего управления Уральских железных дорог.
Пермь
Теперь - общий вид станции Пермь-Первая с путепровода:
Пермь
Как видите, полноценная станция, не считая того, что вокзал заброшен и находится на грани обрушения. Но история этого места сложнее, чем кажется.
Из-за расположения вдалеке от столиц, к концу 19 века заводской Урал начал приходить в упадок. Одной из причин стала отмена крепостного права, положившая конец подневольному труду на заводах, а перейти на новые формы труда мешало отсутствие железных дорог. В 1860-е годы началась разработка проектов, хотя остановить деградацию некогда мощнейшего промышленного региона Земли было уже невозможно.
Тем не менее, в 1874-78 годах была построена Горнозаводская железная дорога, проходившая по маршруту Пермь-Кушва-Екатеринбург. Линия связала два главных города Горнозаводского Урала, прошла через Тагильский и Невьянский заводы, и стала как бы продолжением Камы как судоходной артерии. При этом дорога была изолирована от железнодорожной сети России.
В начальном и конечном её пунктах сохранились аутентичные вокзалы.
Пермь-Первая:
Пермь
И Старый вокзал в Екатеринбурге:
Пермь
В 1885 году линию дотянули до Тюмени, где возникла станция Тура у берега одноимённой реки:
Пермь
Таким образом, Горнозаводская железная дорога связала бассейны Волги и Оби, став важным звеном путей с запада на восток. В 1890-е годы Горнозаводская магистраль перестала быть изолированной: в 1894 году ветка Екатеринбург-Челябинск соединила её с Транссибом, а в 1895 была пущена Пермь-Котласская железная дорога, давшая выход в Европейскую Россию.
Бывшая дирекция Горнозаводской дороги (1892), вид с того же путепровода в другую сторону:
Пермь
Горнозаводская линия удержала Урал от полной деградации. Стали возникать новые заводы (например, Чусовской в Пермском крае; Надеждинский в Зауралье - ныне город Серов), в том числе химические на базе камских соляных месторождений. Однако роль дороги постепенно снижалась, и ныне по ней ходит только один дальний поезд (Москва - Нижний Тагил) и электрички.
Но на Перми-Второй до сих пор есть два "направления" по разные стороны вокзала - Главное (по Транссибу) и Горнозаводское. Линия очень живописно проходит по берегу Камы, у подножья высоток, мечети, Кафедрального собора, мимо Мотовилихинского завода, музея пушек... По ней стоит проехать хотя бы в черте города.
Пермь
Ныне есть идея передать вокзал Перми-Первой музею. Вероятно, сюда переедет художественная галерея из Кафедрального собора или будет организован Палеонтологический музей пермского периода. Правда, пока отдавать вокзал РЖД не спешит.
----
А вот в Речном вокзале, который много лет стоял заброшенный, ныне обитает музей современного искусства Марата Гельмана:
Пермь
На самом деле у Перми очень сильный комплекс "бывшей столицы" к Екатеринбургу. Отношения этих двух городов сильно напоминают отношения Питера и Москвы. Пермяки на Екатеринбург поглядываю с завистью, но твердят, что Ёбург (так его на Урале называют) - город не для жизни, а для бабла, люди там злые, а вот в Перми..... Екатеринбуржцы же на Пермь поглядывают свысока как на бедноватый грязноватый город, отставший от жизни. Тем не менее, по российским меркам оба города довольно богаты и амбициозны, оба лидируют по числу высоток (хотя Екатеринбург и мощнее), и всё же Пермь действительно во всех смыслах (и хорошем, и плохом) провинциальнее.
Ну а один из главных симптомов "комплекса бывшей столицы" - это упование на культуру. Пусть де, там, у них, буржуев (будь то Москва или Екатеринбург) денег навалом, зато у нас (будь то Пермь или Петербург) есть КУЛЬТУРА! И в общем, одна из идей-фикс пермского руководства - превратить город в культурную столицу как минимум Урала, как максимум Европы.
Пермь
Музей современного искусства как один из главных элементов этой идеи открылся в 2009 году, до этого тут располагалась выставка "Русское бедное", организованная московским галеристом Маратом Гельманом и пермским сенатором Сергеем Гордеевым.
Я в арте понимаю очень мало, поэтому не буду выносить об этих вещах никаких суждений. Впрочем, к негативным оценкам буду относиться более скептически, чем к позитивным, так как хорошо знаю психологию русского блоггера. Скажу только, что мне скорее понравилось, чем нет.
Пермь
Пермь
Пермь
Внутри домиков из папье-маше - кино крутят:
Пермь
Внутри мусорных баков - города. Концептуально?
Пермь
То ли поезд, то ли больница. Шумит как поезд, по крайней мере:
Пермь
Серия "Живой уголок":
Пермь
Г....но какое-то:
Пермь
Вот это мне показалось интересно - аллегорические изображения всяких философов да творцов на выжатых чайных пакетиках:
Пермь
Но больше всего мне понравилась серия "Населённый пункт", креативы которой выставлены в тёмных комнатах с чёрными стенами:
Пермь
Пермь
А тут - огромный зал, в котором стоит гудение:
Пермь
В каждой теплице греются у тряпичного костра туземцы:
Пермь
Что еще порадовало - очень доброжелательная атмосфера и беслпатная фотосъёмка.
