Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20725)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Малайзия
(104 поста)
 
Всего постов

20725

Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане

0
20 Сентября 2009
hermes
0
0

"Проходя мимо церкви я заметил толпу. На мой вопрос мне ответили: "Мы хотим увидеть "Тайную вечерю" Леонардо. Стоять такую очередь, чтобы увидеть картину, от которой осталась лишь одна тень? Нет, я решил отложить посещение церкви. Тем не менее в одно прекрасное утро я остановил такси и сказал водителю: "Il Cenacolo". Шофер отбросил в сторону окурок, понимающе кивнул и, ни слова не говоря устремился в поток машин. Думаю, мало найдется в мире городов, в которых вместо адреса можно произнести название картины.
Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане

Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане
Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане
Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане
Я подъехал к церкви Санта Мария делле Грацие. В трапезной, примыкающей к зданию, Леонардо написал знаменитую фреску, которую, к несчастью, постигла ужасная участь. Люди все еще толпились, хлопали турникеты. Шел я неохотно, предчувствуя разочарование. Затем я оказался в большом зале, в том самом, в котором трапезничали монахи, когда церковь Санта Мария делле Грацие была доминиканским монастырем. Картина написана на дальней торцевой стене, с тем чтобы создать у зрителей впечатление, будто изображенные на ней в натуральную величину фигуры сидят за столом, находящемся на некотором возвышении, и трапезничают вместе с монахами. Таково, разумеется, было намерение Леонардо. Великолепное, вероятно, было зрелище в те времена, когда зал использовался по прямому своему назначению: монахи, сидящие по обе стороны длинного стола, и настоятель, обращенный лицом к Христу и его апостолам, находящимся за нарисованным на стене столом. Толпа экскурсантов, удивленная, по всей видимости, не менее, чем я, перешептывалась. Они никак не ожидали увидеть картину, оказавшуюся не в таком уж плачевном состоянии. 
Я знал, что Леонардо написал эту картину не в технике фрески, а масляными красками на стене, которая была такой мокрой, что даже в ранние времена краска начала трескаться и осыпаться. В последнее время положение настолько ухудшилось, что стену пришлось греть - только бы спасти картину. Реставраторы столетие за столетием вносили свою лепту, и от оригинала мало что осталось. Затем, в августе 1943 года, произошло то, что могло бы полностью уничтожить шедевр. Во время воздушного налета в здание угодила бомба, снесла крышу трапезной и одну из стен, но при этом не уничтожила картину. В трапезной представлена фотография, на которой видно, в каком состоянии находилось здание сразу после налета. Когда реставратор, стоявший последним в длинной веренице людей, снял мешки с песком, все увидели шедевр Леонардо, покрытый толстым слоем земли. В 1947 году "Тайная вечеря" была реставрирована учеными экспертами под контролем государственной комиссии. Реставраторы поставили перед собой цель: убрать все наслоения прошлых веков и сохранить мазки Леонардо, все до единого. Возможно, картина сейчас больше похожа на оригинал, чем в течение многих прошлых столетий.
Я был удивлен помимо своей воли. С картины нельзя сделать репродукцию. Открытки и даже большие иллюстрации в книгах не в силах передать и капли впечатления, которое испытываешь от огромной работы. Размеры картины составляют примерно тридцать футов в длину и пятнадцать в ширину. Хотя цвет ушел и выражение лиц можно себе представить лишь приблизительно, одно осталось как и прежде - это композиция картины, ее общий настрой. Перед тобою две группы взволнованных людей в ритмическом движении, разделенные спокойной фигурой Христа. Я забыл, что смотрю на разрушенную картину. Мне казалось, что я вижу ее в первые месяцы создания, когда Леонардо медленно, часть за частью, занимался ее выстраиванием. Какая сила воображения заключена в этой работе! Сколько застолий посетил в Милане Леонардо, чтобы схватить все эти жесты и позы. С каким вниманием наблюдал он за людьми в трактире: вот они режут хлеб, или нечаянно просыпают соль, или шепчут соседу что-то на ухо. Кому из них пришло бы в голову, что художник обессмертит их простые движения? 
Леонардо было сорок три года, и в Милане он работал уже тринадцать лет, когда герцог Лодовико заказал ему "Тайную вечерю". Эта картина являлась частью его плана - возвеличивание церкви Санта Мария делле Грацие и превращение ее в мавзолей Сфорца. В то же самое время он нанял Браманте, чтобы тот спроектировал собор. Большинство критиков полагает, что Леонардо начал свою работу в 1495 году, а закончил ее через два года. Молодой послушник Маттео Банделло из монастыря часто наблюдал Леонардо за работой. Он рассказывал, что художник приходил рано утром и взбирался по лесам. "С рассвета до заката, - писал Банделло, - он не откладывал кисть, не вспоминал о еде и питье, писал без перерыва, после чего по два, три, а то и по четыре дня не прикасался к картине. Но и тогда час или два в задумчивости смотрел на фигуры и приходил, должно быть, к какому-то решению. Я видел, как от Корте Веккьо - там Леонардо работал над конной статуей - он шел под лучами полуденного солнца прямо в монастырь. Взбирался на леса, прибавлял несколько мазков и тут же удалялся".

