Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20725)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Ирландия
(90 постов)
 
Всего постов

20725

Новороссийск

0
26 Мая 2009
andromeda
2
0

Новороссийск
Все-такие русские (включая "бывшие русские") портовые города - это совершенно особая тема. Я уже видел Севастополь, Керчь и Мурманск, а в глубоком детстве - еще и Петропавловск-Камчатский. И каждый представлял собой феерическое зрелище, каждый был абсолютно непохож ни на что, в том числе и на своих "собратьев". И Новороссийск - крупнейший торговый порт России и Черного моря - в этом ряду не исключение.

Новороссийск представлят собой феерическое зрелище, и тоже непохож абсолютно ни на что. Это не "второй Севастополь" и не "южный Мурманск". Это просто Новороссийск. В первой части (а всего их будет три) речь пойдет о городе в общем, и я покажу здесь дорогу к Новороссийску через горы и виды вокруг Цемесской бухты.
Новороссийск начинается задолго до собственно Новороссийска. Если ехать поездом, то вы не минуете Новороссийских тоннелей у поселка Верхнебаканский. Железная дорога сюда пришла в 1888 году, и примерно тогда же были построены два тоннеля длиной, соответственно, 1560 и 350 метров. Ехать по ним интересно: темнота, шуршание воздуха и редкие удары колес, похожие на удары молота. А на откртой местности поезд идет по краю горы, и виды из его окон - как с самолета.
Еще интереснее дорога от Анапы по шоссе. От самой Анапы (а ведь между городами час езды!) виден "шприц" - Новороссийская телебашня.
Новороссийск
Высота ее 261 метр, и стоит она на вершине горы, поэтому обслуживает довольно крупный район. Вместе с горой - выше, чем Останкинская башня. Это единственная в России за пределами Москвы железнобетонная телебашня (есть еще третья, недостроенная, в Екатеринбурге), и удивляет, во-первых, то, что она была построена даже не в областном центре, а во-вторых, что она была построена в 1994-1996 годах - в самое трудное время. Если верить Википедии, среди всех телебашен она 3-я по высоте в России (после железобетонной Останкинской и металлической Санкт-Петербургской) и 60-я - в мире.
Новороссийск
Башня расположена не в самом Новороссийске, а примерно в 14 километрах от центра города.
Новороссийск
Телебашня стоит на вершине хребта, и от нее, через перевал Волчьи ворота, начинается спуск к Новороссийску:
Новороссийск
Новороссийск
Очертаниями город напоминает перевернутую букву Y. Фрагмент до развилки - это так называемая Цемдолина, то есть долина речки Цемес, которая и дала название Цемесской бухте, вокруг которой вырос город. По Цемдолине ехать придется довольно долго, и здесь нередки мощные пробки. Западная сторона Цемесской бухты - это исторический и деловой центр города с крупнейшими жилыми районами. Горы здесь отходят от бухты весьма далеко, местность ровная и более удобная для жизни. Восточная сторона - узкая полоса у подножья Маркотхского хребта, и там расположена преимущественно промзона: 4 цементных завода, грандиозный элеватор с вокзалом у подножья и большая часть порта.
Вот так выглядят панорамы Цемесской бухты с западной стороны
Новороссийск
Новороссийск
Новороссийск
Маркотхский хребет - это часть Главного Кавказского хребта. Высота гор у Новороссийска - 500-700 метров.
Новороссийск
Характерный скайлайн горных вершин над портом
Новороссийск
Характерная особенность новороссийских гор хорошо видна на "длинных" кадрах - белые пятна карьеров. Ведь первый толчок к подъему Новороссийска дал не порт, а богатейшие залежи мергелей - оснвоного сырья для производства цемента. Еще с 1870-х годов здесь началось развитие цементной промышленнности, и ныне в городе действуют 4 цементных завода. Новороссийск - главный в стране центр этой отрасли, а неотъемлемая часть городского пейзажа - плотная белая пыль.
Новороссийск
