Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20787)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2531)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Черногория
(124 поста)
 
Всего постов

20787

Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах

0
13 Ноября 2009
hermes
0
0

Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах
Курилы всегда были важной стратегической точкой, ключом к Северной Пацифике. Недаром именно от острова Итуруп, из нынешнего залива Китовый, японские авианосцы двинулись на Перл Харбор. Курильский форпост всегда укрепляли по последнему слову военной техники и на последнем градусе военной истерии. Когда желание воевать исчезло, тысячи тонн стали и бетона остались жить своей жизнью, так и не дождавшись врага, ради которого были созданы.

Эти поразительные острова считаются царством дикой природы. Но с тех пор, как играть в войнушку стало немодно, они — еще и царство дикой техники. Сюда не добралась еще «железная лихорадка» - лом металлов никто не собирает и не сдает, его слишком дорого вывозить на материк. Огромные остова машин, трубы, непонятные конструкции фантастической формы теперь тихо ржавеют, зарастают жесткой травой, медленно становятся одним целым с землей, буйным зеленым бамбуком, туманами и морской солью.

 Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах

Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах

Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах

Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах 

 

Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах 

Помню, как поразила меня брошенная военная часть у мыса Иодный на океанской стороне Итурупа. Там все было на местах — даже огромный ЗИЛ и несколько автомобилей поменьше так и стояли в гараже за сгнившими воротами. На стенах еще видны надписи краской: «Сел за руль — получил боевой приказ» и «Прогрев двигателя запрещен»...

Просто люди однажды не вышли на смену. Машины ждали их, но те не пришли. Теперь только семена и споры залетают волнами в двери, которые уходившие забыли закрыть. По ночам наверное слышно, как океанские ветра переворачивают брошенную мебель в казармах.

Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах

Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах 

 Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах

Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах

Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах

На другой, Охотской стороне острова на горный хребет Богатырь ведет старая вездеходная дорога. Страшно подумать, сколько труда было вбито, чтобы ее проложить — на кривом склоне, среди осыпей и непробиваемых зарослей каменной березы, об которую тупятся пилы. Теперь дорога возвращается в первобытное состояние — дожди превратили ее в глубокий желоб, горы завалили сизыми валунами, а заросли перерезали то тут, то там стенами зелени. Пробираться по ней наверх — редкостный и изматывающий экстрим, но если все-таки вскарабкаться, увидишь то, к чему она раньше вела — руины геологической базы.

Груды черных досок, когда-то бывшие бараками, и красные от ржавчины вентили, керны, трубы. Тут же и махины, для которых строилась дорога — тяжелые вездеходы «ГТТ». С некоторых сняли гусеницы, на других оставили. Такой стальной тягач, перевернутый (кем?) без гусениц, с одними голыми штырями, на которые они крепились — как огромный перевернутый жук.

Дорога обрывается, не доходя до другого склона хребта. Если все же спуститься по нему на черный океанский берег из вулканического песка, увидишь каждые тридцать метров пулеметные доты у самой воды. В случае тревоги каждый из них мог занять стрелок, и десятки дул упирались в горизонт. Теперь эти огневые точки просели в черный песок, позеленели от влажности, их стены пробиты волнами. В некоторые прибой набросал всякий плавучий мусор — пластиковые бутылки, деревяшки, горючие капроновые канаты.

Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах  Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах

Но самые выразительные руины, храм и памятник техногенных развалин, повстречался мне на Шикотане, маленьком южном острове. Там, на вершине горы стоят руины старой базы — то ли метеорологической, то ли ПВО (местные спорят на этот счет). Говорят, раньше там был большой купол, поднимавшийся над всем крохотным островом. Теперь на его месте ветреный пустырь со странными железными кругами, косыми остатками стен.

Рядом с ними – ржавые скелеты каких-то больших машин длиной метров по пять (что это? Я так и не догадался) лежат в траве параллельно друг другу.

А на склоне стоит, словно корона, темное кольцо столбов, соединенных перекладинами. Стоунхендж атомного века. Наверно, именно оно держало исполинский купол. Интересно, что подумают о нем потомки?..

Здесь было человечество. Военные развалины на КурилахЗдесь было человечество. Военные развалины на Курилах

Здесь было человечество. Военные развалины на КурилахЗдесь было человечество. Военные развалины на Курилах

Загадочное существование железных чудовищ в дикой природе - огромная тема. И ведь руины — не просто повод предаться размышлениям о бренности всего земного, особенно если это земное очень велико и предназначено для войны. В техногенных развалинах происходит почти космогонический процесс — косное антропогенное вещество машины медленно соединяется с естественными стихиями земли. Здесь решается тайна и проблема Машины, ее места в мире.

 

(Опубликовано в журнале "Vladivostok city" за октябрь 09)

Другие очерки и фото с Курил у меня здесь.Здесь было человечество. Военные развалины на Курилах

al_velikanoval_velikanov

Похожие темы

БрусничкиМалинкиМожжевельничкиЧернички Автор: kaef-er
26 Августа 07
0
Вид из Монрепо на бухту Защитная Выборгского залива. Вечер.Монрепо — это скальный пейзажный парк в бывшем частном поместье...
17 Августа 09
0
Никто не будет спорить с тем, что 21 век — это эра путешествий. Весь мир сегодня открыт для любого человека, и отправиться можно даже на...
29 Октября 13
0
Совсем недалеко от Санкт-Петербурга находится живописнейшее место — крепость «Орешек». Видимо, руководствуясь...
11 Августа 09
0
Крутая. Потому что уклон постоянный: 1метр подъема на каждые 18 пройденных метров."Крутая". Потому что на 20км пути приходится 20 тоннелей,...
09 Апреля 08
0