Ну а в целом "современное искусство" - это не временное, а стилевое понятие. Сама попытка эксперимента не может не вызывать у меня уважения. Но о результате, еще раз повторяю, судить не берусь.
Из музея я снова направился к Перми-Первой, пересёк путепровод, оказавшись в жутковатых задворках, и направился в сторону улицы Ленина:
Пермь
По дороге достиг Петропавловской церкви. Совсем рядом - Егошиха, в 18 веке именно здесь находился Егошихинский завод, из которого Екатерина Вторая и сделала губернский город Пермь. Эта церковь - заводской храм, довольно распространённое явление на Урале, единственное здание, уцелевшие от Егошихинска.
Пермь
Под церковью - железнодорожная промзона. Примерно так же выглядел и Егошихинский завод:
Пермь
Пермь
Как и подавляющее большинство уральских городов, Пермь начиналась с завода. Точнее, даже с двух заводов: в 1723 году был основан Егошихинский завод, в 1736 году - Мотовилихинский. После создания губернской Перми Мотовилихинский завод остался самостоятельным поселением, промышленным пригородом, и в состав Перми был включен лишь в 1930-е годы. Более того, среди других уральских заводов Мотовилиха стоит особняком - так же, как Ижевск или челябинский Танкоград, только Мотовилиха аналогичную роль играет для российской артиллерии, главным производителем которой является с конца 18 века.
В отличие от губернской Перми, Мотовилиха - это классический город-завод. На протяжении 200 лет она развивалась обособленно, в 1905 году прославилась вооруженным восстанием рабочих Первой Русской революции, в 1927 году включена в состав Перми, а в 1931-38 вновь выделена в самостоятельный город Молотово. В 1940-57 года Молотов - название и самой Перми, и дело тут не столько в Молотове, который Риббентропа, сколько в том, что историческим символом Мотовилихи был 50-тонный паровой молот - на момент постройки крупнейший в мире (говорят, когда он работал, в городе дрожали стёкла).
Собственно Мотовилихинский завод прекрасно виден с моста через Каму, и даже с такого расстояния заметна архаичность его построек:
Пермь
За заводом видны и другие доминанты. Справа - гора Вышка с памятником "Паровой Молот", слева - Троице-Стефанов монастырь. Мотовилихинский завод - еще из дореволюционных, универсальных предприятий: здесь есть и металлургия, и машиностроение. Мой сводный дед, Вадим Анисимов, у которого я и остановился в Перми, был начальником прокатного цеха на этом заводе - того, где чёрная труба справа.
От центра города Мотовилиха отделена полосой изб и многоэтажек, причём "окраины" находятся как с одной, так и с другой стороны. В Мотовилихе очень эффектный главный въезд со стороны Перми (частично показанный в посте про Пермь-Первую), но заснять его ближе я так и не сподобился. Вообще, сработал известный синдром: бегло прогулявшись по Мотовилихе в первый день, я всё думал - обойду позже подробнее, ведь рядом же... но в запланированный день резко похолодало и выпал снег, поэтому ремарка "так и не заснял" будет в этом посте попадаться еще не раз.
В Мотовилихе улица Ленина превращается в улицу Уральскую - по ней и лежит путь к центру, сначала через многоэтажки и хрущевки, мимо цирка. Первый интересный объект по дороге - Дворец Ленина, бывший ДК Мотовилихинского завода.
Пермь
Очень интересное сталинское здание, построенное к тому же в 1963 году, то есть на закате эпохи Хрущёва! Редчайшее явление. Недавно дворец купили евангелисты, но что они будут с ним делать дальше - пока неясно.
Затем начинаются конструктивистские рабочие посёлки 1920-30-х годов:
Пермь
Пермь
А далее и собственно старая Мотовилиха - типичный уральский город-завод с тяжёлыми, прокопчёнными избами:
Пермь
Пермь
Вообще, в Перми очень много деревянных домов характерного облика - но при этом они достаточно бедны резьбой и украшениями, и по-настоящему красивых деревянных домов, как в Томске или хотя бы Екатеринбурге, в Перми очень мало.
Центральную часть Мотовилихи около улицы 1905 года занимает каменный центр - также весьма типичный для уральского заводского города, с небольшими купеческими домиками:
Пермь
В красном домике на фото ниже - дом-музей Николая Славянова, изобретателя электросварки (по данным англоязычной википедии, Славянов изобрёл сварку в 1888 году, а американец Коффин - в 1890-м, то есть это не "родина слонов"). Я бы наверное на этот музей и внимания не обратил, если бы не тот факт, что вышеупомянутый Анисимов был его создателем.
Пермь
Ну а вид на музей Славянова был снят с территории другого музея, который можно считать одной из главных достопримечательностей Перми:
Пермь
Это музей истории Мотовилихинского завода, во дворе которого выставлены практически все образцы заводской продукции. То есть - артиллерия. Фактически это полноценный артиллерийский музей, к тому же вход в его двор свободный.
