Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20725)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Чехия
(382 поста)
 
Всего постов

20725

Заметки о Петербургском метро

0
02 Апреля 2010
gerodot
1
0

Первые проекты Петербургской подземки разрабатывались еще в конце 19 века, но на том этапе конкурентом метро был электрический трамвай, в итоге победивший. Первый раз к строительству метро в Ленинграде преступили накануне войны, но в блокаду и позже тут было не до метрополитена. В итоге, строительство первой очереди велось в 1946-1955 годах. Был построен южный участок Кировско-Выборгской ("красной", "первой") линии - от Московского вокзала ("Площадь Восстания") до основной промзоны на юго-западе города ("Автово"). Метрополитен активно строился и в последующие десятилетия, и ныне включает 5 линий и 63 станции, общая длина его путей 112км, а по пассажирообороту он на 12-м месте в мире.
Петербург - город вообще крайне специфический и с огромным количеством "изюминок". Ну а каков город - таков и метрополитен.
Заметки о Петербургском метро

Первое, что в Петербургском метро бросается в глаза - запредельная длина эскалаторов. По средней глубине заложения питерское метро самое глубокое в мире: 56 из 62 станций имеют глубину свыше 50 метров (а самые глубокие 70-80м), глубина тоннелей достигает 110м..
Заметки о Петербургском метро
Это вызвано во-первых сложными болотистыми грунтами, а во-вторых невозможностью адекватно вписать метромост в центр Петербурга (учитывая, что ширина Невы около 800 метров, мост был бы почти как в Новосибирске). И надо сказать, поездки на питерских эскалаторах реально выматывают!
Заметки о Петербургском метро
Характерные для Питерского метро окончания эскалаторов. На кадре выше - "Ладожская", на кадре ниже "Садовая":
Заметки о Петербургском метро
Впрочем, речь идёт о средней глубине. Отдельные станции на глубине 80м и больше есть и в других метрополитенах.
Вагон питерского метро. Вагоны здесь местного производства и чуть-чуть другой конструкции (обратите внимание - дверь из кабины машиниста ведёт в салон). Рекламы немного - кажется, из постсоветских метро меньше только в Минске. Само метро по сравнению с московским намного более чистое, менее душное и менее шумное. Вообще, питерское метро выглядит как-то "современнее". Однако народу там много, на некоторых станциях толпа хуже московской.
Заметки о Петербургском метро
Самая известная особенность Петербургского метрополитена - это "горизонтальные лифты", или станции закрытого типа. То есть, дверями оснащён не только вагон, но и вестибюль станции. По одной версии, это сделано для безопасности пассажиров, по другой - для защиты от наводнений:
Заметки о Петербургском метро
В Петербурге таких станций всего 10: "Парк Победы", "Петроградская", "Василеостровская", "Гостиный двор", "Маяковская", "Площадь Александра Невского", "Московская", "Елезаровская", "Ломоносовская", "Звёздная". Проект не оправдал себя из-за сложностей эксплуатации, и больше таких станций не строили. За границей же эта технология была использована в Реннском метрополитене (Франция).
Заметки о Петербургском метро
Другая интересная особенность - вестибюли. В историческом центре многие вестибюли встроены в первые этажи старинных зданий (например, Гостиного двора) и не заметны. А вестибюли первой очереди метро выделяются размером и помпезностью, которым позавидовала бы и Москва.
Например, вестибюль станции "Площадь Восстания" напротив Московского вокзала:
Заметки о Петербургском метро
Отделка:
Заметки о Петербургском метро
Заметки о Петербургском метро
Или вестибюль станции "Кировский завод", который вполне можно принять за какой-нибудь Дом Культуры или театр:
Заметки о Петербургском метро
И это не случайно - рядом находится собственно Кировский завод, до Революции известный как Путиловский завод. Основанный в 1801 году, это был флагман российской металлургии и машиностроения, классический "молох" (по Куприну), на котором трудились 36 тысяч рабочих. Именно со стачки на этом заводе началась Февральская революция 1917 года.
Заметки о Петербургском метро
А вот - роскошный витраж в наземном вестибюле станции "Невский проспект" в подвале старинного дома. Это уже вторая очередь, 1963 год:
Заметки о Петербургском метро
Вообще, сталинские станции первой очереди вполне на уровне своих московских "современниц".
Например, "Площадь Восстания":
Заметки о Петербургском метро
Заметки о Петербургском метро
Заметки о Петербургском метро
На ней же видна интереснейшая особенность пересадочных узлов: эскалаторы, ведущие напрямую от середины одной станции к началу другой. В Москве таких переходов нет, и зрелище это москвичу слегка сносит крышу:
Заметки о Петербургском метро
А с "Площади Восстания" переход ведёт на станцию "Маяковская" (1967). Оформлена она тоже со вкусом, а по бокам видны двери "горизонтального лифта":
Заметки о Петербургском метро
Станция оправдывает своё название:
Заметки о Петербургском метро
Станция "Технологический институт" - часть первой очереди, оформлена барельефами с лицами учёных:
Заметки о Петербургском метро
