Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20724)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Португалия
(175 постов)
 
Всего постов

20724

Путешествие на машине из Москвы в зимнюю Лапландию

0
03 Сентября 2009
ZakharS
0
0

LaplandГорные лыжи, катание на оленях и собаках в стране Санта-Клауса и Муми-троллей

Отпуск в этом году выдался очень запоминающимся. Первый раз после рождения ребенка мы съездили в дальнее путешествие, в Лапландию. Причем это было настоящее приключение, так как ездили мы на машине, что уже само по себе увлекательно.

Это дневник, в котором я хотел бы описать все подробно в хронологическом порядке. Для удобства он разбит на главы, часть из которых можно пропустить, если заголовок неинтересен. Избранные фотографии буду вставлять по ходу рассказа, а когда будет готова подборка, дам ссылку на веб-альбом внизу.

Итак, обо всем по порядку.

Бронирование отеля

В поездку мы собрались неожиданно и спонтанно - подвернулось дешевое предложение в хорошем отеле в финском горнолыжном курорте Levi, и бронирование заканчивалось через неделю. Поэтому прикинув перспективы, мы позвонили в отель. Нам сказали присылать письмо с количеством людей и желаемыми апартаментами. Мы выбрали коттедж и отправили письмо. В ответ пришло подтверждение брони. Предварительно оплачивать они не потребовали и заверили, что все забронировано. Для справки - это отель Sirkantjahti, находящийся практически рядом с главной лыжной горой курорта. Более подробно я опишу все детали ниже.

Дополнительно к катанию на лыжах и различным достопримечательностям Лапландии мы планировали посетить Норвегию, посмотреть на фьорды, вернуться в Финляндию на пароме и проехать назад другим путем, заглянув в Муми-Дол в старинном прибрежном городе Naantali.

Одним словом, маршрут получался многообещающим.

Автомобиль

Хотя и почти 15-летняя, Subaru Legacy с полным приводом позволяла уверенно ехать навстречу зимним горным дорогам. Перед поездкой отправили ее на полную диагностику. Известной проблемой был активно поедающий масло двигатель, поэтому с собой взяли около 10 литров масла, что по расчетам должно было хватить на 10 тысяч километров при планируемых 6-7 тысячах пробега. Никаких других существенных проблем не обнаружилось. Пришлось лишь взять в аренду лыжные крепления на крышу, так как, несмотря на огромный багажник в машине, лыжи вместе с вещами на 5 человек никак в него не умещались.

Горнолыжное снаряжение и одежда

На горных лыжах я катаюсь не так давно и до этого момента пользовался прокатным снаряжением. Но для такого мероприятия решил купить собственное. Самым сложным был выбор горнолыжных ботинок, т.к. они должны быть идеальными. Я дважды ездил в московский Кант, но не смог подобрать то, что однозначно нравилось за приемлемую цену, даже не смотря на сезонную распродажу.

Тогда, по совету друзей, я пошел в торговый центр Extreme на метро Речной вокзал. Он состоит из маленьких магазинчиков, в отличие от централизованного Канта, в котором, к тому же, все продавцы постоянно заняты клиентами. Здесь был больший разброс цен но и больше предложений. В Экстриме я совсем сбился с ног и запутался. Но потом нашел два магазина с отличными продавцами, опытными горнолыжниками, которые объяснили все подводные камни с ботинками. Оказалось, что покупать их надо размер в размер, так, чтобы ноге было тесно, но не больно. Они разнашиваются на полразмера-размер, а болтающийся ботинок небезопасен при катании. Сейчас большинство ботинок адаптируются под ногу не сразу а лишь при прогреве в течение минимум 10-15 минут. Нога при этом не должна себя чувствовать слишком комфортно - это признак большего, чем нужно, размера. Не должно лишь жать в каких-то конкретных зонах ботинка, а общая теснота - это как раз хорошо. Также все единогласно сказали, что жесткость 40-60 единиц, присущая ботинкам для новичков, кажется неприемлемой уже после нескольких дней катания. Поэтому пришлось смотреть жесткость от 70 и выше. Цена при этом была уже не той, на которую рассчитывал изначально, даже с учетом скидок до 50 процентов на прошлогодние модели. Вообще, ситуация смешная - модель прошлого года зачастую отличается от текущей только цветом, и при этом стоит на 30-50 процентов дешевле. А уж если найти позапрошлый год, то будет еще более выгодно.

