Польша

15 Января 2010
halileo

Да, потянуло меня, южную красавицу из страны гор и солнца, на юг зимний и морозный. До января этого года, я имела очень смутное понятие, что такое Таганай, где это находится, как выглядит. Да и пожелав присоединиться к этому фотопутешествию, я все равно не особо представляла куда и на что иду: маршрута я не видела (а в последующем только со слов товарищей по путешествию - Ивана и Антона, узнавала, куда дальше путь держим), в зимнем походе до этого ни разу не бывала, зиму особо не снимала.
Зимнее фотопутешествие на Таганай

Путешествие наше началось поздно вечером 2-го января, практически 3-го. Из Москвы вылетели в Челябинск, а оттуда на медленной и не очень прогреваемой электричке 4 часа добирались до Златоуста. Пока ехали, я предупредила Ивана с Антоном, что с этаким рюкзаков в 25 кг буду идти медленно, очень медленно. Вес моего рюкзака поначалу их удивил. Вроде их собственные рюкзаки чуть больше 20 кг – кирпичи, что-ли, таскаю? Но потом все разъяснилось – у них без фототехники 20 кг, а у меня с фототехникой 25 кг. Решили, что мужчины у меня заберут еду и вино – целых 2-3 кг с меня разгрузили.
На Таганайский кордон мы прибыли уже довольно поздно, поэтому до приюта Таганай (куда мы должны были пойти пешком, 10 км) нас на буранах подбросили Олег (знакомый с Иваном из его прошлого путешествия на Таганай) и его напарник.
На приюте смотритель Василий заселил нас в свой, хозяйский домик. В нем было тепло (даже жарко) и были нары с матрасами. Такой ночевки я не ожидала. Готовясь к таганайскому путешествию, мы выезжали в Аникеевку с палаткой и спали на снегу. А тут – теплый дом, газ, чай, матрасы. Правда Василий на всем пытался денег заработать: газ - 50 руб., тепло – еще 50 руб. Хорошо хоть за воду деньги не брал. От усталости, тепла и обеда нас всех уморило. Иван разом вырубился. Я и Антон последовали его примеру. Но потом всю ночь нормально заснуть не могли.
Утром встали засветло, чтобы подняться на гору Круглицу. Взяли только фоторюкзаки и вперед. Тропа была уже проторена туристами. Небо было серым, висящим низко над головой. И вот постепенно лес начал редеть и начали появляться большие камни. Мы дошли до курумника. Здесь открылся удивительно красивый вид зимнего, заснеженного леса. И хотя дальше тропы не было, это не остановило нас, и мы проламывались через валуны, по пояс в снегу все выше и выше. Идти по утонувшим в снегах глыбам камней было не легко. Каждый шаг тщательно проверялся, чтобы не попасть в глубокие провалы между камней. Антон молодец – он очень проворно лез по курумнику вверх. Для меня зачастую валуны были слишком большими и высокими – приходилось лезть на коленках. Пока мы поднимались и снимали, воздух становился холодней и ветреней, видимость ухудшалась. Когда ветер совсем усилился и пальцы онемели, мы решили вернуться. Казалось бы спуск должен быть легче. Но здесь тоже нужно было идти осторожно, чтобы не повредить себе колено и не подвернуть ногу. Первое испытание холодом было пройдено.

Солнце пыталось прорваться сквозь нависшие над головой серые облака
Зимнее фотопутешествие на Таганай

Воздух становился холодней и ветреней. Видимость ухудшалась
Третий день нашего путешествия был пожалуй самым тяжелым. Всю ночь шел снег и под утро намело сантиметров 10-15. Нам по заснеженным тропам идти 11 км на Метеостанцию на вершине горы Дальний Таганай. На Круглицу мы взбирались только с фоторюкзаками, и не могу сказать, что было легко. А тут со всеми родными 20-ью кг за спиной нужно проделать этот путь до захода солнца.
Буранная тропа от приюта Таганай до Стрелки, где разветвлялись дороги на Дальний Таганай, Киалим, Ицыл и Три Брата, была довольно пологой. Иван шел первым, протаптывая свежий снег. Я, как и предупреждала, шла медленно и отставала. Погода была немного пасмурной и время от времени падал небольшой снег. Эти 6 км мы прошли без особых приключений и трудностей, останавливаясь пару раз отдохнуть, перекусить шоколадки и глотнуть капельку коньячка.