Но все-таки в наше время Новороссийск - это в первую очередь морской порт, ставший в последние годы главным торговым портом России. Его годовой грузооборот сейчас - около 80 миллионов тонн. Для сравнения - грузообороты крупнейших в мире портов Шанхая, Сингапура и Роттердама - примерно по 360 миллионов тонн. Ну а на Черном море Новороссийский порт не имеет себе равных - даже Одесса с ее аванпортами далеко позади.
Новороссийск
Новороссийск
Новороссийск
Новороссийск
Увы, фотографии не передают всего величия Новороссийского порта. Однако то, что он здесь заметно крупнее, чем в Мурманске, видно сразу же. Еще более эффектно порт выглядит со стороны берега - но об этом в другой раз.
От штормов открытого моря Цемесскую бухту защищают два мола. Западный в длину более километра, восточный - около 800 метров. Западный мол начинается прямо у главной городской площади, и это лучшая смотровая площадка в Новороссийске.
Новороссийск
Но прежде, чем отправиться вдоль этого мола, следует рассказать еще об одном явлении, без которого потрет Новороссийска никак нельзя считать полным. Это - новороссийская бора. БорА - название характерных для многих регионов мира местных ветров "стокового типа": масса холодного воздуха как бы "стекает" с вершин гор к морю, и представляет собой настоящую "воздушную лавину". Иногда бора становится настоящим ураганом (на перевалах Маркотхского хребта наблюдался ветер скоростью до 60 м/с!), и нередко мощная бора приводит к большим человеческим жертвам и топит флоты (особенно катастрофическим был ураган зимой-2002). Кроме того, она способна вызвать суточный перепад температуры до 40 градусов, и зимой во время боры в Новороссийске нередко бывает и -30. В это время южный субтропический город страшнее поселков Северного Морского пути:
Новороссийск
Отсюда.
В день моего приезда с гор дул сильный ветер. Конечно, это была еще не бора, но тем не менее отдельные его порывы вполне могли бы сбить человека с ног. По молу против ветра я шел 20 минут, по ветру - не более десяти. Это было непривычно, но ощущения оставались незабываемыми. Причем ветер дул именно поперек бухты, с гор, и на восточной стороне не ощущался.
А рыбаки на моле как ни в чем ни бывало удили рыбу с бордюра:
Новороссийск
Виды с мола на порт, за которым находится элеватор - на момент постройки крупнейший в мире:
Новороссийск
Новороссийск
Виден за портом и Шприц:
Новороссийск
С мола хорошо видны кварталы западной стороны Цемесской бухты:
Сталинки на набережной у Морвокзала:
Новороссийск
Деловой центр с небоскребом рядом с ними:
Новороссийск
Многоэтажки ближе к окраине:
Новороссийск
Частный сектор и горы с радиолокационной станцией на вершине. За горами - Анапа:
Новороссийск
Вообще, Новороссийск кажется гораздо более крупным и "статусным" городом, чем он есть на самом деле. Он выглядит если не столичнее Краснодара, то уж точно не провинциальнее. Он гораздо круче Тольятти - крупнейшего "нерегионального" города России. С трудом верится, что население Новороссийска - всего 280 тысяч человек (а без пригородов - 230 тыся). Если бы я не знал, сколько здесь жителей, я бы мог принять Новороссийск за миллионник или хотя бы 600-700 тысячник. 500-тысячные областные центры выглядят куда провинциальнее и по масштабам новостроек, и по темпу жизни.
Вид от конца мола к началу:
Новороссийск
В конце мола - маяк:
Новороссийск
Рукой подать до окончания второго мола. Проход между ними - самые настоящие Морские Ворота России:
Новороссийск
Я заснял процесс пересечения этих ворот морским судном. Сначала ему навстречу из порта выходят буксиры:
Новороссийск
И ведут вдоль местного фарватера:
Новороссийск
Новороссийск
Проводят сквозь ворота. Флаг на судне турецкий.
Новороссийск
А вдали - открытое море. Отсюда этого не видно, но уже с Малой Земли можно различить десятки разного рода грузовых судов, стоящих на рейде:
Новороссийск