После долгих расспросов я остановился на модели Vento 8 UltraFit итальянской фирмы Technica, позапрошлого года. Стоили они 8 тысяч рублей. Для моей ноги они подошли идеально после примерно десятка испробованных до этого вариантов. Надо сказать, что в последствии в Канте я видел эти ботинки даже чуть дешевле, но при первом посещении я еще не был готов к покупке дорогой модели, поэтому их не смотрел.

До поездки я так и не успел походить в ботинках по дому час-два, как рекомендовали продавцы, но никаких проблем во время катания, к счастью, не проявилось.

Я собирался сразу купить лыжи и палки, но, на удивление, несколько продавцов отговорили от этой затеи, посоветовав испробовать разные типы лыж в прокате на месте и затем купить после возвращения те, что больше всего понравятся или аналог с той же длиной и радиусом поворота. И я не пожалел, что последовал их совету, о чем расскажу ниже.

Теплую спортивную одежду мы покупали в магазине Декатлон. Там не так круто, как в Спортмастере и других известных магазинах, однако цены на многие вещи очень низкие, пусть производители и не такие известные. Например, отличные флисовые кофты удалось купить по 250-400 рублей. Горнолыжные штаны я нашел за 850 рублей, успев купить последнюю пару. Единственное затруднение вызвал горнолыжный костюм для жены, так как на ее высокий рост уже ничего не было. Подходящий вариант нашли уже после, в магазине Baon, но зато все остальное купили в Декатлоне, и никуда не пришлось ехать дополнительно. В любом случае, при поиске спортивной или туристической одежды советую туда как минимум заглянуть.

Да, забыл - туристические ботинки я хотел купить фирмы Lowa, т.к. мы имели положительный опыт их ношения. В Москве их можно найти только в магазине Триал-Спорт. Но оказалось, что модели прошлого года за 3.5 тысячи были мгновенно распроданы во всей торговой сети, а модель 2008 года, абсолютно такая же по качеству и форме, стоила уже около 6 тысяч. Даже с учетом 20% скидки по карточке я не решился их покупать и поехал в городских зимних ботинках в надежде, что они не промокнут в глубоком лапландском снегу.

Виза

Финляндия - шенгенская страна, поэтому процедура получения визы стандартная. Очередей в финском посольстве в Москве практически нет - 2-3 человека в окошко. Наверное, очередь есть перед Новым годом, но я не проверял. У нас все приняли с первой попытки в течение получаса, правда, до этого мы заходили туда просто узнать ситуацию и заодно уточнили все неоднозначности с документами.

Список необходимых документов и анкета заявления есть на официальном сайте посольства.

Стоит внимательно отнестись к правильному оформлению детей. Если едет только один из родителей, то необходимо письменное согласие второго на выезд ребенка. Также надо, чтобы ребенок был вписан в паспорт хотя бы одного из родителей или имел свой загранпаспорт.

Фотографии необходимы для всех, включая грудных детей.

Также не забудьте про страховку. Так как мы собирались кататься на лыжах, то для спокойствия оформили более дорогую страховку. Кстати, на подходах к посольству стоят машинки страховых компаний, так что все можно сделать на месте.

И для путешествия на автомобиле нужна зеленая карта. Кстати, в отличие от ОСАГО, она не содержит списка допущенных к управлению водителей, так что даже если у вас ОСАГО на одного водителя, за пределами России машиной может управлять кто угодно, при наличии водительских прав, разумеется. И раз уж зашла речь о правах, то хочу сказать, что проблем с обычными российскими правами старого образца у нас не возникло, правда, их, по-моему, даже и не проверяли нигде.

Еще в списке документов есть пункт о подтверждении цели поездки. Мы бронировали отель по телефону из России. Они нам прислали подтверждение по электронной почте в виде обычного бланка без всяких печатей. Как оказалось, для посольства этого достаточно. Не знаю, разрешили бы нам въезд без такого подтверждения, например, если бы мы ехали в надежде на придорожные мотели.

