Камбоджа

07 Июля 2009
andromeda

Иншалла
...утро было солнечное, в небе лениво проплывала всего парочка облаков, а я уже сидел в автобусе и нетерпеливо ждал когда он закроет дверь и повернёт ключ в замке. Наверное, самый замечательный момент путешествия - его начало, момент когда уже ничего не может помешать, когда всё забытое уже осталось дома, но и момент когда все твои мысли устремляются вперёд в неизвестное и ты понимаешь, что следующий месяц ты принадлежишь исключительно себе, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Одно из величайших удовольствий - ощущение птицы летящей в чистом июльском небе. Оно не покидало меня всю дорогу до Одессы, более 400 км по Е95 через центральную Украину, её поля до горизонта. В детстве эти пейзажы казались мне жутко скучными, теперь же я их горячо люблю и для меня они - родной дом. Но уже вечерело, автобус прибыл в Одессу, и пора было от автовокзала добираться до порта, где уже ждала "Каледония". Несколько часов до парома я провёл за интересной беседой-знакомством с замечательной девушкой (которая, к тому же, угостила меня обедом, за что я безмерно благодарен) Иншаллаsvetlopupa . Потом таможня, и я уже на борту. Закинул рюкзак в свою 4-х местную каюту без-окон-без-дверей и отправился на палубу. До отплытия оставалось совсем немножко, я себе курил на палубе созерцая НАТОвские корабль, пришвартованные напротив, и тихо сам себе завидовал. Вид Одессы на закате за кормой просто прекрасен, еще более прекрасен когда осознаешь, что через пару суток взору предстанет утренний Стамбул.
Паром Одесса - Стамбул стал одним из ярчайших впечатлений поездки. Если говорить о путешествиях в районе Черноморского бассейна, то это must. Моими соседями по каюте оказались моего возраста французский студент анархист Аксель, азербайджанский моряк после рейса и весельчак турок, который из Киева добирался домой. Весь следующий день мы провели на палубе, играя в шахматы, куря, болтая, знакомясь с остальными пассажирами чудного судна "Каледония". Среди них оказались шведские и американские студентки, сириец Ахмет - студент в Сумах, украино-иракская пара Али с Мариной, парочка студентов из Голландии, интереснейший человек Лёша, и еще много прекрасных людей с запада и востока, имён которых я уже не вспомню. Иракцы с сирийцами любезно поддерживали и помогали мне в моих потугах осилить написание и фонетику арабского алфавита(что, скажу я вам, вызвало неслабое оживление на всей верхней палубе). С Ахметом мы очень долго обсуждали Сирию, Запад-Восток, женщин там и здесь и много всякого разного. Естественно, я получил пришлашение в его сирийский дом, увы не удалось воспользоваться, так как в западной части Сирии я так и не побывал. Безумно понравились Али с Мариной, надеюсь у них всё хорошо и Али получил украинское гражданство, может навестил родных в Багдаде. Вечером и ночью мы дружно пьянствовали на верхней палубе, и знаете, немного есть мест на нашей планете где иракцы, американцы, сирийцы, украинцы, шведы, голландцы и турки вместе будут поднимать тосты за дружбу прекрасно понимая, что войны выгодны мистерам в кабинетах, а простой американец простому иракцу - человек и друг.
Совсем скоро мы выгрузились в Стамбуле и, тепло распрощавшись, разбежались. Мы с Лёшей и Акселем поехали селиться вместе и, кажется, нашли самую жуткую гостиницу в городе. Она настолько привлекла своим мрачным видом, консьержем с палочкой в руках и перевязкой на шее, с поливающим во все стороны душем и китайскими замочками на двери номера, что в качестве экзотики мы решили остаться. Стамбул - прекрасный город, но мне хотелось дороги, потому тут я провёл всего два неполных дня. В каждый из этих двух дней я проводил часа по полтора в Голубой Мечети, она очаровывает и не отпускает, она волшебна, такой умиротворенности не ощущал нигде и никогда за свою жизнь. Посетил Цистерну Базилику - красота, потом долго бродил по районам Бейойлу, Султанахмет и Галатасарай, лазили с Лёшей по магазинам на Истиклал Джадеши, ел вкуснейшие пирожные возле Галацкой башни, выдавал первые фразы по-турецки к всеобщему восторгу официантов, фотографировал рыбаков на Галацком мосту. Большим минусом города, несомненно, являются толпы испанских, японских, немецких  и прочих туристов, снующих везде с фотоаппаратами. Как следствие, настоящая атмосфера города скрыта где-то очень глубоко и далеко от Султанахмет.