Об этих двух годах сохранилось много историй. Самая известная - это та, когда монахи, видевшие, что лица Христа и Иуды на протяжении нескольких месяцев оставались незаконченными, жаловались герцогу, будто художник не старается. Леонардо отвечал что каждый день, с утра до вечера, вот уже более года он ходит в городское гетто в поисках лиц злодеев и преступников, с которых он мог бы писать Иуду. "Если понадобится, - продолжил он, - напишу его с настоятеля!"

На создание картины ушли годы раздумий, и она живет, потому что это жизнь, увиденная глазами, которые ничего не упускали и не пропускали. "Когда идете гулять, - писал Леонардо в качестве наставления молодым своим ученикам, - присматривайтесь, обдумывайте позы и выражения лиц. Смотрите, как люди разговаривают, как они спорят, смеются или дерутся. При этом обращайте внимание как на действия дерущихся, так и на тех, кто их поддерживает, не забудьте и про зевак. Тут же несколькими штрихами сделайте в блокноте зарисовки. Блокнот всегда носите с собой". С тринадцатилетнего возраста ("Это возраст, с которого обычный деловой человек перестает присматриваться к окружающему", - комментирует Кеннет Кларк) Леонардо никогда не расставался со своим блокнотом. Он заносил туда все, что видел, и все, что представлял. Целыми днями он ходил за людьми, чья наружность чем-то была ему интересна. Мы знаем, что он даже записывал их адреса. "Джованина, фантастическое лицо, больница Святой Екатерины" - вот одна из записей в его блокноте. Привычки и методы гения всегда интересны, но невозможно препарировать гениальность и понять, как она работает. Ни одна записная книжка или техническое достижение не смогут объяснить, например, почему Леонардо отказался сделать темой своей картины вручение Святых Даров, а выбрал вместо этого ужасный момент, когда Иисус сказал: "Истинно говорю вам, рука предающего Меня со Мною за столом". 

Генри В. Мортон "Прогулки по северной Италии"

мой самый любимый момент в книге :)
От себя добавлю, что попасть в бывшую трапезную и посмотреть на "Тайную вечерю" нам не удалось. Причина банальна - билеты были распроданы на много дней вперед. И несмотря на то, что мы были в церкви Санта Мария делле Грацие в середине августа и пытались купить билеты на последний день августа, когда мы должны были спустя две недели наших странствий по Италии вновь вернуться в Милан, билеты в трапезную продавались только на сентябрь. Видимо, надо бронировать заранее в интернете. Что ж, будет повод вернуться :) 

Автор: avstrijkaavstrijka

Похожие темы

Еще перед самым путешествием мы решили, что в Милане обязательно посетим музей Науки и Техники, где, помимо всего прочего, собрана коллекция...
07 Апреля 09
1
Музей Леонардо Да Винчи в Милане - это огромный комплекс, состоящий из нескольких зданий, создан в помещениях бывшего монастыря. Тут скорее центр...
27 Января 07
0
Название базилики Сан-Пьетро-ин-Винколи (от итал. "in vincoli" - "в цепях") связано с преданием о жене Феодосия II, правителя...
27 Января 10
0
Ровно пять лет назад не стало одного из самых известных живописцев современности, классика американской живописи Эндрю Уайета. Сегодня мы расскажем о...
16 Января 14
0
21 августа 1911 года из Лувра был украден портрет Моны Лизы. Существуют и другие музеи, в которых выставлены знаменитые живописные работы,...
21 Августа 13
0