• Отчеты (20785)

23 Октября 2009
hermes

Бухара или

В Бухару я решила съездить на один день, по примеру с Самаркандом. Но Бухара - дальше (километров, наверное, 500), поэтому ехать надо и туда и обратно ночным поездом.
Еще в Ташкенте я подсуетилась и нашла гида с машиной через туристическое агентство, которое же находило нам гида, когда мы ездили в Самарканд. Вообще, по узбекским меркам гид с машиной на день стоил мне как самолет. По российским - вполне приемлемо, индивидуальная экскурсия на 12 часов за 100 долларов. Наверное, есть какие-то способы находить гида на месте, гораздо дешевле, но заморачиваться с этим, имея в распоряжении только один день на поездку, не хотелось.

Почему-то немного боялась ехать в узбекском ночном поезде. Я вообще долго избавлялась от предрассудков касательно Средней Азии. И все только потому, что в свое время прочла книгу Стогова mAsiaFucker, где он красочно описывал злоключения в Средней Азии. Слава богу, у меня все было совершенно по-другому.
Кстати, и на пути в Бухару и на пути обратно я познакомилась с замечательными девочками, с которым болтали увлеченно и полночи по пути туда, и обратно. Девочки разные, естественно. Более того, одна из них (мы все "сдружились" в соц.сетях) теперь приглашает меня на свою свадьбу в Бухару!
Ну, а сам поезд - вполне нормальный такой. Уж точно не хуже поезда дополнительного поезда Москва-Адлер, которым я ездила в Воронеж как-то раз. Но поезда я в принципе не люблю, я в них не сплю и вообще.
В общем, в Бухаре я высадилась помятая и "не спатая", меня встретил гид Азис. Кстати, насколько я поняла, он не узбек. То ли таджик, то ли иранец, я постеснялась спрашивать. Бухаре, как я поняла из рассказа Азиса, много таджиков. И еще есть иранцы (девочка-иранка как раз зовет на своюсвадьбу). Таджики, как оказалось потом - голубоглазые! Не все, конечно же. Но я видела довольно много голубоглазых людей. И говорят в Бухаре бОльшей частью на таджикском. А узбекский и таджикский - это языки из разных групп. Узбекский - это тюркский, а таджикский - это чуть ли не в чистом виде фарси.
Бухара - это, кстати, весьма туристическое место. Там очень много туристов из Европа - французов, немцев, англичан. И жители Бухары во много существуют за счет туристов. Почему там нет русских туристов - удивляюсь. Такая восточная экзотика, все говорят по-русски, при этом относительно недалеко и также относительно недорого (кроме перелета). Кстати, сувенирные базары в Бухаре весьма "заряжены", именно потому, что там много туристов, а для них это все равно - не дорого. В остальном цены весьма умеренные.
Очень много в Бухаре частных отелей. Это небольшие домики в бывшем еврейском квартале, отреставрированные и превращенные к гостиницы. Выглядят они очень колоритно, в один из таких мы поехали завтракать:
Бухара или

Вообще, Бухара считается чуть моложе, чем Самарканд, ей "всего" 2500 тысячи лет. Культурный слой - более 20 м :-) Она также была на пути Великого Шелкового Пути, отсюда такая известность и развитость в древние века. Наверное, Самарканд и Бухара - самые старые города, в которых я была, наряду с Иерусалимом.
Вообще, Узбекистан - это же, в прошлом, царство Тамерлана (Амира Тимура по-другому), а оно было огромное, до Индии дошел. Но столица царства Тамерлана была в Самарканде (там же его могила, я там была в прошлый раз). Но помимо Тамерлана там было очень много и других культур. Был и Александр Македонский, были арабы, которые принесли ислам в 7-веке, были Самониды - персы (точнее иранцы), Был Чингиз Хан, были Шейбаниды, которых считают первыми узбеками. В 18-20 веках Бухара была столицей Бухарского царства. Т.е. совсем не то же самое, что Самарканд, например. В 1920-м году присоединили Бухарскую республику к СССР. Такая вот насыщенная культура.
Первое, что мы поехали смотреть - мавзолей Саманидов. Ему, между прочим, больше тысячи лет:
Бухара или

Когда Бухару захватил Чингиз Хан, он разрушил все, что там было. Но вот мавзолей этот не разрушил, потому, что он был практически полностью "закопан" под землей и напоминал внешне просто холм.
А вот эта фотка интересна тем, что это - михраб, место в мечети, которое указывает на Мекку. Меня не просто пустили в эту мечеть (это далеко не везде возможно). Мулла (а он был там один, т.к. было раннее утро) сам предложил мне все это сфотографировать. И самое важное - пошел и включил в михрабе свет со словами "Сфотографируйте еще раз, было темно и не будет видно, как красиво".

А это вот крепость Арк, собственно, центр государственности в Бухаре:
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Там было много где полазить, но самое интересное было, когда меня пустили побродить тому месту крепости, где все разрушено, ведутся археологические раскопки, но именно оттуда можно сфоткать панораму Старой Бухары:

Мне же вообще обязательно нужно куда-нибудь залезть, причем желательно повыше. В Самарканде, например, я самоотверженно карабкалась на один из минаретов Регистона, было высоко и очень неудобно (высокие ступеньки), потом я два дня еле ходила - такая была крепатура. В Бухаре подходящего минарета не нашлось, но нашлась старая водонапорная башня, мимо я, конечно же, пройти не могла. Очень удивила этим своего гида, он туда сам раньше не залезал и полез только под моим влиянием:
Бухара или

По-моему я вообще казалась гиду больной на всю голову теткой, которая приперлась в Бухару одна, заплатила дикие деньги за экскурсию и все время куда-то стремилась залезть, при это нагло игнорируя сувенирные базары:

Дальше мы поехали смотреть бесчисленное количество медресе и мечетей, названий я уже точно не вспомню, потому, что к тому моменту просто офигела уже от всей этой восточной экзотики:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Бухара или

А это вот бывшие торговые ряди с такими вот "куполками":

Очень мне запомнилось вот это медресе, называется Чор-Минор, т.е. Четыре Минарета:

И напоследок мы еще заехали в летнюю резиденцию последнего бухарского эмира:
Бухара или

А совсем напоследок, т.к. мы уже очень много всего объехали, я жутко устала и меня буквально "вырубало" и до поезда было еще часа 2, я отправилась в древние бани, которые были построены чуть ли не 500 лет назад,там мылись жены эмиров. Гид меня туда отправил во время экскурсии посмотреть - как там внутри (ему, естественно, туда не положено), а местные банщицы меня так соблазняли скрабами-массажами там, что когда после экскурсии осталось время, я попросила отвезти меня туда. Там меня банщица 1,5 часа индивидуально была, массировала, скрабила и вообще всячески за мной ухаживала. Бани эти весьма специфически внутри, конечно же. Древнее кирпичное здание, темные своды, отложения солей не стенах. Но, знаете ли, не каждый день удается помыться в музее :-)

rolenarolena

Весьма важно уметь грамотно выстроить маршрут поездки. Благодаря этому Вы можете абсолютно реально сэкономить деньги, сберечь силы и оказаться в...
Много говорится о том, что есть "хорошее" гражданство, а есть не очень хорошее. Имеется в виду в плане путешествий по миру. Три дня назад...
Все материалы являются собственностью автора, но выложены для всеобщего пользования Просьба, только не использовать их в коммерческих целях без...
В это трудно поверить, но известные всему миру Сфинкс, Эйфелева и Пизанская башни, Кремль, Тадж-Махал, Статуя Свободы  не всегда были объектами...