Я имел неосторожность родиться в Крыму, поэтому не являюсь резидентом России и живу по виду на жительство. Но это не вызвало никаких проблем. Необходимо лишь взять справку с места работы для предъявления в посольство. Я на всякий случай попросил добавить в нее годовой доход, хотя это, думаю, не обязательно. НДФЛ они не требуют. Для пограничников необходимо в таком случае иметь и вид на жительство и национальный загранпаспорт. При оформлении визы в анкете указать оба документа.

Так как виза обыкновенная шенгенская, то не возбраняется ездить в другие страны Европы. Однако формально требуется указать страну преимущественного пребывания. Не знаю, кто и как это проверяет, но с Финляндией особенная ситуация. Дело в том, что финскую визу получить легче других стран шенгена, особенно для жителей Питера. Поэтому многие этим пользуются и, получив финскую визу, едут, скажем, в Италию. Поэтому финны болезненно относятся к такой наглости и поэтому же просят указывать страну пребывания. В общем, лучше не злоупотреблять.

Одним словом, следуйте инструкциям на сайте с уточнением каких-то нестандартных ситуаций в посольстве. И вполне можно обойтись без посредников. После сдачи документов необходимо в этот же день оплатить визу в указанном банке. Срок изготовления - 10 дней. Все было готово без проволочек.

Путь до границы

Мы не очень торопились, поэтому в первый день было запланировано доехать до Питера и там ночевать. Ехали по ленинградке (М-10). Дорога от Москвы до самого Питера почти все время трехполосная с центральной обгонной полосой, которая все время чередуется для попутных и встречных обгоняющих. Когда мы ехали в Европу, ленинградка казалась сравнительно ровной трассой без ужасных кочек. Излишне говорить, что, возвращаясь назад, я поменял свое мнение.

По пути мы делали пару остановок - один раз пообедать в придорожной кафешке, а потом просто размяться немного. Перегон составляет около 650 километров. Если пассажирам не спать в машине, а водителям не меняться, то ехать дольше уже очень утомительно. После 300-400 километров появляется постоянное желание выйти пройтись вокруг машины. Помогает такая разминка на полчаса. В общем, либо терпеть, либо действительно тратить 5 минут в час на остановки. Но тут всегда обидно видеть проезжающие фуры, которые ты так старательно пытался обогнать.

В Питере мы были часов в 11 вечера, а выехали из Москвы в 12. Скорость превышали незначительно, хотя постоянные деревни вдоль дороги очень тормозят. Если бы не варварский проект новой магистрали Москва-Питер с вырубкой лесов в Химках, то я бы даже был очень за данный проект. Средняя скорость по ленинградке у нас получилась около 70 км/ч, если не учитывать остановки.

Постов ДПС довольно много, как стационарных, так и неожиданных. Один раз остановили за скорость 85 в населенном пункте, но тут же отпустили, увидев ребенка в машине. Если не сильно наглеть и не летать как сумасшедший, то с этим все в порядке.

Случилось с нами одно происшествие, которое частично определило маршрут уже в Европе. На подъезде к Питеру мы налетели в темноте на какой-то пень, валяющийся на дороге, который выглядел издалека, как простая газета. Машина подлетела немного, и мы получили очень ощутимый удар в днище. На тот момент это не привело к фатальным последствиям для машины, но серьезная проблема вылезла впоследствии в не очень удачный момент, о чем ниже.

У нас был с собой навигатор Garmin Nuvi 20 со стандартной картой России. До самой границы он справлялся с ведением по маршруту очень хорошо. Только пару раз повел нас через город, когда можно было проехать по объездной, о чем, кстати, свидетельствовали указатели. Но в остальном навигатор экономит кучу времени, особенно в незнакомом городе.

В Питере у нас была возможность бесплатно переночевать в квартире знакомых. Поэтому не могу ничего сказать о стоимости гостиниц. Но слышал, что недешево. Возможно, дешевле ночевать в мотелях на подъезде к городу или в съемных квартирах, но тоже это лучше узнавать специально.

Навигатор уверенно довел нас до дома в центре города, и мы пошли спать. На всякий случай все самые ценные вещи взяли с собой в квартиру, включая лыжи на верхнем багажнике.