Новороссийск
Официально Новороссийск был основан в 1838 году и недавно отмечал свое 170-летие. На самом деле он старше еще на 100 лет - город у Цемесской бухты был основан турками как крепость Суджук-Кале в 1728 году. А вот до этого здесь жил мало кто: недолго просуществовала греческая колония Бата в античности и генуэзская фактория Батарио в Средние века, но в целом в Цемесской бухте люди селились неохотно - видимо, из-за боры.
Но парадокс в том, что Новороссийск нашего времени отличается от старого Новороссийска примерно так же, как тот - от Суджук-Кале. Оборона Новороссийска в 1942-43 годах, длившаяся 355 дней (дольше держался только Ленинград!) стала причиной того, что старый город исчез почти бесследно. Но это не значит, что смотреть в Новороссийске не на что.
Центр города - набережная и площадь около нее. Здесь сохранился единственный действительно интересный архитектурный ансамбль. Послевоенные сталинки, одни из красивейших в бывшем СССР.
Новороссийск
Новороссийск
Новороссийск
Новороссийск
К сталинкам вплотную примыкает современный деловой центр, уже достроенный, но еще не сданный в эксплуатацию.
Новороссийск
Стеклянная высотка - наверное, самое высокое здание в "нерегиональных" городах России:
Новороссийск
Новороссийск
Между деловым центром и сталинками находится Морвокзал с пассажирским причалом. У причала стоят "Кометы", какие-то катера, но самое главное - корабль-музей "Михаил Кутузов", настоящий крейсер.
Новороссийск
Построен он был в Николаеве в 1955 году, а в 2000-м был выведен из состава флота и переобрудован в музей. По-моему, это очень хорошее применение для списанного военного корабля: всяко лучше, чем металлолом или плавучее казино в Китае. Говорят, в Мурманске таким же образом превратили в музей первый атомный ледокол "Ленин".
Новороссийск
В историческом плане "Кутузов" ничем не примечателен, и даже в крупных боевых действиях никогда не участвовал (только огневая поддержка дружественных СССР сил в региональных конфликтах Холодной войны). Однако где еще у вас будет возможность посмотреть на крейсер и даже подняться на его палубу?
Новороссийск
Потрясает размер. На кадре выше он хорошо виден. Говорят, в высоту крейсер с 10-этажный дом, а в длину - как дом с 9-ю подъездами.
По трапу можно подняться на палубу. Посещение крейсера - с экскурсионными группами от 10 человек, а обслуживают его вполне аутентичные матросы (видимо, срочники). Мне не повезло, и дальше палубы я не прошел.
Орудия:
Новороссийск
Странные "узкоколейки" - это дорожки для сброса мин, которых крейсер мог нести до 70 штук.
Новороссийск
До этого в портах Кронштадта и Севастополя я видел только небольшие военные корабли и подводные лодки. Из отдельных достопримечательностей Новороссийска (то есть не считая самого городского пейзажа) "Михаил Кутузов" произвел на меня самое сильное впечатление. Поражает масштаб и мощь. А еще тот факт, что по классификации это "легкий крейсер". Что такое "тяжелый крейсер" или "линкор" - страшно даже представить.
По набережной и площади расставлены памятники:
Стела "Морской славы России":
Новороссийск
Памятник основателям города:
Новороссийск
Оригинальный "форт" со старыми пушками, очень красиво расположенный:
Новороссийск
И легкомысленная русалка на фоне зеленых гор:
Новороссийск
