Норвегия

28 Сентября 2009
hermes

Итальянские каникулы
Вернулся после двухнедельного путешествия по Италии. Это был мой первый опыт полностью самостоятельной организации поездки, и результатами я остался более чем доволен. Рекомендую всем - если вы действительно хотите познакомиться со страной (городом) жителями, традициями - обязательно планируйте поездку сами. Это займет больше времени, это не всегда дешевле, но в любом случае это интереснее.

Идеей путешествия по Италии я загорелся еще весной, во время поездки в Доломитовые Альпы. Изначально я хотел поехать на своей машине. Пару месяцев я носил эту мысль в голове. Потом наступило лето и нужно было что-то решать с отпуском. Идею с путешествием на собственном авто мы отмели по ряду причин, но от путешествия по Италии решили не отказываться. Чтобы не откладывать это дело в долгий ящик мы купили на сайте Alitalia 2 билета Москва-Рим-Москва и начали разрабатывать маршрут.
Так уж получилось, что отпуск получалось взять только в августе. Для тех, кто не в курсе - август считается сезоном отпусков для итальянцев, и поэтому Италия в августе для посещения крайне не рекомнедуется. Мы решили пренебречь этим советом, и правильно сделали. Да, в августе в Италии жарко. В остальном - никаких проблем. Но об этом позже.
Решили остановиться на маршруте Рим - Марке - Венеция - озеро Гарда - Эмилия-Романья - Тоскана - Рим.

Итальянские каникулы
Первое что мы сделали, когда оказались в Риме - заблудились. Найти прокатную контору в аэропорту Фьюмичино не составило труда, а вот потом мы столкнулись с суровой действительностью. Дело в том, что машину мы взяли без навигатора (о чем в дальнейшем сильно пожалели), а вместо карты Рима в прокате нам дали карту Италии, при том весьма неподробную. На купленной на заправке карте нашей улицы не оказалось, т.к. гостиницу мы выбрали на окраине. Кое-как по распечатке с booking.com, прибегая к помощи местных жителей и дорожной полиции, мы добрались до нашей гостиницы.

Надо сказать, что нам крупно повезло с полицией, иначе мы бы еще долго плутали. Во время путешествия мы крайне редко встречали на дороге местных "гаишников" (правда один раз нас даже остановили, но об этом не сейчас). Нарушения на дороге фиксируют камеры, о чем говорят предупреждающие знаки. Зная размер штрафа и видя время от времени напоминания о том, что за тобой следят, желание нарушать отпадает автоматически.
Первое впечатление от Рима - город несколько неряшливый, туристов не так много, как ожидалось, а римляне охотнее ездят на хондах, чем на веспах. Но главное - такое количество древних и при этом отлично сохранившихся архитектурных сооружений сложно вообразить!
В Риме такое скопление достопримечательностей, памятников архитектуры и различных отголосков старины, что через несколько часов перестаешь чему-либо удивляться. Интересно осознавать, что пятиэтажка, в которой ты живешь, простояла 50 лет и скоро пойдет под снос, а некоторые здания в Риме были построены 2000 лет назад и возможно простоят еще столько же.

Пантеон, для справки, построен во II веке до н.э. Прочитал где-то, что диаметр дырки в куполе составляет 8 метров. Интересно было бы оказаться там во время дождя.
Итальянские каникулы

"Завлекалочка" возле ресторана на площади Фарнезе. Можно ознакомиться с ассортиментом, пощупать, понюхать.
Собственно в этом ресторане мы и пообедали. Нас обслуживала девушка, эмигрантка то ли из Индии, то ли из Пакистана. Она не понимала буквально ни слова по-английски (а мы в свою очередь ни слова по-итальянски). Мы показали пальцем в меню, чего бы мы хотели съесть, а после этого выбрали вино. То ли день выдался жаркий, то ли беднягу просто переклинило, но почему-то она решила, что мы будем только пить, а в меню с едой просто так пальцем потыкали. В общем, когда мы поняли, что еды не будет, от вина уже ничего не осталось. Уладить это недоразумение помогли 2 огромные порции отличной пасты, которые нам принесли через 5 минут после повторного заказа.

Наши в городе. Плакат в букинистическом магазине. Обратите внимание также на книгу "I successori di Stalin" на нижней полке.
Итальянские каникулы

На набережной под стеклом висят большие плакаты в виде книг с цитатами Маяковского и Толстого о Тибре (не ищите их на этой фотографии).