Наутро нас ждал интересный сюрприз. Оставленная вечером, чистая машина была покрыта толстым слоем серой пыли, которую пришлось долго вытирать. Уж не знаю, что такое в Питере происходит ночью, но явно что-то несовместимое с экологией. Как-то после этого расхотелось гулять по ночному городу.

Но утром было яркое солнце, поэтому мы не смогли удержаться и поехали по Невскому, по набережным, по мостам, останавливаясь и делая стандартные, но при этом никогда не надоедающие, питерские фотографии (прошу прощения за качество - я неважный фотограф).

Piter

Прохождение границы

Накануне мы собирались встать пораньше, чтобы пройти границу утром, но как-то не вышло быстро собраться, поэтому питерскую кольцевую пересекли часов в 12. Трасса М-10 идет мимо Выборга на погранпереход Торфяновка. Это самый крупный пропускной пункт, но и самый популярный, в том числе для фур. Поэтому мы решили взять севернее и ехать через Светогорск. От Питера до границы километров 200. Навигатор довел нас до места назначения, а затем карта закончилась. Я не успел найти хорошую карту Финляндии, а покупать пиратские карты Европы для Garmin за 3000 рублей как-то не хотелось. Поэтому дальше мы поехали по-старинке, с простой бумажной картой.

Перед границей была последняя русская заправка с неожиданно высокими ценами - на 2 рубля дороже, чем в Питере. Но мы-то знали, почем бензин в Европе, поэтому пришлось заправляться здесь.

На границе оказалось совсем пусто. К шлагбауму мы подъехали первыми, за нами вскоре появилось еще 2-3 машины. Оформление машины и пассажиров заняло минут 10, включая время заполнения анкеты. Машину практически не смотрели, увидев десятки мешков и мешочков, перемешанных с лыжными палками. Затем пришлось еще минут 20 ждать, пока они проверят мой вид на жительство, т.к ситуация это нестандартная. Но в результате все проверили, извинились за задержку и пожелали счастливого пути.

На нейтральной полосе мы заглянули в дьюти-фри и купили литр Мартини, который, надо сказать, пришелся очень кстати и радовал нас всю дорогу. Финские пограничники только посмотрели паспорта и тут же подняли шлагбаум. Видимо, раз российская таможня не нашла проблем, то это уж точно означает, что все в порядке.

Первый вечер и ночь в Финляндии

Знакомство с ландшафтом и местными обычаями, впечатления от европейских дорог, ночевка на дороге

Финляндия встретила нас отличной дорогой и предупредительным знаком о соблюдении скоростного режима. По заснеженным обочинам по специальным дорожкам гуляли люди разного возраста, в том числе и довольно преклонного. Кое-кто ехал на велосипеде или вез перед собой сани, видимо для устойчивости. Многие пользовались лыжными палками, хотя их популярность мне так и не удалось разгадать. Возможно, излишняя осторожность на снегу, хотя снег почти везде мягкий, безо льда.

Засмотревшись по сторонам, мы немного заблудились. Я надеялся на вездесущие европейские указатели, но была одна проблема - все было на финском языке без английских аналогов. И если названия еще частично похожи, то другие слова совершенно не поддаются переводу без словаря. Люди по сторонам как-то быстро исчезли, как только мы отдалились от населенного пункта на несколько сотен метров. Поэтому мы покружили по развилкам в разные стороны, пытаясь углядеть знакомые названия. Останавливаться боялись, т.к. с соблюдением правил здесь все строже, чем в России. И, что интересно, практически нигде нет обочин. Есть только места для остановки автобуса и редкие парковки вдоль трасс, примерно на расстоянии 5-7 км друг от друга.

В каждой стране приходится адаптироваться под местные особенности. Поизучав ситуацию, мы поняли, что в Финляндии ориентироваться легче всего не по названиям, а по номерам дорог. Благо, на карте все номера были обозначены. Найдя нужный нам номер, мы какое-то время не были уверены, что движемся в правильном направлении, но потом очередная табличка с названием города развеяла наши сомнения. Однако об отсутствии навигатора я уже успел не раз пожалеть.