Буранная тропа от приюта Таганай к Стрелке
Зимнее фотопутешествие на Таганай
Стрелка. До Дальнего Таганая - 5 км, пять самых длинных километров, которые я когда-либо проходила. Идти надо было в гору. Я вспомнила золотое правило горных походов – идти максимально медленно, укоротив шаг до 10-15 см, а на крутых подъемах и того короче, и держать монотонный ритм. Шла я медленно и сильно отставала. В начале Иван и Антон терпеливо дожидались меня, но со временем я все чаще теряла их из виду. Это меня не сильно беспокоило, пока я не оступилась с тропы и не упала в сугроб. Встать с тяжеленным рюкзаком за плечами для меня оказалось задачей крайне сложной. Хорошо, если рядом есть ель или дерево, за которые можно опереться и встать. А вокруг меня нет ничего кроме снега. Точки опоры нет – куда не обопрешься, все проваливается. Тяжесть рюкзака давит и сбивает с ног. В итоге пришлось отстегнуть его, кое-как сбросить с плеч, чтобы выбраться из сугроба. А ведь одевать на снежной тропе рюкзак в половину моего веса – это тоже дело не из легких. Это у Ивана с Антоном забрасывание рюкзака за спину одним рывком срабатывает. У меня на такой акробатический трюк сил не хватает. Чтобы одеть рюкзак я садилась на землю, накидывала лямки на плечи, потом, чуть наклонившись вбок, садилась на колени, вставала на них и медленно поднималась сперва на одну ногу, потом на вторую. Выкарабкивание из сугроба отняло немало сил, а расстояние между мной и ребятами стало еще больше. О том, насколько я от них отстала, узнавала у спускавшихся лыжников.

Тропа на Дальний Таганай
Подъем с каждым шагом становился физически трудней. Но чем ближе мы подходили к вершине Дальнего Таганая, тем природа вокруг становилась сказочней. Красота пушистых елей и слегка порозовевшего на закате неба немного подбадривали.
Зимнее фотопутешествие на Таганай
Но и это не долго помогало. Последние 500 метров мне казались вечностью. Подъем стал более крутым, началась метель, видимость упала до 15-20 метров, резкие порывы ветра сбивали меня с ног – приходилось останавливаться, отворачиваться, чтобы не потерять баланс. Силы были на пределе. Каждый шаг давался тяжело и требовались частые, короткие остановки на отдых. Рюкзак не снимала – потом не одела бы. Просто нагибалась вперед, чтобы снять напряжение с плеч, стояла так, в форме буквы Г пару минут, и вперед. Ресницы, волосы, шарф – все заиндевело от ветра и дыхания. Медленный шаг уже не согревал. Пальцы рук и ног немели. Я уже не верила, что наш домик когда-либо появится. Когда в дымке горизонта начали вырисовываться линии и странные марсианские фигуры, я подумала, что все это мне мерещится от усталости. Но уже через несколько шагов я поняла, что это не мираж, а наша долгожданная Метеостанция. То ли от радости, что мы дошли, то ли от того, что силы полностью иссякли, я за пару метров до заветной входной двери упала в очередной сугроб. Выбраться помог Антон – своих сил уже ни на что не хватало.

Затерявшаяся в пурге Метеостанция. Возможно в темноте мы бы ее не заметили и блуждали бы вокруг

Марсианский пейзаж. Метеостанция и заледеневшие остатки ветряков
Зимнее фотопутешествие на Таганай
За дверью заснеженного, обледеневшего домика нас ждали тепло и гостеприимство смотрителя Саши, который заранее позаботился о горячем чае. От физической нагрузки и холода я долго не могла согреться. Сидела в обнимку с печкой, пила чай, кружку за кружкой. Минут 15-20 меня не отпускало, пока Иван не напоил сладким чаем из чабреца.