Здесь же - своеобразный музей под открытым небом: на специальных плитах сложены якоря, пушки, мины и многое другое.
Недалеко в городскую застройку вклинивается начинающийся у берега сквер, называющийся площадь Героев. Здесь находится мемориалы Победы:
Новороссийск
И уж не раз сфотографированный путешественниками Вечный огонь интересной конструкции:
Новороссийск
Отсюда мы отправимся в город. За стенами домов нет ветра, но жарко. А из улиц открываются непривычные для России виды:
Новороссийск
Новороссийск
Но надо сказать, что в _чисто архитектурном_ плане Новороссийск исключительно беден. В войну его раздолбали едва ли не сильнее, чем Сталинград. В центре города я не увидел НИ ОДНОГО дореволюционного здания, ближе к старым окраинам сохранились довольно примитивные домики, но они могли быть построены и позднее. О масштабах потерь говорит хотя бы такой факт, что город Черноморск из "Золотого Теленка" - это был именно довоенный Новороссийск! Но ведь его не узнать...
Новостройка "под модерн":
Новороссийск
Увы, центр города застроен преимущественно пятиэтажками, и лишь на улице Советов (главной) попадаются отдельные интересные дома:
Новороссийск
Новороссийск
Новороссийск
Но ради пейзажей и атмосферы можно простить архитектурную бедность. Где еще увидишь Ленина, глядящего на горы за Домом Советов:
Новороссийск
Неподалеку находится огромный Мефодиевский рынок и автовокзал. Около последнего, среди частного сектора и гаражей, чудом сохранился Успенский собор середины 19 века с новодельной пристройкой:
Новороссийск
Район автовокзала и рынка - главный транспортный узел Новороссийска. Отсюда маршрутки ходят по трем направлениям: в Цемдолину, на юг западной стороны и в Шесхарис - на юг восточной стороны. При этом, поскольку сами районы очень немаленькие, в каждый идет несколько маршрутов. Например, к Малой Земле удобнее всего добираться маршруткой №28.
Новороссийск
Лишний раз напоминать историю Малой Земли вряд ли стоит. Один из самых иррациональных эпизодов Великой Отечественной, когда командование по сути дела провалило операцию по захвату западной стороны, но 275 десантников под командование Цезаря Куникова, которые должны были не более чем отвлечь удар немцев перед высадкой основных сил, закрепились на маленьком плацдарме и держали оборону 225 дней. В итоге о том, что на самом деле операция была провалена, вспоминают в основном либеральные правдюки, а о том, что здесь произошло самое настоящее чудо - помнят и без "мемуаров" Брежнева.
За время обороны на каждого защитника Малой Земли было сброшено в среднем 1,25 тонн разных боеприпасов. Существовал когда-то грустный исторический анекдот: "Один ветеран - другому: Пока ты в Сталинграде отсиживался, я на Малой Земле воевал!". Страшно...
Мемориал Малой Земли - самая известная достопримечательность Новороссийска:
Новороссийск
Он и сделан весьма сильно - но слишком уж много я видел его на фотографиях раньше:
Новороссийск
Новороссийск
Недалеко от мемориала - музей военной техники, остатки валов турецкой Суджук-Кале, которая стояла именно здесь, и церковь Новомученников Российских на улице Героев-Десантников:
Новороссийск
Отсюда виден и рейд с десятками судов - но заснять его невозможно, 12-кратный зум не справляется с морской дымкой. А из под арки Малой Земли я увез "сувенир" - несколько гладких, обточенных волнами. разноцветных камней. 
Новороссийск