Мне же в поездке, как и всегда, хотелось увидеть настоящие Турцию и Ближний Восток, пообщаться с водителями, продавцами, простыми встречными на улицах... мне хотелось понять и, главное, почуствовать их образ жизни, и их огромною и красивую страну. Долго не размышляя, на второй день в Стамбуле я пересёк Босфор, впервые в жизни ступил на берега Азии и отправился к окраинам мегаполиса. У въезда на автобан Стамбул - Анкара стоять пришлось с час, но лучше позиции не было. Наконец, меня подобрал дальнобой, едущий в порт в Измите... и начались сотни и сотни километров по дорогам Ближнего Востока, десятки машин, автобусов и грузовиков и твёрдое ощущение приключения, которое впредь не покидало ни на минуту.

But the little things they make me so happy
All I want to do is live by the sea
Little things they make me so happy
But it's good it's good it's good to be free

А дальше начался отрыв в плане автостопа. Мне хотелось ехать и ехать, хотелось меняющихся пейзажей, машин, погоды. Хотелось морского побережья, оргомных гор и бескрайних равнин. Неутолимая жажда стопа. В этой части будет в основном дорога, разбавленная чудеснейшей "лунной" Каппадокией.
Первое, что бросилось в глаза - в Турции отличное качество дорожного покрытия. Сначала на пустой фуре ехали по автобану, потом свернули на мелкие дороги вдоль Мраморного моря и портовых сооружений, потом порт Измит, мелкий грузовичок, местный торговец рапсом и вскоре я оказался на выезде из Измита на всё тот же автобан Стамбул - Анкара. Почему-то водители всё время показывали что выезжают в сторону Стамбула, в первые минут 40 думал что просто не везло. Потом подошел местный мальчуган, который на выезде продает воду и сладости. Подарил мне бутылку воды. Поболтали, он ушел. Затем вернулся подкурить - получил в подарок зажигалку. Следом пришел еще один, пофоткались, пообщались. К тому времени я уже понял что стою на северном выезде из города, отсюда ближе к Стамбулу, на Анкару надо было ехать на западный. Но перемещаться уже не хотелось и я надеялся что хоть кто-то да едет отсюда в Анкару. В результате был угощен обедом на соседней автостанции и взял билеты до следующего города на автобане(во всяком случае, я так думал) - Болу. Около 11 вечера я вывалился на пустынные улицы Болу, понял что город в стороне от автобана, но решил идти. Спать не хотелось и настроение располагало к ночному стопу.
Вышел из города, спросил у местных в какую сторону автобан. Показали направо, покрутили пальцем у веска и обозночали расстояние в 10 км. Как настоящий практик, я решил поверить лишь своим ногам и пошел. Километр за километром по неосвещенной дороге - не самое приятное занятие. На руке и рюкзаке висело по катафоту, может они мне и жизнь спасли. Сразу скажу, что в будущем я от таких глупостей решил воздержаться. Тем временем был угощен сладкой водой в неограниченном количестве на заправке, купил печенья и двинулся дальше по дороге. Из темноты навстречу выбежал ночной бегун, и я понял что я не один такой конченый. Вверх... вниз... вверх... первый час ночи... затяжной подъем... язык на плечах... до автобана по моим подсчетам осталось пару километров... меня догоняет ночной бегун. Поздоровался, поболтали минутку в силу моих скудных познаний в турецком и он снова удалился в темноту. Впереди тёмная фура, обхожу, высовывается голова: "Нереде? - Отобан Истанбул Анкара! - Анкара? - Анкара! - Гет ин". Ночной самостоп на тёмной дороге - такое только на Востоке бывает. Небиль оказался интереснейшим человеком, много ездит за границу и говорит немного по-русски и по-английски. До 4 утра мы ехали не по автобану, а по старым горным дорогам. Потрясающие впечатления: грохот, серпантины и лишь фары и огни грузовиков вокруг, иногда иранских - их легко узнать. В 4 утра остановились на стоянке для фур, пару часов передохнули и уже на автобан.