Шарики-фонарики

Не в фокусе
Итальянские каникулы
Прогулявшись по римским улочкам до наступления темноты, мы отправились за припаркованной недалеко от Ватикана машиной, чтобы поехать в гостиницу пить вино и отсыпаться после перелета.

Второй день начался с быстрого завтрака и посещения Ватикана. Электронные билеты были куплены заранее, чтобы не стоять в очереди. На деле практически никакой очереди не оказалось, что можно списать на непопулярность августа для посещения Рима среди туристов.

Гвардеец улыбается и вообще всячески позирует для фотографии.
Итальянские каникулы
По счастливой случайности нам удалось запечатлеть гвардейцев в необычной форме - наверно полосатые костюмы в этот день были в химчистке. На следующий день они уже были в полосатом.
Честно скажу, бешенных восторгов от ватиканских музеев мы не испытали, возможно еще не доросли. Бегло осмотрели египетский музей - есть интересные экспонаты, но нет мумий, как например, в Пушкинском. Потом двинули по указателям на Сикстинскую Капеллу. Чтобы приобщиться к Великому, нужно протопать не один километр. То есть сразу попасть в капеллу, не осмотрев остальную экспозицию невозможно. Сикстинская Капелла - это не название картины, как я раньше думал, а церковь на территории Ватиканского дворца, которая знаменита своими сводами, расписанными Микеланджело. Хорошо хоть, что я знаю, что Микеланджело не черепашка-ниндзя, это мне рассказали еще в художке.
В самой Капелле нельзя шуметь и категорически запрещено фотографировать. При мне охранник со словами "Out! Out!" вытолкал японского туриста, пытавшегося сфоткать знаменитый потолок.

После Ватикана - отправляем открытки, затем плотный обед и прогулка по римским улочкам.
Итальянские каникулы

Возле Колизея мы стали свиделелями какого-то несанкционированного митинга. Собралась толпа зевак, приехала полиция, пожарные.
Мы решили подойти поближе и увидели на верхнем ярусе амфитеатра группу людей, которым снизу на веревке передавали корзину, по всей видимости с едой. Как я узнал позже из новостей, это бастовали сотрудники государственного охранного предприятия. Они выступали против передачи компании в частную собственность.

Вот на таких Альфа Ромео ездят ребята из Squadra Volante - "Летучего отряда"
Итальянские каникулы

Pizzicheria, к сожалению, была закрыта. Сначала я подумал, что это разновидность пиццерии, но интернет подсказал мне, что же это такое на самом деле.

Здание французского консульства в Риме выглядит бледно по сравнению со зданием в Москве.

Ставни на большинстве окон закрыты утром и вечером. То ли все римляне уехали на каникулы на море, то ли просто спасаются от солнца.

Отгадайте, что это?
Неправильно! Это кора платана. Прогулявшись до машины по набережной Тибра, усаженной платанами, мы отправились в гостиницу, купив по дороге моцареллы, пармской ветчины и вина на ужин.

Первая половина третьего дня была полностью посвящена раскопкам, а во второй половине нужно было ехать дальше. Как обычно мы запарковались недалеко от Ватикана и пошли искать метро, чтобы доехать до Колизея.

Входы в римское метро сильно отличаются от московских. Во-первых, шириной - на такой узенькой лесенке в час пик у нас бы устроили жуткую давку. Во-вторых, вывески "М" в Риме выглядят как-то уж больно бледно. Наш вход в метро угадывается издалека.

Метро внутри такое же невзрачное, как и снаружи - сплошь бетонные стены и резиновые полы. Схема метро вполне понятная, чтобы сделать пересадку не нужно быть семи пядей во лбу. Мы ездили по линии A (новые чистые вагоны с кондиционером) и по линии B (вагоны старые и сплошь испещрены граффити). Ток кстати идет не по третьему рельсу, как у нас, а по проводам сверху.
Итальянские каникулы

Римский форум это очень круто!

Чтобы иметь лучшее представление о нем, рекомендую посмотреть эту панорамную фотку из Википедии.
По древним развалинам можно бродить часами, если бы не: а) палящее солнце; б) пора ехать дальше. Нас ждал Лонджано.