Трасса №6, идущая на север через Jounsuu и Kajaani, оказалась узкой дорожкой по одной полосе в каждом направлении. И, надо сказать, таким было большинство дорог по стране, за исключением одной двух широких магистралей. Мы практически не встречали фур, а легковых машин было крайне мало, поэтому о каких-то заторах не возникало и мысли.

Дорожное покрытие было везде идеальным. Какое-то время вдоль трассы шли фонари, но затем они пропали и сменились столбиками с фосфоресцирующей краской, ярко светящимися в свете фар. Это настолько сильно облегчает вождение в темноте, что ехать одинаково комфортно как днем, так и ночью. Фонари в таком случае не требуются, что значительно удешевляет дороги. Разделительная полоса справа и слева имеет специальные насечки на асфальте, при наезде на которые начинается ощутимая вибрация. Это также неоценимая вещь, которой очень не хватает в России. Даже если краска на дорожном покрытии стерлась, такие насечки не дадут незаметно сойти с полосы на обочину или вылететь на встречку. Обгон при этом разрешен везде, где это безопасно. Вот (не очень удачный) пример вышеописанной дороги:

IMG_2852_resize.JPG

А по этой ссылке можно найти отличный обзор дорог и особенностей ПДД Финляндии.

Забегая вперед, скажу, что во всей Финляндии, включая узкие деревенские дорожки, мы встретили две-три неровности на дороге, и даже при этом о них сообщал заранее установленный знак. Поэтому, если нет знаков опасности, ехать всегда можно уверенно. Но российская привычка постоянно ожидать полуметровую яму, камень, неожиданный ремонт дороги или другую засаду, не давала полностью расслабиться.

Дорожные знаки везде выставлены только по делу. При этом знаки об опасности либо об ограничении скорости сильно выделяются на фоне остальных, благодаря желтому цвету. В России цвет фона у всех знаков белый и только последние годы стали появляться желтые знаки пешеходного перехода. Очень много предупреждений о животных на дороге. Причем наряду с традиционным лосем есть еще и отдельный знак с оленем.

В Финляндии зимой на машине должна быть установлена зимняя резина, не очень понял, обязательно ли шипованная. Но, вроде как, запрета на шипы в Финляндии нет. Все основные дороги абсолютно чистые - нет ни снега, ни льда. На более узеньких может быть снег, видимо, их реже чистят. Но никаких антигололедных реагентов я не заметил. Думаю, что их не применяют. Зато встречаются снегоуборочные машины, которые едут километров 60 в час, не задерживая движение, и снег от них летит на обочину высоким фонтаном. Очень эффектно.

Что меня еще удивило, так это предупреждающий знак о камерах слежения. Сначала стоит знак, а затем через сто-двести метров появляется хорошо заметная камера в виде большого ящика на столбе. Еще понравились электронные табло, показывающие вашу скорость. В случае превышения число на экране ярко мигает. В общем, сознательности водителей уделяется очень много внимания. Засады полиции, измеряющей скорость, не встретили ни разу. Зато пару раз видел полицейскую машину, несущуюся с очень большой скоростью со включенным маячком. Если же полиция никуда не спешит, то скрупулезно соблюдает все правила движения.

Да, хочу предупредить, что антирадар категорически запрещен, поэтому всем его обладателям, едущим в Европу, следует отключить и забыть, а если он снимается, то и вовсе снять.

Мы планировали ночевать в Rovaniemi - здесь, на пересечении с Полярным кругом находится дом Санта-Клауса, в который приезжают туристы со всего мира. Но мы слишком поздно пересекли границу, поэтому пришлось искать ночлег в дороге между городами. Тут нас подстерегала вторая неожиданность.

Если на юге Финляндии мотели и заправки попадались довольно часто, примерно через каждые 20-30 километров, то с удалением на север они стали встречаться реже, а затем, когда мы поняли, что пора останавливаться - совсем исчезли. Ночью, и без того редкие, машины на дороге почти полностью пропали. Населенных пунктов было очень мало. В изредка встречавшихся домиках вдоль дороги горел свет, но это была просто подсветка, а людей в них не было.

Бензин подходил к концу, поэтому мы обрадовались и облегченно вздохнули, увидев заправку Shell. Будучи подготовленными к ценам на бензин, мы заплатили 60 евро за бак 95-го бензина в 50 литров и двинулись дальше в ночь.