Когда я, наконец, засветло увидел центральноанатолийское плато, был ошарашен. Огромное сухое плоскогорье вокруг, безграничное и красивое. Мы пронеслись через столицу Анкару и дальше на юг, мимо Солёного озера. На километры и километры вдоль трассы растянулся этот... водоём? Воду я увидел только в центре, а так сплошь соль, белая соляная масса. Подъехали на стоянку, побродили по озеру. Соль влажная и можно взять щепотку. Потом снова на юг через выжженое солнцем плато. Постоянные остановки на чай, традиция всех турецких и не только дальнобойщиков.
Утро, ты на стоянке грузовиков посреди оргомного плато, пьешь горячий чай и тебя обдувает легкий ветерок. Ты просто сидишь и получаешь удовольствие от этого всего, ты никуда не спешишь и тебе не надо что-то за сегодня обязательно сделать. Тебе надо просто смотреть по сторонам и внимать окружающие тебя сегодня природу, язык, людей, страну. Ведь завтра всё будет совершенно по-другому и надо будет изучать снова.
Ни для кого не секрет, что турки страшно любят футбол - практически каждый водитель был болельщиком футбольного клуба. В Турции я был через месяц после Евро и каждый гордился своей сборной, тема футбола была одной из самых популярных. Небиль фан Галатасарая и назвал своего недавно родившегося сына(на тот момент малому было 25 дней) Ардой в честь хавбека "Сарая" - вот она истинная турецкая любовь к футболу! Несмотря на мой небольшой словарный запас турецкого и такой же его русского и английского, мы много чего обсудили. С помощью жестов и желания донести мысль можно рассказать всё, что угодно. Тем временем на горизонте показался Аксарай и пришло время прощаться. Теплом, как старые друзья, обнялись, пожали друг другу руки и с легкой грустью он сел в кабину, а я пошел за поворот - теперь мне снова на восток. В его красной фуре до сих пор болтается кисточка привязанная к магниту с надписью "Україна", удачи ему на дорогах! Через пару часов я был в Каппадокии, преодолев за 24 часа, от обеда до обеда, около 750 километров.
Долина Горёме. Долина около 20 километров в длинну, в которой разбросаны поселки с удивительной формы зданиями, их называют и "волшебными трубами", и "лунными пейзажами" и много еще как. Из-за мягкости породы ветер за тысячелетия превратил скалы в некие каменные грибы. Здесь можно в одиночестве разгуливать часами, есть всего пару мест скопления туристов на атобусах и концентрации дорогих отелей. Шагая по одной из многочисленных дорожек, познакомился с 50-летней австралийкой, бродили мы вместе часа полтора и нам было о чем поговорить. Она рассказала про автостоп в Австралии в молодости, про её любовь к Индии, в которой она была дюжину раз. Еще одно мимолетное, но очень приятное знакомство. Ночевал я в хостеле в пещере, предварительно поздним вечером вдоволь полазив по окружающим холмам.
На следующий день еще немного полазил по округе и отправился на юг через чудный город Nigde. Плато закончилось, мы снова перевалили горы, на улице становилось всё жарче. Грузовики сменялись один за другим, ночевал я уже на стоянке на ужасно ветренном перевале над Искендеруном на побережье Средиземного моря. Ужинали мы вкуснейшим кебабом и вся заправка слушала мои рассказы с помощью пары знающих русский водителей. В 6 утра на следующем грузовике я отправился вниз и совсем скоро в моём пасспорте появился штамп о выезде из Турции и впереди уже виднелась сирийская таможня Баб Аль Хауа. Но там уже совсем другая страна...