Итальянские каникулы
Чем дальше мы отъезжали от Рима, тем живописнее становились пейзажи. Сразу за чертой Рима исчез мусор с обочин, вместо выжженной травы справа и слева стали появляться зеленые холмы и луга. Одним словом, красота.
Остановились перекусить на заправке и заодно купили промо-упаковку вальполичеллы из 4-х бутылок. Вино оказалось достаточно последственным, а за эти деньги в Тоскане, как оказалось, можно купить отличные тосканские вина DOCG (Denominazione di origine controllata).
Большую часть дороги мы преодолели без проблем, но когда свернули с платной трассы, мы в очередной раз пожалели о том, что вовремя не позаботились о GPS-навигаторе. Поиски нашего городка отняли немало времени и нервов. Longiano предполагался как перекладной пункт между Римом и Венецией. Мы искали бюджетную гостиницу недалеко от побережья, и этот вариант показался нам оптимальным. Когда мы наконец доехали до нашей гостиницы, голодные и уставшие, мысли о море ушли на второй план. Первым делом мы отправились на поиски еды.
На центральной улице кипела вечерняя жизнь
Итальянские каникулы
Возле церкви было какое-то представление для маленьких детишек. Молодые люди сидели за столиками уличных кафе. Бабушки сидели под окнами своих домов, дедушки угощали их арбузом. Потрясающее Sangiovese di Romagna Superiore, которое наливали в одном из кафе усилило волшебную атмосферу этого вечера. А паста, которой нас кормили, была самой вкусной, что мы когда либо ели. Мы даже сфотографировали меню, но теперь я не могу вспомнить, какое из блюд мы заказывали. Сытые и пьяные. Чудесный вечер.
Больше про Лонджано я ничего сказать не могу, потому что на следующий день после завтрака, вооружившись подсказками гугл-карт, мы уехали в Венецию.

По пути из Лонджано в Венецию нам попался отличный рынок, где мы купили помидоров и свежих фруктов. Но больше всего меня впечатлили не фрукты.
Итальянские каникулы
Столько тыкв сразу, такого разнообразия форм и расцветок я еще никогда не видел. Встречались экземпляры в 2 обхвата в диаметре. Прям из проклятия кролика-оборотня.

Тыква-желудь
Тыквами можно было любоваться вечно, но надо было ехать дальше. На подъезде к Венеции мы традиционно пропустили свой поворот, но быстро разобрались что к чему, и уже в скором времени были в гостинице. Остановились как всегда в пригороде - так проще путешествовать на машине. От Campalto до Piazzale Roma 15 минут на автобусе.

Недремлющий страж Венеции

Наши в городе

Актеры то ли возвращаются с работы, то ли спешат на работу

Дворец дожей оказался и вправду красив
Итальянские каникулы

В эти фонари просто невозможно не влюбиться

Классическая туристическая фотка

Побродив по исхоженным туристами тропам, мы сели в речной трамвай и направились на остров Джудекка. Там мы забрели в доки и увидели где ремотируются, проходят плановое техобслуживание или находятся на временной консервации венецианские лодки, катера и гондолы.

Вот она, изнанка Венеции
В доках оказался абсолютно бесплатный и при этом очень чистый туалет, что было весьма кстати. Закончив нашу увлекательную экскурсию по докам, мы вернулись обратно в туристический центр.

Наши в городе не спят
Итальянские каникулы

По улицам Венеции скачут лесные олени
На самом деле это оформляется витрина. Хоть я и не люблю чучела и охоту, отдал должное мастерству исполнения и оригинальности.

В поисках Площади Рима, где останавливаются автобусы, мы набрели на подготовку к концерту классической музыки.
Итальянские каникулы
Усталость переборола любопытство, и мы продолжили путь к отелю.

Экскурсия по острову была непродолжительной и состояла из 3-х частей: экскурсия по местным лавочкам, обед и поиск нетуристических тропинок.
Как вы уже догадались, на острове Мурано на каждом шагу разные предметы из муранского стекла.

Питьевой фонтан рядом с рестораном, где мы обедали. Не пойму, откуда в Венеции берут питьевую воду в таком количестве - все-таки вокруг море.
Итальянские каникулы
Выполнив первые 2 пункта нашей программы, мы отправились на прогулку.

В путеводителях пишут, что в Венеции нет новых домов, потому что их тут попросту негде строить. На деле это оказалось не так. Мы забрели в жилой район, где совершенно не было туристов. Люди живут в небольших домах достаточно современного вида, встречались даже строящиеся дома (хотя может быть их перестраивали). Перед каждым домом - небольшой участок, на котором жители сажают помидоры, лимоны, гранаты и даже бананы.