Саша, смотритель Метеостанции. Очень душевный и заботливый. Бывший дальнобойщик. В силу полученной травмы вынужден зарабатывать на жизнь присматривая за домиком для туристов – в городе другой подходящей работы нет, да и платят мало. Получает 3000 руб (!), которые уходят на покупку еды. На жизнь не жалуется. Со своими гостями делится хлебом, солью, да в принципе всем, что у него есть из еды. Именно он, Саша, делает атмосферу на Метеостанции такой уютной
Мы сделали это! Внутри не угасало торжествующее чувство: «Мы – герои!..», - пока Саша не рассказал, где туалет и как к нему пройти. Этим вечером я поняла, что настоящим героизмом было не восхождение на Дальний Таганай, а поход в пургу в темноте, при завывающем и сбивающем с ног ветре, в Ледяную Пещеру. Ледяная Пещера стояла метрах в 20 от дома, на самом краю крутого склона, покрытая огромным снежно-ледяным ваянием таганайских ветров, похожим на гигантский коралл. От дома к Ледяной Пещере вел металлический трос. В пургу и ветер нужно было за этот трос крепко держаться, чтобы не сдуло, особенно негабаритным девушкам (случаи уже были). Дойти до Ледяной Пещеры было первой частью испытания. Тех, кому удавалось совершить сей нелегкий путь, ждал тест на IQ: где у нее вход? Вроде строение есть, а двери нет. Нашедших узкую ледяную лазейку ожидала радость надежно спрятанных и защищенных от ветров комнатушек для уединения.

