Для более удобной навигации и больших возможностей, зарегистрируйтесь на сайте
  • Отчеты (20726)
    Всё интересное и новое
  • Видео (52)
    Видео из путешествий
  • Места (3228)
    Куда можно поехать
  • Люди (2557)
    Пользователи и рейтинги
   
    
Литва
(146 постов)
 
Всего постов

20726

Зосимова пустынь

0
22 Апреля 2009
Саша_Лена
1
0

«Зосимова пустынь» – эти слова поселились в моей памяти еще до того, как я научилась понимать, что они обозначают.
Мир, в котором я родилась,  впервые отпечатался во мне солнечным летним беззаботным упоительным днем  лужайкой  в дачном поселке рядом со ж/д станцией «Зосимова пустынь».

 

Удивительно и чудесно, что она сохранила свое название в период воинствующего атеизма и ее не переименовали в какую-нибудь платформу «Краснопролетарскую».

Приехать и увидеть, что же такое Зосимова пустынь, нам удалось только недавно, ранней весной, почти зимой.

Окруженный лесами, небольшой бедный поселок и колокольня среди соломенных всклокоченных после долгого сна полей – вот что мы увидели первым делом.

 

 

Напротив монастырской стены раскинулась гора мусора возле странных кирпичных развалин с бахромой сосулек…

 

 

 

 

 

 

 

Зато сам монастырь беззащитный и трогательный своей обнаженной пустынностью, с  ремонтом главного розового храма и  всего несколькими путешественниками в нем, заставил сердце вздрогнуть от какой-то странной узнаваемости.

Неожиданно приятным оказалось и то, что все  вокруг укутано редкостным покоем…

Лишь слегка подрагивало отражение колокольни в лужах талой воды среди остатков сугробов. 

Очень медленно, почти не изменяясь, поворачивалось с боку на бок время, завораживая и расслабляя отсутствием ритма нас, жестко подчиненных ему в городе. Может быть, это был привет от той самой лужайки моего детства?:)

История пустыни довольна интересная, странно, что нам так мало известен необычный старец Зосима, основавший обитель. Мы хорошо знаем Серафима Саровского, Сергия Радонежского и много еще кого, но не этого великого своими делами старца.

 

В далеком 18 веке потомок одного славного рода, сын смоленского вице-губернатора, покинув военную службу, в самый разгар своей яркой молодости, 19-ти лет, удалился в монастырь на Ладожском озере. Суровость устава, климата и окружающей природы стали хорошей школой начинающему монаху.

Ревностно и смиренно исполняя все послушания, даваемые ему, юноша заслужил любовь братии и  получил при постриге имя Зосимы.

 

Не терпя людской суеты, Зосима и его духовный наставник, с благословения старца Адриана, отправились в холодную и далёкую Сибирь, ища уединенного и строго жития. После различных мытарств, уходя от людской славы и постоянно стяжая ее, едва не погибнув в тайге, он и его наставник, устроили себе кельи в пустынной, тяжёлой для человеческого обитания местности. Но и сюда вскоре устремились люди за словом истины.

 

Спустя годы митрополит московский свт. Филарет предоставил Зосиме келью в Чудовом монастыре, а по прибытии его духовных чад из Сибири, благословил открытие новой обители  в пределах Московской епархии.

 

Благочестивая москвичка Бехметьева отдала земли (бывало же такое когда-то?!),  на которых отец Зосима собственноручно построил небольшую деревянную часовню и освятил её в честь Смоленской иконы Божьей Матери, называемой Одигитрией, которую сам старец, уроженец Смоленска, особенно почитал.

 

Новой обители весьма трудно приходилось. Крайне скудное, топкое место, отсутствие хороших дорог и населённых мест делали жизнь сестёр и их старца невыразимо тяжелой. Но много  раз в истории Церкви обители, основанные в пустынных и непроходимых дебрях, превращались  в ухоженные и прекрасные для жизни места. Под мудрым управлением старца молодая община стала постепенно обустраиваться. Возвели деревянный корпус для жилья и ограду, выкопали колодец. Сам отец Зосима подавал пример трудолюбия, работая мотыгой и топором.

 

24 октября 1833 года старец Зосима скончался. Его жизнь оставила глубокий след в русском сознании. Есть мнения некоторых учёных о том, что образ старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского навеян не только преподобным Амвросием Оптинским, но и отцом Зосимой.

 

Рукотворным памятником старцу стала его обитель, Троице-Одигитриева Зосимова пустынь, открытая, однако, только через десять лет после его кончины. В 1838 году на средства грузинского царевича Ираклия и царевны Фамари над его гробом был воздвигнут храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

 

Вскоре на средства купца С.П.Лепёшкина и других благочестивых мирян в обители возвели каменную ограду и несколько келейных корпусов. В 1852 году в честь Смоленской иконы Божьей Матери был освящён второй храм общины, куда перенесли чтимый образ Пресвятой Девы. Во время наполеоновского нашествия крестьяне расположенного в пяти километрах сельца Архангельского скрывали эту икону в густом лесу, как раз в том месте, где старец Зосима впоследствии положил начало своей обители.

 

Во времена расцвета в Зосимовой пустыни имелись странноприимный дом, где кормили всех приходящих к святыням обители богомольцев, больница и богадельня, содержавшиеся на средства монастыря.

Значительные суммы тратились на помощь неимущим крестьянам, на милостыню нищим и всем нуждающимся. Кроме того, в принадлежащем монастырю московском доме, на Плющихе, жили бедные девочки и девушки, получавшие от монастыря средства к существованию.

 

После революции монашки пытались приспособиться к новым правилам игры и создали колхоз, но, несмотря на большие урожаи, в 1928 году игуменью Афанасию, председательницу колхоза, и ее помощницу Евдокию арестовали и отправили в ссылку, в которой они погибли. В 2000 году они были причислены к лику святых новомучеников и исповедников российских.

На территории монастыря разместились инвалидный дом и клуб «Смычка». Погибли иконы, колокола и книги, было разорено монастырское хозяйство. В тридцатые годы разрушили храм Смоленской иконы Божьей Матери.

В храме Рождества Иоанна Предтечи устроили водонапорную башню и склад, а главный собор обители – Троицкий – обезглавили и превратили в клуб.

Мощи старца Зосимы были перезахоронены на монастырском кладбище, которое впрочем, тоже оказалось полуразрушенным.

 

В 1968 году в бывшем монастыре разместился пионерский лагерь «Бекасово».

 

В 1990 году монастырь вернули Русской Православной Церкви как подворье Новодевичьего монастыря. С тех пор несколько монахинь потихоньку восстанавливают пустынь.

Похожие темы

Французский униатский монастырь св. Иоанна Предтечи, недалеко от Эйн-Карема.Располагается на месте, где, по преданию, праведная Елисавета спасалась...
19 Июля 08
0
За окном морось и холод, даже не верится, что считанные дни остались до наступления лета. Быть может, именно погода и подтолкнула меня просмотреть...
28 Мая 10
0
Очень часто православные монастыри основываются на местах, где была чудесно явлена какая-либо икона или, например, долгое время жил в скромной...
05 Февраля 11
0
                        ...
20 Января 07
0
Мы держали путь из Твери на озеро Селигер, чтобы посмотреть монастырь Нилова Пустынь, а на обратной дороге свернули и проехали 2 км до города...
04 Мая 13
0