К сожалению, подлые батарейки в фотике сели, когда я решил все это сфотографировать. Ниже единственная фотка, которую я успел сделать.
Итальянские каникулы

Один из самых популярных городов на озере Гарда - Сирмионе. Но мы туда не поехали, потому что  уже были там полгода назад. Съехав со скоростного шоссе в районе Аффи, по горному серпантину мы добрались до дороги, пролегающей вдоль всего побережья озера, и дальше направились в городок Лимоне (Limone sul Garda) - наш первый пункт назначения.
Первое, что бросилось в глаза - большое количество велотуристов и оливковых деревьев. Оливки чуть ли не основная растительность на Гарде. Для справки, масло, из оливок, выращенных на берегах Гарды - своего рода бренд.
Чтобы добраться до Лимоне, нам предстояло обогнуть озеро в его северной части. Там-то нас, в районе Рива дель Гарда, первый и единственный раз остановила дорожная полиция. Я показал документы на машину и международные права. Этого оказалось мало, попросили показать еще и российские. Так что всем на заметку - возите с собой оба водительских удостоверения. Уже вечерело, а у нас не горела одна фара ближнего света. Полицейский настоятельно рекомендовал завтра же съездить в сервис и на этом отпустил нас.
Приехали в отель мы уже затемно. Честно говоря, наша комната нас несколько разочаровала, но разве это важно, если мы собирались там только спать, а не проводить все наше время (отдельным постом я выложу отзывы на все гостинки, в которых мы останавливались). Разведали обстановку, съели пиццу с пивом в местном баре, посмотрели перед сном италянское ТВ (Терминатор-2 на итальянском это что-то!) и завалились спать.
С утра, подкрепившись, отправились искать пляж. Наша гостиница была далеко (и высоко) от воды, и прогулка до пляжа и обратно легко могла заменить поход в спортзал.

По дороге на пляж:

Узкие улочки Лимоне

Ресторанчики зазывают: "попробуйте фиги с нашей террасы с водкой и мороженым". Мы предпочитали рвать бесплатно прямо с дерева - этого добра там на каждом шагу.

Наконец-то, вот он пляж!
Итальянские каникулы
Пляж широкий и чистый, усыпанный мелкой галькой. Не верьте статьям на сайтах туроператоров про то, что большинство пляжей песчаные. Мы объехали почти вокруг всего озера и песчаных пляжей не встретили. Если вы не увлекаетесь йогой, берите с собой резиновые тапочки для плавания. Некоторые купались прямо в сандалиях. Нас же каменистый пляж совершенно не смущал - при такой чистой воде можно забыть обо всех остальных мелочах.
Вода на озере не всегда спокойная, иногда бывали достаточно приличные волны, природу которых мы не могли установить - может быть из-за паромов, а может еще из-за чего-нибудь.

Справа от парома на горе еле виднеются корпуса нашей гостиницы.
Итальянские каникулы

Это не крепостные стены, как мы сначала думали. Эти стены защищают от ветров цитрусовые деревья.

Жители города обожают символ города - лимон, и стену почти каждого дома возле входной двери украшает керамическая плитка с изображением лимона, либо объемные лимоны из керамики. Согласно легенде, лимоны завезли сюда францисканские монахи в XIII веке.

Вечером в ресторане недалеко от пляжа мы ели свежевыловленную из озера рыбу, запивали белым домашним вином и слушали выступление гастролирующих индейцев.
Итальянские каникулы

Следующим нашим пунктом назначения был городок Assenza di Brenzone. Мы остановились в маленьком уютном отельчике в номере с балконом и видом на озеро. До воды гораздо ближе, под боком супермаркет, единственным минусом было отсутствие кондиционера.

Утренние виды с балкона.

Перекусить в городке оказалось сложнее, чем в Лимоне, где рестораны и закусочные на каждом шагу, но наши поиски все же увенчались успехом. Завтракали мы в гостинице, а обедали один раз в рыбном ресторане, в другой раз - в пиццерии, где нас кормили вот такой незамысловатой пиццей саламино:
Итальянские каникулы

Вечера мы проводили на своем балконе, предварительно затарившись в супермаркете, и смотрели кино. Если в Лимоне большинство туристов - семьи с маленькими детьми или пенсионеры, то в Ассензе много серферов, байкеров и просто тусовщиков, которые живут в кемпингах.

Не знаю, как закончить, поэтому просто выложу напоследок несколько фотографий.

Болонья встретила нас как типичный итальянский город не для туристов, со своими заморочками типа сиесты. В пригороде не работал ни один магазинчик, ни одно кафе, все было наглухо закрыто ставнями, и даже встретить живого человека на улице было большой удачей. Так как подробную карту города было купить негде, мы согласно традиции, нарезали не один круг, прежде чем нашли наш отель.

Этот день выдался особенно жарким. Настолько жарким, что к длительным прогулкам по городу не располагал. Однако, уличные музыканты, описанные в жж у darsik_dasha, не смотря на жару, сидели на Via dell'Indipendenza.