Это кроссплатформенная пересадочная станция - то есть типа московского "Китай-города", когда два зала станции обслуживают по одному направлению разных линий. Более того, это еще и первый в бывшем СССР пересадочный узел такого типа: второй зал был построен в 1963 году, и украшен уже не лицами учёных, а хроникой достижений советской науки с 1920 по 1979 год:
Заметки о Петербургском метро
(заранее прошу прощения у всех, чьи лица попали в кадр).
В плане архитектуры мне больше всего нравятся станции первой очереди в пролетарских районах. "Автово" я не сфотографировал, "Кировский завод" несколько проще - но тоже очень красив:
Заметки о Петербургском метро
Заметки о Петербургском метро
Не совсем понимаю, в чём именно разница, но ведь эти станции не перепутать со станциями Московского метро тех же лет!
Впрочем, большая часть станций Петербурга всё равно лаконичны и функционалистичны, как на окраинах Москвы и в "малых метрополитенах" провинции.
Например, станция "Невский проспект" (1963), на которой я бывал чаще всего:
Заметки о Петербургском метро
"Московская" (1969) - одна из "горизонтельных лифтов":
Заметки о Петербургском метро
Надо сказать, что больше всего в Петербургском метро почему-то любят станции сводчатого типа - их тут 15, причём почти все глубокого заложения. Кстати, обратите внимание, на ребристые своды - здесь они очень распространены. Видимо, это типовой проект вроде московских "сороконожек" - хотя столь же безликих станций в Питере или нет, или я не видел.
"Чёрная Речка" (1982):
Заметки о Петербургском метро
"Ладожская" (1985) у Ладожского вокзала:
Заметки о Петербургском метро
"Площадь Мужества" (1975):
Заметки о Петербургском метро
Отдельная питерская тема - перегон "Лесная"-"Площадь Мужества". В 1995 году здесь случилась авария - тоннель размыло плывуном, и линия оказалась разорвана на две части. "Лесная" стала конечной, а на участке "Площадь Мужества" - "Девяткино" ходили всего два состава, с интервалом 15-20 минут. Между станциями ходил бесплатный автобус. Разрушения тоннелей оказались настолько велики, что для восстановления перегона потребовалось построить новый тоннель, и вновь участок заработал лишь в 2004 году. Эти события вошли в историю Петербурга как Размыв.
"Пьяный машинист, заснув на рабочем месте, осуществил восстановление перегона "Лесная"-"Площадь Мужества" (анекдот).
"Лесная":
Заметки о Петербургском метро
Еще несколько станций - эволюция петербургской метроархитектуры 1970-2000-х годов:
"Академическая" (1975):
Заметки о Петербургском метро
"Выборгская" (1975):
Заметки о Петербургском метро
"Приморская" (1981, конечная на Васильевском острове):
Заметки о Петербургском метро
"Садовая" (1991):
Заметки о Петербургском метро
Заметки о Петербургском метро
"Спасская" (2008):
Заметки о Петербургском метро
Заметки о Петербургском метро
Переход "Садовая"-"Спасская", Ныне это единственный узел трёх станций, причём "Спасская" еще и конечная:
Заметки о Петербургском метро
Ещё одна фишка Петербургского метрополитена - это загородные станции метро. Кажется, в России такого нет более нигде.
Станция "Девяткино" была пущена в 1979 году, и находится в посёлке Мурино Ленинградской области, совмещена с электричкой и автовокзалом:
Заметки о Петербургском метро
Сейчас у неё есть лишь один аналог - станция "Мякининская" Московского метрополитена (2010), то есть еще несколько месяцев назад эта станция была "единственной в бывшем СССР". Впрочем, на Западе загородное метро - не редкость:
Заметки о Петербургском метро
Другая похожая станция "Парнас" (2006) находится формально в черте Петербурга, фактически же почти в поле. Вот такой вид открывается из её вестибюля:
Заметки о Петербургском метро
А сам вестибюль встроен в торговый комплекс - в Питере эту технологию стали осваивать сильно раньше, чем в Москве:
Заметки о Петербургском метро
Витражи в вестибюле:
Заметки о Петербургском метро
Зал. Виден свет в конце тоннеля:
Заметки о Петербургском метро
В общем, в Петербурге метро - это, как и в Москве, полноценная достопримечательность города.
Так как мой обзор очень неполный, за кадром остался ряд интереснейших объектов (таких как "Автово" с необычной архитектурой, "Спортивная" с уникальной планировкой, вестибюли в парках и т.д.) - дам ссылку на статью в Википедии.

varandejvarandej

Похожие темы

10 января 1863 года в Лондоне была запущена в эксплуатацию первая в мире линия метрополитена. Сегодня технология прокладки тоннелей шагнула далеко...
10 Января 14
0
Хочу немного рассказать о метрополитене Дели, от которого у меня остались весьма хорошие впечатления (не считая того, что несколько раз умудрялся...
07 Апреля 11
0
Пражский метрополитен состоит из трех линий, имеет протяженность 59 км и занимает 4-е место в Западной Европе и 18-е в мире по объёму...
14 Сентября 10
2
Subway, New York, USA. Нью-йоркское метро — крупнейшее и одно из старейших в мире, и вначале поезда ходили над землей — до сих пор в...
26 Июня 12
0
В израильской Хайфе есть не только уникальный в своем роде Музей Хиджазской ж.д, но и самое маленькое на свете метро длиной в 1803 метра, которое...
12 Июля 10
6