Египет

Волшебные открытия в Финляндии. Лето 2009 г.

08 Января 2010
Lena

Немного не к сезону, задержалась я со  своим репортажем! Ну уж извините, всё равно не могу не рассказать! А среди зимы неплохо поностальгировать о лете!

Знаете ли вы, что в Финляндии 12 000 озёр и 35 национальных парков? Так вот для того, чтобы ухватить как можно больше финской красоты, мы пошли хитрым путём – арендовали аж два коттеджа по неделе каждый – в западной и юго-восточной части страны. Мы – четверо москвичей, до всех интересующих нас мест в Европе добираемся на собственном автомобиле, в котором легко помещаются 4 велосипеда, надувная лодка, палатки, спальники и т.д. Полный контакт с Матерью-Природой обеспечен!

Первый коттедж находился в глухих лесах километров в 8 от городка Перхо (100 км до западного побережья Ботнического залива). 9 июля в назначенный ещё месяц назад (по Интернету) час мы подъехали к одному из домов в Перхо, где нас должна была ждать хозяйка.  Не ждала, однако. Полчаса на языке глухонемых общались с жителями этого многоквартирного коттеджа, пока, наконец, один древний старичок понял, кого мы ищем, и послал нас далеко-далеко…на одну финскую ферму, где жили знакомые этой хозяйки, и «они скажут, где находится «авайн». Один из нас, к счастью, вспомнил из своих скудных финских лингвистических запасов, что «авайн» - это ключ! С полчаса добирались до фермы (дорога уж совсем просёлочная, леса глухие!), там к нам сбежалось всё население – человек 8 от  3 до 60 лет и долго-долго объясняли, что «авайн в муште» в самом коттедже! Разобрались – ключ в мешочке на двери коттеджа. Поплутали ещё минут 20 – нашли и коттедж и ключ. Дом – полная чаша, всё для комфорта и уюта, сауна, душ, туалет, горячая вода, посуда, постели, всевозможная техника... А ключ – на двери, на гвоздике! Хозяйка так и не появилась за всё время, пока мы там жили. Это  - к вопросу о финских нравах.

Так далеко на запад добираются единичные русские, все, в основном, оседают около Лаппеенранты или ближе к Хельсинки. А мы выбрали это место, чтоб попасть в нац.парк Саламаярве и на побережье (один из нас смутно помнил о песчаных дюнах на финском морском берегу и хотел нас ими «угостить»).

Национальный парк в Финляндии – это мастерски поданная туристу территория дикой природы, свободная от всякой застройки и содержащая какую-либо «изюминку». Конечно, здесь нет такой «шокирующей» красоты как в Швейцарии, которая говорит сама за себя. Финны взяли на заметку каждый более-менее выдающийся скальничек, камушек, удачный вид или речной бережок, проложили тропки к этим местам, поставили указатели и описательные доски – и, глядь, скромный природный объект уже становится «хитом», притягательной целью и приятным открытием.

Парк Саламаярве (Озеро Молний, в переводе) – «большая необитаемая область с разнообразными экосистемами болота» -  http://www.luontoon.fi/page.asp?Section=5313.

Знакомство с новым интересным местом для нас начинается так:

Приехали, собрали велосипеды, набрали всевозможных карт на ресепшн, выбрали маршрут и вперёд.                Не всегда, однако, карты совпадают с реальностью, и даже навигатор не помог, когда мы решили найти короткий путь к озеру.

«Делайте что хотите, а я не пойду дальше в гору с велосипедом на плече!»

Да, далеко не все места приготовлены для велотуристов. Пришлось вернуться почти в исходную точку и пойти, как все, по великолепным, но пешеходным тропкам.

Полюбовались и на «большие открытые трясины» и на «непрерывные каменные области».

В одном огромном озере купались, в другом наблюдали диких лебедей. Посидели у живого огня (места для костровищ приготовлены, дрова, спички и топоры – всё заботливо приложено!), нашли ещё одно озеро, долго возвращались другой прихотливой тропинкой, и за всё время пути – ни одного человека, состояние полного покойного растворения в природной красоте! И без всякой «борьбы за выживание», такая лесная медитация…

К концу путешествия, всё-таки пошёл дождь, но в парке есть где поблаженствовать у огня:

Вечером на подробной карте местности нашли зелёную звёздочку километрах в 15 от нас (и недалеко от парка Саламаярви) – это знак природной достопримечательности, ну и на другой день на поиски – к новым приключениям!

А там оказалось такое необычное озеро! С одной его стороны возвышался большой скальный останец, а вода в озере  - изумрудно-голубоватая, что очень редко встречается в Финляндии.

Накупались мы там до изнеможения, ныряли со скал, доплывали до маленьких каменных островков…Волшебная вода, казалось, придавала сил, и так не хотелось выбираться на сушу! Потом мы долго куролесили вокруг озера и на велосипедах, и пешком, пока гроза на загнала нас в «лаву» на противоположном конце озера.