Мы подошли к самой трудной для меня части рассказа.
Лежащая между Средиземным морем и Тигром тоталитарная и древняя Сирия - воистину страна контрастов, впечатления о ней невероятно разнообразны и не вяжутся друг с другом. Позади оставалось уже 1340 километров пройденных от Стамбула, Турция, которая еще не Запад и уже не Восток. С пробитием въездного штампа рядом с сирийской визой для меня начался Ориент.
Моё знакомство с этим краем началось из окна автобуса, идущего в Алеппо(Халаб). И, к огромному моему удивлению, первое же впечатление породило мысли развернуться и отправиться обратно. Всюду разбросан мусор, поля усеянные пакетами, стройматериалами, много еще чем. Все мои представления о Сирии рухнули вмиг. В себя я пришел совсем скоро - уже через час мы оказались в Алеппо. Поселившись в "общежитии на крыше" в полном поляков хостеле, я отправился в город в надежде развеять мои негативные эмоции. Халаб с лихвой отплатил мне и к вечеру второго дня поверг меня в совершеннейший восторг. Эти тысячелетние узенькие улочки, колоритнейший базар (по моему мнению лучший, чем в самом Дамаске), красавица цитадель, со стен которой просто сдувает, и сирийцы - гостеприимнейшие люди. Они подходят на улице и заводят разговор, угощают чаем, гордо рассказывают про "Сурью" и расспрашивают тебя о твоих путешествиях, твоей стране. На протяжении поездки мне постоянно удавалось сдружиться с другими встреченными путешественниками, которые нередко оказывались поляками. Вечером мы курили вместе кальян среди полной сирийцев кальянной, а за окном шумели такси и громко звучала арабская речь продавцов фелафеля. Три дня в Алеппо пролетели в мгновение ока, пора было двигаться на юг.
На полдня заскочил в Хаму полюбоваться на "нории" - огромные деревянные колеса, предназначенные для подъема воды на акведуки. Некоторым из них больше 500 лет. Вечер на автовокзале в Хомсе, где со мной заговорил сириец оказавшийся студентом из Запорожья. Мир тесен, хотя встретить в Сирии выпускника украинского или российского ВУЗа - не редкость. Полночь я застал уже в одном из древнейших и легендарнейших городов мира. Димашк или Аш-Шам. Город-красавец, город американских машин 50-х, 60-х и 70-х, город намного более зеленый, чем Алеппо. О Дамаске ходит много легенд, но есть самая известная. Когда пророк Мухаммад со своей армией взошел на холмы над Дамаском, он замер от изумления. Перед ним лежал зеленый оазис посреди безликой и суровой пустыни. Мухаммад не вошел в Аш-Шам, сказав: "Мне дозволено попасть в рай лишь однажды". Первый мой визит в Дамаск длился лишь ночь, утром я отправился в Сеиднаю - второе святейшее место для христиан, здесь хранится икона Богоматери, якобы написанная самим Св.Лукой. Следом в деревню Маалюла, одно из немногих мест, где еще говорят на языке Христа - арамейском. Есть тут даже институт арамейского, но он был уже закрыт. Следующие два дня я провел в горах в монастыре наслаждаясь видом пустыни до горизонта, общаясь с новыми друзьями из Латинской Америки и Франции, отдыхая от пыли дорог и шума автомобилей.
И снова Дамаск. Три дня, три прекрасных дня в этом городе. С окраины я добрался в центр и был приятно удивлен уже дневным видом этого прекрасного места. В какой-то момент стены старого города появляются на горизонте, потом ты входишь через Bab ash-Sharqi, бродишь по Еврейскому и Христианскому кварталам, дальше улица Прямая, которая упоминается в книге Деяний Апостолов, бесчисленные медрессе и мечети, самый знаменитый базар Ближнего Востока Souq al-Hamidiyya и, конечно, она - третяя святейшая мечеть ислама, Мечеть Омейядов. В ней хранится волос из бороды пророка Мухаммада и голова Иоанна Крестителя. Она грандиозна, хотя по ощущениям и не превзошла Голубую Мечеть. Дамаск несомненно прекрасен, несмотря на то, что у меня осталось ощущение моей невнимательности к нему. Когда-нибудь он меня, думаю, еще много чем удивит.