Самый известный его экспонат - Пермская царь-пушка (1869):
Пермь
Её калибр - 508мм (то есть жерло полметра в диаметре), масса ядра - почти полтонны (459кг), при этом дальность стрельбы составляла около километра. Пушка была в серийном производстве, использовалась на крейсерах и в береговой артиллерии, и пермяки очень гордятся тем, что "в отличие от московской царь-пушки, пермская стреляла!".
Другое орудие того же времени:
Пермь
Разнообразная ствольная артиллерия 19-20 веков - а старейшие изделия завода, видимо, и не сохранились. Сам же завод на заднем плане здорово дополняет картину:
Пермь
Пермь
Самоходка:
Пермь
Системы залпового огня "Град" и "Ураган". Где-то тут есть и "Катюша", но я её в этот раз проглядел:
Пермь
Комплексы ПВО (в том числе С-300, в этот кадр не попавший, но на общем виде музея его опознать легко):
Пермь
И даже баллистические ракеты, видимые с разных концов Старой Мотовилихи:
Пермь
Газокачалки на переднем плане тоже не случайны - такую технику завод делает в мирное время, как танковые заводы - трактора и вагоны.
Сам Мотовилихинский завод, цеха в основном дореволюционные:
Пермь
Пермь
Я очень люблю этот музей. Еще в детстве я захаживал сюда десятки раз. А от музея путь лежит на Вышку - гору в восточной части Мотовилихи, на вершине которой стоит скульптура (не машина) Паровой Молот - памятник вооруженному восстанию 1905 года:
Пермь
Путь на Вышку по улице 1905 года. Сбоку - Троице-Стефанов монастырь (постройки 19в.), воссозданный относительно недавно - по крайней мере в Перми моего детства его еще не было. .
Пермь
Пермь
На вершину Вышки ведёт извилистая лестница с лавочками.  На одной из площадок увидел вот что:
Пермь
На вершине Вышки. Помимо Молота, здесь находится брежневское здание диорамы "Вооруженное восстание в Мотовилихе", но мне она не показалось интересным, в отличие от самого Молота:
Пермь
Но революционный мемориал меня интересовал мало.
Зато с Вышки открываются роскошные виды - вся Мотовилиха, весь завод как на ладони. Увы, Солнце было самым контровым, которое только бывает... Может быть, я пересниму эти виды летом, а пока пусть будет то, что есть.
Общий вид Мотовилихи - улица Славянова и завод:
Пермь
Посмотрим на завод поближе. Большая часть его цехов - конца 19 века, есть и более старые, и в целом облик предприятия поражает своей архаичностью. Но завод действует, хотя и последние десятилетия в серьёзном упадке:
Пермь
Пермь
Пермь
Посмотрим по сторонам. Вот Уральская улица, избы и многоэтажки:
Пермь
Характерная застройка Мотовилихи:
Пермь
Троице-Стефанов монастырь - всё же на Урале заводской город немыслим без собора:
Пермь
Церквушка-новодельчик за Камой, в посёлке Верхняя Курья (я родился в посёлке Нижняя Курья, но он существенно дальше):
Пермь
И губернская Пермь за трубами Мотовилихинского завода - старые дома, высотки, Кафедральный собор:
Пермь
Еще один вид за трубами - Кама, автодорожный мост, промзона вдоль берега:
Пермь
Напоследок вот такой вид - истинно уральский: старые избы на фоне заводских труб:
Пермь
Напоследок скажу еще вот что: возможно, о Перми я пишу несколько более критически, чем о других городах России. Дело только в том, что это моя родина, и чтобы любить этот город, мне больше ничего не надо. Какой бы ни была Пермь, а там мой Потерянный Рай. 
Хотя, наверное, объективно Пермь - наименее привлекательный из российских миллионников (еще раз - сравнение только с другими миллионниками!): город достаточно грязный, запущенный и гоповый, а здешние достопримечательности ощутимо проигрывают Самаре, Омску или Волгограду. К тому же, в городе довольно плохой воздух.
Из хорошего не могу не отметить огромное количество самого разнообразного общепита - в этом смысле Пермь если не на первом, то по крайней мере на одном из первых мест в России.

varandejvarandej

Похожие темы

Так получилось, что за два визита в город Пермь, все никак не удавалось прогулятся с фотоаппаратом по центру, поснимать открыточные виды и...
30 Марта 08
0
Молотов - так назывался город с 1940 по 1957 год, а вообще-то это Пермь - город с населением 1 млн. чел., столица Пермской области. Недавно...
27 Апреля 08
0
Так получилось, что за два визита в город Пермь, все никак не удавалось прогулятся с фотоаппаратом по центру, поснимать открыточные виды и...
21 Сентября 07
0
Пермь — город на востоке европейской части России, в предгорьях Урала, административный центр Пермского края, порт на реке Каме,...
03 Июня 11
0
Словом "Пермь" исторически называли не индустриальный город на Каме, а земли, лежавшие гораздо дальше, в предгорьях Северного Урала. Слово "Пермь"...
27 Апреля 08
0