Новороссийск
Далее о восточной стороне Цемесской бухты. Здесь горы подходят к морю почти вплотную, а их склоны богаты мергелем - сырьем для производства цемента. На восточной стороне почти нет жилых районов, но есть военные мемориалы и мощнейший индастриал. Вообще, действительно зрелищной промышленности на Русском Юге очень мало, и пожалуй, Новороссийск - единственный южный город, где промзону можно считать полноценной достопримечательностью. Но осматривать все это очень трудно: здесь нет ветра, который спасает от жары на той стороне бухты, а воздух наполнен цементной пылью.
Вот так выглядит шоссе, ведущее на восточную сторону с западной. Виден гигантский элеватор, а вокзал у его подножья не виден вовсе.
Новороссийск
Шоссе идет параллельно порту, и виды на крупнейший порт страны с берега ничуть не менее впечатляющее, чем с моря:
Новороссийск
Новороссийск
Новороссийск
Способы подойти к ЖД-вокзалу сначала найти довольно трудно. Быстрее всего - по улице Магистральной, около которой висит вывеска "Зона таможенного контроля". Там вы выйдете к путепроводу, с которого к тому же открывается лучший вид на вокзал и Элеватор:
Новороссийск
Построенный в конце 19 века, Элеватор на тот момент был крупнейшим в мире. Сейчас он однозначно крупнейший в России, размером примерно как европейские кафедральные соборы. Вокзал, хотя и сам по себе небольшой, с Элеватором соотносится примерно так же, как Элеватор - с горами.
Новороссийск
Новороссийск
Чуть дальше - небольшой жилой район, в котором мне запомнилась странного вида церковь. Возможно, армянская.
Новороссийск
Еще одно сооружение, похожее на обезглавленный костел, стоит чуть поодаль. Я его заснять не успел. Теоретически, в этих краях имеется полуразрушенная дача Голицына начала ХХ века. Может быть, "костел" - это она в воставновленном виде? Не знаю... Мой путь лежал дальше через промзону, к мемориалу "Рубеж Обороны".
С восточной стороны Цемесской бухты почти подряд стоят три гигантских цементных завода. Главный - "Новороссцемент" с тремя высокими трубами.
Новороссийск
Эти трубы кажутся игрушечными лишь на фоне гор. На самом деле они высотой не меньше сотни метров. Но еще интереснее хорошо видимые на верхнем кадре горизонтальные трубы - это крутящиеся печи, в которых происходит обжиг мергеля. Они действительно поворачиваются - медленно, тяжело, с характерным гудением и скрипом. И это зрелище слегка гипнотизирует.
Новороссийск
А над заводом - карьеры, с гор будто содрана шкура.
Около этого завода находится разрушенный в войну ДК Железнодорожников. Его руины, изрешеченные пулями и осколками, были сохранены после войны как памятник, по типу Мельницы в Волгограде. Открытие этого ДК планировалось на 22 июня 1941 года...
Новороссийск
Новороссийск
Участок местности вокруг фантастически неухожен. Может быть, специально. Но полное ощущение, что ты попал в настоящий разрушенный войной город. Очень похожие пейзажи можно было видеть в недавних хрониках из Цхинвала.
В нескольких сотнях метров от руин ДК находится мемориал "Рубеж Обороны", представляющий собой 40-метровую плиту, перекинутую через шоссе:
Новороссийск
Дальше этой черты за все 355 дней обороны Новороссийска немцы не прошли ни разу. Фактически, они контролировали 90% города, кроме последнего цементного завода. Дальше на юг вдоль побережья война не зашла.
Новороссийск
С другой стороны:
Новороссийск
Рядом с мемориалом еще один подленник - остов вагона, использовавшегося как баррикада. Металл на его колесах оплавлен.
Новороссийск
Дальше - еще один цементный завод. Вот так этот район выглядит с Малой Земли:
Новороссийск
А так - вблизи:
Новороссийск
Новороссийск
Новороссийск
Опять те же крутящиеся печи. Устройство завода хорошо видно на плакате внизу:
Новороссийск
Дальше находится район Шесхарис, в который от рынка ходит маршрутка №11. Застроенный в основном частными домами, Шесхарис примечателен своим нефтеналивным терминалом.
Новороссийск
Новороссийск
Шоссе отсюда уходит дальше на юг, в Геленджик, в Туапсе, в Сочи, в Абхазию... От Малой Земли хорошо видны далекие горы в морской дымке:
Новороссийск
Там начинаются субтропики. В этих горах  - трехтысячелетние дольмены, водопады и реликтовые рощи, у их подножья - курортные городки и пляжи. Но все это - "совсем другая история". Когда-нибудь, тоже в несезон, я вернусь в Новороссийск, чтобы отправиться вдоль этих гор, до Сочи или до Сухума...
 


Автор: varandejvarandej

Похожие темы

Было решено съездить в Новороссийск и Геленджик на пару дней. Около 5 утра наш поезд прибыл в Новороссийск...  И мы пошли в сторону...
11 Июля 08
2
В Новороссийск я приехал мартовским, непривично солнечным и тёплым для жителя северных болот, утром. В Питере ещё не растаял снег, в Ростове...
13 Апреля 10
0
У Новороссийска три основных лица.  Первое – это город воинской славы. Об этом напоминают много численные памятники, расставленные по...
05 Октября 08
0
Первый вопрос который я задал когда увидел этот шпиль в центре Дублина:   - бывают ли здесь молнии? Но на моем пути повстречался...
23 Мая 09
1
В северной части Черноморского побережья Кавказа, на берегах Цемесской бухты, глубоко вдающейся в материк, стоит город Новороссийск - крупнейший...
28 Апреля 08
0