Ледяная Пещера
Зимнее фотопутешествие на Таганай
Следующие два дня и три утра мы занимались съемкой зимних пейзажей, празднованием армянского апостольского рождества (6-го января) и русского православного (7-го января). Сало, колбаса, борщ из пакетика, вермишель, вафли (порядочно раскрошившиеся, но от этого ничуть не менее вкусные), коньячок, вино и сыр бри к нему (за что особая благодарность Ивану), шоколадки, сухофрукты и прочие вкусности, которыми с нами поделились наши челябинские друзья – наш стол ломился от яств.
На пятое утро нашего похода у меня начало двоиться в глазах. С утра погода задалась и мы вышли на съемку. Я вышла чуть позже ребят. Смотрю, вот, бегают двое со штативами, ели снимают – это Иван и Антон. А вон еще двое ходят туда-сюда, тоже со штативами, тоже ели снимают... Брррр, совсем голова заморозилась, тормозит... Как оказалось позже, не мы одни из Москвы прилетели сюда поснимать зимнюю сказку.
В шестое утро солнце сияло особенно ярко. Мы встали до рассвета, поснимали, сколько у кого хватило морозостойкости и заряда в аккумуляторах. Часам наверное к 10:00 тронулись обратно в приют Таганай. Под лучами еще только проснувшегося солнышка блестел белый, пушистый снег. Высокие заснеженные ели смотрелись королевами на званном балу. Остановиться и поснимать хотелось на каждом шагу.
Зимнее фотопутешествие на Таганай
Спуск был легким и быстрым – через пару часиков мы уже были у Стрелки. На пол-пути от Стрелки к приюты нас на буране догнал Олег, подвозивший наших знакомых московских фотографов в Златоуст. Мне повезло – он предложил меня подбросить к приюту.
Пока я ждала Ивана и Антона в хозяйском домике, слушала разговоры МЧСников, гостивших у Василия. Узнала, что к Гремучему и Белому ключу есть 2 дороги. Та что покороче, 2-2.5 км – крутая, как подъем на Дальний Таганай. Более пологая идет в обход и где-то километров 10-12. Плюс они сказали, что на Гремучем ключе проблемы с дровами. Когда подошли ребята, я им рассказала об услышанном и было принято решение в этот день заночевать на приюте. Вася снова поселил нас к себе. Позднее в этот день мы познакомились с очень интересной женщиной – Бабой Валей (Валентина Прокопьева). Вернее знакомились я и Антон, а Иван, как оказалось, с ней уже встречался в своем предыдущем путешествии в 2006 г. Она рассказала нам несколько своих историй, продала свою книжку и пожелав удачи, ушла – на Гремучий Ключ. Вечером говорили на разные темы и как-то речь зашла о местной фауне. Вася сказал, что медведи в это время спят, волки боятся и не нападают на людей, а вот рыси бодрствуют и охотятся, и рассказал историю о том, как рысь напала на женщину, отставшую от своей группы и загрызла ее до смерти.
На следующее утро мы должны были проснуться очень рано, где-то в 6:30. Но на зов будильника никто не отозвался. Его переводили на 7, потом на 7:30, потом на 8:40. А когда проснулись – ахнули. Небо горело бордово-ораженвым пламенем. Прямо как в Карелии. Я сперва захватила фотоаппарат, но не найдя хорошего ракурса, спрятала его в кофр и просто наслаждалась этой красотой. Антон еще долго переживал, что мы упустили такой красивый рассвет. В наказание нашей лени было принято решение, что в этот день мы пойдем на Белый Ключ, а уже на следующий день оттуда тронемся в Златоуст. Вася надавал нам советов, как туда добраться. Как потом оказалось –совершенно неверных. Хорошо, мы встретили лыжника, который нам подробно рассказал о состоянии всех троп, а то следуя Васиным ц.у. нам пришлось бы самим дорогу прокладывать. Дорога на белый Ключ оказалась гораздо легче, чем мы ее представляли. До развилки проторенная буранами дорога шла под гору. А с развилки шла более-менее протоптанная тропа. Правда она была жутко узкой, сантиметров 20-30 шириной. Приходилось дефилировать, чтобы не проваливаться в глубокий снег по бокам. Небольшие куски нашей тропы пролегали через Каменную Реку. Пробираться по огромным валунам нужно было осторожно, чтобы не провалиться между ними. Иван шел первым, прокладывая путь. За ним я и Антон – либо по его следам, либо обходя ямы, в которые он попадал. Кстати, Васин рассказа про рысь наверное подействовал на ребят. Всю дорогу на Белый Ключ и с него в Златоуст я шла посередке (и не отставала).
На Белом Ключе нас ждал прогретый домик, а вечером – электричество! Правда заряжать аккумуляторы фотоаппаратов уже никто не стал. Только телефоны. С Белого Ключа мы позвонили водителю газели, контакты которого нам дал Вася. Газель обещала нас подобрать с кордона Таганай следующим утром в 10:00 и довезти до самого челябинского аэропорта.
В восьмое и последнее утро нашего таганайского фотопохода мы встали затемно. Шли бодро, ноги уже сами несли. Домой! Ура! Я радовалась тому, что возвращаемся домой, всю дорогу с Белого Ключа. Но когда мы дошли до опушки леса, за которой горели огни кордона, и стали прощаться с Таганаем, мне стало немного грустно.
До свидания, Таганай! Может мы еще встретимся!

aida_vardanyanaida_vardanyan

Таганай это название местности, вбирающую в себя систему нескольких горных хребтов. Находится она севернее от города Златоуста и является, на мой...
Это не день победы над, это не день японской революции – это просто лето, а лето – сезон праздников, народных гуляний и фейерверков. Легенда гласит,...
Да, конечно, до Калифорнии далеко. Это - Yuigahama Beach!Синяя девушка - раздает на пляжу бесплатные рекламные пакетики с кремом от загара, белая...
Хотите устроить отпуск и отлично отдохнуть? Рекомендуем присмотреться к апартаментному комплексу, называемому Таганай. Он находится на курорте...