Из Дамаска в сторону Иордании меня подобрал директор школы с тремя детьми. Заехали к ним в Аль-Кисуах, он открыл школу (на дворе был выходной) и провел мне экскурсию. Странное чувство, наблюдать рисунки и фотографии пионеров в красных галстуках на стенах школы в Сирии. Не смог я отказаться и от приглашения пообедать. Попадать домой к местным всегда интересно, вправду незабываемый опыт. Звали остаться на пару дней, но меня уже ждали по другую сторону Суеца, задерживаться я позволить себе не мог.
Попытка разменять доллары при прохождение сирийской границы вылилась в подаренные мне гражданином ОАЭ 500 фунтов (оказалось, у него бизнес в Украине и он лишь неделю назад вернулся отсюда). На такой мажорной ноте мое первое знакомство с Сирией подошло к концу... на горизонте развивались флаги Хашемитского Королевства Иордании.

Прошагав с километр по нейтральной территории до погранперехода, еще пару раз пересекшись и пообщавшись с интересным товарищем из ОАЭ, получив наклеечку в пасспорт, я стал двигаться вдоль трассы на Амман. Стоп сразу стал заметно сложнее, чем в Сирии. Сначала машина-деньгопрос километров на 20, потом старый-старый грузовик Мерседес, следом 33-х летняя желтая Мазда. Только мы тронулись на Мазде, как из-под капота повалил плотный дым. Долго не размышляя, мы срезали пару проводов, идущих к аккумулятору, и направились в Амман.
Часа два с половиной шагал я от пригородов к центру, в результате подъехал остаток на маршрутке. Если вы любите гулять пешком, то вам обязательно следует посетить Амман... и вы сразу разлюбите это занятие. Столица Иордании лежит на 19-и холмах и, скажу я Вам, ходить по ним в 40-градусную жару не самое большое удовольствие в жизни. Город я осматривал ночью и первую половину следующего дня (в основном в поисках посольства одного дивного государства, но я так до него и не дошел). В обед отправлялся мой автобус до Акабы, потому вторую половину дня взору открывались лишь виды с Пустынного шоссе. Монтонные пейзажи разбавлялись интересными беседами с подсевшим ко мне иорданцем. Парень лет 28-и, работал в Кувейте финансистом, родом из бедуинских районов в юго-западной Иордании. Беседа разворачивалась на хоть и ожидаемые, но от того не менее интересные темы отношений, значения семьи, ведения бизнеса в Украине и в арабском мире. К вечеру я уже был на берегу Красного моря. От Акабы проехал километров 8 на юг и на пляжике заночевал. Описать место и мои ощущения в тот вечер словами вряд ли возможно. Представьте - сидишь на пляже, всего в нескольких километрах за твоей спиной Саудовская Аравия: Мекка, Медина, Пустая четверть, арабские скакуны, нефтяные империи... Прямо перед тобой желтый шар через мгновение спрячется за горной цепью на Синайском полуострове - за горами Египет: Белая и Черная пустыни, Суецкий канал, Александрия, долина Нила, роскошные курорты и оазисы посреди песков... Правее огни большого города - Эйлат. Израиль: Иерусалим, Тель-Авив, Вифлеем, Палестина, сектор Газа... Рядышком, чуть-чуть правее: огни другого большого города - Акабы в стране песков, Вади Рама, Петры и бокситов... Сидишь себе на перекрестке Ближнего Востока, смотря на всё это великолепие, и растягиваешь момент в своей голове, как ребёнок клубничную жевательную резинку, в целую вечность.