Мы долго сидели, попивая чаёк, и наблюдая за волшебной игрой природы – сверкали молнии, сверкало озеро, кипя от дождевых струй, потом высветилась четверная! радуга, торжественно прошли облачные хороводы, утки-чомги жили своей тайной жизнью, не зная, что мы за ними наблюдаем… И мы поняли, что это и есть настоящее Озеро Молний! Оно показало нам себя во всей своей красе!

(Надо ли добавлять, что и здесь, как и везде, был сарай с кучей дров, и чистый биотуалет, ни одной банки, бумажки или окурка, и ни одной живой души.)

В оставшиеся дни мы без устали колесили по окрестностям, то и дело находя какие-то памятные и интересные местечки. Вот музей быта военных лет:

Заботливо сохранённый блиндаж с пушкой:

В один из дней сделали вылазку к морю в районе городка Коккола. Купались во фъордах и на морских песчаных берегах (белоснежных дюн, правда, не нашли).

Пересели на велосипеды и совершили большой вояж в прибрежной зоне. Сколько же чудесных укромных волшебных местечек можно найти, летя по велотропкам в уютной финской глубинке!

В этот же день на обратном пути мы заехали в город Якобстад, подивились красоте его исторического центра,

нашли (случайно! Или случайностей не бывает? Ищите, и обрящете) огромный музей – древняя финская усадьба со всеми видами исторических усадебных построек и огромным садом-огородом, где собрано и плодоносило всё, что может расти в Финляндии. Ох, сколько невыносимо чудесных находок-открытий  в один день, прославляющих мирный Быт и радость Бытия!

По плану, разработанному ещё в Москве, нас ждали ещё 3 нац. парка и небольшой сплав по порожистой речке. Поэтому мы не усидели в коттедже положенного ( и оплаченного!) срока и, несмотря на все 33 удовольствия (ежеутреннее купание в глухом лесном озере, вечерняя сауна с не менее 10 заходов и опять же купанием, посиделки у камина…) уехали на день раньше. Как и полагается в таких случаях, коттедж мы отдраили, вымели, оставили в первозданной чистоте и – ключ на гвоздик!

Но Финляндия оказалась просторнее, чем нам казалось в Москве. Поэтому на место предполагаемого сплава мы только заехали, искупались, облизнулись и рванули в национальный парк Хелветинярве . http://www.luontoon.fi/page.asp?Section=5418

От трассы к западному входу в парк надо довольно долго ехать по откровенно просёлочной сильно петляющей дороге. Молодцы финики, что не уложили стандартный скучный асфальт! Как прекрасна эта простая дорога и как вписывается она в этот чудесный лесной пейзаж! У входа в парк (просто шлагбаум и информационная доска!) довольно много машин и кемперов – пятница!
Изучаем карты, седлаем велосипеды и вперёд!

Прекрасно оборудованные тропы вьются вдоль озёр. Рельеф здесь гораздо круче, чем в Саламаярве. Приходится постоянно форсировать длиннющие лестницы – в гору, с горы. Наконец, просто привязали велики к ёлке на перекрёстке троп и пошли пешком на поиски одного прекраснейшего вида, обещанного нам путеводителем. Через час пути по  узкой лесной тропке в роскошных чистых лесах оказались на высочайшем берегу озера Kovero. Это озеро похоже  на рифт-провал – оно длиннющее (~ 5 км), неширокое (до 300 м) и глубиной до 50 м. Мы же находились на скальном берегу, и до воды было ещё метров 100.

Вернулись к велосипедам, дело уж к вечеру, но нас погнало неуёмное любопытство по другой тропе, которая вела к южной оконечности этого же озера.  Какие таинственные котловины мы там нашли со скальными стенками, маленькими потайными озерцами, дремучим тёмным лесом, а потом лестница о 300-х ступеньках вынесла нас снова по-над озером и в золотом закатном свете мы любовались бесконечной озёрной перспективой.

Попили чайку (походная газовая горелка у нас всегда с собой) и совсем уж было собрались  в обратный путь, как вдруг один из нас случайно забрёл за поворот, и вдруг открылась таинственная Щель! Вниз, к озеру!

Она очень крутая и длинная, на фото это не очень заметно.

Естественно, мы туда все ринулись, а когда оказались у воды, в прибрежном соснячке нашли большой дом для туристов (пустой) в  старом финском стиле – с печкой, дровами, чайником, в котором была уже согретая вода! От восторга и красоты мы просто попадали в озеро (т.е. там были, конечно, цивилизованные сходни) и вволю накупались  в окружении высоких скал и сосновых берегов на закатном солнце!

Ночевали мы там же, в парке, в палатках, на берегу озера. В Финляндии есть такие специальные палаточные места с необходимым минимумом – туалет, дровяной сарай, оборудованные  костровища, вода из скважины, баки для мусора разных категорий. Довольно  много финнов приехали  сюда на выходные с детьми всех возрастов.