Первое, что бросилось в глаза - люди в Болонье охотно ездят на велосипедах, в отличие от других городов, где предпочитают мопеды. При этом по степени раздолбанности болонские велики можно сравнить с амстердамскими.

Велопарковка

Велопрокат

В центре города, по всей видимости, раздают халявный вайфай.
Итальянские каникулы

Как я уже говорил, жара не особо располагала к прогулкам, и мы прятались в тени галерей, периодически заходя в разные магазины. Случайно наткнулись на крытый рынок, где был большой выбор сыров, кобас, ну и овощей, разумеется. Пофоткать я сообразил уже когда руки были заняты авоськами с продуктами.

Canabis protectio. Надпись на своде одной из галерей
продублирована мозаикой на полу
Итальянские каникулы

Паста болоньезе в Болонье действительно вкусная, в этом мы убедились. А вот субботний рынок, так разрекламированный путеводителями, мы не застали - решили выехать в Тоскану с утра пораньше.

Конец отпуска мы провели в Тоскане, в местечке Campiglia Marittima. Дом, в котором мы жили - бывшая ферма 18-го века, по легенде выкупленная правнуками бывших хозяев и отреставрированная.
Одновременно с нами жило еще около 10 семей. В каждую комнату отдельный вход с улицы. Наши аппартаменты представляли собой спальню, объединенную с просторной кухней-гостинной, маленький предбанник и туалет с ванной. Роль окна выполняли большие стеклянные двери. При желании можно было закрыть также деревянные ставни. На улице, у входа стояли стол, стулья и зонтик от солнца. Еще одним зонтиком нас снабдил хозяин, чтобы брать его с собой на море.

В саду, как водится, росли оливки, инжир, гранаты и всяческие пальмы.
Итальянские каникулы

Но самое ценное - на ферме был бассейн. Если лень ехать на море (5 минут на машине) - можно всегда окунуться.

Пляж, на который мы обычно ездили, был вполне сносного качества, а море - чистым и очень соленым. В песке то и дело попадались какие-то мохнатые плюхи, похожие на плоские киви. Между пляжем и дорогой расположился парк-заповедник с невысокими деревьями, но ни на одном дереве плюхи растущими замечены не были. В общем, мы так и не поняли, что это, и откуда они взялись.
Как-то раз, для разнообразия, мы решили поехать к заливу Баратти, где когда-то был древний этрусский порт. Здешним пляжем мы мягко говоря разочаровались.
Итальянские каникулы
Узкая полоска песка, сплошь заставленная зонитками. Повсюду разбросаны камни, какие-то палки и водоросли. Тому, кто составляет путеводители, я бы рекомендовал сначала самому сюда съездить купаться на недельку. Что действительно красиво - это пиниевые рощи вдоль пляжа.
Там же мы увидели этрусские раскопки, накрытые пленкой, которые после римских ни разу не впечатлили. Желание сходить в местный археологический музей отпало как-то само собой.
В общем, мы решили больше не читать путеводителей, не стремититься объездить все, а просто отдыхать - купаться, загорать и пить вино.
За время нашего пребывания в Тоскане мы ни разу не сходили в ресторан или кафе. Завтраки были включены, а обеды и ужины мы готовили сами и поедали, запивая вином на террасе перед домом. В 5 минутах езды на машине был супермаркет Coop, ассортименту которого мог бы позавидовать любой московский магазин, один только рыбный отдел чего стоил, а выбор овощей был не хуже чем на рынке.

Надеюсь, все поели :) Ниже несколько фоток наших кулинарных экзерсисов

Все хороше, как известно, когда-нибудь заканчивается, и пришло время уезжать. Мы подарили гостеприимному хозяину Энрико матрешку, а он не остался в долгу и подарил нам бутылку вина и пару ништяков в придачу.
На этом мы покинули ферму и отправились в Рим, откуда на следующий день самолет доставил нас домой

Автор: discozombidiscozombi

В журналистике "за кадром" остается очень много интересного. Причем это касается не только телевидения, но и толстых журналов. Истории...
  Я знал заранее,что находясь в Риме ,выделю 1 день для поездки в Неаполь или Флоренцию.Выбор был сделан в пользу Неаполя,так как рядом...
Ну, вот и добралась я, наконец, до Стокгольма. В этом славном городе была уже пару раз, но первый раз в детстве совершенно диком, чуть ли не сразу...
Хороший турист - это выспавшийся турист. Поэтому, если у вас после перелета осталось не очень много сил, то вы собираете их в кучку и быстренько...