Встретив невнятный указатель ночлега, мы свернули в его направлении, и узкая дорожка повела куда-то в глухой лес. Изредка встречались все те же пустующие и освещенные домики. Вокруг была полная тишина. Стало жутковато. Через несколько километров мы въехали на стоянку какого-то не то дома отдыха, не то госпиталя. Все также вокруг не было ни души. Еще не освоившись с местными порядками, мы просто вернулись обратно на трассу, хотя, как потом оказалось, надо было найти ресепшен, на котором обычно указан телефон. По нему можно позвонить в нерабочее время и как-то решить вопрос поселения.

Через некоторое время из темноты появился указатель лыжного курорта, где также был значок отеля. Надо было ехать вглубь леса 13 километров. Но так как дороги везде идеальные, это не представлялось проблемой. Доехав до места, мы увидели лыжную гору и множество жилых вагончиков на колесах и стоянок для туристических машин у ее подножия. Кое-где горел свет и слышались тихие голоса. Судя по знаку четырехзвездочного отеля, где-то поблизости должно было быть заметное здание. Но его не было. Тогда я стал ходить между вагончиками в поисках людей. Решился постучаться в один. Внутри сидели трое шведов пожилого возраста, которые совершенно не говорили по-английски. Поэтому что-либо у них спросить, не прибегая к активной жестикуляции, было просто невозможно. В конце концов они поняли слово "hotel" и радостно сказали "no hotel".

Тогда мы решили ехать по нашей трассе до города Kajaani. На карте он выглядел довольно крупным городом, но на поверку оказался населенным пунктом из пары десятков домов. И опять же на улице ни души. Даже автозаправка не работала - можно было заправиться самостоятельно по кредитке или через автомат с наличными.

Судя по рассказам путешественников, такое безлюдье - характерная черта всей Европы, особенно зимой. Люди заканчивают рабочий день в 16-17 часов и расходятся по домам. Досуга вне дома практически нет, тем более в мелких городишках.

Не встретив ни одного человека, мы двинулись дальше и решили ехать хоть всю ночь, пока не найдем место для остановки. Бензина было много, масло в поедающий его двигатель было добавлено, поэтому больших опасений ничто не вызывало. Лишь машина стала странно дергаться при разгоне. Мы понадеялись, что это какая-то временная проблема, и поехали вперед.

Чуть дальше встретился еще один указатель на мотель. Сам мотель находился рядом с дорогой. Он состоял из нескольких домиков, в одном из которых был ресепшен. Но и тут все оказалось закрыто, хотя не было еще и полуночи. Возле домиков были припаркованы машины, что означало наличие постояльцев. Но ломиться внутрь мы не решились. На этот раз мы отчаялись и стали осматривать все более внимательно. На дверях ресепшена удалось найти номер телефона и надпись по-русски о том, чтобы звонили по нему для заказа комнаты. Несмотря на поздний час и дорогущие роуминговые тарифы, я набрал номер на мобильном. Подошла женщина и по-русски ответила, что свободных номеров нет. Я спросил, не знает ли она мотелей поблизости. Она сказала, что есть какой-то ночлег совсем близко, и мы, обрадованные, поехали дальше по дороге.

И действительно, очень скоро прямо рядом с трассой обнаружились традиционные уже, несколько вагончиков, правда, на этот раз стационарных, со стоящими возле них машинами. Мы позвонили в звонок. Вышла заспанная хозяйка, которая также традиционно ничего не понимала по-английски. Но вид усталых путешественников среди ночи возле мотеля, натолкнул ее на мысль, что мы просим переночевать. Было уже около 2 часов ночи. Она показала нам довольно уютный номер с 3 кроватями, и хотя нас было 5 человек, включая 2 детей, мы согласились на такой вариант. Стоил ночлег 30 евро с человека, но взяла она за количество кроватей. В номере был душ, столик, стулья и все необходимое для комфортного ночлега. Мы нашли в себе силы даже поужинать, потому что до этого перекусывали весь день на ходу, а последняя нормальная еда была в Питере. После душа, теплого ужина и небольшого количества мартини все свалились и заснули как убитые.