Потом получение визы Египта в Акабе, тёмная история с попаданием в Израиль, русскоговорящий самостоп через Эйлат, граница, Таба, вечерний автобус. Автобус, который привезет меня в одну из самых запоминающихся недель в моей жизни...

"A chaotic, cacophonous and confidently charismatic city, Cairo can be hard work but boy, she's worth it. Her millions of children live in the shadow of the Pyramids, along the banks of the Nile, alongside the mausoleums of the dead and on the edges of her voracious urban sprawl. All have their complaints about pollution, traffic and overcrowding, but none of them would dream of leaving."
LP Middle East, 2006
Пустыня, закат, Порт Суец, ночной автовокзал... Каир, Аль Кахира, Мать Земли. Буквы и слова - инструменты, не способные передать даже часть моего восхищения Городом. Выбравшись из автобуса я направился в сторону метро, проходя под огромными эстакадами, переходя широкие шоссе и восхищаясь этим сумасшедшим, абсолютно хаотичным движением людей и машин в одном монолитном потоке. Остальной Ближний Восток кажется маленьким и уютным, здесь же ощущается вся монументальность города на который возложена роль столицы арабского мира.
Аль Кахира многим пришлась не по душе. Из-за шума, огромного количества людей, еще большего количества машин, которые и не подумают уступить дорогу, навязчивых владельцев лавок, которые пытаются затянуть к себе всеми правдами и неправдами - всё это здесь есть. Столица Египта не принадлежит к ряду популярных и красивых городов "народной любви", как Рим, Париж, Милан, Барселона, Вашингтон, Сан-Франциско... Она другая, у неё крутой нрав и её ослепительная восточная красота скрывается под хиджабом. Те, кто осмелятся туда заглянуть, найдут под ним смешение эпох и архитектурных стилей, на первый взгляд незаметное за чередой высоченных отелей и жилих домов, встретят невероятно приветливых египтян, и, поверьте, далеко не каждому из них на самом деле нужно что-то вам продать, игру в футбол в час ночи на поляне перед Могамма и офисом Лиги арабских наций, Нил, массу прогуливающихся по набережной и мостам посреди ночи людей, и... жизнь - на каждой улице, в каждом переулке, в любое время дня и ночи.
В общей сложности я провел здесь неделю, с перерывом на Александрию посредине. Этого времени не хватило практически ни на что - я не был в великом множестве мест, в которых хотел бы. Я гулял, гулял по мостам, по центральным и далеко не центральным районам, по острову Замалек, видел каирские мечети и медрессе в Хан аль-Халили, коптские церкви Святого Сергия и Подвесную церковь в южном Каире, гигантскую мечеть на северных окраинах, общался с веселыми студентами и разными интересными встречными, прятался от невыносимой жары в парках и садах поглощая литры и литры воды каждый день, пил вкуснейшие на Ближнем Востоке манговый фреш и тамаринд, ел свежую выпечку и шварму.
В Аль Кахире ты не есть сторонним наблюдателем, она принимает тебя в объятия как еще одного своего ребенка. Она стала квинтэссенцией Востока - она огромна, разнообразна и интересна и мне понадобится еще не одно путешествие туда чтоб я смог сказать, что видел Каир.

Автор: on_z_roadon_z_road

В один из дней, когда я расслабленно изучал Google.Earth, лениво двигая мышкой от Анголы к Островам Кука, и от Находки к Мадейре, заметил нечто, о...
Много говорится о том, что есть "хорошее" гражданство, а есть не очень хорошее. Имеется в виду в плане путешествий по миру. Три дня назад...
Первый вопрос который я задал когда увидел этот шпиль в центре Дублина:   - бывают ли здесь молнии? Но на моем пути повстречался...
Это не день победы над, это не день японской революции – это просто лето, а лето – сезон праздников, народных гуляний и фейерверков. Легенда гласит,...
Да, конечно, до Калифорнии далеко. Это - Yuigahama Beach!Синяя девушка - раздает на пляжу бесплатные рекламные пакетики с кремом от загара, белая...