Следующее прекрасное солнечное утро мы провели в глубине парка на одном понравившемся нам вчера скалистом берегу, купались, медитировали. Так не хотелось уезжать, но сегодня надо было поспеть в наш следующий коттедж.  Он находился между городками Мантьюхарью и Савитайпале.

Здешнее озеро было бескрайним, богатые ягодами и грибами леса изобиловали удобными велотропками, а в получасе езды на машине находился один из самых известных и больших национальных парков Финляндии  - Реповеси. Тут на сайте есть о нём подробная справочная информация - http://venividi.ru/node/6637.
      Добавлю, что по самому парку на велосипедах особенно не поездишь – сильно пересечённая местность! Пешком мы изучали его два дня, но не облазили и четверти всех красивых мест.

Это старинный лесосплавный канал. А вдруг они и впрямь потекут из-за поворота, брёвнышки!

Этот золотой трон (в глубине леса!) – простой туалет. Вот только для кого?  «Ну, это для vip-персон» - самоуверенно решили мы со своей совковой логикой. А потом прочитали, что – для инвалидов. Нам стало грустно.

Этот красивый скальный массив имеет собственное имя Олхава. По нему без конца ползают скалолазы.

Прощай, Реповеси!

Парк парком, но карта окрестностей г. Мантьюхирьи полна «зелёных звёздочек» и зелёных пунктиров (специально оборудованная туристская тропа). Нескольких дней нам едва хватило, чтобы исколесить окрестности, открывая всё новые  чудеса.

Этот родник, спрятанный в невообразимой лесной глуши, до которого мы часа два неслись по неописуемой красоты лесной дороге, якобы посещал Александр I! Даже памятная доска с фотографиями этого достойного события! (Ха-ха! Постановочные, конечно!) Всё равно, - как приятно иметь Цель и Достигать её!

А это не музей пыток,а музей лесоперерабатывающего дела в Финляндии.

До чего ж там всё уютно, мирно, покойно. Как здорово попить чайку на этой дамбе меж двух огромных озёр после обалденного купания в одном из них, посещения двух маленьких дивных музейчиков и заодно интернета, и всё это в какой-то невообразимой глухомани, куда только на велосипедах доехать, эх….

Обплавать бы все эти острова и в голубую даль...

А тут вдруг посреди привычного колера сосновых лесов заиграл красками волшебный оазис! Это была медовая пасека.

Пришлось купить финского мёда даже просто из чувства благодарности за их вдохновенный труд.

Две недели пролетели как сон. Прощай озеро, прощай тёплый домик, сауна, ежедневные долгие купания. Впечатлений хватит на весь год, а сколько ещё принесёт следующий!

Мы планируем новое путешествие по Финляндии  и всех, кого привлёк наш образ действий и отдыха, приглашаем с нами, мы ищем попутчиков!

P.S. Необязательные примечания: недалеко от нашего второго коттеджа находился небольшой кемпинг, куда мы иногда вечером вваливались на чашку кофе после очередного супервояжа по лесам и озёрам с языком на плече, полные восторженных впечатлений от финских красот. И каждый раз встречали там группку молодых соотечественниц. Изо дня в день, бледные и анемичные, они сидели в итернете, занимаясь поисками финских женихов. Бедные девчонки!..
     Недалеко от нас жила российская семейка. Каждый день под строгим оком супруги полнеющий муж покорно собирал литры черники. Бедный, ты для этого пересёк тысячи километров?!..
    В последний наш финский день, гуляя по Лапперанте, в старой крепости мы разговорились с ещё одной российской семьёй. Муж: «Я в 6-ой раз здесь, магазины,  то-сё… Да что тут делать-то ещё? Финики спать ложатся в 9 часов, все живут по законам, вот скукотища-то!!!»…
    На следующий день, как покинули Финляндию, прекрасным солнечным утром мы решили искупаться в огромном карьере с чистой голубой водой (всего-то километров 5 от погранзоны). Пройдясь по бережку туда-сюда, мы вернулись к машине бледные, потрясённые, просто  в культурном шоке – это ж надо так загадить всё и вся!!! «Ну народ, ну страна. Резервация!» - отплёвывался наш командир. К хорошему привыкаешь быстро. А ведь финнов-то всего-то 5 миллионов на всё про всё…

Национальный парк Реповеси находится недалеко от границы с Россией, основанный несколько лет назад, он уже привлекает внимание многих и многих...
26 Июня 08
В воскресенье 18 мая спонтанно выбрался на канал имени Москвы, чтобы посидеть на бережку, позагорать, посмотреть на катера и теплоходы))  В...
Не так давно судьба занесла меня в швейцарский Цюрих. Но только на один день. Именно с этого города началось мое путешествие в Индию, "...
На острове Лансароте более 300 вулканов, последнее извержение которых наблюдалось в 1824 году. В их активности не позволяет усомниться тот факт...
09 Июня 10
Первый и самый главный национальный парк Хорватии, собственно во многом ради его посещения и была запланирована поездка. Невозможно в полной мере...