Второй день в Финляндии

Зимний зоопарк, неожиданное и большое приключение

Наутро обнаружилось, что у нас не заводится машина. На поворот ключа не было никакой реакции, так что зародившаяся было версия с разряженным аккумулятором, отпала. Мы открыли капот и стали пристально разглядывать чудо японской техники. Я эту машину видел впервые (сам вожу старенький мерседес), и поэтому глазу было не за что зацепиться.

По соседству с нами остановилась семья каких-то пожилых финнов. Видя наше затруднение, мужичок деловито подошел и без лишних вопросов стал что-то ковырять под капотом. Молчал он, как потом оказалось, потому, что ничего не понимал по-английски. Меня это уже начинало напрягать, т.к. нам предстояло провести в этой стране еще десять дней, и надо было как-то общаться. Как в последствии оказалось, незнание английского - это проблема лишь пожилого поколения финнов. Молодежь отлично владеет языком.

Немного покопавшись, мужичок ушел в какой-то домик и вернулся с молотком. Я не стал его останавливать, т.к. всем видом он показывал, что знает, в чем наша проблема. Он постучал по стартеру, и машина стала пытаться провернуть двигатель. Правда, потом снова заглохла. Но проблему уже локализовали. Нас взяли на буксир и стали возить по стоянке кругами. Через пару кругов удалось завестись, и мы двинулись дальше. Удивительно, что это был единственный раз, и в последствии проблема не повторилась.

Забыл сказать, для тех, кто хочет по карте проследить наш маршрут, что после Kajaani мы двигались по трассе №78 в сторону города Rovaniemi.

По пути находится город Ranua, и неподалеку от него - зоопарк северных животных. Мы решили, что для детей это будет интересно, поэтому сделали там остановку. И, действительно, не пожалели.

Зоопарк очень большой, животные чувствуют себя отлично. Так как он находится в густом елово-сосновом лесу, где снег очень глубокий, между вольерами сооружены деревянные дорожки с перильцами, которые хорошо почищены. Гулять очень удобно. Есть открытые вольеры с оленями, лосями, волками и медведями, закрытые домики с более теплолюбивыми животными и водоемы для всякого рода выдр.

Не знаю, какая там обычно температура, но в середине марта было около -3, так что никто не мерз. Вообще, все было очень красиво. Лес как волшебный, с пушистыми снежными шапками на ветвях.

Большое впечатление произвели белые медведи - один из них был очень огромный, наверное, в три обхвата, с идеально гладкой лоснящейся шерстью. Вольеры для них сделаны большие, метров 70 в диаметре на каждую пару животных. Посетители гуляют по навесным мостикам на высоте метров пять - видимо ниже было бы опасно.

Вот пара фотографий:

IMG_0126_resize.JPG

IMG_0101_resize.jpg

Стоило посещение зоопарка около 40 евро на 3 взрослых и 2 детей. Можно взять коляску или санки для ребенка. В домике у входа есть ресторанчик со шведским столом. Сначала нам показалось дорого - 39 евро на человека за обед из 3 блюд, напиток и десерт. Но мы попросили только суп, гарнир и напиток. Получилось всего 7 евро на человека, что вполне нас устроило. Все оказалось очень вкусно.

После этого мы, отдохнувшие и сытые, поехали в сторону Rovaniemi, до которого оставалось около 80 километров. Ничем примечательным дорога не запомнилась - все тот же идеальный асфальт и по сторонам лес в снегу. Зато в самом городе у нас сучилось приключение, которое определило планы на все дальнейшее путешествие.

Практически одновременно с тем, как мы пересекли границу Rovaniemi, под машиной что-то загремело, задергалось, и она остановилась. Попытка продолжать движение не привела ни к чему. Проблема была явно не в двигателе. Я вышел из машины и стал разглядывать днище, насколько это позволяла ситуация. Но видно ничего не было, кроме дорожки из радужных разводов на несколько метров назад от машины. Это не предвещало ничего хорошего.

Так как мы стояли на узкой проезжей части, то все-таки решили доползти хотя бы до ближайшей обочины метрах в ста впереди. Снова попытались тронуться с места. Тут послышался еще более зловещий грохот и что-то отвалилось на дорогу. Я подумал, что теперь будет хоть какая-то определенность. И действительно - на дороге лежал кусок карданного вала...

И тут вспомнился пень, на который мы налетели в темноте под Питером и все дребезжания машины при разгоне, которые были слышны уже давно. Вал был в буквальном смысле вырван - металлические крепления выломаны под корень. Жаль, не удалось это сфотографировать.

Удивительно, как нам удалось проехать тысячу километров в таком плачевном состоянии. Еще более удивительно, что сломались мы не ночью и не в глуши, а в крупном городе.

Но надо было что-то делать, ведь у нас грудной ребенок, который совсем скоро начнет мерзнуть или захочет есть и спать.

Я вышел на дорогу с куском нашей машины и буксировочным тросом в руках и стал голосовать. На удивление почти сразу остановился довольно дорогой джип, и водитель, отлично говоривший по-английски, спросил, в чем наша проблема. Я рассказал ситуацию и спросил, не может ли он дотащить нас до какого-нибудь сервиса в городе. Он сказал, что времени столько у него нет, но дал телефон эвакуатора, по которому я не смог дозвониться. Тогда мы его отпустили и стали ловить другую машину. Останавливалась еще одна, полностью набитая детьми. Мы решили, что не стоит их напрягать и тоже отпустили.

И тут появилась полицейская машина, которая, естественно, остановилась на мою поднятую руку - благо, мы стояли в неразрешенном месте, и всем приходилось нас объезжать. Вышел полицейский и с довольно суровым видом направился ко мне.

Я объяснил, что мы не можем двигаться и для убедительности показал кусок карданного вала. Он сразу смягчился и только с улыбкой спросил: "is this a part of your car?".

Мы слезно попросили нам как-то помочь. Тогда они взяли нас на буксир и медленно потащили к ближайшей заправке. Их задача была устранить препятствие на дороге, поэтому мы не особо надеялись, что нас привезут на сервис. Хотя даже такое участие со стороны стражей правопорядка меня порадовало. По пути, на повороте на заправку, у нас заблокировался руль, т.к. мы не включили зажигание. Мы стали сигналить. Машина остановилась и тот самый, только что бывший очень добрым, полицейский, выскочил и злобно закричал, что мы создаем препятствие на дороге и чтобы мы быстро включили зажигание.

После этого нас благополучно дотащили до уютного местечка в стороне и спросили, чем они могут еще нам помочь. Такой вопрос развеял последнюю надежду на то, что они собираются везти нас на сервис. Они дали телефон какого-то круглосуточного эвакуатора и собрались уезжать, предварительно записав данные загранпаспорта и водительского удостоверения.

Я спросил, должны ли мы им денег, на что получил изумительный ответ: "we get money from our government". Такое бескорыстие произвело большое впечатление на российских жителей. После этого они уехали, а я стал бродить по заправке в поисках желающих отвезти нас на ближайший сервис за скромные 50 евро. Дело в том, что эвакуатор заломил цену в 170 евро, что совсем не укладывалось в наш бюджет, тем более с учетом мрачных и туманных перспектив с ремонтом.

Время шло к вечеру, было уже около 17 часов. А зная, что в Финляндии все улицы вымирают после 18, мы стали не на шутку беспокоиться.

Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая

Похожие темы

сотни фотографий проще посмотреть по ссылке 12 мая поздно вечером успешно завершилась поездка в Судан, начавшаяся 2 мая 2008г....
16 Августа 08
2
Было воскресенье, было пасмурно и серо, зима и короткий световой день... В какой-нибудь другой день, солнечный и ясный, наша милая деревенька...
28 Января 07
0
В это трудно поверить, но известные всему миру Сфинкс, Эйфелева и Пизанская башни, Кремль, Тадж-Махал, Статуя Свободы  не всегда были объектами...
16 Ноября 14
0
Курилы всегда были важной стратегической точкой, ключом к Северной Пацифике. Недаром именно от острова Итуруп, из нынешнего залива Китовый, японские...
13 Ноября 09
0
Весьма важно уметь грамотно выстроить маршрут поездки. Благодаря этому Вы можете абсолютно реально сэкономить деньги, сберечь силы и оказаться в...
06 Октября 13
0